Вера имеет два вида. Мы назовем первую из них верой в Бога, а вторую – верой Богу. Первая ограничивается признанием существования Творца, но совсем не обязательно, что влияет на жизнь. По словам Библии , такую веру имеют и бесы: «И бесы веруют, и трепещут» ( Иак. 2, 19 ). Она не является совершенной, и человек не может угодить Богу, имея только такую веру. Второй тип веры предполагает доверие к словам Создателя и отказ от самонадеянности, активный рост в любви. Именно такая вера спасительна. Тот, кто, желая жить праведно, хранит Православную веру, может все. Господь сказал: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “«перейди отсюда туда”», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф. 17, 20 ). Главное, чтобы желание это не противоречило воле Бога. И это не выдумка! Однажды к преподобному Марку Фраческому пришел авва Серапион, и преподобный Марк, расспрашивая его о состоянии Церкви, спросил: «Есть ли среди христиан те, кто имеет такую веру, что могут и горе сказать: “Перейди отсюда туда”?» И при этих словах гора, на которой они сидели, сдвинулась в сторону моря на два с половиной километра. Увидев это, преподобный Марк сказал горе: «Это я не тебе сказал, но беседую с братом. Стань на место!» И она немедленно вернулась обратно. Так что вера может творить чудеса, но не сама по себе, как думают некоторые заблуждающиеся, а Божией силой, потому что она привлекает к верующему благодать Всемогущего Бога, но при условии, что вера эта – Православная. А Православной вера является тогда, когда точно следует Откровению Бога, ничего не прибавляя к нему и ничего не убавляя. О Боге Теперь надлежит сказать несколько слов о том, кто такой Бог , в Которого веруют христиане. Сейчас мы введем только общие понятия, которые будем раскрывать дальше. Итак, Бог – это Дух единый, вечный, бестелесный, невидимый, непостижимый, неизменяемый, всеблагой, святой, всеправедный, вездесущий, всемогущий, всеведущий, любящий, премудрый, вседовольный, ни в чем не нуждающийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вслед за пророками Священного Писания, вслед за Самим Господом он призывал своих соотечественников и современников, а также и нас с вами сделать свою веру, свое христианство внутренним, сердечным. Таким, которое проникло бы в нашу совесть, в нашу мысль, в нашу жизнь, а не оставалось только на языке и в руках, когда мы совершаем крестное знамение, носим крест на груди и только поэтому называем себя христианами. Эта ложная внешняя вера способна причинить вред не только тому человеку, который вот так, внешне Богу служит и тем Его оскорбляет. Она может посеять соблазн кругом! Один грех накладывается на другой. Потому что такой человек, живущий в своем доме, в своей семье, ходящий на свою работу, всюду встречается как христианин. На него все смотрят; на любую бабушку смотрят — вот она православная, вот она ходит в храм, и какой же мы ее видим? Так спрашивают внешние люди. Но, оказывается, она просто ходит. Пришла сюда, постояла, поумилялась, может быть, и слезу пролила, послушав пение, и вернулась домой, к людям, неся в себе зло, которое не вычистила, не вырвала из своего сердца. И таким образом через нее хулится вера Христова. Потому что люди говорят: «Вот что она вынесла из храма Божия!» Так, дорогие мои, как опасна вера внешняя, формальная. Поэтому нам нужны истинное христианство и истинная вера, о которой учил нас святитель Тихон Задонский. И в день его памяти мы все должны просить его (ибо святые продолжают молиться за тех, кого они покинули в этой жизни) о том, чтобы он, ставший в мире светочем, светом, святителем, и нас наставил, укрепил и научил исполнять волю Христа Спасителя, Который сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного!»  Аминь. Пророка Самуила 2 сентября Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Церковь празднует память пророка Божия Самуила. Жил он очень давно, за много веков до Рождества Христова, и, конечно, в его время люди еще не знали ни Закона Евангельского, ни правды Христовой, и вера им как бы только–только начинала светить, как солнце до своего восхода первыми лучами зари освещает землю. Так было и тогда, когда жил пророк Божий Самуил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Господь призывает нас молиться обо всем, чего бы мы ни захотели. Он говорит: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18. 19-20). Мы молимся за Божественной литургией и за другими богослужениями, и знаем, что эта молитва доходит до Бога. Даже если не всегда наши конкретные прошения исполняются Господом, потому ли, что Бог этого не хочет, или потому, что вера у нас слабая. Но Господь напоминает нам через сегодняшний случай, о котором мы слышали в евангельском чтении, о том, что очень многое в жизни человека зависит от веры. И даже вера с зерно горчичное, то есть вера, казалось бы, небольшая и некрепкая, способна творить чудеса, если человек уповает не на свои силы, а на Бога. Еще сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о том, что бесы могут быть совсем рядом с нами и готовы вселиться в нас, если мы откроем для них двери. И надежной защитой от бесовских поползновений является вера, а также молитва и пост. О чем Господь и сказал Своим ученикам: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17. 21). Мы только что завершили Успенский пост, но не прекращаем соблюдать постные дни, установленные Церковью. А молиться Господь призывает нас постоянно. И апостол Павел напоминает нам о том, чтобы мы непрестанно молились. Три оружия, которые мы имеем – вера, молитва и пост – побеждают демонов вокруг нас, которых очень много. Они, может быть, не так видны, как это было в древние времена, когда бесы вселялись в людей, когда бесноватые ходили по городам, кричали разными голосами. Сейчас бесы научились действовать по-другому. Они воздействую на человека через средства массовой информации, через интернет, через разную развращающую душу пропаганду, через то, что грех узаконивается, возводится в норму, и через многое другое. Особенно опасны эти бесовские поползновения для молодых, еще не окрепших в вере людей. Вот почему мы всегда особо усердно молимся за детей и молодежь. Вот почему Церковь должна прилагать особые усилия для того, чтобы дети и молодые люди не отошли от Бога, не поддались влиянию бесовских сил и сохранили крепкую веру, которая пригодится им на всю жизнь до глубокой старости.

http://mospat.ru/ru/news/87928/

И апостолы преобрели эту веру и передвигали горы и изменили лицо земли. Но и у великих учеников Христовых великая вера явилась не сразу. Господь обличал их неверии, и вместе с отцом бесноватого отрока, которого они не могли исцелить, каждый из них повидимому был должен воскликнуть: «верую, Господи! помоги моему неверию» ( Мрк. 9, 24 ). Они говорили Господу: «умножь в нас веру» ( Лук. 17, 5 ). Евангельская история представляет нам, что вера учеников Господа не возрастала непрерывно, и не восходила от силы в силу непрестанно. Когда Господа не приняли в самарийском селении, Иаков и Иоанн уверенно предложили Ему, что они низведут огонь с неба, который истребил бы это селение ( Лук. 9, 54 ). Очевидно, они чувствовали в себе ту веру, которая двигает горы. Семьдесят учеников, возвратившись из посольства, с радостью возвестили: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» ( Лук. 10, 17 ). Позже, – мы видим, апостолы по неверию не могут исцелить бесноватого, еще позже видим уныние и отречение Петра и разсеяние апостолов. Так, вера великих благовестников христианства подвергалась и искушениям и колебаниям, пока наконец не сделалась совершенной и непоколебимой. В настоящее время в христианском мире вера есть благодатный дар, получаемый вместе со святым крещением. Христианские дети тверды в вере. Но вере большинства суждено пройти чрез испытания. Мыслителю они являются в виде умственных искушений, человеку практических забот в виде нравственных невзгод и мнимых или действительных несправедливостей. Только жизнь немногих проходит озаренная вся ровным и непоколебимым сиянием негаснущего света Христова. Но вера должна быть уделом всех. Искушения должны быть препобеждены. «Верен Бог , говорил апостол, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Коринф. 10, 13). Обязанность всякого человека пожелать веры, как истинного блага, и употребить должные нравственные усилия, чтобы приобрести таковую, чтобы стать достойным сосудом Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Какие же средства существуют для того, чтобы верующий христианин с помощью их мог укрепить в себе христианскую надежду до степени совершенной? Средствами таковыми служат: молитва и жизнь по заповедям Христовым. Сам Господь наш Иисус, Христос говорил, что молитва имеет великую силу для укрепления надежды. Он так утешал Своих учеников: еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне И аще чесо просите во имя Мое у Аз сотворю ( Ин.14:13–14 ). Возлюбленный ученик Господа Иисуса Христа, св. апостол Иоанн Богослов согласно со Спасителем говорит: «Вот какое дерзновение мы имеем к Нему (Сыну Божию), что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него». ( 1Ин.5:14–15 ). Воля Бога такова, чтобы мы спаслись. Если же просим о спасении, то, значит, просим согласного с волею Его. В таком случае Он слушает нас и готов исполнить наше прошение. Посему то св. апостол Павел и пишет христианам: «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь... Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». ( Флп.4:4–6 ). Нужно ли говорить о том, как христианская надежда укрепляется чрез исполнение Христовых заповедей? Сам Господь Иисус Христос изрек: аще кто Мне служит, Мне да последствует и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой ( Ин.12:26 ). Он уже именует блаженными тех, которые пожелают исполнять Его известные заповеди о блаженствах ( Мф.5:2–12 ). Если бы кто-нибудь из вас, братие, пожелал спросить, какое значение имеет надежда христианская в деле нашего спасения, то мы ответили бы, что она столь же важна, как вера и любовь. Святый Апостол Павел прямо говорит: ныне пребывают вера, надежда и любы, три сия ( 1Кор.13:13 ). Все виды христианских добродетелей сводятся к этим трем добродетелям. А между ними существует внутренняя неразрывная связь. Вера составляет основу спасения. Без нее нельзя угодить Богу. Но кто из верующих стал бы угождать Богу, если бы не надеялся получить спасения? Вера открывает нам Господа Бога, Его свойства, промышление о мире, дело спасения и освящения. Надежда все сии предметы веры приближает к нашему сердцу. Верою познаем мы, что Бог всемогущ, всеблаг, истинен и верен в своих обетованиях, что Он есть Промыслитель, Спаситель и Осветитель наш. Имея же в сердце надежду, мы утверждаем, что Бог благ именно к нам, что Он, будучи всемогущим, все может сделать для нас и даже хочет, чтобы мы спаслись. Так-как Господь Бог един есть Спаситель наш, то все обетования Его именно нам принадлежат. Надежда присвояет нам Бога, как высочайшее наше благо и виновника всех наших благ. Без надежды вера будет в нас мертва, холодна и не возбудит любви к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«корысть» это устаревший синоним ко все той же «пользе». А слова «бесполезная вера», применительно к христианству, как их ни поворачивай –  очевидный абсурд. Речь может идти лишь о характере этой пользы. И вот тут уже с полным основанием можно говорить об очень существенном расхождении представлений верующих людей насчет того, какой же пользы нам следует просить у Бога в молитве.  Евангельская максима в этом отношении известна всем: …не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф 6:31-33) .  Но что же означают эти слова – искать Царства Божия? Если говорить очень кратко, то речь здесь идет о восстановлении связи человеческого духа с Духом Божьим, которая была разрушена в грехопадении, об исцелении самой нашей природы, существенно поврежденной вследствие разрыва этой связи. В христианском предании Церковь часто сравнивают с лечебницей, а Христа – с врачом. Но получить исцеление в этой лечебнице возможно только одним способом – через веру в Божество Христа. Вера твоя спасла тебя - слова Господа, повторяющиеся в Евангелии несколько раз. Их услышал слепой Вартимей перед тем, как прозреть (Мк 10:52); они звучали над исцеленной кровоточивой женой (Мф 9:22); ими напутствовал Христос прокаженного самаритянина, очищенного от этой страшной болезни (Лк 17:19). В этих словах содержится исчерпывающий ответ на все вопросы о «пользе веры»: вера – спасает. А настоящий христианин – лишь тот, кто увидал себя больным, погибающим, нуждающимся в спасении. И польза, которую он желает извлечь из своей веры, достаточно проста и очевидна: вернуть здоровье, Исцеление расслабленного в Капернауме. Мозаика. VI в. избавиться от болезни, прекратить мучения. Если же этого стремления нет, тогда вера человека действительно –  некий вариант мировоззрения, не предполагающий обращения к Богу с просьбой о чем-либо, а лишь – пассивное приятие всего, что посылает жизнь, с убежденностью, что все происходящее с ним – от Бога. Но это уже не христианство, а скорее – вера древнегреческих               философов-стоиков, считавших, что действия людей отличаются не по тому, свободно или не свободно они совершаются (для стоиков все они происходят и могут происходить только по необходимости), а лишь по тому, каким образом — добровольно или по принуждению — сбывается и исполняется неотвратимая во всех случаях и безусловно предназначенная нам необходимость. Как говорил Сенека «Кто согласен с судьбой, того она ведет. Кто не согласен, того она тащит». Но, к слову сказать,  даже в такой стоической вере тоже можно усмотреть определенную пользу: она помогает человеку оказаться «ведомым», а не «тащимым». Что, безусловно, куда более приятно и куда менее травматично.

http://foma.ru/o-polze-bespoleznogo.html

...Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас 9 . Преподобного Сергия эти слова святого апостола Павла воодушевляли на подвиги, он устремлялся к почести вышнего звания, подобно Аврааму, ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог 10 где будет такая жизнь, о которой написано в Слове Божием, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его 11 . Поэтому он непоколебимо стоял на своем пути, и, когда его искушали бесы, являясь ему в образе зверей, гадов или литовских воинов, устрашая его гибелью и смертью , преподобный Сергий молитвою к Богу прогонял эти бесовские полчища, веруя в Божественную помощь, которая его никогда не оставляла. Одно молитвенное воззвание к Богу обращало в бегство полчища бесовские! Так вера содействовала преподобному Сергию в его пустынном житии, и не только в перенесении непосильных подвигов, но и во всем, решительно во всем. Та же вера воодушевляла прежде мучеников неустрашимо идти на смерть ради Христа и увенчивала их победными венцами на небесах. Мы с вами, дорогие братия и сестры, плывем по житейскому морю, и, для того чтобы безбедно достигнуть тихого пристанища в вечности, крайне необходимо всем и каждому из нас иметь веру в Господа Иисуса Христа. Ничто так не противно врагу нашего спасения, как наша крепкая, живая вера в Господа и Спасителя нашего. Потому-то и воздвигает он на нас противный ветер и со стороны плоти, и со стороны мира. Верующий спокоен от простоты своей веры, но враг или всевает в него сомнение, или наводит его на людей, которые сами либо сомневаются, либо совсем не веруют, или знакомит его с какой-нибудь книгой, в которой вера отвергается либо подвергается сомнению. И так верующий до этого человек, спокойный в своем уповании, оказывается в опасности потерять свою веру, если не воззовет он к Господу о помощи. Бывают и другого рода искушения, когда верующие наслаждаются покоем и счастьем в своей семейной и общественной жизни, но враг спасения расстраивает их семейные отношения, производит нестроение на общественной службе, воздвигает недоброжелателей там и здесь, подстрекает гонителей и притеснителей веры. И вера сих людей, обуреваемых неприятностями и несчастьями, подвергается страшному испытанию. Они бывают даже готовы оставить свою веру, чтобы избавиться от скорбей. И благо человеку, если он найдет в себе духовные силы противостоять этому искушению и в напастях сохранит веру, иначе вместо желаемого избавления от временных бед он может погибнуть навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Потому мы все нуждаемся в укреплении нашей веры. Ибо от этого дара зависят все другие наши дарования. «И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру». Наверное, мы не молимся такими словами и с такой силой, но мы не можем не признать, насколько мала порой бывает наша вера, и насколько беспомощными оказываемся мы перед непреодолимой трудностью установить твердую связь между верой и жизнью. Господь знает, что вера Его учеников слаба и мала. Она не достигает даже размера горчичного зерна. В то время, как нет ничего невозможного для истинной веры, когда она вся устремлена к служению славе Божией. Она может даже смоковницу, растущую в земле, пересадить в море. Как обрести такую веру? Прежде всего, мы должны ясно осознать, где мы находимся. Вера – это предстояние рабов Божиих пред Богом. И мы не можем быть на равных с Ним. Тем более, не можем требовать от Бога, чтобы Он был послушен нашему видению и нашим замыслам. Многие трудности в вере возникают именно из-за этого. От Бога ждут, что Он будет всемогущим исполнителем всех наших обетов и желаний. Бог будет нашим Богом, если Он будет исполнять нашу волю. И тогда – как легко и просто будет веровать в Него! Но если бы Бог был слугой человека, Он не был бы Богом. И не было бы смысла веровать в Него. Потому что рано или поздно мы предстанем перед реальностью Бога, перед тайной Его советов, и увидим, что они не имеют ничего общего с тем, что мы хотим. И тогда мы откажемся от Бога, мы перестанем веровать в Него – то есть не будем предавать Ему свою жизнь с доверием. Мы хотели Бога по нашему образу и подобию, и вот, пришел день, когда мы убедились, что Бог – совсем другой, и мы не хотим больше Бога. Осознание этой главной опасности и может стать точкой опоры, из которой будет произрастать наша вера. Пусть эта точка – меньше зерна горчичного, но в ней уже присутствует истинное общение с Богом. Господь говорит Своим ученикам, что вера умножается не благодаря созерцанию великолепных чудес или ослепительных событий, вызывающих у нас все новые и новые потрясения. Он берет пример, знакомый всякому трудящемуся человеку, раба пашущего или пасущего, который по окончании одного служения должен переходить к началу другого. Нашей главной заботой должно быть хранение истинных отношений с Господом. Ему должны мы предоставлять дар нашего утешения. Никакой раб не может ожидать, что его господин скажет ему: «Пойди скорее, садись за стол». Время дается нам, чтобы мы исполнили наш дневной труд. Позаботимся об этом, а воздаяние придет в свой срок. Подобает, чтобы мы служили и прислуживали прежде Христу, и только потом – себе: «Приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому он далее и говорит: « а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры » ( мы бо духом от веры упования правды ждем ) (ст. 5). «Мы, — говорит он, — не имеем нужды ни в каких постановлениях закона, так как вера достаточна для того, чтобы сообщить нам Духа, а чрез него оправдание, и, кроме того, многие и великие блага». « Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью » ( О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию споспешествуема ) (ст. 6). Видишь ли, как он обращается к ним уже с большим дерзновением? «Облекшийся во Христа, — говорит, — пусть не заботится об обрезании». Однако, он не сказал, что обрезание вредно; как же, в таком случае, он считает его безразличным? Оно безразлично для тех, которые были обрезаны прежде принятия веры, но не для тех, которые обрезывались уже после принятия веры. Смотри же, как он отверг обрезание, поставив его наряду с необрезанием. Ведь различие делает вера. Так, если кто набирает борцов, то будут ли они кривоносые или курносые, черные или белые, это нисколько не важно в деле выбора, но надобно искать в них только того, чтобы они были сильны и опытны в своем деле. Точно так же и желающему вступить в новый завет нисколько не повредит то, что он не соблюл всех этих телесных обрядов, равно как не принесет никакой пользы и то, если он соблюдет их. Что же значит — « действующая любовью » ( любовию споспешествуема )? Этими словами (апостол) сильно уязвляет их, показывая, что это уклонение их от истины произошло оттого, что они не утвердились еще в любви ко Христу, так как здесь потребна не только вера, но и пребывание в любви. Как бы так он сказал: «Если бы вы любили Христа как должно, то вы не уклонились бы к рабству, не оставили бы вашего Искупителя и не оскорбили бы Освободителя». Он указывает здесь вместе и на тех, которые злоумышляли против них, давая понять, что если бы и они имели любовь к ним, то не решились бы сделать этого. Кроме того, этими словами он желает исправить и жизнь их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пример этот ясно говорит, что не вера просто в Единого Бога, ни молитвы, ни добрые дела сами по себе не спасают. Спасает только вера воплотившегося и распятого за нас Бога, вера в Иисуса Христа. Дверь спасения отворяет нам только пролитая за нас Кровь Христова, и мы входим в эту дверь только таким образом, как заповедовал Сам Искупивший за нас, то есть через святое крещение. Конечно же, Господь хочет спасения всем. Он и Апостолу Петру повелел, чтобы тот «не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Конечно же, всякая вера не тщетна, и добрые дела не напрасны. Конечно же, всякая вера не тщетна, и добрые дела не напрасны. Но все это только свидетельствует перед Богом, что душа еще жива и небезнадежна для спасения. Всякое благочестивое усердие не скрыто от Бога, и Он в свое время пошлет благовестника, чтобы показать дверь спасения тому, кто чистосердечно и усердно ее ищет… Но спастись, обойдя эту дверь, которая есть Христос, нельзя, потому что только Он есть Путь, Истина И Жизнь. Итак, если для нас действительно не безразличны судьбы заблудшего человечества, – послушаем, что и нам с вами говорит Апостол Петр: «братия, более и более старайтесь делать твердо ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь. Ибо так вам откроется свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:10–11 ). Иными словами, если вопрос будет для нас не в праздном любопытстве: кто спасется, а кто не спасется? – а в насущной потребности: как мне самому вернее спастись? – то и мы, как Корнилий, спасем и свой дом, многих вокруг себя. О том, как узнать посланца истины Среда Ин. 7:14–30 Деян. 14:6–18 Однажды Господь Иисус Христос на празднике кущей, «в половине уже праздника вошел … в храм, и учил». Но, чему Он учил, не говорится. Наверное, не было там ушей, которые могли бы слышать. И хотя слушали, по-видимому, внимательно (сказано «дивились иудеи»), но первым же вопросом выдали себя, говоря: «Как Он знает Писания, не учившись?» Вот так часто бывает: из всех сил стараешься объяснить суть дела, а в ответ только слышишь: «Ах, как хорошо вы говорите! Где вы этому научились?» Но как же все-таки человеку принять Божественное учение? Вот Господь далее и показывает, во-первых, что для этого должно быть в самом человеке, а во-вторых, по какому вернейшему признаку можно узнать посланца Божественной истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010