Объяснение. Оправдывает человека не закон Моисеев, который тем не менее не нарушить, а исполнить приходил Иисус Христос: Мф.5:17 ; а вера во Христа: не одна вера, ибо и бесы веруют и трепещут: Иак.2:19 , но вера, соединённая с делами любви христианской: Рим.3:20–28 ; Гал.3:10 . Деян.15:11 . «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они». Объяснение. Благодать Господня даётся человеку христианину не чрез одну веру: Мф.7:21 , но и добрые дела: Иак.2:24 ; чрез познание единого истинного Бога: Ин.17:3 ; соблюдение заповедей: Мф.19:17 и чрез таинства Церкви: Ин.3:5 ; Деян.2:38 ; Ин.6:53–56 . Иак.1:27 . «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира». Объяснение. Вера и благочестивая жизнь, или дела, суть предметы хотя и тесно связанные, но различные. Нельзя спастись без добрых дел, хотя бы и при истинной вере, потому что отсутствие дел показало бы, что вера бездействует, как мёртвая: Иак.2:17–22 ; но нельзя спастись и без веры, потому что вера указывает нам путь, которым мы приходим к Богу: Евр.11:6 . Иак.2:25 . «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путём?». Объяснение. Апостол Иаков в 14–26 ст.2 главы раскрывает недостаточность одной веры для спасения человека, но в то же время даёт понять и необходимость её, или такое отношение её к делам, что богоугодные дела невозможны без истинной веры: Евр.11:6 . С другой стороны, не верой только оправдывается человек, но и делами: ст.24; Евр.11:31 ; при всём том необходимо быть принятым в число истинных последователей Христа, в Церковь Его: Деян.10:2–6:48 . 1Ин.2:3 . «А что мы познали его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди». Объяснение. Словом «познать», как видно по смыслу всей речи апостола и параллелей: 2Кор.5:21 , отмечено близкое и тесное общение человека с Богом, а не знание человеком учения о Боге. Также здесь не говорится о том, что для спасения достаточно одной веры без добрых дел. Из учения Спасителя видно: кто хочет быть последователем Его, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле: Мф.19:17:7:13:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

При всем этом мы должны помнить, что благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился . О каких же делах говорит Господь? И какие дела могут стать таким парусом, наполняя который, сила Божественной благодати несет нас по этой жизни и тем паче после смерти приводит душу нашу в Божественные обители? Не просто дела. Пропылесосим мы дом или нет, это ничего не значит с точки зрения нашего спасения. Но если мы даже через наше домашнее делание кому-то помогаем, то тем самым содействуем тому, чтобы парус наполнялся Божественной благодатью. Почему? Потому что, как говорит Слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2:20). Спасает человека Божественная благодать — спасает по вере. Но ведь вера может быть формальной и не иметь никакого значения для человека. Поэтому выстраивается четкая линия: благодать спасает — благодать спасает по вере — а вера должна подкрепляться делами. Без этой триединой силы не может человек достойно пройти жизнь и тем более не может войти в Царствие Небесное. Вера дает возможность обрести благодать, — но вера, которая споспешествуется нашими добрыми делами. Так в одном тексте апостольском — вся тайна спасения. Даже если бы никто из нас ничего больше не знал, а только знал и правильно понимал этот текст, тем более мог реализовать его в своей жизни, — то дверь перед нами открыта, мы на пороге Божественного Царства. Никаких премудростей, никаких многотомных философий, никакого научного анализа — все предельно просто и понятно и человеку многоопытному, глубоко образованному, и человеку средних способностей, и даже совсем простому. Всем все дано в этих словах, ведь Господь не предопределяет нас к спасению по образовательному цензу, по нашему положению в обществе или по иным показателям, которые так важны в этой жизни, но не имеют значения для спасения. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился . Вот и сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 10:25-37) неслучайно соединилось с апостольским не от дел . Самарянин, идя из Иерусалима в Иерихон, увидел несчастного, который лежал, избитый разбойниками, — ограбленный, окровавленный, никому не нужный. И подошел к нему самарянин, сделал то, что должно было сделать: промыл раны, возлил вино и елей — так дезинфицировали раны в то время, а еще заплатил за гостиницу, в которую поселил человека после совершенного им дела милосердия. Неслучайно соединились два текста: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился , и одновременно повествование о добром деле. А почему? А потому что, как утверждает слово Божие, вера без дел мертва есть .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5867531...

Протестантское учение об оправдании верою. – В католическом учении о сверхдолжных делах и основанной на нем продаже индульгенций протестанты видели одно из главных заблуждений римской церкви и против его, преимущественно, направили свою полемику. Но при этом они, как и во многих других пунктах, не сумели удержаться в должных границах и впали в противоположную крайность. В противовес преувеличенному значению в католичестве личных заслуг человека перед Богом, последователи Лютера учат, что добрые дела не составляют необходимого условия для спасения человека, что они даже могут быть вредны, так как развивают самомнение, фарисейскую гордость. Благодать Божия, действуя на человека, внушает ему веру в Иисуса Христа, и эта вера, которая ставит человека в непосредственное отношение к Искупителю, и доставляет человеку спасение, делает его праведником. В доказательство своего учения об оправдании одною верою, лютеране ссылаются на слова Αп. Павла: «мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим. 3:28 ), и далее: «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» ( Гал. 2:16 ). Но в этих и подобных выражениях Ап. Павел нисколько не отрицает значения добрых дел для спасения, а только отвергает лживый взгляд иудеев, которые в горделивой самоуверенности надеялись достигнуть спасения точным, формальным выполнением внешних предписаний закона, помимо сердечной веры в Иисуса Христа. Эта вера, по Апостолу, должна быть живой, деятельной, т. е. соединенной с добрыми делами. Она должна «действовать любовью» ( Гал. 5:6 ); «Если я, говорит он: имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13:2 ). Сам Спаситель говорит: «Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). Но особенно ясно мысль о необходимости добрых дел для спасения изложена в послании Ап. Иакова, которое протестанты до того не любят, что отвергают даже его подлинность: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?... как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:14,26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Вера без дел мертва есть»: о нижегородской общине, где каждый делает добро для другого 6 мин., 22.03.2022 «Так и вера – если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела». Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2). «Вера без дел мертва; а дела веры таковы: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, упокоение  от всех дел, как и Бог почил от Своих дел, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела». Так говорил преподобный батюшка Серафим Саровский. При храме в честь Казанской иконы Божией Матери протоиерей Владимир Цыбышев организовал удивительное объединение православных людей, единомышленников, «единым духом и едиными устами славящих Господа», творящих дела милосердия. Это сообщество называется П.О.П. (Православное Объединение Помощи). Люди, которые собрались в этой группе, помогают друг другу бескорыстно, безвозмездно, ничего не требуют взамен. П.О.П. было создано с целью помочь нуждающимся не только материально, но и морально. – Идея создания такого православного общества зрела у меня уже давно. Многолетний опыт служения в сане священника подсказал мне такую мысль, – говорит отец Владимир. – Ежедневно приходится сталкиваться со сложными, очень непростыми ситуациями прихожан. Кто-то потерял работу, у кого-то проблемы со здоровьем, необходимо купить лекарства.  Хочется каждому помочь, поддержать его в трудную минуту, утешить. И не только душевно, но и оказать материальную поддержку всем, кто в этом нуждается. Организация наша состоит из трёх частей, как дерево. А у дерева что есть? Правильно. Корень, ствол и листья. Корень – это люди, ствол – это финансово – материальная сторона, база. А листья – это человеческие отношения, которые складываются в организации. Сейчас нам не хватает финансового обеспечения. Ведь для того, чтобы помогать вещественными средствами, нужна материальная поддержка. И мы всеми силами пытаемся решить этот вопрос.

http://foma.ru/vera-bez-del-mertva-est-o...

Эта мысль была настолько новой, что приводила всех тогдашних ученых в недоумение. Вспомните слова Никодима: «Ведь не входить же вторично в утробу матери» ( Ин. 3:4 ). И когда Спаситель пояснение этой мысли сопроводил учением о Себе как о Хлебе Жизни, сошедшем с небес для того, чтобы вкушающие Его могли родиться для Царства Небесного, тут уж недоумение перешло в ропот. На что последовал тихий и бесконечной глубины мудрый ответ: «...Не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня... Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ( Ин. 6:43–45 ). Вы слышите? Насильно Господь никого не хочет спасать. Сейчас мы стоим в Его храме, значит, мы пришли к Нему! Он есть дверь, через которую, аще кто внидет, спасется... и пажить обрящет ( Ин. 10:9 ). Только верою в Искупителя Господа нашего Иисуса Христа можно спастись. Никто пусть и не помышляет спастись своими силами. Помните, камень сам никогда не превратится в растение. Праведники Ветхого Завета, праведники других религий – все они по смерти своей сходили во ад как осужденные по наследству. С явлением Христа на земле мир посвящается в тайну нового, вышнего, рождения, в тайну воскресения в новую жизнь. Нам здесь, на земле, для спасения нужна хоть искорка веры в Господа нашего Иисуса Христа. И при этом надо твердо помнить, что если мы до своей смерти здесь, на земле, не обретем этой искры, то там, за гробом, хотя и будем научены вере, но это уже не спасет нас. В Священном Писании говорится, что и демоны веруют и трепещут ( Иак. 2:19 ). Однако не спасительна их вера и не искупительна, они так и останутся пребывать в аду. То же самое будет и со всеми человеческими душами, не уверовавшими в Господа Иисуса Христа здесь, на земле. Там, за гробом, они вынуждены будут поверить, ибо вера есть не что иное, как осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, духовном ( Евр. 11:1 ). Почему же наша вера спасительна, а вера демонов и вообще вера всех загробных существ – не спасительна? Потому что вера демонов есть такое же знание, как наша человеческая наука.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Уды (члены) Церкви, будучи удами (членами) Христовыми и составляя одно тело, являются равными и равноправными по отношению друг другу и имеют общие блага: благодать, искупление, спасение, Царство, одну Главу, одного Отца, одну Мать, одну Трапезу, один Хлеб жизни. Все уды (члены) едины во Христе Иисусе, ибо все в равной степени являются удами Главы – Христа, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей... получает приращение для созидания самого себя в любви. Однако, что касается харизм (благодатных даров) Духа, особых служений и служб ( διακονας κα λειτουρματα) в теле Церкви, то существует разница между удами (членами) Церкви, и разница эта дана и установлена Самим Богом (не является результатом «коллективного» действия), ибо Сам Бог дал дары человекам: поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:11–13 ). Благодать Духа Святого даётся в Церкви всем членам верой во Христа, и поэтому Церковь соединена в одной и той же переданной Богом вере Истины. Церковь есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение Истины, и поэтому Божественная Истина (Истинная вера, Православие) есть столп и утверждение Церкви. Вера и Истина Церкви есть то же, что и Предание Евангелия, ибо и то и другое сводятся к личности Богочеловека Христа и из Него проистекают, так как Он – ипостасная вера Церкви. Любая попытка искажения истинной веры и всякое разрушение единства Церкви в вере и причастии Святых Тайн апостол Павел предаёт анафеме ( Гал. 1:8–9 ), ибо только Церковь , мечом Духа Святого, верно преподаёт ( ρθοτομε) слово истины ( 2Тим. 2:15 ). И жизнь верных во Христе даётся Духом Святым. Поэтому христианская благодатная жизнь одновременно христоцентрична и пневматологична. Закон Духа жизни во Христе действует для всех удов (членов) тела Христова, и без этой жизни во Христе никто не может быть живым удом (членом) Богочеловеческого организма Церкви. Эта жизнь берёт начало в Божественной Главе и даруется Духом Святым, а составляют Её благодать и вера, жизненный подвиг веры, несущий в себе все христоподобрые добродетели, являющиеся плодом праведности во Христе Иисусе и плодом Духа Святого в Церкви. Святой апостол особенно выделяет «триаду добродетелей»: веру – надежду – любовь, и для него каждая из них имеет христоцентричный, триадоцентричный и, согласно с этим, экклесиологический характер. Благодатно-добродетельная жизнь в Церкви это не морализаторство, не «этика ради этики», а онтологическая жизнь во Христе и Христом, жизнь новой твари с эсхатологическим уже предвкушением Царства славы.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Главное дело, самое важнейшее, которое существует во вселенной это верить в Господа Иисуса Христа. «Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:28–29 ). Если человек не хочет это делать, то он сам себя обрекает, сам отбрасывает спасение свое, поэтому всякий не верующий в Иисуса Христа – уже осужден, именно потому, что он отверг единственный путь спасения. 145. Что открывает вера? Доступ к интеллекту Бога. Доступ к силе Бога. Доступ к сердцу Божьему. Доступ к прямому богообщению. Вера – всемогуща. Просто сама по себе вера не спасает, спасает то, что она открывает доступ к всемогущему Богу. Корень спасения в Боге, с которым соединяет вера. Вера – это инструмент богопознания, место действия Бога, но не сам Бог. 146. Материален ли Бог? Нет, Бог нематериален. Бог вне пространства, вне времени, вне материи и вне энергии. Он иной – Он дух. Логично. Дух есть не материальное существо по определению. Нематериальность означает, что у Бога нет формы, цвета, вкуса, запаха, объема. Он не передвигается с места на место. У Него нет веса. Его нельзя измерить никакими приборами. 147. От кого произошел Бог? Бог, в отличие от людей, имеет жизнь в Себе самом. Он источник жизни. И Сын (Христом) имеет жизнь в Себе самом. Ему Отец дал в рождении, не подарком, а в рождении. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин.5:26 ). 148. Где упоминание в Библии о св. Троице? Библия говорит о действиях всей св. Троицы в течение всей истории жизни мира ( Быт.1:1–25 ). Здесь мы видим: «сказал, создал, назвал» -- Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, и то же самое второго, третьего, четвертого дня. Мы видим одно действие, но исполняемое тремя Личностями. Когда мы говорим о творении человека тоже самое, и есть прямое упоминание о множественности Бога: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26 ). Этот стих говорит о множественности в Боге. 149. Как доказать божественность Иисуса Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Итак, братия и сестры, нам необходимо возгревать в своей душе веру в своего Создателя и хранить ее. Что же такое вера? Святой апостол Павел отвечает: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, как и видимом, желаемом и ожидаемом — как бы в настоящем». Вера служит основой угождения Богу, ибо без веры угодить Богу невозможно, и только верующие наследуют вечную блаженную жизнь. Вера заключается в том, чтобы принять всецело учение о Боге, открытое Самим Богом. Это учение божественное, богооткровенное, оно превосходит человеческий разум и поэтому не может быть принято иначе, как сердечным чувством, верой. Веровать в Бога — значит чувствовать Его в своем сердце, всегда ощущать себя под Его всевидящим оком и во всем доверять Ему. «Я знаю, что Бог есть, — учит святитель Василий Великий, — но что такое есть сущность Его, поставляю это выше разумения. А поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что есть Бог (а не что такое Он есть), и ищущим Его воздает [открывается и благодетельствует]». Чтобы унаследовать вечную блаженную жизнь, христианин должен иметь веру живую, твердую и неколеблющуюся — веру, действующую любовью. Иметь живую веру в Бога — значит больше всего в жизни бояться греха и поэтому во всем и всегда проверять себя: а так ли я думаю, говорю и поступаю? Не выйдет ли греха и беды из того, что я сейчас задумал, что захотел сказать или сделать? Живет в Боге тот, кто постоянно помнит вечные истины о бессмертии человеческой души и вечной жизни за гробом. Верить в Бога — значит испытывать постоянное влечение и любовь к Нему как Источнику всех духовных благ и наших благих начинаний, всех надежд на светлую жизнь за гробом. Для верующей души отказаться от Бога — значит отказаться от самой жизни, ибо Бог — это и есть жизнь и дыхание и всё. Господи, помоги нашему неверию, маловерию, умножь в нас веру и приди к нам, чтобы спасти нас. Аминь. В четвертую Неделю Великого поста О молитве и посте Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Так отвечал Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда те спросили, почему они не могли изгнать беса из отрока, одержимого духом немым. Эти слова Господа вполне разъясняют и нам причину, по которой часто мы не можем отогнать от себя демонов, вовлекающих нас в разные грехопадения. Причина такого бессилия в борьбе с окружающими нас духами тьмы — это наши маловерие, и нежелание поститься, и неохота молиться.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Объединение человека верою со Христом похоже еще на душевную неразрывность младенца с держащей его на своих руках матерью. Когда дитя обовьет руками шею матери, смотрит ей в глаза с нежной любовью и никак не хочет разъять рук из боязни разлуки с нею, тогда мать не противоречит ему и выражает ему взаимную теплую ласку. Подобно этому и Господь Спаситель на горячий порыв человеческой веры всегда отвечает неотступностью от верующего и живительными услаждающими действиями Своей спасающей силы. Изложенные нами мысли о спасающей вере на библейском языке передаются такими священными словами: «Сын Человеческий (Господь Иисус Христос ) вознесен (на крест, с тем), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную... Воля Отца (Небесного), пославшего в мир Сына Своего, та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную». А жизнь вечная есть горение человека благодатной любовию к Богу и ближним. Верующий в Сына Божия... и имеющий жизнь вечную не судится 56 . Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасаемся, так как Бог верою очищает сердце... Веруй (каждый) в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой 57 . Спасающая вера – не одна лишь теоретическая уверенность в ниспослание благодати Божией, а вместе – и силы борений со страстями и производительница всевозможных добрых благоугодных дел. Кто имеет веру, а дел не имеет, может ли эта вера спасти его?.. Человек оправдывается делами, а не верою только... Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва 58 . Но и деятельная вера соблюдает верующего ко спасению и спасает 59 не сама по себе, а ради кровавой крестной жертвы умилостивления за мир воплотившегося Сына Божия. В силу этой жертвы Отец Небесный прощает грехи кающихся по вере их в Сына Божия – Искупителя и вменяет им в праведность эту веру, как некогда вменил ее в праведность Аврааму 60 . Из библейской истории известно, что праотец Авраам, имея от роду 99 лет, при обещании Божием даровать ему сына от престарелой его супруги Сарры, ничуть не изнемог в вере. Думы об омертвении тела его и жены не поколебали его веры в силу Бога, могущего исполнить обещанное. И эта вера вскоре подтвердилась фактами. Жена Авраама, несмотря на старость, получила силу к принятию семени мужа и родила ему сына Исаака. Впоследствии верою Авраам в намерении не пожалел принести Исаака в жертву Богу по Его повелению, будучи уверен, что Бог силен и из мертвых воскресить закланного сына 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Это ваша вера, христоносцы, вера отцов ваших, не жалевших ни труда, ни слез, пока к Господу не приблизились и утешение от Него не приняли. Пусть она станет верой и детей ваших, из рода в род до конца времен, вера непостыдная, православная, спасительная. Воистину, она – вера истинно образованных людей, носящих в себе образ Божий, и на Суде Божием легко им будет, ибо назовутся благословенными. Жизнь вечная Воистину, не узрят сотворенные света Царства Божия, но узрят рожденные. Распадутся идолы каменные, духом мирским влекомые, и ветер прахом их играть будет. А дети Жизни Истинной войдут в жизнь вечную. Лучезарный Господи, Дитя Вечное в недрах Святой Троицы, помоги мне невинностью Своей, величайшей силой всех миров, родиться от Духа Святого. Вера дарована Богом всем людям, всем народам, всем поколениям. Но не смогут принять ее нечистые, пока не покаются и не очистятся от неправды, гордости и жестокости. Как могут принять ее те, в ком поврежден образ Божий? В чьих душах порваны небесные струны и не откликаются эхом на глас небесный? Когда Царь Небесный полностью отдернет завесу тайны и явится в окружении Ангелов, чтобы судить мир, тяжко будет, о как тяжко будет тогда упорствующим безбожникам! А душам чистым и девственным блаженно и радостно! Тысячекратно блаженны будут благовременно очистившиеся от скверны и принявшие и сохранившие в себе веру Божию – миро небесное в чистых сердцах и душах праведных. Не постыдятся они на небесах от лица Пречистой Девы Богородицы, а от Сына Ее приимут благословение и жизнь вечную. Господь умер за нас, чтобы мы спаслись и имели жизнь вечную, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ), но, к сожалению, есть те, кто не принимают. Они предпочитают оставаться рабами греха, смерти и диавола, вместо того чтобы стать свободными чадами Божиими. Но при Втором пришествии Христовом, когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит… овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010