Придел — самый низкий из трех объемов, прямоугольный в плане, трехкамерный, вытянутый с запада на восток, с восьмериком над средней камерой, перекрытым сомкнутым сводом, завершенным барочной главой с декоративной главкой. Переход от четверика к восьмерику повторяет подобную конструкцию в центральном объеме, но с металлическими стяжками. Восточная и западная камеры перекрыты сомкнутым сводом. Декор фасадов придела значительно проще, чем на центральной и алтарной частях. На каждом фасаде у него по одному окну, а угловые лопатки-пилястры начинаются у половины высоты. Ребра восьмерика имеют крепованные неширокие пилястры, окна обрамлены наличниками, завершающий карниз декорирован арочками и кронштейнами-гирьками. Треугольные разорванные фронтончики с гирькой, украшающие наличники окон, ширинки-кессоны, колонки с перехватом «городчатый» поясок позаимствованы в русской архитектуре. Убранство интерьера утрачено. Памятник реставрируется. Колокольня, 1700 г. В стиле барокко. Кирпичная, оштукатуренная, двухъярусная, нижний ярус квадратный в плане, верхний — восьмерик с арочными проемами в каждой грани, увенчанный высокой шлемовидной главой. В нижнем ярусе устроен проезд и проход на монастырское подворье. Декор нижнего яруса очень сдержанно украшен угловыми пилястрами и карнизом, а верхний — раскрепованными пилястрами на углах граней и оригинальным венчающим карнизом с кронштейнами — раскреповками. У основания восьмерика проходит пояс разномасштабных ниш с вставками ярких поливных изразцов синего, зеленого и золотистого цветов. Стены, ворота, башня, XVII в. Вокруг монастыря была построена кирпичная побеленная стена с казематами, перекрытыми сводами, с башнями на углах и воротами с колокольней. В плане стены имели вид шестиугольника, вытянутого с запада на восток. Сохранились небольшие фрагменты стен, северо-западная башня и ворота с колокольней. Башня примыкает к углу трапезной, круглая в плане с подвалом, одноярусная, завершена широким карнизом с поребриком и зубцами. При постройке трапезной над башней возведена одноярусная колокольня в виде восьмерика, увенчанного шатром. Грани колокольни с арочными проемами обработаны пилястрами, нишами, архивольтами. В конце XIX в. вся территория монастыря, включая новые здания келий и хозяйственный двор, были обнесены кирпичной оградой с трехаромными воротами, которые не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=10027

Клуатр иезуитского коллегиума в Саламанке. 1687–1733 гг. Клуатр иезуитского коллегиума в Саламанке. 1687–1733 гг. Архит. Киньонес, участвовавший в создании Пласа-Майор в Саламанке, также руководил работами по завершению строительства грандиозного комплекса иезуитского коллегиума в том же городе. По его проекту был закончен зап. фасад церкви (1750-1755), получивший сложное навершие башен и причудливый декоративный фронтон, украшенный скульптурами. Также с его именем связывают создание декорации внутреннего двора коллегиума (1713-1733, в соавторстве с А. Чурригерой; нач. в 1687-1703 Хуаном Сетьеном Гуэмесом), где между полуколоннами гигантского композитного ордера были помещены прямоугольные и овальные окна с обильным скульптурным обрамлением. Над волнообразным раскрепованным карнизом, опирающимся на сложнопрофилированные импосты над колоннами, помещен мощный аттик. Его композиция образована укороченными лизенами и прямоугольными окнами, обрамленными волютами в нижней части. Несмотря на, казалось бы, ясный ордерный рисунок фасадов двора коллегии, навеянный, возможно, мотивами рим. архитектуры, излишне сильная акцентированность декора и обилие скульптурных деталей и архитектурных профилей придало ансамблю утяжеленный и атектонический характер. Эль-Транспаренте в соборе в Толедо. 1732 г. Эль-Транспаренте в соборе в Толедо. 1732 г. В нач. XVIII в. чурригереско приобрел популярность в архитектуре испан. севера и юга, чему способствовала деятельность учеников и соратников семейства Чурригера, среди них выделялся мадридский мастер Педро де Рибера. Он построил церкви, дворцы, театры, фонтаны, многие из к-рых сохранились лишь фрагментарно или в сильно измененном виде. Лучшим произведением Риберы является фасад королевского приюта Сан-Фернандо (1721-1726) в Мадриде. Главная его часть - огромная 2-ярусная композиция типа ретабло, обрамляющая вход и контрастирующая со спокойной гладью стены здания. Причудливый декор ее выглядит необыкновенно подвижным. Стволы пилястр, образующих основу рисунка композиции, сужены книзу и покрыты сложным растительным узором. Края портала задрапированы стилизованными складками тканей, переданных в каменном рельефе. Рибера также вводит в архитектурную композицию круглые, овальные и 3-лепестковые отверстия, усложняя связки между отдельными элементами. Высокая подвижность, характеризующая решение буквально каждой детали фасада, получает завершение в виде эффектного 3-частного разорванного фронтона, к-рый как бы взрывает горизонтальный карниз, венчающий здание.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Все части здания объединены невысоким профилированным цоколем, а также многополочным карнизом и узким фризом с маленькими вертикальными впадинками, делящими четверик на два яруса – основной и аттиковый, а в алтаре и трапезной венчающим стены. Углы четверика подчеркнуты массивными лопатками, декорированными перспективными ширинками. В нижнем ярусе лопатки служат зрительным основанием треугольного фронтона, а в верхнем – очень широкого наборного карниза, по центрам фасадов ра-зорванного наподобие полуглавия арочной нишей-киотом, завершенной кокошником в три четверти круга с килевидным обрамлением. Три сближенных арочных окна на боковых фасадах вписаны в декоративную аркатуру с килевидными архивольтами, опирающимися на узкие лопатки с перехватами, основанием для которых служит общий профилированный подоконник. Амбразуры окон подчеркнуты штукатуркой и побелкой. Тимпан фронтона декорирован крупной перспективной ширинкой с двумя треугольными филенками по сторонам, а карниз дополнен рядом крупных зубчиков (на скатах фронтона им отвечают косые зубцы). В венчающем карнизе использованы пояса бегунца, мелких вертикальных впадинок и маленьких квадратных ширинок. Углы алтаря и трапезной подчеркнуты врезанными в кладку короткими и тонкими декоративными полуколонками с перехватами. Три арочных окна алтаря (на восточной и диагональных гранях) оформлены аналогично окнам четверика, а прямоугольные окна трапезной (по два с каждой стороны) заключены в скромные рамочные наличники с треугольными фронтончиками. В центре западного фасада, сохранившего следы примыкания колокольни, – высокий арочный вход в трапезную, ныне частично заложенный. Во всех окнах храма уцелели металлические решетки с рисунком из концентрических кругов с диагональными крестами Храм перекрыт крестовым сводом, опирающимся на плоские арки, идущие вдоль стен. Широкие арки соединяют основное пространство с алтарем, перекрытым граненой конхой с маленькими распалубками над окнами, и трапезной с коробовым сводом. В храме сохранилась метлахская плитка пола.

http://sobory.ru/article/?object=54008

Нынешнее богатое убранство интерьера характерно для периода эклектики, однако в основании свода над главным четвериком проходит лепной классицистический антаблемент. В его фризе изогнутые желобчатые кронштейны чередуются с розетками в восемь лепестков. Окна в четверике храма забраны кубоватыми решётками. В окнах трапезной – решётки постампирного рисунка: с вертикальными прутьями, соединёнными С-образными скобками, и фризом из колец в основании веерного полукружия. Небольшое здание богадельни (3-я четв.19в.) выстроено из кирпича на белокаменном основании, стены оштукатурены. В советское время приспособлено под жилой дом. В 1990-е гг. возвращено церкви; в 2000-х гг. была проведена капитальная реконструкция. Фасады получили новую штукатурную отделку. На главном фасаде изменена форма щипцового завершения, в треугольном тимпане которого пробито шестиугольное окно. Утрачен венчающий карниз. Внутренняя планировка полностью переделана. Несмотря на сильные переделки, богадельня представляет собой интересный пример рядовой застройки Рязани периода эклектики. Исторически входит в комплекс Борисоглебской церкви. Одноэтажный на высоком полуподвале Г-образный в плане объём завершён высокой вальмовой кровлей. Главный фасад в семь осей проёмов в целом симметричен. Средняя ось выделена щипцовым фронтоном и плоской арочной нишей, объединяющей окна первого и полуподвального этажей. Лёгкую асимметрию вносит расположенная на большем расстоянии от других правая фланговая ось. Этажи разделены карнизом. Полуподвальный этаж обработан квадровым рустом, первый имеет гладкие стены. Все окна с лучковыми перемычками – в первом этаже украшены тянутыми наличниками и дуговыми бровками. Под окнами лежачие филёнки. Вход в здание расположен со двора, в Г-образно выступающем объёме сеней. Ещё один вход, также со двора – на левом фланге заднего фасада. Первоначальная внутренняя планировка была построена по коридорному принципу. Библиография: Календарь и справочный указатель Рязанской губернии на 1884 год.

http://sobory.ru/article/?object=00866

Боковые северо-восточная и юго-восточная стены первоначального объема обработаны плоскими шестипилястровыми портиками, завершенными треугольными фронтонами. Антаблементы портиков с упрощенными карнизами, дополненными поясами сухариков, продолжаются по верху стен апсиды, расчлененной в простенках между окнами пилястрами. Прямоугольные окна обрамлены наличниками с сандриками и треугольными навершиями. В верхнем ярусе ротонды храма, увенчанной главой на квадратном трибуне, арочные без обрамлений окна чередуются с прямоугольными проемами. На фасадах трапезной венчающий карниз и наличники прямоугольных окон сходны с аналогичными первоначальными формами. Убывающие по объему кверху ярусы колокольни — два нижних четверика, третий со скошенными углами и верхний цилиндрический ярус-резонатор — создают динамичный, несколько тяжеловесный силуэт, являющийся ведущей высотной доминантой комплекса. В оформлении ярусов использованы упрощенные ордерные композиции. Ротонда храма перекрыта куполом со световым отверстием в шелыге. Высокие проемы с трехцентровыми перемычками, ведущие из храма в апсиду, приделы и трапезную, придают интерьеру ощущение свободного пространства; апсида перекрыта куполом с распалубками над окнами; западные помещения, отделенные от приделов глухими стенками, имели плоские потолки; трапезная перекрыта системой бетонных парусных сводов, нижний ярус колокольни — крестовым сводом. От убранства интерьера в куполе ротонды храма сохранилась характерная для 1-й пол. 19 в. роспись кессонами, выполненная клеевыми красками в технике гризайль. http://svodokn.ru/object/101510149 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Очень интересен монолитный железобетонный парусный свод трапезной. Для столь удаленных от столиц мест, по тем временам, более чем необычное сооружение. Грамотно посчитанное и качественно сделанное. Кто был тот талантливый инженер? 7 мая 2021. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=31030

Фасады церкви отличаются едиными формами декора, повторяющимися в храме, алтаре и трапезной. Симметричные фасады четверика в три оси проемов делятся полным междуэтажным антаблементом с гладким фризом и профилированным карнизом с сухариками и завершены аттиком, отделенным от стены таким же антаблементом. В обоих ярусах храма простенки между проемами обработаны тосканскими пилястрами, а на флангах они сдвоены. Все окна с лучковыми перемычками оформлены рамочными наличниками с ушами, сережками и замками-трилистниками. Над наличниками поднимается накладная доска с лучковым сандриком, а под окнами выложены лежачие прямоугольные филенки. На средней оси фасадов расположен входной проем, акцентированный двухколонным портиком с крутым треугольным фронтоном. В интерколумнии над входом помещена прямоугольная филенка. Аттик разделен филенчатыми лопатками – узкими в средних простенках и очень широкими на флангах – на три прясла, занимаемые фигурными филенками. Междуэтажный антаблемент храма продолжен в качестве венчающего на фасадах апсиды и трапезной. Их стены равномерно расчленены тосканскими пилястрами (сдвоенными на западных флангах трапезной) и прорезаны окнами, аналогичными по форме и декору проемам храма. Нижний ярус колокольни, со всех сторон на большую часть высоты закрытый примыкающими объемами, с запада завершен аттиком с накладным треугольным фронтоном. Второй ярус с цоколем, обработанным крупными прямоугольными филенками, расчленен тосканскими пилястрами. Этот ярус прорезают два арочных окна: в цоколе на южном фасаде и в основной части на западном. Третий ярус оформлен внизу ложной балюстрадой, а выше расположены арочные проемы звона, фланкированные пилястрами. Арки проемов врезаются в основание шатра, который выше прорезан слухами в три ряда. Нижний ряд составляют сдвоенные арочные проемы, объединенные общим треугольным фронтончиком, во втором ряду – такие же одиночные проемы, в третьем – круглые. Притвор с входом на западном фасаде обработан на углах огибающими лопатками. Стены понизу украшены лентами поребрика и прямоугольных впадинок, а профилированный венчающий карниз дополнен сухариками.

http://sobory.ru/article/?object=16946

Горизонтальные членения объёмов подчёркнуто пластичны. Цоколь здания, высотою более одного метра, имеет уступ со сложной многообломной профилировкой. Широкий межъярусный карниз, с сухариками, охватывает и объём полукруглой апсиды. В венчающий храм антаблемент включен фриз из стилизованных «ширинок». Декоративное пятиглавие, лишённое крестов, кажется непропорционально лёгким по сравнению с тяжёлой пластикой четверика. Окна в храме в два света. Нижние – по два на каждом фасаде – объединены трёхчастной аркадой, образованной из килевидных завершений наличников окон. Три верхних (узких арочных и меньших по размеру) окна вписаны в пятичастную декоративную аркатуру. Уровень их расположения определён межъярусным карнизом. В алтаре три больших арочных окна в тянутых наличниках с килевидным верхом; среднее из окон – ложное. Западный притвор прямоугольный в плане, по высоте он ниже, чем апсида и завершён самостоятельным карнизом. Яруса колокольни, прежде водружённой над притвором, утрачены. На боковых фасадах притвора двухчастные аркатуры с одним окном. Вход внутрь с запада, через портал, помещённый в глубокой арочной нише, обрамлённой полуколонками, утопленными в толще стены. Первоначальный дверной проём частично заложен. Внутри стены здания оштукатурены, перекрытия сводчатые. Обширное пространство храма имеет вид четверика со скошенными углами, освещённого окнами в два света. Свод высокий, крестовый, четырёхраспалубковый. Окна второго света помещены в люнетах свода. Роспись стен, декоративное убранство и утварь храма не сохранились. Перекрытый конхою алтарь сообщается с храмом высокой аркой. Западный притвор в плане трёхчастный. Среднее более широкое проходное помещение перекрыто пологим зеркальным сводом, в узких боковых помещениях – четвертные своды. Общие габариты здания: 24,0х12,5 метров, храм – 12,5х12,5 метров, алтарь – 6,0х8,5 метров, притвор – 8,0х5,2 метров. http://pavlovka.ulregion.ru --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=23986

Церковь живописно расположена на высоком берегу Вексы. Центрально-осевая композиция церкви состоит из храма типа восьмерик на четверике с пониженной полуциркульной апсидой, более широкой трапезной с поперечной вальмовой кровлей и трехъярусной колокольни с симметричными боковыми палатками и небольшой пятигранной закрытой папертью перед западным фасадом. Стройный четверик с треугольными фронтонами в завершении всех фасадов служит основанием для невысокого восьмерика с более узкими диагональными гранями, завершенного купольной кровлей с полицами и увенчанного миниатюрной главкой. Все элементы объема объединены невысоким гладким цоколем и полочкой в основании прямоугольных окон (на южном фасаде частично срублена). На боковых фасадах вход и два прямоугольных окна во вдавленных рамках по его сторонам вписаны в крупную арочную нишу с профилированным архивольтом, отмеченным трехчастным замком. Обрамлением этой композиции служат широкие гладкие лопатки, поставленные с отступом от углов, и венчающий карниз с сухариками, нижняя полочка которого слита с плоскостью лопаток. Узкий профилированный карниз делит стены восьмерика на два яруса. Грани восьмерика, кроме восточной и западной, прорезаны арочными окнами, соединенными на уровне подоконников двухступенчатой полочкой, горизонтали которой вторит широкий венчающий карниз с несложными профилировками. Декор апсиды, трехоконной трапезной и палаток с парами окон на боковых фасадах ограничен гладким цоколем, подоконной полочкой и ступенчатым карнизом. Углы палаток оформлены огибающими лопатками. Более развито было фасадное убранство паперти: проем входа, прежде прямоугольный, а ныне с лучковой перемычкой, акцентирован пилястрами, которые ранее поддерживали фигурный фронтон с арочным киотом в центре и двумя квадратными нишками по бокам, боковые грани прорезаны прямоугольными окнами, а срезанные угловые грани обработаны дощатым рустом. Два верхних четверика колокольни имеют идентичную композицию: арочные проемы звона (на втором ярусе заменены прямоугольными) фланкированы полуколоннами, несущими многоступенчатый карниз с сухариками. Над четырехскатной кровлей вознесен восьмигранный глухой барабан с вытянутой каплевидной главкой. Основные грани барабана украшены прямоугольными нишами, а узкие диагональные – пилястрами, крепующими неширокий венчающий карниз.

http://sobory.ru/article/?object=10867

Церковь расположена неподалеку от центральной площади села на сильно понижающемся к югу участке и северным фасадом выходит на красную линию застройки ул. Крупской. Объемная композиция здания состоит из пятиглавого храма с полукруглой апсидой и трапезной, слитой с боковыми приделами. Кубообразный храмовый четверик усложнен небольшими ризалитами, подчеркивающими центры боковых фасадов. Все углы объема скруглены. Пологую четырехскатную кровлю венчают пять чешуйчатых главок: центральная, луковичная, поднята на восьмигранном деревянном глухом барабанчике с низким четырехгранным постаментом, остальные, шарообразные, с тонкими шейками – на четырехгранных. Зауженная по отношению к четверику полукруглая апсида и обширная трапезная, включающая часовню и нижний ярус колокольни, уступают храму по высоте. Полукруглые апсиды теплых приделов (южный более широкий), доходящие до выступов ризалитов четверика, также слегка понижены. Над алтарем южного придела поставлена маленькая чешуйчатая главка. Фасады храмового четверика имеют трехчастную структуру. Из-за понижения рельефа гладкий цоколь в большей степени выражен на южном фасаде храма. Скругления углов объема, начинающиеся выше уровня цоколя, подчеркнуты плоскими лопатками, по ним раскрепован трехчастный венчающий карниз, дополненный аркатурой. В ризалите, плоскость которого выделена легкой раскреповкой, на северном фасаде под высоко поднятым разорванным фронтоном находится арочный входной проем (на южном фасаде ему соответствует пара окон с лучковыми перемычками) и крупное полуциркульное окно второго света в профилированном тянутом обрамлении. Полуциркульная фрамуга над входной дверью и окна второго света сохранили рамы с веерной расстекловкой. На пряслах к востоку от ризалита помещено по арочному окну, заключенному в наличник с узкими пилястрами, поддерживающими разорванный фронтон. Декор апсиды – наличники двух арочных окон и венчающий карниз – аналогичны четверику. Общими элементами, объединяющими фасады трапезной, служат цоколь, ограниченный ступенчатой полочкой, и многополочный венчающий карниз.

http://sobory.ru/article/?object=04255

Красинское. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ, сер. 18 в. Расположена на возвышенности в центре села, возле пруда; доминирует в окружающем пейзаже. Построена в 1760 г. в вотчине кн. Ф.П. Збарецкого вместо прежней деревянной шатрового типа. Кирпичные стены побелены по кладке. Характерный для местной архитектуры этого времени сельский храм в стиле барокко с традиционной объемной композицией. Двухъярусный квадратный в плане четверик с низким полукруглым алтарем отличается вертикализмом композиции, чему способствует дополнительный аттиковой ярус, по высоте равный венчающему антаблементу. Над четырехскатной кровлей на восьмигранных тонких барабанах поставлены пять луковичных глав с перехватом: боковые глухие, более крупный центральный - световой. Проемы на боковых фасадах четверика расположены по двум осям. Равновысокая алтарю прямоугольная трапезная с двускатной кровлей сильно вытянута по основной оси. Господствует в композиции высокая колокольня: три мощных четверика с широкими арками завершены фигурным куполом с люкарнами и маленькой главкой на высоком восьмигранном постаменте. В убранстве фасадов применены плоские пилястры, поставленные на углах четверика (во втором ярусе - парные) и делящие боковые фасады трапезной на два прясла в одно и два окна. Завершающий нижний ярус карниз опоясывает все здание. Окна (в нижнем этаже - с лучковыми перемычками, в верхнем - прямоугольные) заключены в барочные наличники с ушами, замковыми камнями (нижние) и лучковыми сандриками (верхние). Трехмастный антаблемент включает широкий гладкий фриз и профилированные архитрав и карниз, дополненный сухариками и мутулами. Плоскость аттикового яруса на каждом из фасадов украшена парой полуциркульных филенок (ранее расписанных), чередующихся с плоскими прямоугольными нитками. Фасады трапезной прорезаны окнами с лучковыми перемычками, заключенными в рамочные наличники с ушами и небольшими замками. В противоположность плоскостному декору храма и трапезной, формы колокольни более пластичны. Арочные проемы всех трех ярусов фланкированы парными колоннами, несущими неполный антаблемент, над которым в нижних ярусах помещены треугольные фронтоны, а в верхнем - широкие обрамления люкарн. Внутри четверик храма перекрыт четырехлотковым сводом со световым кольцом в шелыге, алтарь - коробовым сводом с конхой, трапезная - полулотковым сводом, а нижний ярус колокольни - крестовым. Своеобразной чертой интерьера трапезной являются массивные лопатки по ее боковым сторонам, как бы отделяющие пространство собственно трапезной от притвора. В интерьере четверика сохранился лепной междуярусный карниз, декорированный орнаментом в виде волны (аналогичен Никольской церкви в Приволжске); более узкий и скромный карниз проходит в основании свода. Первоначальная роспись свода читается лишь на западном лотке (композиция " Крестовоздвижение " ); в простенках окон помещены фигуры святых в рост, выполненные маслом в кон. 19 в.

http://sobory.ru/article/?object=03140

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010