Сооружение реставрировано в 1954-1958 г.г.: подведен бутовый фундамент, реставрированы фасады с декором, обнаруженным в процессе исследований, сделаны сводчатые перекрытия, устроены полы, крыша с черепичной кровлей. Памятник представляет один из редких по типологии образцов гражданской архитектуры XVII в. Стены и башни, 1699 г.  Во второй половине XVIII в. в связи с утратой оборонных функций верхняя часть стен с бойницами и деревянной боевой галереей разобрана и на ее месте возведен существующий в настоящее время декоративный аттик. В 1830-1832 г.г. шатровые, покрытые тесом крыши на башнях и обходные боевые галереи разобраны и заменены шлемовидными куполами. В 1850 г. засыпан сухой, облицованный кирпичом ров перед въездной башней-колокольней. Во время Великой Отечественной войны утрачена значительная часть северо-западного прясла с круглой полубашней. Стены и башни кирпичные, образуют в плане четырехугольник, общая протяженность около 800 м. Четыре угловые башни - прямоугольные в плане, двухъярусные, близки по архитектуре, имеют развитый профилированный междуярусный и венчающий карнизы. В первом ярусе - бойницы, во втором - окна (выходили первоначально на обходную боевую галерею). Междуярусные перекрытия плоские по деревянным балкам. Чердачное перекрытие отсутствует. Башни завершаются шлемовидными куполами с глухими восьмигранными барабанами с главкой и шпилем. Привратные башни круглые в плане, имеют богатую пластику фасадов, плоскость которых расчленена лопатками, над ними расположен глухой аркатурный пояс. Между лопатками - прямоугольные ниши с профилированными наличниками и сандриками треугольной и сегментной формы. В первом ярусе имеются 5 радиально расположенных бойниц с плоскими дубовыми перемычками. Обе башни имеют развитый профилированный венчающий карниз. Междуярусное перекрытие плоское по деревянным балкам. Формы завершений близки к завершениям угловых башен. В 1984 г. завершена реставрация привратных башен и стен курдонера. Памятник является уникальным сохранившимся образцом фортификационного строительства XVII-XVIII в.в.

http://sobory.ru/article/?object=01661

С запада к трапезной примыкали одноэтажные палатки, фланкирующие колокольню. Видимо, в них располагались входы на второй этаж трапезной. Несомненно, проект перестройки церкви исполнялся профессиональным архитектором, сумевшим на основе ордера создать эффектную парадную композицию здания. Возможно, на этом этапе строительства в основном храме существовали хоры с выходом на второй этаж трапезной, но к 40-м – 50-м гг. 19 столетия, когда выполнялись настенные росписи в храме, они были уничтожены. В кон. 19 в. пространство второго этажа трапезной было расширено за счет галерей, сквозные арки в которых были заложены, а западные палатки были надстроены вторыми этажами. Вероятно в этот же период были растесаны окна в нижнем этаже трапезной. В советское время здание церкви было приспособлено под школу. Колокольня была уничтожена, заложены арки галерей храма (с устройством прямоугольных окон), переложены столбы в трапезной, а ее пространство в обоих этажах было разделено на ряд помещений для классов, соединенных продольным коридором. Здание получило единую кровлю, перед западным входом появился кирпичный тамбур с бревенчатым вторым этажом. В настоящее время междуэтажное перекрытие трапезной утрачено. Большая часть алтаря разобрана в кон. 20 в. Стены церкви сложены из кирпича и побелены по обмазке. Здание, прямоугольное в плане, имеет продольно-осевую композицию и завершено вальмовой кровлей с выносным окошком на северном скате. К восточному фасаду примыкают остатки стен пониженного алтаря, к западному – прямоугольный тамбур с бревенчатой надстройкой. Многопрофильные карнизы, междуэтажный и венчающий делят фасады церкви на два яруса, а поэтажные пилястры с профилированными постаментами и тосканскими капителями членят их на ряд прясел: три из них соответствуют храму, еще три – трапезной, и одно – западным палаткам. Углы объема и граница храма и трапезной подчеркнуты парными пилястрами. Арки галерей, в основании которых во втором ярусе проходит парапет ограждения, декорированный лежачими филенками с вынутыми по дуге углами, опираются на узкие короткие пилястры. Над нижними окнами трапезной уцелели профилированные бровки с лучковым подвышением в средней части. Внутри галерей на стенах храма с характерной для времени трехосевой композицией сохранились детали первоначального декора. Окна с лучковыми перемычками и кубоватыми металлическими решелками заключены в неглубокие прямоугольные ниши и во втором ярусе окружены рамочными наличниками с миниатюрными замками и маленькими ушами в верхних углах, а в венчающий карниз введен пояс из широкой четырехрядной пилы.

http://sobory.ru/article/?object=14861

Собор состоит из храмовой части - грузного двухсветного четверика с обширной апсидой, восточная стена которой имеет в плане очертания трехлопастной кривой, - и примыкающей к четверику с запада небольшой трапезной, почти равной апсиде по протяженности бокового фасада. Четверик с двумя стоящими поперек храма столпами, перекрыт системой идущих параллельно стенам узких коробовых сводов на подпружных арках, перекинутых от столбов на стены. Своды осложнены широкими распалубками в местах их пересечения и сложными вырезами вокруг пяти световых барабанов, из которых центральный тесно зажат между столпами, а боковые вплотную придвинуты к углам. Существующие ныне своды четверика не первоначальные. Следы срубленных пят старых сводов, располагающихся значительно ниже, видны на внутренних поверхностях стен храма. Апсида с полусомкнутым сводом соединяется с храмом тремя проемами; такие же три проема ведут из храма в перекрытую полулотковым сводом трапезную. Первоначальная фасадная декорация памятника имеет очень плоскостной характер. Ее элементы - угловые лопатки, обрамления окон второго света четверика с тонкими полуколоннами, колонки во входящих углах восточной стены апсиды и в начале закруглений боковых дуг кривой, венчающий многообломный карниз с лентой поребрика и сухариками - восходят к традициям XVII в., но выполнены в характерной для XVIII столетия суховатой манере. Барабаны и верхние части фасадных стен были выполнены заново при замене сводов, осуществленной по проекту архитектора Мечнинова в 1806 г., после пожара, но карниз четверика повторяет форму старого карниза апсиды. Аркатурные пояса из штукатурки под карнизами памятника, штукатурные обрамления окон апсиды, трапезной и первого света храма, а также полуциркульные завершения наличников окон второго света (эти окна, видимо, были растесаны вверх) относятся также ко времени переделки сводов. Обрамления порталов храма отсутствуют, судя по старым фотографиям и акварелях братьях Чернецовых, перед ними были крыльца с высокими фигурными кровлями.

http://sobory.ru/article/?object=03130

В своде алтаря помещена композиция на слова молитвы " Отче наш " в 8 сценах, в центре - Саваоф в штукатурной фигурной раме, остальные сцены в гризайльных обрамлениях расположены на склонах свода, в его основании проходит лепной карниз с розетками и модульонами. В трапезной на своде изображен Христос, сидящий на облаке в окружении ангельских головок, и четыре трубящих ангела по углам. На восточном склоне свода, над проемом — " И слово стало плотью " , по сторонам - две сцены в медальонах: " Отрок Христос проповедует во храме " и " Поклонение пастырей " . На западном склоне - " Сошествие Святого Духа " , по сторонам композиции в треугольном обрамлении; слева - " Распятие " с изображением трех крестов, воинов, делящих одежды Христа, и приближающегося Иосифа Аримафейского. Один из распятых разбойников представлен в необычном ракурсе - со спины, с запрокинутой на перекладину креста головой. На западной стене написан ряд композиций в арочных обрамлениях на тему евангельских блаженств. Главный иконостас 2-й трети 19 в. — выдающееся для этого региона произведение. Его торжественная и парадная композиция выполнена в духе классицизма, резной декор — в духе барокко, а иконы следуют традициям древнерусской живописи. Это высокое пятиярусное сооружение с заворотами (в одну ось) на боковые стены. Крепованные антаблементы с розетками и модульонами проходят на границе первого яруса, объединяющего иконы двух чинов, и в завершении иконостаса. Венчающий карниз является продолжением лепного карниза стен, который разорван в этом месте. Средние ярусы разделены простым карнизом и двойным фризом. Иконы по осям царских и боковых врат слегка заглублены. Центральная часть нижнего яруса представлена в виде выдвинутого вперед четырехколонного портика с треугольным фронтоном. К верхнему, более узкому, праотеческому ярусу, увенчанному небольшим треугольным фронтоном и " Распятием " , примыкают плоские волюты. По краям иконостаса поставлены медальоны в резных гирляндах. Царские врата из шести клейм с иконами - под окладом кон. 19 в., декорированного орнаментом-плетенкой. Над ними помещено традиционное изображение Св. Духа в виде голубя с исходящими лучами, выше — ниспадающие резные драпировки - отголосок стиля барокко. Все фризы обильно покрыты резьбой растительного характера. Представляют интерес иконы деисусного, пророческого и праотеческого ярусов, выполненные в духе древнерусской живописи 2-й пол. 17 в. В праотеческом ярусе вместо традиционного " Отечества " написано " Коронование Богоматери " .

http://sobory.ru/article/?object=06883

Оконные проемы с очень пологими перемычками заключены в рамочные наличники с ушами и сережками, увенчанными лучковыми сандриками. В наличниках нижних окон под профилированными подоконниками помещены прямоугольные щиты, в верхние наличники включены лежачие надоконные нишки, а подоконники опираются на изящные ступенчатые кронштейны. Исключительно пластичны порталы арочных входов, где опирающийся на двухслойные пилястры полуциркульный архивольт с замком объединен с высоко поднятым профилированным полуциркульным сандриком с заплечиками. В образованной между ними фигурной нише находится небольшой киот-ниша для иконы. Обрамления окон апсиды и трапезной повторяют убранство нижних проемов четверика, но здесь вместо подоконников выложен плоский ступенчатый фартук с парными слезками по краям. В простенках проемов апсиды поставлены пилястры, крепующие профилированный карниз, а трехоконные фасады трапезной, как и четверик, отмечены пилястрами на краях и легкой раскреповкой по центру. Цилиндрический барабан главы прорезан четырьмя арочными окнами в наличниках, а простенки между ними декорированы филенчатыми пилястрами, крепующими несложный карниз. Все четверики колокольни прорезаны арками и украшены двухпилястровыми портиками с развитыми карнизами, композиция которых от яруса к ярусу варьируется. В нижнем четверике пилястры, поставленные с выпуском углов, несут пологий фронтон, наложенный на высокий глухой аттик-полуярус; в среднем пилястры портика, также увенчанного фронтоном, оставляют открытыми скругленные углы четверика, а в верхнем в углы врезаны трехчетвертные колонны, пилоны арок украшены вертикальными филенками. Роль венчающего элемента в верхнем ярусе играют круглые люкарны, включенные в фигурные фронтоны. Четырехгранный барабан под шпилем, прорезанный арочными окошками, украшен пилястрами, акцентирующими срезанные углы. Внутри четверик храма перекрыт четврехлотковым сводом с круглым отверстием световой главы в шелыге. Алтарная апсида с конхой, усложненной распалубками над окнами, на всю высоту открыта в храм.

http://sobory.ru/article/?object=13167

Они заменяют здесь более традиционные цилиндрические барабаны глав. Между ними расположены фронтоны портиков. Все это создает мерный спокойный ритм пирамидальной композиции храма, согласованный центричностью его плана. Противоположенный западный конец продольной оси здания завершен двухколоколенной композицией с портиком между колокольнями. Однако композиционное значение колоколен, каждая из которых составлена из высокого нижнего четверика и четверикового же яруса звона, все же недостаточно, чтобы полностью уравновесить мощный объем храма на восточном конце продольной оси. В организации архитектурных масс здания велико значение равновысотности слагающих их объемов, что подчеркнуто линиями горизонтальных членений. Так карниз первых ярусов колокольни расположен в том же уровне, что и карнизы угловых барабанов и вершины фронтонов и цоколь световой ротонды храма. Венчающему карнизу ротонды соответствует карниз второго яруса колоколен, исключая объемы колоколен. Исключая объемы колоколен в одном уровне проходит по всему периметру церкви антаблемент нижнего яруса. На одной линии находятся и верхние обрезы оконных и дверных проемов первого света. Композиции основных фасадов главных объемов памятника симметричны относительно своих центральных вертикальных осей. Облик фасадов памятников активно формируют в первую очередь крупные тосканские портики. Наиболее полно проявившиеся в них ордерное начало в той или иной степени отразилось и на остальных декоративных фасадных формах. Однако элементы тосканского ордера в архитектуре Троицкой церкви не всегда соответствуют канону: к примеру, метопы фриза портиков превратились в своеобразные филенки, «капельки» под триглифами включены в проходящую под фризом тягу. Весьма упрощенно трактованы капители пилястр в простенках окон световой ротонды и на гранях ярусов звона колокольни. Оригинальными наугольными филенками обработаны углы четверика храма. Все оконные проемы нижнего яруса имеют прямоугольную форму. Проемы с полуциркульной арочной перемычкой преобладают в венчающих объемах здания.

http://sobory.ru/article/?object=18580

Фасады сохранившейся части здания Р.А. Кацнельсон, изучавшая памятник в 1940-1950-е годы, предлагала свою версию его первоначального вида, который мог существовать до обрушения свода трапезного зала и привлечения, в связи с этой аварией, опытного зодчего Осипа Старцева, под руководством которого к 1685/86 постройка была закончена. Изучение кладки фасадов, раскрытых от штукатурки, частично опровергло или уточнило эту версию, поставив под сомнение достоверность чертежей графической реконструкции трапезной. Северный фасад Новой трапезной, ориентированный на Успенский собор, под руководством Осипа Старцева был перестроен почти полностью. В меньшей степени был перестроен восточный фасад. При рассмотрении кладки вокруг оконных проёмов основного этажа на фасадах отмечаются четкие следы внесённых изменений: были вставлены многосложные белокаменные обрамления, придавшие первоначальным окнам совершенно иной масштаб. На восточном фасаде одновременно со вставленными на мощных консолях белокаменными колонками были уложены накрывочные блоки поверх кирпичных профилей треугольных сандриков первоначального декора. На парадном северном фасаде кладка первоначальных окон со скромными кирпичными обрамлениями осталась нетронутой только вокруг проемов между встроенными колонками на консолях, а весь верх окон был кардинально переработан: многосложные фронтоны с фигурными вставками представляют собой наиболее развитый тип оконных завершений конца XVII - начала XVIII века. Традиционные «кубчатые» оконные решетки, крайние гнутые прутья которых были обнаружены только в раскрытых от закладок окнах северо-западной «государевой палаты», окрашивались свинцовым суриком. Окна трапезного зала с прямыми перемычками решеток не имели. Монументальность оконных обрамлений потребовала иного решения всех плоскостей фасадов. Если на восточном фасаде, выходившем па глухой участок монастырской ограды, верх окопных обрамлений почти не изменился по высоте, то и не было нужды сбивать первоначальный венчающий карниз, он в неизменном виде сохранился и только был надстроен при возведении приделов XIX века. На северном же фасаде был не только стёсан весь первоначальный карниз, но местами кладка заново переложена в плоскости стены, так что прежние формы не читаются вовсе.

http://sobory.ru/article/?object=03318

Декор здания, суховатый и несколько огрубленный в деталях, интересен большим разнообразием приемов и стилизованных форм, заимствованных из архитектурной практики самого широкого хронологического диапазона. На четверике храма, расчлененного широким карнизом с поясами дентикул и филенок на два яруса, подчеркнуто скупая отделка нижних частей стен, обработанных на углах парными пилястрами, противопоставлена насыщенному и дробному декору верхнего яруса, в котором преобладают элементы русского стиля. Углы верхнего яруса, имеющего на каждом фасаде по два окна, закреплены пучками полуколонок. Над венчающим карнизом возвышается аттик в виде ряда кокошников. Плоскости стен расчленены карнизами, проходящими в уровнях перемычек и подоконников больших прямоугольных окон, обрамленных плоскими наличниками с килевидными завершениями. Стройные цилиндрические барабаны пятиглавия (центральный превышает по объему угловые) обработаны легкой аркатурой. На притворах гладкие угловые пилястры поддерживают карниз с дентикулами и рядом кокошников в основании кровли. Расположенные в притворах дверные проемы и окна на срезанных гранях имеют арочные перемычки. Над входами выложены большие равноконечные кресты. В нижнем ярусе апсиды, завершенном плоским карнизом, размещено восемь арочных окон, сгруппированных попарно; окна верхнего яруса обрамлены наличниками и полуциркульными архивольтами, опирающимися на белокаменные полуколонки. Усложненная фасадная структура трапезной отличается перенасыщенностью декора. Ее фасады расчленены на два яруса: в нижнем расположены световые проемы, верхний, глухой, соответствует высокому сводчатому перекрытию. Углы трапезной закреплены гладкими пилястрами, по которым раскрепованы широкий венчающий карниз и тонкая межъярусная тяга. Над карнизами трехоконных ризалитов, имеющих на углах филенчатые пилястры, помещены полукруглые кокошники. Трехоконные ризалиты с филенчатыми пилястрами на углах увенчаны тремя кокошниками, перекликающимися с кокошниками в завершении четверика основного храма. По сторонам ризалитов помещено по два окна, между которыми в верхнем ярусе находится ложный проем, — все они заключены в колончатые наличники с навершиями-кокошниками.

http://sobory.ru/article/?object=45354

Корпус келий Хороший образец жилой монастырской архитектуры середины 18 века, выдержанной в строгих и лаконичных формах, во многом восходящих к предшествующему столетию. Двухэтажное прямоугольное в плане здание с вальмовой кровлей сильно вытянуто в длину и имеет в центре восточной стороны полукруглую апсиду. Стены кирпичные и оштукатуренные; перекрытия плоские, деревянные. В объемной композиции выделен по традиции большими размерами парадный, верхний этаж. Внешнее убранство корпуса состоит из довольно простого набора деталей 17 века. Фасады расчленены плоскими лопатками, поставленными на углах и против внутренних стен (в связи с перестройкой не совпадают); междуэтажный пояс из полувала, поребрика и трех рядов выступающих кирпичей полностью повторен в верхнем карнизе, дополненном венчающей частью. Лишь проемы обрамлены в духе барокко - плоской и грубой рамкой прямоугольного наличника с " ушами " и подоконной нишкой в первом этаже. Ограда монастыря Замечательный пример монастырской ограды второй половины 18 века, подражающей формам оборонительных стен русских монастырей предшествующего столетия, единственный сохранившийся в области. Стены возведены из кирпича на фундаментах из булыжника. Сравнительно низкие, завершенные зубцами, они образуют в плане прямоугольник с башнями на углах. Общая длина стен 477 метра (сохранилось 332 метра), толщина 2 метра, высота 4—5 метров. С внешней стороны их основная часть расчленена слабо выступающими лопатками и завершена карнизной тягой. Изнутри она обработана на древнерусский манер аркадой, над которой шел боевой ход. Венчающие стену зубцы в форме " ласточкина хвоста " прорезаны бойницами. В толще северной стены устроено несколько узких ходов с небольшими оконцами. Возвышающиеся на углах башни имеют форму восьмигранников на цилиндрических основаниях и увенчаны стройными шатрами. Грани их, прорезанные арочными окнами, контрастируют с нерасчлененными объемами основания и шатра. Барочный декор башен состоит из венчающей основание карнизной тяги (общей со стенами) и наложенных друг на друга двух лопаток на углах восьмерика, которые карниз членит по высоте на две неравные части; стены между лопатками под проемами обработаны филенками. Внутри башни двухъярусные; помещение цокольного этажа перекрыто сомкнутым сводом, восьмерик - шатром. Арочный вход в нижний этаж устроен изнутри монастыря, в верхний - со стен ограды.

http://sobory.ru/article/?object=01621

В первые годы работа по оформлению собора увлекала мастера, но в дальнейшем начала сказываться усталость. Заказчики требовали сокращения сроков, предъявляли необоснованные требования, сетовали на слишком свободную трактовку образов и нарушение канонов. Отвергнув эскизы Врубеля, они разочаровались и в таланте Васнецова. Увидев первые законченные работы, митрополит изъявил желание, чтобы художник опирался на академические правила, а не на традиции древнерусского искусства. Впрочем, отдельные его черты использовать разрешили. Философское представление героев едва не вызвало конфликта, который, к счастью, не состоялся, хотя в отдельных моментах Васнецову пришлось уступить. Созданные вдохновенной кистью фигуры Богоматери и князей выглядят живыми, а подсказанные духовниками персонажи сцен «Страшный суд» и «Блаженство рая» нарочито условны. В 1891 году основные художественные работы в соборе были закончены. Забылись неприятности, ссоры, и неимоверно уставший, но довольный исполнитель отбыл в Москву, вскоре получив всемирную известность. По плану Владимирский собор являлся центром ансамбля одноименной улицы. Еще в начале XIX века вторую по значимости магистраль Киева украсили помпезные здания театра, музея и дома Земства. Возведенные в классическом стиле, они были красивы сами по себе и значительно обогащали застройку улицы. Сохранившиеся до наших дней постройки относятся к разным эпохам. Согласованные по высоте, ритму и цвету, они составляют единую композицию, хотя исполнены в различных манерах: неоренессанс, модерн, «под кирпич». Здание педагогического музея было построено в 1911 году и позднее расширено согласно проекту архитектора П.Ф. Алёшина. Облицованный белым инкерманским камнем дом выгодно отличается от близлежащих зданий. Главным акцентом на его фасаде является ритм плотно размещенных окон, обработанных наличниками в виде двухколонных портиков. Венчающий карниз декорирован скульптурным фризом на тему развития научных знаний на протяжении всей истории человечества. Изящные формы дома Земства заимствованы из архитектуры итальянского Ренессанса. Завершив здание в 1913 году, зодчий В.А. Щуко спроектировал его в виде двух прямоугольных в плане пристроек средней башни. Первоначальный замысел остался на бумаге, а в натуре сооружение походило на ризалит с единственным входом. Цокольный этаж был обработан грубым рустом, окна второго уровня украшали наличники и сандрики треугольной формы. Сооружение завершили аттический этаж и кровля с заломом. Даже при беглом взгляде на творение Щуко невозможно не отметить высокую культуру исполнения деталей. Автору удалось найти верные пропорции и превосходно согласовать между собой мелкие и крупные элементы. Темно-серый цвет как нельзя лучше соответствует характеру здания, которое отличается монументальностью, подобно всем постройкам Владимирской улицы.

http://sobory.ru/article/?object=01026

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010