Оформление углов четверика храма гладкими пилястрами, венчающий карниз с поясом сухариков и нешироким фризом, а также скромные профилированные сандрики над перемычками окон первого и третьего света характерны для широкого временного диапазона классицистической эпохи. Индивидуальный облик храму придают небольшие круглые окна второго света. Барабаны венчающего храм пятиглавия (центральный световой) декорированы арочными нишами. На боковых фасадах трапезной пять окон со слабо выраженными лучковыми перемычками образуют симметричную композицию с тремя тесно двинутыми в центрах проемами, объединенными широким треугольным сандриком. Фланговые окна украшены над перемычками скромными сандриками-полочками. Верхние ярусы колокольни обработаны пилястрами, поддерживающими профилированные карнизы с поясами сухариков. Четверик храма перекрыт покоящимся на тромпах восьмидольным сомкнутым сводом с более узкими скругленными диагональными гранями и световым кольцом в шелыге. Апсида, сообщающаяся с храмом тройным арочным проходом, перекрыта конхой. Трапезная и приделы представляют собой в интерьере единое пространство, перекрытое системой коробовых и полулотковых с распалубками сводов. Нижний ярус колокольни перекрыт взаимно пересекающимися коробовыми сводами. В интерьере храма сохранились фрагменты клеевой живописи 1-й пол. 19 в. Свод разделен гризайльными орнаментальными лентами на восемь сегментов, в которых помещены иллюстрации к молитве «Отче наш»; в тромпах — поясные изображения евангелистов. В основании свода и над окнами первого света проходят развитые лепные карнизы, украшенные модульонами и сухариками. На боковых стенах в простенках между окнами второго и третьего света написаны сцены из земной жизни Христа. На южной стене в уровне окон первого света сохранилась композиция «Соломея с головой Иоанна Предтечи», на западной стене — «Вознесение», оформленное гризайльным коринфским портиком; по сторонам читаются «Вход в Иерусалим» и «Проповедь на водах». Ворота ограды, кирпичные, оштукатуренные и побеленные, — интересный пример архитектуры малых форм в стиле классицизма. Пилоны ворот с широким арочным проездом в центре обработаны с наружной стороны парными тосканскими колоннами, поддерживающими раскрепованный антаблемент с аттиком. Над аттиком и пилонами поставлены три главки на тонких шейках и деревянным трибунах. Арочная перемычка проезда ворот украшена тонкой кирпичной бровкой с замковым камнем.

http://sobory.ru/article/?object=31085

Надо сказать, что при совпадении общих тенденций 534 с центральными архитектурными процессами, происходящими в Византии, выразительность Мирожского собора оказывается иной. Ярко освещенные благодаря обилию окон, византийские храмы не только просторнее, изощреннее в художественном отношении, они всегда наполнены рафинированными архитектурными формами. Они гармоничнее, спокойнее и созерцательнее. Внешняя простота и лаконизм псковской постройки лишь углубляют новый, непривычный и для Константинополя, и для Грузии смысл: суровость, напряженность, драматический пафос. Гармония космического начала окрашена здесь в строгие, неприступные тона, она лишена светлой эмоции и легкости, исполнена контрастов, её постижение требует постоянных усилии. Воздействие на человека купола и венчающего верха храма оказывается не просто мощным, но почти подавляющим. Как ни странно, в этом волевом компоненте восприятия храма при всей его несхожести с предшествующей новгородской архитектурой сказались и черты преемства: уже в ранних памятниках новгородского зодчества подчеркнуты энергия и волевое начало. Новгородская традиция сказывается и в решении алтарной зоны. Апсида 535 здесь имеет подковообразные очертания, сильно освещена, в отличие от других рукавов креста, выделена размерами и горизонтальным карнизом, продолжающим движение капителей в основании пят центральных арок. Снаружи храм отличала крупная пластика основных объемов, подчиненная огромному барабану венчающей главы. Лаконичность форм, активность их сочленений, минимализм декора придавали храму концентрированную выразительность. Энергично выступающий крест определял облик первоначального здания. Обводки закомар креста опущены значительно ниже пят сводов, зрительно укрупняя поля люнетов. Этому же способствовали и низко расположенные окна. На сильно выступающей апсиде (снаружи её объем кажется едва ли не более обширным, чем внутри) традиционный новгородский карниз поребрика отсутствует. Круглый абрис барабана подчеркнут фризом крупных арок в его завершении. По мнению А. И. Комеча, устройство этого аркатурного фриза необычно: традиционно арки выкладывались радиальными плинфами, а здесь плинфа положена цепочками по абрису арок. По неизвестным причинам замысел храма в процессе строительства 536 изменился: над западными пониженными углами надстроены замкнутые камеры. Через бывшие окна их соединили с западным рукавом креста, где устроили узкий деревянный настил для перехода. Угловые камеры сделали западную треть собора снаружи непохожей на остальные: она завершена тремя закомарами на одном уровне. Зрительная асимметрия объемов храма в целом подчеркнула роль западного фасада, получившего в результате традиционный облик – торжественного входа в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сильно выступающая апсида имеет сложную конфигурацию. Храм типа " восьмерик на четверике " завершен световым восьмигранным барабаном с ажурной коронообразной главкой на белокаменном восьмигранном основании. Примыкающий к четверику выступ апсиды равен ему по объему. Прямоугольная трапезная вытянута по оси " север-юг " , с запада примыкает колокольня. Колокольня трехярусная, причем нижний ярус квадратный, а два верхних имеют скошенные углы с колонками; завершает колокольню глухой граненый барабан с луковичной главкой. Наружное убранство храма решено в стиле петровского барокко, отличающегося скромностью и графичностью декоративных элементов. Простенки обработаны пилястрами - тосканского ордера в первом ярусе, и во втором ярусе - ионическими. Капители украшены растительным орнаментом. В венчающем фризе триглифы чередуются с розетками. Тимпан фронтона акцентирован круглым ложным окном. Восьмерик храма обработан по углам пилястрами, капители которых украшены розетками. Грани восьмирика расчленены окнами в прямоугольных рамках-наличниках, а по сторонам света сделаны ложные окна с полукруглым завершением. Антаблемент с гладким фризом имеет профилированный архитрав и карниз. Фасад апсиды решен, как продолжение фасада четверика нижнего яруса храма. Фасады северного придела решены в том же стиле, что и основной четверик. Архитектурное убранство колокольни выдержано в позднеклассических традициях. Внутреннее убранство храма типично для своего типа: переход от четверика к восьмиреку осуществляется при помощи ступенчатых ртомпов. Сомкнутый свод с отверстием, открывающемся в восьмигранный барабан. В юго-западном углу четверика лестница, ведущая на хоры. В целом храм хорошо сохранил первоначальную архитектуру и декор. Пристройки XIX в. также сохранились почти без изменений… " . Расположен храм в очень живописном месте, на высоком берегу пруда, возможно ста-рицы реки Моча. Вблизи располагалась усадьба, от которой остались фрагменты, некогда богатого парка и до 70-х годов XX в. оставались развалины флигеля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Основной двухсветный объем церкви включает последовательно (с востока на запад): высокую квадратную храмовую часть с полукруглой апсидой, трапезную, и ярусную, квадратную в основании (восьмигранная в верхних ярусах), колокольню – первоначальное ядро постройки, а также поздние: северный и южный боковые приделы и западную пристройку. Главный вход расположен на центральной оси западного фасада здания и оформлен четырехколонным портиком тосканского ордера. Высокий четверик храма завершен фигурным куполом и увенчан пятиглавием. Колокольня ярусная, восьмигранная в верхних ярусах, завершена фигурным куполом с главой на восьмигранном барабане. Алтарная апсида увенчана главой на восьмигранном барабане. Квадратное в плане помещение главного храма с полукруглым помещением алтарной апсиды сообщается через широкие арочные проемы с обширным, ориентированным в широтном направлении помещением трапезной, и помещениями придельных храмов. В западной части расположено помещение церковного притвора, где расположен вход на лестницу, ведущую на колокольню. В западной пристройке здания находятся три помещения. На храмовом четверике расположены окна второго света с полуциркульным завершением. В трапезной центральной части храма расположены круглые оконные проемы второго света. Объем четверика завершен полуглавием, врезанным в основание южной грани высокого восьмигранного купола. Под полуглавием, на центральной оси расположено круглое окно. По бокам полуглавия над углами четверика возвышаются двухъярусные восьмигранные барабаны глав. Грани восьмигранного барабана (малого восьмерика), установленного над куполом храмовой части, прорезаны узкими вертикально вытянутыми проемами. Четверик храмовой части южного придела приподнят над уровнем односкатной кровли и завершен фигурным куполом с главой на двухъярусном восьмигранном барабане. Оконные проемы обведены профилированной тягой и опираются на наружные подоконники. Круглый оконный проем храмового четверика обведен мелкопрофилированной тягой. Мелкопрофилированный венчающий карниз 1-го яруса с плоским широким фризом. Углы колокольни в ярусе подзвона обработаны широкими плоскими пилястрами. Проемы яруса звона декорированы трехступенчатыми архивольтами. Колокольня декорирована мелкопрофилированными междуярусными и венчающим карнизами с метрическим рядом городчатых кронштейнов, раскрепованных по пилястрам в ярусе подзвона. Окна второго света на храмовом четверике обведены профилированной тягой. Круглые оконные проемы второго света в трапезной обведены профилированной тягой. Углы храмового четверика обработаны лопатками с прямоугольными вертикальными филенками. Стены трапезной, храмовых четвериков и апсид увенчаны профилированными карнизами.

http://sobory.ru/article/?object=12133

Александр Рыбаков в своей книге " Череповец, Устюжна, Вытегра " так описывает оригинальную архитектуру и декор Казанской церкви: " Белокаменные наличники окон выполнены в виде приставных колонок с коринфскими капителями и массивного сандрика наподобие разорванного фронтона с фигурным аттиком и плоскими волютами. В обрамлении некоторых окон использованы витые колонки, украшенные причудливой рельефной резьбой с изображением мотива виноградной лозы. Фасады главного четверика с раскрепованными углами декорированы полуколонками с резными капителями. Богатой и разнообразной белокаменной резьбой заполнены венчающие фасады фигурные фронтоны, в композицию которых включены и витые колонки, и сложно профилированные карнизы, и разные по размерам и рисунку волюты. Столь же богато и интересно был декорирован белокаменный резьбой западный вход, обрамлённый резными колонками с мотивом виноградной лозы и увенчанный барочным разорванным фронтоном. Над входом в резной белокаменной раме с венчающей пальметтой помещено изображение Казанской иконы Божией Матери, ранее, вероятно, написанной на доске, а позднее выполненное в технике фрески " . Пять глав Казанского храма опираются на двухъярусные восьмигранные барабаны, которые добавляют образу храма прочности, устойчивости. Здесь проявляется характерный как для строгановского, так и для нарышкинского барокко двойственный масштаб: гигантские, устремлённые вверх черты сочетаются с мельчайшими узорными деталями. Окна обрамляют узорные витые колонны. Это наборная колонна, получившая особенное распространение в XVII веке. Она вполне характерна для эпохи барокко с его многочисленными, порой избыточными декорирующими деталями. На колоннах Казанского храма мы видим многократно повторенный мотив виноградной лозы. В линиях оконного наличника угадываются черты классического фронтона, напоминающего нам об античности. Это так называемый прерванный, или разорванный, фронтон, карниз которого не смыкается полностью. Интересно, что над вполне западным фронтоном возвышается характерная главка-луковка. С двух сторон окно обрамлено колонками, выполненными по образцу коринфского ордера.

http://sobory.ru/article/?object=00239

На фасаде стоит обратить внимание на наличники окон нижнего яруса, которые не вполне традиционны. Килевидное завершение рамы здесь не отсечено горизонтальным профилем от боковых частей и является их непосредственным продолжением. Карниз первого яруса - простой, многопрофильный, с рядом фестончиков вдоль нижней границы и с раскреповками. Четверик верхнего яруса, свободно несущий венчающий восьмерик - " башню " , оба украшены картушами. Пышный перспективный портал выполнен в русле традиций XVII столетия. Расположен с южной стороны паперти. Грушевидная купольная кровля четверика завершается малым световым восьмериком, несущим ещё два последовательно уменьшающихся стройных восьмигранника с главкой. На главке установлен шестиконечный крест. В верхнем, Никольском храме Рождественской церкви сейчас ведутся восстановительные работы, и доступ туда закрыт. Для богомольцев и туристов открыт тёплый нижний храм. Проход через перспективный портал с южной стороны храма ведёт в пронаос (или крытую паперть). Из пронаоса можно попасть в трапезную, которая в свою очередь примыкает к основной части храма. За основной частью следует алтарь. Внутреннее дореволюционное убранство Рождественской церкви не сохранилось до наших дней. Тот самый " первоначальный иконостас в стиле барокко " , имевший, " кроме крупной резьбы " , пластичные декоративные вставки " красного рисунка " , о котором писал сто лет назад местный краевед Д. М. Григоров, утрачен - как утрачены и древние иконы из этого храма. Единственным исключением из этого грустного правила является образ " Николы Зарайского в житии " , относящийся к концу XVI - началу XVII веков. После революции он был изъят из храма, а ныне находится в собрании Тотемского музея церковных древностей. В наши дни в Рождественской церкви установлен новый трёхъярусный иконостас пирамидальной формы. Интересна его конструкция - деисусный ряд, состоящий всего из трёх образов, как бы врезан в центральную часть праздничного ряда. В праздничном ряду - по четыре иконы с каждой его стороны. Примечательна барочная лепнина розетки над паникадилом в основной части храма. Неизвестно, существовала ли когда-нибудь в нижней части Рождественского храма роспись. В наши дни стены и потолки покрашены.

http://sobory.ru/article/?object=03691

Четверик отличается наибольшей чёткостью ордерного декора, что можно рассматривать как проявление развитой ампирной архитектуры. Декор стен трапезной лаконичен: это руст между прямоугольными окнами, крупные полуциркульные перемычки поверх ряда окон и довольно широкий венчающий карниз сложного профиля. Часть окон трапезной имеет более поздние завершения в виде архивольтов той же формы, что и на ярусах колокольни. Кроме того, у части окон довольно отчётливо прочитываются скруглённые очертания верхней части, напоминающие стилизованные окна петровской эпохи гражданского строительства, чему в некоторой степени способствует и частая гранёная решётка тёмного металла, которой забраны окна. Апсида закрывает почти всю поверхность восточной стены главного храмового объёма. Декорировка апсиды в точности соответствует архитектурным деталям стен трапезной: рустованная стена прорезана шестью крупными высокими окнами. Часть окон дополнительно украшена декоративной решёткой чугунного литья. Крупные перемычки над окнами имеют форму веерного типа; каждый простенок между окнами разбит надвое плоскими широкими пилястрами сильно упрощённого дорического ордера. Колокольня Покровской церкви имеет три яруса, оформлена ордерным декором. Нижний ярус украшен рустовкой, дверной проём - арочный; средний ярус - оформлен полуколоннами, на которые опирается портик с фронтонами по четырём сторонам света; верхний ярус выполнен в виде ротонды с прямоугольными проёмами, низким куполом и шпилем. Основные конструкции главного храмового объёма - пониженные подпружные арки и парусные своды, несущие крупный барабан; шестистолпная трапезная часть перекрыта тремя парами крестовых сводов. Обширное пространство храма предваряется небольшим холодным притвором. В нартексе, вдоль нижней части стен, идёт роспись в виде традиционных полотен. Восточная стена притвора прорезана тройным дверным проёмом, образующим трельяжный тамбур и ведущим в трапезную часть собора. Над дверным проёмом в углублённом полуциркульном крупном люнете, в пандан уличной фреске над главным входом, располагается монументальное поясное изображение Покрова Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00817

Стены отличаются значительной толщиной. Между помещениями они прорезаны тремя арочными проходами, кроме стены с широким арочным проемом между трапезной и наосом. Наос перекрыт сомкнутым сводом, трапезная – коробовым. Формы объемов - массивны. Углы на фасадах выделены пилястрами. Уровень пониженного первого яруса отмечен карнизом с тремя рядами поребрика. Высокий венчающий карниз наделен своеобразным фризом с равномерно распределенными лопатками и полукруглыми выступами-фронтонами. Верхние окна обработаны заглублениями, а прямоугольные оконные проемы первого яруса включены в ленточные обрамления со слабовыявленными угловыми выступами. Такие формы карниза и обрамлений характерны для раннего барокко. Наличники ризницы и часовни типичны для смоленской архитектуры середины XVIII в. Это профилированные обрамления с прямоугольными выступами по углам. Сохранились фрагменты кованных решеток в парапетах маршей и площадок двух западных лестниц. Коробовые своды и криволинейные пилоны, вероятно, появились при перестройке лестниц. Памятник возведен из разноформатного кирпича, что отразилось на нерегулярной кладке. Стены оштукатурены и окрашены. Под приделом и ризницей имеются небольшие подвальные помещения. В 2013-2015 г.г. проведены работы по сохранению объекта культурного наследия – реставрация известняковых полов, деревянных конструкций – окон, дверей, стропильных конструкций, реставрация кирпичной кладки, кровли, металлоконструкций – двери, решетки на окнах, ограждения лестниц, реставрация штукатурки, выколотные, чеканные работы луковиц куполов и яблок под крестами малых главок, гидроизоляция и ремонт фундаментов, реставрация кирпичных ступеней и площадок крылец, кирпичной кладки и кровельного покрытия крылец, отделочные работы фасада крылец, устройство покрытия пола, реставрация внутренних помещений, смена наружных дверных заполнений, замена системы отопления, сетей электроснабжения, системы водоснабжения и канализации, отделочные работы фасада. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

http://sobory.ru/article/?object=05781

Прямоугольная в плане апсида, почти равная четверику по ширине, имеет сильно скругленные и раскрепованные углы. Храм и колокольня завершены четырехлотковыми кровлями, над которыми возвышаются глухие барабаны, увенчанные соответственно луковичной главкой и невысоким шпилем. Фасады четверика делятся карнизом на основную часть с тремя прямоугольными окнами (средний проем ложный) и аттик с накладным треугольным фронтоном. Окна завершаются треугольными сандриками. Средняя ось фасадов акцентирована полукруглой нишей в тимпане фронтона. На гладких фасадах трапезной расположено по два прямоугольных окна, одно из которых ложное. Западные углы закреплены широкими лопатками. Нижний ярус колокольни с крупными арочными проемами (с юга и севера ложными) покрыт ленточным рустом. Фасады второго яруса с полукруглыми окнами завершены треугольными фронтонами. Третий ярус с высокими арочными проемами звона обработан на углах пилястрами. Венчающий карниз обогащен двумя рядами сухариков. Бесстолпные помещения храма и трапезной, а также апсида имеют плоские перекрытия. Храм связан с апсидой двумя проемами, а с трапезной — тремя. Первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом. Лестница на второй ярус расположена в толще южной стены. В храме находится двухъярусный деревянный выкрашенный в голубой цвет иконостас. В соответствии с двумя престолами он имеет двухчастную зеркальную композицию. Своеобразны царские врата, основу которых составляют кресты с овальными иконами. Настенная живопись сохранилась только на стенах апсиды (композиции Христологического цикла). http://svodokn.ru/object/101524143?open=true В Спас-Бураках идет восстановление зимнего Богородицко-Казанского храма. Для начала из церкви вынесли старую печку-буржуйку, коптившую стены целых 40 лет. На ее месте поставили новую, кирпичную. Потолок и стены решили обновить. Почерневшие от сажи стены теперь будут небесно-голубого цвета, как много лет назад, а потолок станет белым. Старые окна заменят на новые. Правда, денег на это пока нет. Но люди не отчаиваются, продолжают работать и молиться. И верят, что старинные Спас-бураковские храмы когда-нибудь засияют новыми куполами, а колокола на звоннице позовут на службу прихожан со всей округи. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51287

На четверике храма основными архитек­турно-декоративными акцентами, тяготею­щими к барочным традициям, являются боль­шие полукруглые люкарны в центре каждого фасада, оформленные треугольными полуфронтонами. По-барочному выглядит также плоская рустовка углов четверика. Боковые фасады храма, получившие трехосевые ком­позиции с дверными проемами в центрах, от­мечены четырехпилястровыми портиками, несущими широкие антаблементы, по кото­рым раскрепован кирпичный венчающий кар­низ упрощенного рисунка, дополненный маленькими ступенчатыми кронштейнами. В простенках между пилястрами нижние окна, значительно превышающие по высоте окна второго света, заглублены в арочные ниши. На апсиде, венчающему карнизу вторит тонкий профиль, отделяющий верхнюю часть стены, обработанную над окнами лежачими филен­ками. Восточное окно апсиды выделено полу­круглой нишей. Боковые фасады трапезной равномерно расчленены крепованными пиля­страми на три прясла с двумя большими ароч­ными окнами в каждом. На боковых и запад­ных фасадах палаток по сторонам колоколь­ни расположено по одному окну в плоских гладких наличниках с подоконниками из портландского цемента. Широкий многообломный венчающий карниз, проходящий по верху стен трапезной и боковых палаток, обладает суховатым рисунком, характерным для 2-й пол. 19 в. Западный фасад нижнего яруса ко­локольни с большим арочным проемом в центре оформлен пилястрами, несущими плоский щипец. Внутри четверик храма перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом с более узкими диагональными гранями и люкарнами, проре­занными по странам света. Конструктивный переход от четверика к перекрытию осуще­ствлен при помощи тромпов. С апсидой, пе­рекрытой конхой, и трапезной, храм объеди­нен широкими арочными проходами. Трехнефное пространство трапезной, перекрытой системой коробовых сводов с распалубками, организуют шесть крещатых столбов с подпружными арками, перекинутыми к пристен­ным пилонам. В толще кладки восточной стены по сторонам прохода в храм устроено два небольших компартимента: в северном была сложена печка, в южном устроен сейф. Ниж­ний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом, боковые палатки - коробовыми сво­дами с переломами. В южной стене нижнего яруса колокольни проложена кирпичная ле­стница с забежными ступенями, выходившая на площадку звона. Южная палатка связана дверным проемом с трапезной, северная име­ет выход в нижний ярус колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=57550

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010