И важнее всего здесь окажется пластика, комбинаторика объемов и служение впечатлению единства масс каждой декоративной детали. Архитектором избран метод сопоставления, поиска бесконечной рифмы между строгой, направленной прямой и изогнутой, полной центростремительной динамики линии. Волнообразное перетекание высокой стены нижнего яруса храма создает иллюзию движения, ритм которого по фасаду отмеряли проемы окон и дверей. Высота дверных проемов, устроенных в «лепестках», сориентированных по сторонам света, подчеркнута лучковыми фронтонами. Смежные апсиды прорезаны узкими, вертикальными окнами в белокаменных наличниках с прямоугольными ушками, а их белокаменные прямоугольные подоконники переходят в многообломный фартук. Пропорциональное соотношение тяжелой массы стены и устроенных в ней тесных световых проемов создает впечатление обширного, упругого, силящегося вырваться из ограничения материала пространства, усилия которого сдерживают трехчетвертные колонны с квадратными многослойными капителями. Колонны установлены на высоких белокаменных пьедесталах, во входящих углах октаконха, и они задают ту протяженную вертикаль, которую подхватят полуколонки второго яруса. Широкий, многоступенчатый венчающий карниз – декоративная доминанта постройки. Его белокаменная многообломная живописная фактура выступает за пределы общей архитектурной массы, расширяется кверху и прячет за собой перекрытия апсид. Второй ярус церкви читается как ротонда, хотя представляет собой широкий шестнадцатигранник. Его прорезают восемь больших прямоугольных окон12 в белокаменных узких наличниках, украшениями которым служат лишь профилированные тяги. Световые проемы занимают всю отведенную им плоскость грани и чередуются с простенками, декорированными тонкими полуколонками посередине. Этот прием указывает на отношение к колонне не как к опорному элементу, но как к элементу венчающему. Подобное декоративное понимание ордерной системы характерно для русской архитектуры переходного периода, однако в данном контексте так обнаруживает себя стремление зодчего к утверждению слитности масс. Объединение первого и второго яруса подчеркнуто и выбором формы итогового элемента объемно-пространственной композиции – шестнадцатигранник, стремящийся к ротондальной форме, близок в поперечнике к несущему его основанию. Завершает постройку пологий лотковый свод, сложенный так, чтобы имитировать сферический купол. Венчает храм глухая главка.

http://sobory.ru/article/?object=02368

Расположена на Соборной горе, в южной части города на территории городского парка. Возведена без венчающей части в 1640-45 гг. как польский костел по заказу владевшего городом шляхтича П. Салтыка. В 1645 г., после возвращения Трубчевска России, стала собором Спасо-Преображенского монастыря (существовал до 1690 г.). Достроена в 1645-49 гг., получила новые верхи - пять деревянных глав на бочечных основаниях. В 1760 г. здание перестроено в связи с сооружением новой колокольни; в сер. 19 в. возведены новая трапезная и апсида алтаря. Храм кирпичный и оштукатуренный, фундамент бутовый. Интересный образец небольшого храма сер. 17 в., получивший характерные для зодчества того времени формы, а позднее барочную колокольню и трапезную в стиле позднего классицизма. В пространственной композиции здания доминирует основной кубический объем с поздней полукруглой пониженной апсидой и четырехскатной кровлей. Его частично сохранившийся фасадный декор (пучки из трех полуколонок на углах, разделенных остроугольными ребрами, четыре полуциркульных кокошника в завершении стен и фрагменты наличника с килевидным фронтоном с западной стороны, под кровлей трапезной) следует убранству русской архитектуры сер. 17 в. На северном фасаде прежде существовала выполненная в кирпиче дата постройки - " 1640 " . Типично барочный характер имеют два сохранившихся нижних четверика колокольни с парными трехчетвертными короткими колоннами по краям и раскрепованным над ними карнизом. Первый ярус с северной и южной стороны имеет арочные ниши, а с западной -входной проем, над которым карниз делает сильный изгиб, образуя оригинальную нишу-киот; второй ярус лишь с небольшими проемами в боковых стенах. Обширная трапезная выглядит нарядной благодаря рустовке стен со скругленными углами, слабым ризалитам и особенно наличникам с полуколонками, поддерживающими развитый антаблемент. Основное помещение храма перекрыто сомкнутым сводом, а трапезная -тремя коробовыми сводами, опирающимися на два ряда столбов. Из внутреннего убранства сохранились лишь фрагменты поздних настенных росписей в основном помещении.

http://sobory.ru/article/?object=00678

В композиции сохранившихся частей здания доминирует кубический двусветный четверик, к которому с востока примыкает апсида, а с запада – узкий переход, ведущий в трапезную. Почти квадратная в плане и значительно более широкая, чем основной объем, она в средней части имеет прорезающий крышу малый четверик, увенчанный высоким полусферическим куполом с четырьмя люкарнами. Цилиндрическая форма кровли притвора – поздняя. Выразителен нарядный барочный декор фасадов основного объема. Его стены разделены посередине развитым карнизом, на северной и южной стенах в каждом ярусе расположены по три высоких окна (проемы нижнего света ныне заложены). На флангах поставлены поярусные парные пилястры с выпуском углов; такие же, но одинарные пилястры (также с выпуском углов) украшают грани апсиды. В завершении стен – профилированные и раскрепованные на пилястрах карнизы. Наличники арочных окон – двухслойные, крупные, типично барочные: с полукруглыми фартуками, ушами, серьгами и высоко поднятыми лучковыми сандриками сильного выноса. Аналогичное убранство, несколько упрощенное и огрубленное (особенно в профилях карнизов), имеет трапезная. На ее боковых фасадах, в пять проемов, средние части с дверью и двумя окнами по сторонам, выделены лопатками и завершены треугольными фронтонами. В интерьере главный алтарь, соединенный с четвериком тремя проемами (заложены), перекрыт коробовыми сводом с тремя лотками над восточными гранями. Четыре крещатых столба в центре трапезной и перекинутые между ними и стенами арки делят ее на три нефа. В ячейках более узких боковых нефов выложены парусные своды; широкий средний неф имеет в центре купол на парусах и коробовые своды над крайними частями. Фрагментарно сохранилась штукатурная отделка стен. Сторожка – небольшое сооружение в скромных формах эклектики. Прямоугольный в плане кирпичный объем под двускатной кровлей имеет деревянную пристройку у северного торца, где расположен вход. Углы закреплены широкими огибающими пилястрами, широкий венчающий карниз включает ряд сухариков. Окна с пологими лучковыми перемычками подчеркнуты дугообразными бровками.

http://sobory.ru/article/?object=04230

В средней части стены из-за двух пробитых для пожарной части ворот первоначальные проемы утрачены. На западном фланге фрагментарно сохранилось окно с треугольным рамочным навершием и боковыми колонками наличника; на восточном – заложенное окно с остатками нарядного обрамления: профилированный архивольт и колонки с капителями, соединенными профилированным карнизом. На западном фасаде, разделенном промежуточным карнизом в три уступа (он заворачивается на боковые фасады до первого окна), в центре сохранилось завершение прежнего входа: перспективный дугообразный архивольт-бровка со сходящимися к проему ресничками (ныне проем переделан в окно и дверь). Над архивольтом, непосредственно опираясь на него, помещается киот со сходным завершением, врезанным в венчающий карниз. Новые стены почти полностью изменили планировку интерьера; сохранились четыре столба в центре объема и арки, перекинутые между ними и продольными стенами, а также поперечно ориентированные своды: лотковый – средний, между парами опор, и сомкнутый, с распалубками над проемами, – в западной части трапезной. В восточной стене хорошо видны закладки трех близко расположенных арочных проемов (средний крупный, боковые пониженные), которые вели в основное помещение храма. До недавнего времени сохранялись полы кон. 19 в. из кафельной плитки. Колокольня . Характерная для владимирского провинциального зодчества 18 в. и следующая традициям предшествующего столетия колокольня замечательна своим необычно крупным масштабом и стройным, подчеркнуто вертикальным силуэтом. Над поздним (кон. 19 в.) приземистым четвериком-основанием (в нем размещалась кладовая) поднимается мощный восьмигранный столп с ярусом звона, увенчанный сильно вытянутым шатром с главкой (высота шатра составляет более половины высоты нижней части сооружения). Своеобразие шатру придает значительно более узкое относительно яруса звона основание, что существенно усиливает его стройность. В оформлении нижнего четверика использованы отдельные псевдоготические формы.

http://sobory.ru/article/?object=04230

Итак, при всей строгости и сдержанности декора - можно сказать, утрированной строгости и сдержанности! - намётанный глаз сразу отмечает барочный лучковый фронтон на плоскости фасада вместо обязательного в классицизме треугольного фронтона над портиком, и такие же сандрики, которые уже через десять-двадцать лет будут казаться немыслимо фривольными. Вытянутая по горизонтали овальная люкарна над входом - тоже типичное барокко. Но фасады Князь-Владимирского собора уже строго членены, барабаны увенчаны полусферами куполов, всё это типично для классицизма. Таким образом, на примере всего одного здания хорошо видно, что переход к новому стилю в России происходил не одномоментно даже в столице (а что говорить о провинции, где эта трансформация затянулась на десятилетия и породила порой весьма архитектурные шедевры!). Можно с какими-то допущениями считать это временем " междустилья " , хотя вернее будет охарактеризовать период шестидесятых - семидесятых годов XVIII века как стилистический поиск русского классицизма на фоне изживания барокко. Дело в том, что классицизм появился на нашей почве не столько в результате долгого её " возделывания " , сколько в результате разового социально-политического " заказа " . Новая эпоха - отечественное Просвещение, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нём, нарастающее могущество империи - плюс, разумеется, обращение к опыту прогрессивного западного искусства, " припавшего " к идеалам античности. Вот что породило новый для России архитектурный стиль. Ротонда и купола - это ещё заря классицизма, законодатели стиля - в " творческом поиске " . В массивных ротондах можно усмотреть веяние барокко (центральный барабан с его пилястрами и фронтончиками вообще кажется будто " снятым " с барочного храма), но купола развеивают сомнения. Барабаны все - световые, но лишь главная раскрывается в основной объём собора, в нём восемь окон. Боковые барабаны, заметно завышенные, " довольствуются " четырьмя окнами по сторонам света. Оригинальной формы кресты Князь-Владимирского собора - " фирменный почерк " Ринальди. Не совсем привычные для православного храма, они, меж тем, весьма характерны для творчества этого архитектора, так что можно говорить о своего рода " автографе " , им оставленном. Наследие барокко: фронтон, изогнутый в виде натянутого лука, отсюда и название. В классицизме будут использовать более " правильную " форму равнобедренного треугольника. Интересно, кстати, решены окна второго света: их маленькие фронтончики как бы вписаны в большие луковичные фронтоны, венчающие плоскости фасадов. Люкарна, как бы " положенное набок " овальное окошко на фасаде храма - характерная черта барокко. Карниз-сандрик над ним вторит формам лучковых фронтонов. Этот распространённый в первой половине XVIII века элегантный приём смотрится необычно на скупо декорированных классических фасадах.

http://sobory.ru/article/?object=01401

Первоначальный объем покоев настоятеля сохранился в формах конца XVIII в. Представляют собой двухэтажное Н-образное в плане здание, к которому с востока примыкает южный неф Ильинской церкви. Ризалиты южного фасада основного нефа граненые, а северного - прямоугольные в плане. Фасады гладкие, декор частично утрачен, частично скрыт под поздними наслоениями. Помещения первого и второго этажей в этой части здания, включая ризалиты, перекрыты полуциркульными сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Оконные проемы прямоугольные (арочные оконные проемы древнего ядра растесаны). Примыкающий к северному нефу Ильинской церкви (XIX в.) корпус на погребах сохранился в формах XVIII в. Интерьер первого этажа решен в виде одностолпной палаты, перекрытой крестовыми сводами. На глубине свыше 5 метров под этой частью памятника расположена система облицованных кирпичом подземных сооружений с залом, небольшими помещениями, напоминающими пещерные кельи, и ходом-галереей, ведущей глубоко под землю в сторону Десны. Комплекс по своей архитектурно-пространственной композиции аналогов не имеет. Памятник является интересным произведением ранней каменной гражданской архитектуры. Кельи, XVII в. Сооружение в стиле барокко, кирпичное, одноэтажное, с глубоким подвалом. Прямоугольное в плане, с апсидой. Перекрытия сводчатые, крыша двускатная, покрыта железом. Стены расчленены пилястрами, над которыми раскрепован венчающий фасады карниз. Окна с лучковыми перемычками обрамлены несложными наличниками. Памятник является примером каменной жилой архитектуры XVII в. Бурса, 1657-1667 г.г. Сооружение в формах барокко из кирпича, оштукатурено, прямоугольное в плане, двухэтажное. Объемно-пространственное решение отражает функциональное назначение здания. Со стороны главного северозападного фасада в два яруса расположены открытые галереи-аркады. Простенки между арками первого этажа декорированы полуколонками, бочковидными балясинами и профилированными поясками с гирьками. В парапетах ограждения арок второго этажа - квадратные ниши-ширинки. Между этажами проходит тяга, над которой в пределах простенков расположен поребрик; окна и двери прямоугольной формы. Декор фасадов дополнен нишами различной формы с профилированным обрамлением.

http://sobory.ru/article/?object=01661

Фасады всех объемов расчленены неглубокими прямоугольными нишами, куда помещены лишенные наличников оконные проемы с замковым камнем в вершине; окна трех апсид выделены сандриками в виде двухступенчатой полочки на сухариках-кронштейнах. В антаблементе четверика и верхних ярусов колокольни использованы пояса из квадратных нишек, напоминающих ширинки древнерусской архитектуры, ряды сухариков и многочисленные тяги. В нижнем ярусе колокольни спаренные пилястры поставлены с выпуском углов, изящно профилированный карниз над ними крепован. Этот ярус колокольни — двухэтажный, второй этаж освещают круглые окна в арочных нишах. Одинарные пилястры верхних ярусов не доходят до архитрава и трактованы как декоративные элементы. В интерьере высокое основное пространство с двумя рядами окон расчленено на ярусы и каждый завершен сложно профилированным карнизом большого выноса. Перекрытие - сомкнутый свод с проемом светового барабана (ныне закрыт). Цилиндрический свод апсиды переходит в граненую конху. Над трапезной — коробовый свод с лотками по сторонам и распалубками над окнами. Первый этаж нижнего яруса колокольни перекрыт коробовым сводом; в стене — лестница к ярусам звона. Масляная живопись выполнена во 2-й трети 19 в., частично поновлена в сер. 20 в. Замечательный памятник, композиции которого в духе барокко отличаются разнообразием сюжетов, а в фигурах отдельных святых прослеживается влияние древнерусской живописи. В своде, разделенном широкими орнаментальными полосами на четыре части, написаны " Снятие с креста " , " Положение во гроб " , " Воскресение " и редко встречающаяся в это время композиция " Сошествие во ад " . Венчающий и междуэтажный лепные карнизы декорированы модульонами с розетками и дополнены гризайльными фризами с орнаментом из растительных завитков. На стенах живопись размещена в двух ярусах: в верхнем на боковых стенах изображены святые епископы, в нижнем - по одной сцене: " Нагорная проповедь " (северная) и " Изгнание торгующих из храма " (южная), которые отличаются сложностью композиции и наивностью в трактовке персонажей. На западной стене, вверху, в центре представлена " Новозаветная Троица " , по ее сторонам в два яруса написаны " Воскрешение Лазаря " , " Несение креста " и " Притча о богаче и бедном Лазаре " в двух сценах. Над " Новозаветной Троицей " - гризайльная композиция, включающая ангелов с крестами и церковные атрибуты. В нижнем ярусе, по сторонам проема в трапезную расположены гризайльные рамы, имитирующие каннелированные пилястры, с пышными картушами вверху.

http://sobory.ru/article/?object=06883

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Собор построен построен по проекту и под руководством архитектора И. Баптиста. В литературе существует мнение, что автором проекта является А. Зерникау. После пожара 1731 г. архитектура собора была упрощена: были встроены участки северной и южной стен в пределах второго яруса, были разобраны четыре главы, собор вместо семиглавого стал трехглавым. Пожар 1808 г. вызвал новые разрушения. При восстановительных работах деревянные конструкции центральной главы были заменены металлическими, но сохранены барочные формы купола, а внешнему облику собора приданы черты классицизма. В 1849 г. чугунный пол был заменен на деревянный. Сохранилась живопись XVII и XVIII в.в. Сооружение кирпичное, оштукатуренное, побеленное, трехнефное, шестистолпное, трехапсидное. Плановое решение памятника своеобразно. Как показали исследования, оно различно для первого и второго ярусов, что дало необычайную выразительность объемной структуре собора. Если в решении плана по первому ярусу отразилась древняя традиция трехнефных, трехапсидных храмов, то во втором план приобретает форму креста. Для большей выразительности возведены ризалиты, отвечающие трансепту. Собор семиглавый. Пять глав над основным объемом и две над угловыми башнями, фланкирующими главный западный фасад, свидетельствуют о влиянии западного барокко и древнерусской традиции постановки лестничных башен. В северо-западной башне размещена лестница, ведущая на П-образные в плане хоры. Конструкции всех глав, кроме башенных, металлические. Под зданием - глубокие подвалы с шестикамерным склепом. Перекрытия над подвалом, хорами и основным объемом - кирпичные своды. Крестовые своды перекрывают боковые нефы под хорами, хоры и восточные предапсидные объемы. Полуциркульные своды - над центральным нефом, южной и северной частями трансепта, купол - над барабаном центральной главы. Фасады членены пилястрами, ярусность подчеркнута развитым карнизом, раскрепованным на пилястрах, как и венчающий карниз. Прямоугольные, квадратные и полуциркульные окна и ниши обрамлены наличниками, треугольные и лучковые сандрики оформляют проемы, по центру южного, северного и западного фасадов - порталы с колонками и разомкнутыми фронтончиками, над ними огромные окна, а над венчающим карнизом - щиты барочных фронтонов. Своеобразен и насыщен декор центральной главы. В интерьере - скромные лепные украшения, ленты лепного орнамента подчеркивают ребра сводов, арки и т. д. Настенная живопись в основном XIX в. (масло), только несколько композиций XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=05569

Официальный документ, составленный при оформлении храма памятником архитектуры и постановке на учёт, даёт следующее описание: " Храм представляет собой кирпичное неоштукатуренное здание с белокаменными деталями, состоит из разновременных и разностильных частей. Трёхчастная объёмно-пространственная композиция церкви характерная для вотчинных и усадебных храмов. Сильно выступающая апсида имеет сложную конфигурацию. Храм типа " восьмерик на четверике " завершён световым восьмигранным барабаном с ажурной коронообразной главкой на белокаменном восьмигранном основании. Примыкающий к четверику выступ апсиды равен ему по объёму. Прямоугольная трапезная вытянута по оси " север-юг " , с запада примыкает колокольня. Колокольня трёхъярусная, причём нижний ярус квадратный, а два верхних имеют скошенные углы с колоннами; завершает колокольню глухой гранёный барабан с луковичной главкой. Наружное убранство храма решено в стиле петровского барокко, отличающегося скромностью и графичностью декоративных элементов. Простенки обработаны пилястрами тосканского ордера в первом ярусе, и во втором ярусе - ионического ордера. Капители украшены растительным орнаментом. В венчающем фризе триглифы чередуются с розетками. Тимпан фронтона акцентирован круглым ложным окном. Восьмерик храма обработан по углам пилястрами, капители которых украшены розетками. Грани восьмерика расчленены окнами в прямоугольных рамках-наличниках, а по сторонам света сделаны ложные окна с полукруглым завершением. Антаблемент с гладким фризом имеет профилированный архитрав и карниз. Фасад апсиды решён, как продолжение фасада четверика нижнего яруса храма. Фасады северного придела решены в том же стиле, что и основной четверик. Архитектурное убранство колокольни выдержано в позднеклассических традициях. Внутреннее убранство храма типично для своего типа: переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи ступенчатых тромпов. Сомкнутый свод с отверстием, открывающийся в восьмигранный барабан. В юго-западном углу четверика лестница, ведущая на хоры. В целом храм хорошо сохранил первоначальную архитектуру и декор. Пристройки XIX в. также сохранились почти без изменений " .

http://sobory.ru/article/?object=06474

Страховая ведомость 1910 года указывает высоту верхнего этажа здания до карниза (судя по всему, между двумя карнизами трапезной палаты) в 2 саж. (4,26 м). Высота первого этажа тем же документом определяется в 1,5 саж. (3,195 м). Таким образом, устанавливается общая высота трапезной (от земли до венчающего карниза) – 7,455 м. Согласно ведомости 1910 года, по верхнему этажу имелась одна наружная двустворчатая деревянная дверь и таковая же внутренняя, по нижнему этажу – всего пять дверей. На фотографиях видно, что две из них находились с восточной стороны, под алтарной апсидой главного храма, одна – с северной стороны нижнего этажа трапезной палаты, еще одна внизу с северной стороны крытого крыльца. Более ранняя опись 1855 года сообщает, что «извне церкви деревянные же створчатые двери запираются висячим замком». Согласно той же описи 1855 года, окна верхнего этажа здания, числом 17, имели двойные рамы и решетки. Количество окон верхнего этажа здания (вероятно, включая окна второго света четверика) в ведомости 1910 года указано следующим образом: больших – 18 штук, малых – 8 штук, по нижнему этажу было учтено всего 20 окон. Размеры окон верхнего этажа, к сожалению, не названы. Высота окон нижнего этажа составляла 1,5 арш. (1,07 м), а их ширина – 1 арш. (0,71 м). Расположение части окон также устанавливается по фотографиям. В частности, на одной из них хорошо просматриваются окна южной и восточной стороны здания. Малые прямоугольные окна второго света четверика видны на южной и восточной сторонах четверика. На западной и северной сторонах их не было. Эти окна имели профилированные рамочные наличники. Два больших окна первого света с лучковой перемычкой находились на его южной стороне. Верхний этаж трапезной палаты с южной стороны имел четыре подобных окна. При этом крайнее западное окно было меньше остальных. Два аналогичных окна находились с северной стороны Сретенского придела и два таких же окна – на верхнем этаже трапезной палаты. Алтарные апсиды имели аналогичные окна: одно – Сретенский придел, три – выступ главного храма. При этом, на дореволюционных фотографиях, сделанных с юго-востока, видно, что восточное окно заложено. По архивным же сведениям, в 1907 году это «временно заложенное» окно «на горнем месте» было разобрано «со вставкою в оное новых рам со стеклами, из коих на внутреннем цельном стекле живописно изображено событие Воскресения Христова». Читается барочный декор наличников этих окон: вверху располагался треугольный фронтон, нижняя часть наличника была выполнена в виде фартука, имевшего сегментное очертание. Треугольные завершения наличников разрывали венчающий карниз этажа (за исключением окон на четверике). Заполнения оконных проемов имели довольно дробную расстекловку. Прямоугольные окна нижнего этажа под Сретенским приделом и трапезной палатой практически были лишены декора.

http://sobory.ru/article/?object=14407

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010