Первоначальная продольно-осевая композиция состоит из двусветного четверика храма (пятиглавие утрачено), прямоугольной более узкой апсиды, квадратной широкой трапезной и трехъярусной колокольни. Объемы храма, апсиды и трапезной имеют скругленные и раскрепованные углы. Столпообразная композиция колокольни с квадратными ярусами завершена глухим барабаном со срезанными углами и луковичной главкой. Фасады церкви отличаются единообразным плоскостным и довольно нарядным декором. Симметричные фасады храма в три оси окон разделены на два яруса карнизом с зубчиками, который соответствует венчающему карнизу апсиды и трапезной. Прямоугольные окна окаймлены рамочными наличниками с ушами и сережками. Наличники объединены с профилированными сандриками-полочками. Окна второго света выделены клинчатыми замками. Многообломный венчающий карниз храма дополнен сухариками. Колокольня отличается более пластичным решением фасадов с использованием ордерных форм. Ее ярусы, прорезанные крупными арочными проемами, оформлены тосканскими полуколоннами и треугольными фронтонами. Декор на фасадах пристроек нач. 20 в. в целом повторяет первоначальные формы храма и трапезной. Над подшитым потолком храма сохранился сомкнутый четырехлотковый свод с отверстием в шелыге для светового барабана. Четырехлотковый свод трапезной разобран. В пристройках нач. 20 в. — полулотковые своды. На своде храма сохранилась клеевая живопись в виде четырех отдельных композиций (“Преображение”, “Воскресение”, “Явление Христа народу”, “Богоматерь с апостолами”), которые обрамлены орнаментом с розетками и арабесками. Библиография: Известия Императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 121; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 67; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. Кострома, 2000. С. 214-215. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 4. Ед. хр. 2755. Л. 1-9; Ф. 137. Оп. 2. Ед. хр. 3266. Л. 1-6.

http://sobory.ru/article/?object=03104

Первый этаж на протяжении обеих частей постройки имеет однотипные окна с лучковыми завершениями и рамочными наличниками, чем объединяет все части фасадов в одну композицию. Ее центр помещен по оси храмовой части на уровне второго этажа и выражен осью щипца, выявленной тройным арочным окном и спаренными окнами меньшей высоты по сторонам. По углам храмового объема на постаментах установлены главки в форме луковиц. Схема восточного фасада аналогична западному, но выполнена с использованием окон с лучковыми завершениями. Южный фасад отличается поэтажной симметрией. Декоративное оформление фасадов основано на многократном варьировании избранных мотивов. Западный фасад храма выделяется пышным декором. Его центральное тройное окно заглублено в арочную нишу с профилированным архивольтом. Средний повышенный проем окна отделен от крайних полуколоннами, близкими тосканскому ордеру. Парные окна по сторонам тройного окна имеют подобное оформление, но отличаются контррельефными розетками, помещенными по оси разделяющей их полуколонны. В плоскости щипца по центральной оси помещены ниши для икон и карниз, венчающий постамент креста. Углы здания обработаны лопатками, общий объем объединяют межэтажные карнизы и тяги. В храмовой части профилированные тяги и карнизы дополнены бегунцом, сухариками, зубчиками и аркатурой. Постаменты глав оформлены полукружиями и контррельефами крестов. Планировка первого этажа симметрична оси север — юг и определена коридором с прямоугольными помещениями по сторонам. В перекрытиях первого этажа применены арочные, коробовые и ребристые своды. Собственно храмовое помещение второго этажа представляет трехнефное пространство, в котором боковые нефы уже среднего. Трехчастная прямоугольная апсида раскрывается через арочный проем среднего нефа. Квадратные в плане устои среднего нефа дополнены импостами и соединены между собой пологими арками, выше перекрытие положено по балкам, опирающимся на импосты и консоли стен. Интерьер храма оформлен профилированной разделкой стен и устоев в три яруса. Первый цокольный ярус оформлен горизонтальными тягами. Второй ярус расчленен на панели, третий расшит на «зеркала». Устои арок подчеркнуты карнизами с лепным растительным орнаментом. Потолки, консоли, балки обработаны филенками. Оформление других интерьеров не сохранилось. Оформление сочетает декоративные классические формы с элементами так называемого «мавританского» стиля, популярного в Екатеринбурге, и традиционными мотивами русского зодчества. В целом здание церкви первой женской гимназии представляет необычный пример домовой церкви, входящей в состав учебного комплекса XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=25571

Трапезная палата, кон.17 в. Одноэтажная трапезная палата – типологически чрезвычайно редкая для сельских приходских комплексов постройка, выдержанная в духе «дивного узорочья». Прямоугольный в плане объем, слегка вытянутый в направлении север-юг, завершен вальмовой кровлей. Края фасадов, а также граница первоначального объема и пристройки отмечены широкими лопатками, на углах – огибающими. Широкие окна с лучковыми перемычками – четыре на западном и два на южном – обрамлены нарядными наборными наличниками с трехлопастными килевидными очельями. На северном фасаде арочный входной проем, расположенный посередине, фланкируют два проема с лучковыми перемычками, оформленные полуналичниками, объединенными с сандриками-полочками. Восточный фасад прорезан тремя окнами с лучковыми перемычками без наличников. По всем фасадам проходят полочка в цокольной части стен и лента пилы под свесом кровли. Основное пространство (первоначальный объем) занимает просторная квадратная в плане палата, сообщающаяся с пристройкой, в которой по сторонам притвора-прихожей расположены два небольших квадратных в плане помещения. Башни, 1690-е гг. Башни представляют собой небольшие сооружения – круглые в плане на углах и прямоугольные в плане посередине южной, северной и восточной сторон. Глухие угловые башни имеют кирпичное конусообразное завершение, прямоугольные в плане башни – четырехскатное (завершения сохранились фрагментарно). Южная и восточная башни прорезаны арочными проемами калиток. На внешней стороне глухой северной башни расположена арочная ниша ложного проема. Все башни понизу обработаны валиком, а поверху опоясаны карнизом с поребриком. Дом причта, нач. 20 в. Одноэтажный дом причта типичен для сельской застройки периода эклектики, в декоре которой широко используется пропильная резьба, отличаясь при этом индивидуальной особенностью в объемной композиции. Прямоугольный в плане вытянутый в глубину участка дом-пятистенок под двускатной кровлей необычен сильно выступающим перед фронтоном главного (западного) фасада застекленным балконом-верандой. Главный фасад делится выступом переруба на две части в два и три окна. Выступы бревен переруба и на углах оформлены филенчатыми лопатками с накладным орнаментом. Прямоугольные окна обрамлены наличниками, обильно украшенными резьбой: затейливыми завитками внизу и «каскадами» полотенец вверху. Наличники соединены с тонкими профилированными сандриками, дополненными мелкими зубцами. Сильно нависающий венчающий карниз обработан ажурным подзором. Балкон-веранда завершен треугольным фронтоном. Наличники трех окон на боковом северном фасаде – такие же, как на главном. Два входа в дом расположены на боковых фасадах в глубине участка, перед ними выступают новые тамбуры.

http://sobory.ru/article/?object=43353

Первоначально ее оштукатуренные стены красились в темно-красный цвет, на фоне которого выделялись побеленные детали. В стройной композиции (четыре яруса с полуярусом) привычная схема постановки восьмериков на четвериковом основании несколько наивно сочетается с формами зрелого классицизма. Наряду с небольшой главкой на граненом барабане, венчающей купол с люкарнами, это делает колокольню не только памятником своего времени, но и сугубо традиционным местным сооружением. В соответствии с этой традицией массивный нижний четверик с полуярусом над ним играет роль парадных ворот. Благодаря рустовке стен и обрамлению высокой арки парными дорическими колоннами с раскрепованным над ними антаблементом этот ярус приобретает вид своеобразной триумфальной арки. Три верхних восьмериковых яруса прорезаны арками звона. Эти ярусы последовательно уменьшаются в плане, а их диагональные грани выделены раскреповками и украшены филенками или колонными портиками (в верхнем ярусе, на гранях которого чередуются сквозные и ложные арки, колонны поставлены по углам). Проемы слегка заглублены в ниши, их обрамляют архивольты с замковыми камнями и пилоны с профилированными импостами. В убранстве ярусов, разделенных развитыми профилированными карнизами с сухариками и кронштейнами, широко использованы разнообразные по форме филенки. В устоях нижнего яруса по сторонам проезда размещены подсобное помещение и внутристенная лестница. Богадельня. Расположена в северной части ограды; примыкает к угловой башне, служившей первоначально свечной лавкой. Прямоугольное кирпичное здание, невысокое и скромное по архитектуре, несколько раз меняло свою функцию: сначала оно служило богадельней, потом его приспособили под церковноприходскую школу, а еще позже здесь разместили кузницу. Верхняя часть стен и двускатная кровля с небольшим залобком на южном фасаде поздние. Стены вверху и внизу пробиты вентиляционными отверстиями и побелены. Убранство составляют лопатки, отмечающие углы и центральную часть фасада, над ними раскрепован карниз в несколько полочек.

http://sobory.ru/article/?object=06068

XVII века. Перед нами - довольно массивный восьмерик, поставленный на четверик и увенчанный шатром. Однако приглядевшись к собору, мы обнаружим в его облике некоторые особенности, не характерные для его " ровесников " . Например, притворы, пристроенные к нему с трёх сторон (их возвели, как показывает исследование кладки, одновременно с четвериком), имеют больше общих черт с владимро-суздальскими памятниками XIII века, чем с постройками XVII столетия. Очевидно, что они перешли в композицию здания " как память о первоначально стоявшем здесь храме " . Южный притвор несколько крупнее, чем западный и северный, поскольку призван служить основанием для колокольни. Западный притвор, в свою очередь, также имеет важную особенность: он расположен не по центру западного фасада основного четверика, а заметно сдвинут к северу. Таким образом зодчий стремился придать визуальное равновесие ассиметрической композиции собора. Каждая грань четверика Михайло-Архангельского собора завершена рядом из трёх крупных полукруглых кокошников. Такое же завершение имеют и грани восьмерика, но кокошники в данном случае мельче. Скромное оформление равновысоких алтарных апсид включает в себя лишь полуколонки в местах соединения полукружий и широкий карниз под конхами. Компактный объём колокольни завершён маленьким шатром, " тушующимся " в присутствии шатра, венчающего основной восьмерик. Между колокольней и шатром видна своеобразная башенка. О ней в старых источниках говорилось, что она служила для " дозора " . Но именно этой цели " башенка " , по своему расположению, идеально чужда. Сравнительно низкая, она к тому же " отгорожена " от Волги (то есть от того пространства, за которым более всего требовалась " дозирать " ) шатром храма. Основание собора сложено из белого камня, на котором стоят кирпичные стены. Четверик имеет в плане почти квадратную форму (длина 10,7 м, ширина 10.5 м). Высота собора 34 метра. Интерьер Архангельского собора со своим стремительно уходящим в верх пространством вполне отвечает по образу его наружному объёму.

http://sobory.ru/article/?object=00894

Дом причта, нач. 20 в. Дом причта типичен для скромной провинциальной застройки периода эклектики. Прямоугольное в плане здание слегка вытянуто с востока на запад. Этажи разделены узким кирпичным карнизом с лентой поребрика. Углы и выступы перерубов на втором этаже оформлены филенчатыми лопатками. На главном южном фасаде под четырьмя прямоугольными окнами второго этажа, разделенного на две половины лопаткой помещено пять окон с лучковыми перемычками – два левых поддерживают оси верхних проемов, три правых (среднее заложено) сближены между собой. На симметричном западном фасаде – три оси окон, на восточном и северном по два проема на каждом этаже между собой не согласованы. От внутренней планировки здания уцелела часть поперечной капитальной стены, делившей первый этаж на две части. Богадельня, нач. 20 в. Одноэтажное здание богадельни с фасадным декором, типичным для времени эклектики, интересно асимметричным характером объемной композиции. Одноэтажное здание имеет план, близкий П-образному: к основному объему, обращенному протяженным главным фасадом на запад, со стороны двора примыкают два разновеликих крыла, при этом южное, более широкое и длинное, сдвинуто от угла к середине здания. Силуэт вальмовой крыши оживляют выносные чердачные окна (одно по центру северного фасада, другое – сдвинутое к торцу южного) и более высокая вальмовая кровля типа епанчи, которая отмечала сени парадного входа, располагавшегося у южного торца основного корпуса. По всему периметру здания проходит профилированный венчающий карниз с сухариками и узким гладким фризом. Фасады сильно искажены переделками. Главный, восточный, полностью закрыт более низкой современной пристройкой из силикатного кирпича. Северный, с шестью проемами, имеющими лучковые перемычки, симметричен: по сторонам двух входов расположены окна с оштукатуренными полуналичниками, украшенными замками, причем окна в центральной части значительно шире фланговых. На южном фасаде вместо двух сдвоенных окон в советское время были устроены два широких прямоугольных воротных проема, а проем черного входа в задней стене сеней наполовину заложен. Несколько окон с полуналичниками выходят в узкий внутренний двор.

http://sobory.ru/article/?object=54008

Центр композиции выглядит особенно нарядно: гладкие и каннелированныс пилястры, спаренные колонки, разделяющие стены ризалита на прясла, розетки в круглых нишах фронтона, фигурные пилястры, белокаменные вазоны в завершении и узорный «фриз» трехцентрового антаблемента. Декоративное решение фасадов представляет одно из направлений эклектики, ориентированное на барокко и псевдорусский стиль. В оформлении фасадов преобладают горизонтальные элементы: низкий цоколь, междуэтажные тяги и венчающий карниз, подчеркнутый аркатурным пояском. Оси проемов с арочными перемычками на протяженных фасадах совпадают в обоих этажах. Общность формы и ритма оконных проемов подчеркнута одинаковыми для обоих корпусов мотивами декора — гладкие рамочные наличники с ушками фартуками, схематично воспроизводящие лепные обрамления окон стоявшего недалеко кафедрального собора, пучки безордерных колонок на углах здания, простые профили карнизов. В облике домовой церкви «Утоления скорби и печали», расположенной по центру западной части здания, воспроизведены мотивы русского зодчества XVII столетия. Храм обладает своеобразным силуэтом. Три лучковые главки с крестами располагались над щипцовым центром композиции и по бокам аттиков. Шатровые крыльца, фланкировавшие центральный портал, придавали парадность фасаду, обращенному на городскую площадь. Колонки, ширинки, кокошники с килевидным повышением над окнами, кубышки и сложнопрофилированные архивольты порталов отличает дробность, сухость проработки деталей. Несмотря на тщательное исполнение декоративного орнамента, что отражало возросшие возможности строительной техники, архитектурный «наряд» храма значительно уступает пластичности творений зодчих старой Руси, с таким блеском проявившийся в местных памятниках рубежа XVII—XVIII столетий. Планировочная организация внутреннего пространства — коридорная. Сквозной коридор по продольной оси делит интерьер на две части, разбитые на ряд комнат, где размещались ремесленные мастерские (иконописная, «для производства золочения по материи», позолоты и резьбы по дереву, золотошвейная, столярная, чеботарная), жилые кельи, трапезная и церковно-приходская школа. Храм «Утоления скорби и печали», занявший два этажа центральной части корпуса, по отзыву жителей города Вятки, считался одним из лучших в городе: «высок, просторен, светел и весьма благолепен».

http://sobory.ru/article/?object=29688

Стройный двусветный четверик церкви завершен четырехскатной кровлей, увенчанной пятью луковичными чешуйчатыми главками на глухих барабанах. Трехапсидный алтарь и обширная трапезная, приделы которой с прямоугольными в плане алтарями частично закрывают боковые фасады четверика, значительно понижены. Высокая шатровая колокольня, возвышающаяся над закрытой папертью, продолжающей объем трапезной, слегка сдвинута с продольной оси к югу. Перед западным входом устроен четырехколонный портик. Четверик опоясан невысоким профилированным цоколем с валиком в завершении. Углы объема фиксированы огибающими лопатками, по которым раскрепован карниз с лентой бегунца и трехрядной пилы. Он отрезает аттиковый ярус с тремя крупными полуциркульными нишами, имитирющими закомары. Их обрамления в виде узкой ленты поребрика между двух валиков опираются на короткие лопатки, своеобразные «капители» которых также декорированы поребриком и валиками. На боковых фасадах четверика расположено по три высоких прямоугольных окна второго света. Они заключены в наличники, типичные для костромского зодчества 17 в. – с трехлопастными килевидными кокошниками, опирающимися на тонкие полуколонки, связанные профилированными подоконниками и карнизами. На южном фасаде под средним окном расположен входной проем, сохранивший старый портал с полуциркульным архивольтом на полуколонках с перетяжкой и маленькой нишей-киотом над перемычкой, а восточнее – заложенное прямоугольное окно, до нач. 1980-х гг. сохранявшее следы сбитых боковых полуколонок наличника. На северном фасаде единственный – входной – проем помещен в полуциркульную нишу. Западная стена четверика прорезана тремя восьмигранными окнами, типичными для петровского времени. Полукружья апсид разделены лопатками, а небольшие окна с трехцентровыми перемычками окружены перспективными прямоугольными рамками и оформлены наличниками с полуколонками и полукруглыми фронтончиками. Фасады трапезной связаны горизонталями гладкого цоколя, профилированной полочки в основании прямоугольных окон и венчающего карниза с гладким фризом.

http://sobory.ru/article/?object=03469

Киот у южного клироса относится ко времени ремонта храма в нач. 20 в. Киот у южной стены (с витыми колоннами, килевидным навершием и с ангелами по сторонам навершия) исполнен в сер. 19 в. в стиле псевдобарокко. В прорезной орнаментике навершия присутствуют и рокайльные мотивы (рисунок картуша, трельяжная решетка). Южный придельный иконостас трапезной сохранил столярную основу и часть декоративного убранства 3-й четв. 19 в. Несмотря на витые колонны, членящие прясла, в стилистике резного декора преобладает эклектика. Иконостас одноярусный, на три прясла по фасаду, с заворотом в одно прясло на прилегающую стену и с четырьмя пряслами на завороте вдоль прохода из трапезной в храм. Колонны иконостаса установлены на постаментах, венчающий антаблемент раскрепован над колоннами. Над царскими вратами антаблемент прерван, карниз очерчивает сень арочной формы. Иконостас окрашен голубой краской, резной декор и колонны позолочены. В храме хранятся фрагменты скульптурного иконостасного убранства 18 в.: два ангела с чашами и коленопреклоненный ангел. Во всех помещениях церкви полы выложены квадратными чугунными плитами с мотивами розеток и сияния в рельефном рисунке. Ограда представляет собой невысокую глухую стенку с двускатным верхом, разделенную с внешней стороны лопатками на равные прясла, украшенные фигурными филенками. По ширине лопаток над стенкой поднимаются квадратные столбы со ступенчатым завершением. На северо-восточном углу участка сохранилась круглая глухая башенка ограды. У юго-восточного угла ограду прерывает калитка с решетчатой дверцей. Ворота имеют довольно необычную сильно вытянутую в линии ограды композицию с тремя арочными проемами, увенчанными луковичными главками на кубических постаментах. Более широкий и высокий средний проем отделен от боковых калиток пилонами с парами тосканских полуколонн и крутыми щипцами в завершении. Проемы калиток фланкированы сдвоенными колоннами. В воротах сохранилась двустворчатая решетка с вертикальными прутьями, дополненными орнаментальными поясами из колец и завитков.

http://sobory.ru/article/?object=16946

Северный дом причта, кон. 19 в. Двухэтажное, рубленое из бревен, перевязанных в обло, и обшитое тесом здание с упрощенным фасадным декором в духе позднего классицизма, по своим конструктивным признакам принадлежит к редкому в городской деревянной застройки типу жилища. Крупный, прямоугольный в плане объем представляет собой сруб — «семистенок», покрытый четырехскатной крышей. Его передний, обращенный к реке фасад, несимметрично разделенный перерубом внутренней стены, решен в пять оконных осей, сгруппированных по две и по три. На боковых фасадах, получивших в соответствии с расположением перерубов внутренних стен трехчастные композиции, количество и ритм окон иные. Перед входом со стороны правого фасада сделан двухэтажный тамбур. В оформлении фасадов использован широко распространенный в Солигаличе набор декоративных приемов. Стены по периметру объема завершены слабо профилированным карнизом с гладким фризом. Междуэтажное членение отмечено широким поясом из вертикально уложенной вагонки. Обшивка выступающих хвостов венцов сруба имитирует пилястры. Прямоугольные окна, на втором этаже более высокие, заключены в рамочные наличники. Южный дом причта, 2-я пол. 19 в. Одноэтажное, на высоком подклете кирпичное и оштукатуренное здание, стилистически нейтральное, — пример утилитарной церковной постройки 2-й пол 19 в. Прямоугольный в плане объем, покрытый четырехскатной крышей, обращен к реке торцовым фасадом, решенным в три оконных оси. Окна — прямоугольные. Венчающий карниз переложен. Датировка здания основана на косвенных признаках и, судя по фотографиям нач. 20 в., его облик с этого времени не претерпел существенных изменений. Библиография: Тиц А.А. На земле древнего Галича. М., 1971. С. 86-88.; Кудряшов Е.В. Солигалич. Л., 1987. С. 25-26, 28; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 98-100. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 1. Д. 898. http://svodokn.ru/object/101523190?open=true Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=11027

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010