Композиция главного фасада симметрично-осевая. В композиции боковых фасадов условно сохранено членение на алтарь, центральную часть и трапезную. В центре расположен восьмиметровый ризалит (часть здания, выступающая за основную линию фасада). На углах здание оформлено узкими накладные пилястрами. Парадный вход был переделан при пристройке молельни и как выглядел до этого, неизвестно. Здание молельного дома пристроили таким образом, что сток прилегал к стене центральной части церкви. При обильных дождях вода захлестывала ее, поэтому в этом месте бревна стены и крыши сгнили. Алтарная часть церкви, апсида (выступ здания, обычно круглый или многоугольный, внутреннее пространство, составляющее часть алтаря) встроенный восьмерик, в плане православной церкви. Алтарь - в православной церкви - восточная часть внутреннего помещения, отделенная от остальной части храма иконостасом. Потолок из двух слоев: верхнее покрытие - плаха 7 см засыпана землей, нижний – тес, прибит к балкам и покрашен в светло-зеленый цвет (также как окна и двери). Пол из досок толщиной 7 см, шириной 30 см (сохранился местами). Окна высокие около 2 м, шириной около 1 м, рамы из двух створок, открывающихся наружу. Внутри отделаны простыми оконными косяками. Всего в здании первоначально (до пристройки молебна) было 14 окон и дверь. Дверь из двух створок. Снаружи прямоугольные оконные проемы, оформлены наличниками (декоративное обрамление дверного или оконного проема) с фигурной сквозной резьбой над окнами и профилированным сандриком со щипцовым подвышением в центре (щипец - двухскатный верх стены, переходящий без выступов в ее основную плоскость; сандрик - небольшой карниз над дверью или окном, иногда опирается на два кронштейна). На свесах карниза также помещен пропильной подзор (резной карниз, декоративные деревянные доски с глухой или прорезной резьбой окаймляющие свесы кровли). Карниз - выступающее профилированное венчание целой стены или части здания. Верхнее из трех горизонтальных членений классического антаблемента. Антаблемент - венчающая часть фасада здания. Состоит из трех горизонтальных частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав - несущая балка, нижняя их трех горизонтальных частей антаблемента. Фриз - среднее из трех главных горизонтальных членений антаблемента, а также ленточный орнамент вообще. Люкарна (оконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии) снаружи украшена.

http://sobory.ru/article/?object=39509

Восточная часть корпуса келий возведена в кирпиче в 70-80-е годы XVII в. имела секционную планировку. Первая восточная секция двухкамерная - сени и камера, три остальные - трехкамерные, с сенями посредине. Сени имели два входа - со стороны монастырского подворья и со стороны внутреннего двора. Все кельи были перекрыты крестовыми сводами, а сени - полуциркульными с распалубками над дверными проемами. Каждая келья отапливалась отдельной печью. Первоначально плоскость фасадов памятника расчленяли лопатки, отвечавшие поперечным стенам, окна были украшены ушастыми наличниками, корпус имел развитый профилированный карниз и цоколь. В 70-80-х годах XVIII в. к первоначальному объему пристроено северное крыло из кирпича, которое меньше пострадало от перестроек. Перекрытия северного корпуса плоские по деревянным балкам, фасады расчленены ритмично расположенными лопатками. Прямоугольные окна обрамлены наличниками с выступающими Замковыми камнями и надоконными сандриками П-образного очертания, прямоугольного сечения, вплотную примыкающими к венчающему карнизу памятника. Планировка в результате приспособления здания в XIX-XX в. под хозяйственные и жилые помещения изменилась. Памятник реставрируется. Сооружение - интересный пример жилой постройки XVII-XVIII в.в. на Украине. Архиерейский дом, 1750 г. Здание много раз ремонтировалось и перестраивалось в XIX и XX в.в. В годы Великой Отечественной войны пострадало от пожара. Первоначально формы здания и его конструкции, перекрытия первого и второго этажей были сводчатые, на южном и северном фасаде были ризалиты. В XIX в. их соединили торцевые стены. Кирпичный, двухэтажный, Н-образный в плане, перекрытия плоские, железобетонные, крыша скатная, покрыта кровельной сталью. Фасады завершает профилированный карниз. Стены расчленены плоскими лопатками. Прямоугольные оконные проемы расположены в неглубоких нишах с профилированным обрамлением. Развитый междуэтажный карниз опоясывает здание. Ильинские ворота, начало XVIII в. Ильинские ворота в литературе ошибочно отождествлялись со зданием типографии.

http://sobory.ru/article/?object=01652

Алтарь освещался тремя узкими окнами, по одному в каждой из его трёх частей. В южной стене четверика, внизу, было два окна, подобных окнам алтаря – с двусторонним рассветом, арочными перемычками, без наличников, – по одному с каждой из сторон портала; окна второго света располагались на трёх сторонах четверика – три на южном, три на западном и одно на северном фасаде, в его крайнем к западу прясле. Эти окна двух типов: круглые по краям и повышенные, с арочной перемычкой в центре фасадов и окна с наличниками в виде плоской широкой четырёхугольной рамки со стрельчатым фронтоном. Над фронтонами и по сторонам их оснований размещались выпуклые ромбы, того же выноса, что и у наличников. Такие же ромбы украшают верхние части лопаток на фасадах четверика. В отличие от угловых лопаток, равношироких по всей высоте, средние из них внизу сужаются посредством двух уступов с каждой из двух сторон. Карниз, раскрепованный под ними, довольно сложен, он включает в себя два яруса поребрика, разделённых гладкими поясками, и венчающую часть из ступенчатых кронштейнов, поддерживающих массивную полку из двух рядов кирпича. Закомары мягкого коробового очертания, близкие к полукругу; средние закомары несколько шире угловых и имеют отличный от них профиль. Из пяти первоначальных глав сохранились две восточные. Они световые и обращены в алтарную часть четверика. Их круглые барабаны украшены плоскими аркатурами со щелевидными окнами между пилястр. Карнизы напоминают карниз четверика, но на северо-восточной главе только один ряд поребрика. Аркатурой на ступенчатых кронштейнах обработана верхняя часть алтарных апсид, над нею располагается пояс таких же кронштейнов, поддерживающих венчающую полку, украшенную сухариками. Входящие углы апсиды отмечены прямоугольного сечения массивными лопатками. Здание имеет фундамент из средней величины валунов, уложенных насухо. Поверх их, но ниже земляной отметки, устроен выравнивающий слой из двух рядов грубо отёсанного белого камня на известковом растворе. Цоколь белокаменный, гладко отёсанный; состоит из нижнего ряда с круто наклонённой плоскостью и полувала между двумя па латками. Поверх полувала идёт один ряд белого камня, выше кладка кирпичная. Размер кирпича четверика и апсиды 29(30)х14(15)х8.

http://sobory.ru/article/?object=05158

По материалам: " Памятники архитектуры Костромской области " ,2 выпуск,стр.225-229; С.В.Демидов,Е.В.Кудряшов " Нерехта " ,стр.96-103; Д.Ф.Белоруков " Деревни,сёла и города Костромского края " ,стр.171. Выдающийся памятник костромского зодчества позднепетровского времени, целиком выдержанный в традициях архитектуры 17 в.; росписи в интерьере принадлежат к лучшим по сохранности и ценнейшим по художественным качествам образцам монументальной живописи на территории области. Кирпичные стены церкви, за исключением трапезной и нижнего яруса колокольни, обшиты листовым железом в 1881 г. Тогда же, вероятно, были растесаны окна трапезной, получившие новые наличники. Объемную композицию составляют пятиглавый четверик храма с трехчастной равной ему по ширине апсидой, трапезная с выступающим северным приделом и шатровая колокольня. Цилиндрические барабаны храма (центральный световой, угловые глухие) завершены луковичными чешуйчатыми главками. Полукруглая в плане апсида придела закрывает почти на половину ширины северный фасад храма. Над кровлей трапезной с юга и севера возвышаются две глухие главы приделов. Нижний квадратный ярус колокольни несет восьмигранный столп с шатром, увенчанным луковичной главкой на глухом цилиндрическом барабане. Двусветные фасады четверика, закрепленные на углах лопатками, прорезаны окнами с коробовыми перемычками. Проемы обрамлены колончатыми наличниками и завершены двухлопастными очельями с килями. В средней части южного и северного фасадов, но не на одной оси, расположены арочные входы с перспективными порталами. Северный проем заложен, перед южным выступает крыльцо с двумя массивными столбами, на которые опираются арки. Высокая ярусная кровля крыльца достигает окон второго света. На западном фасаде четверика над скатами кровли трапезной помещены восьмигранные окна без наличников. Профилированный венчающий карниз с кронштейнами отделяет основную плоскость стены от аттика, который обработан полукруглыми кокошниками. На углах кокошники ломаются пополам под углом в 90 градусов. Окна апсиды аналогичны храму. В трапезной прямоугольные окна обрамлены профилированными наличниками. От первоначального декора здесь частично сохранился венчающий карниз с фризом пилы. На западном фасаде трапезной, севернее колокольни, расположен вход на внутристенную лестницу, ведущую на колокольню. Нижний ярус колокольни разделен карнизом с пилой на две части. Широкие арочные входные проемы устроены на южном и северном фасадах. Отсутствие привычного входа с запада обусловлено расположением колокольни у самого склона берегового холма. Окна первого яруса, обрамленные колончатыми наличниками, завершены крутыми трапециевидными сандриками. Над углами нижнего объема колокольни поставлены килевидные кокошники. Столп колокольни разделен карнизами на три неравные части; верхнюю прорезают арочные проемы звона с килевидными архивольтами. Шатер расчленен тремя рядами слухов со щипцами.

http://sobory.ru/article/?object=03096

Храм поднят на низком подклете. Над четвериком с тремя апсидами, равными ему по высоте, возвышается восьмерик, завершенный восьмигранным шатром со шлемовидной световой главкой, увенчанной крестом. С двух сторон к основному ядру храма примыкают небольшие одинаковые одноглавые приделы, замыкающие с востока двухъярусную арочную галерею, окружающую храм с трех сторон. Колокольня, с высоким четвериком и меньшим по площади восьмигранным ярусом звона, увенчана шатром с двумя рядами слухов и маленькой луковичной чешуйчатой главкой. В отличие от большинства храмов кон. 16 — нач. 17 вв. храм не имеет развитого ордерного декора, а его фасадное убранство носит несколько упрощенный и огрубленный характер. Так, вместо обычного для этого времени членения четверика ордерными элементами (пилястрами и трехчастным карнизом) на три прясла, стены четверика Богоявленского храма расчленены тремя прямоугольными вертикальными нишами с узким карнизом над ними. Восьмерик украшен тремя рядами полукруглых кокошников и увенчан трехчастным, грубоватым по профилировкам карнизом. В основании глухого шатра выведены своеобразные фронтоны, составленные из мелких кокошничков; аналогичные мелкие кокошнички декорируют также основание цилиндрического барабана главы. Углы приделов, разделенных узкой тягой на два яруса, подчеркнуты лопатками. Узкий карниз отделяет от стены удвоенный карниз, раскреповки которого служат постаментами для яруса маленьких полуциркульных кокошников. Цилиндрический барабан шлемовидной главы декорирован кокошничками и валиковой тягой в основании и скромным карнизом в завершении. Ярусы галереи разделены между собой карнизом, вторящим профилированному цоколю, окружающему все здание, а между полуциркульными арками, во втором ярусе обрамленными профилированными архивольтами, помещены лопатки. Колокольня связана со вторым ярусом галереи широкой лестницей, под которой расположен миниатюрный западный притвор. Своеобразие композиции колокольни заключается в том, что арки по ее сторонам имеют огромную высоту, достигая основания широкого венчающего раскрепованного карниза; мощные угловые пилоны, декорированные широкими пилястрами, не имеют четкого ярусного деления и расчленены тягами на четыре части. Дополнительная арочная перемычка, делящая четверик на два яруса, выявлена лишь на западном фасаде, при входе на лестницу. Желанием связать архитектурные формы колокольни с храмом можно объяснить декорирование каждой грани шатра в основании треугольными фронтончиками, опирающимися на два кокошничка.

http://sobory.ru/article/?object=03106

Причт в 1774 году состоял из священника и двух причетников; в настоящее время (1915 год) состоят в причте священник и псаломщик. В приходе в 1774 году было 40 дворов. В 1915 году прихожан в селе Драгочеве, в деревнях: Дранькове, Подсосонках, Костине, Мешках, Литвинове, Жаровне, Бондарях, Заборенке, Плоском, Амховицах - 151 двор (437 мужчин, 474 женщины). Церковное попечительство существует с 1895 года; оно изыскало средства на украшение храма и устройство новой ограды. Летопись ведется с 1889 года. По материалам издания: Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915. По состоянию на 1970 год сделано описание храма и составлен план на основании замеров сохранившейся части. Храм типа «восьмерик на двухсветном четверике», перекрыт высоким восьмидольным сомкнутым сводом, на который поставлен кирпичный восьмигранный световой барабан с небольшой главой на тонкой шейке. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи двухступенчатых тромпов. Глава и шейка каркасной конструкции и обшиты железом. Апсида пониженная, уже четверика храма, пятигранная перекрыта граненым полусомкнутым сводом, с плавными распалубками над окнами. С храмовой частью соединена тремя прямыми арочными проходами, центральный шире боковых. Трапезная несимметричная относительно продольной оси здания с неразвитым южным приделом, по высоте равна апсиде, в плане прямоугольная, перекрыта лотковым сводом, ориентированным по оси север-юг, над световыми проёмами – плавные распалубки. Колокольня столпообразная, невысокая, трехъярусная. Ярусы в плане квадратные, по сторонам света прорезаны проёмами с перемычками коробового очертания. Лестница на ярус звона начинается в северо-восточном пилоне и выходит на чердак трапезной. Со второго на третий ярус вела деревянная на тетивах лестница. Архитектурное убранство фасадов – скромное. Углы закреплены лопатками и раскрепованы. Карнизы, венчающие четверик апсиду, трапезную и ярусы колокольни – невысокие, кирпичные, моделированы полочками и полувалом в различных сочетаниях. В карниз восьмерика добавлены «сухарики». Окна – со слабовыраженными лучковыми перемычками, обрамлены простенькими плоскими наличниками с замковыми камнями – «ушами» и подзорами. Решётки из металлических извилистых полос, образующих крестообразный рапорт. Дверные проёмы северного и южного фасадов – с перемычками коробового очертания, обрамление их также с замковым камнем, а в уровне арок нет пят арок, карниз – моделированный полочкой и полувалом с четвертью.

http://sobory.ru/article/?object=11970

Нижний ярус колокольни первоначально оставался открытым. Заложен он был, по всей вероятности, после разборки верхних ярусов и шатра колокольни в конце первой четверти XIX в. Восточные пяты арочных перемычек проемов первого яруса колокольни южного и северного фасадов лежат в толще западной стены собора, западные опираются на два массивных опорных пилона. Углы основного объема в уровне второго света декорированы пучками колонок, из которых центральная угловая - трехчетвертная, а боковые - полуколонки. В состав развитого венчающего карниза кроме полочек и полувалов входят пояс-поребрик, пояс из ширинок с каплевидными нишами и пояс сухариков, каждый из которых имеет форму четвертного вала. Рамочные ступенчатые оконные наличники с вертикальными рядами бусин обрамлены полуколонками с дыньками и пережабинками и завершаются сложной формы сандриками разной формы. Наличники окон алтарных апсид не имеют полуколонок с дыньками. Они обрамлены по сторонам вертикальными рядами бусин. Венчающий карниз апсид менее развит, чем карниз основного объема и, кроме полочек, содержит ряд чередующихся сухариков и ниш. Порталы северного и южного фасадов восстановлены в ходе реставрационных работ 2014-2016 г.г. От обоих порталов сохранились отдельные бусины и пережабинки перспективного завершения. Форма и габариты завершения порталов прочитывались по сохранившимся в кладке остаткам кирпичей. Также по сохранившимся в кладке остаткам кирпичей, их размерами и углу установки в кладке были определены форма и размеры трехчетвертных колонок и пилястр нижних частей порталов. Междуярусные карнизы колокольни состоят из рядов поребрика. Лестница для подъема на колокольню устроена в западной стене собора. На северном фасаде к западному углу притвора примыкает объем для механизма часов, которые некогда были установлены на колокольне. Историки еще в XIX в. указывали на первоначальную полихромную окраску фасадов собора. Полихромия (от греч polichromos – многоцветный) – многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. В 1799 г. собор был оштукатурен снаружи и внутри, это привело к тому, что весь красочный первоначальный декор был скрыт под слоем штукатурки, так же и во время реставрационных работ 1980-х г.г. фасады были серьезно перелицованы реставрационным кирпичом на достаточно жестком растворе. Не смотря на это, реставраторам удалось выявить следы начальных окрасов собора на сохранившихся фрагментах первоначальных стен.

http://sobory.ru/article/?object=04684

В своде, разделенном по ребрам полосами гризайльного орнамента, помещена “Новозаветная Троица” (в восточном лотке) в окружении пророков, избранных святых и ангелов. Стены храма разделены на два яруса живописным классицистическим карнизом с модульонами и розетками и рисованной лепниной во фризе. Межъярусный карниз поддерживают колонны с коринфскими капителями, венчающий карниз, в основании свода, в центральной части стены раскрепован и опирается на фигурные кронштейны. В простенках окон в рисованных рамах помещены фигуры русских святых в рост, под окнами — их поколенные изображения. Основную часть западной стены занимает крупная прямоугольная композиция “Явление Христа”. В колорите росписи преобладают холодные серые и голубоватые тона. Масляная живопись в трапезной, относящаяся к посл. четв. 19 в., грубо прописана в 1956 г. Здесь на сводах и в простенках окон помещены композиции евангельского цикла в фигурных рамах в форме квадрифолиев и арочек с заплечиками. Главный трехъярусный иконостас, выполненный в 1-й пол. 19 в., — выразительное произведение в стиле классицизма. Между собой ярусы разделены профилированными карнизами с модульонами и розетками. Иконы в двух нижних ярусах распложены по семи осям (в нижнем ярусе в два ряда), четные из которых выступают ризалитами, отмеченными двухколонными портиками с фронтонами, треугольными или лучковыми. Над царскими вратами, по-видимому, выполненными позже иконостаса, укреплен резной балдахин с ниспадающими драпировками, частично прикрывающими изображение Святого Духа в виде голубя в лучах. В верхнем ярусе иконостаса — три иконы, разделенные колонками, над средней — Распятие с предстоящими. По бокам их фланкируют две живописные композиции, написанные на восточной стене, — “Суд Пилата” (слева) и “Несение креста” (справа). На голубом фоне иконостаса ярко выделяется позолота композитных капителей колонн и резных деталей классицистического характера, украшающих межъярусные карнизы и фронтоны портиков. Одноярусные двухчиновые иконостасы приделов, кремового тона с позолоченными деталями, выполнены в сер.

http://sobory.ru/article/?object=24099

Объемно-плановая структура центричной первоначальной части памятника оригинальна. Крестообразный в плане объем с более короткими боковыми ветвями креста на уровне нижнего яруса достроен до прямоугольника. Возвышающиеся над нижним объемом ветви креста завершены фронтонами, обуславливающими двускатную форму кровель. Прямоугольный объем включает в себя алтарную часть. Над крестообразным объемом возвышается массивный четверик, покрытый фигурной кровлей со скошенными углами. Четверик увен­чан легким глухим барабаном, углы которого также скошены. Бара­бан несет луковичную главу на граненой шее. Восьмиконечный крест установлен на цепях. Прямоугольный объем продолжен поздней пристройкой на запад. К пристройке по продольной оси примыкает трехъярусная колокольня, состоящая из двух четвериков и гра­неного яруса звона, завершенного кокошниками. Колокольня увенчана граненым барабаном с луковичной главой. Над открытой па­пертью и северным крыльцом устроены металлические навесы с ажур­ными подзорами. К колокольне с юга примыкает лестничная пристройка. Декорация фасадов выполнена из кирпича с использованием белого камня и лепнины. Прямоугольный объем, как в первона­чальной, так и в новой своей части, обработан спаренными или строенными пилястрами, крепующими карниз. Центральные участки трех фасадов, соответствующие ветвям креста, выдвинуты креповками. Высокие арочные проемы боковых входов обрамлены плоскими наличниками с фигурными белокаменными замковыми камнями. Ниже пят арок проходят тяги. Нижние окна обрамлены характерными дли сер. XVIII в., «ушастыми» наличниками с высоко поднятыми сандриками и фигурными фартуками. «Замки» и профилированные подоконники выполнены из белого камня. Первоначальный цоколь скрыт под землёй, поздний представляет собой белокаменный выступ. Антаблемент прямо­угольного объёма состоит аз профилированной кирпичной тяги, фриза, заполненного креповками с редко расставленными каннелюрами, и сложного карниза с венчающим белокаменным профилем. Раскрепованные углы ветвей креста и четверика обработаны широкими парными пилястрами. Окна второго света (на алтарной стене — киот) обрамлены наличниками, похожими на нижние. Во фронтонах помещены барочные лепные картуши с изобра­жением «всевидящего ока». Большие арочные окна четверика обрамлены «ушастыми» наличниками. Белокаменный мелко профилированный карниз четверика сильно раскрепощен. Венчающие части главного храма имеют наиболее богатую пластическую разработку. Арочные ниши барабана обрамлены наличниками, подножие и грани скошенных углов обработаны филёнками и белокаменными волютами. Шея под главкой также украшена валютами. Декоративные формы колокольни более просты. Ярусы обработаны широкими пилястрами, крепующими карнизы несложной профилировки. Пилястры основания колокольни каннелированы.

http://sobory.ru/article/?object=01035

Все объемы церкви связаны невысоким цоколем, украшенным поребриком. Углы храмового четверика фиксированы широкими огибающими лопатками, крепующими трехчастный карниз, состоящий из узких лент поребрика, гладкого фриза и трехрядной пилы под несколькими полочками. На боковых фасадах оси проемов не совпадают. При регулярном расположении трех окон второго света на северном фасаде размещено одно окно, смещенное к востоку, а на южном – дверь и окно, также приближенное к восточному углу. Все проемы имеют коробовые трехцентровые перемычки и заключены в наличники с двухполочными подоконниками на ступенчатых кронштейнах и узкими полуколонками, поддерживающими карниз с фронтоном-кокошником, острый киль которого во втором ярусе врезается во фриз венчающего карниза. Такое же обрамление имеет и обведенный валиком южный вход. Над его перемычкой выложена небольшая прямоугольная ниша-киот для иконы. Стены апсиды, трапезной и южного придела завершены карнизами с поребриком и трехрядной пилой. Окна – три в апсиде, два на северном фасаде трапезной и три в приделе (одно из них расположено на скруглении алтаря) заключены в наличники, аналогичные храму. В отличие от них наличник заложенного окно на западном фасаде придела имеет полуциркульный фронтон. Глухие барабаны глав декорированы карнизами с поребриком и рядом кронштейнов, ступенчато расширяющихся кверху. Углы нижнего четверика колокольни подчеркнуты огибающими лопатками, а над узкими карнизами с поребриком по всем фасадам возвышаются крутые треугольные фронтоны. Над растесанным западным входом сделана прямоугольная ниша для иконы. Ступенями перед входом служат два крупных, грубо обработанных гранитных блока. Особую стройность высокому восьмигранному столпу придают двухуступчатые лопатки на ее ребрах. Между ними, зажаты ложные окна в рамочных наличниках с замками. В нижней части этого яруса проходит поясок поребрика, такой же поясок повторен в основании украшенного изразцовыми вставками гладкого фриза, помещенного под трехрядной пилой в основании арок звона. Цветные изразцы вставлены также в парапеты ограждения арок. Грани шатра с тонкими гуртами на ребрах прорезаны тремя ярусами слухов.

http://sobory.ru/article/?object=14862

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010