Существенно, что в нем нет понижения восточной части храма. Это могло быть связано с окончательной отработкой типологии древнерусского крестово-купольного храма, но нельзя исключить, что этого понижения не было и в Печерах. Все закомары в наружной композиции выведены на одном уровне, что заставляет прочитывать пластический объем собора как цельный параллелепипед увенчанный волнообразной дугой закомар. Фасады обрели необыкновенную четкость структурного деления. При этом формы и элементы членения фасадов – те же самые, что были определены в Печерах, с той лишь разницей, что все детали и мотивы стали более изощренными, рафинированными и нарядными. Кроме того, к композиционной схеме фасадов Печер добавляются приемы, найденные до печерского строительства. Так, возвращаются пары ниш, отмечающие на фасадах уровень сводов под хорами. Структурные уровни композиции фасадов определены построением интерьера. В уровне малых арок от столпов к стенам, там, где в храме проходит единый внутренний карниз, проложены шиферные плиты в окнах центральных прясел. На этой же высоте на фасадах начинаются и двухуступчатые обломы лопаток, а также полукружия венчающих фасады закомар. Меандровый пояс на фасадах проходит в уровне хор. Повышенная масштабность венчающей части здесь, может быть, еще более заметна, чем в Печерах. Линии обломов закомар зрительно опускают пяты начала закомар, лопатки – более крупные, поэтому и в целом все выглядит более монументально. Очевидно, что во всех закомарах помещались трехчастные композиции: в средних пряслах это были композиции из трех окон, в боковых – из такого же количества ниш. Тройные окна и ниши – традиционная и излюбленная деталь константинопольской архитектуры, они встречаются в целом ряде построек XII в. (например, в монастыре Пантократора). Единообразие решений всех фасадов придавало храму редкую зрительную цельность. Стремлением к ней было продиктовано и выведение закомар восточных боковых прясел на одном уровне с остальными, несмотря на то что восточные углы могли быть пониженными, какими они бывали в константинопольских постройках и ранних русских храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Двухэтажное кирпичное здание с фасадами, покрытыми обмазкой. Продольно-осевая композиция складывается из пятиглавого храма с чуть более узкими пятигранной апсидой и прямоугольной в плане трапезной, такой же паперти и пятиярусной колокольни. Четверик храма завершается двухъярусными восьмигранными барабанами, центральный из которых — световой и крупнее боковых глухих. Луковичные главки над ними утрачены. Колокольня состоит из четырех последовательно убывающих ярусов-четвериков и цилиндрического верхнего яруса с цилиндрическим барабаном и шпилем. Трехосевые фасады храма расчленены узкими пилястрами с профилированными базами на высоких цоколях. Среднее прясло выделяется перспективным порталом арочного входа и фигурным фронтоном, образованным двумя волютами в завершении. Окна первого этажа и верхние окна второго — прямоугольные, средние окна имеют лучковые перемычки, но заключены, как и остальные проемы, в прямоугольные обрамления. Между окнами первого и второго этажей, а также между окнами первого и второго света верхнего этажа расположены крупные картуши сложных криволинейных очертаний. В картуш над порталом включена ниша киота, а в боковых картушах нижнего ряда помещены розетки. Верхние окна увенчаны фигурными многолопастными сандриками. Венчающий карниз обогащен сухариками и поребриком. Барабаны храма расчленены прямоугольными окнами (преимущественно ложными), а углы обработаны пилястрами. Окна центрального барабана выделяются фигурными сандриками. На фасадах трапезной в две оси окон и апсиды с одной осью окон у каждой грани повторяются основные мотивы и формы фасадов храма. При этом окна второго этажа в трапезной и апсиде ниже окон храма того же уровня, а завершаются они аналогично верхним окнам четверика. Восточный фасад апсиды на уровне первого этажа разделен пополам впадиной с откосами, которая акцентирована широкой пилястрой посередине и более узкими пилястрами по краям. Фасады паперти членятся пилястрами на три прясла с прямоугольными проемами первого этажа и арочными окнами второго. Все ярусы колокольни прорезаны арочными проемами. В нижнем ярусе они фланкированы парами тосканских пилястр, в трех верхних — трехчетвертными колоннами того же ордера. Во втором низком ярусе фланги обработаны небольшими ризалитами. Третий и четвертый ярусы завершаются треугольными фронтонами.

http://sobory.ru/article/?object=03097

Над мощным четвериком колокольни до её разрушения поднимались ещё два восьмигранных яруса. Верхний ярус, с небольшой главкой на глухом барабане, был столпообразным, что зрительно увеличивало высоту колокольни. Северный братский корпус, 2-я треть; сер. 19 в. Образец скромного жилого монастырского здания, почти полностью утратившего фасадный декор в результате многочисленных переделок. Двухэтажное каменное, оштукатуренное здание, состоящее из двух разновремённых прямоугольных объёмов под вальмовыми кровлями, имеет Г-образный план. Часть верхнего этажа занимали покои настоятеля, одно из помещений предназначалось для казначея, в остальных были устроены братские кельи. По периметру здания проходит простой междуэтажный пояс, и завершает стены профилированный карниз с широким гладким фризом. Оси прямоугольных окон обоих этажей, как правило, совпадают. Все проёмы без обрамлений, но на южном торцовом фасаде более позднего восточного объёма над некоторыми окнами уцелели полукруглые нишки. В корпус ведут несколько входов. В обоих этажах здания неплохо сохранилась характерная для жилых монастырских построек коридорная система планировки, с помещениями по сторонам продольного и поперечного коридоров. Перекрытия здания деревянные. Южный братский корпус, 1903 г. Двухэтажный каменный, с лицевой кладкой фасадов южный братский корпус (1903 г.) выстроен в эклектичных формах кирпичного стиля. В нём размешалось 10 келий, трапезная и кухня с подвалом. Прямоугольный объём, с широким выступом на южном фасаде, под пологой вальмовой кровлей расчленён прямоугольными проёмами в равномерном ритме. Углы корпуса и некоторые из фасадных членений отмечены двухъярусными пилястрами, над которыми проходят раскрепованные междуэтажный и венчающий карнизы. Окна первого этажа (с замковыми камнями в лучковых перемычках) помещены в плоские прямоугольные ниши с зубчиками в верхней части. Точно такой же пояс зубчиков проходит под профилированным венчающим карнизом. На северном и восточном фасадах оконные проёмы второго этажа с рамочными наличниками, массивными профилированными подоконниками и щипцовыми сандриками. В здание ведут два входа с деревянными крыльцами, расположенные на поперечной оси здания. Главный вход устроен в середине северного фасада, а дворовый – на противоположной стороне. В нижнем этаже поперечный коридор делит здание на две равные части (трапезную и кухню), а между ними в середине коридора установлена лестница на второй этаж, где небольшие помещения келий расположены по сторонам продольного коридора. Перекрытия здания деревянные.

http://sobory.ru/article/?object=08281

Деревень в приходе восемь, село Бараит - девятое. Деревни прихода принадлежат к двум уездам и двум волостям. Селения Минусинского уезда, Новоселовской волости - село Бараитское и деревня Камчатка на левом берегу Июса, а деревни Корелинская, Николаевская и Светлолобовская на правом берегу. Деревни Ачинского уезда Мало-Имышенской волости - Больше-Имышенская, Мало-Имышенская, Париловская и Старо-Кузурбинская. Самая дальняя деревня Старо-Кузурбинская в 25 верстах, а самая ближайшая - Николаевская в 5 верстах. Пути сообщения удобны. Некоторым препятствием является река. В приходе имеется почтовое отделение Корелино и Мало-Имышенское волостное правление. По штату при сей церкви положено: священник, штатный дьякон и псаломщик. Жалованье от казны священнику 300 руб., дьякону 150 руб., псаломщику 100 руб. в год. Руги нет, доход от прихожан за требоисправление получается от 1300 руб. до 1500 руб. в год. Дома имеются для всех членов причта, но только холодные и требуют ремонта. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины, пахотной 45 десятин, сенокосной 50,5 десятин, а всего 98,5 десятин. Церковных капиталов 2964 руб. 30 коп. Кирпичная постройка расположена в центре села. В настоящее время от крестообразного в плане здания сохранилась центральная часть, а также колокольня. Главный объем здания образуют четыре угловых пилона с перекинутыми между ними арками. На них водружен цилиндрический барабан со сферическим куполом. Купол увенчан невысоким шпилем с яблоком. Шпиль установлен на декоративный «вазон». Шпиль и «вазон» обиты железом. Тело барабана прорезано восемью прямоугольными оконными проемами. Проемы украшены полукруглыми архивольтами в виде плоской тяги. Венчающий карниз небольшого выноса простого профиля. К пилонам ранее примыкали боковые прямоугольные приделы, полукруглая алтарная апсида и трапезная. Пространственное построение интерьера нарушено разборкой боковых приделов и трапезной. Высокая четырехгранная колокольня завершена восьмигранным куполом на невысокой восьмигранной трибуне. Купол увенчан невысоким конусообразным шпилем с яблоком и кованым крестом. Грани трибуны украшены штукатурным декором в виде гирлянд (по одной на грани). Ярус звона колокольни прорезан по странам света вытянутыми арочными проемами. Верхняя часть проемов обведена тонкой штукатурной тягой. Под ярусом звона три грани колокольни прорезаны оконными проемами полуциркульной формы. Западный дверной проем оформлен двумя плоскими пилястрами. На северном фасаде колокольни сохранился прямоугольный оконный проем, фланкированный двумя полукруглыми колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=45093

К сожалению, никаких документов, подтверждающих его авторство, не найдено, а стилистический анализ архитектурных форм говорит даже обратное – Кваренги не был автором проекта хворостьевской усадьбы. Судя по фотографиям, своими размерами главный дом не уступал Михайловскому, а по планировке и композиции ансамбля напоминал Павловский дворец. Боковые флигеля и галереи образовывали циркумфиренцию. Весь большой круг парадного двора замыкался Троицкой церковью, точнее, её западным фасадом, обращенным к главному дому. Центр главного дома – трехэтажное здание с деревянным бельведером. От дома к боковым флигелям шли открытые галереи из колонн дорического ордера. Фасады украшали четырехколонные ионические портики на высоком подиуме. Перед входом стояли два бронзовых льва. Снаружи, об этом можно судить даже по сохранившемуся флигелю, над окнами были лишь классические наличники. Зато внутри убранство поражало своей пышной декорацией. Стены и потолки покрывала лепнина с позолотой. В плафонах – живопись. Полы сверкали наборным паркетом. В залах – голландские печи с барельефами из белых поливных изразцов. Двери красного дерева отделаны бронзой. Контраст строгого, нарочито скупого экстерьера и изысканной детализации интерьера можно до некоторой степени почувствовать по Троицкой церкви. Снаружи это большое, прямоугольное в плане здание. Над храмом возвышается ротонда, почти лишенная декора. Фасады выделены четырехколонными портиками дорического ордера. С востока – полуциркульная апсида. С запада над трапезной возвышаются два яруса колокольни (завершение колокольни сломано), и если бы не портик, украсивший западный фасад, он был бы просто скучным. Но вот входишь внутрь. Трудно поверить, что это то же самое здание. Венчающая храм ротонда оказывается овальной. Её поддерживают пилоны сложной конфигурации. В основании проходит лепной карниз, а купол расписан тончайшими узорами в технике гризайль. Все пространство церкви делится на три нефа. От пилонов на стены и между ними переброшены подпружные арки. В центральном нефе над головой балюстрада хор. Часть южного полностью изолирована и там устроен придел, совсем не видный снаружи и с самостоятельным входом через колокольню. Коробовые своды придела с распалубками после классически четких в храме кажутся чем-то архаичным. Масса всевозможных ниш, сложных криволинейных очертаний под сводами, различных уютных помещений. Остается лишь представить в интерьере известный по фотографиям белый ампирный иконостас, фронтоны которого поддерживали золоченые коринфские колонны, чтобы понять, каково было великолепие самих жилых помещений дома.

http://sobory.ru/article/?object=12876

Келейный корпус, 1820-1830-е гг. Келейный корпус (?), построенный в стиле позднего классицизма, несмотря на значительные искажения первоначального облика, является важнейшим элементом монастырского комплекса. К двухэтажному Г-образному зданию, завершенному вальмовой кровлей, с обоих торцов примыкают пристройки из силикатного кирпича. Два одинаковых фасада, обращенных в сторону собора, имеют симметричные композиции в пять осей окон. Средние их части выделяются четырехпилястровыми портиками тосканского ордера, которые некогда увенчивались треугольными фронтонами с трехчастными полукруглыми окнами в тимпанах. Окна обоих этажей растесаны: первоначально нижние имели более стройные пропорции, а верхние были близки квадратам. Этажи разделены полочками. Вертикальные членения прежде поддерживались продухами цоколя (ныне заложены). Такую же пятиосевую композицию с пилястровым портиком первоначально имел северо-восточный торец корпуса (а, возможно, и юго-западный). Новый корпус (трапезная), 1903 г. Новый корпус — двухэтажное с полуподвалом здание, выделяющееся в комплексе нарядным декором в русском стиле. Прямоугольный в плане объем завершен вальмовой кровлей. На северном торце выступает входной тамбур. Все фасады, равномерно расчлененные окнами и одинаково декорированные, разделены междуэтажным карнизом. На протяженном фасаде в 11 осей, обращенном к монастырскому двору, расположен вход, смещенный относительно средней оси. Все окна имеют лучковые перемычки. На первом этаже они обведены широкими рамочными наличниками с рядами зубцов снизу и поверху. Окна второго этажа оформлены колончатыми наличниками с килевидными завершениями. Венчающий карниз декорирован поясом ступенчатых зубцов. На противоположном фасаде некоторые окна в последнее время получили современные заполнения. Святые ворота с колокольней, 1892-1894 гг. Святые ворота, выстроенные в русском стиле, представляют собой двухэтажный нижний объем трехъярусной колокольни. Второй и третий ярусы-восьмерики (верхний со звоном, увенчанный шатром)не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=00496

Северная башня — типичное для монастырских комплексов своего времени одноярусное круглое в плане сооружение. Обладает выразительным силуэтом, который создают фигурная кровля и шпилевидная главка с шаром в основании и яблоком в завершении. С внешней стороны стена расчленена двумя арочными нишами, в которые вписаны круглые медальоны. С обеих сторон в линии ограды к башне примыкают одноэтажные прачечная и баня. Это исключительно простые прямоугольные в плане постройки под вальмовыми кровлями. Их гладкие стены, прорезанные редко расставленными окнами с лучковыми перемычками, с внешней стороны разделены лопатками, рустованными «вперебежку», и завершены многоуступчатым карнизом. Крыльцо со стороны двора пристроено в советское время. В 2000-х гг. южный объем здания был удлинен пристройкой вдоль улицы. Помещение башни перекрыто сводом. Сторожка, 2-я пол. 19 в. Сторожка — одноэтажная постройка в скромных формах периода эклектики. Прямоугольный в плане объем под вальмовой кровлей дополнен со двора более низким пятигранным тамбуром. С внешней стороны глухая стена обработана лопатками с рустом «вперебежку» — некогда вся ограда монастыря делилась такими лопатками на прясла. Со двора стены прорезаны окнами с лучковыми перемычками, углы закреплены огибающими лопатками, а венчающий карниз образован нависающими друг над другом рядами кирпича. Хозяйственная постройка, 1820-1830-е гг. Двухэтажная хозяйственная постройка, в основном, повторяет характер членений и формы фасадов служебного корпуса, к которому она примыкает. Прямоугольный в плане объем под вальмовой кровлей имеет слегка срезанный восточный угол. Уличный фасад в четыре оси окон четко делится междуэтажным карнизом, а цоколь выделен уступом. В прямоугольные ниши первого этажа заглублены маленькие арочные окна. Верхние окна имеют лучковые перемычки. В отличие от соседнего корпуса, углы фасада закреплены огибающими лопатками. Со стороны двора к внутреннему углу примыкает кирпичное крыльцо с двумя крупными арками (частично заложены).

http://sobory.ru/article/?object=00496

В наружном убранстве использованы мотивы допетровской архитектуры 17 в.: пояс закомар в завершении четверика, лопатки с ширинками, карнизы с полосами поребрика и зубчиков, трехчетвертные и полу-колонки с перехватами и кубоватыми капителями. В продольных фасадах обыгрывается тема трех сдвинутых вместе вертикальных арочных окон, разделенных колонками. На стенах боковых папертей основного объема группа из трех окон (среднее повышенное) объединена крупной арочной нишей (с трехцентровой аркой), украшенной гладким архивольтом и боковыми лопатками с ширинками. Средняя ось фасада подчеркнута разрывающим многорядный венчающий карниз киотом с повышенным килевидным завершением. На более скромных фасадах притвора три окна объединены общими подоконной полкой и очельем из ступенчатого карниза и ряда арочных закомар с треугольными килями над ними. На каждом боковом фасаде нижнего яруса колокольни помещено одно крупное арочное окно с близким по рисунку наличником из боковых колонок и очелья из двух закомар и киля над ними. Такими же наличниками отмечены окна апсид. Подчеркнуто монументален западный фасад колокольни, построенный на контрасте доминирующей плоскости глухой стены нижнего объема и верхних ярусов с большими глубокими проемами. На трехчастном фасаде нижнего яруса, разделенном широкими лопатками с ширинками, в среднем прясле находится крупный арочный проем западного входа (первоначально он закрывался крытой папертью); в боковых пряслах – по одному некрупному окну в наличнике из боковых полуколонок и с треугольным фронтончиком в завершении. Фасад среднего полуяруса украшен глубокой тройной аркадой, разделенной колонками; фланги стены выделены широкими лопатками с врезанными в углы колонками. Верхний восьмигранный ярус звона в каждой грани прорезан крупным арочным проемом, украшенным архивольтом с килевидным завершением. В углы разделяющих арки пилонов врезаны колонки. Единое пространство храма образовано четвериком, соединенным одинаковыми высокими и широкими подпружными арками со средней апсидой, боковыми притворами и обширным «залом» западного притвора.

http://sobory.ru/article/?object=10507

К северной стене северного придела пристроено небольшое крыльцо бокового входа, над папертью ранее возвышался объем трехъярусной колокольни, с двумя нижними четвериковыми ярусами, восьмигранным ярусом звона и завершением в виде восьмигранного купола со шпилем и крестом. Утрата колокольни существенно изменила характер объемно-пространственной композиции церкви. Фасадный декор церкви выполнен в манере эклектики с явным влиянием русско-византийского стиля. В нижней части стен выделен ступенчатый цоколь, на стенах алтарной части цоколь особенно высок и снабжен большими продухами. По верху стен всех объемов проходит широкий венчающий карниз с мелкой и сложной профилировкой. Световой барабан храма не имеет венчающего карниза; каждая из шестнадцати граней барабана завершена лопастной закомарой, обведенной тройным валиком. Вертикальные членения фасадов выражены слабо. На углах объемов приделов и центральной апсиды помещены неширокие лопатки, в верхней части стен, под валиком фриза, соединенные поясом такой же ширины. Стены прочих объемов гладкие, только на углах паперти помещены широкие пилястры. Арочные оконные проемы заглублены относительно плоскости стен. По верху они украшены широкими архивольтами, причем по два окна на западных стенах приделов и по три – на боковых стенах паперти объединены архивольтами, смыкающимися в пятах; узкие межоконные простенки украшены штукатурными тягами. Северный боковой вход украшен плоским арочным порталом; в круглой, обведенной пояском нише над входом помещена иконка. На углах крыльца – трехчетвертные колонны тосканского ордера с коническими уширениями на капителях. Грани восьмерикового полуяруса над основным объемом храма украшены тройными арочками. На углах светового барабана – пилястры с расширяющимися кверху капителями. Декор западного фасада паперти утрачен, по старым фотографиям видно, что арочный вход на паперть был оформлен порталом с треугольным фронтоном над ним. При входе с запада ныне восстановлено открытое крыльцо. Такое же крыльцо сохранилось на южном фасаде южного придела. По-видимому, крытого крыльца, подобно имеющемуся на северном фасаде, здесь не было. В интерьере помещения паперти и приделов перекрыты высокими коробовыми сводами. Эти помещения связаны с храмом широкими арками. Восемь больших окон барабана позволяют отлично осветить храм. Широкая арка связывает храм с алтарем, межалтарные притворы имеют плоские потолки. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение О храме --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=15234

Богадельня, кон. 19 - нач. 20 в. Один из характерных для застройки больших торговых сел в нач. 20 в. вариантов крупного жилого здания с огрубленным эклектичным декором, тяготеющим к формам позднего классицизма. Расположен через дорогу от храмового комплекса, несколько изолировано от основного массива сельской застройки. Двухэтажное кирпичное здание покрыто снаружи известковой обмазкой и побелено. Крупный прямоугольный в плане объем завершен четырехскатной вальмовой крышей. Первоначально по сторонам заднего фасада его дополняли две одинаковые деревянные пристройки, одна из которых в настоящее время утрачена. Горизонтальную протяженность объема подчеркивают полочки, объединяющие подоконники прямоугольных окон, расположенных в мерном ритме по одиннадцати осям на протяженных фасадах и пяти на торцовых, а также венчающий карниз с деревянной выносной плитой. Прямоугольные окна заключены в рамочные наличники, расширенные в верхней части и завершенные профилированными сандриками. Поклонный столб, нач. 20 в. Кирпичный оштукатуренный в верхней части поклонный столб — оригинальный пример архитектуры малых форм нач. 20 в., имеющий, видимо, мемориальное значение. Не превышающее в высоту двух метров, квадратное в плане сооружение с глубокими арочными киотами на всех фасадах и металлическим четырехскатным завершением выдержано в духе эклектики. Перемычки киотов обработаны профилированными штукатурными архивольтами с покрытием из кровельного железа, опирающимися на деревянные колонки (две из них утрачены). В нижней части столба, отделенной поясом поребрика, помещены лежачие филенки. Библиография: Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб, 1909. Вып. 31. С. 198; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 310; Дозорная книга г. Солигалича 1614 г.//Костромская земля: Краеведческий альманах Костромского фонда культуры. Кострома, 1992. Вып. II. С. 38; Солдовская Т. Провинциальный фотограф//Солигаличские вести. Солигалич, 1999. 21 февраля; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 396-397; Пушкарев А. Родина царицы//Солигаличские вести. Солигалич, 2001. 31 июля; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 173-179. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 123, 480; Там же. Оп. 3. Д. 2255; Там же. Оп. 4. Д. 2111. Лл. 1-9; Ф. 137. Оп. 2. Д. 4839; Ф. 176. Оп. 1. Д. 685, 874. РГИА. Ф. 797. Оп. 25. От. II. Ст. II. Д. 81; Ф. 218. Оп. 4. Д. 541.

http://sobory.ru/article/?object=15764

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010