Боковые фасады четверика храма получили сравнительно редкое композиционное решение в две оконных оси, на северном фасаде размещенных симметрично (западное окно первого света выходит ныне в интерьер позднего придела), на южном — сдвинутых к востоку. В декоре четверика воспроизведены декоративные формы 17 в., отличающиеся от прототипов упрощенным рисунком и несколько графичным характером профилировок. По верху стен проходит тонкий венчающий карниз с поясом кронштейнов, а межъярусное членение отмечено карнизом, состоящим из двух полочек. Углы закреплены парными пилястрами. Высокие окна с трехцентровыми перемычками обрамлены наличниками с полуколонками, завершенными в первом свете парными архивольтами, во втором — килевидными фронтончиками. Цилиндрические, с кокошниками в основаниях барабаны венчающего храм пятиглавия украшены аркатурными поясками. На баранах сохранились главы, обшитые кровельным железом в «шашку». Декоративное оформление апсиды и приделов трапезной выдержано в различных направлениях эклектики с характерной для 2-й пол. 19 в. огрубленной моделировкой деталей. Использование на всех объемах сходных по рисунку несложных венчающих карнизов и угловых пилястр, раскрепованных на апсиде и парных на приделах, свидетельствуют о принадлежности их к близким по времени строительным этапам. Основное различие декора заключается в формах оконных наличников, на апсиде и южном приделе тяготеющих к псевдобарочным формам, на северном приделе — трактованных в духе национального стиля. На апсиде и южном приделе окна с лучковыми перемычками имеют обрамления с ушами, каплями и полукруглыми завершениями, на северном приделе арочные окна обрамлены скромными перспективными наличниками. Раскрепованные на углах верхние ярусы колокольни обработаны большими прямоугольными нишами, в которых помещены высокие арки звона. Карнизы ярусов дополнены поясами поребрика и сухариков. Четверик храма перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом со световым кольцом барабана в шелыге. Апсида, сообщающаяся с храмом тройным арочным проходом, перекрыта граненым сомкнутым с распалубками сводом, переходящим в коробовый. Интерьер трапезной и приделов представляет собой единое пространство, которое, судя по сохранившимся фрагментам, было перекрыто лотковым сводом с распалубками, переходящим в апсидах приделов в коробовые своды. В нижнем ярусе колокольни четыре мощных пилона организуют внутреннее пространство в виде неравноконечного креста. Перекрытия ярусов плоские. На верхние ярусы ведет кирпичная лестница, устроенная в толще кладки северной стены. Вход на лестницу устроен на северном фасаде.

http://sobory.ru/article/?object=39062

Эклектизм ансамбля особенно заметен в сочетании с иконами, стилистически ориентированными на древнерусские образцы. Оформление клиросов на переходе из трапезной в основной объем храма, а также придельный иконостас в неорусском стиле, исполнены в нач. 20 в. Придельный иконостас одноярусный, с семью пряслами и надставными иконами над венчающим карнизом. Прясла разделены столбцами в виде орнаментированных балясин на постаментах. Антаблемент над капителями столбцов раскрепован. Чиновые иконы имеют арочную форму, надставные иконы круглые, оформлены резными картушами. Цокольные панели прясел декорированы накладными резными плакетками. Царские врата содержат композицию «Благовещения» в двух клеймах и четыре круглых образа евангелистов. Карниз над царскими вратами имеет лучковую форму, надставной образ «Тайной вечери» увенчан крестом. Вся резная орнаментика иконостаса растительная. Хорошо прочитываются мотивы пальметт, розеток и пальмовых ветвей, виноградной лозы и крина (трилистника). Арочный проем над иконостасом оформлен фестончатым подзором сквозной резьбы с мотивом крина. Трехпролетные ворота – выразительное сооружение малых форм в стиле классицизма с реминисценциями барокко. Высокий и широкий средний проем с полуциркульной аркой завершен ступенчатым аттиком, увенчанным тремя каменными шаровидными главками. С внешней стороны арка выделена архивольтом и клинчатым замком, аттик заслонен треугольным фронтоном с мутулами. Пониженные боковые части ворот прорезаны проходами с арками коробовых очертаний и обработаны с внешней стороны рустом. Контраст между повышенной средней частью и боковыми смягчен плавными волютами. В проемах ворот сохранились ажурные металлические решетки. Двухэтажный дом причта, выстроенный в простейших формах позднего классицизма, представляет собой квадратный в плане объем под вальмовой кровлей. Фасады расчленены междуэтажным ступенчатым карнизом и завершены деревянным профилированным карнизом большого выноса. Прямоугольные проемы (на южном фасаде имеют, вероятно, в результате более поздних переделок лучковые перемычки) объединены в уровне подоконников полкой.

http://sobory.ru/article/?object=13359

Настоятельский корпус - двухэтажное узкое прямоугольное здание, сильно вытянутое по оси север-юг. Нижний кирпичный этаж оштукатурен, надстроенный верхний рублен из бревен и обшит тесом. Скромный декор сосредоточен на главном, восточном фасаде. В первом этаже он в известной степени близок убранству Казанской церкви: рустованные или украшенные крестообразными нишами лопатки на углах и против внутренних стен и широкий карниз простого профиля, состоящий из полок. Второй этаж - с дощатыми пилястрами на углах, скрывающими торцы бревен, простыми рамочными наличниками окон, широким фризом с накладными ромбами и карнизом. Центр главного фасада отмечало деревянное крыльцо на столбиках, поддерживающее балкон второго этажа. Планировка здания архаична: сени в центре разделяют его на две части - с большой палатой справа (в северной части корпуса) и двумя меньшими, поставленными одна за другой, - слева. Почти все окна палат выходят на главный фасад. Комнаты верхнего этажа связаны между собой коридором, идущим вдоль задней стены. Перекрытия всех помещений плоские, деревянные. В сенях сохранилась лестница с балясинами. Братские кельи - двухэтажное Г-образное в плане здание, сооруженное из кирпича и оштукатуренное. Простое фасадное убранство в духе позднего классицизма представлено междуэтажной тягой, венчающим карнизом, скромными рамочными наличниками верхних окон с лучковыми перемычками, которые объединены подоконной тягой со спусками под их угловыми частями. На западном торце четырехколонный портик поддерживает деревянную веранду второго этажа. Помещения с плоскими деревянными перекрытиями связаны между собой коридором, проходящим посредине здания. Жилой корпус. Архитектурные формы кирпичного одноэтажного дома с деревянным мезонином характерны для периода эклектики. Объемная композиция прямоугольного в плане здания необычна благодаря продольному расположению мезонина, придающего зданию вид базиликальной постройки. Силуэт здания обогащают маленькие островерхие башенки: по углам кровли мезонина - на главном западном торцовом фасаде и на коньке кровли - на восточном. Остекленные веранды в средних частях протяженных боковых фасадов, подведенные под двускатную кровлю мезонина, относятся к советскому времени.

http://sobory.ru/article/?object=07744

Богоявленский храм закрыли в самом начале 1930-х годов. По всей видимости, здание сразу же передали городскому промышленному комбинату. К 1948 году оно уже давно находилось в его руках. Сметно-финансовый расчет, составленный в этот момент ремстройконторой, предусматривал приспособление Богоявленской церкви под фильмохранилище. Но проект остался нереализованным. В церкви до конца 1980-х годов оставался швейный цех комбината. В конце 1980-х годов Богоявленский храм вернули Воронежской епархии. Состояние храма было удручающим: трехъярусная невысокая колокольня без шпиля; придавленная к земле храмовая часть без купола, перекрытая двухскатной кровлей; трапезная в пять окон с дырами в стене от демонтированной вентиляции; осыпающаяся штукатурка и ветшающая кирпичная кладка. Почти 20 лет храм пустовал и только к концу 2000-х годов начались восстановительные работы. Храм был приписан к Покровскому кафедральному собору города Воронежа , впоследствии стал самостоятельным приходом . Архитектура Высокий четверик храмовой части и полукруглая апсида рядом с ним сохранились от барочной постройки середины XVIII века. К первоначальному периоду строительства относится, вероятно, и нижняя часть трехъярусной колокольни. Объединяющая храм и колокольню широкая трапезная, притворы с пологими фронтонами у северной и южной стен храма и низкие объемы у основания колокольни относятся к середине XIX века. Алтарную апсиду охватывает еще более поздняя, укрепляющая ее стены, пониженная пристройка с овальными углами. Декоративная обработка стен основных объемов, характерная для середины XIX века, ориентирована на формы классицизма, переработанные в духе ранней эклектики. Она состоит из руста (линейного у низких объемов и квадрового на стенах храма и колокольни), тянутых мелкопрофилированных штукатурных наличников, которые на восточной стене храма дополнены килевидным подвышением в русском стиле. Венчающий карниз храмовой части опирается на профилированные кронштейны. Кирпичная стена ограды имеет двое ворот: одни выходят на улицу 25-го Октября, другие - на Первомайскую улицу. Пилоны ворот так же, как лопатки сторожки, декорированы фигурными филенками.

http://drevo-info.ru/articles/13673952.h...

Наиболее выразителен и богато украшен верхний ярус. Здесь центральная ось фасадов обозначена крупными полуглавиями с размещенными в его поле люкарнами. Поле фасадов расчленено полуколонками с кронштейнами в основаниях. В углах сгруппировано по три колонки. Особенно выделяются капители, декор которых, выполненный из установленных вразбежку кирпичей-«барашков», наивно имитирует «коринфский» ордер. Над капителями центральных колонн дополнительно установлены «султанчики», заходящие на тимпаны полуглавий. Прясла с проемами несколько заглублены за внешнюю линию контура стены и заключены в профильные рамы. Высокие наличники являют собой характерный пример стилевой принадлежности храма, свойственный исключительно памятникам «вятского барокко». Их полуколонки, поделенные в пропорции «золотого сечения», имеют в нижней, меньшей части, декоративные усложнения в виде опрокинутых клиновидных вставок, опирающихся острым концом на основание в форме вытянутого пятигранника. Особенно выразительны сандрики, приподнятый контур которых обработан в виде разорванного фронтона. Поле фронтона заполняют покровцы-обереги в виде стянутых в двух местах полотенец, ширинки в фигурных рамках и розетки. Под окнами между гирек размещены четырехчастные балюстрадки высокого рельефа. Венчающий стены многооб-ломный карниз дополнен рядом трехступенчатых кронштейнов. Декоративная обработка световых восьмериков повторяет те же художественные мотивы. Схожие элементы присутствуют и на уцелевшем южном фасаде трапезной. Два высоких восьмериковых яруса звона колокольни, нижний из которых имеет в основании промежуточный полуярус (в плане - четверик со скругленными углами), поставлены на невысокий четверик и завершены крутой восьмигранной кровлей с люкарнами-слухами. Увенчана колокольня полым восьмеричком с окнами и сильно вынесенным карнизом. Представляет собой интересный памятник строгого классицизма, имеющий качества, отражающие специфику его провинциального происхождения. Спокойное убранство фасадов со слабо выраженным рельефом включает лопатки, обработанные мелким рустом, высокие арки проемов с абаками в основаниях циркульных окантованных завершений, полуколонны, врезанные в углы верхнего яруса звона. Рельеф фасадов яруса-основания значительно обогащают вытянутые арочные ниши-экседры и фронтоны, наложенные на полуярус, с прорезающими его полукруглыми окнами.

http://sobory.ru/article/?object=13068

Дефектный акт. Чтобы знать, где и что реставрировать, иметь смету на расходы, составляется дефектный акт. Изучаю все ветхие части здания, независимо от того, на каких частях памятника они находятся. Намечаю фрагменты, где буду восстанавливать первоначальную форму, а где восстанавливать древний декор, сохраняя и укрепляя его, и что останется в перестроенном виде. Железо на луковицах проржавело, железные листы с остатками позолоты едва держатся. Венчающая часть центральной главы наклонилась и потянула за собой главу; растяжки ослабели, обвисли, и ветер разрушает драгоценные филигранные творения древних кузнецов. Кусками висят у основания глав проржавевшие резные подзоры —ленты ажурной резьбы по железу. Боковые главы потеряли первоначальную упругую форму луковиц. Но луковицы древние, их надо сохранить. Конструкции луковиц, крепления, сделанные из кованого железа XVII в., «устали». Металл при постоянной ветровой нагрузке, работая на протяжении 250 лет, деформировался. Обветшавшие части мы заменим новыми, выкуем крепкие стальные детали. Нужна бригада медников, обученная          древнерусскому медницкому ремеслу. Нужна листовая медь, а также олово и свинец для полуды; нужны толстые листы железа… У подножия барабанов, на верху четверика, сохранились следы белокаменного декора. Огромные резные белые камни, остатки колонн, вперемежку с кирпичом XIX в. заложены в закладки гребешков. Предстояло разобрать закладки над рядами гребешков, найти места камней, сорванных с места, расставить их по старым местам. Мы установили в предварительном исследовании, что верх четверика был испорчен в XIX в. Закладки создавали мокрые карманы, которые за летние месяцы не успевали просохнуть. Под рядами гребешков с сильным выносом шел карниз, имевший выбоины, через них влага попадала в глубь памятника, разрывая во время морозов белокаменный декор и кирпичную кладку. Ниже по стенам четверика и трапезной располагались окна, обрамленные белокаменными наличниками. Колонки, стоявшие с сильным выносом на выступающих из плоскости стен кронштейнах, обвалились. Кронштейны от постоянного размораживания под тяжестью колонок скололись. Выбоины были и на порталах. Для укрепления обветшавшего древнего декора второго этажа и реставрации верха четверика нужна была бригада белокамеников. Требовались резчики по белому камню. Придется довозить и белый камень, чтобы заполнить недостающие части декора.

http://pravmir.ru/kadashi-vozrozhdenie-b...

Проект академика Котова ограничивается восстановлением здания в первоначальных очертаниях его плана, реставрацией фасадов, сводчатых перекрытий и кровель, устройством пола и штукатуркой как снаружи, так и внутри. Окончательная внутренняя отделка, в виду неопределенности денежных средств, в проект не включена. За основание для составления проекта были приняты результаты исследования храма профессором A. В. Праховым в 1886 году; работы Владимиро-Волынской комиссии по разработке истории древнего Успенского храма; исследования фасадов академиком архитектуры M. Т. Преображенским в 1891 году, указавшим на существование древнего карниза; древние полукружия над ним (закаморы), окна и остатки орнаментальной росписи на их боковых сторонах; доклад об исследовании храма в 1893 году академиков архитектуры В. В. Суслова и Г. И. Котова. Всеми этими исследованиями почти вполне определяется план здания, фасад стен, оканчивающихся полукружиями (без архивольтов над ними и без верхних частей полуколонн и угловых лопаток, на которые опирались архивольты) и в связи с последними главные подпружные арки, некоторые из малых подпружных, свод над южною угловою частью паперти, своды над алтарными нишами, а также и многие детали для восстановления фасадов 5 . По проекту большая часть здания, на основании всех бывших до сего времени исследований его, восстановляется бесспорно в первоначальном виде. Только такие части, как карнизы фасадных полуколонн и угловых лопаток, алтарный карниз, архивольты венчающих наружные стены полукружий и глава восстановляются предположительно. Карнизы над лопатками и полуколоннами, а также и упомянутые выше архивольты реставрированы в проекте по соображению с размерами древних, сохранившихся в постройке, прямых и зубчатых кирпичей, а также и формой подобных деталей в византийских церквах соответствующего характера. Вопрос о числе глав, венчавших первоначально здание, представляется наиболее неопределенным, за неимением каких-либо следов их или точных письменных указаний. обновлении храма в 1588 году были исправлены муры, склепы, верх и вежицы. Упоминание о вежицах указывает, что, кроме главы, были еще и башни, но эти «вежицы» могли быть сделаны при обновлении храма в 1494 году. Если к этому времени отнести переделку малых подпружных арок, судя по их стрельчатой готической форме, то обновление, по-видимому, было сопряжено с большими изменениями, а потому предположение о возведении в это время башен кажется возможным. – Принимая во внимание нежелательность обременять старинные стены и столбы здания значительным грузом, который благодаря аркам будет производить также боковое давление, предположено ограничиться одной главой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

У основания шатра были поставлены небольшие боковые главы. Арки звона имели висячие гирьки. Сохранившийся объем отличается не совсем обычной для подобного типа сооружений композицией. Четверик, прорезанный проездной аркой (ныне заложена), фланкируют боковые крылья с крупными полукруглыми апсидами на востоке. С обоих торцов примыкают более низкие пристройки с лестницами. Все существующие окна — новые или растесанные. Западный фасад, обращенный к ул. Луначарского, имеет строго симметричную трехчастную композицию с высокой аркой в центре. Среднюю часть выделяют лопатки с ширинками, углы закреплены гладкими пилястрами. Проездная арка оформлена колонками-кубышками и массивным архивольтом. Фланги фасада на уровне первого, цокольного этажа обработаны квадровым рустом, а выше расчленены крупными арочными нишами с архивольтами. Выходящие на монастырский двор апсиды имеют по два окна, обрамленных пилястрами и архивольтами. Единый для всего объема антаблемент включает фриз с квадратными нишками и раскрепованный, многообломный карниз. Все существующие окна — новые или растесанные. Внутри все помещения в настоящее время имеют плоские перекрытия. Служебный корпус, 1820-1830-е гг. Служебный корпус, характерный для позднего классицизма, — сильно протяженный прямоугольный в плане объем, от которого полностью сохранились только торцовые двухэтажные объемы. Между ними располагался одноэтажный корпус, от которого уцелели нижние части старых стен на уровне примерно 1,5 м (выше — стены из силикатного кирпича). В средней, повышенной части этого корпуса находилась проездная арка. Центральный объем, завершавшийся граненым (?) барабаном, с внешней стороны был оформлен пилястровым портиком. Сохранившиеся одинаковые торцовые объемы на уличных фасадах имеют симметричные композиции в 4 оси прямоугольных окон (часть из них ложные). Четкие горизонтальные членения выявлены междуэтажным и венчающим карнизами с простыми, но тщательно прорисованными обломами. Высокая цокольная часть с ложными продухами выступает относительно основной плоскости стены.

http://sobory.ru/article/?object=00496

По своему облику храм очень близок церкви Рождества Богоматери в с. Исаковском, построенной на 14 лет раньше. Двусветный четверик со скругленными и раскрепованными углами завершен восьмилотковой купольной кровлей с пятью луковичными чешуйчатыми главами (центральная световая). К основному объему примыкают прямоугольная в плане, чуть суженная апсида и несколько расширенная трапезная, по высоте равные нижнему ярусу четверика и также со скругленными углами. Трехъярусная четырехгранная колокольня завершена крутой гуськовой кровлей, на которой поставлена глухая главка со шпилем. Здание окружено низким профилированным цоколем и карнизом с двухступенчатыми зубчиками (для четверика и колокольни он служит межъярусным членением). Аналогичный рисунок имеет венчающий карниз четверика и карнизы колокольни. Высокие прямоугольные окна заключены в плоские рамочные наличники с ушами, подоконными нишками и надоконными досками, завершенными сандриками из трех кирпичных полочек. Аналогично оформлены и боковые входы. Углы барабанов под главами, поднятых на низких постаментах, срезаны и раскрепованы, а получившиеся таким образом диагональные грани в нижней части украшены подобием волют. Стены нижнего яруса колокольни декорированы тремя прямоугольными нишами: средняя, более широкая, служит обрамлением арок (на северном и южном фасадах заложены), а боковые — узкие вертикальные. Углы второго яруса скруглены, аналогично храму, а высокий арочный проем обрамлен двухпилястровым портиком с фронтоном над антаблементом. В третьем ярусе, также имеющем скругленные углы, профилированный полуциркульный архивольт арки, с замком в вершине, опирается на филенчатые лопатки. Главка колокольни аналогична главам храма. Храм перекрыт четырехлотковым сводом со световым кольцом в шелыге, алтарь — коробовым сводом, замкнутым лотком с востока, двухстолпная трапезная — системой коробовых сводов, укрепленных подпружными арками, нижний ярус колокольни имеет крестовый свод. В своде и в верхней части стен храма сохранилась клеевая живопись сер.

http://sobory.ru/article/?object=13396

Трехъярусный пятичиновой позолоченный иконостас в семь осей — незаурядное произведение в стиле барокко, отличающееся благородством форм и тонко выверенными пропорциями. Центральная расширенная ось и две оси по сторонам выделены скругленными на углах ризалитами. Коринфские колонны, украшенные гирляндами, а во втором ярусе витые, поддерживают широкий профилированный и активно раскрепованный карниз. По сторонам второго яруса — на переходе от четверика к восьмерику — помещены крупные волюты. Иконы и завершающее иконостас распятие с предстоящими утрачены. В храме сохранилась металлическая решетка солеи кон. 19 в. Дом жилой причта представляет собой довольно крупное двухэтажное здание в стиле позднего классицизма. Прямоугольный в плане объем, вытянутый по оси север — юг, завершен вальмовой кровлей с чердачным окошком по центру восточного фасада. Горизонтальную протяженность здания подчеркивают низкий цоколь, ограниченный вверху полочкой, несложные междуэтажный и венчающий карнизы и полочка на уровне окон второго этажа. Углы объема акцентированы лопатками, рустованными огибающими в первом и гладкими во втором этажах. Центр главного западного фасада в девять оконных осей, обращенного к храму, выделен легким трехосевым ризалитом, нижний этаж которого обработан горизонтальным рустом с веерными замками над лучковыми перемычками окон. На втором этаже окна отмечены треугольным (центральное) и лучковыми сандриками. На флангах главного фасада и на торцовых, в шесть осей, нижние окна заключены в плоские рамочные наличники с подоконными нишками, а верхние, прямоугольные, отмечены горизонтальными сандриками. Окна заднего фасада наличников не имеют, а размещенная по центру входная дверь фланкирована рустованными лопатками. Планировку здания определяет продольный центральный коридор со входами на торцовых фасадах. В нижнем этаже его дополняет маленький поперечный коридор-сени в центре заднего фасада. Междуэтажная деревянная лестница расположена в большом коридоре. В ряде помещений сохранились тянутые карнизы.

http://sobory.ru/article/?object=39049

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010