" Это ваши люди, мессир, вы ответите за них перед Богом " ,- сказал Венсан де Поль адмиралу де Гонди. Тот никогда прежде не задумывался об условиях, в которых содержатся его гребцы, и разрешил своему духовнику делать все, что тот посчитает нужным. С двумя другими священниками де Поль отправился в каторжные тюрьмы. Сначала они не знали, как подступиться к заключенным, которые встречали их проклятьями, и начали с того, что стали сами промывать и перевязывать раны и язвы. Через некоторое время заключенные уже не перебивали их, когда они говорили о Спасителе и Его искупительной жертве. На собранные друзьями и благотворителями деньги Венсан построил в Париже больницу для лечения больных каторжников. Узнав об этом, король Людовик XIII назначил его капелланом королевских судов с привилегиями морского офицера и жалованием в 600 ливров. В 1625 г. Венсан де Поль основал общества призрения галерных каторжников в портовых городах Марселе и Бордо. У него нашлось много последователей, которые взяли на себя продолжение дела, и де Поль вернулся в столицу. Новые апостолы Опыт в Шатийон-ле-Домб и поместьях де Гонди убедил Венсана де Поля в необходимости создать группы священников, которые бы, переходя с места на место, проповедовали Евангелие во французских провинциях и могли служить примером для подражания. Официальной датой создания конгрегации священников-миссионеров считается 17 апреля 1625 г. Сначала общество состояло лишь из де Поля и еще двух священников. Отправляясь на проповедь, они отдавали ключ от дома соседям. Число миссионеров росло медленно, через 10 лет их было всего 33, но Венсан не беспокоился: " Дела Божьи совершаются не тогда, когда этого желаем мы, - говорил он, - но тогда, когда этого желает Бог. Не нужно упреждать Провидение " . Члены конгрегации должны были посвятить свою жизнь миссионерской работе. Их расходы оплачивались из общего фонда, они не могли ничего брать у паствы безвозмездно или даже останавливаться на ночлег без оплаты. В их обязанности входило произнесение двух проповедей в день, уроки катехизиса и организация помощи больным и неимущим. Девять месяцев в году посвящались миссионерству, а три - молитве и подготовке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Тем временем в Париже узнали, что он отправился в Сен-Жермен. С криками: " Господин Венсан предал нас королеве! " - озверевшая толпа ворвалась в Сен-Лазар и устроила там погром. Возвращаться было нельзя, и де Поль решил вместо этого объехать все отделения Конгрегации Миссий во французских провинциях. К тому времени отделения конгрегации открылись во всех крупных и средних городах, а их бесперебойное снабжение продуктами и медикаментами контролировалось из Сен-Лазара. Разоренное войнами и смутами крестьянство жило за гранью нищеты, и помощь конгрегации была как нельзя кстати. Как и в прошлые годы, Венсан де Поль стал проповедовать на городских площадях. Его слова и пример - уже больной старик, он путешествовал верхом, сопровождаемый лишь секретарем - пробуждали надежду и веру. Анна Австрийская не сдержала обещание послать хлеб в восставшую столицу, и голодающие парижане вынуждены были примириться с роялистской партией; просили вернуться и Венсана, прося у него прощения. Последний блин комом После смуты в стране количество нищих выросло в десятки раз. Среди проектов Венсана де Поля был работный дом и богадельня для нищих, желающих оставить свою " профессию " . На его основе король Людовик XIV приказал построить на месте бывшей пороховой фабрики больницу Сальпетриер. Королевским эдиктом было приказано принудительно отправлять в новую больницу-тюрьму всех нищих, проституток, сумасшедших, эпилептиков и прочие деклассированные элементы с улиц Парижа. В 1656 г. в Сальпетриер были заточены 40 000 человек из парижского населения в 400 000. Добропорядочные горожане были счастливы и прославляли молодого короля, а де Поль говорил, что это единственное предприятие конгрегации, осуществленное против его воли. Венсан всю жизнь стремился приблизить мир богатых и знатных к миру бедных и отверженных, а Сальпетриер разделяла парижан на уважаемых граждан и людей второго сорта. Заточенные в больнице-тюрьме обитатели парижского дна теряли всякую надежду на возвращение к нормальной жизни. В 1660 г. Венсан де Поль скончался.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Ширак ответил на письмо. Он позвонил Венсану Амберу, зная, что слух его, равно как и интеллект, в аварии не пострадал, и объяснил, что власть над жизнью и смертью не входит в прерогативы президента, ибо во Франции есть закон, запрещающий как эвтаназию, так и помощь людям, решившим покончить жизнь самоубийством. " Закон есть закон, и закону подвластны все " , — сказал президент. Но слово и буква закона не стали последним словом в жизни и смерти Венсана Амбера. 26–го октября мать пациента, Мари, оставшись в палате наедине с сыном, влила в капельницу, к которой он был подключен, сконцентрированный раствор снотворного. Но Венсан, у которого было очень крепкое сердце, не умер, и смерть наступила лишь после того, как врач Фредерик Шосуа ввел пациенту в вену смертоносный укол, предварительно отключив его от аппаратуры поддержания жизни. Врачебный бюллетень, опубликованный 26–го октября в клинике, в которой скончался Венсан Амбер, содержит примечательную фразу: " Учитывая клиническое состояние, медицинский прогноз, а также неоднократно высказанные пожелания самого пациента, мы решили ограничить меры активной терапии " . Конец цитаты, из которой явствует, что Венсан Амбер и его мать в конечном итоге добились своего права самому определить момент своей смерти, когда жизнь уже недостойна этого названия. Как пишет парижская газета " Монд " , случай Венсана Амбера откроет, скорее всего, и во Франции, после Нидерландов и Бельгии, путь к принятию закона о праве пациента, не имеющего ни малейших шансов на выздоровление, по вынесению медицинской экспертизы самому определить момент своего ухода из жизни. Татьяна Ткачук: Об эвтаназии вообще говорить очень сложно и тяжело, и все же давайте попробуем начать этот разговор, оттолкнувшись от только что услышанного. Отец Георгий, знаю, что почти все богословы выступают против эвтаназии, и все же: есть ли смысл, с Вашей точки зрения, искусственно продлевать жизнь, подобную той, что вел Венсан Амбер? Георгий Чистяков: Прежде всего, я думаю, что медицина — это вообще искусственное продление жизни. И, слава Богу, что сегодняшняя медицина позволяет продлевать жизнь больного и на 10, и на 15, и на 20 лет. Что же касается того, что нам хочется умереть, когда мы болеем, — да, такое очень часто бывает. Очень часто больной человек переживает это желание уйти, таким образом облегчить свои страдания и так далее. Но кто знает, что будет в следующие десять дней, в следующие три часа, я не знаю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Именно здесь и проявляются главные черты характера святого: отвага, человеколюбие, уверенность в своей правоте и мудрость. В первых сценах фильма мы получаем удивительные уроки. Месье Венсан идет наперекор общему мнению, противостоит животному страху толпы перед смертью и оказывается прав в своем убеждении, что сельчан напугала не чума, а простая болезнь. Он не идет напролом, не сопротивляется, но преодолевает всеобщее ожесточение и равнодушие своим примером и пастырским словом, проникающим до самого сердца. Так он обуздал разбойника, проснувшегося в солдате-инвалиде, назвав первым христианином, встретившимся ему в этой деревне. При том что он практически против воли вынудил этого калеку сделать доброе дело, воззвав к лучшему, что в нем еще оставалось. Так он решил судьбу девочки-сироты, вызвав удочерить малышку самую бедную женщину, зная, что именно она и обладает самым отзывчивым сердцем. Неудивительно, что именно Венсану де Полю было суждено встать во главе сотен и тысяч людей, посвятивших свою жизнь делу милосердия. Потому что благотворительность не выносит расслабленности и мягкотелости, и лишь человеку сильной воли и здравого ума дано не просто ужасаться бездне человеческого горя или тихо сострадать несчастным, но реально действовать. Узнавая все больше о судьбе Венсана де Поля, я постоянно вспоминала о русской святой благотворительнице, которая, будь она его современницей, стала бы самой близкой его помощницей и соратницей. О Великой княгине Елисавете Феодоровне . Венсан де Поль, сумевший вдохновить дам высшего света обратить свои взоры к нищим и убогим, вскоре столкнулся с обычными женским и слабостями: тщеславием, завистью… Тогда он понял, что служить бедным могут бедные – простые женщины из народа. Его целью стало создание конгрегации, члены которой стали бы в миру нести то, что сейчас называют социальным служением Церкви. Как и в конце XIX века в России, в женских монастырях Франции XVII века монахини вели замкнутый образ жизни, не покидая стен обители. Венсан де Поль и святая Великая княгиня Елисавета сделали одно дело – организовали общины сестер, для которых служением Богу стало служение ближним. Их обоих отличали выдающиеся организаторские способности, умение одинаково легко общаться и с великими мира сего, и с последним нищим.

http://pravmir.ru/mese-vensan-naperekor/

Де Поля можно было увидеть в приюте в самое неожиданное время и всегда с толпой детей вокруг, которых он знал по именам. Во время Фронды, когда приют едва сводил концы с концами, и детям не хватало еды, его обвинили в том, что он истратил на найденышей деньги, собранные на нужды миссии. Он отвечал: " Неужели Господь будет менее милостив к нам, если мы поставим благополучие этих несчастных детей перед своим собственным? " Миссионеры с тяпкой В разгар Тридцатилетней Войны в провинциях Лорран и Пикардия начался голод. В это время пожертвования сократились, а все доступные средства уходили на содержание сиротского приюта. Венсану пришла в голову идея напечатать листовки с рассказами о голоде и страданиях людей в затронутых войной провинциях и поручить лазаристам продавать их у церковных ворот за номинальную сумму. В то время газет еще не существовало, и новинка имела феноменальный успех. На вырученные от продажи листовок деньги Венсан де Поль смог послать в разоренные районы сотни лазаристов и Дочерей Милосердия, " чтобы как-то восстановить то, что люди захотели разрушить, чтобы сохранить жизнь там, где люди хотят уничтожить ее " . " Дочери " и " сыновья " де Поля собирали трупы, хоронили, ходили за больными и кормили выживших супом с походных кухонь. Венсан де Поль даже отправился с просьбой прекратить войну к кардиналу Ришелье. Вопреки опасениям, кардинал не рассердился, а ответил: " Я также желаю прекратить войну, но это зависит не от меня одного " . Когда война закончилась, де Поль заставил миссионеров изучать новейшие методы земледелия, чтобы вместе с мешками зерна и семян для посева они могли передать разоренным крестьянам агротехнологии. " Господин Венсан предал нас! " В 1648 г. во Франции начался период смут и столкновений между сторонниками королевы и Парламентом. В истории это время получило название Фронды. Опасаясь революции, двор бежал из Парижа в Сен-Жермен, а королевские войска забаррикадировали въезды в Париж, отрезав снабжение города продуктами. Венсан де Поль принадлежал к роялистской партии, но не мог допустить голодной смерти парижан. В тайне от жителей столицы он отправился в Сен-Жермен с двумя просьбами - разрешить ввоз муки в город и удалить первого министра Франции, кардинала Мазарини, против которого был направлен народный гнев. Если на первую Анна Австрийская согласилась достаточно легко, вторая ее рассердила. Становилось ясно, что отношение при дворе к де Полю охладело.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Подпишитесь на наш Телеграм Продолжаем наши зимние киноподборки , на сей раз — фильмы о священниках. Понятно, что фильмов, где фигурирует священники, пруд пруди, поэтому подборка выйдет субъективная; но эту субъективность мы компенсировали разнообразием. «Письма отцу Якобу» Клауса Хярё — может быть, не шедевр, но любимый многими фильм. Амнистированная уголовница устраивается работать к старому слепому священнику: читать ему письма разных людей, обращающихся к священнику за советом и молитвой. Одновременно грустный и радостный фильм о вере. «Третье чудо» — фильм Агнешки Холланд. Замечательный фильм о чуде (и не только). В центре — священник, которому поручено «расследовать» подлинность чудес, и цыганка Хелен (умершая к началу действия), которую «подозревают» в святости. «Месье Венсан» («Господин Венсан», «Монсеньор Венсан»; 1947 г.) Мориса Клоша — классика кинематографа, прекрасный фильм — «житие»: без пафоса, елейности и пр. Фильм рассказывает о главных вехах пути Венсана де Поля, католического святого, прославившегося делами милосердия. Лента включена в список 45 лучших, по мнению Ватикана, произведений кинематографа. «Проблемные» фильмы «Назарин» : Андрей Тарковский считал этот фильм лучшим у Бунюэля (и не только Тарковский). Священник пытается служить так, как этого требует Евангелие: удивительно ли, что у мира это не вызывает ничего, кроме ярости и отторжения? «Назарин» — история об отношениях святости и мира; некая вариация на тему Страстей. «Назарин» вызывает некоторое недоумение: добродетель священника показана как бы слишком беспомощной, зло мира — уж слишком невосприимчивым к святости; финал — неоднозначен и тревожен. Независимо от того, как это понимал сам режиссер, христиане знают: Евангелие — это отнюдь не пасторальная история; это история о том, как люди откликнулись на пришествие Бога Любви: они распяли Его; христиане же знают, что Он воскрес. Хотел или не хотел этого Бунюэль, фильм ложится в этот контекст. «Причастие» (1962; название англоязычной версии — «Зимний свет») — вторая (центральная) часть «трилогии веры» Ингмара Бергмана. Священник, овдовев, теряет веру в Бога. «Какой абсурдный образ!» — говорит он, смотря на распятие. Через тяжелую хладность и пустоту в конце он всё же сможет сказать Богу: «Свят, свят, свят еси, Всемогущий Боже. Исполнены небо и земля славы Твоей»…

http://blog.predanie.ru/article/filmy-o-...

В 10-20-х гг. XVII в. католич. св. Венсан де Поль, общаясь с деятелями франц. Контрреформации богословом П. де Берюлем и католич. св. Франциском Сальским и видя во время поездок по Франции (в 1613-1617 был воспитателем детей гр. Ф. Э. де Гонди, генерала королевских галер, и духовником его жены, часто сопровождал ее в разъездах) нищету крестьян и низкий уровень их религ. знаний, что было вызвано как нехваткой священников в приходах, так и плохой подготовкой католич. клириков, пришел к выводу, что главным направлением деятельности католич. миссионеров должна стать проповедь в сельских приходах. Важной датой для истории Л. считается 25 янв. 1617 г., когда во время проповеди в дер. Фольвиль св. Венсан де Поль призвал присутствовавших к искреннему покаянию. Множество людей пришли к исповеди и, исповедавшись, пережили духовное обращение. Став в 1617 г. настоятелем прихода Шатийон-де-Домб (ныне Шатийон-сюр-Шаларон, деп. Эн), он организовал Об-во милосердия: объединившиеся состоятельные дамы оказывали помощь бедным и нуждавшимся семьям в приходе, заботились о больных. При поддержке графини Ф. М. де Гонди он стал инициатором создания благотворительных ассоциаций (миссий), члены к-рых (первыми его помощниками стали священники из приходов во владениях семьи Гонди) проповедовали в сельской местности, объясняли местным жителям простым и доступным языком католич. догматы, исповедовали и причащали крестьян. Опыт работы этих миссий подвиг св. Венсана де Поля к созданию «ассоциации клириков», чьи знания, благочестие и способности могли бы быть применены «для спасения бедных» путем проповеди, обучения, наставления и катехизации, дабы побудить их к исповеди и искреннему покаянию. В этом намерении его поддержал Жан Франсуа де Гонди, архиеп. Парижа (1622-1654), передавший Венсану де Полю и его ученику Антуану Портаю коллегию Бонз-Анфан в Париже. Дата подписания контракта, по к-рому права на коллегию передавались Венсану де Полю, считается офиц. датой создания конгрегации - 17 апр. 1625 г. В 1632 г. общине был передан обширный по площади августинский приорат св. Лазаря в Париже (отсюда название «лазаристы»), к-рый стал духовным и адм. центром конгрегации. Буллой «Salvatoris nostri» от 12 янв. 1633 г. папа Римский Урбан VIII утвердил новую конгрегацию; ее деятельность и статуты были одобрены папой Александром VII (бреве «Ex commissa nobis» от 22 сент. 1655). Св. Венсан де Поль в течение 30 лет разрабатывал устав Л. (Regulae seu constitutiones communes congregationis missionis; опубл. 17 мая 1658); его преемник, генеральный настоятель Рене Альмера, на основе устава подготовил Большую конституцию Л. (утверждена в 1668 Парижским архиеп. Ардуэном де Перефисом де Бомоном).

http://pravenc.ru/text/2462507.html

  04–12–2003 Тема: Эвтаназия Можно ли и должно ли в России принять закон, легализующий добровольный уход из жизни безнадежно больного пациента с помощью врача? Такова тема сегодняшней программы, и я представлю гостей московской студии: Ирина Куница — врач, руководитель коммерческого отдела Национального медико–хирургического центра имени Пирогова; отец Георгий Чистяков — православный священник храма Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке. Автор и ведущая Татьяна Ткачук Здравствуйте, господа! Проблема эвтаназии уходит корнями в глубокое прошлое, об этом способе облегчения страданий неизлечимо больного человека говорили еще в античной Греции и Риме, а сам термин, означающий в переводе с греческого " хорошая смерть " , ввел в конце 16–го века английский Философ Фрэнсис Бэкон. Во время войн " пуля друга " порой была единственной возможностью покончить с невыносимыми страданиями. Но все-таки война и мирная жизнь — это разные вещи, потому что война — это зачастую невозможность оказать медицинскую помощь. Несколько последних ярких случаев, обсуждаемых во всем мире, заставили сторонников и противников эвтаназии вновь во весь голос поднять проблему. Адрес одного из таких случаев — Франция, Париж. Слово нашему корреспонденту Семену Мирскому. Семен Мирский: 26–го октября в клинике небольшого городка на севере Франции в возрасте 21 года умер Венсан Амбер. И можно без преувеличения сказать, что кончина этого молодого человека стала вехой в новейшей истории Франции. История же необычного пациента такова. В сентябре 2000–го года 18–летний Венсан Амбер попал в дорожную аварию, в результате которой он остался полностью парализованным, глухим и почти слепым. Единственным средством связи между Венсаном и внешним миром была электрическая кнопка, присоединенная к монитору, на котором появлялись набранные самым крупным шрифтом буквы алфавита. Нажимая в нужный момент на кнопку единственным действовавшим пальцем руки, Венсан Амбер мог таким образом писать. И год назад он написал письмо президенту Франции Шираку, в котором была такая фраза: " Господин президент, помогите мне умереть, ибо ничего другого я себе не желаю " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Венсан Де Поль. Гравюра. 1663 г. Худож. П. ван Шуппен [франц. Vincent de Paul, Depaul; Викентий де Поль] (24.04.1581, Пуи (совр. Сен-Венсан-де-Поль, деп. Ланды, Франция) - 27.09.1660, Париж), св. католич. Церкви (27 сент.), основатель конгрегации лазаристов и общины «дочерей милосердия». Род. в крестьянской семье, в детстве был пастухом. Учился в школе в Даксе, с 1597 по 1604 г. изучал богословие в Тулузском ун-те. В 1600 г. был рукоположен во пресвитера. По окончании обучения получил степень бакалавра богословия. В 1605-1607 гг. служил в Марселе, Тулузе и Бордо. В те же годы, по его собственным словам, В. был захвачен в плен пиратами и провел нек-рое время в рабстве в Тунисе, в 1607 г. вернулся в Авиньон вместе с бывш. хозяином, к-рого он обратил в христианство. Посетив Рим, В. с 1608 г. обосновался в Париже, где познакомился с проповедником и богословом П. де Берюлем (впосл. кардинал), ставшим его духовным отцом. Видя главную задачу христианства в деятельной любви к ближнему, В. посвятил себя делам благотворительности. В 1610 г. он получил должность капеллана, отвечавшего за раздачу милостыни при кор. Маргарите Валуа. В 1612 г. был назначен настоятелем прихода в Клиши (близ Парижа). С 1613 г. В. находился под покровительством гр. Гонди, генерала королевских галер, и занимался воспитанием его сыновей. В 1617 г. стал настоятелем прихода Шатийон-де-Домб (совр. Шатийон-сюр-Шаларон, деп. Эн), где в том же году основал «Общество дам-благотворительниц». В 1619 г. был назначен главным капелланом королевских галер. На этой должности он добивался улучшения условий содержания каторжников. В период своего служения в замке семьи Гонди В. познакомился с католич. св. Франциском Сальским , встреча с ним во многом повлияла на становление миссионерского призвания В. Совершая поездки по Франции, В. повсюду старался основывать благотворительные ассоциации (миссии). Священники-миссионеры проповедовали чаще в сельских приходах простым и доступным языком. В 1625 г., объединив отдельные ассоциации, В. основал конгрегацию миссионеров (орден лазаристов по названию св. Лазаря, где с 1632 г. располагался центр конгрегации), утвержденную папой Урбаном VIII буллой «Salvatoris nostri» от 12 янв. 1633 г.

http://pravenc.ru/text/150345.html

Ричмонд (E.T. Richmond, QDAP 5 (1936), pp. 75-81) считал, что из восьмерика вело два спуска в крипту: с северо- и юго-востока. Кроуфут (J.W. Crowfoot, Early Churches, pp.18-20) полагал, что в крипту вел лишь один подземный вход, начинавшийся вне стен восьмерика с северо-восточной стороны. Однако обнаруженный при раскопках лаз был крайне узким (1 м) и заканчивался лестницей, ведшей вверх внутрь восьмерика, а не в крипту. Тем не менее, Венсан (L.H. Vincent) разделял мнение Кроуфута, по предположениям же других археологов, этот ход был пробит Блаженным Иеронимом, как об этом свидетельствует, впрочем не вполне ясно, Антонин из Плаценции (ныне Пьяченца) (Antoninus Placentius) в своем «Итинерарии» (приблизительно 570 г.): «Вифлеем место весьма известное… пещера, в которой родился Господь; в ней ясли, украшенные золотом и серебром; внутри день и ночь горят лампады. Отверстие пещеры весьма узко для входа. Иероним пресвитер высек скалу в отверстии пещеры и сделал себе могилу, в которой и лежит» (Итинерарий, 29). Большинство современных исследователей склоняется к тому, что в крипту вел один вход, по всей видимости, с севера, где местность естественно понижается. На иконах, изображающих «Поклонение волхвов», последние также традиционно рисовались подходящими к яслям с севера.[/p] Сегодня вход в крипту осуществляется по двум полукруглым лестницам, ведущим из северной и южной частей трансепта. Эти проходы были пробиты и отделаны во время перестройки базилики Юстинианом в VI веке и отремонтированы и украшены в XII крестоносцами, о чем свидетельствует характерный стрельчатый свод проходов и капители сдвоенных колонн при входе в крипту. Бронзовые двери сохранились со времен Юстиниана. Существует и еще один вход – с северо-запада, через подземный ход, который ведет из пещер под церковью св. Екатерины и который Кроуфут и Венсан считали главным входом в крипту в Константиновой базилике. Этот проход закрыт для посетителей. Крипта перекрыта цилиндрическим сводом. Судить о первоначальной форме трудно, ибо ясно, что на протяжении столетий помещение неоднократно перестраивалось.

http://sobory.ru/article/?object=14202

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010