Макариевской минеи месяц Май, 15 числа, Житие препод. Ефросина). Сам же Стоглавый собор, утверждаясь в своём определении о сугубом аллилуия на свидетельстве списателя жития Ефросинова, толкует совсем несогласно с ним о значении слова аллилуия, – говорит, что оно значит: слава тебе, Боже (Стоглав гл. 42). Итак, Стоглавый собор и не принимает свидетельство списателя жития Ефросинова, и вместе утверждается на нём в своём определении об аллилуии! Можно ли такое определение признавать достоверным? Тройственное же аллилуия, напротив, согласно учению и толкованию св. Отца Афанасия Великого и Григория Богослова , на которое и указывают вселенские патриархи: посему трегубое аллилуия не есть латынская ересь, как назвал её Стоглав и вслед за ним называют старообрядцы, а православное исповедание в трёх лицах единого Божества. 3. О времени зачатия души человеческой В восьмом пункте мой вопроситель приводит в обвинение св. церкви находящиеся в книге Жезл правления слова её писателя о времени зачатия человеческого. На сие скажу, во-первых, что мнение о зачатии человеческом, приведённое в Жезле правления, самим сочинителем сей книги и в той же самой книге объявляется не церковным учением, а только мнением людей «естественных тайн имеющих искусство». А когда это мнение самою книгою Жезлом не признаётся за учение, или определение св. церкви: то несправедливо и недобросовестно вопроситель поставляет его в обвинение всей вселенской церкви, якобы она чрез сие мнение отпала от православия, и незаконно считает себя в праве за сие отделяться от церкви. Я же, как не имеющий естественных наук познания, о мнении, не утверждённом церковью, и рассуждать не желаю. Во-вторых, учение о времени зачатия человеческого не относится к учениям догматическим, не принадлежит к числу догматов веры, и погрешности в таких естественных понятиях не столько опасны, как погрешения о богословии: «любомудруствуй о мире, или мирах, о веществе, о душе…. Касательно этого и успеть в своих исследованиях не бесполезно, и не получить успеха не опасно» (Слов. 27, ч. 3, стр. 15). 4. О мерах наказания телесного В девятом пункте мой вопроситель приводит в обвинение св. церкви определение собора 1666 года о предании расколоучителей, хуливших церковь Божию, градскому суду и телесным озлоблениям. На эти меры наказания за раскол и вообще любят указывать именуемые старообрядцы в укоризну и вину церкви. Но если любят они приводить такие свидетельства, то пусть прибавят к ним и следующие из напечатанного при патриархе Иосифе соборного «Уложения», подписанного сим патриархом и всем освящённым собором: Гл. 1, статья первая: «Будет кто иноверцы какие ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Присно-Деву Марию, или на честный крест, или на в. Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко; да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив казнити, сжечь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Посему и старообрядцам не то нужно доказать, что двуперстие имеет древнее происхождение, а то, утверждено ли оно церковью на соборах вселенских и поместных, и в такой притом силе, что теми только перстами возможно образовать Св. Троицу и воплощение Господне, которые употребляются в так называемом двуперстном сложении, а отнюдь не какими-либо иными. Поскольку же они не могли и не могут доказать сего, то совершенно несправедливо обвиняют св. церковь за употребление иного перстосложения, и сами являются проповедниками иного, нового, догматического благовествования, его же не благовестиша Апостолы и не утвердиша отцы на вселенских соборах. Посему и отделение их от церкви не есть законное отделение за какое-либо нарушение догматов веры, а тяжкий грех раскола церковного. 2. О тройственном аллилуия В седьмом пункте у г. Зыкова содержится обвинение на св. церковь за троение песни аллилуия с приглашением: слава тебе, Боже. По учению церкви, тройственное аллилуия поётся в прославление трёх божественных лиц, а слава тебе, Боже, по тройственном аллилуия, в честь единого в трёх лицах Божества, как и в ангельском песнопении: свят, свят, свят, Господь Саваов, исполнь небо и земля славы твоея, трижды поётся свят, в честь трёх божественных ипостасей, а единою Господь, в честь единого Божества 5 . А что песней аллилуия есть также хвала Богу, как и песнь свят, о том пишет св. Афанасий Великий в толковании на Псалом 104: «Аллилуия значит: хвала невидимому. Говорят, что сим словом восхваляют Бога ангелы, как херувимы словами: свят, свят, свят. Это предали святые отцы, сами слышавшие ангельское пение, как Исаия слышал серафимское». Именно такое православное значение трижды произносимого аллилуия с приглашением слава тебе, Боже весьма ясно изложено в «Толковании» сей песни, сделанном вселенскими патриархами Паисием Александрийским и Макарием Антиохийским, которое внесено в Деяния собора 1667 г. Тамо изволяяй да чтеть (гл. 3, л. 29). Нужно только удивляться, как именуемые старообрядцы не могут вразумиться сим толкованием и по сие время не перестают хулить православное церковное песнопение, согласное православному исповеданию трёх лиц и единого Божества во св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В таком случае, почему же представители Церкви решили испробовать заграничные методы лечения, и кто им в этом помогает?... " И далее автор вполне обоснованно описывает " группу поддержки " внедрения опыта так называемых " групп самопомощи " Анонимные Алкоголики "/" Анонимные Наркоманы " в Церковь: " Прежде всего, следует назвать благотворительный фонд " НАН " ( " Нет алкоголизму и наркотикам! " ) и его руководителя Олега Зыкова. Уже в течение шести лет Данилов монастырь принимает помощь этого фонда как в деле воспитании молодежи, так и в начинаниях по спасению наркоманов и алкоголиков. Они совместно окормляют детский реабилитационный центр " Квартал " и приют " Дорога к дому " , разрабатывают и внедряют разные программы, которые активно распространяет фонд " НАН " . Внешне, казалось бы, все вполне пристойно. Если только не знать, КТО такой господин Зыков и КАКИЕ идеи он продвигает на государственном уровне... Олег Зыков постоянно лоббирует законопроект о ювенальной юстиции (см. раздел " Русской Линии " " Ювенальная юстиция: разрушение семьи под видом борьбы за права детей " - http://www.rusk.ru/tema.php?idaid=84 ), объясняя, что стране требуется новая молодежная политика. Однако, согласно этому закону, колонии и интернаты будут упразднены, а внедряться будут программы типа " Дети московских улиц " , в рамках которой социальные работники пропагандировали " безопасный секс " и раздавали детям презервативы, о чем немало писали несколько лет назад газеты. Вообще, господин Зыков разносторонний человек и имеет связи не только среди православных, но и среди политических и общественных деятелей. Так, благодаря протекции и через посредство Эллы Памфиловой, советника Президента РФ по правам человека, Зыкову удалось убедить президента Путина в необходимости оказать политическую поддержку этой инициативе. Интересен и тот факт, что Олег Зыков дружен с депутатом Екатериной Лаховой, которая активно поддерживала печально известную ассоциацию " Планирования семьи " и одиозные проекты сексуального просвещения школьников. Теперь же Лахова радостно взялась за внедрение на государственном уровне программ по реабилитации наркоманов и алкоголиков по системе 12-ти шагов. Как председатель комитета по делам женщин, семьи и молодежи Госдумы Екатерина Лахова решила: " Одобрить проект иеромонаха Ионы (Займовского) и просить различные организации, к которым будет обращаться Данилов монастырь г. Москвы, оказывать всемерную поддержку и помощь в осуществлении проекта " ...

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Печатать и распространять книги о расколе необходимо и, попа имеем возможность, станем при помощи Божией делать это. Присланные о. Филаретом статьи я уже отдал цензору, и они, надеюсь, скоро будут возвращены от него. Особенно рад я, что будет напечатан лист о перстосложении. Его необходимо напечатать и книжкой в принятом у нас формате 55 . Ваши статьи тоже, мне кажется, нужно напечатать в этом формате, чтобы братские издания можно было узнавать и по наружности. Кое-какие замечания мои сообщаю о.Филарету. Слова о братской церкви, сказанные на братском празднике, я помню. Если бы печальные события в семействе не отвлекли меня от всяких дел, я не замедлил бы сделать, что требовалось. Однако теперь, рассудив спокойнее и приняв во внимание, что от высшей власти пока еще не видим мы особенно деятельного участия в положении нашего Братства и что с лицом, предложившим нам свое посредство, она находится, как слышно, не в особенно хороших отношениях, я полагаю, что лучше не спешить делом о церкви и не прибегать к изъявленному посредству. Это, впрочем, мое мнение; a затем как угодно Совету. Сердечно благодарю вас за память о 30-м числе марта. Я очень утешен был , что и 31-го числа, в сороковой день по кончине моего незабвенного сына, мог помянуть его за литургией: сам преосвященный Алексий не отказал доставить мне это утешение. Да вознаградит его Господь за его участие! Он и посетил нас сетующих . «А здравие в моей семье все не водворяется. Жена простудилась и сильно кашляет; дети тоже не здоровы. Вам желаю и здравия и благоденствия, а о нас болящих и сетующих просим помолиться». Вслед за этим письмом я отправил к о. Павлу полученные от цензора, одобренные для печатания, статьи, в том числе его собственную: «Замечания на сделанное Зыковым (известным беспоповщинским лжеучителем ) описание беседы, происходившей у А.В.Смирнова 56 . 3-го апреля о. Павел отвечал мне : «Много и много благодарю вас за исправление статьи в ответ Зыкову. Вы по этому делу развязали мне руки. О братской церкви я вполне согласен с вашим мнением .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Статьи об открытии библиотеки желательно бы иметь несколько экземпляров отдельною книжкою для монастыря. А Новинковских вопросов неотменно нужно напечатать на счет Братства две, или три тысячи экземпляров. О количестве книг, пронятых в библиотеку, требование ваше отцу Филарету передал: он вам доставит в скорости. О книгах недостающих по каталогу но лучше ли умолчать в печати, дабы тем не оскорбить как Михаила Алексеича. Нам достаточно в оправдание протоколов. К статье Дарендова подстрочные примечания написал. Жаль, что не отдал её вам в бытность вашу у нас, – пришлю на днях. Но только мои примечания вы пересмотрите сами: я писал их с больной головой. Если вздумаете и письмо мое к вам по поводу статьи отца Василия напечатать, думаю не излишне будет. Вы изволите спрашивать меня, какую еще статью я начал писать. Я начал излагать некоторые мысли об антихристе; но не знаю еще, будет ли она хороша. Цель моя – ослабить мнение о распространении царства антихристова на всю вселенную и этим читателя довести до точного, без преувеличений, понятия о предмете, а с тем вместе уронить и беспоповство, имеющее прикровением господство антихриста. Но мне эту статью не хочется помещать в начальных книжках вашего журнала, потому что этот вопрос об антихристе хотя и очень важен, но о нем уже не мало говорено 215 . Еще есть у меня порядочная по объему статья о седми Церквах, упоминаемых в Апокалипсисе. Написана она с целию – показать неодоленность Церкви ; но требует вашего рассмотрения. Если она будет годиться, то нужно вам будет сделать к ней предисловие, чтобы объяснить, с какою целию она написана. А то иной будет ждать от нас толкования на весь Апокалипсис, на что решиться не безопасно 216 . Но надо пождать помещением и этой статьи в вашем журнале. Прежде мне хотелось бы напечатать мой ответ Зыкову, если вы найдете возможным. Перед постом мне желательно вас посетить: известите, когда вас несомненно можно застать на даче, чтобы мне не приехать напрасно. Призываю на вас и семейство ваше благословение Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Между тем, уже в течение семи с лишним лет Патриарший Свято-Данилов монастырь принимает помощь этого фонда как в деле воспитания молодежи, так и в начинаниях по спасению наркоманов и алкоголиков. Они совместно окормляют детский реабилитационный центр " Квартал " и приют " Дорога к дому " , разрабатывают и внедряют разные программы, которые активно распространяет фонд " НАН " . Внешне, казалось бы, все вполне пристойно. Если только не знать, КТО такой господин Зыков и КАКИЕ идеи он продвигает на государственном уровне. Но, когда в ограде Церковной принимается документ, придающий официальный церковный статус программе «12 шагов» («Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы»), активно продвигаемой именно Олегом Зыковым, НЕ ЗНАТЬ - непозволительная роскошь! Можно, пожалуй, успокаивать себя тем, что Зыков - человек внешний и ему чуждо церковное понимание тех или иных проблем, но в этом случае все общение с этим человеком должно протекать только за Церковной оградой. А то, еще, чего доброго, дождемся мы от наших православных волонтеров и таких методов работы, какие с удовольствием используют волонтеры фонда «НАН» (фото с городского мероприятия). P.S. Ну и последние, так сказать, штрихи к портрету. 21 марта 2010 года в Москве на Болотной площади прошел известный митинг - противостояние лоббируемой Зыковым ювенальной юстиции. На митинге, объединившем православные, родительские и патриотические общественные организации и собравшем более 5000 человек, единодушно было решено выразить члену Общественной палаты РФ г-ну Зыкову общественное недоверие и потребовать досрочного прекращения его полномочий. Сноски: Справка по программе «12 шагов» предоставлена членом Экспертного - консультативного Совета при Управлении аппарата государственного антинаркотического комитета по центральному федеральному округу, врачом-психиатром Н.В. Каклюгиным http://www.narcononmsk.ru/truth-1 http://www.narcom.ru/law/system/23.html http://www.harmreduction.ru/support_2010.shtml . http://nan.bal.ru/svreda.html

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/19/...

Хотел бы еще раз спросить: если считать всю интригу с побегом двух девочек делом рук внешних сил, и если позиции монастыря после всех разбирательств оказались настолько сильными в моральном плане, ибо злобная клевета не подтвердилась, то почему же церковный официоз занимает столь странную позицию, не защищает своих? Ведь для этого есть все возможности! Даже глава комиссии Общественной палаты известный адвокат А. Кучерена и член этой комиссии Н. Сванидзе ведут себе в целом вполне прилично. Ювенальщика Зыкова, что ли, наши иерархи испугались? Истина заключается в том, что, как я уже недавно говорил, исходит-то вся интрига как раз изнутри самой РПЦ, в ней крайне важную роль сыграли два клирика: прот. Максим Хижий и иг. Сергий (Рыбко), которые нарушили дух и букву святых канонов, через голову священноначалия обратившись к Зыкову и К°, начав «судиться у внешних». И что же? Приют «по-тихому» разоряют (и это после того, как гонители монастыря потерпели столь сокрушительное поражение в информационном пространстве!), а эти клирики, поступившие столь нецерковно, соединившись с гонителями и прямыми врагами Церкви в борьбе против своих братьев и сестер, на общецерковном уровне даже не наказаны! Более того: ничего не известно и о том, чтобы, так сказать, «на высшем уровне» хоть как-то пожурили тех абсолютно бессовестных лжецов и интриганов, которые все это время злобно клеветали на святую обитель, изрыгая хулу, непривычную даже для внешних. Чего стоит милитаревское: «Замочит ли Патриарх Кирилл архимандрита Петра в монастырском сортире?»! Это что - дух «нового православия»? Сортиром от этого и несет за версту! Таким образом, самая мощная, самая позитивная монастырская инициатива в области социального служения по факту придушена, и в решающей степени - отнюдь не внешними «врагами». И это при всех замечательных и более чем справедливых призывах нашего Предстоятеля к монастырям усиливать социальную работу! Сколько я могу ссылаться на католика Лефевра, который говорит, что самый страшный враг Церкви пребывает ныне в ее собственной ограде?

http://ruskline.ru/analitika/2010/01/201...

295 . Разбор ответов на вопросы новинковских старообрядцев. 1884, т. I, отд. II, стр. 223, 273, 480. 1885, т. I, отд. II, стр. 171, 237. 296 . Ответы на пять вопросов, поданных старообрядцами бывшему иеромонаху Пафнутию. 1884, т. II, отд. I, стр. 233, 304, 455, 529. 297 . Нечто об о. Пафнутии и Верховском, по поводу разбора пяти вопросов. 1884, т. II, отд. I, стр. 558. 298 . Ответы безпоповскому начетчику (Зыкову) на три предложенные им вопроса. Архим. Павла. 1886, т. I, отд. I, стр. 749. 299 . Ответы вопрошавшему о единоверии. Его же. 1887, т. I, отд. I, стр. 759. 300 . Краткие замечания на 21-й ответ в книге «Щит веры». Его же. 1890, т. II, стр. 520, 590, 678, 758. 301 . Разбор ответов на 13 вопросов. Е. Антонова. 1888, т. II, отд. I, стр. 429, 517, 592, 675. 302 . Ответы на 105 вопросов старообрядцев. Его же. 1891, т. I, стр. 252, 525, 578, 664, 745; т. II, стр. 42, 118, 207, 266, 340, 423. 303 . Ответы на замечания раскольнического братчика Антона Егорова. Его же. 1894, т. I, стр. 364. 304 . Ответы на вопросы старообрядца-беглопоповца Г. Козакова. Свящ. Шалкинского. 1889, т. II, стр. 364. 305 . Ответ некоему мнящемуся «сыну света». Г. Сенатова. 1888, т. I, отд. I, стр. 189. 306 . Ответ на тетрадку Швецова: «Несправедливость замечаний (архим. Павла) на первую главу книги «Истинность старообрядчествующей иерархии». 1889, т. II, стр. 504. 307 . Послание к старообрядцу в ответ на его вопросы. Свящ. И. Малышева. 1890, т. I, стр. 539. 308 . Ответное письмо старообрядческому начетчику. Свящ. С. Спиглазова. 1891, т. I, стр. 36. 309 . Послание к г. Зыкову с замечаниями на его ответы. Я. И. Максимова. 1894, т. I, стр. 483, 547, 623, 717, 789. 310 . Ответ тульским учителям безпоповства, Батовым. Ф. Земцова. 1894, т. I, стр. 50. 311 . Ответ раскольническому лжесвященнику (Иголкину). 1894, т. II, стр. 576. 312 . Ответ старообрядцу Федюшину. 1895, т. II, стр. 71. 313 . Последнее слово г-ну Федюшину. 1895, т. II, стр. 293. 314 . По поводу ответа старообрядцу Федюшину. Свящ. И. Софроновича. 1895, т. II, стр. 301.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

И мы Великий Государь указали тех людей, которые нам Великому Государю в винах своих добили челом, а к соборной апостольской церкви обратились и покорение принесли, послать для истиннаго уверения и подлиннаго исправления в разные монастыри и велели им пищу давать не скудную и всякое к ним береженье и ласку тех монастырей властем держать, а как они в вере исправятца и будут по нынешним преданиям верны и обратятца истинно и из тех монастырей к тебе писали, а тебе б писать к нам Великому Государю о указе. И как к тебе сия наша Великаго Государя грамота придет, и ты б тем людем, которые нам Великому Государю в винах своих добили челом, а к соборной апостольской церкви обратились и покорение принесли, учинил по сему нашему Великаго Государя указу и послал их для истиннаго уверения и подлиннаго исправления в разные монастыри и велел им пищу давать не скудную и тех монастырей властем держать к ним всякое береженье и ласку, а как они в вере исправятца и будут по нынешним преданиям верны и обратятца истинно, и они б к тебе о том писали, а ты б о том писал к нам Вел. Государю о указе, а которые чинятца упорны и о том нам Вел. Государя указ послан на Двину к думному нашему дворянину и воеводе к Федору Полуехтовичу Нарышкину да дьяку Афанасью Зыкову, чтоб они послали с Двины или с Колмогор протопопа или попа добра и искусна и в преданиях церковных сведуща и чтоб он тех людей по преданию апостольскому и отеческому и по соборному изложению приводил в покорение и от раскольности отводил, a буде они восточной соборной апостольской церкви покорения не принесут и нам Вел. Государю в винах своих не добьют челом и над ними за их раскольность учинено будет против того ж, как иных их братья раскольники учинено за свое злое непокорство, наипаче ж за раскольность будут сожжены, да что в том учинитца, и о том велено к нам Вел. Государю писать. Писан на Москве лета 7182 апреля в 10 день. За приписью дьяка Василья Бобинина. От Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, на Двину думному вашему дворянину и воеводе Федору Полуехтовичу Нарышкину, да дьяку нашему Афанасью Зыкову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К тому же Иаков не соглашался отпустить Вениамина. Он с горем говорил своим сыновьям: «Иосифа, нет, Симеона нет; теперь вы хотите отнять у меня и Вениамина ». Что делал Иосиф во время урожайных лет? Зачем приехали в Египет братья Иосифа? Как принял их Иосиф? Отчего он так принял их? Что сказали Иосифу братья? Что сказал им Иосиф веред отъездом? Что они говорили между собою? Что Иосиф велел сделать слугам своим с деньгами братьев? Что говорил Иаков о Вениамине? 22. Второй приезд братьев Иосифа в Египет (Быт. 43, 44 и 45) Голод усилился на земле; в семье Иакова вышел весь привезенный хлеб. Иаков опять стал посылать сыновей в Египет, но они боялись ехать туда без Вениамина. Тогда Иуда, один из сыновей Иакова, сказал отцу своему, «отпусти Вениамина со мною; если с ним случится что что-нибудь дурное, я буду виноват пред тобою и отвечу за него». Иаков отвечал ему: «если уж мне быть бездетным, пусть буду бездетным. Возьмите Вениамина. Свезите подарки человеку тому, и также отдайте деньги, которые были в мешках ваших. Молю Господа, чтобы Он возвратил вам Симеона и Вениамина». Братья приехали к Иосифу. Он велел слугам своим приготовить для них обед. Привели к ним и Симеона. Когда вышел Иосиф, они поклонились ему до земли и поднесли подарки. Он спросил о здоровье отца. «Отец наш еще жив и здоров», – отвечали они. Увидя Вениамина, Иосиф ласково сказал ему: «да будет милость Божия над тобою!» и ушел в другую комнату, потому что не мог удерживать слез своих. Потом вымыл лицо и опять вышел к братьям своим, усадил их за стол в велел подать им есть. Потом братья Иосифа собрались ехать к отцу. Иосиф велел снова положить в мешки их деньги, а в мешок Вениамина велел положить свою серебряную чашу. На другое утро братья отправились в дорогу. Недалеко от города их догнал управляющий Иосифа и сказал им: «зачем вы сделали зло господину моему, взяли чашу, из которой пьет господин мой?» – «Нет, мы не сделаем такого дела, сказали они; пусть тот, у кого найдется чаша, умрет, а мы будем рабами твоего господина». Стали развязывать мешки. Чаша нашлась в мешке Вениамина. С великим горем братья опять возвратились к Иосифу. Иосиф сказал им: «зачем вы возвратились все? Кто украл чашу, пусть останется рабом моим, а вы отправляйтесь к отцу вашему». Тогда Иуда сказал Иосифу: «если я приду к отцу моему без младшего брата, отец мой умрет от горя, потому что он очень любит его. Я должен отвечать за него пред отцом и потому оставь меня за него рабом твоим, а он пусть возвращается братьями».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010