Прп. Арефа Верхотурский. Фотография. Нач. XX в. Прп. Арефа Верхотурский. Фотография. Нач. XX в. Последним настоятелем В. м. перед закрытием обители стал в 1905 г. архим. Ксенофонт (Медведев). При нем был построен крупнейший в епархии храм (66 м в длину, 53 м в ширину и высоту, вмещал 4 тыс. чел.), главный престол к-рого был освящен 11 сент. 1913 г. Екатеринбургским еп. Митрофаном (Афонским) в честь Воздвижения Креста Господня. 27 мая 1914 г. еп. Серафим (Голубятников) освятил придел во имя прав. Симеона, 10 сент. 1916 г. был освящен придел в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1913 г. в храме поместили серебряную раку с мощами прав. Симеона, над ней в 1914 г. была установлена вызолоченная сень - дар царской семьи. Др. достопримечательностью храма стали фаянсовые иконостасы. В. м. пользовался покровительством царствующего дома: в 1907 г. имп. св. Александра Феодоровна передала в дар архим. Ксенофонту и иеродиак. прмч. Вениамину (Зыкову) сшитые ею священническое и диаконское облачения, в 1911 (1912?) г. имп. св. Николай II Александрович также передал в дар архим. Ксенофонту облачение, в 1914 г. обитель посетила вел. кнг. Елисавета Феодоровна , подарившая настоятелю епитрахиль. Братия и гости мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Братия и гости мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В. м. занимался благотворительной и образовательной деятельностью. С 60-х гг. XVIII в. при нем существовала школа «для сирот духовного звания», в 60-х гг. XIX в. в ней училось 4-10 детей, в 1881 г. школу закрыли. В 1888 г. при мон-ре была учреждена одноклассная школа грамоты, в 1906 г. преобразованная в двухклассную церковноприходскую. К кон. 1911 г. в ней училось 117 детей, из них 61 воспитанник жил при мон-ре в устроенном в 1906 г. общежитии. С 1905 г. в школе помимо общих предметов обучали столярному, переплетному, сапожному делу. С 1885 г. при В. м. существовала больница на 10-15 мест. Во время первой мировой войны в мон-ре был устроен госпиталь на 15 кроватей, в 1916 г. в здании монастырской гостиницы разместился лазарет еще на 30 мест, открылся приют для увечных воинов на 25 мест. Мон-рь перечислял средства на содержание 5-10 коек в полевом лазарете, собирал пожертвования в пользу Красного Креста и на нужды армии. В помещениях мон-ря содержались ок. 500 пленных австрийцев и немцев, селились семьи беженцев, для детей солдат и беженцев был открыт приют.

http://pravenc.ru/text/158212.html

Поэтому привязывать к себе души – значит окрадывать Жениха Господа. Им они искуплены и Ему единому принадлежат! Потому и епископ Феофан – отодвигал даже от себя людей, в особенности женщин. Иногда в этом отношении были случаи из ряду выходящие. Например. Однажды он был в Ялте у архиепископа Алексия 278 . К тому приехали с визитом аристократы, муж и жена. Подошли под благословение к архиерею, а с ним, как еще тогда архимандритом, хотели поздороваться «За руку». С мужем еще он ответил рукопожатием, а когда и жена протянула ему руку, то он поклонился ей, а руки протянул за спину. Получилась неловкость: рука ее так и повисла в воздухе. Тогда архиепископу пришлось объяснить, что вообще монахи не здороваются с женщинами через рукопожатие, сохраняя целомудрие. ... Но едва ли был другой такой пример! Еще раз мне пришлось купить ему билет в купе вагона (двухместное). Но после туда пришла и какая–то женщина. Немедленно он, вызвав меня в коридор, просил откупить другое целое купе, заплатив за два места. Так я и сделал, конечно. За это благочестие и чтили его люди. Напомню несколько фактов. Вот он празднует свои именины в академии. Решено было сказать слово на литургии студенту отцу Зыкову. И он произнес короткое слово, сравнив епископа Феофана с пророком Илией. Рассказал он про явление ему Бога – не в виде сокрушающего вихря, не при громе, но при веянии тихого ветерка: и тамо бе Господь (ср.: 3Цар. 19:11–12 )! Это так подходило к тихому епископу Феофану! И я (как преподаватель тогда в академии гомилетики) поставил отцу Зыкову за эту проповедь «5». И с охотой поставил! Или вот ему приходилось уезжать из Крыма в Астрахань (не в нем была причина) 279 . Пели молебен (или даже на литургии: не помню). Апостол читался из Послания к Евреям: Таков нам подобаше архиерей – кроток, незлобив (ср.: Евр. 7:26 )! И опять так это подходило к нему! А на Пасху протоиерей, кафедральный настоятель собора (отец Наз–й) говорит мне: «Первый раз служба прошла без замечаний и раздражения архиерея!» Обыкновенно, по новости ее, люди путаются, и архиерей раздражается.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Раз мне пришлось купить ему билет в купе вагона (двухместного). Но после туда пришла и какая-то женщина. Немедленно он, вызвав меня в коридор, просил откупить другое целое купе заплатив за 2 места. Так я и сделал, конечно. За это благочестие и чтили его люди. Напомню несколько фактов. Вот он празднует свои именины в Академии. Решено было сказать слово на литургии студенту о. Зыкову. И он произнес короткое слово, сравнив Еп. Феофана с пророком Илией. Рассказал он про явление ему Бога – не в виде сокрушающего вихря, не при громе, но при веянии тихого ветерка: «и тамо бе Господь!» Это так подходило к тихому Епископу Феофану! И я (как преподаватель тогда в Академии – гомилетики) поставил о. Зыкову за эту проповедь «5». И с охотой поставил! Или вот ему приходилось уезжать из Крыма в Астрахань (не в нём была причина). Пели молебен, (или даже на литургии: не помню). Апостол читался из Послания к евреям: «Таков нам подобаше архиерей – кроток, незлобив!», и опять так это подходило к нему! А на Пасху протоиерей кафедральный настоятель собора (о. Назарий) говорит мне: «Первый раз служба прошла без замечаний и раздражения архиерея!» Обыкновенно, по новости её, люди путаются, и архиерей раздражается. Любили его и в Астрахани,– как мне приходилось слышать об этом. Один протоиерей, о. Молчанов, бывший ставленником его, а сейчас – настоятель в с. Заветном, ещё вспоминает его с умилением, как святого. Для него – Еп. Феофан ни с кем не сравним! Но я сравнительно мало знаю его жизнь на епархиях. Однако, сейчас мне вспоминается следующий случай из бытности его в Таврической Епархии. Он был приглашен на престольный праздник в Георгиевский монастырь. Был позван и я, как ректор в то время Крымской семинарии. Обедали мы с ним в особом «архиерейском» домике ниже монастыря. Подали уху с пирожками, начинёнными каким-то белым мясом. И ему показалось, что это цыплятина. Я не мог убедительно доказать ему, что это, вероятно, рыба. Что тут делать? Если есть – то грех сомнения, если спросить Игумена Н-ла, то он, конечно, будет отрицать мясной обман; и если бы он ручался за рыбу, всё равно не убедишь его. Кроме того, и обидишь Игумена своими подозрениями, и Еп. Феофан просто отодвинул пирожки.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Он еще спросил: “а когда выходит с чашею тела и крови Господни и говорит: “со страхом Божиим”, – какой вы кладете поклон?” Я ответил: поясной. Тогда он сказал: “Если даже приготовительному к таинству хлебу воздается земное поклонение, то не паче ли должно воздавать земное поклонение самому телу и крови Христовой?” Эти слова, так ясно показывающие, что старообрядцы поступают несправедливо, не воздавая земного поклонения св.дарам, с тех пор запечатлелись в моей памяти. На станции Дрезна мы вышли из вагона: о.Павел поехал в деревню Ликино к А.В.Смирнову, а мы в смежную деревню Кабаново к Ивану Зыкову. Зыков принял нас очень хорошо. У него в доме находится моленная, где совершают богослужение беспоповцы его согласия. За их службой присутствовали и мы, а в молитве не участвовали. Последователи Зыкова употребляют наречное пение, а не хомовое, как федосеевцы. День был воскресный; народу в моленной Зыкова было много. Еще до службы Зыков получил от отца Павла приглашение явиться на беседу. По окончании часов он об этом объяснил народу, и некоторые из присутствовавших ответили: “помоги тебе Бог устранить все нападки на нас, безвинных старообрядцев”. Собравши нужные для беседы книги, Зыков в сопровождении огромнейшей толпы народа отправился в Ликино. С ним пошли и мы. В Ликине нас ожидала еще большая толпа народа. Так как не имелось достаточно обширного здания, в котором мог бы поместиться весь собравшийся народ, то беседа была открыта в саду. О.Павел, взяв в руководство изложенное в Великом Катихизисе учение о церкви, доказал, что в церкви должны быть семь таинств, установленных Господом для нашего спасения, и “кто не употребляет их, но пренебрегает, тот без них, яко без известных посредств, оного крайнего блаженства сподобитися не может”. Затем, обращаясь к Зыкову, спросил: “Сии от Христа данные нам на получение блаженства средства все ли нужны во святой церкви и необходимы ли для нашего спасения, или ныне уже не нужны? И то общество, к коему Зыков принадлежит и кое называет церковью, имеет ли у себя сии, Христом преданные на спасение наше, средства, или находит возможным и без них спасаться? И чем именно спасается оно без сих данных от Христа средств ко спасению?” Вопросом о.Павла Зыков был так озадачен, что голос у него изменился и руки затряслись.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vospomin...

Эта неимоверная по своей наглости ложь, которую позволил себе говорить г. Зыков, и со всей авторитетностью, свойственной невежественному раскольническому учителю, несколько смутила приезжих старообрядцев. От Зыкова они пошли к другому начетчику беспоповцев – Ф.О. Константинову, к которому послал их сам Зыков как к своему союзнику и помощнику 89 . Федор Онисимов, однако же, не подтвердил сказанного Зыковым о древних рукописях, – напротив сознался, что в некоторых древних книгах действительно находится имя Спасителя, написанное с двумя гласными буквами Иисус; он уверял только, что таких книг ничтожное количество в сравнении с книгами, где писано Исус. Зато он с таким же озлоблением, как и Зыков, говорил о мнимом еретичестве церкви греко-российской и ее пастырей, которые, будто бы, опорочив имя Исус, опорочили не одно это имя, а и самую ипостась Святой Троицы. Вообще, Зыков с Константиновым опять внушили приезжим старообрядцам, знакомым с хитрыми уловками московских проповедников раскола, сомнение относительно церкви и относительно самых книг и других памятников древности, которые они видели. Тогда Шустов пошел вместе с ними к Зыкову и сказал ему о недобросовестности его поступка, что он пред простыми доверчивыми людьми решился говорить такую ложь, будто древние книги, у которых есть и выходы, – подложные. Зыков ответил ему, что будто бы не называл книги Хлудовской библиотеки подложными, но говорил только, что прежде они были не известны, а стали известны лишь в недавнее время. Но приезжие старообрядцы тут же обличили его во лжи, – они сказали Зыкову: «Вчера ты прямо говорил нам, что эти книги – подложные, писаны не более как семьдесят или сто лет тому назад, и доверяться им отнюдь не следует». Между тем Зыков, желая поддержать свои теперешние слова, что книги, о которых идет речь, действительно стали известны только в недавнее время, обратился к Шустову и стал говорить: «Докажи, что эти книги были известны до Никона патриарха !» Но Шустов справедливо заметил ему: «Дело не в том, когда книги сделались известны кому-либо, а в том, когда они написаны; о времени же, когда они написаны, свидетельствуют выходы, из коих видно, что Юрьевское Евангелие написано в 1118 году, игумена Моисея в 1323 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Ответы беспоповскому начётчику (Зыкову) на три предложенные им вопроса Г. Зыков написал сочинение под заглавием: «Краткое рассмотрение и ответ на напечатанную архимандритом Павлом книжицу 2 . Никакого «рассмотрения и ответа» в сочинении г. Зыкова не находится; напротив, вместо ответа он предлагает для решения свои три вопроса. Только ради этих вопросов, которыми он очень хвалится в кругу своих единомысленников, я и решаюсь говорить о его сочинении, не имеющем никакого отношения к моей книжице. Вопросы г. Зыкова касаются по собственному его выражению, «душеубийственных клятв и других (?) новшеств, исшедших из уст высших иерархов в начале второй половины 17-го столетия и впоследствии». Эти «клятвы и новшества», служащие якобы свидетельством повреждения церкви ересями, он изложил в пятидесяти восьми пунктах, которые впрочем, удобно могут быть сокращены всего только в восемь пунктов: ибо сорок девять из них (1–6, 12, 17–58) говорят все об одном двуперстии, и потому могут быть заключены в один пункт – о престолосложении, а ещё два (10 и 11) никаких новшеств не указывают, говорят же вообще о соборном изречении 1667 г., потому в исчислении частных клятв и новшеств им не должно быть места. Итак, г. Зыков представил собственно восемь обвинений против церкви, и об них-то, или на них-то основываясь, даёт свои вопросы. Мне следует, очевидно, рассмотреть сначала эти обвинения и показать – изложенные в них мнимые новшества действительно ли составляют ересь и чрез принятие оных действительно ли церковь лишилась благодати Св. Духа, как утверждает вопроситель. 1. О двуперстии и троеперстии В сорока девяти пунктах г. Зыков говорит о перстосложении, и единственно с тою целью, чтобы за отложение двуперстия и за поречения на оное частных писателей обвинить св. церковь в изменении православия. Рассмотрим это обвинение на св. церковь , что акибы она чрез отложение двуперстия впала в ересь и лишилась даров благодати Св. Духа на священнодейство. Рассмотрение сего предмета важно паче всех других, потому что за него паче всех других именуемые старообрядцы обвиняют св. церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

“Десятую книжку журнала поспешил кончить, и не так, как бы хотелось: дела академические берут все время. Не знаю, когда удастся съездить и в Москву. Полагаю, что можно будет между 25-м и 28-м числами. Желательно повидаться с вами и поговорить об известных делах, чтобы потом составить и собрание Совета. О приезде, конечно, извещу вас. Сделал распоряжение, чтобы напечатали 2400 экз. ваших ответов Зыкову. Не сетуете ли на меня, что сделал значительные сокращения в этой статье? Я, впрочем, заботился существенное не оставить без употребления. Может-быть, следовало напечатать заключение; но мне показалось, что в нем повторение сказанного прежде. При том очень спешил.» 23-го мая отец Павел отвечал: “ Весьма вас благодарю за издание ответов Зыкову. Они хорошо и ясно исправлены, сокращений совсем не чувствуется. Эта статья уже многих заинтересовала; просят отдельных оттисков, один А В. Смирнов требует сто экземпляров. Нахожу, что и вся десятая книжка хороша. Но как-то упомянутые в ней светские власти примут ваши замечания? 458 Некоторые из весьма любящих вас опасаются, как бы эти власти не предприняли чего против вас. Но когда Господь хранит младенцев за их незлобие, то кольми паче бдит Его промысл над человеком, стоящими за истину. Я начал большую статью – разбор Вопросов Никодима, и по слабости сил едва ли скоро ее кончу; а другое что из-за неё написать будет трудно. Поэтому едва ли могу вскорости дать еще какую либо статью для Братского Слова. А может, и сделаю что при помощи Божией». После этого я неоднократно имел свидания с отцом Павлом в Москве, куда, между прочим, приезжал на юбилей митрополита Иоанникия, с большою торжественностию праздновавшийся на Черкизовской митрополичьей даче. Отсюда прибывшие на юбилей архиереи посетили, расположенный неподалеку от Черкизова, монастырь отца Павла и долго беседовали с ним в его келье: об этом посещении я напечатал тогда статью в Московских Ведомостях 459 . Мои же личные беседы с отцом Павлом шли больше о предстоявшем миссионерском съезде: от митрополита ему поручено было сделать письменное представление о съезде и приготовить программу преподавания в предположенной миссионерской школе, и отец Павел просил меня заняться этим делом. 17-го июпя я писал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Мая 6, домовым дворяном, Дмитрею Салманову, Якову Оборину, да подьячему Андрею Ларинову, давать неделной обиход, покамест они с купецким старцам Ефремом у покупки дров будут, а что им даетца обиход, и то писано в сих книгах понеделно выше сего. Села Игнатовского домовым стадным конюхом, 3 человеком, да одному человеку садовнику на праздник Николая чудотворца осетр. Мая 7, села Порецкого старцу Пахомию отпустить рыбы и икры против дачи прошлого 206 году и против иных поселских старцов на полгода; а по чему им на месец отпущаетца, и то писано выше сего имяно. За работу от домовых дел оружейные полаты подьячему Ивану Оловеникову белуга мерная, 10 фунтов икры. Мая 9, корм в колодничью полату, 20 человеком, 2 хлеба брацких, пол-чалбуша белужья. Мая 10, розрядного приказу сторожам, Якушке Алексееву с товарищи, шти человеком, дачю Сырные недели 3 чалбуша осетры. Мая 15, земского приказу судие столнику Ивану Борнякову косяк мякотной, белуга; а старому подьячему Михайлу Фролову белуга, молодому Ивану Михайлову осетра, от домовых дел за работу. Мая 16, помесного приказу подьячему Луке Рыбушкину белуга, 10 фунтов икры, да молодым 2 человеком по осетру, от домовых дел за работу. Мая 17, домовому конюху Сершке Кондратьеву на дорогу, что он послан в Ярымовскую волость: хлеб брацкой, пол-осетра, 5 фунтов икры. Запасной конюшны конскому мастеру Якову Никитину, за лекарство и за работу домовых лошадей, белуга, 10 фунтов Икры арменской. Василью Новикову на дорогу, что он послан в Ярымовскую волость для подъему хлеба: осетр, 10 фунтов икры, четверик круп грешневых, мерка снетков, 2 хлеба брацких. Мая 18, в колодничью полату, 17 человеком, 2 хлеба, пол-осетра. Мая 21, за работу от домовых дел ямскаго приказу подьячему Степану Зыкову белуга, 10 фунтов икры. Мая 21, каменных дел подрядчику Андрюшке Перфильеву пуд соли. Мая 22, пушкарского приказу дьяку Микифору Кудрявцову от домовых дел белуга, пол-пуда икры. Старому подьячему Ивану Ухабову белуга, 10 фунтов икры; да розрядного приказу старому подьячему Михайлу Иванову белуга, 10 фунтов икры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в учении, не касающемся догматов веры, изречения, или постановления не согласные, даже противоположные между собою, если они одно вместо другого постановлены церковною властью, не могут быть названы одно постановленным в духе истины, а другое в духе лжи, напротив то и другое должны быть названы постановленными в духе истины, то и другое суть истина. Объясню это примерами. Апостол Павел в послании к Галатом (зач. 211) пишет: се аз, Павел, глаголю вам: аще убо обрезается, Христос вас ничтоже пользует. А в книге Деяний Апостольских (зач. 45 и 46) повествуется, что верные во Иерусалиме, пребывавшие под паствою самих верховных Апостолов, были ревнителями закона Моисеева, обрезывали чад своих, соблюдали очищения, приносили жертвы, и что сам Апостол Павел, по снисхождению к ним и по совету прочих Апостолов, даже самого себя подверг обряду очищения по закону Моисееву. Итак вот Апостол учит, что обрезающимся Христос ничтоже пользует, а христиан в Иерусалиме, соблюдающих обрезание, не только не зазирает за сие, но и сам, по снисхождению к ним, совершает обряд очищения. Как разуметь о сем апостольском снисхождении верным во Иерусалим? Ужели кто осмелится думать, что оно сделано не в духе истины, а в духе лжи, и что христиан иерусалимских, соблюдавших обрезание, Христос ничтоже пользовал? И паки: Собор, иже в Анкире, правилом десятым дозволяет диакону вступать в брак и после поставления в диаконский сан; напротив собор, иже в Трулле, правилом 6-м не попущает сему быти. И в толковании на десятое правило Анкирского собора читаем: «Обаче сему правилу сопротивится шестое правило шестого вселенского собора, иже в Трулле полатнем; не поваелевает бо отнюдь не оженевшегося, пришедша в поддиаконский, или диаконский, или пресвитерский степень, по поставлении брачное себе составляти житие, но таковое дерзнувшего сотворити повелевает изрещи. И держи оное правило, а сие упразднися». Итак, вот, и по самому толкованию, правила двух соборов одно другому сопротивляются: но можно ли сказать, что одно из них было постановлено в духе истины, а другое в духе лжи?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В таком случае, почему же представители Церкви решили испробовать заграничные методы лечения, и кто им в этом помогает?... " И далее автор вполне обоснованно описывает " группу поддержки " внедрения опыта так называемых " групп самопомощи " Анонимные Алкоголики "/" Анонимные Наркоманы " в Церковь: " Прежде всего, следует назвать благотворительный фонд " НАН " ( " Нет алкоголизму и наркотикам! " ) и его руководителя Олега Зыкова. Уже в течение шести лет Данилов монастырь принимает помощь этого фонда как в деле воспитании молодежи, так и в начинаниях по спасению наркоманов и алкоголиков. Они совместно окормляют детский реабилитационный центр " Квартал " и приют " Дорога к дому " , разрабатывают и внедряют разные программы, которые активно распространяет фонд " НАН " . Внешне, казалось бы, все вполне пристойно. Если только не знать, КТО такой господин Зыков и КАКИЕ идеи он продвигает на государственном уровне... Олег Зыков постоянно лоббирует законопроект о ювенальной юстиции (см. раздел " Русской Линии " " Ювенальная юстиция: разрушение семьи под видом борьбы за права детей " - http://www.rusk.ru/tema.php?idaid=84 ), объясняя, что стране требуется новая молодежная политика. Однако, согласно этому закону, колонии и интернаты будут упразднены, а внедряться будут программы типа " Дети московских улиц " , в рамках которой социальные работники пропагандировали " безопасный секс " и раздавали детям презервативы, о чем немало писали несколько лет назад газеты. Вообще, господин Зыков разносторонний человек и имеет связи не только среди православных, но и среди политических и общественных деятелей. Так, благодаря протекции и через посредство Эллы Памфиловой, советника Президента РФ по правам человека, Зыкову удалось убедить президента Путина в необходимости оказать политическую поддержку этой инициативе. Интересен и тот факт, что Олег Зыков дружен с депутатом Екатериной Лаховой, которая активно поддерживала печально известную ассоциацию " Планирования семьи " и одиозные проекты сексуального просвещения школьников. Теперь же Лахова радостно взялась за внедрение на государственном уровне программ по реабилитации наркоманов и алкоголиков по системе 12-ти шагов. Как председатель комитета по делам женщин, семьи и молодежи Госдумы Екатерина Лахова решила: " Одобрить проект иеромонаха Ионы (Займовского) и просить различные организации, к которым будет обращаться Данилов монастырь г. Москвы, оказывать всемерную поддержку и помощь в осуществлении проекта " ...

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010