Суббота, 27 ч . Однако, чернила-то cura melius. 6 часов. Обедня. Катерина из Хеврона. Иса из Иерихона. Чай. Мастер перламутный. 4 образочка для траурной митры. Гур, обозванный вором Джирьесом при 32 свидетелях и глашающий клеветника на суд. Аттестат сему и кулак оному. 12 часов. Недовольство на все, и даже на эти чернила серо-белые. Эолова музыка. Сын Османа за почтой. Посылка в Русик через Николу и Ансара. Известие о доставке где-то кому-то арбузов. У консульши умерла племянница. Уже половина второго. Газета. Обед. М. в большой агитации по поводу учиненного некиим Абу-Захарием открытия о состоявшемся тет-а-тете сиятельного Ламбра с совершенно темною личностию. Еще чудовище на горизонте! В 3 ½ часа к консулу с прощальным поцелуем. Там же и Вениамин старейший. Всенощная. Неумолимая гонительница и ловительница. Отъезд консула уже в сумерки и... с флагом на козлах! Повторение оной истории складное и ясное без ризеликов и агиазмов 947 . Грустно и жалко. Пребывание наверху. Чай. Газеты. Соннометание по диванам до 3-х часов. Правило, и уже при дневном свете якобы вправду сон. Воскресение, 28 ч Виделась бесконечная неладица какая-то в делах. Будильник. Молитвы. Служение. Чай со чады. Корень мандрагоры, действительно похожей на туловище если не человека, то обезьяны. Приглашение соседа на сие зрелище. Хождение с ним в библиотеку за справкою у Синайского кодекса о 100 стадиях до Эммауса 948 . Михали с обещанным визитом к нам абиссинского посланца. Еще газета с исповедью якобы спирита, некоего В. Карцева. Обед. Всенощная in rubris 949 . К. Газета. Наверху сидение. Анна Ник с плодами бетжальскими. Чай. Правило. Сие. Мириады певучих комаров. Чушь про дела русские в арабских газетах. Царь дядю посадил в клетку, в которой ни встать, ни лечь. На куполе Святогробском светосиянный крест ради Святых Апостолов. Уже ½ первого. Понедельник, 29 ч Посылка, и в ней много билетов денежных. Я прячу последние. Оказывается, впрочем, что кроме украденных мною есть еще и другие, а при них и список всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Wunsche. Die Leiden des Messias. Leipzig. 1870. —512— 30 . Oetinger. Abhandlungen von dem letzten Dingen. Stuttgart. 1864. 31 . Cramer. Einleitung in die Psalmen. Guttersloh. 1850. 32 . Бишель. Лечение водой в Грефенберге. Москва. 1850. 33 . Вениамин. Новая скрижаль. Изд. Кораблева, ч. 1–3. СПБ. 1849. 34 . Творения св. отцов в русском переводе, изд. при Московской духовной академии: Тома: 1–4 – Св. Григория Богослова . 5–7 – Св. Василия Великого ; ч. 1–3. 8–11 – Св. Василия Великого ; ч. 4–7 17, 19, 21, 23 – Св. Афанасия Александрийского . 22 – Св. Ефрема Сирина ч. 8. 24 – Св. Исаака Сирина . 27–28 – Бл. Феодорита ч. 2 и 3. 31–33 – Пр. Нила Синайского . 41 – Св. Григория Нисского ; ч. 5. 42 – Св. Епифания Кипрского ; ч. 1. 35 . Bost. Dictionnaire de la Bible on Concordance raisonnee de Saintes Ecritures. T. 1–2. Paris. 1849. (Преосвященным Епископом Михаилом) 36 . Le Beau. Histoire du bas – empire. Tom. 18. Paris. 1826. Tom. 19. Paris. 1827. 37 . Пчелкин. Завоевание Константинополя. 38 . Березин. Православные церкви в Турции. 39 . Березин. Посещение цареградских достопримечательностей. 40 . Беседа духовная 1861 г. 14 т. 41 . Elissen. Michael Acominatos von Chöna. Göttingen. 1846. 42 . Стасюлевич. История средних веков. T. 3. ч. 2 – в 1-й книге. 43 . πστολος – ed. Lachmann. (Преосвященным епископом Сергием). —513— 44 . Тасо Hajo van den Honert. Syntagma dissertationum de stylo Novi Testamenti graeco. Amstelaedami. 1703. 45 . Böttcher. Zur Homer. 46 . Коппа. Римские древности. (протоиереем C. K. Смирновым). 47 . Pulgher. Atlas zu eglis. Bysantine. Wienne. 1880. 48 . Ras. Voyage archeologique en Grece et en Asie. Memoires. 49 . Garucci. Vetri ornati di figure in oro. Roma. 1858. 50 . Hingelfeld. Die Jüdische Apokalyptik in ihrer geschichtlichen Entwickelung. Jena. 1857. 51 . W. Fischer. Zur Bysant. Geschichte des XI Jahrhunderts. Planen. 1883. 52 . SS. Patrum, qui temporibus Apostolicis floruerunt, ed. Cotelerei. Tom. 2. Amstelaedami. 1724. 53 . Дмитриевский Собор во Владимире на Клязьме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господь во святых Тайнах плототворит Себя в пищу и питие людей, по сказанному в Евангелии: »Ядущий хлеб сей будет жить вовек» 1003 . 4 Искупление людей от рабства диаволу выражается связыванием демонов мучителей в городе человеческой души, когда там воссиявает солнце благодати. Потому в псалме сказано: «Ты (Господи) пленил плен« 1004 . Демоны изгоняются из людских сердец, но могут приражаться к верным душам искушающими помыслами. Христово крестное древо для них – смерть 1005 . Примем же Господа, врача наших душ, и введем Его внутрь себя. Он для нас – жизнь вечная. Всякая душа, не упокоившая Его в себе и сама не упокоившаяся в Нем, не может войти в небесный град. На Страшном суде не сотворившие в себе обители Господу будут поставлены влево и услышат от Него слова: »Я... был странником, и не приняли Меня... алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» 1006 . Господь Своих чад, в которых вообразился, питает собственным Своим покоем и Себя Самого отдает им во святых Тайнах 1007 . Как тело близко к душе, так Господь близок к ищущим Его с неистощимым терпением, готов прийти и открыть заключенные двери сердец их и даровать им небесное богатство 1008 . Имеющие в себе силу Святого Духа находятся на стороне света и имеют в себе душу света 1012 , или соль жизни, уничтожающую зловоние лукавых помыслов 1013 . Свет Духа и составляет жизнь человеческой души, делая ее плотоносным духом 1014 . Проникая сущность и существо души, Он упокаивает и телесные члены невыразимым упокоением. Это-то и обозначил апостол словами: «Все мы сыны света и сыны дня " 1015 . Небесный свет Духа, говоря образно, воспринимает в человеке крылья помыслов, достойных души, и правит, куда Ему угодно 1016 . Этим светом, как пищей, невидимо питаются души святых. Например, пророк Моисей пробыл на Синайской горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил 1017 . Телесной природе невозможно бы было столько времени прожить без хлеба, если бы она не приобщалась другой – духовной пищи 1018 . Сам Господь Спаситель для того пришел в мир, чтобы в нашу душу вложить небесную пищу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Так образовался второй обширный материал для богослужебного исполнения: стихиры, кондаки, каноны и т. п. Весь этот новый материал естественно стремился быть приуроченным к составу повседневных служб (Часов и особенно Вечерни и Утрени), а не к Литургии, которая все более и более получала печать однообразия, замкнутости и священной неприкосновенности благодаря священному авторитету своего первоначального происхождения (от Иисуса Христа и Апостолов). Но новому материалу не без борьбы и затруднений пришлось занять достойное место за богослужением, ибо и место, и время церковных служб давно уже были заняты. В сочинениях по истории богослужения единогласно и с большою выразительностью отмечаются случаи проявления нерасположения к новозаветно-поэтическому творчеству со стороны некоторых виднейших представителей монашеской жизни. Таково, напр. было отношение аввы Памвы, отшельника Нитрийской обители (в Египте около г. Александрии). Один из монахов этой обители, будучи по делам своего монастыря в Александрии, познакомился с укоренившимся уже в александрийских церквах обычаем исполнять за богослужением тропари. Вернувшись в обитель и испытывая тоску за однообразным монастырским богослужением, он поведал авве Памве причину своей тоски – отсутствие в его обители «тропарного» элемента за богослужением. Но Памва высказал порицание и этому монаху, и вновь возникшему обычаю. «Горе, наступили дни, что иноки оставляют твердую пищу (псалмы), Святым Духом реченную, и последуют песням и гласам. Какое умиление и слезы рождаются от тропарей?» И только через несколько веков общежительные монастыри ввели у себя тропарное пение. В рассказе из жизни другого подвижника, преподобного Нила Синайского , открывается более подробный строй Утрени – и притом трех видов: монастырского синайско-египетского; монастырско-палестинского и приходского. Самым суровым и однообразным, с подавляющим большинством псалмов – это было богослужение синайско-египетское; умеренно псалмопевным – палестинское; с заметным, наконец, преобладанием новозаветного материала – это богослужение приходских церквей 138 больших городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следующий элемент, который мы рассмотрим – трипеснец на утрени. Он состоит из трех библейских песней и соответствующих припевов к ним. Схематично структура трипеснца представлена в таблице 1 (П.Б. – песнь Богородицы).   Таблица 1 Структура современного великопостного трипеснца Дни Библейские песни     8, П.Б. , 9   Парадигма похожего изменяемого трипеснца зафиксирована уже на Страстной седмице в Древнем Иадгари, отражающем развитие греческой гимнографии доиконоборческого периода, начиная с образцов ΙV–V века и до начала VIII века . Подобное распределение библейских песен по дням недели встречается в сирийской Псалтири VIII–IX веков, отражающей практику более раннего времени (VI–VII вв.) . Рассмотрение приведенной таблицы показывает, что восьмая и девятая песни канона – неизменяемый элемент. Указанные постоянные песни канона являются одной из самых ранних форм данного произведения – двупеснцем. В упоминаемом Иадагри мы находим подобные произведения в попразднства Рождества Христова (26, 27 декабря) и Богоявления (8, 9, 10, 11, 12 января) . Причем в них под девятой песней подразумевалась песнь Богородицы, а не Захарии. Это подтверждают данные папируса John Rylands 466, где строфические композиции вводятся пометами «На Благословите» и «На Величит» . Девятая песнь канона, как песнь Богородицы, содержится также в синайско-грузинском часослове VII века (Sin. iber. 34) . Наличие на утрени Библейской песни трех отроков как постоянного элемента можно проследить в различных литургических источниках. В частности, эта песнь (Дан. 3: 57-88) занимала достаточно прочное положение на утрени Песненного последования в Константинополе и исполнялась каждый день после последнего антифона . В житии подвижника V-ro века прп. Авксентия Вифинского упоминается, что он пел песнь трех отроков между 6-м и 9-м часом, после того, как пришедший к нему народ исполнит тропари . Песнь трех отроков и Богородицы являлись также неподвижными элементами и иерусалимского утреннего богослужения. Об этом свидетельствуют приведенные выше двупеснцы из Иадгари. Упоминаемый синайско-грузинский часослов (Sin. iber. 34) уже дает нам псалмодию из девяти песен. Однако другой памятник иерусалимского богослужения – Святогробский Типикон – предписывает на всенощном бдении исполнять 50-й псалом после шестой песни. Подобное расположение псалма указывает на единство последних трех песен и то, что ранее они были единственными, а первые шесть песен добавлены позже. Появление полного цикла девяти песен в иерусалимской традиции можно отнести к VII веку .

http://bogoslov.ru/article/4484655

Данная кафизма, по-видимому, была вытеснена 18-ой кафизмой, которая, как мы отмечали выше, проявление богослужебного архаизма в постные дни и периоды. Таким образом, наличие на утрени трех кафизм в зимний период, наверняка, связано с появлением «песней степеней» на вечерни – древней богослужебной псалмодии данного богослужения. Наличие общих тенденций и закономерностей в распределении кафизм великопостного периода и зимнего периода дает возможность заключить, что три кафизмы на утрени в течение Великого поста также связаны с появлением 18-ой кафизмы на вечерни. 4.    Кафизмы на часах Относительно кафизм на часах стоит отметить, что многие Типиконы студийской традиции предполагали их исполнение не только в великопостный период года. Например, Николо-Казулянский Типикон (ΧΙΙΙ в) предлагает исполнять кафизмы на 3-м и 6-м часе в течение Апостольского поста и Рождественского поста . Аналогичное указание имеет Евергетидский Типикон (ΧΙ в.) и Типикон прп. Георгия Мтацминдели (XI в.), только в нем указывается кафизма и на 9-м часе . Таким образом, видно, что в истории богослужения кафизмы на часах не являются сугубой особенностью Великого поста. Наличие кафизм на часах в богослужебных памятниках и современной практики ставит вопрос о возможных источниках происхождения данной традиции. Для того чтобы попытаться узнать о возможных корнях практики присоединения кафизм к часам, обратимся к уже упоминаемому нами синайско-грузинскому кодексу (Sin. iber. 34). Данный памятник дает распределение кафизм по всем 24-м богослужениям (часам) суточного круга. На богослужение каждого часа приходится по одной кафизме, исключение составляют первый и последний часы дня и ночи. Чтение Псалтири, согласно рассматриваемому памятнику, начиналось в 5-м часу ночи, кафизмы шли друг за другом согласно порядковому номеру, исключения составляли 17-ая и 18-ая кафизмы, которые выбивались из общего порядка . Наглядно это показывает нижеприведенная таблица системы чтения кафизм на 24-х часах согласно Sin. iber. 34, реконструированная исследователем указанного кодекса.

http://bogoslov.ru/article/4453203

Нечего и говорить, что этим художникам остались чужды понятия о церковном предании в православном восточном искусстве и о преимущественных достоинствах византийского искусства перед западным. Отсюда без сожаления нельзя смотреть на те иконы синайской коллекции, которые были написаны в XV и XVI столетиях, но потом, при поновлении своём, попали под неопытную кисть Иоанна Корнара и некоторых других художников. Иоанн Корнар, в частности, важен для истории этой школы в том отношении, что он с большей охотой, чем другие художники синайские, старался писать иконы масляными красками; но иконы, написанные им по этому способу, отличаются неотделанностью и аляповатостью. Краски его икон, разжиженные чрезмерно маслом, с преобладанием ярких колеров: красного, синего и жёлтого – отличаются и доселе необыкновенною сочностью и резкой для близкого глаза пестротой. В этом отношении другие синайские зографы стоят выше Иоанна Корнара, и иконы их кисти производят на зрителя более приятное впечатление, хотя, по своему художественному образованию, они во многом уступают этому плодовитому художнику. Синайско-критская школа имеет и других представителей, кроме названных. Имена их обозначены на самых произведениях их кисти. Имея в виду весьма важный интерес этого явления, как для истории синайской школы живописи, так и вообще для характеристики отличительных особенностей целой школы критского иконописания, мы намерены в хронологическом порядке изложить здесь имена этих художников. Самая древнейшая датированная икона на Синае относится к 1516 г., но икона с датой и именем художника нам известна лишь от 1551 г. В этом году была написана икона Богоматери на облаках, хранящаяся ныне в церкви Неопалимой Купины. Автором её был Еммануил Тзане (το Τζνε), священник по званию, уроженец острова Крита. Кажется, Еммануил Тзане ила Тцанети происходил из того дома, родственники которого имели собственную типографию в Венеции в XVI в. и занимались изданием на греческом языке книг богослужебных, канонического содержания и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Изучение древних рукописей Нового Завета ставит нас перед вопросом, каким первоначально был эпилог Евангелия от Марка: не заканчивалось ли оно словами «потому что боялись» ( Мк. 16:8 )? Именно на этом стихе заканчивается Евангелие от Марка в двух древних кодексах, Синайском и Ватиканском; эту же концовку мы встречаем в Синайско-сирийском переводе и в большинстве армянских рукописей Нового Завета. Эта концовка была известна таким древним церковным авторам, как пресвитер Климент Александрийский . Ориген , епископ Евсевий Кесарийский , епископ Виктор Антиохийский, блаженный Иероним, Евфимий Зигабен и др. Монах Евфимий Зигабен (первая половина XII в.) в своём толковании на Евангелие от Марка, когда доходит до 16, 9, делает даже следующее замечание: «Некоторые из толкователей говорят, что здесь заканчивается Евангелие от Марка, а всё дальнейшее [повествование] является позднейшей припиской» 81 . Но и за много веков до Зигабена святитель Григорий Нисский заметил по этому поводу: «В наиболее точных списках Евангелие от Марка заканчивается словами потому что боялись» 82 . Следует обратить внимание и на то, что два других синоптика следуют за евангелистом Марком в описании Страстей и Воскресения вплоть до Мк. 16, 8 , но далее расходятся и уже каждый в своей последовательности перечисляют явления воскресшего Господа. Многие задаются вопросом, почему святой Марк в конце своего Евангелия так и не показал исполнение того обетования Спасителя, что Он встретится со Своими учениками в Галилее ( Мк. 14, 28; 16, 7 ). И предполагают, что первоначальная концовка Евангелия от Марка могла быть утеряна. Действительно, в некоторых рукописях мы можем видеть попытку написать другой эпилог Евангелия от Марка. Один из таких эпилогов содержится в рукописях L (Королевский кодекс, VIII в.), Ф (Бератский кодекс, VI в.), 099 и других, где после Мк. 16, 8 читаем следующее: «Но они [мироносицы] вкратце пересказали Петру и бывшим с ним всё, что им было сказано. После этого и сам Иисус послал их проповедовать от востока до запада священную и бессмертную весть о вечном спасении» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

в год), синаиты увозили значительные суммы частных пожертвований из Петербурга, Москвы и Украины. Синайско-славянские связи конца XVII–XVIII вв. нашли отражение в так называемом «Синайском помяннике» – синодике, куда вписывались имена дарителей для поминовения в монастыре. 1774 В 1744 г. монастырь учредил собственное подворье в Киеве с церковью св. Екатерины. 1775 Возможно, некоторая милостыня от частных лиц поступала и Антиохийской церкви. Григорович-Барский в 1733 и 1740 гг. передавал письма родителям в Киев через греческого купца Спандонея, который, помимо своей коммерческой деятельности в России, выполнял функции «наместника» (то есть представителя) и «советника» антиохийского патриарха Сильвестра и вполне мог передавать ему пожертвования от российских благотворителей. 1776 В то же время, российское правительство еще более ревностно, чем в XVII века, стремилось пресечь «несанкционированный» сбор милостыни греческими монахами. Тщательно оговаривалась процедура передачи денег из «палестинских штатов»: посланник патриарха должен был предъявить копию жалованной грамоты и свидетельство за подписью и печатью патриарха с перечислением всех лиц посольства. Принимались меры, дабы избежать проникновения в Россию аферистов с крадеными грамотами и поддельными свидетельствами. «Не неполезно нам кажется, – писали из Синода антиохийскому патриарху Сильвестру, – естли то и ваше [му] святейшеству не покажется противно, востребовать и от нашего в Константинополе резидента, а в александрийских и антиохийских странах от великобританского или голландского консулов... свидетельственного посланным вашим писания». 1777 Прочие просители милостыни должны были отсекаться, о чем регулярно напоминали русским дипломатическим представителям в Константинополе. 1778 Около 1743 г. в России была изобличена целая группа самозваных сборщиков подаяния на Св. Гроб, которые «погорели» на том, что приняли «дерзновение приехать нетолико в Украину и другие места Всероссийской империи, но еще и к Ея Императорского Величества высочайшему двору пред[ъ]явится под предлогом прошения милостыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Комплексные, где аспекты жизни и деятельности отдельных апостолов излагаются вместе. В оценке таких А. с. важен не столько порядок имен (он зависит скорее от схемы, принятой в каждой отдельной традиции), сколько совокупность сведений, характеризующих тот или иной тип: а) сир. I тип, его особенностями являются указания на смерть и погребение ап. Андрея в г. Византий, проповедь ап. Филиппа в Писидии, смерть ап. Матфея в Габале, ап. Иакова Алфеева в Саруге и ряд др. К нему относится большинство сир. списков: Lp, Le ( Van Esbroek. P. 141-147, 153-158), Михаила Сирийца ( Chabot J. -B. Chronique de Michel le Syrien. T. 1/2. P. 146-147), Соломона Басрского (The Book of Bee/Ed. E. A. W. Budge. Oxf., 1886. P. 103-106), Бар Эбрея ( Gregorii Barhebraei Chronicon ecclesiasticum, I/Ed. J. B. Abeloos et Th. J. Lamy. Lovanii, 1872. P. 32f)) и арм. 1-й список из Cod. Mamenadaran 993 ( Van Esbroek. P. 135-137); в более отдаленном родстве с ним находятся также, по-видимому, сир. список L ( Van Esbroek. P. 116-118) и арм. из Cod. Mamenadaran 2678 (Ibid. P. 137-139); б) сир. II тип, его характерными чертами следует считать указания на смерть ап. Фомы в Каламине, погребение ап. Иакова Алфеева в Мармарике, мученичество ап. Симона Зилота в Боспоре и ряд др. В сир. источниках этот тип не зафиксирован, однако очевидно, что его первоисточник сир. происхождения. Сир. II тип был распространен не только на Востоке (2-й арм. список - Leloir. P. 745-755), но и на греч. (т. н. Греко-сирийский аноним и список в «Хронике» Псевдо-Симеона Логофета [BHG, N 154b]) и лат. («De ortu et obitu prophetarum et apostolorum») почве. По-видимому, в определенном родстве с этим типом находится и лат. «Breviarium apostolorum», но эта связь довольно опосредована; в) визант. тип отличается сведениями о проповедях ап. Петра в М. Азии, ап. Андрея - скифам, согдианам и сакам и рядом др. черт. Его наиболее ранняя стадия представлена списком в лат. Cod. Veron. 51 (V в.). Греч. эквиваленты этого памятника (Vat. gr. 1506, РНБ. греч. 211 и ряд др. рукописей) показывают дальнейшее развитие традиции и оформляются в т. н. списке Псевдо-Епифания; нек-рые его редакции добавляют новые сведения об апостолах. Следующей стадией в этом процессе являются списки Псевдо-Ипполита (BHG, N 152z, 153a-d; восходит, по-видимому, к Ипполиту Фивскому (VII в.) и представлен 2 редакциями: фотианской и синайско-московской) и Псевдо-Дорофея (BHG, N 151-152; включаются также житие св. Дорофея Тирского, перечень епископов Византия и др.);

http://pravenc.ru/text/75746.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010