Воп. Чрез что шли они потом? Отв. Чрез великую пустыню. Воп. Что они там ели? Отв. Манну, которую им Бог посылал с неба. Воп. Когда они воды достать не могли где оную взяли? Отв. Бог произвел из камня. Воп. Когда Бог дал им свой закон? Отв. В пятидесятый день после их исшествия. Воп. На каком месте? Отв. На горе Синайской. Воп. Как представилась им сия гора? Отв. Огненная, гром и молнию извергающая. Воп. Скажи мне заповеди, которые им Бог дал. Отв. 1) Аз есмь Господь Бог твой изведый тя из работы Египетския: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2) Не сотвори себе кумира, ниже другого какого подобия, во еже поклонятися им. 3) Не приимеши имене Господа твоего всуе. 4) Помни святити день субботний, то есть, покой седьмого дня. 5) Чти отца твоего и матерь твою, да долголетен будеши на земли, юже Господь обещал тебе. 6) Не убий. 7) Не прелюбы сотвори. 8) Не укради. 9) Не лжесвидетельствуй на ближнего твоего. 10) Не пожелай елика суть ближнего твоего. Воп. Не были ль написаны сии десять Заповеди? Отв. На двух досках каменных начертаны от Бога. Воп. Известны ли прежде были сии заповеди? Отв. Неотменно. Ибо они не иное что, как закон естественный. Глава 7. О завете Бога с израильтянами Воп. Каким образом в старом законе приносили жертву? Отв. Закалали скота и потом сжигали его на жертвеннике. Воп. Где был жертвенник? Отв. Пред скиниею свидения. Воп. Что в ней хранилось? Отв. Кивот завета. Воп. Что такое Кивот? Отв. Ящик со всех сторон обитый золотом. Воп. Что хранилось в нем? Отв. Две скрижали или доски закона. Воп. Кто были жрецами? Отв. Аарон и его дети. Воп. Кто такие были левиты? Отв. Все прочие от колена Левиина, которые назначены были ко служению скинии свидения. Воп. Какой завет сделал Бог с израильтянами? Отв. Такой же, какой и с Авраамом. Воп. Что Он обещал им? Отв. Он обещал их сделать Своим народом, поселить в земли Ханаанской и дать им изобилие благ. Воп. А что обещал народ? Отв. Любить Бога всем сердцем своим и хранить его заповеди. Воп. Под каким наказанием?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Приступая к исследованию жизни, творений и богословия преподобного Григория Синаита , определяющему научную цель данной работы и обозначающему предмет исследования, отметим, что принятая постановка темы предполагает целостное изложение биографических сведений о святом Отце в контексте его собственного свидетельства о своем мировоззрении, жизненных задачах и средствах их осуществления, содержащегося в его творениях. Обращение к голосу личности самого святого Григория и проникновение его мировосприятием позволит полнее и адекватнее интерпретировать немногочисленные известные факты его жизни и деятельности, отзывы о нем современников и его собственные богословские взгляды. Последнее, на наш взгляд, определяет актуальность выдвинутой темы исследования: образ духовно целостной личности преподобного Григория Синаита , рельефно и всесторонне освещаемый в контексте его биографии, мировоззрения и учения, служит непререкаемым свидетельством и еще одним подтверждением в цепи церковного предания неповрежденности и сотериологической значимости духовного опыта Православия, приобщение к которому актуально во все времена для всех ищущих спасения. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи: изложить в хронологическом порядке имеющиеся сведения о жизни и деятельности преподобного Григория Синаита ; рассмотреть известные творения святого Отца, в том числе не переведенные еще на русский язык; осветить богословское учение Синайского подвижника в преломлении его деятельности и писаний, в частности: догматические суждения Преподобного о природе, назначении и объективных условиях спасения человека; учение об основных этических требованиях, необходимых для жизни во Христе; учение об аскетических средствах достижения христианского совершенства, двух типах подвижничества и преимущественном значении умной молитвы и трезвения в достижении цели христианской жизни; наконец, учение о нетварном Фаворском свете и благодати обожения. В данной работе не предполагается рассмотрение учения преподобного Григория в ближайшем соприкосновении его со святоотеческим преданием, сопоставление его с предшествующей и последующей традицией, что, по мнению автора, могло бы составить отдельное обширное исследование, поскольку творения и учение Синайского подвижника в подавляющем объеме опираются на писания многих из святых отцов. Имена некоторых из них в своих творениях приводит сам преподобный Григорий, нередко подчас цитируя или перефразируя их мысли, или употребляет следующие характерные выражения: «историки говорят», «богоносные мужи» и «богословы утверждают» [ 5 I .§10,81,54,82]. Патристическую начитанность и влияние святоотеческого наследия на творения преподобного Григория отчасти отразил в своей работе один из исследователей его жизни и учения, епископ Вениамин (Милов) . Впрочем, нужно отметить, что в поле научного зрения преосвященного Вениамина попала лишь часть творений святого Отца [ 55 .С.167–217].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Душевные же и телесные страдания Иисуса Христа начались вместе с Его земною жизнию, и Боже мой! сколько самоотвержений, сколько борений, сколько противностей, сколько огорчений, сколько горестей внутренних должен был перенести Иисус Христос! Евангелие не описывает подробно всяческих страданий Иисуса Христа, впрочем, потому, что скорее можно исчислить и описать каждую песчинку всех миров, нежели исчислить все душевные страдания Иисуса Христа; но Евангелие замечает только некоторые из таковых случаев, и мы здесь, по возможности, исчислим оные. Иисус Христос, Царь небес и земли, рождается в нищете, от убогой Матери, в пещере, среди зимы, и лишенный всякой человеческой помощи, ибо мнимый отец Его был бедный плотник; Тот, Кого не могут вместить небеса, – вмещается в самое тесное пространство яслей; Тот, Кго всегда был, есть и будет, – стал временным младенцем; Тот, Коего силою и крепостию воздвигнуты громады миров, – был слабый младенец; Тот, Кто дал Моисею закон на горе Синайской и Кто всякому начертавает закон на сердце, – подвергается кровавому закону обрезания; за Того, Кто пришел искупить мир, – Мать Его платит выкуп, как платили беднейшие родители за своих первенцев; Того, Кто в деснице Своей имеет и хранит жизнь всех тварей, – Ирод ищет убить; Тот, от лица Коего некогда побегнут небо и земля, – должен был бежать во Египет; Тот, Коего манию повинуется все во вселенной, – Сам повинуется Своей твари; Тот, Кому служат тьмы Ангелов, – служил мнимому отцу своему, как добрый сын, и Своими руками труждался и делал; Тот, Кому небеса – престол, земля – подножие, – не имел уголка на земле, где бы мог подклонить главу Свою; Тот, Кто все сокровища миров имеет в руке Своей, – был самый беднейший человек; Тот, о имени Коего некогда поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, – попустил диаволу искушать Себя; Тот, Им же цари царствуют и Кто есть Всемогущий Царь небес и миров, – платит дань царю земному, как подданный. Всякое слово будет слабо для изображения духовных и душевных страданий Иисуса Христа, как Богочеловека!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Елкана был левит из рода Каафа, и он жил с своим небольшим семейством в города Армафеме, который впоследствии известен был под названием Рамы или, еще известнее, Аримафеи. Точное местоположение этого городка неизвестно. Он, по-видимому, находился в пределах колена Вениаминова, но настолько близко к горе Ефремовой, составлявшей разделительную черту между коленами Вениаминовым и Ефремовым, что в библейской летописи называется принадлежащим к последнему. Елкана был человек довольно зажиточный и пользовался влиятельным положением, жил на своей собственной земле и имел двух жен, Анну и Феннану, из которых вторая была взята, вероятно, уже тогда, когда всякая надежда иметь сына от первой была оставлена. Хотя, по первоначальному библейскому установлению, брак имелся в виду несомненно моногамический, тем не менее многоженство не запрещалось в Моисеевом законодательстве, и те, которые держались полигамии, не оказывались в прямом нарушении какого-нибудь формального постановления. Подобно рабству, многоженство существовало и довольно значительно было распространено еще до синайского законодательства, и законодатель нашел возможным негласно признать существующий факт, стараясь только подвергнуть его мудрым ограничениям. Но наказание для подобного отступления от первобытного учреждения заключалось уже в самой особенности подобного двубрачного состояния. Мирный и благословенный дом Елканы часто был омрачаем соперничеством его жен. Его первой женой была, вероятно, Анна, «благодать», имя которой напоминает сестру карфагенской царицы Дидоны, престарелую пророчицу в храме ( Лук. 2:36 ) и матерь пресвятой Девы Марии. Это была женщина благочестивая, любящая и самоотверженная, такая, которая, по человеческому рассуждению, более всего способна бы была к доброму воспитанно детей; но она должна была выносить тяжкую судьбу бесплодия. Как ни тяжка и позорна была эта судьба, заставившая некогда запальчивую Рахиль исступленно кричать своему мужу, Иакову: «дай мне детей, или я умру» ( Быт. 30:1 ), Анна, благодаря своему кроткому и спокойному характеру, сносила эту тяжкую долю с достойным терпением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Я сейчас же нашел две арабские рукописи Агапия, которыми мне предстояло заниматься. Это было для меня очень приятно, так как в подоных библиотеках возможны самые неожиданные сюрпризы: этих рукописей могли не найти, и тогда моя поездка на Синай потеряла бы все свое значение. Мои товарищи в то же время знакомились с грузинскими рукописями, которые составляли главную цель их синайского путешествия. После некоторых переговоров с о. Вениамином и библиотекарем о. Феодосием мы добились весьма важных для нас результатов: нам обещали давать по две рукописи каждому; кроме того, нам было разрешено заниматься не в самом здании библиотеки, а у нас на верху, что, конечно, было несравненно удобнее. На ночь рукописи должны были под ключом оставаться там же на верху в комнате для занятий. Итак, начало было гораздо более благоприятно, чем можно было ожидать. Около трех часов дня мы были несколько смущены сильным стуком в деревянную доску. Оказалось, что это на колокольне бьет монах в доску вместо колокола, созываю братию к вечерне. В колокола звонят здесь лишь по субботам, воскресеньям, накануне и в дни больших праздников, колокольным звоном встречает монастырь также прибывающих паломников. Предводимые монахом, мы отправились в церковь . Для этого надо было спуститься еще ниже, чем в библиотеку. Главным храмом монастыря является знаменитая древняя базилика, которая, находясь внизу, совершенно прикрыта воздвигнутыми одна на другую постройками. Невдалеке от базилики возвышается построенная в позднейшее время колокольня, а рядом с ней белый минарет с полумесяцем наверху, служащий теперь складом для различных овощей и пристанищем для голубей. Присутствие минарета среди монастыря объясняется отношением монахов к бедуинам-арабам, которые в прежнее время не раз заставляли монастырь переживать тяжелые минуты. Появление полумесяца рядом с крестом должно было несколько успокоить опасных соседей. Но это были прежние времена; теперь обстоятельства изменились, и минарет превратился в кладовую. Через низкую дверь мы вошли в темный притвор, отделенный от церкви большой завешенной дверью; в самую церковь мы проникли через малую боковую дверь. Внутренность базилики не поражает ни размерами, ни украшением. Главный средний неф отделен от боковых шестью колоннами, вдоль которых из дерева устроены места (стасидии) для молящихся. С потолка спускаются многочисленные лампады различных размеров и цветов. Налево возвышается кафедра, с которой диакон читает Евангелие, а справа стоит архиепископское кресло. Боковые нефы ниже и темнее. Над иконостасом водружен большой крест, достигающий почти потолка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Впрочем, это были единичные нравственные великаны, титаны духа, сказали бы теперь. В дозаконное время, за долгие века, в соответствии со священной ветхозаветной историей, они почти буквально пересчитываются по пальцам: до потопа – Адам, Ламех, Авель, Ной, после потопа Иов, Авраам, Исаак, Иаков с женами, Иосиф и Вениамин, Моисей и Аарон. Затем уже начинается нравственная история жизни богоизбранного народа, связанная с законом. Впрочем, готовность избранного Богом народа к принятию предложенного Им нравственного закона была довольно условной. С одной стороны, можно видеть возросшую готовность к принятию и усвоению предложенных императивов жизни; т.е. возросшее нравственное самосознание; с другой стороны, во время сорокалетнего скитания народа по пустыне после выхода из Египта открылось неверие народа Богу, неупование на Его благое промыслительное водительство, постоянные личные и общие нравственные срывы. Собственно и само блуждание по пустыне было вызвано этим скрытым и открытым неверием и восстанием; необходимо было, чтобы выросло новое поколение, готовое попытаться взять закон в руководителя своей жизни. Синайское законодательство, во всяком случае, его основная часть, декалог (десятословие) поражает величием и стройностью предложенного им нравственного мира. Эти-то величие и стройность для любого непредвзятого читателя, даже далекого от ветхозаветной и новозаветной концепции мира, делают невозможным признать декалог плодом человеческого (даже и соборного) творчества. Декалог – несомненно, Божественного происхождения. Он есть откровение Бога миру. Декалог состоит, как известно, из двух частей. Первая содержит 4 заповеди, регламентирующие отношения человека к Богу, вторая содержит 6 заповедей, устанавливающих строй человеческих взаимоотношений. Наиболее величественная по смыслу и значению первая заповедь: «Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим» ( Исх.20,2 ). Эта заповедь, по сравнению с другими, имеет более онтологический, чем этический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Об уделах левитов    6.4. Постановления о праздниках   6.5. Понятие святости Глава 7. Числа. История сорокалетнего  странствования Израиля по пустыне 7.1. Чудо насыщения народа перепелами  7.2. Упреки Аарона и Мариам  7.3. Отказ от вступления в землю обетованную  7.4. Восстание Корея, Дафана и Авирона  7.5. Жезл Ааронов 7.6. Грех Моисея и Аарона 7.7. Продолжение странствия 7.8. Пророчество Валаама 7.9. Города-убежища 7.10. Поставление Иисуса Навина Глава 8. Второзаконие 8.1. Повторение Закона и новые заповеди 8.2. Мессианские пророчества 8.3. Закон ужичества (левирата) и браки между коленами 8.4. Последние указания. Песнь Моисея 8.5. Смерть Моисея Глава 9. Смысл и значение закона Моисеева 9.1. Разнообразие постановлений закона 9.2.Общечеловеческое значение Закона. Закон как руководство к праведности 9.3. Отличие Синайского завета от завета с Авраамом 9.4. Смысл закона Моисеева 9.5. Преходящее значение закона Раздел II. Исторические книги Глава 10. Книга Иисуса Навина 10.1. Приготовление и вступление в землю обетованную 10.2. Начало завоевания земли обетованной 10.3. Битва за Гаваон 10.4. Окончание завоевания при Иисусе Навине 10.5. Раздел земли и возвращение заиорданских колен 10.6. Жертвенник заиорданских колен 10.7. Завещание Иисуса Навина Глава 11. Книга Судей 11.1. Состояние Израиля после смерти Иисуса Навина 11.2. Служение судей 11.3. Девора 11.4. Гедеон 11.5. Сыновья Гедеона. Авимелех. Первая попытка установления монархии 11.6. Иеффай 11.7. Самсон 11.8. История Михи и война с коленом Вениаминовым 11.9. Хронология эпохи судей 11.10. Книга Руфь Глава 12. Начало эпохи Царств 12.1. Книги Царств и Паралипоменон 12.2. Первосвященник Илий 12.3. Песнь Анны-пророчицы 12.4. Призвание Самуила (1 Цар. 3) 12.5. Поражение от филистимлян. История ковчега 12.6. Самуил – судья Глава 13. Царство Саула 13.1. Воцарение Саула 13.2. Победы и отступление Саула 13.3. Окончательное отвержение Саула 13.4. Помазание Давида 13.5. Давид и Саул 13.6. Гибель Саула Глава 14. Царство Давида 14.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Анастасия Чернова 10 июля 2018 г. 12:00 Православная Церковь учит, что человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без самого человека, его желания и воли. Поэтому каждый христианин должен знать, что Господь сделал для спасения человека и что должен делать сам человек, чтобы наследовать жизнь вечную. иерей Андрей Мекрюков 1 апреля 2016 г. 14:30 Книга рассказывает историю жизни и духовного становления выдающегося музыканта-исполнителя Марии Вениаминовны Юдиной. Во времена безбожия Мария Юдина бесстрашно исповедовала веру. Ни угроза расстрела, ни исключение из консерватории, ни запрет выступать с концертами —ничего не могло ее остановить.   Мария Дроздова 1 апреля 2016 г. 14:16 Настоящий сборник, составленный из выступлений Святейшего Пат­риарха Кирилла, произнесенных им в разные годы архипастырского служения, поднимает тему веры и неверия в жизни современного человека. Хотим мы того или нет, но наше мировоззрение определяется нашим отношением к Богу.   Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 1 апреля 2016 г. 14:13 В Москве издан иллюстрированный каталог русского церковного искусства из собрания Синайского монастыря  Святой Екатерины. 14 января 2016 г. 15:15 На протяжении одной осени громких кинопремьер удостоились фигуры обоих великих святых Земли Русской. Вышедший в прокат фильм «Наследники», снятый народным артистом России Владимиром Хотиненко («Зеркало для героя», «Мусульманин», «72 метра»), внешне очень далек от «Необыкновенного путешествия Серафимы». Что, казалось бы, общего у мультфильма из советской истории середины прошлого века и у тонкой психологической драмы в редком для российского кинематографа жанре ток-шоу на злобу дня? И тем не менее объединяет эти картины гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Дмитрий Анохин 26 октября 2015 г. 16:16 Завтра, 27 августа, в широкий прокат выходит полнометражный мультипликационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», одна из центральных фигур которого – великий святой Земли Русской преподобный Серафим. Как бы ни сложилась прокатная судьба ленты (а стартует показ одновременно в 850 российских кинотеатрах), ей суждено стать безусловным явлением в отечественном кинематографе. Не только потому, что в звукоряде впервые в истории отечественной анимации применены новейшие технологии объемного звука Aura и Dolby Atmos. И даже не потому, что это первый фильм с героями-людьми, созданный уже прекрасно зарекомендовавшей себя студией «КиноАтис» («Микрополис», два полнометражных мультфильма о собаках Белке и Стрелке, сериал «Белка и Стрелка. Озорная семейка»).

http://e-vestnik.ru/reviews/

Иоанн Кронштадтский , св. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Иоанн Кронштадтский , св. Поли. собр. соч. Т. 4. СПб., 1893; Т. 5. СПб., 1892. Иоанн Кронштадтский , св. Слово мудрости духовной. СПб., 1907. Иоанн Лествичник , прп. Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы Лествица: В рус. пер. с алф. указ и примеч./Козел. Введен. Оптина пустынь. М., 1862. Исаак Сирин , прп. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. Сергиев Посад, 1893. Репр. М., 1993. Искатель непрестанной молитвы, или сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве/Сост. игум. Тихон. М., 1904. Переизд.: М., 1996. Киприан Карфагенский , свмч. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Киев, 1891. Репр.: Ч. 1–2. М., 1999. Кирилл (Наумов) , архим. Пастырское Богословие. СПб., 1888. О должностях пресвитеров, церковных (О должностях священнических). М., 1861. Репр.: М., 2004. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым) . СПб., 1891. Макарий Египетский , прп. Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Сергиев Посад, 1904. Репр.: М., 1998. Певницкий В.Ф. Священство. Киев, 1897. Родосский А. С. Библиографический словарь студентов первых 28 курсов Санкт-Петербургской духовной академии/Сост. А. Родосский . СПб., 1907. Симеон Новый Богослов , прп. Слова преподобного Симеона Нового Богослова . Т. 1–2/Пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. М., 1890–1892. Сказание о житии и подвигах блаженной памяти о. Серафима. М., 1885. Служебник. СПб., 1903. Тихон Задонский , свт. Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. 3-е изд. Том 1–15. М., 1860. Феодор (Поздеевский) , еп. К вопросу о страданиях//Богосл. Вестник. 1909, окт. Т. 3. 10. С. 286–311. Феофан Затворник , свт. Письма о духовной жизни. СПб., 1872. Репр.: М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

О. В. Лосева Почитание Г. И. у славян Повесть о Г. И. из «Луга духовного» получила широкое распространение в слав. письменности, она включена в состав Синайского Патерика, переведенного в Болгарии в нач. Х в. (старший рус. список датируется кон. XI в.- ГИМ. Син. 551), и затем вошла в нестишной Пролог, составленный на Руси в нач. XII в. под 4 марта. Др. перевод Повести о Г. И. был выполнен в Болгарии в 1-й пол. XIV в. и помещен в Сводный Патерик ( Николова. С. 86-88), этот перевод получил отражение в составе стишного Пролога под 20 марта. Сцены из Жития прп. Герасима Иорданского. Роспись ц. во имя свт. Николая Орфаноса в Фессалонике. 1309-1319 гг. Сцены из Жития прп. Герасима Иорданского. Роспись ц. во имя свт. Николая Орфаноса в Фессалонике. 1309-1319 гг. Древнейший список последования Г. И. с каноном 8-го гласа сохранился в служебной Минее XIII в.- РГАДА. Тип. 106. Л. 66-67 об. На Руси с кон. XV в. Г. И. отождествляется с блж. Иеронимом Стридонским. В Геннадиевской Библии под именем Г. И. помещены предисловия, написанные блж. Иеронимом к книгам Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товия, Юдифь, Премудрости Соломоновой и Маккавеев ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 1. С. 41-53, 76-80, 124-132). Отождествление этих святых вызвано, по-видимому, общими чертами их биографии: блж. Иероним был старшим современником Г. И., часть жизни провел в Палестине, где основал мон-рь в Вифлееме, и с ним также связана легенда об исцелении льва (к-рый стал его иконографическим атрибутом; см., напр., гравюру А. Дюрера). Трудно решить, кому принадлежит подобное отождествление: переводчику Вениамину или заказчику Геннадиевской Библии. В рус. лит-ре XIX в. патериковый сюжет послужил основой повести Н. С. Лескова «Лев старца Герасима». Ист.: Синайский патерик/Изд. подгот.: В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. М., 1967. С. 182-187; Николова С. Патеричните разкази в българската средновековна лит-ра. София, 1980; Лалева Т. Севастияновият сб. в българската ръкописна традиция. София, 2004. С. 10-11, 68-72.

http://pravenc.ru/text/164611.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010