Размежевание двух великих подвижников и святых в некоторых частных и незначительных вопросах не затронуло общности их мировоззрений и духовного опыта, построенного на началах, традиционных для восточного монашества и адекватных духовному опыту Церкви. Хотя отсутствие прямых свидетельств ставит под сомнение ту вероятность, что святой Григорий Палама был непосредственным учеником преподобного Григория Синаита , однако их единство по духу, по мнению епископа Алексия (Дородницына) , «стоит вне всякого сомнения и безусловно подтверждается сравнением учения обоих, так что, даже несмотря на отсутствие всяких данных, можно было бы признать святого Паламу учеником святого Синаита, а учение святого Григория Паламы служит дополнением, дальнейшим развитием учения святого Григория Синаита » [ 44 .С.138]. Близость учения двух вождей исихазма особенно видна в вопросах аскетической практики и безмолвия, во взгляде на свойства и силы человеческой природы и их состояние до и после падения прародителей, во взгляде на сверхъестественную природу духовного познания и духовных состояний подвижников, осиянных несозданным светом Божества. Краткий сравнительный анализ учения обоих подвижников предлагается в работах А.И. Яцимирского [ 127 ] и епископа Вениамина (Милова) [ 55 ]. Святитель Григорий Палама в своих творениях теоретически обосновал учение об исихии и окончательно оформил догматическое учение Церкви о нетварности и сообщимости Божественных энергий и вытекающей отсюда доступности непосредственного Богопознания для всех очистившихся от страстей [ 51 .С.206]. Ему принадлежит главная роль в богословском оправдании православной мистики на церковных соборах. Собственно же победа православных в исихастских спорах XIV века и духовный подъем не только в Византии, но и в славянских странах во многом стал возможным благодаря огромному влиянию личности и миссионерских трудов преподобного Григория Синаита . 2. Творения преподобного Григория Синаита 2.1. Творения, вошедшие в Добротолюбие Как упоминалось во введении данной работы, в состав греческого Добротолюбия вошли пять известных творений преподобного Григория Синаита . Указанные пять произведений Синайского подвижника имеют форму небольших по объему глав (kef)alaia), достаточно независимых друг от друга по содержанию и с присущей жанру антологий краткостью и емкостью раскрывающих или затрагивающих ту или иную тему. Традиционно они имеют следующие греческие наименования, в издании Миня сопровождаемые также латинскими эквивалентами:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Сия жалованная грамата дана от нас в руки Архимандриту Савве, чтобы он отвез ее в лавру, ко всей братии, и там бы молились о здравии нашем и чадородии рода нашего, и поминали бы родителей наших, во вседневных помянниках.» (Лист 249). Следуют имена их. Грамота писана в Сентябре 1586 года, и к ней привешена золотая печать, а при том дана еще проезжая грамота старцам Хиландарским. В тоже время была послана милостыня царская Синайской горы Архиепископу Евгению восемьсот пятьдесят рублей, чрез Архимандрита Синайского Мелетия, при известительной о том грамоте, и еще с другою грамотою о двух неугасаемых кандилах, у Неопалимой купины и над мощами Великомученицы Екатерины, для устройства коих особо посылалось денег пятьдесят четыре рубля с тем же Архимандритом, и проезжая грамота для приезжих старцев Синайских на будущее время. (Лист 259) Неограниченная щедрость царская распространилась и на Сербскую землю. Он послал милостыни двести семьдесят рублей и полное облачение в монастырь Сербский Милешев Вознесения Господня, где почивает великий чудотворец Савва Сербский , Архимандриту Вениамину с братиею чрез присланного от них экклесиарха Филиппа при грамоте от 23 Октября о поминовениях и заздравных молитвах; и в другой монастырь Сербский, Благовещенский, что на реке Папароте, Игумену Захарии с братиею, пожаловано при грамоте сто двадцать рублей на церковное сооружение по случаю присланной от них просьбы. (Лист270) Едва успел Государь отпустить Сербских старцев, как его известили Черниговские воеводы о приезде самого верховного Архиепископа Болгарской, Молдавской и Мултянской земли Гавриила Охридского и первой Иустиниании; с ним был Митрополит его Софроний, Архимандрит с архидиаконом и тринадцать слуг, которых они задержали до царского указа. На встречу им был послан человек царский Несветай Огарев, и велено было наместникам Черниговским с честию отпустить их к Москве, где они остановились в Богоявленском монастыре. (Лист 276) Архиепископ подал от себя грамоту на имя Государя, в которой, преподавая ему мир и благословение, говорил: что поскольку он есть единый благоверный Царь во всем Христианстве, всему народу благоверному и православному похвала и надежда, то они, убогие, пришли на рубеж его царства, чтобы сподобиться видеть лепоту его царствия, Царя благоверного и христианского, ибо они обладаемы за грехи свои и попущением Божиим хульниками народа христианского и церквей Божиих, неверными Агарянами; к нему же обращаются по чину царскому, как заступающему место Божие на земле. (Лист 276)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

СПб., 1895–1906. 12 т. При цитировании римскими цифрами обозначены номера томов, арабскими – страницы. – Прим. ред. (Все сноски, за исключением особенно оговоренных, принадлежат автору, митрополиту Вениамину (Федченкову)) . 28 См.: Св. Иоанна Лествичника . Слово особенное к пастырю. Здесь и далее цит. по: Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец//Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы Лествица: В рус. пер. с алф. указ. и примеч. Козельск. Введен. Оптина пустынь. М., 1862. С. 252–273. Неоднократно переиздавалась; арабскими цифрами обозначены номера глав и статей внутри них. По этому изданию автор также цитирует другие Слова преподобного (1–30), при этом арабскими цифрами обозначены номера статей внутри каждого Слова. – Прим. ред. 29 В грубой форме это беспочвенное, в сущности, антипсихологическое возражение повторяется и теперь – в частности, у нас разного рода невежественными и изуверными сектантами и неверующими: «Это все попы повыдумали ради карманов». 30 Известно, например, что Фетлер в Санкт-Петербурге на своих баптистских собраниях «разрешает» от грехов «братьев» младших, протягивая при этом руку по направлению к кающемуся пред ним; известно, что сектанты «чуриковцы» почитают своего наставника очень горячо и несравненно более слепо подчиняются ему, чем истинно православные своим пастырям, и т.п. 31 Недавно пришлось услышать отзыв одного ученого татарина, что и у них при выборе муллы руководятся прежде всего именно этим соображением – чистоты, даже, как он заявлял, считались с этим будто более, чем «у вас, у христиан»; конечно, здесь преувеличение, притом же принимаются во внимание печальные факты наличной действительности, а не идеальное требование христианства. 32 А отсюда уже быть для других проводниками благодати в виде молитвенного заступничества, духовного руководства, исцелений и пр., но в некоторых сторонах духовной жизни, особенно в совершении таинств, они все же не имели полномочий – например, старцы несвященного сана не могли разрешать грехов; это объясняется и точкой зрения «икономии» Церкви, о чем речь будет далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Тогда, по повелению царя Алексея Михайловича, обратились к лучшим библиотекам России и знаменитейшим обителям ее, отличавшимся своею древностью и благочестием, за древнейшими списками книг богослужебных, именно послали в новгородский Софийский собор, Юрьев монастырь, Сергиеву Троицкую лавру, Хутынский монастырь, Волоколамский, Кирилло-белозерский и Соловецкую обитель. Затем, для лучшего и вернейшего дознания истины, вытребованы были с Афонской и Синайской горы самые подлинники книг церковных на греческом языке, притом подлинники такие, которые имели за собою пять сот, семь сот и даже более того лет древности. Когда таким образом все было собрано и приготовлено, тогда опять составлен был собор в 1667 году, на котором присутствовали Паисий патриарх александрийский, Макарий патриарх антиохийский, вместе с русскими святителями. Все эти святители и пастыри Церкви Христовой единогласно признали поврежденность прежних богослужебных книг и необходимость исправления их; они же пересматривали и то, что было исправлено. Все это делалось и происходило с письменного согласия и одобрения и прочих патриархов вселенских, лично не присутствовавших на этом соборе. Когда берем во внимание весь ход исправления книг богослужебных: то не можем не видеть в нем всей мудрой предусмотрительности и осторожности со стороны нашей Церкви при совершении этого дела. После всех мер, какие приняты были нашею Церковью для исправления богослужебных книг, нельзя даже и предполагать, чтобы мог найтись столь дерзкий, беспокойный и ослепленный гордостью человек, который осмелился бы идти против авторитета всех патриархов Церкви вселенской и отважился бы укорять нашу Церковь в совершении такого дела, которое привела она в исполнение к общей радости всех истинно верующих чад своих. А это само собою ведет вас к тому заключению, что подлинная, настоящая причина отпадения от Церкви наших раскольников совсем не в исправлении богослужебных книг, а в каких-то иных сокровенных и тайных их побуждениях и целях. Впрочем, на это могут сказать нам противники наши, что хотя церковно-богослужебные книги действительно были повреждены и требовали своего исправления; но они не исправлены, а искажены окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Феофила, Вениамина диакона и св. Власия чудотворца). Апрель 510 2 св. муч. Поликарпа (Тип. еще Патапия, 905 Фота чудотворца, т. е. Тита? и пр. Никиты. Мст.). 3 Любви, Ирины и Феодосии (Тип. св. Никиты втор. и свв. мучч. Любви, (Агапии), Ирины и Хионии, 905 Феодосии. Мст.). 4 пр. Иосифа песнописца (Тип. еще пр. Зосимы). 5 св. Феодора на дивней горе (Тип. Георгия, иже на горе Малеоне и другого Георгия, 905 одного Георгия. Мст.). 6 св. Евтихия, патриар. вонстан. (Тип. еще свв. Кирилла и Мефодия учителей славянских). 7 св. Георгия митиленского. Св. муч. Каллиопия. 8 свв. апп. от 70: Иродиона, Агава и прочих (Тип. еще Келестина, папы римского). 9 св. муч. Евпсихия. 10 свв. мучч. Терентия, Африкана и Максима. 11 св. священномуч. Антипы. 12 пр. Василия, еп. парийского. Мст. В лето 6450 в тот же день принесен бысть честный пояс. Пресв. Госпожа Богородица от епископия Зилы в Царьград и паки положен бысть в Халкопратии месяца августа (Тип. еще мучч. Димы и Протиона, 905 одного Василия). 13 св. Мартина, папы римского. 14 св. Симеона священномуч. Мст. 15 св. муч. Саввы готфского (Тип. еще апп. Аристарха, Пуда и Трофима). 16 св. муч. Леонида и дружины его. Мст. 17 пр. Акакие, еп. мелетинского (Тип. еще св. Агапита, папы римского. Мст.). 18 св. Космы, еп. халкидонского. Мст. (Тип. еще пр. Иоанна, учен. Григория декаполита ). 19 пр. Иоанна палеолаврита Мст. (Тил. еще свв. Пафнутия и Феодора пергийского). 20 пр. Феодора трихины (Тип. еще пр. Анастасия синайского). 21 св. муч. Исаакия и дружины. (Тип. еще прор. Михея). 22 пр. Феодора Сикеота. 23 св. великом. Георгия. 24 св. муч. Саввы стратилата (Тип. еще пр. Елисаветы). 26 св. священномуч. Василия. 27 св. священномуч. Симеона, еп. иерусалим. 28 свв. апп. Иасона и дружины. 29 свв. 9 мучч. в Кизике (Тип. еще пр. Мемнона, 905 одного Мемнона). 30 св. ап. Иакова, брата св. Иоанна Богослова. Май 511 1 св. прор. Иеремии. 2 Успение св. Афанасия, архиеп. александр. 3 свв. мучч. Тимофея и Мавры. 4 св. муч. Силвана. Св. муч. Алвиана. Пр. о. н.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Целую ночь все гудело и шумело на дворе. Утром та же кутерьма на небе. После молитвы визит г. Симо, вышедшему из больницы. С ним же и чай. Отнесение к нему des voix celestes. Писание греческое к Никандру Синайскому 1226 . Штопанье непромокая для артиста, во что бы то ни стало едущего сегодня в Египет. Сын Османа 2 с известием, что нет посту. Еще бы, в такую непогодь почта! Прощальный обед с Его Художеством. Никола белоризец, готовый в путь-дороженьку, несмотря на дождь и ветер и все прочее. Прощание с Осипом Константиновичем Буткевичем (а по отчиму Крыжановским). Bono viagio! 1227 Погружение в покой, имеющий несказанную прелесть после стольких подвижных дней. Возня с оберточными листами московской посылки. При огне помысл о давно забытой Изрумелии. Чай с Симом. Еще мало, и дремота необоримая. Переселение на диван, и часов до 3-х ночи метание семо и овамо. Между прочим, приснилось, что возле меня находится дочь имп Павла Петровича, разумеется, бешеная и неукротимая, как и родитель. Я однако же то ласкою, то каким-то магнетизмом делаю ее ручною до того, что она садится возле меня, жмется ко мне, и наконец кладет ко мне свою голову на колени. Вот так идиллия, довольно неподходящая к моему образу и подобию. Вторник, 27 окт Чего-чего еще не снилось! 7 часов. Ветер стих. Проглянула лазурь небесная. После моциона и чаю принялся за давно оставленную переписку. О. Вениамин с известием, что есть покойник, монах Давид, здешний постриженец. Чтение рукописания Александра Федосеича Бершадского, прошедшего на своем служебном поприще огнь и воду и медные трубы 1228 . Ожидание не знать какой царевны. Ни малейшей почты и сегодня. Визит в «покойную» к усопшему схимнику и верижнику Давиду. Спит себе раб Божий. Совещание с о. Вениамином о чине погребения его. Дождь-таки делает свое дело. Обед. Сон не знать зачем и отчего. Всенощная с пол елеем св. мученице перед частицею мощей ее. Опять у Пелагеи нашей рвота. Больше пока ничего. 7 часов. Ни Джирьеса, ни самовара – ни слуху ни духу. Показались один за другим. Отнес стакан чаю г. Симону Кефалонийскому, изъявившему крепкое удивление по поводу оного. Насколько мог, занимался перепискою. Левый глаз постоянно протестует против оной. Нет никакой почты. Среда, 28 окт

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Это сочинение, вопреки своему обычаю хранить личную духовную жизнь в тайне, он прочитал митрополиту Вениамину. Главное, что хотел показать епископ Феофан в этой «Сотнице», состоит в том, что «молитва очень действенна в бедах и скорбях наших, молитва привлекает милость Божию, молитва отгоняет бесов, молитва просвещает разум» 93 . Эти утверждения вынесены Преосвященным молитвенником из личного опыта. Нельзя не заметить, насколько схожи эти высказывания с осмыслением молитвенного подвига в аскетических сочинениях преподобного Нила Синайского , преподобного Никиты Стифата , преподобного Иоанна Кассиана Римлянина , святителей Григория Паламы , Иоанна Златоуста и многих других делателей умной молитвы. Отличием можно назвать лишь больший акцент, который епископ Феофан делает на роли молитвы в познании догматических истин просвещенным в богообщении разумом. Будучи сам богословом-практиком, Преосвященный Феофан старался привить такое же понимание христианской жизни и своим подопечным студентам, о чем свидетельствуют его искренние проповеди . Так, обращаясь к выпускникам Академии 1908/1909 учебного года после благодарственного молебна, он в своей речи «старался показать важное значение в жизни теплой, искренней и вместе простой, детской веры, которая одна дает человеку величайшее и неизменное благо – общение с Богом, сообщая смысл и другим человеческим ценностям, между прочим и просвещению» 94 . И это не единственный пример подобного рода его проповедей. Во время празднования 100-летия со дня основания С.-Петербургской Духовной Академии ее ректор «за литургией произнес слово об усвоении истины посредством веры и благодати» 95 . Далее, в главе, посвященной непосредственно богословским воззрениям епископа Феофана, мы будем опираться в том числе и на его проповеди , в которых нравственные наставления тесно переплетаются с догматическим учением. Самоотверженные труды Преосвященного владыки ректора справедливо привлекали внимание высшего священноначалия. И за заслуги перед Церковью епископ Феофан «в январе 1910 года переименован во второго викария» 96  С.-Петербургской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Подведение итогов странствия Израиля от Египта до Моава 33:1–49 Повеление о вхождении в Землю обетованную 33:50–36:13 Перепись 1 Господь говорил с Моисеем в Шатре Откровения (было это в Синайской пустыне в первый день второго месяца, на втором году после ухода сынов Израилевых из Египта) и поручил ему и Аарону: 2«Исчислите всех в общине Израиля – род за родом, семью за семьей – всех мужчин поименно, одного за другим, 3от двадцати лет и старше – всех годных в войско израильское. Тебе с Аароном надо будет зачислить их в войсковые соединения. 4–5В помощь вам будут по одному человеку от каждого колена, главы в семьях своих. Вот их имена: Элицур, сын Шедеура – от колена Рувима; 6Шелумиэль, сын Цуришаддая – от колена Симеона; 7Нахшон, сын Амминадава – от Иудина колена; 9Элиав, сын Хелона – от колена Завулона; 10Элишама, сын Аммихуда – от Ефремова колена; Гамлиэль, сын Педацура – от колена Манассии; (Ефрем и Манассия — сыновья Иосифа). 11Авидан, сын Гидони – от Вениаминова колена; 12Ахиэзер, сын Аммишаддая – от колена Данова; 13 Пагиэль, сын Охрана – от Асирова колена; 14Эльясаф, сын Деуэля – от Гадова колена; 15Ахира, сын Энана – от колена Неффалима». 16Те, кого из всей общины Бог избрал, – главы тысяч Израилевых, вожди тех колен, что ведут начало свое от двенадцати их предков. 17Моисей с Аароном собрали всех этих названных поименно мужчин 18 и вместе с ними в тот первый день второго месяца созвали всю общину. В тот день все израильтяне, достигшие двадцати лет, ответили на вопрос о своем происхождении, указали, из какого они рода и какой семьи; и каждый из них был взят на учет поименно, 19как повелел Господь Моисею. И пересчитал он их в пустыне Синайской. 20Из потомков Рувима, первенца Израилева, пересчитаны были все мужчины от двадцати лет и старше; все, кто был годен к воинской службе, были зачислены в войско поименно, один за другим, в соответствии с учетом, что провели в каждом их роде и семействе. 21Число таковых в колене Рувима составило сорок шесть тысяч пятьсот человек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Быт. 37:25 И сели они есть хлеб, Вообще сыновья Иакова, кроме Иосифа и Вениамина и отчасти Рувима, имевшего хорошее сердце, рисуются в Кн. Бытия в самых непривлекательных красках. Жестокие, бессердечные, они, совершая преступление, спокойно садятся есть хлеб, не тревожимые никакими угрызениями совести. Таков, в сущности, был и весь народ иудейский, и только закон Моисеев с строгою обрядностию мог обуздать его. Неудивительно, что только обрядовая часть и была понята этим народом, который, как мы не раз говорили, был только хранителем преданий, доколе явилось учение, предназначенное для всего человечества. Заметим, что Рувим не присутствовал при трапезе сыновей Иакова (ср. Быт. 37:29 ). и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, Некоторые полагают, сравнивая Быт. 37и Быт. 37:36 , в которых вместо измаильтян упомянуты мадианиты, что дети Авраама от Агари (измаильтяне) и от Кетуры (мадианиты) соединились в один народ, и первое им имя есть общее имя народа, а другое – частное название племени (Англ. Библия, также и м. Филарет). Мы позволяем себе высказать другое предположение: нам кажется, что как ныне бедуины водят караваны, нанимаются защищать их от своих единоплеменников и поставляют верблюдов под товары купцов, так и в настоящем тексте караван измаильтян надобно отличать от мадианитских купцов, ехавших в караване и которым продан был Иосиф. Измаил был между людьми «как дикий осёл, руки его на всех и руки всех на него» ( Быт. 16:12 ), и он, как нынешние бедуины, потомки его, не занимался торговлею. Мадиан же имел оседлость на Синайском полуострове ( Исх. 2:15–16, 3:1 ) и по близости с Египтом торговал с ним и с Ханааном, где часть этого же племени занимала страну на юго-восток от Мёртвого моря. (Сравни Чис. 22и карту Ленормана). и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: Стиракса – смола стираксового дерева; бальзам тоже смола от бальзамового дерева, которая ценилась, по преданию иудеев, как целительное средство против ран; ладан, или мирра, – благоухающая смола, находимая на листьях кустарника cistus creticus, или cistus ladanifera (Англ. Библия, in loco).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После смерти Соломона в 922 году до РХ его сын Ровоам был провозглашен без всякого сопротивления, но поскольку оставалось некоторое сомнение относительно лояльности других племен, Ровоам отправился в Сихем, чтобы быть помазанным на царство в традиционном святилище Ефрема ( 3Цар. 12:1 ). Узнав об этом факте в своем укрытии, Иеровоам немедленно прибыл в Силам и призвал старейшин племен, собравшихся там, потребовать от Ровоама облегчения тяжелого бремени налогов, наложенного на них Соломоном. Три дня размышлял Ровоам и наконец ответил: «Мой мизинец толще чресл отца моего» ( 3Цар. 12:10 ). Все колена, за исключением Иуды и части Вениамина, отказались признать преемника Давида и сделали царем Иеровоама. Иуда остался верен потомку своего героя, а поскольку Иерусалим находился на границе Вениамина, иудейские цари смогли удержать только небольшой участок земли этого племени. Все остальное было утрачено династией Давида. Этот разрыв был вызван в основном причинами экономического и политического характера. Собственно, «Израиль» осознавал расовые и племенные противоречия, отделявшие его от «Иуды». Внес сюда свою долю и религиозный консерватизм, ибо Соломон во многом нарушал религиозные обычаи нации. Иеровоам прекрасно знал об этом антагонизме, однако он не был религиозным и политическим новатором, но, напротив, являлся консерватором. Как только отпали колена израильские, разумеется, вернули себе независимость и государства-данники, в результате чего Израильская империя закончила свое существование. Ее политическое величие длилось менее столетия, и империя исчезла навсегда, чтобы никогда уже не вернуться. Нация, разделенная на части и беспрерывно раздираемая между собой борьбой, не так-то просто могла вернуть себе свое былое значение. Царство Иудеи осталось верным дому Давидову на протяжении трех с половиной столетий; в Израиле же непрерывные военные перевороты насильственно прерывали династические линии. Только один дом дал свыше четырех монархов, иные только двух, прочие же вообще не смогли передать трон преемникам из своей семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010