Все переводчики с еврейского, напр., О. Герлах, Остервальд и др., передают словами «некоторое расстояние» то слово, которое, вероятно, в тексте означало определённое и известное расстояние. Это слово Киврат наша славянская Библия, переведённая с греческого текста LXX, передаёт именем собственным – Хаврафа. Вульгата (см. пер. Сасси) передаёт это место весьма неправильно: «весною». Онкелос и сирийский текст переводят это слово «мерою земли» и словом «паразанг». Сади и арабский текст – милей. Вообще иудейское предание разумеет под словом Хаврафа или Киврат милю и указывало могилу Рахили в расстоянии около мили от Вифлеема или Ефрафа. Вероятнее всего, кажется, принять толкование митрополита Филарета, который, указывая на перевод того же выражения в Быт. 48семьюдесятью толковниками, приходит к тому же заключению: что Хаврафа равна миле (французской). Он указывает, что LXX переводят «путь Ипподрома», что, вероятно, соответствует известной в Аравии мере «конский бег», который близко подходит к французской миле (около 4-х вёрст). земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. Быт. 35:17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. Быт. 35:18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Сын скорби моей. Но отец его назвал его Вениамином. Вениамин – сын десницы, т. е. сын силы моей, или сын полудня, то есть, рождённый в стране полуденной, или сын дней, т. е. старости, говорит м. Филарет. Английск. Комм. Библия, приводя те же значения, прибавляет, что всего, кажется, вернее, принять выражение сын десницы, т. е. сын не только силы моей, но и сын счастливый, ибо правая рука означала счастие. Ясно, что Иаков, произнося новое имя, противополагает его скорбному имени, нареченному матерью. Быт. 35:19 И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. Быт. 35:20 Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня. Т. е. до того дня, когда Моисей начертывал эти слова в пустыне. Гарольд Браун, епископ Ели, в своём введении в Пятикнижие высказывает весьма правдоподобное предположение, что, независимо от того, что египтяне хорошо знали Палестину и что Моисей, вероятно, во время странствования не раз посылал соглядатаев в землю Ханаанскую, можно думать, что сам Моисей, живя 40 лет в пустыне Синайской (в земле Мадиамской) с стадами тестя своего Иофора, лично посещал ту страну обетования, которая занимала мысли и желания всякого потомка Израиля. Вот почему он мог с достоверностью говорить о том, сохранился ли до его дней памятник Рахили.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Да воскреснет Бог и расточатся враги Его и да бегут от лица Его ненавидящие Его! Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск от огня, так да погибнут грешники от лица Божия! А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся веселием. Воспойте Богу, пойте имени Его, готовьте путь Шествующему на запад, — Господь имя Ему, – и радуйтесь пред Ним. Да смятутся от лица Его, Отца сирот и Судии вдов: Бог в месте святом Своем. Бог вселяет единомышленных (с Ним) в дом, изводя окованных мужественно, также огорчающих, живущих во гробах. Боже! Когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты проходил чрез пустыню, Земля потряслась, и небеса таяли от лица Бога Синайского, от лица Бога Израилева. Обильный дождь проливал Ты, Боже, наследию Твоему, а (когда) оно изнемогало, Ты укреплял его. Животные Твои обитали там, Ты, Боже, приготовил их в пищу нищему. Господь дал слово благовествующим с великою силою. Царь сил возлюбленного (народа), прекрасному дому (дал слово) делить добычу. Когда вы успокоились в пределах (своих), (то у вас были) крылья голубки, серебристые и с междуплечиями ее блестящими, как золото. Когда (Бог) Небесный рассеивал царей на ней, они покрылись снегом (как) в Селмоне. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная! Почему вы враждебно думаете, горы усыренные? (Это) – гора, на которой благоволил Бог жить, ибо Господь вселится (на ней) во век. Колесниц Божиих тьмы тем, тысяча ликующих: Господь – в них (Который) на Синае (и) во святилище. Ты взошел на высоту, пленил плен, принял дары от людей, дабы и (среди) непокорных поселиться. Господь Бог благословен, благословен Господь во все дни, споспешествует нам Бог спасения нашего. Бог наш – Бог во спасение, и Господни, Господни врата смерти. Но Бог сокрушит головы врагов Своих, верх головы ходящих в прегрешениях своих. Сказал Господь: из Васана возвращу, возвращу (находящихся) во глубине морской, Дабы омочилась нога твоя и язык псов твоих кровью врагов Его. Видно было шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя, Который во святилище: Впереди шли начальствующее вместе с поющими, среди дев, играющих на тимпанах. В церквях прославляйте Бога, Господа – вы (происшедшие) от потомков Израиля! Там Вениамин младший в восхищении, начальники Иудовы, владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы. Исполни, Боже, силою Твоею заповедь: утверди, Боже, то, что Ты сделал для нас! Ради храма Твоего в Иерусалим принесут Тебе цари дары. Запрети зверям (обитателям) тростника, – стаду волов среди телиц народов, – заключать оцененных серебром, расточи народы, желающие войны. Придут богомольцы из Египта, Эфиопия поспешит (молитвенно простереть) руку свою к Богу. Царства земные, пойте Богу, воспойте Господу, Восшедшему на Небо небес, на восток! Вот Он издаст гласом Своим сильный глас. Воздайте славу Богу! Над Израилем величие Его и сила Его на облаках. Дивен Бог во святых Своих – Бог Израилев: Он даст силу и крепость народу Своему. Благословен Бог!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3798...

Если бы египетский художник пожелал изобразить Авраамовых людей во время их «исхода» из Харрана, его бы картина мало чем отличалась от этой. 13 . Обычай усыновлять детей действительно имел место в древней Месопотамии. В архиве, найденном среди развалин дома богатого месопотамского купца в Нузу, обнаружен брачный контракт семьи Тегаптилли (около 1500 г. до н.э.); в нем содержится, в частности, следующий параграф: «Если у жены будут дети, муж не имеет права брать вторую жену. Если же у нее детей не будет, она сама выберет мужу рабыню, а детей, рожденных от этого союза, воспитает, как своих собственных». Поиски Содома и Гоморры 14 . Ученые не сомневаются в том, что библейские города Содом и Гоморра существовали в действительности, но пока что им не удалось обнаружить место их нахождения. Вот вкратце результаты поисков, достигнутые к сегодняшнему дню. A. В середине XIX века англичане установили, что от узкого мыса Лисан, на восточном берегу Мертвого моря, тянется под водой высокий скалистый гребень, разделяющий это озеро на два отдельных бассейна. Южный – очень мелкий, а в северном дно резко опускается на глубину четырехсот метров. Предполагают, что мелкая часть некогда была сушей, затопленной в результате какого-то геологического катаклизма. Согласно Библии, Содом и Гоморра находились в долине Сиддим, «где ныне море Соленое» ( Быт. 14:3 ). Недавно найдены отрывки из «Первобытной истории» финикийского жреца Санхунятона, который пишет: «Долина Сиддимус (т.е. Сиддим) опустилась и стала озером… B. Геологические обследования обнаружили следы резких вулканических катаклизмов в долине Иордана, у подножия гор Тавр и на Синайском полуострове. Геологи установили даже дату этого стихийного бедствия. Оно произошло примерно за два тысячелетия до н.э., т.е. во времена Авраама. C. Летчики, совершающие систематические рейсы над Мертвым морем, утверждают, что заметили контуры каких-то развалин, причем именно в том месте, где предположительно находились Содом и Гоморра. Спуститься на дно Мертвого моря и разобраться, что там находится, чрезвычайно трудно. Вода содержит двадцать пять процентов соли и настолько мутна, что на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. Кроме того, плотность воды такова, что человек может спокойно улечься на поверхности и читать книгу. Но несмотря на все эти трудности, археологи питают надежды на успех. Дубрава Мамре

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Когда затем по освящении священник Аарон принес первую жертву на жертвеннике все сожжений, – снова явилась слава Иеговы всему народу, и огонь, изшедший от Иеговы, поглотил жертвенные части на жертвеннике ( Лев.9:23 ). При снятии стана синайского, скиния завета была разобрана; утварь святилища вместе с распростертою над ковчегом свидетельства, внутреннею завесою и жертвенником всесожжений была упакована священниками в драгоценные полотна и покрывала из кож синего цвета и была несена на плечах сынами Каафа. Остов скинии и двора, доски, засовы, колонны, подмостки и столбы с покрывалами и завесами отчасти были несены сынами Гирсоновыми и Мерариными, отчасти были везены на шести колесницах, в каждую из которых были впряжены два вола. Эти колесницы и 12 волов были представлены, как дар, князьями родов ( Чис.4:4–33; 7:3–9; 10:17,21 ). Теже левиты заботились во время странствования о постановке святилища при новом стане. По занятии Ханаана, скиния свидения была поставлена в Силоме, и оставалась там, как законное богослужебное место народа, до времен Илии ( Суд.18:31 ; 1Цар.1:3, 2:12 ). Позже находим ее в Номве 1Цар.21:1 ), а в начале царствования Соломона в Гаваоне ( 3Цар.3:4 ; 2Пар.1:3 ), 177 откуда, по построении храма, она была перенесена и положена при храме, как священный остаток, в боковой или верхней комнате ( 3Цар.8:4 ; 2Пар.5:5 ). Напротив ковчег завета очень часто был выносим во время войн в лагери. Так он был долгое время в Вефиле во время войны с Вениамитянами ( Суд.20:27 ), где был построен и жертвенник, на котором принесены были жертвы всесожжения ( Суд.21:4 ). Известно, что с лагеря ковчег при Илии был захвачен в плен Филистимлянами ( 1Цар.4:11 ) и с того времени не возвращался более в скинию свидения. Когда Филистимляне, которым он внушил ужас, спустя 7 месяцев, отправили его в Вифсамис, – то он 20 лет оставался в Кариафиариме, в доме священника Аминадава ( 1Цар.5:1, 7:2 ), пока Давид не вынес его отсюда в торжественной процессии, хотя по причине случившегося несчастия должен был оставить его на время в доме Авед-едома.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Колесницею Божиею иудеи называют самих себя; поелику на них почивает Бог; а тьмочисленною потому, что их великое множество. Тысячами из них называют изобилующих богатством, и думают, что в них есть Господь, который был и на Синае с предками их. Они говорят: Ты почитался выше всех и Ты пленил, говорят, плен посредством народа Иудейского, победившего врагов, и принял приношения, а равно принял и не покорявшихся прежде людей, чтобы вселиться в них вместе с народом своим Израилем, работающим ему. Следующие слова ясны. От Господа, говорят, суть пути смерти, Который сокрушит главы иноплеменных и верх волосов человеков, проходящих в согрешениях. Далее Господь, говорят, сказал: обращу, то есть избавлю народ мой от страны Васанской, над которою царствовал исполин Ог, и избавлю его от глубины моря кровей, так как потоки кровей тогда наполнились от поражения войск Оговых, чтоб омочилась нога твоя, еврей, в крови закалаемых и самый язык псов твоих омочился в крови врагов чрез Него— Бога. За сим, говорят, что видены были шествия Бога, то есть следы ног Его на горе Синайской: ибо взошел, говорит, Моисей и Аарон на гору... и видели место, где стоял Бог Израилев, и подножие Его было сделано, как бы из камня сапфира (Исх.24, 10), а под Святым разумеют небо. Потом, говорят, начальники его шли впереди народа, потому что пели Богу, стоя подле певцов среди молодых жен с тимпанами. Здесь рассказывает и то, что было по переходе Чермного моря, что Мариам, сестра Аарона, пела первая в хоре молодых жен. А слова: в церквах благословите Бога, не могут изъяснить согласно с своим намерением. Вениамином называют колено Вениамина, которое было моложе других, поскольку и Вениамин был младший сын Иакова; в исступлении—потому, что Вениамиты приходили в исступление и воодушевление во время брани, но сие изъяснение их холодно. Начальники колена Иудова царствовали над евреями; а начальники Завулона и Неффалима упоминаются потому, что они были знаменитейшие Израильские колена, по своим мужественным и добрым делам во время брани.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Мар-Елиас, или Курмил. Высота 1700ф. Самария или Там-же, в долине Сихемской. Местоположение столицы Амврия, Самарии и огромного храма Ваалова при Ахаве. Севастие. Высота 1500 фут. Семфрон. Там-же, долина Сихемская. На горе Гаризине при Моисее произносилось благословение на исполнителей закона Божия, а на горе Гевал проклятие на нарушителей оного. Гора Гаризин считалась Самарянами за священную гору. Джебель-Суле- мейе. Высота 2986 ф. и 2855 фут. Массифа, Мицпа. Холм в кол. Вениаминовом. Там-же. Выдающееся возвышенное место близ Иерусалима. Центральное место собрания Евреев. Неби-Самвиль. Высота 3000 ф. Нов, Ноива. Сирия Палестинская. Место избиения Доиком Идумеяном священников Израилевых по приказанию Саула. Мориа. Там же – Иерусалим. Местоположение храма Соломонова, и, задолго до сего – место принесения Исаака в жертву Авраамом. Там же. Крепость Иевусеев, позже – Иерусалим, взятый Иоавом и укрепленный Давидом, и посему называемый градом Давидовым Иерусалим. Высота 2550 ф. Гора Елеонская, Масличная. Там же. Сюда бежал Давид от Авессалома. Место языческих храмов Соломона, равно, как торжественного входа Господа в Иерусалим, Его предсмертных страданий в саду Гефсиманском и Его предательства Иудой. Джебель-Ет- Тюрь. Высота 2700 ф. Гора против Иерусалима на восток. Аравия Место стана Израильтян по выходе их из Египта, гора Синайского законодательства. Джебель-Муса. Высота 7375ф. Хорив, Гора Божия На эту гору удалились Моисей в Илия, спасая свою жизнь, и здесь они удостоились непосредственного общения с Богом – Моисей в горящей, но не сгораемой купине, а Илия – в веянии хлада тонка. Джебель-Тюр скала. Высочайшая вершина на Синайском полуострове – есть Ум-Шаумер, высота которой 9300 фут. Замечательнейшие реки, упоминаемые в Библии Где упоминаются Название Страна Чем замечательны Новейшие названия Авана. Сирия (Дамаск). Река Авана, восхваленная Нееманом, вместе с Фарфаром составляет один из главных притоков Барады, берущей свое начало в Антиливанских горах. Авана протекает плодородными равнинами через Дамаск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

На востоке, впереди стана, на расстоянии версты от скинии, становились колена Иуды, Иссахара и Завулона; на юг, на таком же расстоянии от скинии, – колена Рувима, Симеона и Гада; на запад – колена Ефремово, Манассино и Вениаминово; на север – колена Даново, Асирово и Неффалимово. Эта последняя колонна, как сильнейшая, служила арьергардом при движении. Каждое колено имело свое знамя 230 Путешественники видали на Синайском полуострове такие огромные стаи птиц, несомых ветром, что они затмевали солнце 232 В числе посланных был Осия, сын Навина. Моисей, провидя великие подвиги Осии для блага израильтян, назвал его Иисусом (спасителем). Учителя Церкви видят в Иисусе Навине прообраз Спасителя Иисуса Христа 233 То есть она весьма плодородна, богата скотом и пчелами. Средний урожай в Палестине считается сам-сорок, но доходит иногда и до двухсот (измерение урожая в «самах»: 1 зерно дает 40 новых (сам – 40) – редакция). В Палестине растут: пшеница, ячмень, полба, чечевица, огурцы, горчица, каперсы, мандрагоры с маленькими, желтыми, благовонными яблоками, лен, хлопок, стираксовый кустарник. Палестина была также очень богата виноградом, который там в некоторых местах дает иногда кисти в 12 фунтов (≈ 5 кг – редакция), фиговыми, гранатовыми, миндальными, масличными деревьями, фисташковыми и грецкими орехами и пальмами (около Иерихона). Там так же сами собой растут розы алые и белые, лилии белые и желтые, анемоны, гиацинты, левкои, нарциссы, тюльпаны, иссоп (душица, дикий маеран) со стеблем в фут длиной и нежным мхом, клещевина (кустарник, доставляющий бальзам), теревинф, из ствола которого чрез надрез вытекает благовонный терпентин 234 Это были енакимы, потомки Енака, сына Арбы, принадлежавшие в древнему симитическому народу рефаимов. Иосиф Флавий пишет, что в его время показывали кости исполинов, которые жили близ Хеврона и которых величина превосходила всякое вероятие 236 Левит Корей, двоюродный брат Моисея и Аарона, со своими сообщниками возмутился против иерархического первенства Аарона, а рувимляне Дафан и Авирон как потомки первенца Иакова Рувима возмутились против власти Моисея как вождя и правителя народа 237 Как земля поглотила Корея с шатром, когда Корей был с кадильницею пред скиниею, и как не погибли сыны его вместе с шатром его? Полагают, что Корей оставил свою семью на своем месте в стане Каафа, а свой шатер перенес в стан рувимов к сообщникам своим, и когда Моисей пошел к Дафану и Авирону, то Корей пошел за ним к шатру своему, стоявшему вблизи шатров Дафана и Авирона, чтобы противодействовать Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

О Вениамине говорится, что он – самый младший из сыновей Иакова и родился в Палестине позднее других. Имя это означает «сын юга» или «южанин», и историки обычно полагают, что оно относится к географическому положению племени Вениамина, южнее Ефрема. Четверо сыновей Иакова (Дан, Неффалим, Гад и Асир) изображаются сыновьями наложниц. Это менее почетное происхождение, по-видимому, говорит о том, что они вступили в конфедерацию позже других племен. Первоначально Израиль, вероятно, состоял из восьми племен, а именно: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Манассии и Ефрема, хотя, возможно, племена Рахили присоединились к конфедерации только после бегства из Египта. Эти племена вместе с другими «сыновьями Авраама» – идумеями и моавитянами, продвигались на запад от Евфрата вдоль восточных границ Палестины. Аммонитяне, идумеи и моавитяне утвердились на территориях, в последствии захваченных ими. Израильтяне вынуждены были, вероятно, направиться в менее плодородные степи на юге, между Вирсавией и Египтом, доходя по временам до Синая. С самых древних времен во всей передней Азии господствовав древнейшая культура, очагом которой была южная Месопотамия. Она распространялась вместе с политическим влиянием и торговлей, которые шли из древнейших месопотамских городов и находили себе благоприятную почву в народностях передней Азии семитического происхождения, которые с незапамятных времен вышли из той же Месопотамии. Меры, вес, счет, способ определения времени, бывшие в употреблении во всей передней Азии, имели своим источником Месопотамию. 25 Вавилонские изделия весьма высоко ценились в Палестине ( Нав. 7:21 ). 26 Именные печати, о которых упоминается в Библии ( Быт. 38:18:25 ), по мнению В. И. Муретова, были месопотамского происхождения, так как вавилоняне специально занимались изготовлением печатей для продажи, о чем свидетельствует множество цилиндрических печатей, найденных в вавилонских развалинах, и очень напоминающих собой библейские печати. 27 Так называемая Тель-Амаранская переписка, открытая в Египте, говорит нам, что в XV веке до РХ вавилонская культура настолько прочно утвердилась во всей передней Азии, что вавилонское клинообразное письмо употреблялось там не только для официальных донесений, но и для частной переписки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Последнее из пяти творений преподобного Григория Синаита , вошедших в Добротолюбие, представляет собой «трактат из семи непронумерованных глав, обычно обозначаемых как Per9i to6u p6wq de6i kay)ezesyai» [ 42 В греческих изданиях и в большинстве греческих рукописей в этой работе святого Отца отсутствует нумерация глав, использованная преподобным Паисием Величковским в его славянской переводе творений преподобного Григория Синаита и в последующих русских переводах. Как и в предыдущих случаях, приведенное название произведения не является его общим заглавием, а только подзаголовком первой главы. Более того, его смыл теряется, если не привести заголовок полностью: Per9i to6u p6wq de6i kay)ezesyai t9on +hsuc)azonta eiq t9hn e_uc)hn, ka9i m9h tac)ewq _an)istasyai (О том, как безмолвствующему надлежит сидеть при молитве и не вставать поспешно). В этом творении Синайского подвижника детально описана «техника безмолвия» [ 42 что подтверждают подзаголовки следующих его глав: Per9i to6u p6wq de6i l)egein t9hn e_uc9hn – krate6in t9on no6un – di)wkein to9uq logismo9uq – j)allein (Каким образом следует произносить молитву – удерживать ум – устранять помыслы – петь псалмы). Пятая глава «О псалмопении», фактически, представляет собой две главы: ее вторая часть должна быть озаглавлена Per9i to6u p6wq de6i tr)efesyai (О том, как следует питаться) или Per9i t6hq trof6hq (О пище). Об этом свидетельствуют несколько рукописей на греческом языке, славянская редакция преподобного Паисия и русский перевод епископа Вениамина (Милова) . Завершает произведение глава Per9i pl)anhq, _en ka9i per9i poll6wn +upoy)esewn (О прелести и о многих предметах), а также ответ на вопрос о том, как следует поступать, когда демон преобразуется в ангела света. «Эти семь или восемь глав содержат краткое, но существенное описание созерцательной жизни, адресованное в весьма личном исполнении некоему монаху, имя которого не называется, но несомненно реально существующему. Его тон замечательно дружественный и теплый и, хотя однозначен в своих требованиях и рекомендациях, обращен к адресату с уважением и одобрением» [ 42

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Среди аморрейского населения Сирии было, вероятно, немало людей, которые мечтали о союзе с могущественными соплеменниками в Месопотамии и всеми силами добивались такого союза. Подобно египетским фараонам, Хаммурапи при дворах сирийских князей имел своих политических агентов, которые вели агитацию в пользу присоединения Сирии к Вавилонии, и, таким образом, политическое влияние Вавилона не прекращалось. Но особенно важное значение имеет для нас тот факт, что Вавилон поддерживал оживленные торговые сношения с западными областями. Аравийские торговые караваны тянулись вереницами как раньше, так и теперь, через Сирию к устью Евфрата, и обратно, а торговый обмен создавал почву дня культурного взаимодействия. 19 Судя по тому, что в эту эпоху встречается множество аморрейских имен во всех слоях населения, вплоть до царей, надо полагать, что аморреи составляли значительную и, во всяком случае, господствующую часть населения страны. С течением времени культурные завоевания и религиозные представления аморреев приобретают все большее значение как в самой Вавилонии, так и вне ее. Соседняя Сирия представляла в эту эпоху особенно благоприятную почву для распространения вавилонской культуры: аморреев, живших в области Тигра и Евфрата, носителей вавилонской культуры, связывали с их сирийскими соплеменниками узы кровного родства, являющиеся самым реальным стимулом для заимствования политических и культурных форм жизни и религиозных представлений; естественно, поэтому, начиная с момента появления первой вавилонской (аморрейской) династии, и в особенности с эпохи Хаммурапи, сирийские аморреи все чаще устремляют свои взоры на соседей и родственный им Вавилон. Перемещения Фарры и Авраама осмысливаются многими учеными как часть этой аморрейской экспансии. Названия аморрейских городов (вроде Фалек, Серух, Нахор, Фарра и Харран) встречаются в библейских повествованиях в виде личных имен, усвояемых предкам или родственникам Авраама ( Быт. 10:25; 11:20–25 ). Среди собственных аморрейских имен встречаются «Вениамин», «Иакаб-Эл» и «Абамрам» (Аврам?). Время начала миграции евреев на запад остается невыясненным. Некоторые исследователи отождествляли Амрафела (упоминаемого в Быт. 14 «царя Сеннаарского») с Хаммурапи Вавилонским, тем самым помещая Авраама в XVIII–XVII века до РХ. Такое отождествление остается гипотетичным, хотя бы потому, что несколько исторических личностей носило имя Хаммурапи, да и само предание о геройских военных действиях Авраама, хотя и является древним, тем не менее довольно плохо гармонирует с типичными для других патриархальных преданий картинам мирной жизни этих полукочевых племен. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010