В десятый день я был уже здоров и тогда написал и послал к графу Толстому письмо о рукописной Библии, взятой Тишендорфом из библиотеки Синайского монастыря. 16, воскресенье. В Константинополь приехал посвященный в Риме болгарский патриарх Иосиф Сокольский. Он неучен и глуп, но его окружают умники. (Тот самый, который впоследствии изменил папе и жил в Киево-Печерской Лавре на покое, получая жалованье от нашего правительства. Я знавал его тут с 1865 года по 1878, когда был викарным епископом в Киеве). 18, вторник. Пословица говорит: «Утопающий хватается и за соломинку». А я, утопая, надумал ухватиться за руль, но и он не спас меня. Это иносказание мое поясняется письмом моим, посланным сегодня из Константинополя к великой княгине Марии Николаевне. Я на Афоне 22, Великая Суббота. Что будет, то будет. А мой долг делать свое дело. Сей долг еще раз привел меня на Афон. Сегодня я в два часа пополудни ступил на берег этой горы у пристани русского монастыря Пантелеймоновского. Проведу здесь Пасху и потом отправлюсь в Карею и лавру св. Афанасия Афонского . Sic volo 137 . Апреля 23, Пасха. Во время вечерни 20 иеромонахов читали уставное Евангелие, растянувшись прямой линией от алтаря до западных дверей храма. У каждого из них было печатное Евангелие в бархатном переплете с серебрянопозлащенными образками. Богаты русские монахи! 29, суббота. Из Руссика я выехал в Карею в одиннадцать часов пополуночи и здесь в час пополудни уже отдыхал в подворье сего монастыря, предъявив поручительное письмо Вселенского патриарха от 27 ноября 1860 года священной общине, управляющей всеми афонскими обителями. Правительственная община, согласно с этим письмом патриаршим, снабдила меня своим достодолжным и любезным посланием ко всем обителям афонским, прося их принимать меня братски и способствовать моим ученым занятиям. И так во мне прибавилось весу пуда полтора. Толстяк, значит? Да. 30, воскресенье. На Афоне, кроме монастырей и скитов, находится весьма много келий, вроссыпь построенных в Карее и на участках земель монастырских. Во многих из них есть маленькие церкви, даже старинные. Не останешься внакладе, если побываешь в этих кельях. В иной продадут тебе рукопись старинную, даже очень хорошую и надобную для расширения точных знаний; в другой увидишь старинные иконы или снимки со стенных изображений; в третьей посмотришь, как пишут образа афонские иконописцы. Я во время первых двух путешествий моих по Афону бывал в некоторых кельях. Ныне же ходил в карейскую келью иеромонаха Макария иконописца и рассмотрел у него верные снимки с икон и со стенных изображений, находящихся в протатско-карейском соборе, в Ватопеде, Хиландаре и старом нагорном Руссике. Эти изображения отподоблены были на бумаге блаженной памяти учителем сего Макария иеромонахом Вениамином в 1806 и 1816 годах. Всех их лучше:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В самом деле, этот праздник он называет ορτ, без определенного члена. Греческое ορτ по своему значению вполне соответствует еврейскому а‘церет‘, а этим именем, равно как в сирийской его форме ’Аσαρθ, евреи, называли праздник пятидесятницы 56 . Таким образом, очень может быть, что ορτ у евангелиста Иоанна (51) есть имя не нарицательное, а собственное, почему и употреблено без члена. К тому предположению может вести и употребление в данном месте глагола ναβανω (взыде Иисус во Иерусалим, греч. – νβη ες εροσλυμα; Вульг. – ascendit Ierosolymam), так как этот глагол обыкновенно употребляется в евангелиях обыкновенно тогда, когда идет речь о путешествиях в Иерусалим на праздники 57 (напр. Лк.2:42 ). Собираться в праздник пятидесятницы, в Иерусалимском храме побуждало евреев не одно желание возблагодарить Господа за окончание весенней жатвы, но также и то, что в пятидесятницу вспоминалось синайское законодательство. Правда, прямых библейских указаний на то, что закон был дан евреям при Синее именно в 50-й день по их выходе из Египта, мы не имеем, так как Исх.19:1 говорит только весьма неопределенно, что «сыны израилевы пришли в пустыню синайскую в третий месяц по исходе из земли египетской, в самый день новолуния», после чего на третий день был дан им закон ( Исх.19:16 ); – но по преданию, единогласно принимаемому толкователями Священного Писания , как древними так и новыми, как еврейскими так и христианскими, пятидесятый день после выхода евреев из Египта был днем, в который изречено было десятословие 58 . Впрочем, в Библии можно находить, по крайней мере, некоторые намеки, что древние евреи еще в период царей вспоминали великое событие при Синае в день пятидесятницы. Мы разумеем 2Пар.15:8–15 . Здесь повествуется, что Аса, царь Иудейский, «изверг мерзости языческие из всей земли иудейской, и вениаминовой, и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень, и собрал всего Иуду, и Вениамина, и живущих с ними переселенцев от Ефрема, и Манассии, и Симеона, потому что они во множестве перешли к нему от Израиля, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Важны не послания, а важно то, кого патриарх поминает на литургии и с кем он решится вместе принять Св. Тайны» 371 . Последний аргумент митрополита Сергия был весьма резонен. Впрочем, вполне можно представить, что если бы какой-нибудь Вениамин (Муратовский) или Серафим (Руженцев) оказался тогда в Стамбуле, его бы допустили и до одной Чаши с Вселенским Патриархом. Но обстоятельства этому не содействовали: Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б)–РКП(б) не позволяла, невольно спасая тем самым Фанару остатки чести. Что же касается официального представителя Константинопольской Патриархии в Москве, то от его чести не осталось ничего. Поспособствовал этому пресловутый «квартирный вопрос». Местному домоуправлению надоело пререкаться с ним по поводу квартплаты, кухни и других мест общего пользования, и оно решило вообще с ним, как злостным неплательщиком, распрощаться. Во ВЦИК было сообщено, что «гр(ажданин) Димопуло, имея возможность, по мнению Общ[его] Собрания, платить, не платил за отопление, а посему [собрание] постановило: взыскать с гр. Димопуло недоимку и выселить» 372 . 14 октября 1926 г. он был вызван в суд, куда, однако, сам не пошел, а отправил «доверенного», который предъявил там «соответствующие документы». Однако в ответ этому неназванному лицу заведующим домоуправлением (неким А. Сосковым) было заявлено, что «эти документы не имеют значения, так как в данное время гр. Димопуло не является Представителем Вселенского Патриарха и должен рассматриваться судом просто как гр. Димопуло». Формально истец был прав, поскольку на свою должность архимандрит Василий был назначен Патриархом Григорием VII, который к тому времени уже почти два года как скончался, а его преемник Василий III почему-то не обновил верительную грамоту своего московского представителя (или тот сам об этом не позаботился). Озадаченный судья отложил разбор дела до 25 октября 373 . Реакция «гражданина» Димопуло на вызов в суд была бурной. В тот же день, 14 октября, он обратился в обновленческий «Синод» с требованием подтвердить его «подлинное представительство в СССР как от КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА ГРИГОРИЯ VII, так равно и от АРХИЕПИСКОПА СИНАЙСКОГО ПОРФИРИЯ II-ro».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гордость подвела Ровоама, как всегда подводила всех. Народ разошелся по домам, отказавшись признать Ровоама царем, а его начальника над податью закидали камнями. И десять колен во главе с племенем Ефрема провозгласили царем Иеровоама, лишь колена Иуды и Вениамина остались верны династии царя Давида. Так исполнилось пророчество Бога, открытое пророку Ахии, и свершилось наказание за отступничество Соломона. Ровоам собрал войска, чтобы вести войну с Иеровоамом, но пророк Самей запретил народу воевать, ибо разрушение царства было от Бога. С тех пор Израиль оставался в расколе до самого Вавилонского плена, и это разделение остается на Израиле и поныне. Преступление Иеровоама (3Цар. 12, 26–33; 13, 14) После разделения царств Иеровоам совершил тяжкое преступление против Бога. Он решил, что сохранение единого места поклонения Господу в Иерусалиме приведет к потере им власти, и ввел новый культ. Были сооружены два золотых тельца, которые были поставлены в Вефиле и Дане. И царь сказал: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта. Так было повторено преступление евреев у Синайской горы. Иеровоам прогнал левитов, установил новые праздники и поставил новых незаконных священников, отплатив черной неблагодарностью Богу за все Его благодеяния. И Божие вразумление не заставило себя долго ждать. 15 була (октябрь – ноябрь), в первый новоустановленный праздник тельцов, Иеровоам совершал курение перед истуканом. И тут подошел пророк, посланный Господом из Иудеи, и, обращаясь к жертвеннику, сказал: – Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: вот родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и он убьет жрецов твоих, и осквернит тебя. И вот знамение, что произойдет это: вот этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется. И тотчас жертвенник рухнул, и пепел его рассыпался. Иеровоам в ярости протянул руку, показав на пророка, и приказал арестовать его. Но протянутая рука одеревенела так, что он не мог ею пошевелить. Испуганный царь просил пощады, и по молитве пророка рука исцелилась. Иеровоам пригласил его к себе, желая задобрить, но тот ответил, что Бог запретил ему есть и пить что-нибудь на этом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Господь» отверз нам неисходную темницу смерти — «исходища смертная» (см. Ис. 45:2) и Своею смертью Он должен был спасти людей. Такова-то жизнь смертных, что Господь не иначе исшел от нее, как только смертью (Августин). Пс.67:22.   Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. «Бог сокрушит» демонов, которые замечают даже самый тонкий, как волос, грех человека (Феодорит). Пс.67:23.   Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. «Васан» — есть срамота, которая является следствием греха. Поэтому от греха и из «глубин морских» , т.е. от множества зол извлек человека Христос силою Креста Своего (Василий В., Феодорит). Пс.67:24.   Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес твоих от враг от него. Псалмопевец изображает потоки крови (врагов Божиих) и попираемых мертвецов, трупы которых остались брошенными в снедь псам (см. Ис. 63:3). Повествование показывает совершенное поражение врагов Церкви Христовой (Феодорит). Пс.67:25.   Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. Пс.67:26.   Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. Пс.67:27.   В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. В буквальном смысле говорится здесь о торжественном «шествии» кивота Божия по пустыне Синайской. Мария, сестра Моисея, с хором святых жен пели победные песни Богу и говорили: «поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1). Об этом вспоминает Давид, говоря: «посреде дев тимпанниц» . «В церквах благословите Бога» . Праздник не там, где шутки, пьянство, блудные песни и пляски; но праздник Святой, приличный христианам, там, где молитвы, песнопения, умилостивления, где божественные песни, укрепляющие души. «Церковь» есть жилище только для Бога, в которой прославляется Бог «от источник Израилевых» — пророческих и апостольских книг. Может называться церковью и очищенная душа каждого верующего человека (Златоуст). Пс.67:28.   Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Душевные же и телесные страдания И. Христа начались вместе с Его земною жизнью, и Боже мой! Сколько самоотвержений, сколько борений, сколько противностей, сколько огорчений, сколько горестей внутренних должен был перенести И. Христос! Евангелие не описывает подробно всяческих страданий И. Христа, впрочем, потому, что скорее можно исчислить и описать каждую песчинку всех миров, нежели исчислить все душевные страдания И. Христа; но Евангелие замечает только некоторые из таковых случаев, и мы здесь, по возможности, исчислим оные. И. Христос, Царь небес и земли, рождается в нищете, от убогой Матери, в пещере, среди зимы, и лишенный всякой человеческой помощи, ибо мнимый отец Его был бедный плотник; Тот, Кого не могут вместить небеса, – вмещается в самое тесное пространство яслей; Тот, Кто всегда был, есть и будет, – стал временным младенцем; Тот, Коего силою и крепостью воздвигнуты громады миров, – был слабый младенец; Тот, Кто дал Моисею закон на горе Синайской и Кто всякому начертавает закон на сердце, – подвергается кровавому закону обрезания; за Того, Кто пришел искупить мир, – Мать Его платит выкуп, как платили беднейшие родители за своих первенцев; Того, Кто в деснице Своей имеет и хранит жизнь всех тварей, – Ирод ищет убить; Тот, от лица Коего некогда побегнут небо и земля, – должен был бежать во Египет; Тот, Коего манию повинуется все во вселенной, – Сам повинуется Своей твари; Тот, Кому служат тьмы Ангелов, – служил мнимому отцу своему, как добрый сын, и Своими руками труждался и делал; Тот, Кому небеса – престол, земля – подножие, – не имел уголка на земле, где бы мог подклонить главу Свою; Тот, Кто все сокровища миров имеет в руке Своей, – был самый беднейший человек; Тот, о имени Коего некогда поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, – попустил диаволу искушать Себя; Тот, Им же цари царствуют и Кто есть Всемогущий Царь небес и миров, – платит дань царю земному, как подданный. Всякое слово будет слабо для изображения духовных и душевных страданий И. Христа, как Богочеловека!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Евр. 12, 16 – 17. Преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения. Клин, 2001, с. 14. Житие схиархимандрита Исаакия I (Антимонова). Издание Введенской Оптиной пустыни, 1995, с. 30 – 31. Последование малого образа, еже есть мантия. Издание СпасоПреображенского Валаамского монастыря, 1998, с. 6 – 21. Слова о. Иоанна Кронштандтского. Цит. по митр. Вениамин (Федченков). Письма о монашестве. М., 2003, с. 55. Выражение св. Григория Нисского. Перевод А. Штейнберга. Еф. 5, 1. Свт. Амвросий Медиоланский. О девстве и браке. М., 2000, с. 16 – 17. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Указ. изд., с. 162. Карл Густав Юнг. Психология бессознательного. М., 2003, с. 24 – 34. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 198 – 199. Преподобного отца Иоанна игумена Синайской горы Лествица. М., 2001, с. 126. Преп. Максим Исповедник. Избранные творения. М., 2004, с. 260. 1 Кор. 7, 9. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 95. Лествица, указ. изд., с. 122. Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 576. Преп. Максим Исповедник, указ. изд., с. 270. Творения аввы Исаака Сирианина. Сергиев Посад, 1911, с. 231. Прекращение благодати – причина всех отступничеств, от Иуды до какогонибудь Долумана в ХХ веке: Бог отнимает веру, не допуская величайшему Своему дару стать бисером под ногами свиньи. Святитель Игнатий. Собр. соч. т. V , с. 360 – 361. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 2000, с. 91. Св. Григорий Нисский. О девстве. Указ. изд., с.132. Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Указ. изд., т. 1, с. 236. Иоанн Кассиан, указ. изд., с. 93. 1 Кор. 7, 33. Святитель Григорий Нисский. О девстве. В кн.: Что значит имя христианин. М., 2000, с. 97 – 110. Евагрий монах. Наставление девственницам. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 617. Св. Григорий Палама. К старице Ксении. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 263. Перевод М. Лозинского. Лествица, указ. изд., с. 32 – 33. Благая часть. Беседы с монашествующими. Екатеринбург, 2003, с. 107.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

Из указанных явлений Господа Моисей обстоятельнее останавливается на Синайском законодательстве, как имеющем особенно важное значение для Израиля. Через Синайское законодательство Израиль сделался народом избранным, людьми святыми (ср. Исход 19:5–6), народом Господа. Господь сделался царем Своего народа, выражая Свою волю в законных постановлениях старейшин. Стихи 6–25 Моисей благословляет народ, перечисляя его, подобно патриарху Иакову, по коленам. Первыми упоминаются Рувим и Симеон (в еврейском тексте имя Симеона опущено). Благословение Моисея Иуде в ближайшем смысле заключает в себе молитву, чтобы Господь слышал прошеная Иуды, был помощником его в борьбе с врагами. В духовно-таинственном смысле благословение предуказывало явление Мессии, по плоти происходящего от Иуды, и победу Искупителя человечества над духовными врагами. Далее Моисей благословляет Левия, Вениамина, Иосифа, Завулона, Иесахара, Гада, Дана, Наффалима и Асира, каждому колену предрекая милость Господа. Стихи 26–29 Благословения свои Моисей заканчивает обращением ко всему Израилю. Указывая на величие Бога избранного народа, обитающего на небе, но показывающего Свое всемогущество в чудном устройстве видимого мира, Моисей говорит, что под покровительством Господа Израиль победит своих врагов, поселившись обособленно, он будет пользоваться благами земли обетованной. 17. Смерть Моисея (Втор. 34) Стихи 1–4 Перед своею смертью Моисей взошел с равнин Моавитских на вершину горы Нево (слав. «Наван») – Фасги. Показав ему отсюда землю обетования, Господь сказал, что Моисей может только видеть эту землю, но не может войти в неё. Стихи 5–7 После этого Моисей скончался и был погребен близь Бефегора (слав. »дому Фегорова«), но место его погребения оставалось неизвестным. Косвенным ответом на вопрос о тайне в отношении места захоронения вождя еврейского народа служит указание святого апостола Иуды на спор архангела Михаила с дьяволом «о Моисееве телеси» ( Иуд. 1:9 ). Святые отцы и учители Церкви понимают это указание в том смысле, что дьявол, зная склонность евреев к идолопоклонству, желал строить Моисею пышное погребение, чтобы могила величайшего из ветхозаветных пророков была известна народу. С течением времени евреи могли обоготворить Моисея, сделать его могилу местом идольского поклонения. Архангел же Михаил, хранитель народа еврейского именем Господа запретил дьяволу открывать место погребения Моисея. VIII. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Как на беду для архимандрита Василия, архиепископ Порфирий к тому моменту тоже скончался, и никакого юридически значимого документа от Синайской архиепископии у Димопуло не было (официальное подтверждение о назначении его представителем еще и Синая последовало лишь в письме Патриарха Василия от 5 ноября 1927 г. 374 ). Но грек решил задавить мощью своих представительских полномочий и далее присовокуплял: «... в последнее время, ввиду предстоящего отъезда архимандрита ПАВЛА, вызываемого Александрийским Патриархом МЕЛЕТИЕМ, его полномочия, как Представителя Александрийского Патриарха, возлагаются на меня» (разрядка Димопуло. – свящ. А.М.). Самой телеграммы Патриарха Мелетия архимандрит Василий при этом не приводил, видимо догадываясь, что в суде она ему не очень поможет. Надежда оставалась только на раскольнический лжесинод, который надо было побудить к активным действиям в защиту своего почетного члена. «Я полагаю, – стращал Димопуло обновленцев, – что допущение на суде подобных выступлений может весьма неблагоприятно отразиться на дальнейшей деятельности СВЯЩЕННОГО СИНОДА, окруженного враждебным лагерем староцерковников и не только в пределах СССР, но и за границей в эмигрантских кругах». Иными словами, Димопуло давал раскольникам понять: они повязаны с ним уже настолько крепко, что он сумеет разделить с ними все возникающие «неблагоприятное™», и если они за него срочно всеми силами не походатайствуют, то он один бедствовать не будет, а потянет за собой всю компанию. «Без сомнения, – продолжал он, – такое явление встревожит и ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХА, который верит и надеется, что СВЯЩЕННЫЙ СИНОД Р.П.Ц., связанный братским общением и молитвенным единением со ВСЕЛЕНСКОЙ МАТЕРЬЮ ЦЕРКОВЬЮ, проявит со своей стороны всегда все имеющиеся в его распоряжении меры к ограждению интересов ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА в лице его ПРЕДСТАВИТЕЛЯ в СССР» 375 . В такой ситуации обновленцам волей-неволей пришлось энергично заступаться за своего греческого партнера. 19 октября 1926 г. «Синод» за подписями своего председателя лжемитрополита Вениамина и секретаря С.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кающийся должен изменить свое прежнее небрежное отношение к людям. Он обязан быть к ним милостивым и человеколюбивым. «Припрягший к смирению щедрость несется к Богу быстрей Лидийской колесницы» 2241 . Говоря литургическим языком, подвизающийся в посте «зажигает светильник души огнем добрых дел» 2242 , когда дает голодным хлеб, бескровным – приют и с любовию питает их, как пророк Елисей сынов пророческих. По Писанию, в Божие Царство входят полагающие свои сокровища в руки бедных. Милуя нищих, они взаймы дают Богу, Который воздает им за благотворение с божественной щедростью. Елей благотворения усиливает у постящихся горение любовью к Богу, привлекает к ним особое милостивое Божие благоволение. Господь подает им вместо земного небесное, вместо розданного ими хлеба – пищу благодати; взамен тленной одежды, данной нищим, – ризу благодатного света 2243 . Смирением, молитвою и милосердием постящиеся как бы самораскрываются для восприятия Божией благодати, и Господь благодатно согревает и просвещает богоустремленных. За мужественное перенесение болезненных трудов воздержания они украшаются свыше благодатию поста и цветут постническими добродетелями 2244 . Каноны и стихиры Постной триоди неотразимо сильно влекут к пощению напоминанием о многих богоносных постниках ветхозаветного и новозаветного времени, начиная с Богочеловека Господа Иисуса Христа. Христос Спаситель личным примером сорокадневного пощения освятил и узаконил для всего человечества дни поста как средства преодоления диавольских козней, лукавых уловлений и вражеских стрел 2245 . Из дали веков выступает, например, образ чудного Еноха, воздержанием преложившегося от земли на небо 2246 . Прекрасный Иосиф постом избежал смешения с беззаконной женой Пентефрия и получил царство 2247 . Гедеон воздержанием и молитвою только с тремястами мужей побеждает мадианитян 2248 . Пост явил духовно цветущим пророка Самуила, воспитал великого храбреца Самсона, усовершал ветхозаветных священников и пророков 2249 . Божественный Моисей, очищенный постом, творил множество чудес, жезлом разделил Чермное море и людей сорок лет питал в непроходимой пустыне 2250 . На Синайской горе он очами своей постнической души зрел Бога, был собеседником Зиждителя, удостоился говорить с Ним лицом к Лицу и принимать слухом голос невидимого пречистого Бога. Постившийся Моисей принял от Бога скрижали Завета, был Законописателем 2251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010