Кроме того, через общение с людьми порой открывается такое, что, может быть, я и представить себе не мог. Одно из моих последних путешествий было связано с посещением очень отдаленных районов России, в том числе острова Беринга, находящегося в гряде Командорских островов. Мы летели туда с большими трудностями, в семибалльный шторм, над холодным океаном... Все как-то настраивало на некое особое восприятие жизни; думалось: «сейчас прилетим и увидим нечто совершенно отличное от всего, что есть в России…» И как же я был удивлен и тронут, когда увидел людей со светлыми лицами — алеутов и русских; когда увидел многодетных мам, каждой из которых вручил премию, подарок и орден; когда почувствовал теплоту молитвы людей во время закладки храма; когда посетил замечательную школу, совсем недавно построенную по указанию нашего премьера Владимира Владимировича Путина. Да, школа вполне могла быть и красивой, и хорошо оснащенной, но оказалось, что и дети там на уровне московских школьников! И я понял, что не так уж много всего нужно, чтобы поддержать жизнь в этом регионе. Конечно, существует целый ряд технических проблем, но о них я сейчас говорить не буду, да и не было моей задачей выявлять технические проблемы. А вот в духовном плане нужно, конечно, активизировать церковную жизнь, нужно обеспечить возможность изучать Основы православной культуры, нужно, чтобы священник тесно работал с этими людьми. Ну, из каких бумаг и документов можно было все это почерпнуть? Да невозможно — только из того, что ты сам видишь. И я мог бы продолжать и сказать то же самое о Корякии, о Петропавловске, о Сахалине, о Якутии… На меня очень сильное впечатление произвел настрой людей в Якутии — как будто и нет там морозов, экстремально холодного климата. Веселые, инициативные люди, замечательная интеллигенция. Построен прекрасный духовно-культурный центр, который в будущем должен непременно стать семинарией, где готовились бы священники, миссионеры, в том числе для народов Севера и Дальнего Востока, — чтобы у нас возрождались традиции святителя Вениамина, митрополита Московского, чтобы культура людей прорастала христианским посланием. Могу на эту тему говорить очень долго, но вижу, что скопилась большая очередь, поэтому позвольте на этом закончить.

http://patriarchia.ru/db/text/1300471.ht...

1302 Автор повторяет ошибку, о которой сказано выше (примеч. 1277). О. Леонид вернулся в 1859 г. из Иерусалима в Оптину пустынь. 1303 Оболенский Дмитрий Александрович (1822–1881), князь – директор Комиссариатского департамента Морского министерства (1853–1863), на который была возложена работа по сбору пожертвований на улучшение быта русских паломников в Иерусалиме (1858). Первый председатель Палестинского Комитета (1859). 1304 Этот момент учитывал, видимо, рекомендуя Леонида в начальники РДМ, митрополит Московский Филарет (Дроздов) . «Архимандрит Леонид, – писал он позже обер-прокурору Св. Синода графу Д.А. Толстому, – не сторонник своего предшественника (Кирилла, епископа Мелитопольского), потому что вышел из состава членов Миссии по неудовольствию и в России не оказывался его сторонником» (цит. по: Дмитриевский А.А. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. М.-СПб., 2009. С. 186). 1305 Допущенная однажды Хитрово фактическая ошибка, будто бы Леонид до назначения начальником РДМ был настоятелем посольской церкви в Константинополе (см. выше примеч. 1302), вновь и вновь искажает ему всю ретроспективу и ведет к неверной оценке событий. Тем более, некорректно было приписывать весь получившийся снежный ком недоразумений самому о. Леониду. 1306 Пятнадцать лет спустя Б.П. лично мне высказал то же мнение в несколько более резкой форме: «Начальником Духовной Миссии должен быть поп с двенадцатью детьми». – Примеч. В.Н. Хитрово . – Видимо, В.Н. Хитрово слова Мансурова в подстрочном примечании приводил по памяти, почему ему и казалось, что он слышал их лично. Слова эти приводит архимандрит Леонид в письме к Василию Николаевичу от 9 апреля 1879 г., в разгар борьбы с новой попыткой Мансурова и его Палестинской Комиссии закрыть Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме: «Да, я вижу, что надо сделать. Прогнать отсюда монахов и назначить сюда попа с 12 человек детей – и тогда все будет хорошо» (цит. по: Дмитриевский А.А. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. М., СПб., 2009. С. 245). 1307 Вряд ли можно говорить о спешке и экстренной ситуации, если Леонид был назначен в ноябре 1863 г., а прибыл в Иерусалим через полгода – в мае 1864 г. К тому же членов Миссии он выбирал сам, т. е. речь может идти только о неумении разбираться в людях. Неверно и то, что «в Иерусалиме никого не осталось». Достаточно напомнить, что в РДМ оставался иеромонах Вениамин (Лукьянов) – к тому времени старожил почти с 20-летним иерусалимским опытом, который был отстранен от служения именно с приездом Леонида (он будет восстановлен потом в правах члена Миссии архимандритом Антонином – с большим трудом, лишь в 1870 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

изводе церковнослав. языка (в основанном хорватами-глаголяшами Эммаусском мон-ре во все время существования богослужение совершалось на хорват. изводе церковнослав. языка, использовались хорват. книги Свящ. Писания). В подтверждение этой гипотезы следует заметить, что сербохорват. элементы не встречаются в др., кроме библейских, атрибутируемых Вениамину текстах - в «Слове кратком противу тех, иже в вещи священныя, подвижныя и неподвижныя, вступаются и отъимати дерзают» (публ.: Попов А. Н. Библиографические материалы. М., 1901. Вып. 21) и в переводе компиляции из сочинений Лактанция (публ.: Ромодановская В. А. Сочинения Лактанция в переводе русских книжников рубежа XV-XVI вв.//ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 407-434). После завершения 1 авг. 1493 г. перевода библейских книг с латыни началось их распространение отдельными сборниками. Наиболее интересен в этом отношении 2-томник из б-ки Иосифова Волоколамского мон-ря (РГБ. Ф. 113. 9, 11) новгородского происхождения, написанный одной рукой и датируемый 2-й пол. 90-х гг. XV в.,- единственный полный отдельный список лат. книг Г. Б., современный переводу. Манускрипт содержит запись: «Се тетрати писаны на Иосифа на Волок». Рукопись РНБ. НСРК Q 645, 90-е гг. XV в., представляет собой 16 плохо сохранившихся отдельных листов, вырезанных из единого блока, содержавшего Книги 1-2 Ездры и Неемии. Свидетельства бытования переведенных с латыни библейских книг в самостоятельных тетрадях сохранили неск. более поздних рукописей: ГИМ. Син. 251 (Прем), ГИМ. Увар. 521 (3 Езд), РНБ. Соф. 1454 (21 гл. 1 Пар, книги Тов и Иф с предисловиями; до 1775 рукопись принадлежала Кириллову Белозерскому мон-рю). Особое положение среди сборников лат. переводов занимает манускрипт РНБ. Погод. 84 (Погодинский сб.) - список с черновика перевода лат. библейских книг. Порядок расположения текстов в нем неслучаен. Сборник начинается с Книги премудрости Соломона, отдельные чтения к-рой были известны по слав. Паремийнику, далее следуют восполняющие старый перевод главы из Книг прор.

http://pravenc.ru/text/162049.html

Итак, в настоящем месте пророческое слово повествует нам о случившемся во времена царствования Озии с потомками Иуды и Вениамина и с десятью коленами, жившими в Самарии, которые именовались и Ефремом, а также и Израилем. Поскольку же все пророчество совершилось во времена четырех царей, то пророк полагает и необходимо обозначает случившееся во времена каждого из них, предлагая превосходнейший порядок видений или своих речей. Таким образом, по смерти Азарии, который есть и Озия, наследовал царство Иоафам, преследовавший цели и начинания своего отца. Ибо и о нем говорится, что он сотвори правое пред Господем, как и Озия ( 2Пар.27:2 ; сн. 4Цар.15:34 ): обаче высоких не разори: еще людие кадяху на высоких ( 4Цар.15:35 ). И Озия пытался, вопреки должному, священнодействовать Богу и совершить каждение, по каковой причине и поражен был проказою. Иоафам же не так. Когда же и он кончил жизнь, ему преемствовал на царстве Ахаз, между тем как над Израилем, то есть над двенадцатью коленами царствовал Факей, сын Ромелиев. Этот последний воздвиг войну против Ахаза и Иуды, и в один день побил сто двадцать тысяч. Ибо разгневался Бог всяческих на нечестие Ахаза, о котором в четвертой книге Царств написано, что он ходи в пути царя Израилева ( 4Цар.16:3 ); потому что он был муж нечестивый и служил идолам, и детей своих преведе сквозе огнь, совершая каждение нечистым демонам ( 4Цар.16:4 ). Итак, во времена царствования его собрались войною против Иерусалима и Иуды сам Факей, сын Ромелиев и Раассон, царь Арама, то есть Сирии, и пришли с целью опустошения; однако не взяли города. Устрашившись же невыносимого нашествия, Ахаз собирает множество денег, посылает послов к царю Ассирийскому Феглафелласару и просит его помочь ему и пойти войною против Раассона, что и приведено было в исполнение. Царь Ассирийский, пришедши, взял Дамаск, и умертвил и Раассона ( 4Цар.16:5–9 ). Когда же скончался и Факей, сын Ромелиев, царствовавший в Самарии над Израилем, после него наследовал царский скипетр Осия, сын Илы, во время царствования которого пришел в Самарию Салманассар Ассирийский и взял ее всю, а Израиля отвел пленником и поселил на горах Персидских и Мидийских ( 4Цар.17:3,5,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил заседание итогового Ученого совета Минской духовной семинарии в 2022/2023 учебном году 7 июня 2023 г. 12:50 6 июня 2023 года в актовом зале Минской духовной семинарии прошло завершающее заседание Ученого совета 2022/2023 учебного года, которое возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . В работе заседания приняли участие архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич и преподаватели семинарии. Открыл заседание Патриарший экзарх всея Беларуси. Протоиерей Виктор Василевич объявил об изменениях в составе администрации духовной школы. Заведующим отделением церковных искусств назначен иерей Артемий Кирко с оставлением в должности заведующего отделением заочного обучения. Преподаватель И.К. Тимошенкова назначена куратором квалификации отделения церковных искусств «Регент церковного хора», а преподаватель Д.А. Веретенников — куратором квалификации «Иконописец». Проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев сообщил о научных форумах, организованных Минской духовной семинарией в течение учебного года, а также об участии преподавателей и студентов в других научных конференциях, выступлениях преподавателей с публичными лекциями, о выступлениях в семинарии с публичными лекциями приглашенных лекторов, о подготовке и выпуске семинарией научных изданий — «Трудов Минской духовной семинарии» и «Белорусского церковно-исторического вестника», монографий преподавателей. В ходе обсуждения доклада Патриарший экзарх обратил внимание на необходимость координации деятельности по церковному краеведению в епархиях, монастырях и приходах Белорусского экзархата с участием Минской духовной семинарии. Владыка призвал также уделить внимание систематизации творческого наследия приснопамятного профессора протоиерея Сергия Гордуна. Митрополит поблагодарил доцента А.В. Слесарева за труды, поздравил с успешной защитой докторской диссертации, результаты который были утверждены Святейшим Патриархом Кириллом, и объявил о предстоящем вручении докторского диплома.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Неясна религиозная принадлежность главного героя фильма - школьника Вениамина. Серебренников дает ему следующую характеристику: «Он просто играет - играет роль такого православного шахида. Но люди на это реагируют, пугаются и начинают думать, что за ним - сила, что он знает какую-то тайну». Кинообозреватель «Труда» Леонид Павлючик не связывает Вениамина с Православием: « Не будет ли предпринята попытка со стороны православных активистов устроить обструкцию и фильму " Ученик " ? Не думаю. Кирилл Серебренников - художник тонкий, умный, остро чувствующий нерв времени и умеющий при этом в своих произведениях пройти по лезвию бритвы, не сваливаясь в опасную односторонность взглядов и оценок. Его фильм, как и раньше спектакль, направлен не против веры, а против веры слепой, фанатичной, дремучей, нерассуждающей. Не против православия, а против различных форм религиозного экстремизма, независимо от того, к какой конфессии оголтелые неофиты, подобные Вене, себя причисляют». Вениамин противостоит школьному священнику: «Мы даже, - сообщает режиссер , - приглашали священника для консультации по текстам, которые произносит наш герой отец Всеволод. В пьесе " Мученик " Мариуса фон Майенбурга действует протестантский священник. И тексты у него совершенно иные. Нам же надо было найти оригинальные документальные тексты, близкие нашей реальности». Небезынтересно узнать, о каком священнике-консультанте идет речь. Преподаватель Русской христианской гуманитарной академии Григорий Исаакович Беневич представил любопытный религиозный анализ противостояния школьника Вениамина и отца Всеволода. Примечательно, что его заметку, не сопровождая необходимым комментарием, опубликовал на своей страничке в «Живом журнале» протодиакон Андрей Кураев. Означает ли это непривычное молчание обычно говорливого миссионера его полное согласие с позицией религиоведа Беневича? Очень хотелось бы получить на этот вопрос исчерпывающий ответ. Несмотря на мое несогласие с основными доводами религиоведа Беневича, справедливости ради стоит признать, что он, без всякого преувеличения, написал одну из самых глубоких и вдумчивых рецензий на «Ученика».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/01/ve...

1/14 мая 1903. Четверг. Токио. В одиннадцатом часу утра был уже у себя дома на Суругадае. Нашел на столе между другими письмо о. Вениамина вместе со списком церковных вещей, сданных на хранение нагасакскому консулу князю Гагарину, и с подписью князя, что вещи им приняты. Значит, мне остается только послать ему дорожные в Россию. Послал в банк Мицуи чек на 250 ен в уплату долга в контору сего банка в Кёото и получил мою расписку, уже высланную оттуда. Пришлось много раз и разным рассказывать об освящении Храма в Кёото, чем все так интересуются и чему радуются. В мое отсутствие померла и похоронена мать о. Романа Циба, долго лежавшая в постели старушка, о чем, впрочем, я получил телеграмму, будучи в Кёото. 2/15 мая 1903. Пятница. Целый день справление корреспонденции: послал о. Вениамину в Нагасаки дорожные в Россию и прощальный привет ему; написал об увольнении его донесения в Святейший Синод и в Совет Миссионерского Общества, также о. Феодору Быстрову – последнему с выпискою нескольких мест из письма ко мне князя Гагарина. 3/16 мая 1903. Суббота. Послал письмо о. игумену Пантелеймону, настоятелю Мироносицкой Пустыни в городе Царевококшайске, Казанской губернии. Зову его сюда. Пусть подает прошение в Святейший Синод о назначении его членом здешней Миссии, если желание его не переменилось и если нет других препятствий. Господь Бог да сотворит Свою Волю о нем! Кирилл Мори, кончающий курс в Семинарии, сын покойного о. Никиты, приходил просить об отправлении его в Академию, да как хитро! – Я буду там на своем содержании, – говорит. – Где же вы возьмете его? – спрашиваю. – Одно лицо будет давать мне. – Это так же, как Даниила Кониси? Богач Козаки, его родной отец, обещал содержать его в Академии и обманул, предоставив мне лично тратиться на то; и мне воспитание Кониси в России стоит около двух тысяч рублей, а он еще, вернувшись, тоже обманул – бросил службу Церкви. Не хотите ли повторить эту историю? Только я не согласен. – Меня будут содержать не японцы. – Кто же? – Не могу сказать. Мне он запретил это.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

ЖУРНАЛ 33 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 14 апреля 2022 года 1-27).   ЖУРНАЛ 34 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении Устава Белорусского Экзархата. Справка: Согласно Уставу Русской Православной Церкви: «Синод Экзархата принимает Устав, регламентирующий управление Экзархатом. Устав подлежит одобрению Священного Синода и утверждению Патриархом Московским и всея Руси» (XIII.6). 20 мая 2022 года Синод Белорусского Экзархата, одобрив новую редакцию Устава Белорусской Православной Церкви, постановил ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом об утверждении этой новой редакции. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить журнал Синода Белорусского Экзархата от 20 мая 2022 года 28). 2. Одобрить представленный Устав Белорусской Православной Церкви и просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла утвердить этот Устав.   ЖУРНАЛ 35 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся заседании Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа. Справка: Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить журналы Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 29-30 марта 2022 года 1-14). 2. Преосвященному митрополиту Викентию согласовать предварительно рассмотренный Синодом Округа текст «Положения о наградах Среднеазиатского Митрополичьего округа» с Патриаршей наградной комиссией и представить его на утверждение Патриарху Московскому и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/5930293.ht...

Отзыв о проекте «Положения о монастырях и монашествующих» По этой причине проект Положения должен быть результатом переосмысления очень многих устоявшихся традиций и обычаев, которые, как показывает практика, уже не работают, либо работают во вред и поэтому требуют исправления на основании святоотеческого предания. 26 сентября, 2012 По этой причине проект Положения должен быть результатом переосмысления очень многих устоявшихся традиций и обычаев, которые, как показывает практика, уже не работают, либо работают во вред и поэтому требуют исправления на основании святоотеческого предания. Предлагаем вниманию читателей еще один отзыв на проект «Положения о монастырях и монашествующих» , принадлежащий епископу Борисовскому Вениамину. Публикуется в авторской редакции. Всецерковное обсуждение проблем современного монашества, которое за годы гонений и неустройства претерпело значительные искажения в духовном, каноническом и практическом отношении, давно уже назрело. В этом смысле очень радует инициатива Архиерейского собора и Святейшего Патриарха Кирилла о межсоборных дискуссиях вокруг тех или иных готовящихся проектов, и особенно вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих». Данное обсуждение, в котором приняли участие многие монашествующие, не может не радовать, поскольку оно показывает глубокую заинтересованность монашества в решении насущных проблем, укрепляет единство пастырей Церкви и пасомых, создаёт дух соборного взаимопонимания, открытости, честности и ответственности. Хочется подчеркнуть, что те или иные резкие и эмоциональные высказывания и суждения, прозвучавшие при обсуждении, в какой-то мере неизбежны, поскольку они свидетельствуют о назревших проблемах. Совершенно неслучайно большинство откликов монахов и монахинь написаны анонимно: это говорит о том, что в отношениях между ними и руководителями монастырей, а также архиереями существуют некоторые проблемы, по меньшей мере, взаимное непонимание и недоверие. Преодолеть эти проблемы не так легко, и первейшая ответственность за это лежит на монахах-пастырях, которые призваны подражать Господу нашему Иисусу Христу и действовать в направлении заповеданной им любви. «Аз упокою вы», –говорит истинный Пастырь. И забота пастырей Церкви Христовой, руководителей монастырей – это проявить любовь и понимание и первыми сделать всё возможное, чтобы в Церкви был мир и взаимное доверие, чтобы младшая братия действительно ощущала пастырскую заботу и отеческое попечение, а не боялась своих пастырей, угрожающих многочисленными прещениями и ссылающихся только на принцип власти. С этой точки зрения, представляется важным умение слушать, доверять и проявлять терпимость и уважение друг к другу, независимо от занимаемых должностей, так как каждый из нас есть человек со всеми свойственными человеческой природе немощами.

http://pravmir.ru/otzyv-o-proekte-polozh...

У XXIX читання 19 травня 2023 р. 14:50 18 мая 2023 года в Минске состоялось торжественное открытие XXIX Международных Кирилло-Мефодиевских чтений на тему «Христианство и нравственные вызовы современности». На протяжении почти трех десятилетий чтения объединяют специалистов и ученых из стран ближнего и дальнего зарубежья, работающих в области богословия, истории, философии, культурологии и религиоведения. Форум стал уникальной площадкой для обсуждения научных изысканий в сфере гуманитарного знания, проблем межкультурного и межконфессионального диалога, христианской духовности и ее значения для современного мира. С приветственным словом к собравшимся обратился Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . «Вспоминая о трудах равноапостольных братьев, мы преклоняемся перед их жертвенным служением и твердостью веры. И сегодня, когда человечество стоит на пороге глобального кризиса и реальной возможности шагнуть в пропасть духовного небытия, мы особенно остро осознаем, как важно продолжать подвижническое служение святых Мефодия и Кирилла», — подчеркнул архипастырь. Его Высокопреосвященство отметил, что мир стремительно меняется, и человеку все труднее найти ответы на острейшие вопросы о своем предназначении, смысле бытия, о том, что же все-таки является добром, а что — злом, воспринять спасительную евангельскую весть. Именно поэтому нынешние чтения посвящены теме «Христианство и нравственные вызовы современности». «Процессы, происходящие в мире, характеризуются невиданными ранее динамикой и масштабом, затрагивают важнейшие устои жизни общества, человечества в целом, претендуя на трансформацию самой сущности человека, — констатировал экзарх. — В качестве оправдания этих процессов нам предъявляют все новые достижения науки, медицины, био- и социальных технологий, открывающие перед человечеством горизонты, о которых ранее нельзя было и помыслить. Декларируется, что их результатом станут повышение уровня жизни, высвобождение свободного времени, расширение сферы свободы человека для развития его творческого начала.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6028904...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010