В каком состоянии находится религиозное просвещение народа и богословское развитие пастырей Церкви в рассматриваемых нами патриархатах? Тому и другому, конечно, способствуют школы, но школы в этих патриархатах до последнего времени были в пренебрежении, а потому указанное дело не могло иметь успехов. — Что касается Александрийского патриархата, то, если не ошибаемся, до XIX в. там не было православных школ. За неимением этих последних, некоторые патриархи, как, например, Кирилл Лукарис, отправляли православных молодых людей, жаждущих просвещения, в Англию, пользуясь тем, что английское правительство само предлагало Александрийской патриархии оказывать помощь в рассматриваемом отношении. Но вскоре был закрыт и этот путь к получению образования православными юношами патриархата. Найдено было, что нецелесообразно православным учиться у неправославных. В этом отношении очень любопытно письмо патриарха Паисия (1668—1676) к какомуто англиканскому пресвитеру Вениамину (Вильяму?). " В 1673 г. мы получили от вас, — пишет Паисий, — некоторые книги и положили их в библиотеке. Потом в разные времена мы получили два письма, в коих вы писали, чтобы друзья эллинов посылали туда к вам молодых остроумных детей, способных к изучению философии и священного богословия по древнему изданию (преданию? — А. Л.), основанного на эллинских философах и древних отцах нашей кафолической Христовой церкви. Недоумевая же, каких вы разумеете отцов и какое учение, мы получили некоторую книгу под названием Исповедание Англиканской церкви, прямо противоречащую священному учению древних святых, чего мы не принимаем. Отсюда мы подозреваем, что если кто отправится к вам для учения, тот не возвратится православным. Подозревая же сие, мы не решаемся привести сего в действие. Ибо справедливость требует, чтобы учащие преподавали учащимся у них все то, что они сами думают и учат. А может ли кто правильно преподавать то, чего он не понимает и чему он не верит? Сиято пропасть разделяет тех и других. Мы с самого начала и поныне неизменно чтим божественные и священные правила св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Св. Кирилл Александрийский (в 3 кн., о поклонении) пишет: «священникам вверен престол и сущее внутрь завесы, которым так и именоватися достоит, и да сохраняют священство свое, диаконом же сие, да хранят целость скинии (сосудохранительницы), все сосуды в оной хранимые и благочиние народа». В Пост. апост. (кн. 8, гл. 11) говорится: «отроки должны стоять пред алтарем; чтобы они порядка не нарушали, один из диаконов должен смотреть за ними, а другие должны ходить по церкви и наблюдать над мужчинами и женщинами, чтобы не было между ними шуму, и не переходил бы никто с места на место, не шептались и не дремали». Итак, от диаконика и по должности, отправляемой диаконами, южные двери называются диаконскими, которые им собственно и вверялись. Северные двери иногда называются пономарскими, не потому, чтобы одни пономари ими входили и выходили: часто диаконы и священники в служении ими ходят, особенно в малом и великом выходах; но эти двери пономарскими называются потому, что вещи, за ними находящиеся, как то: уголья, вода, свечи, вверялись хранению пономарей, о чем подробнее увидим в отделе, где будет говориться о поставлении их, и двери северные вверялись хранению пономарей. Средняя и боковые двери в притворе Западные двери, ведущие из храма в притвор, в иных храмах бывают одни, а в других трои, одни средние и двои боковые. Средние западные двери у некоторых писателей называются иногда царскими, как в иконостасе, потому что они выше и шире боковых. В Священном Писании эти двери называются красными ( Деян.3:2 ). Название красных они получили от вышины, широты и красоты своей, особенно сравнительно с двумя боковыми дверями. О средних и боковых дверях смотри ниже гл. 10, §11. Двери великие в паперти Двери же, ведущие из притвора на паперть, называются великими, а иногда серебряными. Это можно видеть из Пролога на 8 сентября, где о Созонте диаконе сказано, что «постоявши в великой церкви, он пошел к красным и великим дверям». Следовательно, идя из церкви, первые – из храма в притвор были красные, а вторые – из притвора в паперть великие. Потом сказано: «идя с диаконом ко двору паперти, остановились у серебряных врат». Эти двери вели из паперти в притвор. Серебряными же названы потому, что в великой церкви обиты были серебряными досками. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Саул был якобы неизбежною жертвою иерархического честолюбия и зависти Самуила. Слишком недостаточна мотивировка действий последнего и слишком очевидно его самонравное упорство, чтобы удовлетворяться им, как законным по отношению к Саулу. Ставят на вид, при этом, и самое избрание Саула, из маленького и ослабевшего колена Вениаминова, позволявшее Самуилу в своих интересах преобладать над царем. Находят уместным, наконец, применить и сюда различные системы политическо-церковных симпатий и антипатий нового времени, видя в Самуиле представителя церковного священства, а в Сауле – светского царства, и в их отношениях своего рода прецедент драмы, разыгравшейся между папою Григорием VII и императором Генрихом IV 2412 . Нет надобности входить во все подробности разбора подобных наивных утверждений, изобличающих полное непонимание истинных основ Израильского быта. Надлежаще обстоятельное представление дела, которое мы попытаемся дать несколько ниже, само собою разоблачит нелепость —571— этих утверждений. Здесь пока достаточно заметить, что прежде всего колено Вениаминово вовсе не было, как ложно выводят из слов Саула ( 1Цар.9:21 ), одним из самых слабых и захудалых колен Израилевых. Малочисленностъ его, на которую ссылается Саул, не мешала ему быть наиболее воинственным среди других колен; не надо забывать также, что отечественный город Саула, – Гива, был одним из священных мест, где жили пророки, и где, таким образом, восприимчивый юноша легко мог навыкнуть в уроках и стремлениях высшей жизни, – быть героем и духа 2413 . Наконец, знаменательно и то обстоятельство, что Библейское описание деятельности Саула вовсе чуждо той тенденциозной односторонности, которая бы давала право подозревать Самуила в излишних предубеждениях против Саула. Писание, напротив, нигде не упускает случая отмечать блестяще добрые дела и свойства царя (см. особ. 1Цар.14:47 ), и приводит другие, в том числе наиболее недостойное из них, каково жестокое избиение Гаваонитян, ( 2Цар.11:1 и д.) лишь позднее и даже в совершенно другой связи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Блажени вы, яко не достигосте видети жизнь сию болезненную, ниже неутолимый глад сей, ниже сию нужду, обдержащую души наши» 91 Особенно тяжело и бедственно будет положение избранных Божиих, которые не покорятся антихристу. На них по преимуществу будут обращены все жестокости человека беззакония. Св. Кирилл иерусалимский говорит об этом так: «антихрист, после притворнаго своего человеколюбия, впоследствии обнаружит жестокость, особливо же к святым Божиим. Ибо сказано: зрях, и рог той творяще брань со святыми ( Дан.7:21 ); и еще в другом месте: будет время скорби, скорбь, якова не бысть, отнележе создася язык на земли даже до времене онаго ( Дан.12:1 ). Это будет лютый зверь, великий змий, непреоборимый для людей, готовый пожрать их» 92 . От жестокости и преследований этого зверя верующие христиане, как говорит св. Ипполит, скроются в места тайные и отдаленные, в горы и пустыни. Но споборники сына погибели будут и здесь отыскивать их и приводить на поклонение врагу Христову, который станет принуждать их отречься от Христа, и покорившихся назнаменует печатью своею, не хотящих же того послушать изнурит томленми и неисчетными лютыми муками 93 . Голод и крайняя скудость во всех жизненных потребностях будут составлять самое ужасное зло последних времен антихриста. Этому бедствию сперва подвергнутся те, которые не поклонятся антихристу и не примут его знамения; потому что антихрист распорядится так, что никтоже возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание, или имя зверя, или число имене его ( Откр.13:17 ). Это послужит для многих самым сильным побуждением внимать внушениям злых приставников мучителя, в руках которых сосредоточатся все блага земные, какие будут оставаться в то время, и которые станут возглашать к людям: «приидите вси и видите крепость его и силу. Сей бо и живот вам подаст, и вино дарует вам, и богатство многоценно, и чести великия, – и вси тесноты ради пищныя к нему приидут и поклонятся ему, и примут печать его, и тем даст льстец малы снеди печати ради своея скверныя» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

хощет, и луну такожде, и просто одною силою своих мечтаний все стихии – землю и море покажет пред зрящими послушными; бесы покажет, якоже ангелы света, и воинства небесныя приведет, имже несть числа, и пред всеми покажет себе на небо вземлема, с трубами и гласы и звуки неизреченными и воплем крепким, восхваляющим его неимоверными песньми, и возблистается якоже свет, иже тем начальник, и когда убо на небеса возлетит, когда же на землю сходит со славою многою» 67 . Согласно с этим изображает чудеса антихриста и св. Ефрем сирин : «многия страшныя чудеса, пишет он, явит антихрист лжею и неправдою. Тацем же коварством преставит мучитель горы… народом убо предстоящим, и людием многим, славящим его за привидения, возопиет гласом крепким, яко подвизатися и месту, на немже предстоят ему народи. И скажет с дерзновением: разумейте вси людие великую силу моея области; се хощу горе сей, велицей сущей об он пол моря, да прейдет ныне пред всеми вами глаголом моим семо со онаго полу моря к вам. И речет скверный: тебе велю горо, прейди ныне на сию страну, и абие потечет гора во очию всем видящим, а не подвигнувшися ей отнюдь от своих оснований; яже бо Вышний Бог искони создания утверди и вознесе, над сим области прескверный не имать, но весь мир прельстит привиденьми в чары волшебными. Паки же: друзей горе, стоящей во глубине великаго моря, острову зело велику, велит изыти и на суше стати. Паки тойже змий прострет руце своя, и соберет множество гад и птиц, и пойдет верху бездны яко по суху, привидениями льстит всяческая, а мнозе веровати имут, и начнут славити его, аки Бога крепка» 68 . Из представленного нами описания чудесных действий антихриста ясно открывается и самое свойство их, т. е. эти чудеса будут ложные и мечтательные, по суждению о них св. отцев Церкви. Это значит, что антихрист на самом дел ничего не произведет такого, что будет представлять чувствам человеческим, и только будет искусно обманывать зрителей, или как говорит св. Кирилл иерусалимский : «народ будет думать, будтобы видит мертвеца воскрешеннаго, который не воскрешен, и хромых ходящих, и слепых прозирающих, когда не совершено исцеление» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

—313— баккалаврства не домогаюсь; сами Вы предложили мне его. Оказалось, что Кирилла поставили на третье место, тогда как он во все время выше 17-го не занимал в общем списке разрядном. Меня, который по 4-м, если не по 5-ти, предметам занимал первое место, а в общем ниже третьего никогда не стоял, понизили на пятый Такая несправедливость оскорбила всю академическую корпорацию, и особенно студентов. Какое же это обстоятельство изменило дело? Скажу не сплетню, – просьба дяди о. Кирилла придворного протоиерея Наумова и его приятеля, наместника Лавры архимандрита Вениамина, с которым близок был и о. Макарий. Прибавлю к этому еще и то, что уже предрешено было у о. инспектора Макария женить своего брата, перешедшего в старший курс Академии, А. Булгакова на сестре Кирилла, родной племяннице протоиерея Наумова, что и состоялось после окончания курса. Брат о. Макария окончил магистром, не стоил того, он был туп, вообще, а пошел по протекции быстро, и скончался протоиереем Казанского Собора. Вот, что значит протекция и у духовных лиц! С о. Кириллом, о котором еще будет речь впереди, мы остались в хороших отношениях, однако ж, навсегда. Итак, о. Кирилл остался в Академии бакалавром по нравственному богословию, а я поступил в Петербургскую Семинарию помощником ректора по профессорской должности. Вступление мое в службу состоялось вместе с прочими товарищами в Ноябре 1847 г. Долго мы ожидали из Учебного Управленья назначения. Я вступил в должность 9-го ноября, и поселился в здании Семинарии. О. Ректор Семинарии, многоуважаемый архимандрит Феогност (скончавшийся архиепископом Псковским), сводил меня к Митрополиту Антонию за благословением, а в класс не повел меня, как я ни просил его; «Идите сами, Вас без того знают». И вот я сам и явился в аудиторию высшего отделения Семинарии и, отрекомендовавшись, начал урок, право не помню по какому предмету, кажется по Гомилетике. На обязанности моей лежало преподавание Нравственного богословия, Сравнительного и Гомилетики, хотя часто приходилось за ректора читать и Догматику. Дел было очень много: но для молодого монаха это и хорошо. Семинария

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Трудами отца настоятеля Иоасафа устроен, в конце Санаксарского монастырского леса, скотный двор, со всеми принадлежностями, 1849 году – Квасоварня и погреба покрыты железною кровлею; – а некоторые корпуса и сараи за монастырем перекрыты тесом в 1850 году. В 1854 году настоятель Иоасаф произведен в игуменский сан. По особенным обстоятельствам, не благоприятным для него, отец игумен Иоасаф уволен от должности 1857 года сентября 23 дня, с перемещением его в Саровскую пустынь, откуда вызван был в Костромскую епархию Преосвященным Архиепископом Платоном на высшую должность. 9. Настоятель Игумен Ксенофонт Настоятель игумен Ксенофонт, из вдовых священников, в мире – Кирилл Процветалов. В 1849 году пострижен в монашество в Тамбовском архиерейском доме, с именем Ксенофонта, где проходил должности – казначея и благочинного. 1857 году сентября 23 дня определен в настоятеля Санаксарского монастыря. В сан игумена возведен в 1858 году, 1юля 20 дня. По ходатайству отца игумена Ксенофонта, с разрешения лесного департамента, в 1860 году отведены Санаксарскому монастырю рыбные ловли по реке Ваду в Темниковском и смежном Спасском уездах. Игумен Ксенофонт, устроил очень приличное помещение, на южной стороне монастыря, для принятия Преосвященных Архипастырей, при посещении ими монастыря. Помещение это весьма удобное, и снабжено приличною мебелью столярной работы. В связи с этим зданием, переделан так же корпус, так называемых, больничных келлий: келлии значительно увеличены и улучшены. В 1863 г. апреля 15 дня он награжден наперсным крестом от Св. Синода. В том же году, сентября 7 дня, по прошению его, за болезнью, уволен от должности настоятеля. По желанию его, перемещен был в Шацкую Вышенскую пустынь, в которой и скончался в 1879 году. 10. Настоятель Игумен Иларий Настоятель Игумен Иларий: из вольно-отпущенников Московской губернии Клинского уезда, села Обухова: Определен в число послушников Санаксарского монастыря в 1839 году; пострижен в монашество в 1842 году, и в том же году рукоположен в иеродиакона. В 1843 году рукоположен во иеромонаха. В 1863 году, указом Св. Синода, утвержден в звании настоятеля Санаксарского монастыря. В 1864 году возведен в сан Игумена. В 1868 году удостоен награды наперсного креста от Св. Синода. В 1879 году в июне месяце, по прошению за болезнью его уволен от должности настоятеля, и перемещен на жительство, по желанию его, в Саровскую пустынь. 11. Настоятель Игумен Тихон

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в учредительном круге Северо-Западного войскового казачьего общества 25 декабря 2023 г. 12:40 23 декабря 2023 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в г. Санкт-Петербурге состоялся учредительный круг Северо-Западного войскового казачьего общества. Его участники обсудили вопросы создания Северо-Западного войскового казачьего общества, принятия его устава, формирования органов управления. На круг прибыли 64 делегата от четырех окружных (отдельских) казачьих обществ Северо-Западного региона Российской Федерации — окружных казачьих обществ «Балтийский отдельный казачий округ — Балтийский казачий союз Калининградской области», «Казачий округ Санкт-Петербурга» и Вологодского окружного казачьего общества, а также отдельского казачьего общества «Областной отдел» (Ленинградская область). Перед кругом был совершен молебен. Богослужение возглавил наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин . По окончании молебна была совершена заупокойная лития на могиле генералиссимуса А.В. Суворова. Богослужение возглавил ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин . Приветствие участникам круга направил председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества, помощник Президента РФ Дмитрий Миронов. «Сплочение казаков, их консолидация для защиты Родины является целью государственной политики. И сегодняшний учредительный круг прямое тому подтверждение», — отмечается в тексте документа. Дмитрий Миронов выразил надежду, что это событие даст новый импульс развитию казачества в северо-западных регионах: «Надеюсь, учредительный круг даст новый импульс развитию казачества в Северо-Западном регионе, а войсковое казачье общество станет значимым слагаемым национальной безопасности, послужит делу победы над неонацизмом». Также было оглашено приветствие председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла . «Отрадно свидетельствовать сегодня историческое событие, нацеленное на укрепление западных рубежей нашего Отечества. Перед каждым из вас, вне зависимости от возраста, пола и занимаемой должности, будет стоять крайне важная и ответственная задача — быть опорой для государства, защитниками для народа, примером для подрастающего поколения и, самое главное, настоящими христианами. Ведь сегодня все общество смотрит на вас, казаков, с надеждой, видя в казачестве последний оплот традиционных духовно-нравственных ценностей, и силу, которая реально может противостоять врагам нашего государства», — подчеркнул архиерей.

http://patriarchia.ru/db/text/6087171.ht...

В пределах Березинского, Борисовского, Крупского, Логойского, Пуховичского, Смолевичского и Червенского районов Минской области - образована Борисовская епархия , выделенная из состава Минской епархии . Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Борисовский и Марьингорский " , определено быть епископу Борисовскому Вениамину (Тупеко) , викарию Минской епархии. В пределах Вилейского, Воложинского, Дзержинского, Молодечненского, Мядельского, Столбцовского и Узденского районов Минской области - образована Молодечненская епархия , выделенная из состава Минской епархии. Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Молодечненский и Столбцовский " , избран архимандрит Павел (Тимофеенков) , клирик Минской епархии. В пределах Клецкого, Копыльского, Любанского, Несвижского, Слуцкого, Солигорского и Стародорожского районов Минской области - образована Слуцкая епархия , выделенная из состава Минской епархии. Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Слуцкий и Солигорский " , избран архимандрит Антоний (Доронин) , клирик Минской епархии. Территориальные границы Минской епархии, определины в пределах города Минска и Минского района. Епархиальному архиерею Минской епархии иметь титул " Минский и Заславский " . В пределах города Минска, Минского района и Минской области, образована Минская митрополия , включающая Минскую, Борисовскую, Молодечненскую и Слуцкую епархии. Главой новообразованной Минской митрополии назначен митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарёв) , патриарший экзарх всея Беларуси. В административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области - образована Череповецкая епархия , выделенная из состава Вологодской епархии . Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Череповецкий и Белозерский " , избран иеромонах Флавиан (Митрофанов) , клирик Вологодской епархии. В административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского районов Вологодской области - образована Великоустюжская епархия , выделенная из состава Вологодской епархии. Правящему архиерею Вологодской епархии иметь титул " Вологодский и Кирилловский " . Правящему архиерею Великоустюжской епархии иметь титул " Великоустюжский и Тотемский " . Временное управление новообразованной Великоустюжской и Тотемской епархией поручено епископу Вологодскому и Кирилловскому Игнатию (Депутатову) .

http://drevo-info.ru/news/17943.html

   Наконец, несомненно, полное отсутствие элементов древности и остатков Кирилле-Мефодиевского труда заключает перевод Паралипоменон, Ездры (1, 2 и 3), Неемии, Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, неканонической части книги Есфирь (10—16 гл.) и 1 и 2 Маккавейских книг. Перевод всех этих книг в Геннадиевской Библии составлен с Вульгаты и вероятно при самом же Геннадии вышеупомянутым доминиканцем Вениамином. Тем же лицом и по Вульгате же сделаны в книгах пророков Иеремии (1—25; 46—51 глл.) и Иезекииля (в 45 и 46 глл.) вставки отделов, не сохранившихся в древних толковых списках. Каноническая часть книги Есфирь (1—9 глл.) переведена кем-то с еврейского текста. В библиотеке Троицкой Лавры есть перевод с еврейского книги Есфирь (1—9 глл.) в списке XIV века, вполне сходный (кроме 10 гл.) с Геннадиевским. Очевидно, современнику м. Филиппа (1464—1473 г.) еврею Феодору этого перевода нельзя приписывать. 3 Маккавейской книги в Геннадиевском списке вовсе нет, потому что ее нет в Вульгате. Из Вульгаты заимствовано расположение ветхозаветных книг и предисловия к ним. Последние частью переведены и с немецкого.    Так явилась (в 1499 г.) впервые вся славянская Библия в одном сборнике, к счастью сохранившемся в нескольких экземплярах. Подобный же сборник и около того же времени (1502—1507 гг.) был собран в Вильне при Киевском митрополите Ионе. Он, впрочем, содержит следующие книги: 16 пророков, Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Сираха, и текст его очень сходен, хотя и не без отличий, с Геннадиевской Библией. Но для текста славянской Библии имеет значение лишь Геннадиевский список.    Анализ всех, вошедших в Геннадиевский список, древних переводов показывает, что они составлены были с перевода LXX, имеют для себя объяснения в чтениях и вариантах списков LXX, причем нельзя уловить однообразия в следовании известного рода редакциям или кодексам LXX. В одних книгах переводчики следовали преимущественно чтениям ватиканских списков, в других александрийским спискам, а часто и в одной книге являются смешанными чтения нескольких греческих списков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010