Не только словом, но и личным примером следует побуждать клир и паству к делам любви и милосердия, без которых нет подлинной христианской жизни, дабы духовенство и прихожане, не ограничиваясь заботой только о членах прихода, шли в мир к скорбящим, нуждающимся и обремененным. Ибо мы, по слову апостола, « Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять » (Еф. 2:10). Святитель Московский Филарет, у мощей которого ты сподобился ныне принять благодать архиерейства, обращаясь к одному из новопоставленных архипастырей, вспоминал евангельские слова и наставлял: « Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). По этому совершеннейшему примеру тщися и ты как можно более служить ради любви, а ради смирения как можно менее допускать, да послужат тебе ». Эти замечательные слова святителя Филарета перекликаются с сегодняшним Евангельским чтением, промыслительным для тебя, и прими эти слова Евангелия всем своим сердцем: « Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет первым между вами, да будет всем рабом » (Мк. 10:43-44). Нужны мудрость и такт, осознание ответственности, которая лежит на архиерее, чтобы осуществлять эту заповедь Христову спасительно для себя и несоблазнительно для людей. Вместе с тем следует помнить, что труды, осуществляемые по самому выверенному и обоснованному плану, окажутся малоуспешными, если они не будут сопряжены с горением сердца и вдохновенной и усердной молитвой. Пусть же молитва будет всегда в центре твоей жизни. Вчера, во время наречения, ты мудро сказал о том, что в центре епископского служения — Крест Христов. Так вот, этот крест нельзя ни поднять, ни нести достойно и спасительно, если в центре жизни нет молитвы. Пусть же твое грядущее служение будет исполнением слов Евангелия: « Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Мф. 5:16). Прими сей жезл и благослови народ Божий, молившийся во время совершения Божественной литургии и хиротонии о даровании тебе благодати архиерейства. И да помогает тебе Господь на предлежащем поприще быть пастырем добрым, полагающим душу свою за овец и во всем представляющим себя Церкви Христовой образцом « в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте » (1 Тим. 4:12).

http://patriarchia.ru/db/text/1119573.ht...

О продолжателях Своего служения – Апостолах и их преемниках, пастырях, Спаситель сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин. 20:21 ). По выражению апостола Павла, пастыри – соработники, споспешники, слуги Христовы, посланники Божии, от имени Христова, то есть те же посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1Кор. 3:9–10, 4:1–2, 9 ; 2Кор. 5:20 ). Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения… Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом ( 2Кор. 5:18, 20 ). Судя по этим словам, характер пастырства выражается посредничеством не человеческим, а Христовым, благодатным. Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (ср.: Рим. 8:9 ). Мысль о Божественном, благодатном посредничестве пастырей апостол Павел защищает в первых четырех главах Первого послания к Коринфянам против ложного взгляда некоторых коринфских христиан, привязывающихся к человеческим преимуществам своих духовных отцов. Представление о пастырстве как благодатном посредничестве в деле возрождения людей отмечено в учебнике по Пастырскому богословию архимандрита Кирилла (Наумова) . Только здесь посредничество более относится к богослужению и тайноводству, пастырское проповедничество и руководство лишь отчасти связаны с основной сущностью пастырского служения. Подобное деление искусственно, если не объединить всех сторон пастырства в общем признаке – посредничестве пастыря за паству пред Богом. Святоотеческий взгляд на благодатное посредничество в пастырстве особенно ясно показывает, между прочим, преподобный Симеон Новый Богослов : «Владыка наш и Бог , желая научить нас, что к Богу приближаться надлежит нам с помощию какого-либо посредника и поручителя, Сам, как во всем прочем, показал нам пример и образец, так и в этом Сам был первым Посредником и Ходатаем человеческого естества, принесши оное в Себе Отцу Своему и Богу. Потом поставил служителями сего посредничества и ходатайства святых Апостолов Своих, которые и приводили ко Владыке Христу всех уверовавших в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Сегодня важно уметь рассказывать о Евангельских заветах так, чтобы они были понятны человеку, выросшему на захватывающих воображение ложных образах медийной и рекламной псевдокультуры. Слово истины должно раскрываться в образах, примерах, аналогиях, приближенных к реалиям современной жизни. Яркости красок гедонистической пропаганды противопоставь простоту и убедительность христианской проповеди, иллюзии о том, что земное счастье превыше всего, противопоставь правду о том, что любящий только земное не стяжает подлинного и вечного. Наипаче заботься о подрастающем поколении, о надлежащем его воспитании. Сызмала приучай молодых людей к трудам на благо Родины и Церкви, к твердости в вере и умению переносить скорби и испытания. Юные сердца необходимо увлекать познанием истории и культуры, совместной творческой и созидательной работой и, конечно, попечением о ближних. Еще один вид добрых дел, которыми должно преисполниться твое архипастырское служение, — это дела милосердия. «…Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову», — призывал ветхозаветный пророк (Ис. 1, 17). И к нам, сегодняшним делателям на ниве Христовой, не в меньшей степени обращен его призыв. Нельзя забывать, что епископ призван быть первым в делах любви и милости, миру подавать пример благотворения и помощи обездоленным и страждущим. Стены этого древнего монастыря помнят многоплодные труды игумена Филиппа, будущего святителя, митрополита Московского и всея Руси. Он не только воздвиг храмы и проложил дороги, но и устроил больницу, помогал всем притекающим в обитель, искоренял в себе и в сердцах братии праздность. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело», — возвещает нам апостол Павел (2 Кор. 9, 6). Не оставляй своей заботой и тех, кто нарочито отклоняется от Церкви, и тех, кто безразличен к Евангельским призывам. За таких мы призваны, прежде всего, молиться, испрашивая у Господа для них вразумления, просветления души, ума и сердца. Вместе с тем, молясь и делая добро всем, ты, по выражению апостола Петра, будешь заграждать «уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2, 15), свидетельствовать об истинном назначении жизни человека, ибо ничто не убеждает человека так сильно, как живой пример. Будь же этим примером — и в вере, и в слове, и в доброделании.

http://patriarchia.ru/db/text/1254892.ht...

Эта мысль особенно ясно выражена в словах 2-го Послания апостола к коринфянам: Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам (апостолам) то же самое служение примирения... Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом ( 2Кор.5:18, 20 ). В этих словах совершенно ясно выступает характер пастырства как посредничества, причем это посредничество нимало не человеческое, а, в сущности, Христово, благодатное, ибо, если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). Эту мысль божественного, благодатного посредничества пастырей апостол Павел особенно сильно защищает в первых четырех главах 1-го Послания к коринфянам против ложного взгляда еще не окрепших верующих, которые стали там делиться на партии, привязываясь к человеческим преимуществам своих отцов духовных. Таким образом, и сущность пастырского служения заключается в благодатном посредничестве или, что то же, в благодатном возрождении людей. Примечательно, что эта основная мысль о сущности пастырства отмечена не в новых, а в старом руководстве по пастырскому богословию архим. Кирилла 50 , просмотренном и митрополитом Московским Филаретом 51 . Но, впрочем, и здесь собственно к посредничеству более относятся тайноводство и богослужение, а далее идет особая глава – о «двух других сторонах назначения священнического» – учительстве (проповедничестве) и «пастырстве» (руководстве) (С. 23–24), хотя, правда, отчасти и связанных с основным пунктом (С. 24). А между тем по существу предмета не должно быть и такого деления, ибо все виды пастырского служения суть не что иное, как только различные проявления единого, основного назначения пастыря – благодатного посредничества. Таков взгляд и святых отцов. Святой Василий Великий [говорит]: «Наставник не [ин]ое что есть, как человек, который представляет собою [ли]це Спасителя, стал посредником между людьми и Богом [и] священнодействует пред Богом спасение покорных ему» (V, 377) 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ясно осознавая все это, вместе с тем горячо верю словам Спасителя «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал …. и чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам» (Ин. 15:16). Избравший меня Господь даст мне и силы достойно нести это нелегкое, но благодатное служение. Слышу и я вместе с пророком Иеремией голос Божий: «Не говори: " я молод " ; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер. 1:7). И уже вместе с пророком Исаией смиренно отвечаю на Божий призыв: «Вот я, пошли меня» (Ис.6:8). Сейчас, спустя тысячелетия, идти в мир с проповедью покаяния по-прежнему очень нелегко. Как и раньше, отрезвляющие слова Церкви в глазах многих людей воспринимаются с равнодушием, а часто и с ожесточением, потому что они, призывая к изменению, нарушают привычный греховный образ жизни. Наше общество не может найти твердой опоры и смысла в своем существовании, оно мечется словно колеблемый ветром тростник: от высокого технологического развития до низменных страстей и пороков, которые уничтожают духовное начало в человеке. Ничто не может дать подлинного смысла, как только Церковь Христова, ибо только она живет небесным измерением, выходящим за рамки земной ограниченности, а значит, является абсолютной ценностью. Вот это единственное бесценное сокровище — веру в Господа Иисуса Христа — считаю своим долгом преподавать людям, через разнообразные формы, не нарушая Богодарованной человеку свободы, по слову апостола Павла «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор. 9:22-23). С другой стороны восприятие веры в Господа слушающими, по словам Евангелия, зачастую ставится в прямую зависимость от добрых дел проповедника, и чем выше его иерархическое положение, тем большее влияние он может оказывать на людей. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»  (Мф. 5:16). Памятуя наставление Спасителя, обращенное во время Литургии к архиерею, буду прилагать все свои силы для воплощения его в своей жизни, осуществляя социальное служение, благотворительность, прививать эти и другие христианские добродетели вверенным моему попечению духовенству и пастве.

http://patriarchia.ru/db/text/1640522.ht...

После семинарии митрополит Вениамин окончил Московскую Духовную академию, защитил диссертацию, стал преподавателем Московских духовных школ. И все эти долгие годы он исповедовался у отца Кирилла, приходил к нему за духовным советом. Будучи правящим архиереем, Владыка привозил отцу Кириллу гостинцы из Приморья, среди которых были кедровые шишки из Уссурийской тайги. Батюшка угощал кедровыми орехами своих белок, которые прибегали к нему, когда он жил в Переделкино в Патриаршей резиденции. Мы расспрашивали Владыку о батюшке, и о том, где в Приморье проходил воинскую службу будущий знаменитый старец, подвижник архимандрит Кирилл (Павлов). Владыка рассказывал то, что сам слышал от отца Кирилла. Служил батюшка у поселка Барабаш, который основан русскими переселенцами в Приморье еще в 1884 году. Место живописное, по пути к морским бухтам и заливам. Среди таежных сопок, чистых ключей и небольших рек, впадающих в море. Барабаш относится к Хасанскому району, который примыкает к границе с Северной Кореей и Китаем. Служба на границе была нелегкой. — Рыбу ловили, батюшка? Там много красной рыбы в реки заходит с моря… — спрашивал в беседе с отцом Кириллом Владыка Вениамин. — Да уж какая там рыба? Бежишь с полной выкладкой, с винтовкой на плечах, а за спиной еще двадцать пять килограмм песка — батюшка рассказывал, как проходил боевую подготовку во время службы. Когда мы услышали от Владыки этот небольшой фрагмент беседы, предположили вслух: «Батюшка в Спецназе служил, наверное». — Тогда все были Спецназ, — ответил нам Владыка, который сам ребенком пережил годы войны. Отец будущего Владыки был на фронте, а мама в это тяжелое время растила троих сыновей, трудилась в госпитале и молилась. Митрополит Вениамин (Пушкарь) родился в Приморье в 1938 году. А батюшка Кирилл был призван в армию и направлен в Приморский край в 1939 году, когда будущему Владыке должен был исполниться один год от роду. Наверное, в этом был Промысл Божий, чтобы будущий великий молитвенник Христов старец Кирилл оказался еще в юности на Приморской земле рядом с будущим Приморским архиереем, которого Господь только-только призвал к жизни…

http://ruskline.ru/opp/2022/09/22/starec...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНИАМИН Мч. Вениамин Персидский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58 Л. 107 об.) Мч. Вениамин Персидский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58 Л. 107 об.) († 424), мч. Персидский (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня), диак. Обратил в христианство мн. персов-язычников. Во время гонений шахан-шаха Йезигерда I (399-420), к-рые начались казнью еп. Авды , В. находился 2 года в заключении. Визант. посол, прибывший к персид. двору, просил освободить В. Сын Йезигерда Варахран V (420-438) согласился на это при условии, что В. даст обещание больше не проповедовать христианство. Посол поручился за него, и В. был отпущен на свободу, однако продолжал обращать язычников в истинную веру. Через год В. был снова схвачен и приведен в г. Сузы. Он обличил языческие заблуждения перед шахан-шахом и был подвергнут жестоким пыткам (под ногти ему вонзили 20 спиц), а затем посажен на кол. Мученическая кончина В. произошла через 3 года после казни еп. Авды. Мученичество В. подробно описывается в «Церковной истории» Феодорита , еп. Кирского. Сохранилось арм. пространное житие В. и греч. краткие синаксарные жития. Память В. празднуется 13 окт., совместная память с еп. Авдой отмечается 31 марта, в визант. календарях также 5 сент. (напр., в Синаксаре К-польской ц. Х в.- SynCP. Col. 17-18) и 10 июня ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 176). Ист.: BHG, N 2000e, 2061m; BHO, N 7; ActaSS. Mart. T. 3. P. 901-902; PG. 117. Col. 380-381 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 17-18, 137, 574-576; Bedjan. Acta. T. 4. P. 250-253; Феодорит. Церк. ист. V 39; ЖСв. Окт. С. 329-330; Март. С. 617; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J.-B. Chabot. P., 19632. T. 2. P. 17-18. Лит.: Peeters P. Une Passion arménienne des SS. Abdas, Hormisdas, Sahin et Benjamin//AnBoll. 1909. T. 28. P. 399-415; Janin R. Benjamin (1)//DHGE. T. 7. Col. 1340; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 799; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 79-80.

http://pravenc.ru/text/150273.html

Священник из Екатеринбурга объяснил, почему нельзя простить Pussy Riot 22 августа, 2012. Редакция " Правмира " Секретарь митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла игумен Вениамин в телеэфире попытался объяснить оппозиционерам, почему приговоренных к двум годам лишения свободы участниц Pussy Riot нельзя простить за хулиганство в храме Христа Спасителя и рассказал притчу про В.Путина. Секретарь митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла игумен Вениамин в телеэфире попытался объяснить оппозиционерам, почему приговоренных к двум годам лишения свободы участниц Pussy Riot нельзя простить за хулиганство в храме Христа Спасителя, сообщает Росбалт . «Все совпадения с реальными именами случайны. Представим, что господин Путин пришел в тюрьму к неким трем девочкам и сказал: «Так мне понравилась ваша песня, так до глубины души меня потрясла, что хочу вам признаться. Слышали, что у меня рейтинг 53 %? На самом деле, всего три процента. А 50 я себе приписал. Хочется мне покаяться и попросить у вас прощения. Вы меня так по-человечески и по-христиански простите, пожалуйста». «Ну конечно, — говорят, — Бог тебя простит, и мы тебя от всего сердца прощаем, зла не держим. Когда следующие выборы?» Он на них посмотрит, как на дурочек, и скажет: «Какие выборы? Никаких выборов не будет». «Ну как, вы же только что признались?» «Я ж покаялся». «А, ну ладно, раз покаялся, хорошо». И идет он дальше править, а они дальше будут сидеть в тюрьме счастливые», — рассказал священнослужитель. Комментируя «притчу» для «Русской службы новостей» игумен Вениамин пояснил: «Прощение естественно и нормально для христианина, но это не означает, что эти люди не должны отвечать по закону. Я привел в пример ситуацию, понятную для оппозиционеров. Если бы случилось так, как в притче, они едва ли согласились бы, они потребовали бы соблюдения законности». Напомним, что 17 августа суд вынес приговор участницам панк-группы Pussy Riot, устроившим так называемый панк-молебен в храме Христа Спасителя. Екатерина Самуцевич, Надежда Толоконникова и Мария Алехина были признаны виновными по ч. 2 статьи 213 УПК РФ и приговорены каждая к двум годам тюремного заключения в колонии общего режима.

http://pravmir.ru/svyashhennik-iz-ekater...

Епархиальное собрание постановило: «Да дарует Милосердный Господь терпение и крепость верным чадам Украинской Православной Церкви в постигших гонениях и испытаниях», — говорится в итоговом документе Епархиального собрания. В завершение мероприятия состоялось награждение клириков Ханты-Мансийской епархии Патриаршими и епархиальными наградами в связи с юбилейными датами. 25 декабря в Оренбургской епархии под председательством митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина прошло ежегодное итоговое Епархиальное собрание, в котором приняли участие руководители епархиальных отделов, благочинные, настоятели храмов и монастырей, председатели приходских советов, духовенство и монашествующие Оренбургской епархии. Митрополит Вениамин выступил на собрании с докладом, в котором огласил основные статистические данные по епархии за прошедший год, а также коснулся различных аспектов епархиальной жизни. В частности, архиерей отметил положительную динамику в выборе модуля ОПК в общеобразовательных учреждениях епархии, а также поблагодарил священнослужителей за активность в проведении миссионерских богослужений в населенных пунктах, где пока нет постоянных приходов. Владыка Вениамин также озвучил план работ епархиальных отделов и комиссий на 2019 год. В завершение собрания митрополит Вениамин предложил принять постановление в поддержку позиции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решения Священного Синода о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, грубо вмешивающимся во внутренние дела канонической Украинской Православной Церкви. Участники собрания единогласно поддержали предложение архиерея, а также выразили желание направить Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу поздравительный адрес по случаю предстоящей юбилейной даты — 10-летия восшествия Его Святейшества на кафедру Московских первосвятителей и выразить Предстоятелю Русской Православной Церкви благодарность за усердное и мудрое архипастырское попечение об Оренбургской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5330249.ht...

—171— с типами и рецензиями евангельского текста, их обозначениями и сиглами по системе, выработанной Соденом (Soden. Die Schriften des Neuen Testaments), – без всяких предварительных разъяснений, предполагая в читателе такое же знакомство с трудом Содена, какое имеет сам автор. От этого текстологическая часть труда о. Вениамина теряет большую половину своего значения для русской богословско-экзегетической науки, отсылая читателя к самой работе Содена, надо заметить – чрезмерно громоздкой и неудобь пользуемой, – и таким образом подвергая себя самоупразднению. А между тем краткое, отчетливое и систематичное изложение методы и результатов работы Содена было бы для русского богослова весьма плодотворным трудом, который мог бы содействовать введению этих результатов в обращение более широкого учено-богословского круга лиц, не имеющих возможности или надобности самостоятельно заниматься специальными исследованиями по новозаветной текстологии. Другими словами: бытие обширной критико-текстологической части в сочинении о. Вениамина может быть оправдано только тогда, когда автор дополнит её общим и систематическим обозрением методы и результатов обширной и сложной работы Содена, – без этого же большая половина сочинения о. Вениамина останется доступною только для знакомых с трудом Содена непосредственно по подлиннику, т. е. ненужною никому. б) Отношение общих типов евангельского текста к евангельскому повествованию о жене-прелюбодейце поставлено у автора не с достаточною сосредоточенностью и отчетливостью. Вследствие этого, незнакомый специально с делом читатель заставляется автором плутать по лабиринту разных текстологических частностей, не имея руководящей нити для отчетливого представления об отношении известного текста евангельского в данной перикопе и для суждения о её древности, подлинности, происхождении и пр. в) Благодаря указанным двум недостаткам, и общая схема, заимствованная у того же Содена, истории текста перикопы (7-я глава) не отличается ясностью, отчетливостью и сосредоточенностью, – и она требует от читателя самостоятельной реконструкции её по результатам работы Содена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010