Ростислав Просветов аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноп. Кирилла и Мефодия; преподаватель Тамбовской духовной семинарии 30 сентября 2014 г.   Вениамин (Федченков) , митрополит. «Послужи народу…». Два сорокоуста. М.: Паломник, 1999. С. 150.   Вениамин (Федченков) , митрополит. «За православие помилует меня Господь...»: дневниковые записи. СПб., 1998. С. 123.  См.:  Просветов Р.Ю.  Взаимоотношения епископа и власти в Советском Союзе на примере служения митрополита Вениамина (Федченкова) в 1948–1958 гг.//Вестник ТГУ им. Г.Р. Державина. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Вып. 3 (131). С. 167–176.   Панова А. А.  Языковое выражение образа руководителя в дневниках митрополита Вениамина (Федченкова) 1926–1948 годов. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 10 октября 2014, 13:46 Вопрос лояльности власти действительно мудро решен христианством (правильный ответ у любой задачи только один), и страны, которые следовали этому закону (как Россия сегодня), обязаны ему своим благосостоянием и стабильностью. Любые попытки усовершенствовать власть путем насильного переворота, в лице деятельности политических вождей - это дорога к насилию. Через этот путь прошли и проходят сотни стран и народов. Потому мир и катиться в пропасть. Но остановить это саморазрушение можно, восстановив последовательность разрушения, на примере истории родной страны. Украина не была бы сегодня в руинах, не свергни народ власть собственного президента Януковича. Россия не была бы сегодня " врагом " Украины в его глазах, не позволь народ Украины изменить свой статус державности на самостийность. Каждый народ получает (ненасильственным путем) ту власть, которую заслуживает. Александр Владимирович 3 октября 2014, 20:55 Спасибо, братцы, за беседу (и сестрицы!..)! Ведь именно в хорошей беседе улавливаются и оттачиваются важные вещи. Надеюсь, это произошло не только у меня? НН 3 октября 2014, 18:08 Н. Покопаев: ... " Но с исторической и гражданской перспективы. Но не с перспективы Христа и Церкви " .

http://pravoslavie.ru/73993.html

Диплом Мария Вениаминовна получала в 1921 году уже не в Петербургской, а в Петроградской консерватории. По окончании она осталась в должности преподавателя, а с 1923 года — профессора. Скромный минимум Юдина вела себя для того времени очень странно, вызывающе, иначе, чем абсолютное большинство ее сограждан — она была слишком прямолинейна и религиозна. С какой-то невероятной безбоязненностью, открытостью читала с консерваторской кафедры лекции рабочей молодежи о том, что любая культура, любая вообще сфера деятельности человека пуста без религиозных смыслов. Увольнение за «моральное растление» студентов, по сути, оставалось делом времени… В 1929 году состоялся ее первый сольный концерт в Москве, а в 1930-м Мария Юдина была уволена из Ленинградской консерватории. Поговаривали, что это крайне мягкое наказание за «излишнюю религиозность» и лишь счастливое стечение обстоятельств спасло пианистку от ареста. «Я сподобилась скромного минимума, — писала Мария Вениаминовна, — меня не арестовали, но довольно шумно изгнали из профессуры Ленинградской консерватории, также из прочих видов работ, долго я была без куска хлеба и прочее». Позже все временно наладилось: через пару лет Марии Вениаминовне удалось устроиться в Тбилисскую консерваторию — там она вела аспирантуру для пианистов, а позже ее приняли в штат Радиокомитета и в Московскую консерваторию, в которой она проработала до 1951 года. Долгое время Юдина преподавала и в Институте имени Гнесиных, но в 1960 году была оттуда уволена из-за нескрываемых православных убеждений. Громкий, одиозный 1939 год запомнился Юдиной огромной личной трагедией: покоряя горные вершины, погиб ее жених — альпинист Кирилл Георгиевич Салтыков. Она приняла его мать как свою, ухаживала за ней долгие годы. Никаких личных отношений у нее больше не было — в ее жизнь, в ее искусство как-то естественно вошел иноческий образ бытия. Мария Юдина с женихом Кириллом Салтыковым Мысли о монашестве посещали ее с юности, но окончательно решиться на этот путь Мария Вениаминовна не могла: ее останавливала убежденность в особой ответственности, которую она несет перед своим призванием и служением в мире.

http://pravmir.ru/lyubimaya-pianistka-st...

—170— 25) О сочинении студента священника Платонова Вениамина на тему: «Прощение Господом жены-прелюбодейцы ( Ин.8:1–11 )». а) Заслуженного ординарного профессора Μ.Д. Муретова: «Кроме небольшого введения (1–10 стр.) о новейших взглядах на подлинность и достоверность данной евангельской перикопы и о решении вопроса автором в положительном смысле на началах веры и предания церковного, – обширный труд (537 стр. компактного шрифта пишущей машины) о. Вениамина, по свойству своего предмета, естественно распадается на две половины: критико-текстологическую и критико-экзегетическую. Первую половину (стр. 113––327) составляют I–VII главы, посвященные: подробному обозрению и характеристике памятников евангельского текста, имеющих данный рассказ евангельский (глава 1-я, стр. 1–120), – свидетельствам патристической литературы о существовании в евангельском тексте рассказа о прелюбодейце (глава 2-я, стр. 121–141), – памятникам евангельского текста, не имеющим данной перикопы (глава 3-я, стр. 142–182), – свидетельствам патристической литературы об отсутствии перикопы в евангельском тексте (глава 4-я, стр. 183–226), – раскрытию отношения перикопы к евангельскому контексту, причем доказывается её вставочный характер (глава 5-я, стр. 229–244), – возможности её происхождения от евангелиста Иоанна Богослова, её историчности и опытов присоединения к евангельскому тексту (глава 6-я, стр. 245–280), – и, наконец, историческому обозрению текста перикопы (глава 7-я, стр. 281–327). Вторая половина труда о. Вениамина состоит из двух глав общего характера, посвященных разъяснению археологической (глава 8-я, стр. 328–358) и юридической (глава 9-я, стр. 359–372) сторон события, – и одной обширной главы (10-й, стр. 373–531) с подробным постишным толкованием данного евангельского повествования. Сочинение заканчивается длинным (до 80 названий) списком источников и пособий, коими пользовался сочинитель при составлении своего труда (стр. 351–537). В сочинении, конечно, есть недостатки: а) В части критико-текстологической автор обращается

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн В Минске проходит первый Международный библейский коллоквиум памяти митрополита Филарета (Вахромеева) 26 октября 2022 г. 12:27 25-26 октября 2022 года в конференц-зале Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла» в Минске проходит первый Международный библейский коллоквиум памяти митрополита Филарета (Вахромеева) . 25 октября Патриарший экзарх всея Беларуси м итрополит Минский и Заславский Вениамин возглавил торжественное открытие и пленарное заседание первого Международного библейского коллоквиума. Целью коллоквиума, организатором которого выступил Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла, является увековечивание памяти первого Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева), а также обмен научными исследованиями в области толкования Священного Писания, рассмотрение насущных проблем современной библеистики, вопросов перевода и значения Священного Писания в духовной жизни человека. Конференция приурочена ко дню епископского посвящения митрополита Филарета, состоявшегося 24 октября 1965 года. Владыка Филарет стоял у истоков создания библейской академической школы в Республике Беларусь, являлся доктором богословия и профессором в Минских духовных школах и  Институте теологии БГУ  в 1989-2003 годах, в 1993-2011 годах также возглавлял  Синодальную богословскую комиссию  Русской Православной Церкви. Церемония открытия началась с заупокойной литии по владыке Филарету, которую совершил митрополит Вениамин. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил хор Минского духовного училища под управлением Натальи Медведь. Затем состоялось пленарное заседание, модератором которого выступил иерей Святослав Рогальский, кандидат богословия, доцент, председатель Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла». В ходе форума около 50 участников из Беларуси, России и Германии обмениваются научными исследованиями, обсуждают взаимоотношения язычества, иудаизма и христианства в библейском контексте, вопросы библейской истории и археологии, библейскую антропологию и другие вопросы. В пленарном заседании приняли участие представители органов государственного управления, конфессий Республики Беларусь, библеисты, преподаватели духовных школ и богословских учебных заведений, ученые, преподаватели, аспиранты и магистранты государственных учреждений образования, духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/5971546.ht...

Международная конференция по русскому языку открылась во Владивостоке 19 марта 2008 г. 13:08 Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин принял участие в открытии III Международной научно-практической конференции «Русский язык и русская культура в диалоге стран АТР», которое состоялось 18 марта в актовом зале Дальневосточного государственного университета. Вместе с владыкой в работе конференции принял участие руководитель отдела образования Владивостокской епархии протоиерей Ростислав Мороз. Также на открытии присутствовали заместитель председателя государственной Думы РФ Владимир Пехтин, ректор ДВГУ Владимир Курилов, посол Французской Республики в РФ господин Станислас де Лабуле, заслуженный работник культуры РФ Лариса Белоброва, профессоры и преподаватели вузов России и стран Азии. Накануне, в рамках Международной конференции, состоялась торжественная презентация Дальневосточного филиала фонда «Русский мир». Кроме того, 19 марта состоится открытие еще одной конференции Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы. В связи с проведением значимых культурных мероприятий, в рамках которых состоится обсуждение роли и значения русского языка и русской культуры в диалоге стран АТР, с приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II npubemcmbehhый адрес от имени митрополита Кирилла участникам конференции зачитал архиепископ Вениамин. «Русское языковое, культурное и духовное присутствие в АТР никогда не было сопряжено с навязыванием народам этого региона российских стандартов. Представители русского мира стремились поделиться своими духовными ценностями, не разрушая другие культуры. Порой именно русские миссионеры были первыми систематизаторами местных обычаев и исследователями языков азиатских народов… Православие пришло я Японию, Китай, Корею не как инструмент влияния иностранных центров, а как религия, стремящаяся к укоренению на культурной почве народов этих странах. Нередко русские православные храмы в Азии являются средоточием не только молитвенной жизни наших соотечественников, но и являются своего рода центром культурного общения, на основе принадлежности к общей вере. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить и приумножить влияние русской культуры… Надеюсь, что предстоящие вам труды будут успешны и продуктивны», отметил в своем послании митрополит Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/382064.htm...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл и президент Якутии Е.А. Борисов подписали Соглашение о социальном партнерстве между Русской Православной Церковью и Республикой Саха (Якутия) 23 сентября 2010 г. 17:42 23 сентября 2010 года в актовом зале Духовно-просветительского центра в честь святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент Республики Саха Е.А. Борисов подписали Соглашение о социальном партнерстве между Русской Православной Церковью и Республикой Саха (Якутия). Перед подписанием соглашения к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл, который отметил, что этот документ юридически закрепит уже сложившуюся практику активного взаимодействия Церкви с государственными учреждениями республики. «Это действительно глубокий, системный документ, позволяющий построить программу реальных действий на большую перспективу, — сказал Святейший Владыка. — И якутский архипастырь, и духовенство, и государственные чиновники, ответственные за обозначенные в этом документе направления, будут руководствоваться его содержанием, развивая взаимополезное сотрудничество Церкви и государства, с участием общественных сил». Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил президента Якутии за активное участие в разработке Соглашения и выразил надежду, что при поддержке главы республики этот документ будет в полной мере осуществляться на практике. «Все то, что мы делаем, направляется на благо Республики Саха (Якутия), на благо ее народа, на процветание этого прекрасного края», — заключил Предстоятель Русской Церкви. «Проект соглашения охватывает весьма широкий спектр направлений сотрудничества, которые абсолютно созвучны традиционным ценностям якутян, — сказал в ответном слове Е.А. Борисов. — Это совместная деятельность по возрождению и укреплению духовных устоев семьи как нравственной основы общества, созданию совместных образовательных и просветительских программ, поддержке социально незащищенных слоев населения, содействию научным исследованиям в области этноконфессиональных процессов в республике».

http://patriarchia.ru/db/text/1281744.ht...

Святейший Патриарх Кирилл: Солидарность, единство народа, его возвращение к духовным корням стали источником и прочным основанием Победы 27 января 2020 г. 20:41 Выступая на торжественном пленарном заседании XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал источником и прочным основанием Победы солидарность и единство народа. По словам Его Святейшества, все существовавшие противоречия перед лицом внешнего врага отступили на второй план. «Иногда можно услышать такое мнение, что в момент общей беды тотчас были забыты прежние обиды. Нет. Нельзя, невозможно забыть личные трагедии семей, которых коснулись репрессии, и общее горе народа, из которого пытались вытравить веру», — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви. «И все же перед лицом внешнего врага все противоречия отступили на второй план. Главным стало служение Отечеству», — добавил Святейший Владыка. Среди примеров такого служения Святейший Патриарх упомянул подвиг казачества, а также поддержку народа Церковью в борьбе с захватчиками. «Вспомним пример нашего славного казачества, которое несмотря на террор и политику геноцида со стороны советской власти встало на защиту Родины. Эти воины проявили особую отвагу, о чем свидетельствует то, что более 100 тысяч казаков были награждены орденами и медалями, а 279 казаков получили звание Героя Советского Союза», — отметил Предстоятель. «Архипастыри и пастыри русского зарубежья, оставшиеся в послушании законному Священноначалию, открыто заявляли своей пастве о вере в победу Руси над фашизмом. Так, экзарх Русской Православной Церкви в США митрополит Вениамин (Федченков), выступая на многотысячном митинге 2 июля 1941 года, говорил о том, что начало войны именно 22 июня, в день памяти всех святых земли Русской, есть верный знак и великая надежда на то, что начатая борьба против немцев окончится благим концом для русского народа», — напомнил Святейший Владыка. По словам Предстоятеля Русской Церкви, на протяжении веков наш народ стремился сделать идеалы евангельской святости содержанием своей жизни, благодаря чему усвоил в качестве одной из важнейших своих национальных черт способность к подвигу и самопожертвованию. «Эти благородные свойства души нашего народа и его характера со всей яркостью проявились в годы Великой Отечественной войны. Солидарность, единство народа, его возвращение к духовным корням стало источником и прочным основанием Победы», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5582561.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Патриарх Кирилл открыл духовно-просветительский центр в Якутии 23.09.2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) в четверг освятил памятник святителю Иннокентию (Вениаминову) и открыл одноименный духовно-просветительский центр в Якутии . " И здание по размерам и красоте своей, и интеллектуальный потенциал Якутии дают реалистические основания надеяться на то, что здесь будет создана Якутская православная духовная семинария, которая могла бы занять совершенно особое место в ряду высших учебных заведений Русской церкви " , - сказал патриарх на церемонии, на которой присутствовал президент республики Егор Борисов и несколько сотен жителей города. По мнению предстоятеля, именно здесь правильное место для того, чтобы " развивать образовательные программы, в первую очередь служащие малым народам Севера, Сибири и Дальнего Востока " . Он выразил уверенность в том, что этот центр станет местом воспитания молодежи, местом встречи Церкви и интеллигенции, культурного, эстетического воспитания людей. Патриарх назвал отрадным, что у входа в центр стоит памятник святителю Иннокентию, который принес в Сибирь, на Дальний Восток, в Америку " свет православия " , и пожелал, чтобы памятник " постоянно напоминал людям об этой великой личности, о его миссии, особенно тем, кто будет учиться в этих стенах " . " Святитель Иннокентий сознавал важность перевода богослужений на местные языки, поддержания местной культуры, уважения к самобытности народов, и, может быть, поэтому люди с такой любовью откликались на его проповедь, они в ней не видели никакой опасности для своего национального самосознания, бытия, традиций и не обманулись " , - отметил патриарх Кирилл. Он напомнил, что православие никогда " не надламывало культурных традиций народа, никогда не служило господству одной культуры над другой " . " И нынешнее поколение священников, которые должны будут получить воспитание в Якутской духовной семинарии, призваны будут продолжить эту традицию - содействия межнациональному миру и согласию, межрелигиозным гармоничным отношениям, духовному, нравственному процветанию общества " , - сказал патриарх.

http://drevo-info.ru/news/9246.html

22 нояб. 1783 г. состоялось заседание Синода, на к-ром было заслушано донесение еп. Вениамина. Синод постановил прекратить почитание мощей К.: «Об оных Кирилла Вельского мощах ни одним словом не показано, и Святейшему Синоду доныне об них ни малейшего сведения не было. А представленная тетрадка, которая кем и когда составлена, неизвестно, с учиненным ныне означенной гробницы освидетельствованием оказалась совсем не сходственна, ибо в оной показано, что по обретении гробницы мощи в ней были неврежденны, а ныне оказались одни кости, и те обгорелые, а чьи, и кем, где, и когда собраны и в гробницу положены, неизвестно, то по таковому крайнему сумнительству найденные кости за святые почесть по силе «Духовнаго регламента» 2-й части 6-го пункта на листу 14-м отнюдь не можно» (Там же. Л. 12-12 об.). Наличие «горелых костей» в гробнице святого объясняется, видимо, тем, что мощи пострадали в Смутное время, когда был сожжен Никольский храм, но Синод не принял это во внимание. Еп. Вениамину предписывалось «означенную с костьми гробницу, не делая никакой разгласки, по отпетии панихиды опустить в землю в том же самом месте, где ныне состоит, и сверху положить по обыкновению камень. Имеющиеся же у той гробницы иконы, на которых Кирилл Вельский изображен, взять и хранить в архиерейской ризнице за печатью, и на молитвах «Спаси, Боже, люди твоя» и прочая оного Кирилла Вельского не воспоминать» (Там же. Л. 12 об.- 13). 27 нояб. 1783 г. указ был подписан Синодом, 2 дек.- имп. Екатериной II, 4 дек. отправлен еп. Вениамину. 28 мая 1784 г. мощи святого были положены тайно под спуд: «Избрали для могилы в той же церкви, где гробница стояла, под полом место», и «по литоргии, отпев над гробницею панихиду, опустили оную в могилу, и при себе зарыли оную всю землею, и на земле по обыкновению камень положили» (Там же. Л. 17 об., 21-21 об.). Иконы К. перевезли в Шенкурск для передачи в архиерейскую ризницу и хранения там «за печатью». «Репорт о действительном исполнении по присланному указу» еп. Вениамина датирован 7 июня 1784 г.; промедление архиерей объяснил большим стечением народа в Вельске зимой и весной на храмовые праздники.

http://pravenc.ru/text/1840305.html

Это был идол, который пользовался ложной славой, будто он может исцелять. Подобную же молву иногда распространяют про рукотворенных (богов) сыны Эллинов. – Узнав об этом, потомки Дана взяли изваяние, убедили и потомка Левия следовать за ними, оставив Миху. Когда же они, сразившись, победили и захватили в свои руки землю, то выстроили город, который назвали Даном, присваивая ему имя своего праотца, потому что, как я сказал, они были из колена и потомства Данова. Поставивши в нём идола, они стали приносить ему жертвы: таким образом, вместе с землёю добыли и бога. До такого бессмыслия доведён был их рассудок. На это Бог прогневался наконец и, конечно, со всею справедливостью, – потому что Он был оскорблён. После этого всем Израильтянам следовало считать потомков Дана за врагов и главнейших неприятелей и привлечь к ответственности за непочтение к Богу, но они, вероятно, и сами присоединились (к ним), и считали возможным хвалить (их), как будто они нисколько не согрешили. А какова была расплата за такое их легкомыслие, расскажем по порядку. Между тем как Израиль оставался без царя, один муж Левитин, —235— живый во стране горы Ефремовы, взял себе в сожительницы одну (женщину) из Вифлеема. Когда женщина убежала к отцу, левит отправился за нею и уговаривал её опять возвратиться с ним и жить у него в доме. Когда так и случилось, он, дойдя до средины пути, вместе с женщиною остановился в Гиве 648 , что значит холм. Населяли Гиву, или Холм, потомки Вениамина. После того как он приютился у одного старца, среди ночи пришли сыны Вениамина, мужи беззаконные, как написано ( Суд.19:22 ), желая захватить для распутства и самого левита, и прочих; едва-едва устыдившись крайнего безобразия, они схватили наложницу левита и умертвили её, всю ночь ругаясь над женщиною. А он, разрубив по частям тело, разослал по коленам Израильским, чтобы сделать известным и грех сынов Вениаминовых против чужестранцев, и необузданность в распутстве, и что они осквернились прегрешениями Содомлян. Возмущённый этим, собрался весь Израиль и воевал с коленом Вениаминовым в Гиве 649 , то есть на Холме, и так её опустошил, что, хотя она и была очень многолюдна, спаслось весьма мало, едва-едва убежав в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010