Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Приложение к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. Царская семья и Г. Е. Распутин Отношения царской семьи к Г. Е. Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи, едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России. Как бы отрицательно ни относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года. Действительно, личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состояния определенной части общества начала XX века: «Не случайно в высшем обществе увлекались Распутиным, - пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков), - там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу, не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И это характерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых» (2, 138). Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени? Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина. Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н. Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народная молва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославился высокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилось к нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшего общества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственные и общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиозным настроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами.

http://sedmitza.ru/lib/text/429739/

Пусть же небесное покровительство святого преподобного Серафима Саровского всегда укрепляет тебя и вверенный твоему попечению клир и паству. Да будет для тебя его пример, а также пример митрополита, святого, святителя Иннокентия, вдохновляющим идеалом в трудах на ниве Христовой. Их молитвенным дерзновением, стойкостью в благочестии и подлинной христианской любовью к ближним пусть через тебя множество людей приходят ко Господу. Ты должен быть также достойным продолжателем миссионерского подвига великих просветителей: святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского и всея Сибири, упоминаемого уже святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского. Они заботились о распространении Святого Православия в Сибири и на Дальнем Востоке, бережно сохраняя местные традиции добрососедства и терпимости. Твои благочестивые предшественники на Якутской кафедре многое сделали для развития епархиальной и приходской жизни, потому, несмотря на молодость епархии и на необъятность просторов республики Саха, ты имеешь доброе основание, на котором тебе предстоит совершать благие начинания, созидая «духовное здание», «слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2, 21). Будь же добрым подражателем Основоположника нашего спасения, Который Сам сказал о Себе: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Твои заботы должны простираться не только на тех, кто нуждается в просвещении светом Христовой Истины, но и на немощных и страждущих членов православной общины. Без служения скорбящим и нуждающимся не может быть подлинно христианского благочестия, ибо как свидетельствует Священное Писание: «Если кто о своих не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5, 8). И может быть, совершение архиерейской хиротонии в этом задымленном месте, свидетельствующем о страдании многих и многих людей, дано тебе не случайно, чтобы постоянно в сердце своем содержать тех, кто страдает, кто немощствует, кто взыскует помощи, чтобы слово твое было не только словом утешения, но несло в себе и реальное вспомоществование людям через ответственное и активное служение милосердия.

http://patriarchia.ru/db/text/1236553.ht...

“Фамилия Честных упомина­ется в ведомостях Тверской духовной семинарии еще несколько раз — в списках учеников низшего 2-го отделения, за 1823/1824 учебный год значится Петр Честной, — сообщает С. А. Васильева. — Однако указаний на то, что Петр Честной является братом Дмитрия и Алексея, у нас нет” 22 . Окончив Тверскую духовную семинарию в 1824 г., Дмит­рий Честной поступает в Санкт-Петербургскую Духовную акаде­мию, которую заканчивает в 1829 году, а 25 сентября того же года “академическою конференциею с утверждением комиссии духовных училищ возведен на степень старшего кандидата с правом получить степень магистра по прошествии одного года, если служба его будет одобрена епархиальным начальством” 23 . Но этим правом Дмитрий Честной не воспользовался: аттестат был подписан 21 ноября 24 (очевидно, тогда же и получен), а 9 ноября 25 он принял постриг и имя Аввакум, решив отправить­ся в Пекин миссионером-иеромонахом в составе 11-й русской мис­сии. В составе 11-й Пекинской духовной миссии (1830–1840 гг.) В 1829 году закончилось пребывание в Китае 10-й Пекинской миссии и началось формирование состава очередной, 11-й миссии. Согласно Кяхтинскому трактату от 1728 г., в состав миссии входили: 1 архимандрит, 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 2 церковнослужителя и 4 студента 26 . Начальником 11-й миссии был назначен архимандрит Вениамин (Морачевич), уже прослуживший 10 лет в сане иеромонаха в предшествующей миссии. В число миссионеров-иеромонахов назначен был и Димитрий Честной. Как уже было отмечено, перед отправлением в Китай, 9 ноября 1829 г. он был пострижен в монахи с именем Аввакум, а 21 ноября рукоположен во иеромонахи. Зачисление в Пекинскую миссию было важным шагом в жизни отца Аввакума. Оно предрешило его дальнейшую судьбу, определило характер и направление всей его последующей деятельности. Все его дальнейшие труды так или иначе были связаны с его десятилетним пребыванием в столице Срединной империи 27 . В состав отправляемой в Китай 11-й миссии были включены также: иеромонах Феофилакт (Киселевский), иеродиакон Поликарп (Тугаринов) (оба — из С.-Петербургской Духовной академии), лекарь Порфирий Кириллов, студенты Е. И. Сычевский и Курляндцев. Приставом миссии был назначен подполковник М. В. Ладыженский. Эту миссию сопровождал за границу до Урги (Монголия) профессор Казанского университета по кафедре монгольского языка А. В. Попов, “путешествовавший по назначению правительства” по Восточной Сибири и по кочевьям бурят и монголов в Забайкальском крае 28 .

http://pravmir.ru/arhimandrit-avvakum-ch...

Члены Синода имели суждение об изменении состава Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Они постановили (журнал 4): 1. Утвердить обновленный состав Межсоборного Присутствия. 2. Утвердить состав Президиума Межсоборного Присутствия и распределение членов Присутствия по комиссиям. 3. Утвердить кандидатуры секретаря Межсоборного Присутствия, председателей и секретарей комиссий Присутствия. 4. Ввиду практической невозможности в настоящее время для архиереев, клириков, монашествующих и мирян, проживающих на территории Украины, принимать участие в трудах Межсоборного Присутствия, пересмотр и восполнение состава в соответствующей части осуществить по возобновлении возможности беспрепятственной работы его членов, проживающих на Украине, в связи с чем до изменения обстоятельств не привлекать таковых к участию в работе комиссий. Члены Синода заслушали доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Согласно статье 8 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». Синод постановил (журнал 5) утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 27 февраля 2024 года 1-17). Участники заседания слушали доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о журналах Синода Патриаршего Экзархата Западной Европы, представленных на утверждение Преосвященным митрополитом Корсунским и Западноевропейским Нестором, Патриаршим экзархом Западной Европы. Согласно статье 8 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». Синод постановил (журнал 6) утвердить журналы Синода Патриаршего Экзархата Западной Европы от 12 февраля 2024 года. Члены Синода имели суждение о ситуации в Запорожской епархии. К Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу неоднократно поступали обращения священнослужителей, монашествующих и мирян приходов и обителей Запорожской епархии, находящихся на территориях Весёловского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области с просьбами урегулировать церковную ситуацию на этих территориях.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/12/va...

Невозможно прекратить войны в мире, пропитанном ненавистью и злобой. Но сопротивляться злу нужно так, чтобы это зло нас не захватывало, не порабощало наше сознание, не ослепляло наше сердце ненавистью, жестокостью, безрассудством. Один из великих святителей нашей Церкви — митрополит Филарет (Дроздов) — нашел удивительные по своей точности и глубине слова, которые можно назвать своего рода рецептом того, как должна проявляться истинная христианская любовь, если необходимо защищать Родину и веру: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша» (Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице (1806-1808)). Иногда можно услышать такое мнение, что в момент общей беды тотчас были забыты прежние обиды. Нет. Нельзя, невозможно забыть личные трагедии семей, которых коснулись репрессии, и общее горе народа, из которого пытались вытравить веру. И все же перед лицом внешнего врага все противоречия отступили на второй план. Главным стало служение Отечеству. Мы знаем много ярких примеров, подтверждающих это. Вспомним хотя бы письмо святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого), после многих лет тюрем и ссылок написавшего советскому руководству: «Могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку». Вспомним пример нашего славного казачества, которое, несмотря на террор и политику геноцида со стороны советской власти, встало на защиту Родины. Эти воины проявили особую отвагу, о чем свидетельствует то, что более 100 тысяч казаков были награждены орденами и медалями, а 279 казаков получили звание Героя Советского Союза. Монашествующие восприняли скорбную весть о начале войны как призыв к усилению подвигов и молитв о даровании победы. Будучи лишены возможности оставаться в поруганных и разрушенных обителях, монашествующие терпеливо несли свое служение на передовой и в тылу. Архипастыри и пастыри русского зарубежья, оставшиеся в послушании законному Священноначалию, открыто заявляли своей пастве о вере в победу Руси над фашизмом. Так, экзарх Русской Православной Церкви в США митрополит Вениамин (Федченков), выступая на многотысячном митинге 2 июля 1941 года, говорил, что начало войны именно 22 июня, в день памяти Всех святых земли Русской, есть верный знак и великая надежда на то, что начатая борьба против немцев окончится благим концом для русского народа.

http://patriarchia.ru/db/text/5582481.ht...

О некоторых проблемах монашеского права: в связи с дискуссией вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» Источник: Богослов.Ru В продолжение дискуссии вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» предлагаем вниманию читателей статью монаха Диодора (Ларионова), посвященную канонической проблематике института монашества. Статья публикуется в авторской редакции. PDF версия статьи 0. Предварительные замечания В своих отзывах на проект «Положения о монастырях и монашествующих» (далее — «Проект»), опубликованных практически одновременно и выражающих совершенно идентичную оценку как самого «Проекта», так и критических отзывов на него (вплоть до буквального совпадения отдельных выражений), высокопреосвященнейшие митрополиты Иосиф Иваново-Вознесенский и Вичугский и Аристарх Кемеровский и Новокузнецкий, затронули ряд существенных проблем канонического права, входящих в раздел так называемого «монашеского права» . Немного позже появился отзыв преосвященного Вениамина, епископа Пензенского, в котором горячая поддержка вынесенной на обсуждение редакции «Проекта» также сочетается с недоумением и осуждением дискуссии на официальных форумах Межсоборного присутствия. Как всем известно, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА многие церковные проекты специально вынесены на соборное всецерковное обсуждение: это говорит о том, что главным приоритетом, согласно воле Его Святейшества, является убедительность излагаемой позиции относительно того или иного документа, которая основывается на аргументированном и ясном следовании церковному преданию, богословию Церкви, канонам и уставам святых отцов. Поэтому и в данном вопросе, касающемся судьбы русского монашества, главной нашей задачей, решаемой соборным разумом Церкви под водительством Святейшего Патриарха, является выяснение и определение (желательно с максимальной точностью и ответственностью) смысла и содержания священного монашеского предания, запечатлённого в памятниках канонического права и святоотеческой литературе. Поскольку темы, затронутые в отзывах уважаемых иерархов, практически впервые звучат публично, мне хотелось бы здесь лишь коротко и в порядке дискуссии остановиться на некоторых вопросах, которые, на мой взгляд, являются самыми существенными и требуют общецерковного обсуждения.

http://pravoslavie.ru/55435.html

     - Олимпиада по Основам православной культуры развивает знания учащихся. Но если знания не будут привиты человеку в жизни, они останутся бесплодными, ненужными, а время, потраченное на получение этих знаний, пройдет впустую. Сегодня я желаю всем вам, чтобы приобретенные знания служили вам руководством, а жизненные аксиомы, которые вы почерпнули, участвуя в Олимпиаде, укрепляли вас, приносили пользу и вам, и Отечеству, - напутствовал ребят владыка Меркурий.      Приветствуя победителей, заместитель председателя Государственной Думы РФ Сергей Железняк отметил: - Огромное количество участников олимпиады, и высокий уровень качества их работ показывают, что Основы православной культуры — не только важный и полезный, но также интересный предмет, который с прилежанием изучает большое количество наших школьников. Отрадно, что огромное количество детей из разных регионов нашей страны и других государств приняли участие в Олимпиаде. Они продемонстрировали высокие знания истории Отечества и Церкви, а также через творчество выразили свое понимание того, что лежит в основе нашего общества, — православных ценностей. То, что олимпиада проходит на таком высоком уровне, а ее финал проводится в Храме Христа Спасителя, — это хороший стимул для всех, кто изучает и преподает православную культуру в нашем обществе. Поздравления и самые теплые пожелания адресовал победителям и участникам Олимпиады по ОПК заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. Но особенно он отметил роль учителей: «Отдельное спасибо педагогам, наставникам и всем взрослым, которые помогают детям в освоении православной культуры. Огромное вам спасибо и удачи!» Награды победителям олимпиады ПСТГУ «АКСИОС»и олимпиады РПУ «В начале было Слово…» вручили ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев и ректор РПУ игумен Петр (Еремеев).      Начальник Департамента по работе с органами власти субъектов РФ и общественными организациями Марина Белогубова и Председатель правления Фонда просвещения «МЕТА» Валентина Сигаева выразили большую благодарность проектной группе Олимпиады по основам православной культуры, блестяще подготовившим ребят педагогам, а также партнерам и многочисленным добровольцам, без которых программу сложно представить. Они вручили помощникам проекта благодарственные письма и памятные подарки.

http://pravoslavie.ru/77840.html

Мы здесь все с восхищением читаем ваши архипастырские слова и речи по случаю современных событий; с восхищением услышали о новой Монаршей к вам милости за доблестный подвиг, относящийся к чести и славе отечественного духовенства. Акафист ваш, который я имел честь получить 7 сентября, уже рассмотрен и одобрен цензором архимандритом Кириллом; нынче препровождается, по форе, в св. синод. Думаю, что и там н залежится, если ваше в-ство замолвите словечко. Дела наши по расколу идут тихо. Преосвящ. Григорий написал прекрасную книгу; только большая половина ее, по его словам, составлена им гораздо прежде: теперь бы в такое короткое время он конечно не успел сделать то, что сделал. Священники -миссионеры давно разъехались, хотя, по их собственному сознанию, почти ничего не приобретши. Моя история раскола еще не кончена; кончится не прежде декабря; потом должна поступить в св. синод, и вероятно выйдет в свет отдельною книгой не прежде великого поста. Много предметов по расколу дал я студентам для курсовых сочинений: пусть разрабатывают. С горестью услышали здесь о смерти достопочтенного о. архимандрита Вениамина. Дай Бог ему царство небесное! Лавра намерена о нем молиться. 10 сентября 1854 г. Письмо 17. Священнейшим долгом считаю поднести вашему высокопреосвященству экземпляр новоизданного мною сочинения: «История русского раскола», и покорнейше прошу вас, милостивый архипастырь, удостоить принять мою книгу, как слабый знак глубочайшего уважения и совершеннейшей преданности, с коими имею честь быть. 25 апреля 1855 года. Письмо 18. Извините ради Бога за мой нескорый ответ на ваши драгоценные письма. Я все хотел сделать вам угодное, порешить дело о новом издании ваших сочинений, сносился с разными книгопродавцами, с одним сам, с другими через посредство цензора Елагина… Да эти господа любят отдыхать на дачах и других местах вне Петербурга. Оттого дело шло очень медленно. После переговоров словесных вздумали еще писать свои соображения на бумаге, из которых для образца при сем препровождаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Ос.5:5 .  И смирится укоризна Израилева в лице ему, и Израиль и Ефрем изнемогут в неправдах своих: изнеможет же и Иуда с ними. Укоризною называет здесь проклятое высокомерие, ибо укорителем бывает гордец. Итак, смирится, говорит, гордость Израиля, когда он, и весьма законно, испытает нечто такое, что сделает его смиренным, жалким, униженным, не имеющим богодарованных преимуществ и лишенным самой даже ниспосланной им свыше и унаследованной от предков свободы. Выражение же «укоризна обратится в лице ему», нужно понимать так, что бесчестие всякого рода будет подобно как бы ударам по лицу. «Изнемогут», говорит, Израильтяне вместе с Иудою, потому что некогда цари Сирии и Персов, опустошив Самарию, не оставили неприкосновенным и Иуду, но присоединили к городам израильским некоторые, принадлежавшие Иуде и Вениамину. А что несомненно виновниками всяких несчастий были для них нечестие по отношению к Богу и гордость, научает, говоря, что недуг немощи постигнет их не за что другое, но только за то, что они «изнемогут в неправдах своих». Следовательно богопочтение, поистине, дело полезное и драгоценное, потому что при помощи его является возможность побеждать народы и сила совершить все с легкостью, – и истинно говорил Спаситель, что «без мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:5 ); поет в одном месте и Давид, выражая правую мысль: «крепость моя и пение мое Господь» ( Пс.117:14 ). Ос.5:6–7 .  Со овцами и телцы пойдут взыскати Господа и не обрящут его, уклонися бо от них. Яко Господа оставиша, яко чада чужда породиша себе: ныне пояст я ржа, и причастия их. На самом деле оказывается истинным то, что, как говорит богоглаголивый Павел, «невозможно крови юнчей и козлей отпущати грехи» ( Евр.10:4 ) и что недоступен Бог при посредстве закона; законом же называю подзаконное богослужение посредством крови и жертв. Итак, хотя бы, говорить, Израильтяне приносили установленные жертвы, испрашивая отпущения своих нечестивых прегрешений и ища примирения с Богом, они не достигнут цели и не получат возможности обрести Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Так только и должно относиться к священству. Кроме всего, священство есть Божий зов. В жизненных обстоятельствах должно голос Его расслышать, а после этого чуткость и готовность проявлять во всем, «творить волю Его». Просто добиться священства не трудно, но в этом случае человек уже инуде 57 священство примет, но тогда, по слову Господа, он «тать будет и разбойник», а не «пастырь овцам» 58 . Потому как священство есть Божие смотрение. Священником в том только случае будешь, если благодать Божию, полученную в рукоположении, молитвою ревностно взращивать будешь. Без этого (молитвы и жертвенности) священника нет, ремесленник будет... но к священнику такому и идти не захочется. И зависит это не от умственных способностей (хотя и они при этом нужны), а от присутствия в сердце Духа Святого Божия. – Отец Владимир, вы довольно подробно рассказали про владыку Кирилла (Поспелова). А кто еще из этого уже ушедшего поколения произвел на вас особое впечатление? – Колоритнейших личностей перед моими очами прошло немало, сосредоточусь только на некоторых. С 1947 года инспектором Московской духовной семинарии и академии был архимандрит Вениамин (Милов) 59 . Многих ученых мужей за время учебы довелось мне слышать, он же читал свой курс иначе: не только содержанием, но и самим тембром голоса буквально к себе приковывал, читал он совершенно необыкновенно. Передать это сложно, просто шла беседа от сердца к сердцу, было тихое журчание речи, в которой – да, мысль выражалась, но мысль эта насквозь была одухотворенной. Это был язык любви. Слова ложились прямо на сердце, оторваться было нельзя. По окончании лекции не радость от звонка посещала, а грусть. Общался он со студентами не поднимая глаз: длинные ресницы у него всегда были опущены. Я никогда не видел его глаз. Весь его облик свидетельствовал о том, что он – сама скромность. Я тогда же весьма заинтересовался его личностью, когда же больше о нем узнал, был поражен – нет, иначе сущность должно выразить: был потрясен до основания узнанным о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010