Что же касается моего дяди Исаака, то он был такого же роста, как и брат, да и в остальном не очень от него отличался. Лицо у него было несколько бледным, борода росла не слишком густо, реже, чем у брата, особенно на щеках. Оба брата нередко, когда их не одолевали заботы о делах, занимались охотой. Впрочем, охоте они предпочитали воинские дела 305. В наступлении Исаак, даже когда он сам командовал войсками, никому не позволял идти впереди себя, и стоило ему завидеть ряды противников, он забывал обо всем, как молния бросался в гущу врагов и мгновенно рассекал их фаланги. Поэтому-то он не раз был взят в плен, сражаясь в Азии с агарянами 306. Единственное, за что мой дядя достоин порицания в военных делах, – это за неукротимость в бою. 4. Никифор Мелиссин, согласно данному ему обещанию, должен был получить сан кесаря 307. В то же время старшего по возрасту из братьев – Исаака – следовало почтить еще более высоким титулом. Так как сана более высокого, чем кесарь, не существовало 308, император Алексей образовал новое слово и именовал брата «севастократором» – сложным словом, состоящим из двух частей: «севаст» и «автократор», и сделал таким образом Исаака как бы вторым императором 309. Он понизил сан кесаря и отвел ему в славословиях третье место после императора. Затем он приказал им, севастократору и кесарю, по торжественным дням надевать венцы, значительно уступавшие в пышности диадеме, которой увенчивался он сам. Императорская диадема правильным полукругом облегала голову. Вся диадема была украшена жемчугами и драгоценными камнями, одни из которых вставлялись в нее, другие привешивались; с каждой стороны у висков, слегка касаясь щек, свисали цепочки из жемчуга и драгоценных камней. Эта диадема и является отличительной особенностью императорской одежды 310. Венцы же севастократоров и кесарей только в отдельных местах украшены жемчугом и драгоценными камнями и не имеют округленного покрытия. В это же время был произведен в сан протосеваста и протовестиария 311 муж сестры императора Таронит 312, который вскоре был провозглашен паниперсевастом 313 и занял место рядом с кесарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8, 597) – στενη. Язычники утверждают, что возникновение ее восходит к некому Либеру 37 , поскольку у них было принято обвязывать головы лентами, когда они пили вино. Именно по этой причине короны некогда делались из льна и шерсти, каковыми они были у языческих жрецов. (2) Корона (corona) получила свое название по той причине, что первоначально ходили (currere) вокруг алтарей, так что корона была и смоделирована, и названа согласно образу кругового движения или хоровода (chorus) 38 . (3) Римские императоры и некоторые из языческих царей носят золотые короны. Персы носят тиары (tiara), но у царей они прямые, а у сатрапов – изогнутые. Тиара была изобретена ассирийской царицей Семирамидой 39 . Этот народ сохраняет украшение этого типа с того времени и вплоть до сегодняшнего дня. Афиняне же носили золотые цикады (cic[l]ada), некоторые на макушке головы, некоторые на лбу. Действительно, не все цари пользуются одними и темиже знаками отличия. Языческие прорицатели носили infulae, apices, pillea или galeria. (4) Infula – белая головная повязка жрецов наподобие диадемы 40 . С обеих сторон [головы] с нее свисают ленты (vittae), которые обвивают инфулу; оттуда они и названы vittae, поскольку обвивают (vincire) ее. Инфула, как правило, была широкой и, в большинстве своем, витой, скрученной из белых и алых нитей. (5) Apex – это расшитая круглая войлочная шапка (pilleum), которую носили языческие жрецы 41 ; названа от apiere, то есть «привязывать». Действительно, прутик, что был на шапке, привязывался к ней нитью, изготовленной из шерсти жертвенного животного. Galerium – шапка (pilleum), сделанная из шкуры убитого жертвенного животного. Pilleum (шапка) произошло от pellis – шкуры жертвенного животного, из которой она изготавливалась. (6) Кидар (cidaris) был головным убором священников, большинство именуют его митрой (mitra). XXXI. О женских головных украшениях (1) Женские головные украшения суть следующие: диадема (diadema), нимб (nimbum), капюшон (capitulum) и митра (mitra). Диадема головное украшение матрон с вкраплениями золота и драгоценными камнями; она крепится смыкающимися сзади идущими по кругу ободами, отсюда и ее греческое название происходит от глагола «сковывать» 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Гуннская диадема. Кон. IV — 1-я пол. V в. (Национальный музей, Будапешт) Гуннская диадема. Кон. IV — 1-я пол. V в. (Национальный музей, Будапешт) В 20-х гг. V в. начинается консолидация Г. во главе с Ругилой, ставшим единовластным правителем после гибели Уптара в походе на герм. народ бургундов (430). С 433 г. эта политика была продолжена сменившими Ругилу племянниками Бледой и Аттилой (убив брата, с 445 правил один). В 427 или 433 г. по договору с Зап. Римской империей Г. получили под контроль земли в Паннонии. В 435-438 гг. отряды Г. воевали под командованием западнорим. полководца Литория против восставших жителей Галлии багаудов и контролировавших юго-зап. часть этой провинции вестготов, но в 439 г. были разбиты. В 437 г. Г. Аттилы разгромили бургундов (что нашло отражение в дошедшем до нас древнегерм. эпосе - «Песни о нибелунгах» и др.). Были подавлены и попытки проявления самостоятельности ряда народов в составе державы Г., в т. ч. пытавшихся наладить отношения с К-полем акациров, живших к северо-востоку от Чёрного м.; во главе их был поставлен сын Аттилы. В 435 г. Г. заключили новый договор с Вост. Римской империей, увеличивший выплаты Г. и обусловливавший выдачу «беглецов» (тех, кто не подчинились центральной власти Г.), еще более ужесточившийся в 443 г., после разрушительного похода Г. в 441-442 гг. на Балканы. В 446 г. по договору с Аэцием Г. получили земли на р. Саве, в 447 г. возобновили наступление на Вост. Римскую империю, закончившееся миром 448 г. Ок. 450 г. Г. вмешивались в усобицы герм. народа франков. Гуннский котел. Кон. IV — 1-я пол. V в. (Национальный музей, Будапешт) Гуннский котел. Кон. IV — 1-я пол. V в. (Национальный музей, Будапешт) В сер. V в. сложилась огромная держава Г., простиравшаяся от Подунавья до Поволжья и Сев. Кавказа, включавшая кроме Г. аланов, группу герм. племен, в т. ч. гепидов и предков буд. остготов, и мн. др. народы. В разной степени зависимости от нее был и ряд народов лесной зоны Европы. Ставка Аттилы, с деревянным, украшенным резьбой дворцом и усадьбами приближенных, находилась на р.

http://pravenc.ru/text/168331.html

Закладка и освящение храмов были поэтому большими праздниками каждого царствования; во время их повторялись те же обряды, что и при коронации, когда царь входил в непосредственное общение с божеством, обнимая его идол или прикасаясь губами к груди богини. Точно также большим праздником был 30-летний (теоретически) юбилей царствования, так наз. Хеб-сед, сопровождавшийся особыми древними церемониями. Имя Хеб-сед собственно значит «праздник хвоста», вероятно потому, что царю, как бы вновь начинающему царствование, снова привязывали одно из главных отличий власти – львиный хвост. Обычай носить хвосты животных в глубокой древности был общим у ливийцев и обитателей Нильской, долины – мы видим его на пластинке с изображением охоты и на барельефах храма царя Сахура. Другим важным аттрибутом царской власти была диадема с фигурой страшной змеи, так наз. урей, как у Ра. Эта диадема, и вообще царские короны – считались богинями, которым во дворце справлялся культ и пелись гимны весьма древнего происхождения, дошедшие до нас в б. собрании В. С. Голенищева. В этих гимнах царские короны, путем разных богословских уподоблений, приравниваются к солнцу, луне и различным богиням Египта, поражающим его врагов. Имени царя нельзя поминать всуе; вместо него говорили: «великий дом» (дворец), по-египетски пер-о, «фараон», «его величество», «жизнь ему, 38 здравие и благополучие», или употребляли безличную форму выражения. Царь не умирал, а «заходил в свой вечный горизонт» (т. е. гробницу или пирамиду); он становился Осирисом и получал культ наравне с другими богами. Отсюда один из древнейших постоянных титулов царя: «живущий вечно» и «которому дана жизнь навеки». Культ царей Древнего царства поэтому встречается еще в саисскую эпоху и требовал целых коллегий и целых учреждений. Первоначально только царь делался Осирисом, прочие смертные только «присными» этого бога; впоследствии этой чести удостоились все, равно как и тех заупокойных текстов, которые первоначально усвоялись, только царям; таким образом, мало-по-малу, смерть стала уравнивать царей с их подданными.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   «Положих помощь»,— в псалме поставлен акцент на подлежащем, которое осуществило действие. «Помощь» есть некий выход подлежащего из себя. Этими словами псалмопевец показывает, что было поставлено на главу Давида и положено на сильного. «Я» сделал его сильным, ибо «Я» есмь Сильный. Диадема есть сам царь, сам Христос, сам Бог. Я вошел в жизнь Давида. Давид стал Мной, ибо получил Мою помощь, Мою благодать. Видите, разве не пророчески, мистически, истинно и духовно семьдесят толковников перевели еврейский текст?    “Положих помощь на сильнаго”. Вот сильный Бог, вот — человек. Вы видите их равенство, сокращение расстояния до близости, положение на главу человека диадемы, иначе говоря, Духа Святого, Который находит на человека, на святых, преображая и освящая их жизнь, делая Божественным человеческое. Это тот конечный итог, которого жаждет всякая любящая Господа душа. Это наполнение души Духом Святым, некогда вошедшим в сыновей и дочерей Израиля и напоившим их (Иоиль. 3:1—2). И были опьянены они не хмельным вином, но Духом Святым, нисшедшим на них и преобразившим их. Диадема, положенная на главу человека, возводит его в царское достоинство. Так происходит всецелое изменение человека, обожение его существа, беседа с Богом и единение с Ним.    Такое единение заметно и в нашей повседневной жизни, но более всего, в самих людях. Они благодаря тому, что Бог неослабно “истощает” Себя, дарит Себя и действует в нас до последнего мига, мы непрестанно возрастаем. Продолжается жизнь человека — продолжается и это изменение. Смерть есть не конец пути, но некий переходный момент.    Итак, беседа с Богом – это единение с Богом. Мы чувствуем, что Он живет в нас и вокруг нас. И тогда мы понимаем, что существуем не ради себя, что не осталось в нас больше ни помыслов, ни собственной воли, ни желания. Как это возможно, — спросите вы, — так явственно ощущать присутствие Безграничного вокруг? Все исчезает. Бог становится огромным и наполняет нас, прийдя и встав прямо перед нами. Не разбирая ничего вокруг, мы оказываемся под Его сенью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таким образом, верховная власть римского автократора была делегирована ему обществом, представленным сенатом, армией и, можем мы прибавить, константинопольским населением 6 . Символом передаваемой таким образом власть была диадема, окончательно введенная в употребление Константином. Император носил и другие инсигнии, как–то: пурпурную мантию и красные сапоги; но диадема была по преимуществу символом и выражением автократии. Одно лишь одеяние указывало на достоинство императора или главнокомандующего армии, и никакие формальности не были связаны с его возложением. Иначе обстояло дело с короной, которая в персидском царстве, откуда она была заимствована, возлагалась на голову царя первосвященником религии магов. В теории, императорская корона должна была быть возложена представителем тех, которые передавали верховную власть, ею символически обозначаемую. И в четвертом веке мы видим префекта Саллюстия Секунда коронующим Валентиниана I, в избрании которого он принял наиболее значительное участие. Но императоры чувствовали, кажется, некоторое смущение, получая таким образом диадему из рук подданного; и дарование какому–либо магнату высокого права передавать символ верховной власти могло служить причиной вражды и зависти. Однако, какая–либо формальность признавалась необходимой. В V веке затруднение были обойдено остроумным и тактичным способом: обязанность короновать императора была возложена на патриарха Константинопольского. Отправляя эту обязанность, патриарх не возбуждал зависти в светских магнатах, ибо он не мог быть их соперником, а его церковное положение освобождало императора от неприятности получать диадему от подданного. Очень вероятно, хотя и не стоит вне всяких сомнений, предположение, что этот выход был найден при коронации Маркиана в 450 году, но кажется несомненным, что его преемник Лев I был коронован патриархом в 457 г. С тех пор это вошло в обычай. В ΧΙΙI в. мы видим, что Федор II откладывал свою коронацию до тех пор, пока патриарший престол, случайно оказавшийся вакантным, не был занят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

«Положих помощь -» в псалме поставлен акцент на подлежащем, которое осуществило действие. Помощь как раз нам и являет это подлежащее. Этими словами псалмопевец показывает, что было поставлено на главу Давида и положено на сильного. «Я» сделал его сильным, ибо «Я» есмь Сильный. Диадема есть Сам Царь, Сам Христос, Сам Бог . Я вошел в жизнь Давида. Давид стал Мной, ибо получил Мою помощь, Мою благодать. Видите, разве не пророчески, мистически, истинно и духовно семьдесят толковников перевели еврейский текст? «Положих помощь на сильнаго». Вот сильный Бог , вот – человек. Вы видите их равенство, сокращение расстояния до близости, положение на главу человека диадемы, иначе говоря, Духа Святого, Который находит на человека, на святых, преображая и освящая их жизнь, делая Божественным человеческое. Это тот конечный итог, которого жаждет всякая любящая Господа душа. Это наполнение души Духом Святым, некогда вошедшим в сыновей и дочерей Израиля и напоившим их (см.: Иоиль 3– 2 ). И были опьянены они не хмельным вином, но Духом Святым, нисшедшим на них и преобразившим их. Диадема, положенная на главу обычного смертного, возводит его в царское достоинство. Так происходит всецелое изменение человека, обожение его существа, беседа с Богом и единение с Ним. Такое единение заметно и в нашей повседневной жизни, но более всего в самих людях. Мы благодаря тому, что Бог неослабно истощает Себя, дарит Себя и действует в нас до последнего мига, непрестанно возрастаем. Продолжается жизнь человека – продолжается и это изменение. Смерть есть не конец пути, но некий переходный момент. И падение, и воскрешение, и воссоздание человека продолжится в иной жизни, ибо человек останется таким же. Таким, как есть, останется и Бог . Но там, в вечности, они навсегда пребудут вместе. Итак, беседа с Богом – это единение с Богом. Мы чувствуем, что Он живет в нас и вокруг нас. И тогда мы понимаем, что существуем не ради себя, что не осталось в нас больше ни помыслов, ни собственной воли, ни желания. Да и как возможно иметь все это, когда так явственно ощущается присутствие Безграничного вокруг? Все исчезает. Бог становится огромным и наполняет нас, прийдя и встав прямо перед нами. Не разбирая ничего вокруг, мы оказываемся под Его сенью.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Таким образом, казалось бы, простой сюжет, имеет в себе множество смыслов. Данный сюжет был распространен в искусстве Возрождения и Нового Времени. В Древней Руси отголоски этого сюжета мы находим в древнерусской литературе в «Слове о Законе и благодати» митр. Иллариона, в притчах Кирилла Туровского и др. Иконография Суда Соломона также была весьма распространена в стенных росписях, книжных миниатюрах, иконах. В иконографии Суда Соломона царь изображается обычно молодым, безбородым, на нем царские одежды – красная мантия и синяя туника, или далматик. На голове его диадема, в руке он держит раскрытый свиток. В русской иконописи царь Соломон изображался в пророческом ряду высокого иконостаса. «Суд Соломона» — распространенный сюжет в европейской и русской  религиозной живописи, к нему обращаются многие известные художники. Описание В центре картины Н. Ге мы видим восседающего на троне царя Соломона, совсем еще юного, одетого в белые одежды, на голове его сияющая царская диадема. Черты лица его нежны и приятны – перед нами скорее не грозный судия, а милостивый правитель – художник явно здесь делает некоторое сходство с Христом, чей Суд есть Суд милости и правды, согласно словам Евангелия «Милости хочу, а не жертвы». Жезл в руках царя осмысливается исследователями не только как знак царственного достоинства, но и как знак учительства и мудрости. Белый цвет здесь также не случаен – в христианской иконографии это символ праведности и чистоты. Этот цвет мы видим в одеянии одной из женщин, а также в белых пеленах живого и мертвого младенцев. Жесты двух женщин свидетельствуют об их нравственном состоянии, одна из них в белом одеянии и алой накидке распростерла руки в умоляющем жесте, всеми силами пытаясь защитить живого младенца, оградить его от рук находящихся на заднем плане воинов. Белые одежды – символ праведности сочетаются с одеждами царя. Фигура праведницы выделена падающим лучом света, тогда как другая женщина, выдавшая свою ложь за истину, стоит в стороне, жесты ее свидетельствуют о безразличии по отношению к младенцу, лежащему на ступенях, перед престолом Соломона, лицо лишено эмоций, цвет одежд – голубой с жёлто-золотистым не бросается в глаза, однако указывает на некоторую изысканность. Опять же, следуя академической традиции, одеяния на них — греко-римские. Художнику здесь присуща еще ученическая манера следованию строгим академическим канонам в расстановке фигур, в выделении акцентов. Однако здесь мы также можем наблюдать и зарождение авторской манеры – особой эмоциональной выразительности, акцентировке на деталях, усиления нравственной проблематики. История

http://azbyka.ru/art/sud-czarya-solomona...

Диадема старца ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ о старце Гаврииле (Ургебадзе) Совсем недавно была закончена работа над полнометражным русскоязычным фильмом «Диадема старца» о великом грузинском святом нашего времени архимандрите Гаврииле (Ургебадзе) . Автор фильма Константин Церцвадзе, чьи статьи регулярно публикуются на страницах портала Православие.Ru, согласился устроить интернет-презентацию своего фильма именно на нашем Уоитиве-канале . Рассказывает автор фильма Константин Церцвадзе : Дорогие посетители портала «Православие.Ru»! Представляю вашему вниманию фильм «Диадема старца», который снят по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и содействием нашего любимого старца Гавриила. С особой благодарностью хотелось бы вспомнить игумению монастыря Самтавро Кетеван (Копалиани). Без ее поддержки мы бы не смогли снять этот фильм. «Диадема старца – те человеческие души, которые он, с великой любовью во Христе, наставлял на путь ко Господу» Я вспоминаю тот день, когда впервые услышал об архимандрите Гаврииле и о посвященной ему книге «Диадема старца». Это было много лет назад. Будучи ребенком, я спросил у автора книги, что означает это название, и ответ навсегда запечатлелся в моей памяти: « Старец Гавриил – великий подвижник, святой нашего времени, любящий всех, а его диадема – те человеческие души, которые он, с великой любовью во Христе, наставлял на истинный путь ко Господу Вседержителю». Очевидно, это наставление продолжается по сей день – через его поучения, через его незримое присутствие рядом со скорбящими, во время посещения его святых мощей. Мог ли я тогда представить себе, что однажды создам фильм об этом святом?.. Нет, конечно, не мог, но, как известно, неисповедимы пути Господни… Игумения Кетеван (Копалиани) Сколько замечательных моментов привнесла в мою жизнь работа над этим фильмом! Сколько людей объединил в одну большую семью этот фильм! Я помню, с чего всё началось. Было лето. Вечернее августовское солнце золотило иконы, и мы с моей тетей, автором книги «Диадема старца», читали акафист преподобному Гавриилу. Сказали последнее «Аминь», и матушка Евфимия попросила меня сделать 10-минутный русскоязычный видеосюжет о старце, чтобы русские братья и сестры тоже узнали о батюшке. Я с большой радостью согласился и вскоре приступил к работе.

http://pravoslavie.ru/110430.html

Золотая диадема из Дома Романовых доставлена в Санкт-Петербург Санкт-Петербург, 2 марта 2004 г. Золотая диадема, малая корона Дома Романовых, доставлена 27 февраля в Санкт-Петербург. Национальная реликвия, освященная в Свято-Даниловом монастыре Москвы, будет экспонироваться с 1 по 14 марта в Государственном Эрмитаже, сообщает сайт СПб митрополии. Известный предприниматель Артем Тарасов, который стал инициатором возвращения сокровища на Родину из Англии сказал: «Для этого мне пришлось заложить свой дом в Лондоне». Большая императорская корона и шапка Мономаха были не единственными головными уборами Дома Романовых. Существуют также венчальные короны и диадемы. К этим сокровищам относится и данный раритет весом 156,7 граммов, украшенный 822 бриллиантами, 70 рубинами и 50 алмазами. Тарасов застраховал ее на 10 млн. фунтов стерлингов. Диадема изготовлена в 1890 году ювелирной фирмой Российского Императорского Дома «К. Э. Болин» по заказу великого князя Михаила Михайловича для его невесты Софьи Николаевны Меренберг. Брак внука императора Николая Первого и внучки Александра Пушкина был морганатическим. Государь Александр III не признал этот союз, и супругам пришлось уехать в Англию. Потомки Пушкиных и Романовых передавали фамильную ценность из поколения в поколение. По семейному завету, диадема должна вернуться в Россию. Последняя владелица раритета, маркиза Сара Милфорд-Хэвен, решила с ним расстаться. Предприниматель Артем Тарасов внес залог и страховой депозит за диадему, получив ее в пользование на 2,5 месяца. За это время созданный им благотворительный фонд надеется собрать сумму для выкупа диадемы. Все, что связано с малой короной, по словам Тарасова, окружено мистическим ореолом. Цепь случайностей вне всякого ожидания складывается благоприятно для путешествия - очевидно, на него есть Божие благословение. Временный владелец благоговейно относится к исторической святыне, ведь она, по его словам, таинственным образом соединила два великих рода России. Он убежден, что «корона сама хочет вернуться на Родину и сама выберет себе место». Перед поездкой диадема лежала в храме Свято-Данилова монастыря на синей бархатной подушке на столике перед аналоем. Был совершен молебен на благое дело. 2 марта 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9110.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010