Это греки называют βελομανταν (гадание по стрелам) или παβδομαντ´αν (гадание по жезлам). Итак, он вопрошал идолов, гадал по внутренностям. Гадание его было направо, чтобы он шел на Иерусалим и взял его, насыпал валы, поставил тараны, построил укрепления, и осаждал город и открыл уста при побоище и поднял шум в ликующем и кричащем войске. Делая это, он будет казаться, говорит, для жителей Иерусалима тщетно вопрошающим оракула и как бы тратящим время в субботнем покое, то есть занимающимся пустяками (ludere) и не делающим никакого дела. Но царь вавилонский будет надеяться не на свою силу, а на беззаконие народа, вследствие которого, как он знает, они прогневили Бога и умножили грехи отцов новыми преступлениями, и вероломство их для всех открылось, и потому не будет сомневаться в победе, так как он уверен в беззаконии Иерусалима. Так по еврейскому [тексту], с которым LXX разногласят не столько по смыслу, сколько в нескольких словах. Симмах так перевел это место: А ты, беззаконный, вождь Израиля, день которого наступает, определенный во время беззакония: так говорит Господь Бог: он снял кадар и сложил венец; [не будет] ни этого, ни того; возвысит униженного и унизит высокого. Беззаконием, беззаконием, беззаконием сделаю это. И этим не был Тот, которому принадлежит суд, которого Я дам. После разрушения Иерусалима и пленения народа, речь обращается к вождю Израиля, который, как это несомненно, означает Седекию, с которым окончилось владычество царей Израиля из племени Давидова. Наступает, говорит, для тебя день, предопределенный тебе за долго времени, и из-за тебя прекратилось священство и царство иудейского народа. Ибо кидар служит отличительным украшением первосвященника, венец, то есть диадема, знаком царя. Не тот ли этот кидар и не тот ли венец, который ничего не делал по суду, но подобно царю вавилонскому, кого хотел, возвышал и, кого хотел, унижал? Поэтому не один раз и не два раза, как стоит у LXX, но трижды вменю тебе [это] в беззаконие на веки, которое не тотчас тебе вменено, но [не будет вменяться], доколе не придет Христос, которому принадлежит суд, и не передаст Ему Отец царство и суд или Церковь , собранную из народов: Отец бо не судит никомуже, но суд весь даде Сынове ( Ин. 5:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

IV. Но тогда око вселенной. сей преславный и божественный храм, как бы лишенный глаз был омрачен в своих таинствах (ибо еще не было принято решение о восстановлении икон) и посылал приходящим слабые лучи видения и являл при этом лицо православия ужасным. Ныне же церковь отлагает омрачение и украшается и блистает всеми своими красотами и получает свое богатство, как приданое, и, светло радуясь, светло откликается на глас жениха, вопиющего и глаголющего: " Вся прекрасна, ближняя моя и порока нет в ней. Прекрасна ближняя " Ибо, смешав цветы красок правильностью догматов и священнолепно изобразив для себя священную красоту и тем и другим способом, и через целое неся в уме целый и всесовершенный образ благочестия, не у сынов человеческих познается она прекрасной по красоте, но прилепляется к иным, превыше их по невыразимой красоте благолепия. " Вся прекрасна ближняя моя " , ибо язв избежал, от ран освободилась, скверны отринула, хулителей низвергла в Тартар, песнословцев возвысила. " И порока нет в ней " . Ибо она стала лучше от ран, которыми испещрила все ее тело бичевавшая ее инопленменная и скверная рука. Она смыла всех их скверны и, снова взяв древний брачный наряд, облачилась в него. " Видели ее дочери и благословят ее царицы и восхвалят ее. " Кто она, появляющаяся как заря, прекрасная, как луна, и избранная, как солнце? " Таковое благолепие и царское облачение облачение свыше описал боговдохновенный Давид, воспевая в песне Владыке и Царю всех: " Предстала царица одесную тебя, в ризу позолоченную одетая, преукрашенная. " (Пс. 44, 10). Воистину " украсились стопы ее " (Песнь 7, 2). " Восстань Сион, как в начале дня, как род вечный. Ибо на главе твоей радость и хваление и веселие охватит тебя. Я есмь, я есмь утешающий тебя " - говорит Господь " (Ис. 51, 9,12). " Вот на руках моих я изобразил стены твои и ты предо мной всегда " (Ис. 51, 12). Церковь, провидя такую блистательность, провозгласила через пророка Исаию: Да возрадуется душа моя о Господе. Он облек меня в в ризу спасения и одеждою веселия одел меня, как жениху [возложил мне] венец, и как невесту украсил меня красотой " (Ис. 61, 10). И уже не буду городом оставленным, но городом взысканным " (Ис. 62, 12) и " как венец красоты в руке Господней и как царская диадема в руке Божией " (Ис. 62, 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/537/...

«Вся прекрасна ближняя моя», ибо язв избежала, от ран освободилась, скверны отринула, хулителей низвергла в Тартар, песнословцев возвысила. «И порока нет в ней». Ибо она стала лучше от ран, которыми испещрила все ее тело бичевавшая ее иноплеменная и скверная рука. Она смыла все их скверны и, снова взяв древний брачный наряд, облачилась в него. «Видели ее дочери и благословят ее царицы и восхвалят ее. Кто она, появляющаяся как заря, прекрасная, как луна, и избранная, как солнце?» . Таковое благолепие и царское облачение свыше описал боговдохновенный Давид, воспевая в песне Владыке и Царю всех: «Предстала царица одесную Тебя, в ризу позолоченную одетая, преукрашенная» . Воистину «украсились стопы ее» . «Восстань, Сион, как в начале дня, как род вечный. Ибо на главе твоей радость и хваление и веселие охватит тебя. Я есмь, Я есмь утешающий тебя, – говорит Господь» . «Вот на руках моих я изобразил стены Твои, и Ты предо мной всегда» . Церковь, провидя такую блистательность, провозгласила через пророка Исаию: «Да возрадуется душа моя о Господе. Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня, как жениху [возложил мне] венец, и как невесту украсил меня красотой» . «И уже не буду городом оставленным, но городом взысканным» и «как венец красоты в руке Господней и как царская диадема в руке Божией» . V. В таком же и мы веселии и радовании души, составив хор празднику и совместно празднуя сегодня обновление изображения, боговдохновенно изречем пророческие слова, говоря: «Радуйся весьма, дочь Сиона, проповедуй, дочь Иерусалима. Отнял Господь поношения твои, избавил тебя из руки врагов твоих» . «Возведи очи твои и увидь собранных чад твоих. Вот пришли к тебе все сыны твои издалека и дочери твои» , принося тебе не золото и ладан и камни, все рождения земли и обогащающие драгоценностью по человеческому закону, но то, что чище всякого золота и драгоценнее всех камней, – неповрежденную отеческую веру. «Радуйся и веселись от всего сердца твоего. Ибо приходит Господь и будет обитать посреди тебя» .

http://pravoslavie.ru/61321.html

78 В росписи Благовещенского собора целый ряд мотивов имеет аналогии среди сюжетов живописных произведений рубежа XIV-XV вв. Это – сцены из жития Марии Египетской, изображение византийских императоров Михаила и Феодоры (торжество православия), донаторские портреты московских князей Дмитрия Донского и Василия I и др. В конхе апсиды Богоматерь с Младенцем окружена медальонами с изображениями пророков. Эта композиция находит ближайшую смысловую аналогию: в среднике иконы Успенского собора «Похвала Богоматери с Акафистом», в сцене «Похвалы», где пророков тоже 10, что редко в подобной иконографии. 79 Verpeaux J. (ed.) Pseudo-Kodinos. Traité des offices. Paris, 1966. P. 185–190, 200, 201,256,264. 80 Специальных исследований по этому вопросу почти нет. Некоторая информация содержится в работах, посвященных портретным изображениям (см. прим. 36 к гл. 2), а также в: Новакович Ст. Венец (στφανος) и диадема (διδημα) в српском круницвеним JAZU. Zagreb, 1878. Т. XLIII. Р. 189–195; Покровский Н. В. Брачные венцы и царские короны//Христианское чтение. 1882. II. С. 127–135; Regel ИС Analecta Byzantino-Rossica. Petropoli, 1891; Беляев Д. Ф. Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм св. Софии в IX–X вв. СПб., 1893; Кондаков Н. П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XIV в. СП б., 1906; Kondakov N. Р. Les costumes orientaux à la cour Byzantine//Byzantion. 1924. 1; Grabar A. L empereur dans l art byzantin. Paris, 1936; Ostrogorski G. Die byzantinische Staatenhierarchie//Seminarium Kondakovianum. Prague, 1936. T. VIII. P. 41–61; Tretinger 0. Die oströmische Kaiser-und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im hofischen Zeremoniel. Jena, 1938; Наследова В. История на българския костюм. София, 1974; Piltz Е. Op. cit. 1976; Piltz Е. Op. cit. 1977; Walter Ch. Marriage Crowns in Byzantine Iconography//Зограф , 1979. XC. 81 Передник не имеет определенного названия по-гречески, потому что в раннем императорском облачении он был частью лора; позже, для удобства, стал прикрепляться отдельно. См.: Беляев Д. Ф. Указ. соч. С. 285–286.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Д Дарохранительница - металлический ковчежец, часто сделанный в виде миниатюрного храма или гробницы, который находится на престоле в церкви, в нем хранятся запасные Святые Дары. Движки (оживки, отметки) - белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме; могут иметь форму мазков, пятен, линий и т.п. Двунадесятные праздники - двенадцать основных праздников, установленных Русской Православной Церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа, Богоматери, а также о некоторых событиях из церковной истории. Включают в себя девять неподвижных праздников, отмечаемых в одно и то же время: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение, Сретение, Преображение, Успение Богородицы, - и три подвижных, связанных с пасхальным циклом: Вход в Иерусалим, Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов. Иконы, посвященные двунадесятым праздникам, составляют основную часть праздничного ряда иконостаса русского православного храма. Деисус, Деисис , деисусный чин (греч. - моление, прошение) - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно - Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. В послеиконоборческую эпоху икона " Деисус " помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратилась в деисусный чин высокого иконостаса. Деисусный чин - ряд икон иконостаса, в котором помещен Деисус. Держава и скипетр - символы власти монарха(золотая сфера с крестом или с короной и жезл) изображаются в некоторых богородичных иконах ( " Византийская " , " Державная " , " Холмская " ). Десница (старосл.) - правая рука. Диадема - царский венец, буквально повязка с висящими сзади концами, которую носили на голове. Диаконник - помещение в южной части алтаря, где хранятся состоящие в ведении диакона священные предметы: ризы, священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Оправдание или спасение Господь называет Своим: правда Моя, спасение Мое (ср. выше слава Господня – Ис. 60:1 ) в том смысле, что Он Сам был виновником этого оправдания и спасения (ср. выше 12:2; 35:4; 61:11 и ниже 62:11); вместе с тем это оправдание и спасение называется правдою и славою Сиона и Иерусалима: узрят языцы правду твою, и царие – славу твою (т. е. Сиона и Иерусалима) в том же смысле, в каком выше Иисус Христос, бывший светом, просвещающим всякого человека ( Ин. 1:9 ), и спасением, уготованным для всех людей ( Лк. 2:31 ), именуется светом и светлостью Иерусалима: и пойдут царие светом твоим (т. е. Иерусалима) и языцы светлостию твоею ( Ис. 60:3 ) или славою израиля: яко видеста очи мои .. славу людей Твоих израиля ( Лк. 2:30, 32 ). – Прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е – эти слова можно относить к Иерусалиму или Сиону и к тому благодатному царству, которое получило там свое основание. В последнем случае, по объяснению бл. Иеронима, здесь разумеется или то новое имя, которое нарек обществу своих последователей Сам Иисус Христос, сказавший ап. Петру, ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16:18 ), или же то, которое происходит от имени Христова, т. е. христиане, каковым впервые стали называться последователи Христа в Антиохии (ср. ниже Ис. 65:15 и Апок. 2:17; 13:12 ). По этому объяснению обращение тя относятся к церкви Христовой, получившей начало на Сионе и нередко в переносном смысле именуемой Сионом. В приложении к Сиону или Иерусалиму в собственном смысле, слова эти нужно понимать в том смысле, что и этот последний будет называться новым именем. Ниже пророк вполне раздельно и ясно говорит о новом имени, как последователей Христа, так и города Иерусалима: Спаситель прозовет я (их) люди святы, избавлены Господем: тыже (дщерь Сионова, тоже, что Иерусалим или Сион) прозовешися взыскан град и неоставлен (12 ст.). 3 ст. Обращаясь к Иерусалиму или Сиону, а под образом его – к церкви Христовой, которая имела получить в нем (или на нем) свое начало, пророк говорит: «и будешь ты прекрасным венцом (венец доброты, στφανος κλλους) в руках Господа и царскою диадемою (диадема царствия) в руках Бога твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Необходимо глубокое проникновение в суть подвига святой, чтобы дать представление, как это сделано на нашей иконе, о его смысле и о характере самой мученицы. Отмеченная характерная черта святой выражена здесь с большой силой не только внешними атрибутами, но и всем ее обликом. Жест, которым она держит в поднятой руке крест, сосредоточенно-строгое выражение лика передают то дерзновение и непоколебимость, с которыми она проповедовала и переносила мучения. Спокойствием и твердой верой, которых не могли сломить ни пытки, ни меч, веет от лика и всей фигуры св. Параскевы. Это типичная икона мученицы-исповедницы, т. е. человека, завершившего свою жизнь подвигом свидетельства об Истине, запечатленном кровью. Святая изображена в традиционном красном плаще, символе мученичества, и глубоком темно-синем исподе. В правой руке она держит непременный атрибут мученичества, оружие своей победы – крест, знак последования страданиям Христовым, в левой –развернутый свиток, на котором написан Символ веры . Это является выражением в слове и образе той истины, за которую она пострадала. На голове ее, поверх спадающего белого плата, символа девства, надета украшенная камнями патрицианская диадема. Два ангела, один в красном плаще, другой в темно-синем, держат над ее головой золотую корону – венец мученичества, ответ на ее свидетельство свидетельства Христа. «Будите Ми свидетели, и Аз Свидетель» 233 . Простые и сильные краски еще больше подчеркивают и усиливают внутреннее содержание образа. Характерная для XVI в. тонкая разделка плаща и испода, сделанная здесь чистыми белилами, несколько приглушает звучность красного цвета, но хорошо соединяет его с белыми, оттенка слоновой кости, платом и свитком. Эти краски, вместе с золотом и золотистыми, темной охры, ликом и фоном, создают сильную и спокойную гамму. Св. Параскева Пятница. Вторая половина XVI в. Частная коллекция. Париж Святой великомученик Георгий Победоносец или чудо святого Георгия о змие Святой Георгий (γεοργς – земледелец) почитается как «пленных освободитель и нищих защититель» 234 , а также как покровитель земледелия, стад и пастухов, которым он, по преданию, при жизни и после смерти оказывал помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Но старые друзья умирали, и царь становился всё более и более одиноким. После смерти патриарха Сергия, с которым их связывала многолетняя дружба, он приблизил к себе нового Константинопольского архиерея Пирра (638–641), назначенного на кафедру по его приказу. Ему-то император и доверил свои надежды сохранить у власти и старшего сына св. Константина, и младшего Ираклона. В последние дни жизни император составил завещание, согласно которому управлять государством в качестве царей должны были св. Константин и Ираклон. При этом за Мартиной, которую Ираклий очень любил, сохранялся титул августы 659 . Понимая, однако, что после его смерти участь Мартины, которую ненавидело всё население, может стать печальной, он дал патриарху Пирру на хранение крупную сумму денег. По его устному завещанию, патриарх должен был передать Мартине деньги, если её выгонят из дворца. Кроме этого, умирая, великий царь заклинал своего старшего сына св. Константина оказать милосердие всем преступникам, которых он отправил в ссылку, и вернуть их на родину 660 . Буквально сразу после этого события Ираклий Великий заболел водянкой и с тяжёлым сознанием своего бессилия и беспомощности 11 февраля 641 г. отдал Богу душу в возрасте 66 лет. Погребение великого царя совершилось с обычной торжественностью и пышностью, и тело его было захоронено в храме св. Апостолов. Рассказывают, что по случайной оплошности с его головы не была снята царская диадема, поэтому по приказу старшего сына св. Константина через несколько дней саркофаг был вскрыт и венец снят с трупа императора 661 . Потомки не случайно назвали Ираклия Великого самым выдающимся Римским императором после св. Юстиниана Великого 662 . Как некогда Александр Македонский, он сокрушил великую державу, но делал это не для удовлетворения собственного честолюбия, а для спасения государства – согласимся, важное отличие. До самого последнего дня этой страшной войны он не прекращал мирные инициативы, не желая стереть в порошок Персидское царство, но желая лишь мира своей Отчизне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6954 По мнению некоторых, епископ Павел был убит по приказанию Дунаана. Спрашивая о нем, царь обнаруживает неуверенность: подлинно ли исполнено его приказание? 6956 Несторий – с 429 г. епископ Цареградский. Следуя учению Феодора, епископа Мопсуестского, он утверждал, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а – человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный, за святость жизни, особенной благодати Божией, и спасающий нас не искупительною смертью, а наставлениями и примером жизни. За сию ересь Несторий отлучен от Церкви на 3-м Вселенском Соборе и умер в Фиваиде в 436 году. 6957 По определению четвертого Вселенского Собора (451 г.), в Иисусе Христе два естества соединены «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». 6958 Господь проповедовал Евангелие в Галилее чаще, нежели в других областях Палестины. Из Галилеи он предпринимал путешествия в Иерусалим, из Галилеян избрал Своих Апостолов, в Галилее явился Он и по Своем воскресении из мертвых. Прочие иудеи не любили Галилеян, и само название «Галилеянин» было презрительным ( Мф.13:64–67 ; Иоан.7:41–62 ). Дунаан в данном случае следует примеру иудеев и Юлиана Отступника, называвшего Господа Иисуса Христа – Галилеянином 6960 Порфира – пурпуровая дорогая одежда, в виде длинной мантии, которую носят государи в торжественных случаях. Диадема – царский венец. 6963 Гедеон – судия Израильский (1245 г. до Р. X.). Призванный Богом к избавлению Израиля от Мадианитян, он с 300 безоружных воинов окружил ночью неприятельский лагерь и привел их в такое смятение, что они, поражая друг друга, обратились в бегство и затем были истреблены ( Суд.7:1–25 ). Мадианитяне жили в Аравии. Происходя от Мадиама, сына Авраама от Хеттуры, они были родственны Омиритам. Потому о них и упоминает св. Арефа. 6965 Скипетр – короткий посох, знак верховной власти. При венчании на царство государи держали его в правой руке. 6966 Фараон – общее название древних царей Египетских. В Св. Писании имя фараон встречается большею частью одно, без собственного имени. Здесь разумеется фараон по имени Тутмозис, или Аменофис, царствовавший во время исхода евреев из Египта ( Исх. 5–14 ). Он погиб со всем своим войском в Чермном море ( Исх.14,15:1–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Они разрешили свите взять его тело. Церковь и народ назвали царя Димитрия Самопожертвователем. Смерть царей Арчила, Луарсаба и Димитрия сопровождалась дивными явлениями. Столпы света и яркие звезды, подобной которым нет на небе, стояли над их телами. Это устрашило самих палачей. Поэтому Луарсаба поспешно погребли в темнице. После смерти Арчила его тело было взято грузинскими дворянами, а по другой версии сами монголы стали просить, чтобы его тело увезли скорее и предали земле по христианскому обычаю. Он погребен в храме Ноткари. Царя Димитрия похоронили с царскими почестями в Светицховели. На гербе Багратиони изображен терновый венец Спасителя. Это память о том, что их династия ведет начало от пророка Давида-псалмопевца, предка по плоти Иисуса Христа. Но это также пророчество и знамение того, что царская диадема часто становилась для них терновым венцом, мученическим подвигом за Христа и мученичеством за свой народ, часто невидимым миру. Орлица из гнезда Багратиони Мастер, чтобы сделать чашу из драгоценного металла, расплавляет его в огне. Святая великомученица Кетеван, царица Кахетинская, была брошена в пламя пыток, как золото в горнило. Удел героев истории – совершать доблестные деяния и одерживать победы. Удел героев веры – молча переносить великие испытания. Имена тех, кто прославил свою отчизну на поле боя, киноварью написаны в анналах и летописях истории. Имена святых выбиты на каменных скрижалях народной памяти как резцом и молотом их страданиями. Чем сильнее удары, – тем глубже врезаются в гранит их имена. Шах-Аббас I готовился к новому вторжению в Грузию, разоренную и истерзанную многолетней войной, и кахетинские князья обратились к царице Кетеван с мольбой о том, чтобы она поехала в Персию и уговорила шаха не проливать невинную кровь оставшегося в живых народа. Четыре столетия прошло с тех пор, как грузинские князья просили своего царя Димитрия Самопожертвователя о том, чтобы тот не ехал в монгольский стан, а скрылся бы в горах. Они готовы были до смерти защищать царя. А теперь вельможи умоляют женщину – царицу ехать к шаху, чтобы принять удар на себя. Если несколько веков назад Цотнэ Дадиани 206 добровольно пришел к монголам, чтобы спасти собратьев от смерти или разделить их участь, то теперь ближайший друг Картлийского царя Саакадзе бежит к шаху и дает ему советы, как уничтожить своих соотечественников. Когда-то грузинские князья, собравшись на совет, просили царя Димитрия как о милости – позволить им вступить в неравный бой с монголами, так как жизнь царя – это честь страны. Но Димитрий отказался: Божественный Сын Давида предал себя на смерть для спасения мира, и цари из рода Багратиони – потомки Давида должны жертвовать собой для спасения своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010