Действительный статский советник — в сложной иерархии чинов, сложившейся в Российской империи в начале XVIII века, гражданский чин 4 класса, равный генерал-майору. Декрет (лат. постановление) — разновидность законодательного акта, правительственного распоряжения. Демаркационная линия (фр. линия разграничения) — линия (полоса), разделяющая воюющие стороны на время перемирия. Демидовское училище — Демидовский юридический лицей в городе Ярославле. Он был открыт в 1803 году как высшее учебное заведение для детей дворян и разночинцев. Его основателем является П.Г. Демидов. До 1833 года лицей официально назывался Высших наук училищем. Денежка — см. деньга. Денежник — устаревшее название денежного мастера, чеканщика монеты. Денщик — в русской армии солдат, состоявший при офицере в качестве казенной прислуги. Так же назывались офицеры, состоявшие при Петре I и выполнявшие его поручения. Многие из них имели высокие чины (были офицерами гвардии). Деньга — старинная русская серебряная монета XIV–XVIII веков. Из гривны серебра, равной 48 золотникам, чеканили 200 денег, составлявших один московский рубль. Департамент — в Российской империи в XVIII — начале XX века структурное подразделение коллегии, министерства, Сената. Держава — золотой шар с короной и крестом наверху. В Московском государстве и Российской империи держава служила символом монаршей власти. Державин Гаврила Романович (1743–1816) — русский поэт, драматург, переводчик. Автор торжественных од («Фелица» и др.), стихотворных трагедий и сценических постановок о героическом прошлом русского народа. Десница (др. — рус.) — правая рука. Десятник — командир подразделения воинов из десяти человек. Детинец — внутреннее укрепление в древнерусском городе, место пребывания князя или его наместника. В связи с тем, что княжеских стражей и телохранителей, которым поручали защищать это внутреннее укрепление, называли отроками, или детьми, это место получило название детинец. Диадема — царский венец с украшениями из драгоценных камней.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

По краям от них изображены коленопреклоненные Иодокус Вейдт и Елизавет Борлют, ктиторы-заказчики, подарившие собору этот алтарь. Суровые и непроницаемые лица этих влиятельных и богатых бюргеров словно отражают отблески Божественной благодати. Когда створки открываются Итак, внешние створки выражают ожидание и предчувствие будущего. Когда они открывались, эти ожидания исполнялись в неземном великолепии того, что предстает перед нашим взором. В нижней части мы видим поклонение Агнцу, принесенному в жертву и воскресшему. В верхней – композицию, напоминающую традиционный Деисис. Центральная фигура потрясает царственным величием и безмятежностью. На главе – тройная папская тиара (знак Божественной власти), в левой руке – царский скипетр из горного хрусталя, правая рука выражает знакомый нам жест первосвященнического благословения. Потрясает своим великолепием пурпурное литургическое облачение, украшенное жемчугом и драгоценными камнями. Он восседает на троне, украшенном парчой с изображением виноградной лозы и пеликана, раскрывающего свою грудь. Эти символы дают ключ к богословской программе ван Эйка. В средневековый бестиариях пеликан представлялся как образ Христа. Считалось, что пеликан бросает своих птенцов на произвол судьбы, покинутые детеныши умирают, но через три дня птица возвращается, чтобы воскресить их к жизни, изливая на них свою кровь. Виноградная лоза и кровь – указывают на Таинство Евхаристии. На спинке трона начертаны слова: «Се Бог Вседержитель, царствующий в Божественном Величии, Превосходящий всех кроткой благостью, вознаграждающий по своей безмерной щедрости». На ступени у подножия ног – слова обетования: «На главе его жизнь без смерти, на челе его младость, не знающая старости, одесную его радость, не ведающая скорби, по левую руку его – мир, не омраченный страхом». Изумительной красоты царский венец у подножия ног Вседержителя – другой символ Христа. Сын Божий сложил с себя царское достоинство, чтобы воплотиться и стать сыном человеческим, диадема приготовлена для победителя смерти и ожидает часа окончательного торжества Воскресшего.

http://blog.predanie.ru/article/tajna-mi...

Прим. ред. 116 Слово zer от zur, cinctura означает полосу, кайму, потом пояс (torques, collare–oжepeльe, ошейник), следовательно не только окраину или раму, но по мнению раввинов, которые употребляют вместо zer слово kether, диадема) золотой венец, гирлянду, служившую только для украшения. Слич. Бэра 1, стр. 377. 118 Эти, назначенные для ношения ковчега, шесты должны были постоянно находиться при ковчеге Исх.25:15. Но трудно определить, были ли эти шесты приделаны к продольным или к поперечным сторонам ковчега, и еще: ковчег был ли поставлен во Святом Святых по его длине, с востока на запад, или с севера на юг (т. е. по широте его). Слич. Deyling, observât, sacr. 11, р. 439 sg и Винера, bibl. R. W. 1. s. 203. На последнее положение решается, вслед за Р. Иудою и Деилингом, и Тений (на 1Цар.8:7 ), расходясь впрочем со своими предшественниками в том, что, по его мнению, шесты все-таки были прикреплены на продольных сторонах, хотя ковчег стоял с севера на юг. Но основания для этого уклонения у него не решительны, между тем как замечание ( 1Цар.8:8 ): «они сделали шесты для ношения длинные и головки этих шестов были видны из святилища на передней стороне заднего места, но не выказывались наружу» очевидно говорит о том, что шесты находились на поперечных сторонах ковчега, так что их передние головки касались завесы. Слич. мой Комм, на указан. стих. Напротив Тений, при своем предположении, совершенно опускает из вида, что и в Соломоновом храме вид на Святое Святых был закрыт завесою. 119 Migscheh обыкновенно означает округленную выточенную работу. Правильно разумеетъ здесь Бэр 1, стр. 300) по примеру Ярхи работу молотом. Показание, находящееся в сочинении Гезениуса» thes. III, р. 1243, что херувимы состояли из дерева, только покрытого золотом, ложно. 120 Об образе херувимов, krubion, описание Исх.25:18 и д. 37:7 и д. не дает достаточно ясного представления; из этимологии слова и других случайных упоминаний его также нельзя почерпнуть полного определения. Впрочем по точном рассмотрении всех библейских мест, относящихся сюда, не остается никакого сомнения в том, что они имели человеческий образ, по преимуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Назорей, Назарянин I. Слово «назорей» происходит от евр. назир, «посвященный», «отделенный», но может иметь отношение и к слову незер, «диадема», «венец» (подразумеваются волосы Н.); см. Числ. 6:7 : «посвящение Богу его на главе его». II. Постановление о назорействе приведено в Числ. 6 . У израильтян обет назорейства мог дать любой человек – мужчина или женщина, – если считал необходимым посвятить себя Богу на определ. время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в Н. Богом (как, напр., ⇒ Самсон ; Суд. 13:5.14 ) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1Цар. 1:11 ). III. Обет назорейства включал в себя: а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» ( Числ. 6:3–21 ); б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства ( Числ. 6:5 ); в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников ( Числ. 6:6–21 ). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву ( Числ. 6:9–12 ); г) по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее – в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (⇒ Жертва потрясания ) ( Числ. 6:13–20 ). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью. IV. Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят ( Числ. 6:8 ) и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания ( Ам. 2:11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Петергоф, 25 июля/8 августа 1894 года, письмо Н-57. Моя милая, дорогая Алики, Я только что вернулся со свадьбы Ксении! Она — жена Сандро, словами это трудно выразить! Но я все же рад за них обоих — им, бедным, пришлось ждать довольно долго! Мы все пошли в Большой Дворец незадолго до 3 часов и там она одела свое свадебное платье с мантией, которую должны были нести 4 человека, на голове диадема, а из-под нее свисают длинные локоны. Она выглядела очень красиво в белом платье, расшитом серебром. А единственной драгоценностью, которую она надела, не считая царских, была наша маленькая звезда, которую она приколола к плечу! Я был совершенно потрясен, когда увидел ее стоящей с ним рядом посреди церкви — она выглядела такой счастливой и невыразимо спокойной, совершенно не смущалась. Она даже два-три раза посмотрела в мою сторону, и ее улыбка говорила о том, что она совершенно счастлива, что стоит с ним, наконец, у алтаря! Боже милостивый, это было совсем не то, что я чувствовал на свадьбе Эрни и Даки. Ники, Миша, Христиан и я держали над ней венец, а четыре брата Сандро держали другой над ним. Жара была ужасная, и бедная Элла почувствовала себя плохо, прямо позеленела, но служба очень быстро закончилась, так что все прошло. Остаток дня мы провели во Дворце, в 6 часов — большой свадебный обед, а в 9 часов — концерт. Фейерверк закончился очень рано, что было спасением, так как все смертельно устали, и мы думали только о том, чтобы добраться домой как можно быстрее. Мы проводили их в карете, запряженной четверкой чудесных серых лошадей (в ряд), и поехали домой. Было 11 часов, и мне не терпелось получить письмо моей любимой, которое, я знал, должно было придти. Спасибо, дорогая, за то, что ты так много написала мне по-русски. Как хорошо ты это сделала, почти безупречно! Сейчас спокойной ночи, моя дорогая невестушка. Поздно, и глаза у меня закрываются… Спокойной ночи, спокойной ночи, моя дорогая… Вольфсгартен, 28 июля/9 августа 1894 года, письмо А-67. Мой родной бесценный Ники, Я посылаю тебе самую нежную свою благодарность за твое милое письмо, которое пришло сегодня вечером.

http://pravmir.ru/blagodaryu-tebya-ot-vs...

От Господа бежишь, скажи мне, пророче? Так подожди немного, и на самом деле лучше узнаешь, то есть посредством моря. Что же корабельщики сделали с ним? Изметаша сосуды, иже в корабли ( Ион.1:5 ). Но корабль не облегчался, потому что вся тяжесть оставалась еще на нем, т. е. тело пророка, бремя тяжкое не по естеству тела, но по тяжести греха. Ибо нет ничего столько тяжкого, как грех и непокорность. Поэтому и Захария изобразил его под видом олова ( Зах.5:7 ), а Давид, описывая существо его, сказал: беззакония превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне ( Пс.37:5 ). И Христос к тем, которые жили во многих грехах, взывал: приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз в упокою вы ( Мф.11:28 ). Корабль обременен был и готов был погрузиться в воду, а Иона спал крепким сном. Корабельщики уже из опыта узнали, что то была не обыкновенная буря, но посланное Богом наказание, и пред таким волнением бессильно человеческое искусство, и что тут бесполезны руки кормчего, но нужна тут помощь лучшего Кормчия, управляющего всем миром. Поэтому и они, оставя весла, и паруса, и снасти, и все, и воздевши руки на молитву, взирали на небо и молили Бога. Когда же и это не помогло, тогда метнуша жребия ( Ион.1:7 ), и жребий открыл наконец виновного... Бог так устроил это, вразумляя чрез это пророка, повелевая ему быть человеколюбивым и кротким, и как бы взывая к нему и говоря: «подражай корабельщикам, несмысленным людям! Они не пренебрегают и одною душою, не безжалостны и к одному твоему телу; а ты в своем намерении погубил целый город, в котором столько тысяч жителей». И бросили его в море, и море, приняв его, ввергло, как в некую темницу, во чрево китово, чтобы сохранить Господу беглеца невредимым. Ни лютые волны, взявшие его, не затопили его, ни более лютый, чем волны, кит, поглотивший его, не погубил во чреве, но сохранил и привел в город. И море, и кит оказали сверхъестественное послушание, чтобы пророк всем вразумился. И вот он, пришедши в город, прочитал приговор, как царскую грамоту о наказании, и вопиял, говоря: еще три дни, и Ниневия превратится. Услышали это люди и не неверовали, но тотчас все поспешили к посту, мужи, жены, рабы, господа, начальники, подчиненные, старцы, дети; даже и бессловесные не были освобождены от этого поста. Всюду вретища, всюду пепел, всюду плачь и вопль. И сам царь, носящий венец, сойдя с царского престола, разостлал под собою вретище и посыпался пеплом. И таким образом избавился город от опасности. Открылось необычайное явление: порфира уступила вретищу. Ибо, для чего бессильна была порфира, то сделало вретище; чего не сделала диадема, то совершил пепел.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

35 Кидар. «Вместо слова кидар, – говорит бл. Иероним, – в еврейском – цаниф. Это слово многие переводят – митра (mitra), в коей видят отличие, (dignitatem) священства, и думают, что, по отнятии греховных нечистот, Иисус имел чистое священство». См. Исх. 28:40, 42; Иез. 44. 17 . «Значение первосвященнического головного украшения, – говорит Кэйль, – находится, не столько в чалме (Мицнефет – кидар) или повязке, которая отличала его от простой священнической митры и обозначала, как главу священников пред обыкновенными священниками, сколько в диадеме, наложенной на него с надписью ее. Эта диадема называется венцом ( Исх. 29:6 ), царским венцом ( 2Цар. 1:10 ), цветком ( Исх. 28:36 )... Это венец святости ( Исх. 29:6 ) носит надпись: святыня Иеговы». См. Руков. к Археол. Библ. ч. 1. стр. 229; 1871 г. 37 Кроме священнических одежд – хитона, пояса, которые употреблял, иногда, и первосвященник, у последнего были свои отличительные одежды (с их принадлежностями) верхняя риза (подир), ефод, наперсник (слово судное), златая дщица иа кидаре, урим и туммим. 38 Сообращающыяся – ναστρεφομνους; в евр: магелхим (ivit, ambulavit) ambulantes – ходящие; так и в Вульгате. Розенмиллер переводит и объясняет: «et dabo tibi ambulamiones inter adstantes istos, id est, angelos tibi comites et defensores addam», т. e., дам тебе Ангелов спутников и хранителей из числа сих предстоящих». Так понимают Калмет, Корнелий a Lapide. и другие. 40 Отрасль – ανατολν – восход, восток (оть ανατλλω); в еврейск: цемах germen – отпрыск, ветвь (от иамах germinavit) в Вульгате: orientem; Тремел., Кастеллий, Гроций и др. переводят: germen. 41 Дивозрители – τερατοσκποι (от τερασ – знамение, предзнаменование, чудо и σκοπεω – смотрю, наблюдаю), в евр: анашим мофет – мужи чудес, или предзнаменований, ибо мофет – значит prodigium, ostentum – чудо, предзнаменование. В Вульгате – portendentes – предвещающие, предзнаменующие. Халдейск. переводчик: viri digni, quibus fiant miracula, по бл. Иерониму, – пророки, ибо они были в знамение будущего – prophetae in signum positi sunt futurorum, Ис. 8:18; Иез. 12:6 . У Розенмиллера.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Сакральный статус императорской власти являлся предметом многих изображений, напоминавших сцены инвеституры. Как царь, предоставляя чиновнику власть, дарует ему некий символический предмет или совершает символический жест, так и Христос или святой по Его поручению облекает самого василевса властью самодержца – обычно возлагает на его главу императорский венец 678 . Близость императора к Богу выражалась также и в том, что он единственный имел эпитет «Солнце». В канун Рождества византийцы даже совершали определенную церемонию, «прокипсис», сущность которой заключалась в прославлении императора как Солнца 679 . Признание сакральности императорского статуса означало приоткрытую, не всегда различимую тайну и приводило к необходимости употребления таких внешних форм, которые позволяют своей пышностью и благородством подчеркнуть близость царя к Христу и уподобить его Ему. «Сакральной личности, василевсу принадлежало особое, сакральное пространство. Всюду, где появлялся император, его сопровождали завесы, отделявшие его персону от массы окружавших лиц... Изобилие завес наполняло дворец ощущением таинственности, от чего казалось, что повсюду мистически присутствует Божество» 680 . Сохранилось описание одного приема, который был дан царем Мануилом I Комнином одному турецкому вельможе. В центре залы был возведен блистательный престол и поставлено очень высоко над полом кресло из золота, унизанное в изобилии изумрудами, сапфирами, жемчугом и другими драгоценными камнями. На кресле, высоко над престолом сидел сам василевс в багряной одежде, на которой жемчужинами были выложены удивительные узоры. С шеи на грудь царя спускался камень необычайной величины: он горел как роза, а по размерам был с яблоко. Голову самодержца украшала великолепная диадема. По обеим сторонам от престола располагались вельможи в праздничных платьях. Обстановка настолько потрясала и подавляла, что турок не посмел, несмотря на приглашение, сесть в присутствии императора 681 . Отсюда–такое почтение к статусу Римского императора. Оскорбить его значит – святотатствовать. Не случайно в 84-м Апостольском правиле говорится: «Аще кто досадит царю, или князю, не по правде: да понесет наказание. И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина: аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного». Комментируя это правило, канонист писал: «За оскорбление царского величества и вообще законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления " 682 . 2. Священство императора

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся, одна принявшая в Свое недро благословение – Господа, чтобы освободить праматерь [Еву] от первой клятвы! Радуйся, Богоприемная Сокровищница Девства, из Которой и нетленное рождение произошло, и богатство девства осталось нерасхищенным! Радуйся, Матерь, пребывающая в чистоте, и Дева, сосцами питающая! Радуйся, Диадема Красоты, Царица рода [нашего], отовсюду украшенная царскими отличиями! Радуйся, Божественное Святилище Христа, Который один только в небесном святилище священнодействовал по чину Мелхиседека ( Евр.6:20 )! Радуйся, Жезл Ааронов, Корень Иессеев, Скипетр Давидов, царское Одеяние, Венец благодатей, неписанный Образ Девства, Дщица святыни (см. Исх.28:36; 29:6 ), Слово явлений (ср. Лев.8:8 по LXX)! Радуйся, Посредница закона и благодати, Запечатление Ветхого и Нового Заветов, яснейшее Исполнение всякого пророчества, Краестишие [акростих] 4 Богодухновенной истины Писаний, Бога и Слова одушевленный и чистейший Свиток (ср. Ис.8:1 ), в Котором без слов и письмен ежедневно читается Сам Писатель – Бог и Слово! Радуйся, Нача-ток нашего воссоздания и Предел Божественных нам обетовании и пророчеств, предвозвещенное Святилище Божественной славы, ожидавшееся Спасение язычников! Радуйся, истинная Лествица Иаков лева, Гора дымящаяся, Ковчег святыни, покрытый со всех сторон золотом ( Евр.9:4 ) – сияющим Духом, златой Сосуд, носящий Небесную Манну – Христа и нетленную Пищу всего мира (ср. Евр.9:4 )! Радуйся, чрез Которую [слово]: «в болезнях будешь рождать детей» ( Быт.3:16 по LXX), не имея уже места, переменено на: «родишь в веселии!» Благословенна Ты между женами ( Лк. 1: 28 ), чрез Которую с сознанием восклицают народы верующие: Благословен грядущий во имя Господне! ...Бог – Господь и явился нам ( Пс.117:26–27 )! Благословенна Ты между женами, таинственная и Богонасажденная Лоза, благорастущая в церковных собраниях и произращающая нам из утробы [Сына –] зрелую Гроздь нетления! Благословенна Ты между женами, Боговозделанная Нива, носившая во чреве несеянный и родившийся Колос нашей жизни! Благословенна Ты между женами, истинно вожделенная Земля, из которой Скудельник [горшечник], взяв брение [глину] нашего [природного] состава, возобновил сокрушенный грехом сосуд! Благословенна Ты между женами, новый Силом 5 , в котором почил мысленный ковчег воплощения Бога и Слова и вместе вся полнота Божества обитала телесно (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Царь Тиридат был в ярости за умерщвление своего ро­дителя, и, потому, мучил Григория жесточайшими истязаниями и пытками, побоями и железными гребнями, при сдавливании тела между кольями, и всяким родом ужасных мучений, которые изобретала ярость. Святой мученик,  добровольно пере­нося их, по любви к Господу нашему, Иисусу Христу, так говорил палачам:  мучениями и пытками истязаюсь от вас,  возлюбивших плотское и властвующих в этой жизни, кото­рая подобна сну, завтра исчезнет, - (от вас), отказывающихся от надежды на бессмертную жизнь; но я временно терплю за Того, Кто за меня претерпел истязания; к тому же открыта бессмертная жизнь, и наслаждение большее, чем (наслаждение) рая, дышащего приятными запахами; туда войду, и сделаюсь наследником его навеки. Исполнившись радости, считаю благодеянием мучения, которые мне доставляете, думая, что они вредят мне.  Сколько вы ни будете терзать мгновенною болью, между кольями, мои члены и кости, однако, отсюда выйду здоровым колосом,  и взойду пред Творца моего, как бы пальма, опи­рающаяся на крепкие корни, со многими длинными и широкими ветвями, красивая листьями, изящная цветами, которым ни­когда не придётся завянуть, - и радостно буду сиять зеленою и густою в саду, насаждённом рукою Бога. Хотя орудиями муки жестоко буду повешен вниз головою, и буду раздроблен ме­жду кольями, однако, доверяюсь будущему, что вознесу голову до неба, пред моего Творца, после незначительного промежутка боли. Хотя буду брошен зверям и медведям, в качестве орудий муки, и ими моё тело уничтожится, - имею уверенность, что ими сплетены для меня золотая диадема и украшенный венец, который возложит на мою голову небесный Царь, когда даст мне сидеть над чертогом невесты. Что бы ни было, эта кровь, текущая из моего тела, окрашивает мне одежду бессмертия в багряный и алый цвет, - (одежду), которая не увянет во веки. Таково всё, что прилично было отвечать для мученика. Что после? Тиридат,  сколько бы ни держал связанного и мучимого Григория, ещё не насытился своею лютостью, и гово­рит, - как будто у него мучения имели связь с тем,  что было раньше: действительно, он  - сын Анана, из рода парфян, который умертвил моего отца, Хозроя. И повелевает Ти­ридат отвести Григория, связанного по ногам и связанного по рукам и шее, в крепость Араратской провинции , и там низвергнуть в глубокий ров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1657...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010