Из чинов венчания на всероссийское царство Федора Иоанновича (1584 г.) 58 , Михаила Федоровича (1613 г.) 59 , Алексея Михайловича (1645 г.) 60 , Федора Алексеевича (1676 г.) 61 и, в последний раз, Петра и Иоанна Алексеевич ей 62 видно, что «по древнему царскому чину» были возлагаемы на них бармы 63 . – В описях, выходных книгах и других памятниках древней письменности бармы называются и диадемами, а по священным изображениям на них – святыми бармами. В чине венчания на царство Алексея Михайловича читаем: «в лето 1645 сентября в 28… великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович… изволил венчаться царским пресветлым венцем и святыми бармами, еже есть диадемою по древнему царскому чину… А как придет время, и благочестивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович… послал из Золотые палаты на казенной двор по животворящий крест Господень и по святые бармы… и по весь царский чин своего государева боярина Василия Ивановича Стрешнева… А несли с казенного двора царский чин: протопоп Стефан нес святой животворящий крест Господень, в нем же древо святого животворящего креста Господня, да святые бармы, еже есть царская диадема, да царский венец, еже есть шапка Мономахова, да чепь злату, а нес на главе на златом блюде, под дорогою низаною пеленой с дорогим со многими каменьями, с великою честью, со страхом и трепетом и со всяким благоговением и благочинием, и тихо и зело стройно» 64 . – В 1822 году, близ с. Старой Рязани найдены бармы, заслуживающие особенного внимания любителей отечественной страны. Они состоят из одиннадцати круглых, из чистейшего золота блях, украшенных накладной, золотой узорчатой сканью с жемчугом и драгоценными камнями. Таких блях, в 3½ дюйма в диаметре, находится на передней стороне пять: на одной представлено изображение Богоматери с Греческой подписью МР – ΘΥ. По сторонам этой бляхи две подобные с поясными изображениями великомученицы Варвары и мученицы Ирины, как значится в надписях, идущих от верху к низу: ВАР–ВАР и ОР–ИНА; над нею овальная бляха, в д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

«Таково, пишет преосв. Феофан (толк. Гал.4:7 ) и право сыну быть наследником отца и тому, кто стал сыном Богу, – быть наследником Божиим. Как сыновство Богу верующим получается через Господа Иисуса Христа, то и наследие принадлежит каждому верующему через Него же. Почему в другом месте Апостол называет верующих – наследников Божиих – сонаследниками Христу ( Рим.8:17 ). Так определено верующим через Господа, во Христа облекающимся, быть там, где Он. Иначе сему быть нельзя. Таково домостроительство нашего спасения» (Толк. еп. Феофана на Еф.1:23 ). Это последнее и состоит, коротко говоря, в следующем: – «отпали мы от Бога. Бог-Слово восприемлет человечество, чтобы опять воссоединить его с Богом. В Нем Самом оно уже состоит во всестороннем общении с Божеством. Люди же вступают в сие общение чрез Него, с Ним соединяясь внутренно и существенно... Они, как истинно верующие в Господа, необходимо суть тело, и тело Его. Это тело есть Церковь , Главой которой и является Христос. Таким образом, Христос «как бы некоторою машиною возвел Церковь на высоту великую и посадил ее на том же престоле, ибо где глава, там и тело; если бы связь между ними порвалась, то не было бы ни главы, ни тела.... Почтим же близость родства; убоимся, да не отсечется кто-либо от тела сего.... Если бы кто-нибудь на нашу главу надел диадему, золотой венец: скажите, чего бы мы не сделали, чтобы показать себя достойными этих бездушных камней? Здесь же не диадема покрывает нашу главу, а Сам Христос сделался нашею главою, что, без сомнения, гораздо выше; и мы не придаем этому никакой цены?.. Представь близ Кого воссядет твоя Глава? одесную Кого она находится? Она воссядет превыше всякого начальства и власти и силы». (Св. Златоуста, толк. на Еф.1:23 ). Но само собой понятно, что полное слияние со Христом, сораспятия с Ним заключается не в перенесении физических страданий, но исключительно в том душевном настроении, с которым эти страдания он переносит; для спасения человека необходимо, чтобы в нем были «те же чувствования, какие и во Христе», Который не только «уничижил Себя Самого, приняв зрак раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек»; но главным образом «смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» ( Флп.2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Col. 737; Prudent. Perist. IX 9-20; XI 123-144; Miracula S. Stephani. II 4//PL. 41. Col. 851; Aug. Serm. 316. 5). Самые ранние примеры изображений М., к-рые датируются кон. IV в., сохранились в Риме; среди них - фигуры М. в росписях кубикула Льва в катакомбах Коммодиллы, портрет усопшей вместе с мученицей Петрониллой в крипте Венеранды в катакомбах Домитиллы, сцена казни М. в «confessio» ц. Санти-Джованни-э-Паоло, а также рельефная сцена мученичества на колонке алтарного кивория в базилике святых Нерея и Ахиллея в катакомбах Домитиллы (см., напр.: Jensen R. M. Face to Face: Portraits of the Divine in Early Christianity. Minneapolis, 2005. P. 173-185). Изображения апостолов, М. и епископов встречаются на донцах стеклянных сосудов, выполненных в технике «золотое стекло» (vetri dorati). Однако в усыпальницах рим. М., обустроенных и украшенных по повелению папы Дамаса, фигуративные изображения отсутствуют. Начиная с V в. образы М., сцены их страданий и посмертной славы все чаще включали в иконографические программы росписей и мозаик христ. церквей. Самым распространенным их атрибутом была диадема или лавровый венец, реже - крест (один из самых ранних примеров - изображение мученика-диакона, предположительно св. Лаврентия, в т. н. мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, 1-я пол. V в.). Мч. Онисидор. Мозаика ротонды вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. V в. Мч. Онисидор. Мозаика ротонды вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. V в. В источниках IV в. засвидетельствованы поминальные трапезы (рефригерии) на могилах как ничем не прославившихся христиан, так и М. Греко-рим. обычай устраивать поминки получил широкое распространение среди христиан; на это указывают специальные столы и скамьи, находившиеся рядом с могилами или прямо над ними. При захоронениях М. также нередко находились mensae martyrum - столы для подношений пищи или поминальных трапез, сохранившиеся в т. ч. в рим. катакомбах. Сенатор Паммахий устроил в Ватиканской базилике поминки по супруге, пригласив на пир множество рим.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

3 . Но довольно об этом; а теперь мы предложим вам одно изречение из нынешнего чтения, и тем закончим слово. «Павел юзник Иисус Христов, – говорит (апостол), – и Тимофей брат» ( Флм.1:1 ). Велико это наименование Павла, – имя не по власти и чести, но по оковам и узам; истинно велико. Многое и другое делает его знаменитым – восхищение до третьего неба, вознесение в Рай, слышание неизреченных слов ( 2Кор.12:2–4 ); но он не указал ничего из этого, а вместо всего упоминает об узах, потому что они более, чем все другое, сделали его знаменитым и славным. Почему же? Потому что то – дары человеколюбия Господа, а это – знак твердости и терпения раба; любящие же, обыкновенно, хвалятся более тем, что они терпят за любимых, нежели благодеяниями, какие получают от них. Не так царь любуется диадемой, как (Павел) красовался оковами; и весьма справедливо. Диадема доставляет только украшение увенчанной главе; а узы – и украшение гораздо большее, и еще – безопасность. Царский венец часто бывал предателем облеченной в него главы, привлекал множество злоумышленников и возбуждал страсть к тирании, а во время сражений это украшение так опасно, что его скрывают и слагают. Цари на войне переменяют и одежду, и уже прямо становятся в ряды сражающихся: столько предательства бывает от венца! А узы ничего такого не делают носящим их, но все наоборот. Когда наступает война и брань с демонами и вражескими силами, – узник, ограждаясь узами, отражает их нападения. Из светских начальников многие не только тогда, когда начальствуют, но и когда сложат начальство, называются еще по нему: такой-то, говорят, бывший консул, такой-то бывший градоначальник. А апостол, вместо всего этого, говорит: «Павел юзник»; и весьма справедливо. Те степени начальства не составляют верного доказательства добродетели душевной, потому что покупаются деньгами и при помощи ласкательства друзей; а эта власть от уз есть доказательство любомудрия душевного и величайшее свидетельство любви ко Христу. Те скоро теряются, а у этой власти нет преемника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мария, дверь затвореная, земля, Богом обитаемая, блаженством одаренная на веки. Мария, сила мира, сила Сущего и Матерь Христова. Мария, книга Божия, храм и источник. Мария, царица вышних. Мария, вместилище света, светильник сияющий. Мария, таинство креста и начало мира. Мария, жизнь мира, Дева всесвятая. Мария, невеста Отца, покой Сына, Духом очищенная. Мария, голос вестников, образ дивный. Мария, купина неопалимая, великая между тварями. Мария, за грехи ходатаица у Сына своего. Мария, ковчег золотой, нард благоуханный. Мария, знамение обновления верных. Мария, елей, исполненный нарда. Мария, венец церкви, стена необоримая. Мария, золотой сосуд, исполненный манны. Мария, алавастр приятных благоуханий. Мария, слава мира, труба творений. Мария, хвалы и славы достойная. Мария, вестница святости и благодати. Мария, столп свидетельства между иудеями и язычниками. Мария, лестница небесная»... В беседе в честь Пресвятой Богородицы 11): «Святая Дева есть и пречестный храм Божий, и ковчег чистый, и златый алтарь кадильный, по своей беспредельной чистоте, божественный фимиам смешения и святой елей освящения, многоценный сосуд чистого нарда, первосвященническая диадема, открывающая благоволение Бога, к Которому она одна приблизилась, будучи святою по телу и по душе: она- дверь, зрящая на восток, и вхождением и исхождением чрез нее озаряется вся земля: она – плодоносная маслина, от которой Дух Святой взял плотскую ветвь Господа и спас страждущий род человеческий; она – похвала дев и радость матерей: она – архангельское возглашение». Целые ряды кратких предложений также наблюдаются во всех беседах. Для примера можно привести следующие. «Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии» начинается такими словами: «Сегодня взошло Солнце правды и скрыло раньше восходившее; я освобожден от тьмы и не пользуюсь лучами; для меня опять родился свет, и я омрачаюсь страхом; радуюсь рождению и смущаюсь его образом; вижу, что проистекает новый источник и убегает от древнего нечестия; вижу, что рождается Младенец, и небо склоняется для поклонения Ему; матерь рождает, и утроба не отверзается; дитя запечатывает собственное зачатие; родитель не муж, и сын без отца; Спаситель рождается и создает Себе звезду; пеленается Младенец и держит землю; ясли изображают престол небесный, и скот – херувимское предстояние; светоч является, и объявляется чудо; ангелы предвозвещают, и пастыри пророчествуют; волхвы богословствуют и иереи богоборствуют; Ирод падает и смерть оплакивается; Адам освобождается, Ева радуется и змей скорбит, пленники отпускаются и насильники наказываются» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

И что я говорю: посадил? Соделал Своей одеждой, и не только, но  все покорил под ноги Его … Почтим же близость родства; убоимся, чтобы не отсекся кто от этого  тела , чтобы не ниспал кто и не явился недостойным. Если бы кто-нибудь на нашу голову надел диадему, золотой венец, — скажите, чего бы мы не сделали, чтобы показать себя достойными этих бездушных камней? Здесь же не диадема покрывает нашу голову, а Сам Христос сделался нашей  Главою , что гораздо выше, — а между тем мы не придаем этому никакой цены. Ангелы, архангелы и все (небесные) силы благоговеют пред нашей  Главою , а мы —  тело  Ее — ужели не почтим Ее ни за Ее уничижения, ни за наше возвышение? Какая же после этого останется у нас надежда на спасение? Напечатлей в уме своем этот царский трон, помни всегда преизбыточество чести. Это, можно сказать, больше геенны должно устрашать нас. Если бы и не было геенны, то для нас, — удостоенных столь великой чести, и потом оказавшихся недостойными ее и злыми, — (лишение этой чести) какое было бы наказание, какое мучение? Представь, близ Кого восседает твоя  Глава , — одного этого совершенно довольно для всего, —  одесную  Кого она находится? Она восседает  превыше  всякого начальства и власти и силы: а  тело  Ее и бесы попирают? Но да не будет! Если бы было так, то не было бы уже и  тела . Но так как у нас зашла речь о  теле  Господнем, то вот вспомним и то  тело , которое было распято, пригвождено и приносится в жертву. Если ты —  тело  Христово, то неси крест, потому что Он нес; переноси оплевания, заушения, прободения гвоздьми; таково было Его  тело , хотя оно было безгрешно. И так как мы говорим о  теле  Его, то приобщающиеся  тела  и пьющие кровь Его — помните, что мы приобщаемся  тела  нисколько не различного — mhdn от того  тела , которое восседает горе, которому поклоняются ангелы, которое находится близ нетленной Силы, — это именно ( тело ) мы вкушаем. О, сколько открыто нам путей ко спасению! Он соделал нас Своим  телом , дал нам Свое  тело , — и все это не отвлекает нас от зла.

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

" Не Ангелов " Бог принял естество, как говорить (апостол) в послании к Евреям, но " семя Авраамово " (Евр. 2:16). Не власти, не начала, не господства, не другой какой силы, а наше принял Он естество и посадил горе. И что я говорю: посадил? Сделал Своею одеждой, и не это только, но и все покорил под ноги Сто. Сколько бы раз сам ты ни умирал, сколько бы, – хотя бы тысячи и более, – раз ты ни полагал душу свою, но ты не скажешь, чтобы сделал, хотя что-нибудь равное (тому, что Христос сделал). Он совершил два великих дела: сам снизошел до последней степени уничижения, и человека возвел на великую высоту. (Апостол) прежде сказал о Его уничижении; здесь же говорит о деле еще высшем, истинно великом и главном. Если бы мы и не были превознесены (чрез Его уничижение), было бы довольно (того, что Он сделал для нас); или если бы и были удостоены (столь высокой чести), но без Его жертвы (то этого тоже было бы довольно). Но когда Он совершил и то и другое, то, для изображения всего этого, самое богатое слово остается недостаточным и бессильным. Самое воскресение представляется уже не столь великим, когда подумаю об этом. Не о Боге-Слове, а о Нем (Христе уничиженном) говорит: " Бог Господа нашего Иисуса Христа " . Почтим же близость родства; убоимся, чтобы не отсекся кто от этого тела, чтобы не ниспал, кто и не явился недостойным. Если бы кто-нибудь на нашу голову надел диадему, золотой венец, – скажите, чего бы мы не сделали, чтобы показать себя достойными этих бездушных камней? Здесь же не диадема покрывает нашу голову, а сам Христос сделался нашей Главой, что гораздо выше, – а между тем мы не придаем этому никакой цены. Ангелы, архангелы и все (небесные) силы благоговеют пред нашей Главой, а мы – тело Её ужели не почтим, но ни за Её уничижение, ни за наше возвышение? Какая же после этого останется у нас надежда на спасение? Напечатлей в уме своем этот царский трон, помни всегда преизбыточество чести. Это, можно сказать, больше геенны должно устрашать нас. Если бы и не было геенны, то для нас, – удостоенных столь великой чести, и потом оказавшихся недостойными её и злыми, – (лишение этой чести) какое было бы наказание, какое мучение? Представь, близ кого восседит твоя Глава, – одного этого совершенно довольно для всего, – одесную кого она находится? Она восседит превыше всякого начальства, и власти и силы: а тело Её и бесы попирают? Но да не будет! Если бы было так, то не было бы уже и тела.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Девство, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, нежели царей диадема и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозар­нее девства? Ибо оно издает сияние, блистательнейшее самых солнечных лучей, и, отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать Солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и около него стоящих; так и благоухание девственной души, напаяя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель». Тайновидец святой Иоанн Богослов, видевший будущее блаженство, уготованное на небе девственникам, пишет: «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, в устах их нет лукавства; они непорочны пред Престолом Божиим» ( Откр. 14:1,4–5 ). Однако нужно помнить о том, что девство – это особенный дар, и потому дается он немногим по воле самого Господа. Преподобный Никита Стифат пишет: «Девство и брак не для всех, но целомудрие (то есть чистота нравов, благочестие) для всех. Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, да, отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно, праведно и благочестно поживем в нынешнем веце. – Что значит «целомудренно»? – Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей, и в особенности плотских похотей, восстающих надушу (см.: 1Пет. 2:11 ). Только так живущие в нынешнем веке могут ожидать блаженного упования в будущем (см.: Тит. 2:13 )». Поучительное слово жениху и невесте Святой праведный Иоанн Кронштадтский Честный женише и честная невесто! Вы приступаете к великой тайне, называемой браком; великой потому, что брачный союз мужа и жены изображает святейший союз Иисуса Христа с Церковию, то есть с верующими в Него: как муж есть глава жены, так Христос есть глава Церкви ( Еф. 5:23 ); как жених и невеста в браке венчаются в плоть едину, так и Христос и Церковь Его – также едино тело, ибо истинно верующие в Него суть члены Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/tselom...

Ей-то пусть подражают жены. Здесь вот и красота лица, и бесплодие, и такие лета, и великое богатство, и столько переселений и путешествий, и частые и непрерывные искушения, – однако же, ничто не поколебало ее сердца, она осталась неизменно твердой. Поэтому и получила достойную награду за свое терпение, и в глубокой старости родила (сына) из бесплодной, омертвевшей утробы. " Дабы мне хорошо " , говорит, " было ради тебя, и дабы жива была душа моя через тебя " , то есть, ничего другого не осталось мне для спасения, как то, чтобы ты согласилась сказать: " что ты моя сестра " . Может быть, я избегну ожидаемой опасности, и ради тебя останусь жив, тебе обязан буду сохранением моей жизни. Этих слов довольно было, чтобы привлечь и склонить жену к состраданию.   6. Вот истинное супружество, когда (муж и жена) разделяют друг с другом не только счастье, но и опасности; это знак искренней любви, это доказательство самой верной дружбы. Не так прославляет царя лежащая на главе его диадема, как эту блаженную (Сару) прославило и возвеличило то послушание, с каким приняла она совет мужа. Кто не изумится, размышляя о такой покорности ее? Кто в состоянии достойно восхвалить ее, когда она, будучи столь целомудренна и в таком уже возрасте, готова была со своей стороны допустить прелюбодеяние, претерпеть сожительство с варварами, чтобы спасти праведника? Но подожди немного, и увидишь премудрость Божьего промысла. Он для того и терпел так долго, чтобы и праведника более прославить, и событиями, совершившимися в Египте, показать не только египтянам, но и жителям Палестины, каким благоволением пользуется патриарх у Господа всех. " И было " , сказано, " когда пришел Авраам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина, весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Аврааму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки, и верблюды " (Быт.12:14-16). Смотри, как на самом деле сбылось то, чего прежде боялся праведник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И весьма справедливо. Не справедливо – низшим как бы в опьянении присваивать себе власть высших и ее приводить в свое оправдание; потому что это великое оскорбление тем, которые вверили им начальство. Поэтому низшее никогда не будет оправдываться таким образом: а царь и облеченный одинаковым с ним достоинством смело скажет это; потому что, где одинаковая степень начальства, там, по справедливости, может быть и одинаковая власть. Если же кто-нибудь оказывается оправдывающимся таким образом, тот непременно должен иметь власть одинаковую с тем, чью власть он приписывает себе. Итак, если и Христос таким образом оправдывался пред иудеями, то этим Он несомненно показал нам, что Он имеет одинаковое достоинство с Отцом. Применим, если угодно, приведенные примеры к словам Христа и к делу, которое Он совершил. Пусть властное нарушение субботы будет то же, что багряница и диадема и отпущение виновных. Последнее позволительно только царю, и никому из подданных; если же кто окажется делающим то же самое, и делающим справедливо, то несомненно, что и он – царь. Так точно и здесь: если Христос оказывается делающим это со властью и потом, подвергаясь обвинению, ссылается на Отца, и говорит: «Отец Мой доселе делает», то несомненно, что и Он равен Тому, Кто делает это со властью; потому что если бы не был равен Ему, то не употребил бы такого способа оправдания. А чтобы вы еще яснее уразумели сказанное, вспомните, что и ученики Его нарушили некогда субботу, срывая колосья и съедая их в субботу ( Мф.12:1 ); теперь нарушил ее и сам Он; иудеи обвиняли их, обвиняли и Его. Посмотрим же, как Он оправдывает их и как самого Себя, дабы из различия между тем и другим тебе уразуметь превосходство Его оправдания. Как же оправдывал Он учеников? «Несте ли чли, что сотвори Давид, егда взалка» (ст.3)? Оправдывая рабов, Он ссылается на подобного им раба Давида, а оправдывая Себя, возводит речь к Отцу: «Отец Мой делает, и Аз делаю». Но, может быть, кто-нибудь скажет: о какой деятельности говорит Он, если после шести дней «почи Бог от всех дел своих» ( Быт.2:2 )? О ежедневном промышлении, потому что Бог не только создал тварь, но и сохраняет Свое создание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010