и вообще нигде не упоминает о блуднице, не хвалится своим поступком, как сделал бы всякий другой, если не из тщеславия, то по крайней мере для того, чтобы не подумали, будто он за худое дело ввергнут в такое жилище. И если даже люди, виновные во грехе, не воздерживаются от обвинения, хотя самое то подвергает их стыду, то как не удивляться Иосифу, который, будучи чистым, не говорил о страсти жены, не объявлял греха ее, и даже, когда достиг власти и сделался правителем всего Египта, не помнил зла и не мстил? 8. Видишь ли, как он заботился о ней, а она не любила, но неистовствовала? Да, она не любила Иосифа, а хотела только удовлетворить своему сладострастию. Самые слова ее, если внимательно рассмотреть их, исполнены гнева и великой злобы. Что говорит она? " Он привел к нам Еврея ругаться над нами " (39:14). Укоряет мужа за его благодеяние и показывает одежду, сделавшись свирепее всякого зверя. А Иосиф не так. Но что я говорю об его расположении к ней, когда он был таков же к братьям, которые едва не убили его, и никогда не говорил о них ничего худого ни дома, ни на стороне? Потому-то Павел называет любовь матерью всех благ и предпочитает ее чудотворениям и прочим дарованиям. Как при золотой одежде и обуви нам нужно бывает и некоторое другое одеяние, чтобы узнать царя; а когда мы видим порфиру и диадему, то не требуем никакого другого знака царского достоинства, – так точно и здесь. Когда есть диадема любви, то она достаточно отличает истинного ученика Христова не только для нас, но и для неверных. " По тому " , говорит Господь, " узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин.13:35). Этот знак важнее всех знамений, потому что по нему узнается ученик (Христов). Пусть иные совершают тысячи знамений, но, если они питают вражду между собой, они будут осмеяны неверными; напротив, хотя бы они не произвели ни одного знамения, но только бы искренно любили друг друга, они будут всеми уважаемы и неукоризненны. И Павлу мы удивляемся не потому, что он воскрешал мертвых, очищал прокаженных, а потому, что говорил:  " Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? " (2Кор.11:29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Как вошедший в дверь уже находится внутри, так точно и помышляющий о собственных согрешениях. Кто ежедневно помышляет о них, тот непременно достигнет и до их исцеления; а кто только гово­рит: я грешен, но не представляет себе грехов своих по­рознь и не говорит: в том-то и в том-то я согрешил, - тот никогда не перестанет грешить, часто будет исповедываться, но никогда не будет думать о своём исправлении. Нужно только начать, а все прочее непременно последует затем, если только будет сделан приступ: во всём трудны начало и приступ. Итак, положим это (основание), и все будет легко и удобно. Начнем же покаяние, увещеваю вас, один с усильных молитв, другой с обильных слёз, третий с сокрушения; и последнее ведь, как оно ни мало, не безполезно: " Я видел пути его " , - говорит (Господь), - " и исцелю его, и буду водить его и утешать его " (Иса. 57:17-8). Всё же вообще (начнем) с милосердия, с оставления ближним согрешений их, с забвения обид, с воздержания от злопамятства и мстительности, смиряя таким образом души свои. Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из предметов внешних не могло бы возбудить в нас гордость, ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава; когда бы даже мы сидели на царском седалище, и тогда плакали бы горько. Блаженный Давид был царь, и однако говорил: " Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою " (Пс. 6:7); ни багряница, ни диадема нисколько не причиняли ему вреда и не возбуждали в нём гордости, потому что он сознавал, что он человек; он имел сердце сокрушенное, а потому и плакал. Что такое дела человеческие? Пепел и пыль, прах пред лицем ветра, дым и тень, листья и цвет, уносимые ветром, сон, мечта и басня, пустое колебание воздуха, легко возбуждае­мое, перо возметаемое, течение непостоянное, и всё, что только может быть еще ничтожнее этого. Отчего же, скажи мне, ты много думаешь о себе? Какое звание ты считаешь великим? Не консула ли? Многие, действительно, не знают ничего выше этого звания. Но и тот, кто не консул, нисколько не хуже того, кто был в таком блестящем многославном звании; тот и дру­гой имеют одинаковое достоинство, тот и другой одинаково прекратят существование спустя немного времени.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Наперсник. Наперсник назывался судным. Слово судный толкователи Писания связывают с загадочными словами урим и туммим . На наперсник судный возложи урим и туммим , и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним (Исх 28, 30). Есть предположение, что посредством урима открывалась воля Божия, получалось откровение, отсюда слово судный. В наперсник спереди были вставлены двенадцать драгоценных камней в золотой оправе, по четыре в ряду. В верхних углах наперсника было два золотых кольца. Они соединялись с помощью двух золотых цепочек нарамниками. Внизу по углам наперсника тоже было два золотых кольца, но они были с исподней, внутренней, стороны. Ношение на груди (у сердца) камней с именами двенадцати сыновей Иакова указывало на духовное отношение первосвященника к своему народу. К ефоду полагалась верхняя риза голубого цвета, сотканная из дорогой нити. Риза была цельная, до колен, с отверстием для головы. По подолу шли трехцветные изображения гранатовых яблок. Плоды гранатовых яблок отличались сладостью и символизировали сладость возвещаемого первосвященником закона. По подолу были также золотые колокольчики. Звук колокольчиков раздавался, когда Аарон входил в святилище пред лицем Господа: дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть (Исх 28, 35). Входя в место особого присутствия Божия, Аарон, облеченный в священные одежды, входил как представитель народа и ходатай за него. Хитон — бахромчатая риза, вытканная из виссона в шашечку, мелкими квадратиками. На голове был кидар — повязка из виссона. К нему крепился золотой полуобруч — диадема святости — с надписью: святыня Господня . Надпись указывала на то, что он носил грехи сынов Израилевых. Головной убор первосвященника не описан в Священном Писании. По словам Иосифа Флавия, он состоял из обычной священнической повязки из льняной ткани, поверх которой была другая, из узорчатой фиолетовой ткани с кованым золотым венком.

http://pravoslavie.ru/103702.html

Наум.3:16 .  Купцов у тебя стало более, нежели звезд на небе; но эта саранча рассеется и улетит. Наум.3:17 .  Князья твои – как саранча, и военачальники твои – как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были. Как выше в гл. II ст. 1, евр. 2, так и здесь, ст. 14, пророк с горькою ирониею советует Ниневии напрячь все силы, употребить все средства защиты города против осаждающих врагов, но все эти усилия и меры будут совершенно бесплодны, ст. 15–17. Общую мысль этого отдела блаж. Феодорит выражает так: «Не полагайся на сии твердыни, ибо никакой не окажут тебе помощи, но, подобно брению, которое для делания из него плинф топчут вместе с плевелами, и ты будешь попираема наступившими на тебя врагами: город сожгут, а вас жителей поражать будут всякого рода стрелами, как саранчу и мшицу вконец истребят всех вас; богатство же, которое собрали вы отовсюду, и которое также нелегко исчислить, как звезды небесные, возьмут неприязненные» (с. 18–19). В ст. 17 по евр. подлиннику стоят два слова: миннезарим и тифсарим, филологический состав, этимологическое образование и точное значение которых определить трудно. Иудейские толкователи (напр. Абарбанел) производили миннезарим от евр. незер диадема, передавали значение этого термина так: principes, quorum capitibus diadema et corona inest. В новое время Гезениус, Кёниг и др. сближали это слово с словом назир, князь, посвященный, назорей. Но, по более принятому в науке мнению (leremias, lensen, Zimmem), и миннезарим и тифсарим – оба ассирийского корня и являются названиями важных военных должностей или чинов в ассирийском войске; прототипом первого считают ассир. massaru (tanzaru) «стражи», а второго – ассир. dupsarru (tupsams) «писцы». Так или иначе, но сравнение ассирийских военачальников с саранчою и мошками (ст. 17) указывает одновременно – и на чрезвычайное их множество, и на особенную быстроту, с какою они исчезнут, не доставив Ниневии никакой защиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По подолу верхней ризы, доходившей, по словам Иосифа Флавия и блаженного Иеронима до колен, шли вперемежку ( Исх. 39:26 ) трехцветные подобия гранатовых яблок, сделанные из голубой, пурпуровой и червленой крученой пряжи ( Исх. 39:24 ), и золотые звонки. В то время как гранатовые яблоки, отличавшиеся сладостью, напоминали о сладости возвещаемого первосвященником закона ( Пс. 118:72 ), так звук звонков при входе Аарона во святилище и выходе из него имел ближайшее отношение к личной безопасности первосвященника: «и не умрет он». Входя во святилище, место особого присутствия Божия, Аарон, облеченный в свои священные одежды, являлся представителем и ходатаем народа, а не нарушителем святости места; потому Аарон должен быть чужд страха наказания смертью за оскорбление величия Божия. Объяснение Иисуса сына Сирахова ( Сир. 45:11 ) не делает понятным выражение: «и не умрет он». Исх.28:36 .  И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня», Исх.28:37 .  и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; Исх.28:38 .  и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним. Прикрепляемая к головной повязке первосвященника золотая дощечка, «диадема святости» ( Исх.29:6, 39:30 ), с находящейся на ней надписью: «Святыня Господня», указывала на то, что первосвященник носил грехи или недостатки приношений сынов Израилевых. Какие это грехи жертв и отчего они происходят, сказать с определенностью трудно. Одни причину этого указывают в грехах приносящего жертву, которые заражали своей нечистотой и то, что приносилось в жертву. Другие под грехами приношений разумеют грехи священников при совершении жертвоприношений, происходящие от нарушения обрядовых постановлений. Если бы первосвященник не нес, т.е. не снимал, этих грехов, то священные дары, назначенные для очищения человека и умилостивления Бога, не достигали бы своей цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Пусть с торжеством совершают бракосочетание, – Бог не осудил брака, как не осудил наречения имен, но с этим торжеством соединены жертвоприношения. Если приглашают меня на эти торжества, то я пойду, лишь бы мое участие в них не имело никакого отношения к жертвоприношениям, совершаемым на них. Конечно, дай Бог даже и не видеть того, что запрещено делать нам! Но злой дух обвил мир столь плотною сетью идолослужений, что да будет нам дозволено присутствовать на некоторых церемониях, лишь бы мы шли на них для человека, а не для идола». Если же приглашают на какую-нибудь церемонию формально религиозного характера, то я не пойду; ибо здесь дело идет о воздаянии идольской чести. Я не приму в ней участия никоим образом – ни советами, ни деньгами. Присутствуя на каком-нибудь жертвоприношении, на которое пригласили меня, я принимаю участие в идолослужении. Если же я принял приглашение по иному поводу, то я не более как случайный зритель жертвенной церемонии». «Господь ходил по земле в унижении и безвестности, не имея постоянного жилища: Сын Человеческий не имеет, где головы преклонить, говорил Он. Он носил одежду из грубой ткани, иначе Он не сказал бы: одевающиеся в тонкие одежды живут в царских палатах. Наконец, Он был без славы по лицу и по внешности, как Исаия еще раньше предвозвестил Его. Если Господь не проявлял никакой власти, даже над Своими учениками, которым Он оказывал услуга раба; если, сознавая вполне Свое царское достоинство, Он, тем не менее, отказывался быть царем, то это для того, чтобы показать Своим, как следует понимать высоту и пышность достоинства или власти. Спрашиваю, кому более приличествовали они, как не Сыну Божию? Какие бы пучки с секирой носили пред Нил! Как бы пурпур развевался на Его плечах! Какая бы диадема блестела на Его голове, если бы Он не признавал того, что слава мира сего – предмет чуждый Ему и Его ученикам! Итак, чего Он не желал, то отринул; что отринул – то осудил; что же осудил, то причислил к служению сатане. Он не осудил бы, если бы это не было чуждо Ему; но что не принадлежит Богу, то принадлежит диаволу. Знайте же вы, отрекшиеся от служения сатане, что возврат к одному из них будет идолослужение. Довольно для вас этого простого предостережения!»

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Св. ап. Павел называет любовь матерью всех благ и предпочитает ее чудотворениям и прочим дарованиям. Как при золотой одежде и обуви нужно бывает некоторое одеяние, дабы нам узнать царя; а когда мы видим порфиру и диадему, то не требуем никакого другого знака царского достоинства, так точно и здесь: когда есть диадема любви, то она достаточно отличает истинного ученика Христова не только для нас, но и для неверных. О сем, – говорит Христос, – разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:35 ). Этот знак важнее всех знамений, потому что по нему знается ученик Христов. Пусть иные совершают тысячи знамений, но если они питают вражду между собою, они будут осмеяны неверными; напротив, хотя бы они не произвели ни одного знамения, но только бы искренно любили друг друга, они будут всеми уважаемы и неукоризненны. И Павлу мы удивляемся не потому, что он воскрешал мертвых, очищал прокаженных, а потому, что говорил: кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз не разжизаюся? ( 2Кор.11:29 ) Хотя бы ты сравнил с этим тысячи знамений, ничто не будет равно; и сам он ожидал себе великой награды не зато, что совершал знамения, но за то, что для немощных был, как немощный... Он даже готов был умереть с голода для спасения учеников: добрее бо ми, говорит, паче умрети, нежели похвалу мою кто да испразднит ( 1Кор.9:15 ), говорит не с тем, чтобы похвалить самого себя, но дабы не подумали, что он укоряет их. Он никогда не хвалится своими совершенствами, если этого не требовали обстоятельства, и, когда бывает вынужден к тому, называет себя буиим ( 1Кор.1:25 ; 2Кор.11:1 ). Чего же в сравнении с ним достойны мы, которые не хотим презирать денег для блага нас же самих и подавать даже избытков своего имущества? А он был не таков, но отдали душу, и тело свое, дабы получили царствие небесное те самые, которые побивали его камнями и бичевали. Так любить, говорил он, научил меня Христос, преподавший новую заповедь о любви, и Сам исполнивший ее наделе. Он, будучи царем всего и существом блаженным, не отвратился от людей, которых сотворил из ничего и бесконечно облагодетельствовал, которые оскорбляли Его и плевали на Него, но сделался для них человеком, обращался с блудницами и мытарями, исцелял бесноватых и обетовал небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Симон, сын Онии, великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм… Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища… В довершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вседержителю, он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь и выливал ее к подножию жертвенника в в оню благоухания Вышнему Всецарю. Тогда сыны Аароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий голос в напоминание пред Всевышним. Тогда весь народ вместе спешил падать лицом на землю, чтобы поклониться Господу своему, Вседержителю, Богу Вышнему; а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в пространном храме раздавалось сладостное пение, и народ молился Господу Всевышнему молитвою пред Милосердным, доколе совершалось славословие Господа, и так оканчивали они службу Ему ( Сир. 50:1, 12–21 ). Реконструкция второго храма Иродом Великим на рубеже I века до Р. Х. и I века по Р. Х. сопровождалась возрождением богослужебных традиций в том великолепии, которое было характерно для предшествовавших эпох. Говоря о том, как было организовано богослужение в его время (I век по Р. Х.), Иосиф Флавий подробно описывает одеяние первосвященника: Он совершал священную службу в поясе, прикрывавшем тело от чресел до голеней, в льняной нижней одежде, в гиацинтово-голубой, достигавшей до ног, обхватывавшей все тело, верхней одежде, обшитой кистями. К кистям привешены были золотые колокольчики с гранатными яблоками попеременно: первые – как эмблема грома, вторые – молнии. Повязка, прикреплявшая верхнюю одежду к груди, представляла пеструю ткань из пяти полос: золота, пурпура, шарлаха, виссона и гиацинта, – тех самых материй, из которых, как выше сказано, были сотканы занавесы храма. Поверх этого он носил еще надплечное одеяние, вышитое из тех же цветных материй с преобладанием золота. Покрой этого облачения походил на панцирь, две золотые застежки скрепляли его, и в эти застежки были вправлены красивейшие и величайшие сардониксы, на которых вырезаны были имена колен народа. На другой стороне свешивались двенадцать других камней четырьмя рядами, по три в каждом: карнеол, топаз и смарагд, карбункул, яспис и сапфир, агат, аметист и янтарь, оникс, берилл и хризолит. На каждом из этих камней стояло одно из названий колен. Голову покрывала пара, сотканная из виссона и гиацинтово-голубой материи; ее обвивала кругом золотая диадема с надписанными священными буквами. Это были четыре согласные 95 . Это облачение, впрочем, он не носил во всякое время, так как для обычного ношения употреблялся более легкий убор, а только тогда, когда входил в святая святых, и то один раз только в году, когда все иудеи в честь Бога постились 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Я пойду пред тобою и унижу славныж земли: ворота медные сокрушу и запоры железные сломаю. И дам тебе сокровище сокрытые и в тайне сохраняемое, чтобы ты знал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради раба Моего, Иакова, и Израиля, избранного Моего, и Я назвал тебя именем твоим, и уподобил тебя, но ты не познал Меня. Я Господь, и нет более: кроме Меня нет Бога; Я препоясал тебя, но ты не познал Меня, чтобы узнали от восхода солнца и от запада, что кроме Меня нет [ Бога ]. Я Господь, и нет иного, образующий свет и творящий тьму, делающий мир и производящий бедствие ( malum ). Я Господь, делающий все это. Я знаю, что относительно этого места весьма многие не только из латинян, но и из греков сильно ошибаются, думая, что написано: так говорит Господь Христу Моему, Господу и понимая это в том смысле, как в другом месте читаем: «Господь послал дождь от Господа» ( Быт. 2 ), и рече Господь Господеви Моему ( Пс. 109:1 ). Ибо говорится не υρ, что означает Господа, но Киру, называющемуся по-еврейски C hores , царю персидскому, покорившему Вавилон и халдеев. И по присоединении мидян, он выше называется погонщиком колесницы, то есть верблюда и осла. Он назван Христом, то есть помазанником Господним, что служило у евреев отличием царской власти, подобно тому как у нас диадема и пурпур дается одним только императорам: так у евреев вступающие на царство обливались мастью. Поэтому и Саул называется Христом Господним ( 1Цар. 12 ). И в Псалмах мы читаем: не прикасайтеся помазанным [Христам] Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте ( Пс. 104:13 ). Его Он взял за правую руку и держал, чтобы никто не мог противостоять силе его. Прочитаем Ксенофонтовы восемь книг истории Кира старшего, и мы увидим, что пророчество Исаии исполнилось. Ибо какой город не был открыт для него? Кого из царей он не покорил? Какие стены, бывшие прежде неприступными, не были разрушены после его осады? Поэтому Бог делает обращение к самому Киру: Я дал тебе сокровища и сокрытые богатства всех городов , чтобы ты, чтивший прежде идолов, вследствие благодеяний познал единого Бога, в особенности, когда узнаешь, что имя твое было предсказано гораздо ранее твоего рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава третья Художественно-исторический разбор отдельных бытовых н церемониальных предметов, форм украшения и уборов мужских и женских в русских древностях домонгольского периода – Княжеская женская диадема.– Гривны (бармы) и вообще нагрудные украшения в их отношении к византийским.– Цепи церемониальные н служебные.– Серьги в форме колодочки или колты, украшенные эмалью и чернью.– Браслеты. – Перстни. – Прочие украшения. – Приложение. Исторический анализ церемониальных и бытовых форм украшений в русских древностях мы можем по праву начать с рассмотрения золотой диадемы Киевского клада 1889 года. Золотая диадема служила, скажем заранее, по всей вероятности, женским головным украшением: доказательство этого видим, прежде всего, в её состав из девяти створок, образующих снаружи легкую выпуклость, ради отблесков золотой поверхности устроенную, а внутри пустые лоточки, которых боковые края по бордюру проткнуты рядом 5 противолежащих отверстий, для того, чтобы в них пропускать связующие нити, металлические или иные. Будь эта диадема венцом иконы, не было бы нужды в этих приспособлениях, а диадема состояла бы из сплошного листа. Второе доказательство: по концам диадемы сделаны в кружках два женские головки в коронах, эмалевые, как указание на назначение предмета. Третье доказательство заключается в подвесных к створкам, по три в каждой, цепочках с мелким жемчугом н насаженными снизу эмалевыми бляшками, или же золотым, грушевидным подобием жемчужины; ряд 21 подвесок (сохранилось вполне 16) образует то, что называлось издревле ряснами, заимствовано было из Византии и в позднейшее время почиталось даже необходимым ради приличия прикрытием женского лба; но, вместе с тем, эти цепочки сделаны наскоро из свитой тонкой проволоки и, очевидно, беспокоили бы кожу, если бы лежали прямо на ней. Далее, нельзя предположить, чтобы и вся полоса диадемы из створок могла быть надеваема прямо на голову, так как внутренние её края или рамки, вышиною сантим., должны были бы резать лоб, и потому необходимо думать, что диадема была нашиваема на матерчатую подкладку, скорее всего, на высокую кику или кокошник, которой высота, по нашему мнению, указывается и тем, что каждая створочка

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010