200. Ремешки, с помощью которых эти украшения прикреплялись к рукам, мне кажется, учат тому, что для возвышенной жизни должно соединять практическую философию с созерцанием, поскольку сердце символизирует созерцание, а руки – дела. 201. Диадема, украшающая голову, обозначает венец, уготованный тем, кто прожил достойную жизнь. Он украшен именем, запечатленным таинственными письменами на золотом щитке ( Исх.28:36 ). Но сандалии тому, кто облачается в такой наряд, носить не должно, чтобы ничем не утяжелять поступь и не замедлять ходьбы ношением мертвых кож, что подтверждает наше истолкование восхождения на гору. Ибо как могла стать украшением ноги сандалия, которая при первом посвящении в таинство была отвергнута как препятствие, мешающее взойти на гору? Золотой телец и разбитые скрижали 202. Моисей, проходя через все степени восхождения, которые были нами последовательно рассмотрены, нес в руках сотворенные Богом скрижали, содержащие в себе Божественный Закон. Но эти скрижали из-за жестокого сопротивления грешников были разбиты ( Исх.32:19 ). Грех этих людей заключался в том, что они сделали идола – статую, изображавшую быка, – и стали ей поклоняться. Этот бык был стерт Моисеем в порошок и растворен в воде, чтобы стать питьем для согрешивших. Таким образом, было полностью уничтожено само вещество, послужившее людям для нечестивой цели. 203. Эта история еще тогда пророчески возвестила о том, что сбылось наяву в наше время. Ибо всяческое заблуждение относительно идолов окончательно исчезло из жизни. Оно поглощено устами тех, кто добрым исповеданием ( 1Тим.6:13 ) уничтожил в себе само вещество нечестия. И установленные в древности мистерии идолопоклонства стали всего лишь бессмысленной проточной водой, которую поглотили уста тех, кто сам был некогда одержим идолами. И теперь, когда ты видишь, что те, кто прежде покорились этому безумию и верили в него, ныне его истребили и уничтожили, разве не очевидно для тебя, что эта история гласит: всякий идол когда-нибудь будет поглощен устами тех, кто от обмана обратится к благочестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Земледелец, наполнив житницы свои, не имеет уже забот, наслаждается и веселится. И когда монах положен в житницу свою, то есть во гроб, тогда богатство его тотчас восходит на небеса. Посему будем трезвиться, возлюбленные, будем трезвиться во брани с соперником нашим, ибо брань его отчаянна. Сам же он немощен, а Владыка Подвигоположник наш сражающимся ревностно подает и силу, и неувядаемый венец. Как сильный ветер гонит пыль, так соперник наш диавол прогоняется гласом славословия Богу, молитв и слез. Посему никто не ленись и не бойся. Напротив того, крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает отягченного сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержанный делает выговоры бесчинному. Таким образом, друг друга ободряя и единодушно побеждая нашего противника, его посрамим, а Бога нашего прославим. Святые Ангелы возрадуются о нас, а кто только видит нас и слышит о нашей жизни, все будут назидаться. Что сад, полный приятных для взора плодов и разновидных цветов, то и множество монахов, вкупе украшенных любовью к Богу. Что прекрасный источник, обильный водами и орошающий множество растений, то и множество монахов, орошающих слезами псалмопение свое. Что город, огражденный стенами и оплотами, то множество монахов, вкупе поощряющих друг друга к любви Христовой. Что многоценная диадема, унизанная дорогими камнями и красивым жемчугом, то множество монахов для всякого доброго и прекрасного дела. Что корабль, наполненный царским богатством, то и множество монахов, вкупе исполненных любви Христовой. Что красивая и плодовитая маслина, то и множество монахов, вкупе украшенных любовию Христовою и утвержденных в ней. Что царское изображение, приводящее в удивление сочетанием всяких отменных и цветистых красок, то и множество монахов, украшенных разнообразными добродетелями. Что полк святых Ангелов, то и множество монахов, одинаково украшенных и всегда устремленных мыслью к Богу. Что мед и сот в устах, то ответ монаха ближнему его, данный с любовью и смиренномудрием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пусть твоя к нему любовь и поведение соответствуют намерению, какое предполагали в супружестве святые мудрецы, то есть, чтобы жена веселила мужа и жизнь его исполнила миром 44 и невинными удовольствиями: тогда и без ложного блеска и без суетной прелести женской 45 о тебе скажут: как восходящее солнце украшает высоты Господни, так благоразумная и добродетельная жена украшает дом своего мужа 46 . Сие украшение предписывает тебе и апостол Павел: желаю, говорит он, чтобы жены, одеваясь пристойно, с целомудрием и стыдливостью, украшали себя не плетением волос, или золотом, или жемчугом, или драгоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвятившим себя благочестию 47 . Помни, каждая супруга, что благочестие будет делать тебя всегда любезною мужу, несмотря даже на его ветреность. Минуются его сновидения; и он узнает все твое достоинство. Впрочем не думай, что в наставлении апостола запрещаются тебе все наряды... Нет; здесь запрещается только суетность, предпочитающая наряды всему на свете: ложное мнение, будто прелести одежд прикрывают неопрятность души: преступное желание блистать убранством тогда, когда муж твой находится в трудных обстоятельствах и дом подвергается расстройству. Исключая сии пороки, ты можешь и должна одеваться опрятно и сообразуясь с благоприличием света, то есть, позволяя себе некоторые излишества в нарядах. Не страшись благочестия; оно не столь строго, чтобы за это стало тебя укорять. Много жен, украшавшихся драгоценными перлами, наследовали Царство небесное. Равноапостольная Елена, благочестивая Флакилла, святая Пульхерия и другие христианки украшались одеждами, однако спаслись; потому что еще более украшались одеянием души. Подобно им поступай и ты: пурпур пусть напоминает тебе о стыдливости, как о первом достоинстве, без которого всякая женщина становится ничтожною; диадема, украшающая твои волосы, пусть говорит тебе, что добродетельная только жена венец мужу своему 48 ; вдевая в уши драгоценные серьги, затворяй их для вредных твоему полу ласкательств и соблазнительных бесед; наипаче закрывай твой слух для тех ласкательств, в которых к твоей похвале примешивается хотя несколько бесславия твоему мужу: это змей ласкается к твоему сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Радуйся, одна принявшая в Свое недро благословение – Господа, чтобы освободить праматерь от первой клятвы! Радуйся, богоприемная Сокровищница девства, из которой и нетленное рождение произошло, и богатство девства осталось нерасхищенным! Радуйся, Матерь, пребывающая в чистоте, и Дева, сосцами питающая! Радуйся, диадема красоты, Царица рода (нашего), отвсюду украшенная царскими отличиями! Радуйся, божественное Святилище Христа, Который один только в небесном святилище священнодействовал, по чину Мелхиседекову ( Евр. 5, 6. 10; 6, 20; 7, 11. 17. 21 )! Радуйся, Жезл Ааронов, Корень Иессеев, Скипетр Давидов, царское Одеяние, Венец благодатей, неписаный Образ девства, Дщица святыни ( Исх. 28, 36; 29, 6 ), Слово явлений ( Лев. 8, 8 )! Радуйся, Посредница закона и благодати, запечатление Ветхого и Нового заветов, яснейшее исполнение всякого пророчества, краестишие (акростих) Богодухновенной истины Писаний, Бога и Слова одушевленный и чистейший Свиток ( Ис. 8,1 ), в котором без слов и письмен ежедневно читается Сам писатель – Бог и Слово! Радуйся, Начаток нашего воссоздания и предел Божественных нам обетований и проречений, предвозвещенное святилище Божественной славы, ожиданное спасение язычников ( Быт. 49, 10 ). Радуйся, истинная Лествица всех сторон златом ( Евр. 9, 4 ) – сияющим Духом, златая Стамна, носящая небесную манну – Христа и нетленную пищу всего мира! Радуйся, чрез Которую: в болезнех родиши чада ( Быт. 3, 16 ), не имея уже места, переменено на родишь в веселии! Благословена Ты в женах, чрез Которую с сознанием восклицают народы верующие: благословен грядый во имя Господне: Бог Господь и явися нам! ( Пс. 117, 26. 27 ). Благословена Ты в женах, таинственная и богонасажденная Лоза, благорастущая в церковных собраниях и произращающая нам из утробы зрелый Грозд нетления! Благословена Ты в женах, боговозделанная Нива, носившая во чреве несеяный и родившийся Клас нашей жизни! Благословена Ты в женах, истинно вожделенная земля, из которой Скудельник, взяв брение нашего состава, возобновил сокрушенный грехом сосуд! Благословена Ты в женах, новый Силом, в котором почил мысленный ковчег воплощения Бога и Слова и вместе вся полнота Божества обитала телесно ( Кол. 2, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

   Признаюсь, что я немощен для такой брани; а потому и повернулся спиной, скрыл лице в бегстве. От полноты огорчения возжелал я сидеть в уединении и молчать, зная, что время лукаво, что отвергнуты возлюбленные, и сделались мы сынами отступными — виноград благоветвистый, виноград истинный, плодоносный, прекрасный, взращенный орошением свыше, и что для меня обратились в бесчестие диадема доброты моей, печать славы и венец похваления. Но если кто при этом смел и мужествен, то ублажаю его за смелость и мужество. Не говорю еще о борьбе внутренней, которая — в нас самих, в наших страстях и которую воздвигают на нас день и ночь, то явно, то тайно, это тело смирения и рассеянность жизни, мятущая и волнующая нас посредством чувственности и временных удовольствий, и грязь плоти, с которой мы смешаны, и закон греховный, воюющий против закона духовного и стремящийся растлить в нас Царский образ и все, что с ним вложено в нас божественного по происхождению. Почему едва ли кто в состоянии преодолеть влекущее долу естество, разве уже обучил себя долговременным любомудрием и постепенно отторгал от низкого и сопряженного с тьмой, что есть в душе благородного и световидного, или удостоился милости Божией, или сверх того и другого прилагал всевозможное старание вознести взор свой горе. Но пока не побеждена мной, по возможности, плоть, пока не очищен ум, пока далеко не превосхожу других близостью к Богу; не безопасным признаю принять на себя попечение о душах и посредничество между Богом и людьми, что составляет также долг иерея.    И чем же приведен я в такой страх? Не сочтите меня боязливым сверх меры; напротив, похвалите даже мою предусмотрительность. О самом Моисее слышу, что когда беседовал с ним Бог, хотя многие призваны на гору, и в числе их Аарон с двумя сынами священниками, и семьдесят старейшин — народоправителей, однако же, повелено было, чтобы прочие поклонились издалеча, а к Богу приступил один Моисей; народу же не дозволено и восходить на гору (Исх.24:1-2); потому что не всякий может приближаться к Богу, но только кто, подобно Моисею, способен вместить славу Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

21:21. Трясение стрел и гадание по печени. Навуходоносор встряхивает несколько стрел, а затем выбирает одну из них. Он также советуется с изваяниями домашних богов, которые взял с собой в поле. В тексте здесь упоминаются терафимы, которые ныне рассматриваются как идолы предков, а не богов (см. коммент. к Быт. 31:19 ). В конце концов он обращается к жрецу, который гадает по печени овцы (гепатоскопия). Эта практика была столь широко распространена, что специально изготавливались глиняные модели печени, которые служили наглядным пособием для обучения жрецов. 21:22. Тараны, валы, осадные башни и строительство укрепленных сооружений. См. коммент. к Иез. 4:2 об использовании этой техники и сооружений при осаде и защите города. 21:26. Диадема. Основываясь на описаниях в месопотамских текстах и изображениях на стенах ассирийских дворцов, можно предположить, что «венец», царская корона, скорее напоминал тюрбан. Кусок ткани оборачивали несколько раз вокруг головы, инкрустировали драгоценными камнями, украшали золотом и на ткани искусно вышивались символы царского величия. Иезекииль, призывая Седекию снять знаки царской власти, первоначально принадлежавшие ему, показывает, что ныне он уже лишен права носить их. 21:28. Сыны Аммон а. Как и Иудея, Аммон участвовал в создании антивавилонской коалиции, вероятно, по призыву Египта. Знамение, о котором говорится в 21:20, побудило Навуходоносора направить свои силы на Иерусалим вместо столицы Аммона Раввы. В настоящее время Равва находится на территории современного города Аммана, но была исследована наземной съемкой и частично раскопана. Городище и его окрестности датируются временем палеолита. Хотя Равва отчасти подчинялась Израилю (см.: 2Цар. 12:26–31 ), аммонитяне пытались распространить свое влияние далее на север после разгрома Иерусалима. Иосиф Флавий пишет, что пять лет спустя после разрушения Иерусалима, в двадцать третий год правления Навуходоносора (582/581 г. до н. э.), вавилонский царь провел военную кампанию в Трансиордании, подчинив своей власти Моав и Аммон. Поскольку вавилонские хроники после 594 г. до н. э. не сохранились, мы не располагаем документальным подтверждением этого факта. 22:1–31 Осуждение Иерусалима

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

565. прим 461. Развитие «Всечистая» предыд. тропаря. 566. διδημα (διαδεω – перевязывать) повязка (головная царей), диадема, венец царский. 567. καταφαιδρυνω – делать светлым, чистым, очищать, делать веселым (ср. прим 171). 568. ποχωρεω – подступать, медленно продвигаться вперед (иногда – уступать). 569. стал приближаться к идеалу христианского храма. 570. предвидя свое преобразование. 571. Р.Б. 78, 258. 572. Так и на самый храм, имевший воспитать Ее, благодатно воздействовала пресв. Дева, как Она обрадовала родителей своих (1 троп.), как была приятна Господу в качестве дара (2 тр.), как облагодетельствовала все человечество (3 тр.). 573. κμιμομαι – изображать или представлять (вполне точно) кого-л. 574. βοαω, прим. 356. 575. Предносится жизнь пресв. Девы во храме. 576. Сильное обоснование для молитвы. 577. прим. 282 и 356. 578. Прославление за спасение ранее его. 579. В виду высокой духовности Виновницы. Предупреждение о соответственном понимании наименования «Матерь Божия»; ср. конец тропаря. 580. прим. 147. 581. παρχω – Р.Б. 102, 431. 582. название, оттеняющее высокую духовность ангелов; ср выше «духовный» праздник. 583. прим. 325. 584. прим. 237. 585. Еф. 5, 19; Кол. 3, 16. 586. Раскрытие наименования «Матерь Божию» предыд. тропаря. 587. πιφανω – показывать. 588. В.К. 92, 642. 589. прим. 359. 590. греч. «принесена». 591. прим. 27. 592. прим. 199; мн. ч. из-за нескольких отделений храма и сложной торжественности обряда. 593. Усиление понятия Богоматерь. 594. Усиление понятия храм: храм н скиния земные были образом небесной. 595. прим 462. Имеется в виду светильник храма. 596. Значение для нас. Ср. 2-й тропарь. 597. Лк. 1, 79. 598. Усиление понятия скиния; ср. прим. 555 и 556. 599. греч. «насладиться» ­­ прим. 229. 600. παντοος – всяческий, разнообразный. 601. прим. 508. 602. Впервые молитва в тропаре канона. Соответственно библейскому образцу – песни пр. Ионы. 603. прим. 22. 604. πανμνητος – всеми воспеваемая, или воспетая, или достойная воспевания. 605. εθς – прямой, искренний, справедливый; вместо обычного «Святый», по Пс. 50, 12, – м. б. в виду дальнейшей молитвы «помилуй».

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

Идеи отрицательного богословия входят в состав каббалистического учения об абсолютном Ничто (en–soph)  . Приведем некоторые основные определения, сюда относящиеся  . «Древний древних, Сокровенный сокровенных, имеет образ и не имеет его. Он имеет образ, чрез который существует вселенная (как его откровение), но он и не имеет образа, так как он не может быть постигнут (достаточным образом в мышлении)» (Зогар, de Pauly, III, 228a, Idra suta). Прежде чем Древний древних, Сокровенный сокровенных (открылся), не было ни начала, ни конца… В книге тайны передается: «Древний древних, Сокровенный сокровенных, имеет известный образ и форму и постольку позволяет себя (до известной степени) распознавать. Но он в то же время и непознаваем, ибо он не может быть достаточно постигнут (нашим мышлением). Он имеет, стало быть, известный образ и форму, но все–таки не позволяет себя (в своем подлиннейшем существе) распознать настолько, что он есть нечто в таком роде, как старец старцев, древний древних, сокровенный сокровенных. По этим признакам (его самооткровения) он познаваем, и все–таки он (по своему истинному существу) непознаваем» (Зогар, de Pauly, III, 128a, Idra rabba). «Таково начало всех начал (творческого откровения), глубоко скрытая мудрость, венец всего возвышенного (сверхчувственного мира Сефир), диадема диадем. Ее называют эн («не есть»), потому что мы не знаем и никто не может знать, что было в этом начале, так как это не может быть достигнуто ни мудростью (хокма, вторая сефира  ), ни разумом (бина, третья сефира)» (Зогар, de Pauly, III, 288 b). «Существуют три главы, одна включена в другую и одна выше другой. Это суть (начиная снизу): таинственная мудрость (=хокма), глубоко скрытая мудрость (=кефер) и никогда не раскрываемая мудрость (=эн–соф). Та таинственная мудрость есть принцип всякой другой (нижестоящей, напр., земной) мудрости. Выше ее стоит Древний, чье имя да будет благословенно (=кефер), основа тайны. В–третьих, глава, которая стоит выше всех других (и над ними господствует): глава, которая не существует (как эн–соф). Что ее окружает, мы не знаем» (Зогар, de Pauly, III, 288 b).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Радуйся, одна принявшая в Свое недро благословение – Господа, чтобы освободить праматерь от первой клятвы! Радуйся, Богоприемная сокровищница девства, из которой и нетленное рождение произошло, и богатство девства осталось нерасхищенным! Радуйся, Матерь, пребывающая в чистоте, и Дева, сосцами питающая! Радуйся, диадема красоты, Царица рода (нашего), отвсюду украшенная царскими отличиями! Радуйся, Божественное святилище Христа, Который один только в небесном святилище священнодействовал, по чину Мельхиседекову ( Евр. 5:6,10; 6:20; 7:11,17,21 )! Радуйся, жезл Ааронов, корень Иессеев, скипетр Давидов, царское одеяние, венец благодатей, неписанный образ девства, дщица святыни ( Исх. 28:36; 29:6 ), слово явлений ( Лев. 8:8 )! Радуйся, посредница закона и благодати, запечатление Ветхого и Нового заветов, яснейшее исполнение всякого пророчества, краестишие (акростих) Богодухновенной истины Писаний, Бога и Слова одушевленный и чистейший свиток ( Ис. 8:1 ), в котором без слов и письмен ежедневно читается Сам писатель – Бог и Слово! Радуйся, начаток нашего воссоздания и предел Божественных нам обетований и проречений, предвозвещенное святилище Божественной славы, ожиданное спасение язычников ( Быт. 49:10 )! Радуйся, истинная лествица Иаковлева, гора дымящаяся, ковчег святыни, покрытый со всех сторон златом ( Евр. 9:4 ) – сияющим Духом, златая стамна, носящая небесную манну – Христа и нетленную пищу всего мира! Радуйся Ты, чрез Которую: в болезнех родиши чада ( Быт. 3:16 ), не имея уже места, переменено на «родишь в веселии»! Благословенна Ты в женах, чрез Которую с сознанием восклицают народы верующие: «благословен грядый во имя Господне: Бог Господь и явися нам» ( Пс. 117:27, 28 )! Блаженна Ты в женах, таинственная и Богонасажденная лоза, благорастущая в церковных собраниях и произращающая нам из утробы зрелый грозд нетления! Благословенна Ты в женах, Боговозделанная нива, носившая во чреве несеянный и родившийся клас нашей жизни! Благословенна Ты в женах, истинно вожделенная земля, из которой скудельник, взяв брение нашего состава, возобновил сокрушенный грехом сосуд! Благословенна Ты в женах, новый Силом, в котором почил мысленный ковчег воплощения Бога и Слова, и вместе вся полнота Божества обитала телесно ( Кол. 2:9 )! Благословенна Ты в женах, истинно Божественный Давир, в котором Богоносные тайноводители священной Церкви, имея прорицалище Божественных откровений, предзрели будущее! Благословенна Ты в женах, мысленный Вифлеем, по избранию и естеству соделавшаяся и именуемая духовнейшим домом хлеба жизни; потому что Он, вселившись в Тебя, как Сам ведает, и несмешенно смешавшись с нашим смешением, заквасил Себе всего Адама, чтобы соделаться хлебом животным и небесным

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

18 « …Господь Бог наш хочет, чтобы все люди спаслись. Он на примере Иосифа дал утешение находящимся в рабстве и предоставил им поучение, чтобы узнали, что и в самом низком положении можно сохранять возвышенность нрава и что нет ни одного состояния, которое было бы лишено добродетели, если только чья-либо душа познает саму себя; и что плоть, а не дух подчинены рабству; и что есть много рабов, которые на самом деле свободнее своих господ, коль скоро они полагают, что находятся в рабстве, им следует воздерживаться от рабских деяний ». (Святитель Амвросий Медиоланский , «Об Иосифе»). 19 Имя « Шуа » ханаанское, означает бесплодное дерево финиковой пальмы; мужское начало без продолжения рода, намек на гомосексуальные наклонности. 20 Имя « Ир » – на иврите, означает «бодрый», «юный», «живой». Единственное еврейское имя в семье Иуды. 23 Имя « Фамарь » – еврейское, что указывает на ее возможное еврейское происхождение; означает: «плодоносящая финиковая пальма». 24 В оригинале «поднялся», – хотя географически переход из Адулама в Тимну является спуском, – намек на правильное решение Иуды отдалится от жителей Ханаана, и не искать с ними родства. 25 Название « Енаим » («Эйнаим»), – можно перевести как рынок на перекрестке дорог, центр города, – на арабском «Медина». 27 Слова « Господь с ним », говорят о том, что Иосиф преуспевал в своей работе, но так как об этом далее оговаривается особо, то есть и другой смысл этих слов. Потифар часто видел и слышал, как Иосиф молится, призывая имя Господа. И секрет успехов Иосифа открылся Потифару. 28 Слово «иври» означает «мевер» – с другого берега. Вечное напоминание для евреев что все началось с Авраама который по зову Бога покинул Междуречье, вняв Божественному призыву: «Лех-леха», «иди и познай себя». 30 Слово « милость » – «хесед», подобно слову «хасуда» – «приятность», «миловидность», то есть Господь явил Иосифу Прекрасному красоту и радость Своих благословений. 31 Назорей происходит от евр. назир, «посвященный», «отделенный», но может иметь отношение и к слову незер, «диадема», «венец» (подразумеваются волосы Н.); см. Чис.6:7 : «посвящение Богу его на главе его». Постановление о назорействе приведено в Чис.6 . У израильтян обет назорейства мог дать любой человек – мужчина или женщина, – если считал необходимым посвятить себя Богу на определенное время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в назорей Богом (как, напр., Самсон; Суд 13,5,14 ) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1Цар.1:11 ). Обет назорейства включал в себя: абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» ( Чис.6:3  и след.); отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010