Иов († 1607) – патриарх Московский и Всея России. Иона († 1461) – митрополит Московский и Всея России, чудотворец. Иона (XVII – нач. XVIII в.) – монах, келейник прп. Зосимы. Ипполит (Яковлев; †1937) – игумен, духовник Лавры. Иринарх [Шимановский; 1873–1917(18)] – игумен, просветитель народов Крайнего Севера. Исаак Сирин (VI в.) – преподобный, епископ Ниневийский. Исидор (†3 февраля 1908) – иеромонах, старец Гефсиманского скита. Исидор Пелусиотск ий (конец IV – начало V вв.) – преподобный, богослов, ревнитель благочестия. Иулиания – монахиня. Кавелина Ольга Александровна – духовная дочь архимандрита Никиты. Исидор (†3 февраля 1908) – старец Гефсиманского скита, иеромонах. Исидор Пелусиотск ий (конец IV – haчaлoV вв.) – преподобный, богослов, ревнитель благочестия. Иулиания – монахиня. Кавелина Ольга Александровна – духовная дочь архимандрита Никиты. Керенский Александр Федорович (1881–1970) – российский общественный и политический деятель, министр-председатель Временного правительства. Кирилл (XVII – нач. XVIII в.) – инок, сподвижник прп. Зосимы. Клеопа II († 1817) – ученик Паисия Величковского . Кляузин Андрей – крестьянин села Никульского. Кожухов Евгений Алексеевич – отец схимонаха Симона Кожухова. Мария Алексеевна (1861–1941) – сестра схимонаха Симона. Кожухова, урожд. Колтовская Евдокия Николаевна – мать схимонаха Симона. Колчак Александр Васильевич (1873–1920) – российский военачальник, полярный исследователь, гидролог, адмирал. В 1918–1920 «верховный правитель российского государства». Константиновский Дмитрий Матвеевич – протоиерей, настоятель Скорбященской церкви в Твери. Кронид (Любимов, 1859–1937) – архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобномученик, прославлен в 2000. Ксенофонт (Чернышев) (в схиме Онуфрий) – архимандрит, настоятель Николо-Пешношской обители. Ксенофонт (Бондаренко Константин Андреевич; 1886 – 10.12.1937) – игумен. Кузнецов Иван Павлович – строитель Успенского храма в Петушках. Кузьмина Екатерина Тимофеевна – жительница села Мордыш.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

II. Тёплая каменная церковь во имя Похвалы Божией Матери. Церковь сия построена в 1695 году наместо прежней ветхой каменной же церкви, 9 иждивением старца Ефрема, что в мире был боярин князь Иван Петрович Барятинский, при архимандрите Варфоломее. В настоящее время иконостас в ней столярной работы, гладкий, в три яруса; карнизы, рамы, клейма и всё украшение резное позолочено. В 1720 и 1849 годах церковь потерпела пожары, и после них исправлена вся на монастырский кошт, а октября 28 дня 1752 года освящена преосвященным Серапионом, епископом Можайским и Волоколамским. В 1811 году трапеза, а в 1815 году купол её покрыт листовым железом при архимандрите Иосифе Величковском; алтарь же покрыт в 1824 году старанием архимандрита Павла Подлипского. В 1826–1828 годах из любви того же архимандрита Павла к благолепию храма Божия святые иконы в иконостасе и на стенах и в алтаре были расписаны лучшим письмом живописцем, переславским мещанином Егором Гусевым за самую сходную цену. В 1856 году при архимандрите Платоне Фивейском усердием купчих девиц Гладковых устроены новые резные клиросы и место настоятельское. 10 Ныне в этой церкви нет прежнего богатства и великолепия. Усердием князя Барятинского и других благотворителей все местные иконы были обложены жемчугом и серебром; паникадило, лампады и другие многие вещи были серебряные. Бывшие в сей церкви пожары истребили сии драгоценности. Так, в 1749 году сгорело 7 местных образов в серебряных ризах и венцах серебряных, позолоченных, жемчужных и с камеями, и в алтаре 9 образов в серебряных окладах. В трапезе сей церкви на правой стороне находится придел во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Придел сей устроен в 1793 году октября 24 дня для ранних литургий в зимнее время за неимением тёплых церквей в монастыре, наместо бывшей над святыми вратами церкви во имя того же угодника. При церкви Похвалы Пресвятыя Богородицы, на северной стороне настоятельских покоев, при гробе князя Барятинского, была церковь во имя преподобного Евфимия Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

иеромонах Агапит (Юрков) Преподобный Феодор Санаксарский как самобытный возродитель русского монастырского старчества второй половины XVIII века Скачать epub pdf Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия иеромонаха Агапита (Юркова) Свято–Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 2002 Содержание Введение Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Глава 2. Образ старчествования преподобного Феодора, его прижизненное и посмертное почитание и прославление в лике святых Глава 3. Гимнография, посвященная преподобному Феодору Заключение Библиография     Введение Прославленный 10–11 июля 1999 года первым из теперь уже целого сонма святых Саранской и Мордовской епархии преподобный старец Феодор Санаксарский (1718–1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) никогда не был обделен вниманием писателей, издателей и ученых. Его славное имя, строгая подвижническая жизнь, ревностное старческое служение и удивительные по самоотверженности подвиги были отмечены и деятелями церковно–исторической науки. Достаточно упомянуть таких ученых мужей, как Игорь Корнильевич Смолич (27.01.1898–2.11.1970), подобно святому Феодору бывший в свое время офицером и писавший о нем в своих широко известных трудах «Жизнь и учение старцев» (1936) и «Русское монашество. 988–1917» (1952); протоиерей Сергий Четвериков , наиболее глубоко исследовавший жизнь, учение и влияние на православное монашество Молдавского старца Паисия Величковского и упоминавший о заслугах старца Феодора Ушакова в своем фундаментальном труде «Правда христианства», в разделе о росте православного старчества в XVIII и XIX веках; и Иван Михайлович Концевич (13.10.1893–6.07.1965), также бывший офицер, выпускник Парижского Богословского института, преподававший затем Патрологию в Свято–Троицкой Духовной Семинарии, и автор вышедшей в 1952 году книги «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси», которая стала впоследствии первой главой задуманного им большого труда «Оптина пустынь и ея время», увидевшего свет уже после его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

   Долговременной болезнью и таинствами Святой Церкви совершенно очистившись от всякого греха, о. Анатолий блаженно скончался на 78-м году от рождения 30 ноября 1860 г. . Литература    Глинский иеросхимонах Анатолий, благоговейный. (Память 30 ноября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1910. С. 740—742.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 29, 46.    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. М., 1906. С. 124—125.     Схимонахиня Макария Гамалеевская//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. 1909. С. 538.    Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. 2-е изд. Париж, 1988. С. 280. Архивные документы    Илиодор, архимандрит Глинской пустыни. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре)//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 80 об., 83, 84, 95 об., 127.    По предложению синодального обер-прокурора о наделении землей Глинской Богородицкой пустыни Курской епархии с приложением «записки» братии//ЦГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 2 об., 8.    По прошению Курской епархии Глинской пустыни строителя иеромонаха Филарета о возвращении во владение оной пустыни лесной дачи//ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 83 об. ИГУМЕН ЮВЕНАЛИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1861—1862), ВПОСЛЕДСТВИИ АРХИЕПИСКОП ЛИТОВСКИЙ И ВИЛЕНСКИЙ (Память 12 апреля ст. ст./25 апреля нов. ст.)    Игумен Ювеналий (Половцев), впоследствии архиепископ Литовский и Виленский, многим известен благодаря его книгам: «Жизнь и творения св. Петра Дамаскина», «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея», «Монашеская жизнь по изречениям о ней святых отцов подвижников» и др.    Игумен Ювеналий (в миру Иван Андреевич Половцев) родился 21 октября 1824 г. в семье дворян Псковской губернии . Благодаря своим прекрасным способностям, в 1845 г. он окончил артиллерийское училище первым по выпуску и поступил в Михайловскую артиллерийскую академию, которую также окончил одним из первых . Однако, стремясь к иноческой жизни, в 1847 г. в чине подпоручика он оставил военную службу и поступил в Оптину пустынь . На послушание Иоанн был направлен в скит Оптиной пустыни, в котором начальствовал тогда старец иеросхимонах Макарий (Иванов).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

19 апреля Экзарх Грузии Иона благодарит за присылку двух четок на память о старце Серафиме (С. 71). 31 мая Скончался брат старца Серафима – Алексей Исидорович Машнин (С. 71). В связи с переводом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск Сергиево-Казанский храм, построенный семейством Машниных, по определению Святейшею Синода, объявлен кафедральным собором (С. 71). 21 июня Письмо строителю Нифонту от астраханского благотворителя К. Ф. Федорова, на чьи средства был построен храм святого Иоанна Предтечи, о третьем, пока не освященном, приделе храма: «... буде известный вам храм Кирилы Иерусалимского еще не освящен, то не ожидайте меня освятить и освятите». До этого братия несколь лет ждала благодетеля Кирилла Федоровича из Астрахани: тому хотелось присутствовать на освящении храма в честь его небесного покровителя. Однако помешало расстройство здоровья _fjodorovich/46–1–0–110). Без даты Иван Яковлевич Каратаев, который посещал преподобного Серафима в 1831 году рассказывал, что в 1833 году, возвращаясь в свой полк из отпуска, он спасся от разбойников, напавших на него в дороге, по молитвам старца Серафима, ибо призвал его имя в минуту опасности (1863. 254). 1834 6 января Запись в дневнике митрополита Филарета (Дроздова) , показывающая значение преподобного Серафима в жизни святителя: «Старец Серафим учил не бранить за порок, а только раскрывать его срам и последствия» (ФА. 1. 53). В его же письме к архимандриту Антонию (Медведеву) от 7 января 1834 года.: «Прекрасен совет отца Серафима – не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению» (Ф. П. 1. 91). И в том же письме: «Суждениям старца Паисия (Величковского ; 1722–1794 – В. М.) и старца Серафима покоряюсь» (Ан. 44). Весна Саровскую обитель покидает первый биограф преподобного Серафима – иеродиакон Сергий (Васильев). Архимандритом Антонием Медведевым он рукополагается во иеромонаха и назначается казначеем Спасо-Вифанского монастыря, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре (ЖП.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Сначала Киреевский пытается вести такой поиск совершенно самостоятельно. Но оказывается, что одних собственных усилий даже для того, чтобы лишь потеснить рассудочные знания , совершенно недостаточно – необходим продуктивный диалог с человеком, способным не только обозначить верное направление поисков, но еще и создать при этом благоприятствующую взаимопониманию атмосферу. Все это смогла осуществить жена Ивана Васильевича – Наталья Петровна: именно она обратила внимание супруга, поначалу совершенно не проявлявшего интереса к богословскому фундаменту Православия, на мысли Св. Отцов, давала читать их книги, полученные ею от о. Филарета. Именно благодаря ей он сблизился с ним самим, обнаружив в личности старца ту «внутреннюю цельность бытия», из которой в дальнейшем как раз и проросла идея цельного знания . Оживив в Киреевском все еще не осознаваемую тем веру, старец Филарет стал для него мудрым руководителем, полностью отвечавшим умственным и душевным запросам окормляемого им любомудра. Сам Киреевский в период общения с о. Филаретом и по мере знакомства с трудами Восточных Отцов испытывает все усиливающийся скептицизм по отношению к столь чтимой им ранее философии, считая, что «христианство на Западе исказилось своемыслием». Истины же, хранимые древним святоотеческим наследием, часть которого (славянский свод «Добротолюбия», созданный Паисием Величковским) находится в рукописях, а часть так и остается не переведенной с греческого, могут быть, по выражению Киреевского, «светлым указателем пути». И то, что они все еще недоступны тем, кто больше всего в них нуждается, выглядит в его глазах вопиющей несправедливостью. Неудивительно, что у Ивана Васильевича и Натальи Петровны, с которой они давно стали единомышленниками, возникает задумка издать на русском языке труды святых отцов Православной Церкви. Ею он делится с иеросхимонахом Оптиной пустыни Макарием , с которым сблизился в начале 40х гг. и который после кончины в 1843 году старца Филарета стал духовным наставником четы Киреевских. И задумка эта воплощается в реальность – после получения благословения владыки Филарета, митрополита Московского, в Оптиной Пустыни с 1847 года под руководством старца Макария начинается издание многотомного « Добротолюбия », включающего творения аввы Дорофея , Максима Исповедника , Феодора Студита , Варсонофия Великого, Симеона Нового Богослова , Нила Сорского и других православных аскетов. Супруги Киреевские принимают в этом издании активнейшее участие, помогая ему собственными денежными средствами, занимаясь корректурой, поддерживая связь с типографией, общаясь по мере надобности с цензурой. Самому Киреевскому пришлось не только вспомнить изучаемый в юности греческий язык, но и основательно углубить свои знания. Зато теперь он может лично участвовать в переводе, а при необходимости еще и править тексты других переводчиков.

http://azbyka.ru/way/ivan-vasilevich-kir...

Старец Паисий оставил миру бесценное духовное наследие, указал путь монашеству, во многом повлиял на течение православной жизни. Ученики его понесли в народ веками остававшиеся без внимания святоотеческие традиции, всколыхнули монашескую жизнь. Сколько святых с той поры подарили Румыния, Россия, Афон! В России возродился Валаамский монастырь, преподобный Герман Аляскинский был в духовном родстве с блаженным Паисием. 506 Да и Оптина пустынь не достигла бы своего величия и славы, не будь ее старцы непосредственно вдохновлены учениками блаженного Паисия. Самым важным для Глеба и Евгения являлось то, что их собственные духовные наставники – отец Адриан, отец Герасим, Иван Михайлович и Елена Юрьевна Концевичи, отец Митрофан, епископ Нектарий – донесли традиции старца Паисия до наших дней, восприняв их от Оптинских старцев. Евгений необычайно воодушевлялся, когда во время трапезы читались житие или писания блаженного Паисия, видно, чувствовал, что их призвания с этим святым схожи: оба неистово искали истину, а найдя, положили всю жизнь, чтобы донести ее до других людей. Евгений написал однажды, что «жизнь блаженного Паисия особенно важна нам еще и потому, что почти в наши дни нашелся человек, живший по древним святоотеческим заповедям... Это жизнь святого в теперешние времена. Духовность той поры мало отличалась от нынешней: искушения, выпавшие ему, во многом знакомы и нам; вопросами, которые мучают нас, задавался и он; более того, он ответил на некоторые из них». 507 Труды и борения блаженного Паисия на стезе монашества и миссионерства были понятны и близки Евгению: многое из этого он познал на своем опыте. А высокое духовное трезвение и сердцем выстраданное покаяние великого старца стали для Евгения образцом в его христианском подвиге. Евгений впоследствии утверждал, что «для православных христиан XX века блаженный Паисий (Величковский) – важнейшая фигура в современном святоотечестве. Не только по святости жития, не только потому, что он, как и святитель Григорий Палама , отстаивал важность непрерывного творения умной Иисусовой молитвы, и даже не потому, что ученики его способствовали расцвету монашества в XIX веке (самый яркий пример тому – Оптинские старцы). А потому, что сумел обратить взгляды православных к истокам Святого Православия, которые единственная основа духовной жизни как в прошлом, так и в настоящем, как для монахов, так и для мирян». 508

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

2 мая 1763 † 4 сентября 1849. В мире Иван Иванович Малиновский. Был воспитан в среде старообрядцев. В 1785 г. пострижен в мантию с именем Исаакия в Высоковском скиту Костромской епархии, который до 1820 г. был раскольничьим. С 1790 г. странствовал по православным монастырям. В 1808 г. принял Православие на правах единоверия в Корсунском монастыре Екатеринославской епархии. В 1810 г. рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1820 г. переместился в Балаклавский монастырь. Состоял в числе духовенства Черноморского флота. 5 июня 1825 г. был уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. В 1828 г. послан в Старо-Русскую духовную миссию для обращения из раскола военных поселян. Четыре года проживал в Александро-Невской лавре. В августе 1834 г. переведен в скит Оптиной Пустыни. 11 октября 1836 г. пострижен в схиму с именем Иоанна. Духовным отцом его при постриге был старец Леонид. Перу о. Иоанна принадлежат шесть книг противораскольнического содержания. – 68, 126, 157. Иоанникий – иеромонах, настоятель Площанской Богородицкой пустыни, † около 1820. Из духовного звания. Поступил в пустынь из Чолнского монастыря, управлял ею с 1810 по 1813 г. При нем была начата постройка теплой церкви во имя Сошествия Св.Духа. Был уволен по его прошению в Свенский монастырь на покой, где и скончался. – 20, 22, 23. Иоанникий – иеромонах Площанской Богородицкой пустыни. В схиме Игнатий. Ученик о. Макария, прожил в Площанской пустыни более 13 лет. В 1844 г. перешел в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом, но оттуда опять возвратился в Площанскую пустынь, где и скончался. – 35. Иоанникий – монах Оптинского скита, в схиме Леонид. 1780 † 4 декабря 1853. В мире Иакинф Тихонович Бочаров. Из купцов г. Карачева Орловской губернии. По матери приходился племянником знаменитому старцу схимонаху Феодору, ученику преп. Паисия (Величковского) . В 23 года поступил послушником в Чолнский Спасский монастырь, где подвизался Феодор. Вслед за ним в 1805 г. перешел в Брянскую Белобережскую пустынь (в число братства определен 21 сентября 1806 г.), где был пострижен в 1807 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Алексеевку адмирал Федор Ушаков выбрал не случайно, хотя родился на Ярославской земле. Из владений рода Ушаковых это село ближе всех к Рождество-Богородичному Санаксарскому монастырю. Долгое время наместником монастыря был родной дядя адмирала - прп. Федор Санаксарский, известный как восстановитель (наряду с прп. Паисием Величковским) традиции старчества на Руси. До принятия монашества прп. Федор Санаксарский (в миру Иван Ушаков) служил офицером в гвардии ее величества императрицы Елизаветы. Но однажды, когда на его глазах во время всеобщего веселья внезапно умер его сослуживец, гвардеец Ушаков был поражен мыслью о тленности этой жизни и ее благ. Он самовольно оставил службу и ушел в Площанскую пустынь, решив стать монахом. Там Ивана обнаружила сыскная команда, доставила к императрице, которая, выслушав, простила его за неслыханный " побег " и разрешила постричься. Сперва он подвизался в Александро-Невской лавре и Сарове, а потом 17 лет - в Санаксарах. По ложному доносу старец был лишен священнического сана и сослан на семь лет на Соловки. Когда справедливость восторжествовала, преподобного оправдали и дозволили вернуться в Санаксар, восстановили в священном сане. Сейчас мощи обоих Феодоров - дяди-преподобного и племянника-воина - покоятся в двухэтажном соборе во имя Рождества Богородицы. Там же стоит рака с мощами местночтимого преподобного Александра Исповедника, который был наместником монастыря с 1915-го по 1918 год. За открытое исповедование Христа сидел на Соловках, потом жил в ссылке на Урале. До последнего своего дня (14 августа 1961 года) исповедник оставался верен священническому долгу, служа Богу и людям. Лапти Ильича Город Темников всегда был преимущественно населен русскими, но его окружает россыпь татарских и мордовских деревень. Одно из таких сел - Лесное Ардашево. Услышав, что мордва - трудолюбивый и гостеприимный народ, мы решили познакомиться со старейшим его жителем Василием Ильичем Макаевым. Дедушке Василию 80 лет. И хотя его основная профессия - лесоруб, он сызмальства подрабатывает плетением лаптей. Макаевские лапти славятся на всю округу, их заказывают даже городские, кто родом из этих мест. Лапти совсем не сувенирные, в них очень удобно ходить, особенно в бане. Кроме лаптей Василий Ильич плетет еще и корзинки, а сельскому батюшке, например, подарил деревянные салазки. Подарил и нам лапти. Вместе со своей супругой Анной Яковлевной упрашивал остаться пообедать, хотя и видел нас впервые. А от священника мы узнали, что Василий Ильич прочитал всю Библию от корки до корки и может цитировать некоторые абзацы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В следующем, 1846, году старец Макарий при посещении им гт. Киреевских в их имении – селе Долбине (Белевского уезда Тульской губернии), отстоящем от Оптиной Пустыни в 40 верстах, в радушной и искренней беседе с гостеприимными хозяевами, говоря о разных духовных предметах, коснулся и недостатка духовных книг, руководствующих ревнителей благочестия в деятельной христианской жизни. В заключение беседы он упомянул, что у него есть довольно рукописей творений св. отцов перевода старца Паисия, исполненных духовного разума и пользы. Оказалось при сем, что и у Натальи Петровны, которая прежде была духовною дочерью старца, иеромонаха Московского Новоспасского монастыря о. Филарета 76 , сохранилось также несколько подобных рукописей, доставшихся ей в наследие от упомянутого блаженного старца. Со стороны Ивана Васильевича и его супруги и возник по этому поводу вопрос: «Что мешает явить миру эти духовные сокровища?» Смиренный старец, по своему обычаю, отвечал, что он считает себя к тому недостаточным, никогда этим не занимался и не дерзает просить кого-либо о печатании рукописей, что, видно, на это еще нет воли Божией и т. п. Иван Васильевич и Наталья Петровна сказали, что попробуют попросить о сем Московского владыку митрополита Филарета 77 . Если не будет удачи, то и они уже готовы будут согласиться, что нет воли Божией на сие благое дело. И так как предполагалось прежде всего напечатать отдельною книгою «Жизнь старца Паисия с его творениями», то положено было тогда же на общем совете написать хотя краткое к книге предисловие. Принесена была бумага с прочими для сего принадлежностями. Помолились Богу; и хозяева оставили старца одного в комнате. Через час он позвал их к себе. Первая написанная старцем страница была прочтена. Киреевские, как лично и близко знавшие старца о. Филарета Новоспасского, присоединили к сему сведения о его жизни. Старец Макарий взял написанный ими листок с собою, чтобы показать своему настоятелю о. игумену Моисею. О. игумен, со своей стороны, присоединил рассказ о старце жизни духовной, Арзамасском архимандрите Александре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010