Когда же вначале XIX столетия ученики схиархимандрита Паисия Величковского вновь насадили на Руси святоотеческую традицию, плодом которой является благодатное старчество, число святых умножилось необычайно. Жития этих неканонизованных подвижников собрал в 14-ти объемистых томах еп. Никодим незадолго до первой мировой войны. Многократно в житиях этих упоминается о преследовании подвижника полицией. Пустынникам приходилось скрываться. Игумен оптинский Моисей с братом о. Антонием, как было выше сказано, скрывались с другими пустынниками в Брянских лесах. Чисто духовное начало встречало полное непризнание со стороны гражданской власти. Также и молодая наша богословская наука еще не вышла на самостоятельный, независимый православный путь и находилась под влиянием западной науки. А потому и старчество не было изучено с православной точки зрения. Естественно, что многие архиереи гнали старчество, не постигая его сущности и значения. Такова была судьба преп. Серафима, старца Льва, старца Амвросия, старца Анатолия, старца Варсонофия. Блаженный о. Иоанн Кронштадтский , яркий представитель старчества, также встречал непонимание со стороны Санкт-Петербургского митрополита. Старца перевели из скита в монастырь и там переселяли из кельи в келью. Старец относился к этим невзгодам с полным благодушием и с пением «Достойно есть» он переносил на новое место самолично икону Владимирской Божьей Матери – благословение о. Паисия Величковского старцу Феодору. «Однажды, игумен Моисей, – говорит жизнеописатель старца, – проходя по монастырю, увидел огромную толпу народа перед кельей старца, между тем как последовало из Калуги повеление никого не пускать к нему. О. игумен вошел к старцу в келью и сказал: «О. Леонид! как же вы принимаете народ? Ведь владыка запретил принимать». Вместо ответа старец отпустил тех, с кем занимался, и велел келейникам внести к себе в келью калеку, который в это время лежал у дверей его кельи. Они принесли и положили перед ним. О. игумен в недоумении смотрел на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Может быть Сковорода повлиял после на Макария, именно как составитель духовных стихотворений. 47 Евгений Казанцев, епископ Курский и Белгородский (1818−1822), бывший инспектор С. Петербургской академии (1809 г.), потом, с 1825 г., архиепископ Тобольский, направлявший первые шаги Макария на миссионерском поприще († 1871 г.), на покое в Донском монастыре в Москве. 49 Пятый, несколько измененный стишок Горациева Послания к Пизонам. «Оканчивается рыбой, женщина сверху прекрасная». Речь у Горация идет о чудовищном образе, который, будучи нарисован художником, возбудил бы только смех. 54 Иван Вахнин, ученик Екатеринославского училища, отправившийся с Макарием в Кострому в качестве его келейника, после протоиерей и благочинный в Бахмуте (Стран., 1861 г., май, стр. 239−241). Вернулся он из Костромы в Екатеринослав в том же 1821 г, и здесь продолжал образование. 56 Василий Григорьевич Барский, путешественник по святым местам Востока. Его путевые записки, издававшиеся много раз, между прочим, в 1819 г, отличаются «точностью статистика» (Архиеп. Филарет, Обзор рус. дух. литературы, изд. 3, стр. 317). 57 Свиньин – издатель Отечественных записок. В октябрьской и ноябрьской книжках Отеч. записок 1821 г. см. «Прогулку по кремлю». 59 Ректор академии Кирилл Богословский-Платонов , магистр 1-го курса Петербургской академии и ее бакалавр (до 1817 г.), потом (в 1817−1819 гг.) ректор Полтавской семинарии († 1841 г.), в сане Каменец-Подольского архиепископа. 61 Софроний, преемник Паисия Величковского по управлению Немецким монастырем в Молдавии (Житие и писание молдавского старца Паисия Величковского , 1892 г., М., стр. 10−11:24). Сам Паисий, его подвиги и переводы, хорошо должны были быть известны в Екатеринославском кружке друзей Макария и потому, что в состав его входил племянник и ученик Паисия – Ливерий (Дм. Мизко, Некоторые черты жизни покойного преосвящ. Иова, архиепископа Екатеринославского, СПб., 1826 г.). 62 Наместником Троицкой лавры был тогда (1818−1831 г.) архим. Афанасий, одно из изображений кисти которого находится на паперти больничной церкви («Живоносный источник»).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Собрание рукописей Площанской пустыни невелико: оно состоит из 33 рукописей, не считая выделенных в разное время в рукописное собрание нашего музея 13 номеров. По составу Площанское собрание очень однообразно – почти целиком содержит творения отцов аскетов, переведенных в период возрождения монашества, в конце 18 в., в школе Паисия Величковского . Характеристика этой письменности дана нами в 11 выпуске. К литературной истории паисеевской школы Площанское собрание дает много интересных добавлений. Антоний Великий и Федор Едесский. Рукоп. 4, 1798 г., 30+35 л., полууставом паисевской школы. л. 1. Иже во святых отца нашего Антония Великого советования о праве человеческом благожительстве во сто семидесяти главах. л. 1–35. (второй нумерации). Преподобного и богоносного отца нашего Федора Великого постника и епискова едесскаго главы зело душеполезны 100. В конце ркп. запись: переписана монахами Иоанникием и Платоном 1798 года в монастыре Нямце. Зрительное же сие слово из второго достовернейшего перевода переписал М. Платон. В начале на л. вне счета записано: Благословил Схимонах Афанасий рясофорного монаха Игнатия. Кончина его жизни 1825 года октября 17. Лицевое житие Василия Нового. Рукопись 18 в., в лист, 377 л., кожаный переплет. Дана была в 1782 г. вкладом на поминовение смотрителю Площанской обители Серапиону московским купцом Иваном Ивановичем. Кроме жития Василия Нового, рукопись содержит следующие лицевые книги и статьи. 1) Синодик (л. 258–266), 2) Евангелие от Матфея (лл. 267–269), 3) Евангелие от Луки (лл. 270–272) – притча о богаче и Лазаре, 4) Зерцало великое (лл. 273–282), Старчество (лл. 283–291), Слово о Созомоне, 31 августа (лл.292–296), Слово о игумене (лл. 297–301), Слово Палладия мниха о втором пришествии Христовом (лл. 302–243), Слово о отвержении мира (лл. 345–350), Повесть о Иосафе царевиче (лл. 351–377). Святаго и Блаженнейшего Архиепископа Оссалонитского Григория Паламы Десятисловие Христова законоположения, сиреч Нового завета. Ркп. 4, 88 л. 19 в. Письмо школы Паисия Величковского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Окормлявшийся у оптинских старцев, как и Н. Гоголь, и Л. Толстой, Ф. Достоевский вложил эти пророческие слова в уста духоносному герою своего великого романа – словно прозревая нас нынешних. Вот венец той мысли: «Смиренные и кроткие постники и молчальники восстанут и пойдут на великое дело. От народа спасение Руси. Русский же монастырь искони был с народом… Народ встретит атеиста и поборет его, и станет единая православная Русь. Берегите же народ и оберегайте сердце его. В тишине воспитайте его. Вот ваш иноче­ский подвиг, ибо сей народ Богоносец». Интересна цепочка и старческой книгоиздательской преемственности. Преп. Лев Оптинский, уроженец Орловской губ., был духовным учеником схимника Феодора, архимандрита Софрониевой пустыни Курской епархии, воспитанного Паисием. А старец Макарий Оптинский, из орловских же дворян, был духовным чадом подвизавшегося во Флорищевой и Площанской пустынях схимонаха Афанасия (Захарова), также ученика и постриженника преп. Паисия Величковского. Макарий со Львом сблизились еще в Площанской пустыни. Именно в годы старчества отца Макария пробудился интерес к Оптиной у русской интеллигенции. На руках у преп. Антония Оптинского и его родного брата преп. Моисея Оптинского, уроженцев Ярославщины, в 1819 г. в рославльских лесах скончался подвижник Феофан (Талунин), посещавший пустынников ради духовного общения, также ученик преп. Паисия, дело которого продолжал в Оптиной, где жил с 1800 г. Всё удивительно едино и взаимосвязано в русском старческом духовном окормлении: супруги Киреевские, Иван и Наталия Петровна, в юности бывшая духовной дочерью преп. Серафима Саровского, стали духовными чадами старца Макария и его помощниками в книгоиздательских трудах. Это они и передали профессору Московского университета С.П. Шевыреву текст, который в 1847 г. был издан под заглавием «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского». Старцы Моисей и Макарий при поступлении в Оптину привезли списки творений свв. отцов в переводах Паисия и его учеников, а также исправленные преподобным Паисием списки прежних славянских переводов святоотеческих книг. На издание этих трудов было получено благословение святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, того самого, что возразил в стихах на знаменитое пушкинское «Дар напрасный, дар случайный»; как помним, Пушкин с благоговением и смирением принял вразумление.

http://pravoslavie.ru/66256.html

С благодарностью Богу, Его непостижимому Промыслу должны быть помянуты многочисленные помощники старца Макария, прежде всего чета Киреевских (Иван Васильевич и Наталья Петровна), профессор Московского Университета С. П. Шевырев, цензор профессор Ф. А. Голубинский и другие. На дело печатания появились средства, много содействовал новому начинанию богомудрый игумен Оптиной пустыни архимандрит Моисей 86 , а в числе братии нашлись для отца Макария постоянные помощники. Архимандрит Никодим пишет в своем исследовании: «Во всех лучших русских людях первой половины XIX века издательская деятельность Оптиной пустыни встретила полное одобрение. Труды духовных питомцев о Паисия Величковского во главе с о Макарием и славянофилов Киреевских были верно поняты и оценены еще современниками» 87 . Следует указать основные святоотеческие труды (в порядке их издания), подготовленные и изданные блаженным старцем Макарием и его соработниками. Здесь прежде всего – «Руководство к духовной жизни» преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, далее (после «Восторгнутых класов» старца Паисия) книга аввы Дорофея – азбука монашеской жизни, «Лествица» святого Иоанна Лествичника , печатлеющая последовательное восхождение монаха в жизни духовной. Последние два духовных руководства особенно тщательно переводились учениками старца Макария. Книга аввы Дорофея была переведена на русский язык отцом Климентом (Зедергольмом) 88 ; «Лествица» преподобного Иоанна была переведена на церковнославянский язык преподобным Амвросием 89 , на русский же язык – отцом Ювеналием 90 . Обе эти книги как основные руководства в духовной жизни тщательно изучались, а переводы их проверялись и дополнялись старцем Макарием. Были изданы и «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина в переводе на церковнославянский язык блаженного старца Паисия Величковского , бесценное сокровище для монахов, проходящих созерцательную жизнь, с великим трудом и слезами найденное и воскрешенное преподобным старцем Паисием. Изданы были также Слова преподобных аввы Исаии и Максима Исповедника , также как и подвижнические Слова преподобных аввы Орсисия и Марка Подвижника . Позднее были изданы труды священномученика Петра Дамаскина , преподобного Симеона Нового Богослова , преподобного Феодора Студита и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Особенная же потребность в уединении оказалась в то время, когда при наступившем для духовной жизни России благоприятном времени, о. Макарий задался мыслью издания в свет переводов святоотеческих книг, сделанных блаженным старцем Паисием Величковским . В 1847 году о. Макарий высказал свои мысли гг. Киреевским, во время приезда к ним в имение Долбино (в 40 верстах от Пустыни). И Иван Васильевич Киреевский , с согласия старца, построил в глубине березовой рощи домик, который весною 1848 г., и был освящен о. Макарием. С тех пор, с разрешения Епархиального начальства, о. Макарий от времени до времени приезжал в Долбино и по несколько дней живал в этом домике с своими помощниками, для неразвлекаемой работы по приготовлению к печати рукописей святоотеческих сочинений. О книгоиздательской деятельности Оптикой Пустыни под руководством о. Макария Со времен Петра I печатание книг, относящихся к вере и духовной жизни, по силе духовного регламента предоставлено было усмотрению Св. Синода. Это подтверждено было Высочайшими указами 27 июля 1787 г. и 9 Февраля 1808 г. В цензурном же уставе, Высочайше утвержденном 9 июля 1804 г., книги духовного содержания могли быть печатаемы только в духовных типографиях. Одна только аскетическая книга «Добротолюбие» в первый раз напечатана была по распоряжению Св. Синода на славянском языке в 1793 году. Святоотеческие аскетические писания в то время распространялись между любителями духовного просвещения в рукописных экземплярах. Это были труды монашествующих и ценились очень дорого. Так например, один экземпляр книги Исаака Сирина в славянском переводе можно было с трудом достать за 30 рублей (нынешних, а по тогдашнему счету 100 руб.). Книги священного Писания из-за границы русской и славянской печати, без изъятия в отношении содержания сочинений, воспрещены были ко ввозу в Россию именным указом 27 июля 1787 года. Напечатанные о. Паисием Величковским в Молдавском Нямецком монастыре в 1812 г. экземпляры книги Исаака Сирина , случайно попавшие в Россию, продавались также не дешево – рублей по 15 за экземпляр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   В 1813 году он принят был на правах вольноопределяющихся в число юнкеров и зачислен в Нижегородское ополчение, которое было командировано за границу по следам бежавших из России французов. Туда же последовал и Иван Голованицкий. В этом походе ему пришлось много испытать, побывать во многих местах, много повидать и о многом подумать. Иван Голованицкий находился при канцелярии, так что от строевой службы был свободен, а посему имел возможность наблюдать многое, окружающее его.    По окончании войны в 1814 году некоторые войска, в том числе и Нижегородское ополчение, возвратились в Россию. Того же года 28 октября было предписано распустить Нижегородское ополчение, а 12 марта 1815 года Иван Голованицкий, как вольноопределяющийся, получил чистую отставку и аттестат, одобряющий его поведение и тщание по службе.    После некоторых размышлений Иван Голованицкий избрал Киево-Печерскую Лавру, желая поселиться в ней. Он явился к Киевскому митрополиту и подал прошение о принятии его в число Лаврской братии.    Иван Голованицкий был зачислен в число братии и на послушание определен в ключню, а через несколько времени был взят в келейники к наместнику Антонию . Однако в Киевской Лавре Иоанн прожил недолго.    В то время славилась Софрониева пустынь. Незадолго перед тем почивший старец Феодосий, бывший другом и спостником знаменитого старца Паисия (Величковского), поставил Софрониеву пустынь на высокую степень совершенства, образовав в ней строгих подвижников. Ученики Феодосия как и ученики Паисия, отличались строгим подвижничеством; особенно упражнялись в трезвении и молитве; слава о них распространялась далеко за пределы обители и Иоанн Голованицкий, еще будучи в Лавре, много слышал об этой славной пустыни. Поэтому, когда он оставил Лавру, то и направился в Софрониеву пустынь. С ним вместе согласился идти его товарищ по имени Владимир.    Оба товарища, наконец, достигли Софрониевой пустыни и были приняты в число братии настоятелем пустыни архимандритом Варлаамом . Иоанну было назначено послушание в трапезе и на клиросе, а товарищ его определен к общим послушаниям. Пребывание Иоанна в этой пустыни сопровождалось благодетельными последствиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Иван Михайлович Концевич Иван Михайлович Концевич " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Введение Вместе с христианством было перенесено на Русь и то духовное делание древних египетских пустынников, которое развивалось впоследствии среди монашества в Византийской Империи на протяжении более 1000 лет ея существования. В XV столетии, когда Русь потеряла связь с Христианским Востоком, вследствии нашествия турок, это внутреннее делание было забыто. И когда в конце 18 века его возродил в Молдавии схиархимандрит Паисий Величковский , оно – это делание, многим показалось небывалым новшеством. С момента его проникновения в Россию, Оптина Пустынь явилась главным средоточием этого подвига и связаннаго с ним старчества. В Оптиной оно передавалось около 100 лет из поколения в поколение и прервалось только с разгромом этого монастыря большевиками. Этой теме я посвятил всю свою жизнь. Когда в Духовной Академии мне предстоял выбор темы для кандидатскаго сочинения, я хотел писать об Оптиной Пустыни и ея старцах. Для кандидатскаго сочинения необходимо изучить всю литературу, касающуюся данной темы. При изучении ея я увидел, что вопрос о сущности старчества совершенно неосвещен в богословской науке. Мало того, встречались неправильныя и противоречивыя мнения. Не было даже определения понятия старчества. Поэтому я начал с самаго начала: с объяснения духовнаго делания и его возникновения в истории, а в частности и в духовной жизни нашего народа, так как духовная жизнь народа связана с духовной жизнью монашества. Плодом этого явилась моя книга «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси». В ней выражено Православное миросозерцание с исторической перспективой. Но эта книга только служит введением к главной теме. Глава 1. Определение понятия старчества Достигайте любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение ( 1Кор. 14:1, 3 ).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/optina-p...

Литература    Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец схимонах Евфимий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910.    Глинский подвижник схимонах Евфимий. (Память 7 февраля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь-июнь. Том доп. Ч. 1. Кн. 1. М., 1912. С. 205—220.    Марк (Лозинский), игумен, проф. МДА. Отечник проповедника. Практическое пособие для студентов. 1221 пример из Пролога и Патериков. Загорск (ныне Троице-Сергиев Посад. — Примеч. издат.). Троице-Сергиева Лавра, 1971. С. 244. 344: «Глинский схимонах Евфимий умирал со слезами радости».)    Подвижники Глинской пустыни. (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. М., 1908. С. 10.    Отец Евфимий//Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. Одесса, 1901. С. 46;    То же. Одесса, 1904. С. 46.    То же. Курск, 1912. С. 40.    Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий. Собр. игумен Иассон. Курск, 1910. С. 26.    Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. 2-е изд. Париж, 1988. С. 279. Архивные документы    Илиодор, архимандрит Глинской пустыни. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре).//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3 об. 42 об., 117 об. ИЕРОСХИМОНАХ ИОАНН (†1867) (Память 11 августа ст. ст./24 августа нов. ст.)    Иеросхимонах Иоанн (в миру Иван Крюков) родился 20 сентября 1795 года в семье небогатых мещан г. Курска. С детства сердце его горело стремлением к монашеству, которое пробудили слышанные им рассказы о подвигах спасавшегося в Сарове преподобного о. Серафима. Однако не скоро исполнилось желание Ивана. По воле родителей 7 лет он учился у мастера, изготавливавшего печные изразцы, затем поступил приказчиком к торговцу скотом. По настоянию родителей Иван женился. Постепенно благосостояние его улучшилось. Он открыл небольшую фабрику изразцовых печей, кроме того содержал два постоялых двора и гостиницу. Но богатство не изменило его духовной настроенности. Иван отличался строгой благочестивой жизнью, часто ходил в храм и не оставлял мысли о монашестве. Вскоре жена его умерла, он остался бездетным и в 1833 году по совету духовника Киево-Печерской Лавры поступил в Глинскую пустынь, процветавшую тогда под руководством игумена Филарета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

В 1815 году Иван Голованицкий получил отставку. Иван Голованицкий избрал Киево-Печерскую Лавру, желая поселиться в ней. Он явился к Киевскому митрополиту и подал прошение о принятии его в число Лаврской братии. Иван Голованицкий был зачислен в число братии и на послушание определен в ключню, а через несколько времени был взят в келейники к наместнику Антонию. Однако в Киевской Лавре Иоанн прожил недолго. В то время славилась Софрониева пустынь. Незадолго перед тем почивший старец Феодосий, бывший другом и спостником знаменитого старца Паисия Величковского , поставил Софрониеву пустынь на высокую степень совершенства, образовав в ней строгих подвижников. Ученики Феодосия, как и ученики Паисия, отличались строгим подвижничеством; особенно упражнялись в трезвении и молитве; слава о них распространялась далеко за пределы обители, и Иоанн Голованицкий, еще будучи в Лавре, много слышал об этой славной пустыни. Поэтому, когда он оставил Лавру, то и направился в Софрониеву пустынь. С ним вместе согласился идти его товарищ по имени Владимир. Оба товарища, наконец, достигли Софрониевой пустыни и были приняты в число братии настоятелем пустыни архимандритом Варлаамом. Иоанну было назначено послушание в трапезе и на клиросе, а товарищ его определен к общим послушаниям. Послушник Иоанн, во смирении души покоряя свою волю, во всем следовал советам опытных старцев. Пребывание Иоанна в Софрониевой пустыни сопровождалось благодетельными для него последствиями. Внимая наставлениям духовно-рассудительных отцов, он по возможности уразумел, что от монаха требуются не одни телесные подвиги и труды, но и внутреннее делание в вертограде сердца своего, к чему желающий преуспеть в духовной жизни должен прилежно стремиться. Но не в Софрониевой пустыни Промыслом Божиим предназначено было ему развиваться и зреть духовно; всеуправляюшая десница Божия указала Иоанну иное место через посредство обстоятельств, в силу которых он вынужден был оставить Софрониеву пустынь. Причиной послужило назначение несоответственного его характеру и душевным стремлениям послушания. Как новоначального и знакомого с канцелярским делом, его определили жить на хуторе. Там имелось большое количество леса, который братия обязана была ежедневно обходить кругом и оберегать от порубки, так как часто случалось воровство леса. Отсюда можно видеть, что послушание Иоанна на хуторе не могло предоставить желанного мира и спокойствия его душе. Ему нередко приходилось бывать свидетелем неприятных сцен, возмущавших покой его духа, а однажды пришлось даже спасаться бегством, когда воры пустили в ход топоры и колья. Положение Иоанна было тягостным для него, и он решился оставить Софрониеву пустынь и переселиться в Глинскую, в которую в то время на должность настоятеля был вызван из Софрониевой пустыни старец иеромонах, впоследствии игумен Филарет, ученик прежде упомянутого старца архимандрита Феодосия, бывшего настоятеля Софрониевой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010