I. Семья и первые годы иночества Отец архимандрит Моисей , в миру Тимофей Иванович Путилов, был старший сын серпуховского гражданина Ивана Григорьевича и жены его Анны Ивановны, и родился 15 января 1782 г. в городе Борисоглебске, Ярославской губернии, где жил Путилов. Всех детей у отца его было десятеро; из них четверо умерли в младенчестве. Иван Григорьевич, служивший по питейным сборам, жил благочестиво, держался неопустительно уставов св. Церкви, прилежал службе Божией и чтению священному, и был человек обходительный. У жены его, женщины безграмотной, но умной, было в родне несколько монашествующих строгой жизни. В страхе Божием воспитывали Путиловы своих детей. Обучались дети дома у отца, а в школу не ходили, отец боялся для них дурного товарищества. В праздники водил их отец в церковь, и, вернувшись домой, расспрашивал о службе. В церкви Путилов, имея хороший голос, певал на клиросе; любил заниматься церковным пением и дома с детьми. Чаще всего посещали Путилова духовные лица, и потому дети его с детства слышали много назидательного. Дочь Путилова стремилась в монастырь, но, по желанию отца, вышла замуж — и вскоре скончалась; ее муж удалился тогда в Саровскую пустынь. По девятнадцатому году, Тимофей, вместе с 14-летним братом Ионою, были определены отцом на службу в Москву к откупщику Карпыщеву. Москва, с ее множеством святынь и храмов, соответствовала духовным стремлениям Тимофея, развившимся в нем еще в отцовском доме; здесь же легче было доставать духовные книги. С книгою Тимофей не расставался, и в лавке отлагал ее лишь при приходе покупателя и потом снова брался за нее. Молодые люди имели знакомство с истинно-духовными людьми. Чрез монахиню Досифею они познакомились со старцами Новоспасского монастыря — Александром и Филаретом, которые находились в духовном общении со знаменитым молдавским архимандритом Паисием Величковским . В таком расположении, в братьях окончательно созрело желание монашеской жизни, особенно, когда в Саров удалился их зять. В 1804 году (когда Тимофею было 22 года) он приписался с отцом своим к московскому купеческому обществу и, взяв на три года паспорт, отправился с братом Ионою в Саров. Зная, что отец не дал бы на то своего согласия, они написали ему, что от хозяев отошли за невозможностью жить у них, и что есть у них на примете другой Хозяин, которому они дали слово — поступить в услужение. Уже из Сарова написали они откровенно отцу о своем намерении; но Иван Григорьевич разгневался и приказал детям немедленно вернуться домой; но они не показывались ему два с половиною года. За это время Путилов разболелся, и, когда Тимофей приехал к нему мириться, хотя не сразу, — но решился отпустить сына; через год, после долгих уговоров, отпустил и Иону.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели побывали там: Гоголь, братья Киреевские, Толстые Лев и Алексей, Достоевский, Соловьев, Леонтьев... всех не перечесть. Но ближе из них всех подошел к Оптиной Иван Васильевич Киреевский . Вначале равнодушный к вере, он пришел к Богу, благодаря жене – духовной дочери преп. Серафима и архим. Филарета Новоспасского. Впоследствии, став преданнейшим духовным сыном старца Макария Оптинского , Киреевский сделался его главным сотрудником по изданию святоотеческих творений. Дело это было событием первостепенной важности, и вот почему: в силу Духов. Регламента Петра I и указами 1787 и 1808 гг. печатание книг духовного содержания предоставлено было на усмотрение св. Синода, а согласно цензурному уставу 1804 г. они могли печататься только в духовных типографиях. Всего лишь одна аскетическая книга «Добротолюбие» была напечатана в 1793 г. по распоряжению св. Синода. Издавались же только Богослужебные книги. Таким образом, читатель был лишен духовной литературы. Напр., Исаака Сирина можно было достать лишь в рукописи или в заграничном издании Паисия Величковского и тоже, как редкость. Тогда как светская печать породила большое количество переводных произведений западного лжемистического направления, и многие из них, печатавшиеся с дозволения гражданской цензуры, были прямо враждебны Православию. При таком положении вещей начало издательства святоотеческих творений было делом, имеющим историческое значение. Совершилось оно только благодаря покровительству мудрого митрополита Филарета Московского . Эта работа объединила вокруг себя духовно устремленные интеллектуальные силы. В ней участвовали профессора: Шевырев, Погодин, Максимович, писатель Н.В.Гоголь, братья Киреевские, издатель «Маяка» Бурачек, Аскоченский, Норов, А.Н.Муравьев, и впоследствии Л.Кавелин (архим. Леонид), Карл Зедергольм (о.Климент) и Т.И.Филлипов. Но центром этого дела была Оптина Пустынь, душою же всего и инициатором и возглавителем был старец Макарий при ближайшем участии И.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

По девятнадцатому году, Тимофей, вместе с четырнадцатилетним братом Ионою, были определены отцом на службу в Москву, к откупщику Карпышеву. Москва, с ее множеством святынь и храмов, соответствовала духовным стремлениям Тимофея, развившимся в нем еще в отцовском доме; здесь же легче было доставать духовные книги. С книгою Тимофей не расставался, и в лавке отлагал ее лишь при приходе покупателя и потом снова брался за нее. Молодые люди имели также знакомство с истинно духовными людьми. Через монахиню Досифею (мон. Досифея была, по-видимому, известная княжна Тараканова) они познакомились со старцами Новоспасского монастыря Александром и Филаретом, которые находились в духовном общении со знаменитым молдавским архимандритом Паисием Величковским . В таком расположении, в братьях окончательно созрело желание монашеской жизни, особенно, когда в Саров удалился их зять. В 1804 г. (когда Тимофею было 22 г.) он приписался с отцом своим к московскому купеческому о-ву, и, взяв на 3 года паспорт, отправился с братом Ионою в Саров; Зная, что отец не дал бы на то своего согласия, они написали ему, что от хозяев отошли за невозможностью жить у них, и что есть у них на примете другой хозяин, которому они дали слово – поступить в услужение. Уже из Сарова написали они откровенно отцу о своем намерении; но Иван Григорьевич разгневался и приказал детям немедленно вернуться домой; но они не показывались ему два с половиною года. За это время Путилов разболелся, и, когда Тимофей приехал к нему мириться, хотя не сразу, – но решился отпустить сына; через год, после долгих уговоров, отпустил и Иону. После того Иван Григорьевич жил недолго. В городе Мологе, Ярославской губ., на городском кладбище, у алтаря церкви Всех Святых стоит простой мраморный памятник, с обозначением имени Ивана Григорьевича Путилова. На оборотной стороне написано, что памятник воздвигли: «Путилова дета; Моисей, игумен Оптиной пустыни; Исаия, игумен Саровской пустыни; Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иван С. Вадиму 7 апреля 2019, 02:02 «Призываю своих оппонентов еще раз внимательно прочитать приведенный текст из 95-го правила Трулльского собора.» Ув. Вадим, вы думаете, что ваши оппоненты учившие крестить латинян, а именно: св. Симеон Солунский Мистагог сщмч. Косьма Этолийский преп. Никодим Святогорец св. Макарий Коринфский св. Афанасий Париос св. Симеон Мироточивый преп. Паисий Величковский сщмч. Ермоген, патриарх Московский св. Филарет патриарх Московский сщмч. Иларион Троицкий св. Лука Войне-Ясенецкий, а также св. Иоанн Дамаскин, по учению к-рого латинян нельзя считать крещенными, и многие другие святые и преп. отцы не читали 95-е правило Шестого Вселенского Собора (Трулльского), и вы единственный поняли это правило? Иван С. Вадиму 7 апреля 2019, 01:57 «Следовательно, крещение у некоторых признается действительной вещью. И эта действительность закреплена в правиле одного из Вселенских соборов.» Ни одно правило, ни одного Вселенского Собора не говорит о действительности крещения еретиков. Наоборот, Шестой Вселенский Собор запечатлел Святым Духом, что «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Православной Церкви». Просто, вы путаете вопросы действительности «таинств» еретиков и домостроительства Церкви Христовой. Еще раз очень советую вам ознакомиться с учением Церкви о акривии и икономии преп. Никодима Святогорцв в Пидалион. Пидалион Никодима монаха (Святогорца). Апостольское правило 46. apologet.spb.ru/ru/богословие/3207 Вадим К. 6 апреля 2019, 13:29 И эта действительность закреплена в правиле одного из Вселенских соборов. Кто-то может с этим не соглашаться и быть более принципиальным, чем отцы того собора. Другие в свою очередь могут из соображений икономии не обращать внимания на эту принципиальность, ставя мир и единство выше разногласий в этом уж точно второстепенном вопросе, но факт останется фактом: не все крестятся Церковью при приеме в число ее верных чад, и это закреплено в правиле, а потому есть канон. Кстати, допускающий в качестве икономии и свое ужесточение. Если вернуться к патр. Досифею, у меня остается недоумение: зачем он обсуждает вопрос о перекрещивании еретиков, если подразумевается, что они уже крещены в Православии?

http://pravoslavie.ru/120312.html

Плана же и межевой книги нет. Из этих земель – только усадебной ныне владеют священнослужители. Огород же самоправно застроен шляхтичем Лавровичем, и ныне состоит во владении Лышковской; а из всего количества пахотной земли – три десятины отняты ротмистром Каракулиным. Об этом насильственном захвате церковных земель – ещё в 1811 г. донесено было Житомирскому духовному правлению. Затем из остальной части пахотной земли – в 1843 г. местной полицией занято было под дорогу – более 1 сажени ширины и более 25 саж. длины; взамен же этого – доселе ничего не дано, о чём заведено в дух. Консистории дело. Причт: 1 священник, 1 псаломщик и пономарь. Священник помещается в церковном каменном доме – в верхнем этаже его, а нижний этаж его отдаётся в наём и деньги от найма поступают в пользу церкви; псаломщик и пономарь живут в деревянных домах на церковном погосте. Жалованья свящ. – 400 р., псаломщ. – 100 р., а пономарю – 70 р. Кроме того, причт пользуется процентами от непрерывно-доходного билета Государственного Банка, выданного в 1859 г. за 11,789 – на капитал в 1,385 руб. Билет этот завещан церкви Григорием и Агриппиною Забудскими. Исповедные росписи с 1800 г., копии метрических книг с 1766 г., а также приходорасходные книги прежних лет – хранятся в целости. Прихожан – 1,492 душ. об. п. Священник 58  – кандидат богословия Иван Андреевич Флоров (с. 1886 г., а на службе с 1874 года), на псаломщицкой вакансии – диакон Захария Андреевич Александровский (с 1883 г.) и пономарь – Иван Косм. Величковский (с 1879 г.). 5. Церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – вблизи площади большого базара. Когда и кем построена – неизвестно. Деревянная, в стенах мало крепкая, а в основании – совершенно ветхая, близкая к разрушению. При ней тёплая церковь во имя святителя и чудотворца Николая, устроена на нижнем этаже колокольни. В церквах утвари достаточно. Земля, принадлежащая церкви: 1) усадебная в 746 кв. саженей, включая сюда погост церковный и землю, отошедшую под замковую улицу; 2) на Смолянке – 2 десятины 400 саж., которые частью застроены еврейскими домами, а частью остаются пустопорожними, по недоброкачественности своей; и 3) на Смоковке 6 дес.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Прп. Моисей Оптинский. Литография. Сер. 60-х — нач. 70-х гг. XIX в. (РГБ) (Путилов Тимофей Иванович, 15.01.1782, Борисоглебск Ярославской губ.- 16.06.1862, Оптина пуст.), прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Из купцов 3-й гильдии. Род. в благочестивой семье, крещен во имя ап. Тимофея. Отец его матери, Анны Ивановны (урожд. Головиной), служил иеродиаконом в Высоцком серпуховском в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыре , племянница мон. Максимилла являлась насельницей московского в честь Вознесения Господня монастыря . Когда семья Путиловых жила в Воронеже, отец преподобного, Иван Григорьевич, посетил свт. Тихона Задонского и принял его благословение. Тимофей получил домашнее образование. В 1800 г. отец вместе со старшими сыновьями отправился в Москву, затем вместе с сыном Кириллом и семьей переехал в Углич, а братья Тимофей и Иона (см.: Исаия II (Путилов) ) в дек. 1800 г. поступили на службу к московскому купцу Карпышеву. Все свободное время братья посвящали богомолью и чтению книг. Познакомились со старицей московского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря инокиней Досифеей. Позднее переписывались с ней. Она посоветовала братьям обращаться за советом к бывшему наместнику Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря иером. Александру Арзамасскому (Подгорченкову) и иером. Филарету (Пуляшкину), которые ранее общались с прп. Паисием (Величковским) . После кончины сестры Анисии ее муж К. Д. Крундышев († 1823) в нояб. 1804 г. поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , поэтому Тимофей и Иона также решили поступить в эту обитель. Опасаясь, что им, как и сестре, отец не даст благословение на поступление в монастырь, братья взяли увольнительный паспорт на 3 года и послали отцу письмо с сообщением, что отправляются в Киев на поклонение святыням, а потом займутся поиском новой работы. 13 мая 1805 г. прибыли в Саровскую пуст., откуда Тимофей писал мон. Досифее: «...в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благодать Божия привела нас в сие жилище» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Л. 1). В нояб. 1805 г. Иван Григорьевич получил письмо, в котором сыновья просили благословения на монашеский постриг. В ответ отец приказал им вернуться домой. Но братья еще более 2 лет прожили в пустыни, пользовались наставлениями прп. Серафима Саровского . Тимофей трудился в хлебне, трапезной, был келейником и письмоводителем у строителя иером. Исаии I (Зубкова) . В кон. 1807 г. Тимофей приехал мириться с больным отцом и получил его благословение на поступление в мон-рь. В мае 1808 г. вновь приезжал к отцу вместе с братом Ионой, чтобы получить разрешение и для него. Иона впосл. принял монашеский постриг с именем Исаия, стал настоятелем Саровской пуст., а Тимофей Саров больше не посещал.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Николай был последним, 7-м ребенком (не считая детей, умерших во младенчестве) в семье крепостного гр. Шереметева. Впосл. подвижник вспоминал: «Родитель мой Иван был прост и небогат, но крайне благочестив, боголюбив и богат в знании истинном и крайне любитель упражнения в Святом Писании» (КБМЗ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 2). До конца жизни Н. помнил об отце и хранил его книги, о чем свидетельствуют записи, сделанные на книгах: «Собрание сие есть трудов в Бозе почившего родителя моего Иоанна званием Прихудайлова...», «грешный во плоти сын Нил, иеросхимонах недостойный» (РНБ. Кир.-Бел. 1360. Л. 2 об.; указана в кн.: Шевченко. 2005. С. 755); «из числа келейных книг всехгрешнейшаго Никона Сухаго, недостойнаго иеромонаха и знаменосца Нила пустыни преподобнаго Нила Сорскаго чудотворца, досталась мне еще после покойнаго родителя моего, а переплетена в 1850-м году месяца ноября…» (КБМЗ. СК 523 (Слова прп. Макария Египетского), верхний форзац). Иван Прихудайлов состоял в переписке с прп. Паисием (Величковским) , в доме Прихудайловых бывали ученики старца Паисия, иноки Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , странники. В 4 года Николай научился читать, в 6 лет «изучил всю псалтирь... и столь твердо, что мог читать без затруднения всякую книгу» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 6 об.). Когда мальчик овладел грамотой, старший брат Власий стал обучать его иконописанию. После смерти Василия 7-летнего Николая отдали на год в соседнее село в обучение иконописцу. Указывая на младшего сына, его мать Анна говорила детям: «Вы, что! А этот… нам только и будет кормилец!» Однако она умерла, когда мальчику исполнилось 8 лет. Уже в отрочестве Николай осознал свое избранничество: «...многократно избавлен был промыслом Божиим от разных смертных приключений: первое - от потопления, второе - от падения с высоких зданий, от котораго разбивался и замертво принесен был своими. Многажды и от тяжких болезненных недугов восстановлен был милосердием Спасителя моего» (Там же. Л. 6). В дневниковых записях за 1819 г. есть воспоминание о том, как Николай отправился на праздник Успения Пресв. Богородицы во Флорищеву пуст. и заблудился поздно вечером в «большом боровом лесу». Он провел 2 ночи под проливным дождем и от «усталости и стужи и боязни был почти во отчаянии жизни» (РНБ. Ф. 1271: Собр. КИХМ. 35. Л. 50 об.). Юноша усердно молился Богородице и нашел обратную дорогу домой. Поступив в февр. 1821 г. в Кривоезерский Свято-Троицкий мон-рь Костромской епархии, Николай в февр. 1822 г., выполняя обет, данный в лесу, написал Тихвинскую икону Божией Матери, список чудотворного образа.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 18 января вспоминаем игумена Илиана (Сорокина) 18 января вспоминаем игумена Илиана (Сорокина)   В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память 8-го игумена обители схиархимандрита Илиана (Сорокина), преставившегося 18 января 1971 года. Историческая заслуга о. Илиана состоит в том, что именно его усилиями впервые с момента богоборческой революции 1917 г. Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне стал пополняться насельниками из России, благодаря чему удалось сохранить как сам монастырь, так и русское святогорское братство на Афоне. Схиархимандрит Илиан (в миру Иван Михайлович Сорокин) родился в 1885 году в семье мещан города Романо-Борисоглебска Ярославской губернии. Его мать звали Анной. Иван получил хорошее начальное образование, поэтому родители планировали, чтобы он продолжил свое обучение. Но по неизвестным нам обстоятельствам в 16-летнем возрасте он поступает в Глинскую пустынь, где был пострижен в рясофор с именем Иоанн. Глинская пустынь, основанная последователями и сподвижниками прп. Паисия Величковского, была в то время одним из известных духовных центров православного старчества, а в самой обители действовал строгий афонский устав. Под влиянием своих духовных наставников, а также прочитав письма иеросхим. Сергия Святогорца, отец Иоанн мечтает попасть на Святую Гору Афон и там продолжить свою подвижническую жизнь. 25 августа 1905 года Иоанн действительно ступил на Афонскую землю и был принят в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где 7 марта 1908 года был пострижен в мантию с именем Илиан. Послушание отец Илиан проходил в архондарике, канцелярии, в 1911-1914 годах на подворье монастыря в Константинополе, затем в обители уставщиком и ризничим. 25 ноября 1922 года отец Илиан был пострижен в схиму. 2 февраля 1926 года он был рукоположен в иеродиакона. В 1932-1933 годах отца Илиана отправили в Сербию для сбора пожертвований, где митрополитом Антонием (Храповицким) он 12 декабря 1932 года был рукоположен в иеромонаха.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=281...

На следующий день 30 мая, после обедни, Субботинский приказал ученикам просить у него рекреации. Предложение это оказалось уловкой. Лишь только пришли к нему семинаристы, как он сталь бить их, начиная с малых ребят, и продолжал побои до трёх часов ночи. Из больших учеников в этот день были истязаемы им следующие. Ивана Белявского он бил рукой по щекам и сек лозами, Ивана Быкова бил в церкви за обедней по щекам и таскал за волосы, – из опасения, чтобы не пошла кровь, он выслал его вонь из церкви, а несколько позже колотил палкой. Во время обеда бил по лицу руною Ивана Карпинского за то только, что тот состоит регентом; повалив Карпинского на землю, Субботинский бил его сапожным каблуком, при том так сильно, что тот и теперь, по словам учеников, чувствует болезнь. Иван Орфановский был бит за то, что состоит информатором в архиерейском доме. Его Н. Субботинск ий публично высек лозами. Иван Померанцев был без милости два раза высечен лозами. Во время экзекуции Померанцев просил лишь об одном – не бить его против сердца. Феодор Величковский и Афанасий Скабовский были биты палками. Не оставил своего тиранства, по словам учеников, Н. Субботинск ий и в последующие дни. В праздник Вознесенья Господня за всенощной он перебил многих учеников. В самый праздник Вознесенья всех почти семинаристов чрез весь день мучил смертельно, свидетелями чего могут быть настоятель Спасо-евфимиева монастыря Ефрем и прочая монашествующая братия, которые, «увидевши семинарские беспорядки, пришли в страх и, услышавши, что оный префект приготовил на нынешний день, т. е. на 2-е июня, множество лоз и палок, придя в ужас, от оныя семинарии отлучились». В заключение своей жалобы студенты богословия просили преосв. Геннадия сделать их свободными от оной его семинарии, понеже от преподавания богословия префект Субботинский отказался и резон тому положил такой: «я де за такой класс особеннаго награждения не получаю». Студенты философии просили „отменить Субботинского и на место его поставить другого». Спрашивается, как смотреть на все эти жестокости и чем объяснить их? Трудно допустить, чтобы человек в здравом состоянии мог решиться на такого рода бесчинства и бесчеловечные истязания. Последующая история Н. Субботинск ого даёт ключ к объяснению этого странного явления. Как видно из последующего, Субботинский страдал пороком нетрезвенности, который к 1766 г. возрос до размеров болезни со всеми ея печальными последствиями. В дни тяжких проявлений этой болезни он становился невменяем, и тогда плохо приходилось всем тем лицам, над которыми он имел возможность проявить свою власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь послал Ивану Васильевичу такую супругу, которая своим примером изменила его представления. Он не считал себя неверующим, но в храм почти не ходил и даже не носил нательного крестика. Дома он читал Шеллинга, Кузена и других философов, а то и Вольтера. А Наталья Петровна в свободные часы обращалась к чтению духовных книг, отчасти и рукописных, которые были у нее (она не упускала случая приобрести таковые). Вот в эти-то ее книги и стал заглядывать Иван Васильевич – сначала с некоторым недоверием, но скоро, как человек честного и тонкого ума, понял, что здесь – кладезь высокой духовной премудрости. Кроме того, в книгах святых Исаака Сирина , Максима Исповедника , Симеона Нового Богослова и других он стал находить ответы на те вопросы, которые пытались решить любимые им философы. Вскоре Наталья Петровна привела супруга к своему духовнику в Новоспасский монастырь. Однажды Киреевский сказал ей, что теперь желает надеть крестик, но сделает это, если отец Филарет ему даст сам, без его просьбы. Старец прозрел это и во время встречи с Натальей Петровной снял с себя крестик, подал ей и попросил передать его Ивану Васильевичу. Это произвело на Киреевского такое впечатление, что он всем своим существом повернулся к церковной жизни, к Православию. Жили Киреевские зимой в Москве, а летом в Долбине, в селе возле Белёва, в сорока верстах от Оптиной пустыни. От имения своего, не слишком, впрочем, богатого, они много благотворили странникам и монастырям, в особенности Оптиной. В 1842 году скончался отец Филарет, Новоспасский старец. Наталья Петровна стала духовным чадом старца Макария. А года через два к ней в этом же качестве присоединился Иван Васильевич. В 1845 году после долгих переговоров с М.П. Погодиным Киреевский взялся за редактирование (по просьбе московских друзей-славянофилов) основанного Погодиным за четыре года до этого журнала «Москвитянин». Дело шло трудно. И вот, выпустив три номера и составив четвертый, Киреевский захворал, отказался от редакторства и уехал в Долбино. Этот четвертый номер, напечатанный уже Погодиным, почти весь был занят рукописью, переданной Киреевскому старцем Макарием: «Житие молдавского старца Паисия Величковского » с прибавлением нескольких писем этого великого святого, наставника монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010