Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней 18 января вспоминаем игумена Илиана (Сорокина) 18 января вспоминаем игумена Илиана (Сорокина)   В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память 8-го игумена обители схиархимандрита Илиана (Сорокина), преставившегося 18 января 1971 года. Историческая заслуга о. Илиана состоит в том, что именно его усилиями впервые с момента богоборческой революции 1917 г. Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне стал пополняться насельниками из России, благодаря чему удалось сохранить как сам монастырь, так и русское святогорское братство на Афоне. Схиархимандрит Илиан (в миру Иван Михайлович Сорокин) родился в 1885 году в семье мещан города Романо-Борисоглебска Ярославской губернии. Его мать звали Анной. Иван получил хорошее начальное образование, поэтому родители планировали, чтобы он продолжил свое обучение. Но по неизвестным нам обстоятельствам в 16-летнем возрасте он поступает в Глинскую пустынь, где был пострижен в рясофор с именем Иоанн. Глинская пустынь, основанная последователями и сподвижниками прп. Паисия Величковского, была в то время одним из известных духовных центров православного старчества, а в самой обители действовал строгий афонский устав. Под влиянием своих духовных наставников, а также прочитав письма иеросхим. Сергия Святогорца, отец Иоанн мечтает попасть на Святую Гору Афон и там продолжить свою подвижническую жизнь. 25 августа 1905 года Иоанн действительно ступил на Афонскую землю и был принят в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где 7 марта 1908 года был пострижен в мантию с именем Илиан. Послушание отец Илиан проходил в архондарике, канцелярии, в 1911-1914 годах на подворье монастыря в Константинополе, затем в обители уставщиком и ризничим. 25 ноября 1922 года отец Илиан был пострижен в схиму. 2 февраля 1926 года он был рукоположен в иеродиакона. В 1932-1933 годах отца Илиана отправили в Сербию для сбора пожертвований, где митрополитом Антонием (Храповицким) он 12 декабря 1932 года был рукоположен в иеромонаха.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=281...

Прп. Моисей Оптинский. Литография. Сер. 60-х — нач. 70-х гг. XIX в. (РГБ) (Путилов Тимофей Иванович, 15.01.1782, Борисоглебск Ярославской губ.- 16.06.1862, Оптина пуст.), прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Из купцов 3-й гильдии. Род. в благочестивой семье, крещен во имя ап. Тимофея. Отец его матери, Анны Ивановны (урожд. Головиной), служил иеродиаконом в Высоцком серпуховском в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыре , племянница мон. Максимилла являлась насельницей московского в честь Вознесения Господня монастыря . Когда семья Путиловых жила в Воронеже, отец преподобного, Иван Григорьевич, посетил свт. Тихона Задонского и принял его благословение. Тимофей получил домашнее образование. В 1800 г. отец вместе со старшими сыновьями отправился в Москву, затем вместе с сыном Кириллом и семьей переехал в Углич, а братья Тимофей и Иона (см.: Исаия II (Путилов) ) в дек. 1800 г. поступили на службу к московскому купцу Карпышеву. Все свободное время братья посвящали богомолью и чтению книг. Познакомились со старицей московского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря инокиней Досифеей. Позднее переписывались с ней. Она посоветовала братьям обращаться за советом к бывшему наместнику Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря иером. Александру Арзамасскому (Подгорченкову) и иером. Филарету (Пуляшкину), которые ранее общались с прп. Паисием (Величковским) . После кончины сестры Анисии ее муж К. Д. Крундышев († 1823) в нояб. 1804 г. поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , поэтому Тимофей и Иона также решили поступить в эту обитель. Опасаясь, что им, как и сестре, отец не даст благословение на поступление в монастырь, братья взяли увольнительный паспорт на 3 года и послали отцу письмо с сообщением, что отправляются в Киев на поклонение святыням, а потом займутся поиском новой работы. 13 мая 1805 г. прибыли в Саровскую пуст., откуда Тимофей писал мон. Досифее: «...в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благодать Божия привела нас в сие жилище» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Л. 1). В нояб. 1805 г. Иван Григорьевич получил письмо, в котором сыновья просили благословения на монашеский постриг. В ответ отец приказал им вернуться домой. Но братья еще более 2 лет прожили в пустыни, пользовались наставлениями прп. Серафима Саровского . Тимофей трудился в хлебне, трапезной, был келейником и письмоводителем у строителя иером. Исаии I (Зубкова) . В кон. 1807 г. Тимофей приехал мириться с больным отцом и получил его благословение на поступление в мон-рь. В мае 1808 г. вновь приезжал к отцу вместе с братом Ионой, чтобы получить разрешение и для него. Иона впосл. принял монашеский постриг с именем Исаия, стал настоятелем Саровской пуст., а Тимофей Саров больше не посещал.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Глава 5. Начало Оптинскаго Старчества. Иеросхимонах Лев Начало Оптинскаго старчества Приступая к истории оптинскаго старчества, мы еще раз повторим: «Оптина явилась как бы чашей, куда сливалось все драгоценное духовное вино». Или другими словами напомним читателю о той предварительной связи, которая существовала между братьями Путиловыми – о.о. Моисеем и Антонием с теми старцами, которых они призвали старчествовать в построенный ими скит. Все они были «одного поля ягода» – люди одного и того же духовного воспитания и закала. И именно этим и объясняется то полное единодушие и взаимное понимание, которое царило между ними. Как во всей церковной истории между святыми отцами не случалось идеологического разномыслия, таким же образом не существовало такового и между этими святыми подвижниками. На этом согласии и взаимном понимании между строителями скита и прибывшими старцами и могла установиться прочно жизнь скита. И это согласие явилось как бы фундаментом и твердым цементом крепко скреплявшим духовное здание. Мы знаем, что о. Моисей в течение 14 лет проводил пустынническую жизнь в Рославльских лесах. Нашествие французов в 1812 г. заставило его перебраться в Свенскую обитель, откуда он перешел в Белобережскую пустынь и здесь он встретился с бывшим строителем этой пустыни о. Леонидом – в схиме Львом – и его сопостниками о.о. Клеопой и Феодором. «А потом я перешел, – пишет игумен Моисей, – в монастырь, где ходил за добродетельным старцем схимонахом Афанасием, учеником Молдавского старца Паисия, скончавшегося в Площанской Пустыни в 1823 г. на руках иеромонаха Макария» (второго Оптинского старца). Житие старца Клеопы уже известно читателю из предыдущего, нам остается его теперь познакомить с кратким жизнеописанием старца Феодора, неразрывно связанное с житием старца Льва. Схимонах Феодор (1756–1822 г.) Одним из родоначальников старчества Оптиной Пустыни надо считать после старца Паисия Величковского его ученика старца схимонаха Феодора. Родился он в Карачеве Орловской губ. в 1756 г. Лишившись рано отца, он был дан в обучение местному протоиерею. Феодор обладал чудным голосом, любил чтение свв. отцов и церковные службы. В юношеском возрасте стал заниматься вместе с матерью небольшой торговлей. Но его тянуло к монашеству. Дважды он уходил в монастырь, но каждый раз мать возвращала его домой. Вернувшись в мир, он не избежал и падений. Хотя он и женился, но вкусивши в юности от сладости духовного жития, он уже не был в состоянии найти удовлетворения в миру и умиротворения своей совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

иеромонах Агапит (Юрков) Преподобный Феодор Санаксарский как самобытный возродитель русского монастырского старчества второй половины XVIII века Скачать epub pdf Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия иеромонаха Агапита (Юркова) Свято–Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 2002 Содержание Введение Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Глава 2. Образ старчествования преподобного Феодора, его прижизненное и посмертное почитание и прославление в лике святых Глава 3. Гимнография, посвященная преподобному Феодору Заключение Библиография     Введение Прославленный 10–11 июля 1999 года первым из теперь уже целого сонма святых Саранской и Мордовской епархии преподобный старец Феодор Санаксарский (1718–1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) никогда не был обделен вниманием писателей, издателей и ученых. Его славное имя, строгая подвижническая жизнь, ревностное старческое служение и удивительные по самоотверженности подвиги были отмечены и деятелями церковно–исторической науки. Достаточно упомянуть таких ученых мужей, как Игорь Корнильевич Смолич (27.01.1898–2.11.1970), подобно святому Феодору бывший в свое время офицером и писавший о нем в своих широко известных трудах «Жизнь и учение старцев» (1936) и «Русское монашество. 988–1917» (1952); протоиерей Сергий Четвериков , наиболее глубоко исследовавший жизнь, учение и влияние на православное монашество Молдавского старца Паисия Величковского и упоминавший о заслугах старца Феодора Ушакова в своем фундаментальном труде «Правда христианства», в разделе о росте православного старчества в XVIII и XIX веках; и Иван Михайлович Концевич (13.10.1893–6.07.1965), также бывший офицер, выпускник Парижского Богословского института, преподававший затем Патрологию в Свято–Троицкой Духовной Семинарии, и автор вышедшей в 1952 году книги «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси», которая стала впоследствии первой главой задуманного им большого труда «Оптина пустынь и ея время», увидевшего свет уже после его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Скачать epub pdf Введение Всякое царство, разделившееся само в себе опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит ( Лк. 11:17 ). Никогда еще ни об одном из святых или праведников не говорили и не писали так много, как об отце Иоанне Кронштадтском . Поэтому мы ставим себе задачей не столько дать полный образ его, всем нам хорошо известный, сколько охарактеризовать его эпоху и уяснить себе историческое значение личности отца Иоанна. О нем и его творчестве коснёмся только отчасти. Отец Иоанн жил в то время, когда духовный кризис переживаемый Россией, достигал своего высшего предела: фатальная раздвоенность царила во всех областях жизни нашего государства. С одной стороны духовное возрождение в подвижничестве, начавшееся в 19-м веке и охватывавшее верующих русских людей, давало свои богатые всходы; с другой, – подавляющее большинство общества было захвачено противоположным течением; чуждым нам, шедшим с запада, атеистических и революционных воздействий. Отец Иоанн весь вышел из стихии духовного возрождения, он весь в ее духе и свете; и волна этого возрождения высоко вознесла о. Иоанна на вершину своего гребня. Господь высоко поставил на подсвечнике этот горящий Свой светильник. Другая волна безбожия и разрушения, волна антихристова духа, воздвигла на вершину Льва Толстого, который и стал общепризнанным его пророком. Властно и грозно возстал о. Иоанн против врагов церкви и государства, непрестанно обличая их, призывая к покаянию, угрожая карой Божией. В этом было его пророческое призвание и служение. Перейдем теперь к более подробному разсмотрению нашей темы. I. Отец Иоанн в духе и силе древных святых отцов Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лук. 12, 49 ). Путь к святости После Петровских реформ и последующих за ними, направленных против монашества, наступила упадочная эпоха в русском монашестве; но уже с 19 века намечается духовное возрождение. Основание этому положил архимандрит Паисий Величковский : со второй половины 18 столетия он занимается переводами с греческого на славянский аскетических творений свв. Отцов (Добролюбие) и возрождает в своем монастыре в Молдавии древне-восточное подвижничество. В нем, в этом подвижничестве, центр тяжести лежит не на внешнем, а на внутреннем подвиге, а именно, в преодолении «ветхого человека», достижении бесстрастия. Конечной целью всех подвигов становится непосредственная встреча с Богом – «стяжание Духа Святого». В связи с этим восстанавливается старческое руководство в духовном делании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Иван Михайлович Концевич Иван Михайлович Концевич " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Введение Вместе с христианством было перенесено на Русь и то духовное делание древних египетских пустынников, которое развивалось впоследствии среди монашества в Византийской Империи на протяжении более 1000 лет ея существования. В XV столетии, когда Русь потеряла связь с Христианским Востоком, вследствии нашествия турок, это внутреннее делание было забыто. И когда в конце 18 века его возродил в Молдавии схиархимандрит Паисий Величковский , оно – это делание, многим показалось небывалым новшеством. С момента его проникновения в Россию, Оптина Пустынь явилась главным средоточием этого подвига и связаннаго с ним старчества. В Оптиной оно передавалось около 100 лет из поколения в поколение и прервалось только с разгромом этого монастыря большевиками. Этой теме я посвятил всю свою жизнь. Когда в Духовной Академии мне предстоял выбор темы для кандидатскаго сочинения, я хотел писать об Оптиной Пустыни и ея старцах. Для кандидатскаго сочинения необходимо изучить всю литературу, касающуюся данной темы. При изучении ея я увидел, что вопрос о сущности старчества совершенно неосвещен в богословской науке. Мало того, встречались неправильныя и противоречивыя мнения. Не было даже определения понятия старчества. Поэтому я начал с самаго начала: с объяснения духовнаго делания и его возникновения в истории, а в частности и в духовной жизни нашего народа, так как духовная жизнь народа связана с духовной жизнью монашества. Плодом этого явилась моя книга «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси». В ней выражено Православное миросозерцание с исторической перспективой. Но эта книга только служит введением к главной теме. Глава 1. Определение понятия старчества Достигайте любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение ( 1Кор. 14:1, 3 ).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/optina-p...

С.В. Шумило Насельники «Черного Выра» и их отношения с прп. Паисием Величковским Из архивных материалов следует, что в «Черном Выре» принимали не только казаков, но и монахов из Украины. Так, в октябре 1756 г. от самодурства игумена Черниговского Елецкого монастыря ночью сбежал иеродиакон Иоасаф (в миру Иван Юхимович Петренко, потомственный казак Киселевской сот-ни Черниговского полка). Из Чернигова он подался в Мошногорский монастырь Переяславской епархии на Правобережной Украине, а оттуда через месяц – на Афон, в скит Рождества Богородицы «Мавро-выр Русский» (т. е. «Черный Выр»), где прожил больше года 90 . 15 марта 1758 г. о. Иоасаф получил в скиту письменное удостоверение о том, что он «в Святой Горе Афонской в нашем скиту Рождества Пресвятыя Богородицы, монастыря Зографского, называемом Мавровыр Руском, чрез несколько времени постоянно жил, и з братиею, честно, трезвенно и доброобходительно находился». Документ подписан дикеем скита схимонахом Кириаком и скреплен оригинальной скитской печатью, на которой изображена сцена Рождества Богородицы и имеется надпись на славянском языке: «Сия печатъ скита Рускаго Мавровира» 91 . Отбыв в марте 1758 г. обратно в Украину, иеродиакон Иоасаф первым делом отправился (вероятно, по поручению скитского начальства) на Запорожскую Сечь, а затем – в Межигорский монастырь, считавшийся «духовным патроном» Войска Запорожского. И уже отсюда в ноябре 1758 г. возвратился в Чернигов, где был допрошен и принят обратно в Черниговский Елецкий монастырь 92 . Этот случай также свидетельствует о тесной связи между «Черным Выром» и Запорожской Сечью, куда святогорцами был послан упомянутый монах. Из дела иеродиакона Иоасафа (Петренко) мы узнаем одну очень важную деталь. Подвизаясь больше года в скиту «Черный Выр», на исповедь он ходил, как сказано в показаниях, к «духовнику Паисию» из обители св. Константина при Пантократорском монастыре. Упомянутый здесь Паисий – тот самый знаменитый прп. Паисий Величковский , который тоже начинал свой монашеский путь на Черниговщине, а затем ушел из Любечского монастыря на подконтрольную Речи Посполитой Правобережную Украину, а оттуда – в Молдавию и на Афон. К моменту посещения Иоасафом Паисия Величковского , последнему было всего 35 лет, однако слава о молодом подвижнике уже начинала распространяться среди русских и молдавских святогорцев, и с каждым годом число братии вокруг него стремительно росло. Как раз к концу 1757 г. его братство состояло из двенадцати человек (семи молдаван и пяти украинцев), в связи с чем прежняя небольшая келлия св. Константина больше не могла вместить всех желающих 93 . Поэтому прп. Паисий выкупил у греков келлию св. Илии и стал обустраивать в ней новую обитель, ставшую впоследствии известной под названием Свято-Ильинский скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Солнечный (о. Городомля). Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Остров в начале XVII столетия принадлежал боярину Лыкову, состоявшему в близком родстве с царем Михаилом Федоровичем. Его жена была сестрой патриарха Филарета и родной теткой царя. В 1629 г. Лыков подарил остров площадью 277 десятин монастырю Нилова пустынь с правом косить, пахать, рубить лес и ловить рыбу на внутреннем озере. Монастырь вскоре организовал на острове Гефсиманский скит, куда за провинность ссылали монахов и куда стремились ищущие уединения. Городомля - является вторым по величине островом на Селигере площадью 226 га. Невысокие берега острова на востоке переходят в песчаную косу. Покрыт сосновыми лесами. На рубеже 1890-1891 гг. на нем побывал Иван Иванович Шишкин. Дремучий лес, предрассветный селигерский туман - все это художник запечатлел в своих этюдах, ставших основой для известных картин «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору». В 1907 г. на острове был открыт вновь обустроенный Гефсиманский скит, приписанный к Нило-Столобенской пустыни. Как известно, скит - это небольшой, удаленный от мира и даже от больших обителей монастырь, где проживали старцы. Старчество, имеющее свои правила, установления и предания, в России было введено Паисием Величковским (1722-1794). Духовным центром россии в XIX в. являлась Оптина пустынь, к старцам которой приходили выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели России: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.М. Соловьев и многие другие. Множество народа приходило к старцам. Они выслушивали покаянные признания и старались научить людей смирению, прощению и управлению своей волей. Их кельи были открыты для всех страждущих, но при этом они оставались «не от мира сего». Гефсиманский скит в обновленном облике просуществовал недолго: открыт в 1907 г. и закрыт в 1920-е гг. Его отделяла от мира деревянная ограда, над главным входом возвышались Святые ворота в виде часовни. В 1907-1909 гг. возвели двухъярусную пятиглавую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и колокольню, а поблизости к юго-западу деревянную кухню и трапезную с церковью во имя преподобного Нила Столобенского. В 1909 - 1911 гг. построили настоятельский дом, на северо-западе расположили стоявшие в два ряда 9 маленьких деревянных домиков-келий.

http://sobory.ru/article/?object=18986

     26 декабря Церковь празднует обретение мощей преподобных Моисея и Антония, старцев Оптинских. Преподобные Моисей и Антоний (в миру Тимофей и Александр Путиловы) открыли новую страницу в истории Оптиной пустыни. Вместе со старцами Львом (Наголкиным) и Макарием (Ивановым) они превратили небольшую, затерянную в калужских лесах обитель в духовный центр России середины XIX – начала XX века.      Братья были родом из благочестивой семьи. Их отец, Иван Григорьевич, воспитывал детей в христианском духе, однако не желал видеть их монахами. Стремившуюся в монастырь старшую дочь Анисью он насильно выдал замуж. Она вскоре (в 1800 году) умерла, а ее супруг ушел в Саровскую пустынь, где в ту пору подвизался преподобный Серафим Саровский. Туда же, вопреки воле отца, в 1805 году поступили старшие сыновья Тимофей и Иона (отец смирился с их решением только на смертном одре). Большое влияние на старших братьев Путиловых в начале их духовного становления оказали московские подвижники: монахиня Досифея (по преданию, княжна Тараканова) и старцы Новоспасского монастыря Александр и Филарет, с которыми Тимофей и Иона познакомились еще до поступления в монастырь в период их непродолжительной службы в Москве. Именно московские старцы благословили Тимофея перейти в Свенский монастырь Орловской епархии. Это произошло в 1808 году. Брат Иона (в монашестве Исаия) остался в Саровской обители и впоследствии стал ее настоятелем. В Свенском монастыре подвизались ученики старца Паисия (Величковского). Многие из насельников обители продолжали потом свой подвиг в находившихся рядом Рославльских лесах. В 1811 году Тимофей также ушел в лесной скит, став учеником старца Афанасия, опытного подвижника и молитвенника. Здесь он принял монашеский постриг с именем Моисей, в честь преподобного Моисея Мурина.      Пустынники ежедневно совершали службу по кельям, а на воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Время проводили в трудах и молитвах. Отец Моисей читал аскетические труды святых отцов, переписывал богослужебные книги и переводы святоотеческих творений, сделанные еще старцем Паисием. Изредка приходили посетители, которым подвижники давали духовные наставления.

http://pravoslavie.ru/118203.html

Преподобный Моисей Оптинский Двадцать девятого июня мы чтим память Оптинского старца Моисея. Преподобный Моисей (1782–1862), в миру Тимофей Иванович Путилов, уроженец города Борисоглебска Ярославской губернии, был третьим из десяти детей большой купеческой семьи Путиловых. Мать семейства, Анна Ивановна, — боголюбивая, милостивая к нищим и беднякам, смиренная, усердная к молитве. С семилетнего возраста почти ежедневно ходила к обедне в монастырь, в котором жил её родной дедушка, иеродьякон. Когда приносила гостинец дедушке, он каждый раз говорил ей о сокровище. На вопрос внучки: «Где же сокровище? Ибо у вас в келье нет и сундучка», старец отвечал, что это сокровище лежит под престолом Божиим. Отец, Иван Григорьевич, строго соблюдал посты, пел на клиросе, любил читать Священное Писание, церковную историю, жития святых и исторические книги. Детей воспитывал строго, сам учил грамоте, чтению, письму. В училище ни одного сына не отдал, опасаясь, чтобы не было дурного влияния на детей со стороны товарищей или по недосмотру учителя. На простом мраморном памятнике написали: «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря» Получив строгое, почти монашеское воспитание, все дети этой благочестивой семьи стремились к духовной жизни, три сына стали игуменами и позднее, после смерти родителя, на его простом мраморном памятнике, у алтаря церкви Всех Святых, написали: «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1746¬1810). Неизвестный художник Когда Тимофею исполнилось восемнадцать лет, его вместе с четырнадцатилетним братом Ионою отправили на службу в Москву. Братья познакомились здесь с истинно духовными людьми: монахиней Досифеей (по преданию, известной княжной Таракановой), старцами Новоспасского монастыря Александром и Филаретом, которые находились в духовном общении с великим старцем Паисием Величковским.

http://pravoslavie.ru/71848.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010