При «натуральном» христианстве отпадает необходимость в соблюдении правил святоотеческой аскетики. Так о. Зосима велит своему ученику: «…землю целуй и неустанно, ненасытно люби, всех люби, все люби, ищи восторга и исступления сего. Омочи землю слезами радости твоей и люби сии слезы твои». Не говоря о том, что все это наставление идет в прямой разрез с правилами св. Отцов, можно особенно сослаться на слова пр. Иоанна Лествичника , который говорит, что нельзя доверять слезам прежде очищения сердца (Слово 7-ое, 35). Однако, пленительно изображенный образ о. Зосимы многократно приводит читателей к познанию веры. Это нельзя не приветствовать. Но пусть таковые лица знают, что по заповеди Апостола: «забывая заднее и простираясь вперед» ( Флп. 3:13 ), им должно отныне искать подлинный духовный жемчуг – «маргарит», оставляя позади всякое подражание, искусственную подделку. Достоевский был в Оптиной Пустыни и описал в своем романе «Братья Карамазовы» все, что видел и слышал, создавая внешнюю картину для своего романа. Но он остался чужд внутреннему духу этой обители. Послесловие В 1972-ом году исполнилось 250-летие со дня многознаменательного рождения старца схиархимандрита Паисия Величковского , покинувшего свою родину, чтобы плодом всей своей жизни явить на ней обновление монашеского духа (См. стр. 46–49.) Мощи старца Паисия покоятся в Румынии в Нямецком монастыре на вскрытии. Наступление большевизма помешало канонизации. Однако, 15-го ноября в день  успения Преподобного ежегодно правится посвященная ему служба, как местно прославленному святому. В ранее вышедшей книге «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси», которая служит как бы первым томом к настоящей книге, говорится о внутреннем делании и о тяге русских паломников на Ближний Восток, откуда они приносили с собой на родину учение Святых Отцов Православной Церкви. Ряд неблагоприятных условий помешал созданию самобытной русской духовной культуры. Только монастыри служили главными светочами для народных масс. Настоящая книга «Оптина Пустынь и ее время» вначале повествует о сущности старчества, вопроса доселе не затронутого в богословской науке. Эта книга посвящена Петербургскому периоду в истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Пафнутий – преподобный Боровский. Около 1395 † 1 мая 1477. Память 1 мая. – 133, 176. Пафнутий – Оптинский иеромонах, скитоначальник и братский духовник, впоследствии архимандрит, настоятель Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря. 1807 † 23 июня 1891. В мире Петр Мартынович Осмоловский. Из дворян. В число братства определен 29 января 1836 г., в монашество пострижен 27 мая 1839 г. Исполнял клиросное послушание. 9 сентября 1839 г. рукоположен в иеродиакона, а 30 января 1843 г. – в иеромонаха. Был уставщиком (1844 г.) и скитоначальником (с 30 ноября 1853 г.). Указом от 26 февраля 1854 г. определен духовником братии. 22 ноября 1862 г. посвящен в Калуге во игумена Малоярославецкого монастыря. 8 декабря 1862 г. приехал прощаться с обителью, в которой пробыл почти 27 лет, и 17 декабря окончательно отправился на место своего назначения. С о. Пафнутием из скита выбыли его келейники о. Георгий, его брат послушник Николай и послушник Иван Андреевич (родом из Московской губернии). 17 апреля 1886 г. о. игумен Пафнутий был посвящен в архимандрита. Перед кончиной во время продолжительной болезни был пострижен в схиму. – 114, 137, 140, 177, 261, 262, 296. Пахомий Великий – преподобный. Около 295 † около 347. Память 15 мая. – 81, 272. Передельская Дарья Михайловна (урожд. Иванова) – тетка старца Макария. – 9. Передельские – родственники старца Макария. – 10. Передельский Алексей Семенович – двоюродный брат старца Макария. – 9, 10, 13, 14. Передельский Семен Федорович – дядя старца Макария. – 9. Петр – св. первоверховный апостол. Память 29 июня. 16 января особо празднуется поклонение честным веригам апостола Петра. – 208. Петр Дамаскин – священномученик, преподобный, † около 775 или в XII в. Согласно Синаксарнику Никодима Святогорца , было два св.отца с таким именем. Преосв. Филарет (Гумилевский) считал, что этот святой жил позднее VIII в., был священноиноком и принял мученическую смерть от меча. Греческое предисловие к творениям св. Петра, изданным в Венеции в 1782 г., сообщает о другом преподобном, подвизавшемся при императоре Константине V Копрониме (VIII в.). Он вел отшельническую жизнь, не имея при себе никаких книг, даже Св.Писания, был трудолюбив, впоследствии поставлен епископом Дамаска. Его подвижничество сменилось мученичеством – за обличение манихеев и мусульман сын аравийского начальника Исима Валид урезал ему язык и отправил в заточение в Аравию, где ему чудесным образом был возвращен дар речи. Он смог священнодействовать и вскоре преставился. Священномученик Петр известен как учитель духовного ведения, ему принадлежит одна книга и 24 слова, вошедшие в греческое Добротолюбие. Славянский перевод его сочинений сделан преп. Паисием Величковским . Память 9 февраля. – 91, 215, 268, 322.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Эти особенности слововыражения проходят через всю книгу Есфирь (евнух, идол, алтарь, скипетр, язык, наследие, сего ради, сътвори пирвель можам своим, и годе быст, и посла книги, но при книги есть синонимы: писание, послание, епистолия, грамота), за исключением указа Артаксеркса. Указ Артаксеркса, помещенный в восьмой главе, под названием писание епистолии, нам представляется не древним по переводу, не современным остальному тексту и едва ли не заимствованным с чешского текста. В общем, в книге Есфирь, по нашему мнению, следует признать в основе острожского текста тот же мефодиевский текст, какой мы видели в кн. Бытия и кн. Иисуса Навина. Острожские исправители книг Иова, Притч, Екклисиаста и Премудрости Сираха внесли очень немного изменений в текст Геннадиевской Библии. Почти без всяких исправлений внесен в острожское издание геннадиевский текст Псалтири. Книга Песнь Песней в острожском издании заимствована не из геннадиевского списка Библии, где читается редакция славянского перевода, извлеченная из перевода толкования Филона Карпафийского. Острожский текст ее представляет переводсгреческого, и мы имеем возможность указать его происхождение. В нашем собрании рукописей есть толкование на Песнь Песней блаженногоФеодорита, епископа Карского, в рукописях очень редкое: нам известен, кроме этого, только один списокболгарского Рыльского монастыря, XVI века. Наш список поздний – 1781 года, происходит из школы Паисия Величковского , на полях обильно снабжен редакторскими примечаниями, по примеру всех паисиевских рукописей. Паисиемдля его обработки взять был старый перевод. Нам старый перевод, в рыльском списке, недоступен, и мы произвели сверку острожского текста с Феодоритовым толкованием только по нашему списку 1781 года в убеждении, что в существенном поздний список все-таки может дать достаточное понятие о переводе этого толкования, тем более, что чтения библейского текста закреплены в толкованиях. О заимствовании в толковании острожского текста не можетбыть речи: это перевод старый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

В то же самое время там же начал свою подвижническую жизнь будущее светило Церкви Русской – преп. Серафим. Через некоторое время о. Филарета затребовал в Невскую Лавру митр. Гавриил в качестве примерного подвижника. Из Петербурга о. Филарет перебрался в Москву, где тогда подвизался его брат Аполлинарий в Симоновом монастыре. Когда же Симонов монастырь обратили в больницу, о. Филарет окончательно обосновался в Новоспасском монастыре. После ряда подвигов сосредоточенной жизни он принял на себя подвиг старчествования. К нему устремились толпы людей. Нередко случалось, что старец не имел времени ни для трапезы, ни для краткого отдыха. Каждая человеческая душа была ему несравненно дорога. Он обладал исключительной прозорливостью и той духовной любовью, которая является венцом совершенства. И.В. Киреевский, знавший его лично, пишет о нем (Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского , стр. XII, Москва): «Никто страждущий не оставлял его порога, не получив отрады: недоумевающий находил у него спасительный совет, ищущий поучения – высокое назидание, ожесточенный – умиление, отчаянный – молитву, маловерный – прояснение истины, слабодушный – подкрепление сил. В беседе его особенно ясно выражалась удивительная кротость его души, крайнее смирение, горячая любовь к ближнему, сострадательность, терпение, и красота и сила глубокого духовного ведения». В его «житии» приведено несколько фраз, им произнесенных – «Сядь, друг, – говорит он плачущей старушке, – полно плакать, твой сын не пропал, он в хорошем месте " … А когда этот пропадавший юноша пришел просить благословение на поступление в монастырь, он говорит ему: «Погоди, дитя мое, погоди… ты не вынесешь». Девушке, пришедшей просить благословение на брак, он тихо сказал, что ее ждет жених лучший: она простудилась и через 3 дня умерла. Он же – старец Филарет – был ангелом-утешителем и наставником августейшей затворницы Ивановского монастыря монахини Досифеи. Блаженная Досифея (1746–1810) затворница Ивановского монастыря, в миру княжна Разумовская, законная дочь Императрицы Елисаветы насильно была пострижена в 1785 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

л. 1 (по другому счёту). Каллист преподобнейший отец наш, иже и Катафигиот нарицаемый (негли наречение сие получил есть от церкве некия Καταφυγς тако нарицаемые). Нач. Кто же бе и кое име отечество, и где отшельническое совершил есть житие, ничтоже из сих от повестей уразумехом. л. 3. От Каллиста Катафигиота силлогистических и высочайших глав хранимые, о божественне соединении и житии зрительне. Нач. 1. Всяко животно от рождённого лучшим естественным своим действом и покоя причащается и сласти равные и о сем радуется и пристраствует сих ради. На полях к тексту делаются примечания словарно-пояснительного характера, свойственные переводам Паисия Величковского . 57. Аскетический Сборник схимонаха Афанасия 1810. Рукопись полууставного письма на грубой синей бумаге, 4 , 126+3 ненум. листа. С л. 85 вставлено 3 тетради другого письма. Переплёт бум., современный рукописи. На л. пред переплётом помещены 3 записи: «Сия богодухновенная книга подарена мне на благословение Свенского монастыря схимонахом Афанасием, которая и собрана из разных св. отеческих книг его же собственными трудами 1810 года». 2) «Скончался сей старец 1811 года Апреля 6-го дня в светлый четверток в 8 часов и 20 мин. пополудни. Погребен в Свенском монастыре в саду. От рождения ему было 56 лет» 22 . 3) «Скончался схимонах Афанасий Гороховский в Площанской пустыни 17 октября 1825 года». Содержание сборника. л. 1. Како вступать в монашество, в начале из мира изшедшим. Василия Великого , из слова о отвержении мира, во второй книге, лист 164. Нач. Внегда содейством Божиим первым борением победиши твоего врага, да не повержеши себе яко некоего безчестна сосуда. л. 4. Како без наставника погибают. Лествичника из 1-го слова. Нач. Прельстишася убо самех себе предательствующий, и ни единого предводителя требовати вознепщевавши. л. 6 об. О повиновении чувственнем и мысленнем. Апостол, 1-е Петрово, глава 5 стих 5-й. Нач. Юнии повинитеся старцем. л. 11. О повиновении к друг другу. Апостол, 1-е Петрово, гл. 5 ст. 5. Нач. Вси же друг другу повинующеся, смиреномудрие стяжите.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Как на образец отношений Лавры к подчиненному ей Свинскому монастырю, можно указать на следующее явление в области не только книжных, а и молитвенных традиций. В ноябре 1768 г. из Лавры прислан был в Свинский монастырь послушник Гавриил Семёнов с ригалевой бумагой, чтобы переписать монастырский Синодик с старого Синодика игумена Никодима 1666 г. Синодик был переписан (ныне 84 ), но своеобразно: он был начат только со времени поступления Свинского монастыря под ведение Лавры; с этого времени внесены в Синодик киево-печерские архимандриты, соборные старцы, иеросхимонахи, иеромонахи, иеродиаконы, схимонахи и монахи Лавры, к ним присовокуплены отцы и братия Свинского монастыря с 1681 г. Вся же ранее скончавшаяся братия Свинского монастыря, с её игуменами, до девятисот имен, вместе с инокинями соседней Супоневской обители – вся исключена из нового Синодика. И это сделано было по предписанию Лавры. Лаврский патронат не был полезен для рукописной библиотеки Свинского монастыря. По содержанию дошедшие до нас остатки свинской библиотеки XVI – XVII вв. представляют скромный подбор богослужебных и церковно-назидательных отеческих книг и житий святых. Какого-либо творчества в монастыре не было. Исключение составляет Сказание об основании монастыря и явлении чудотворной иконы, составленное по всей вероятности, игуменом Свинского монастыря: старцем Иовом Комыниным в 1566 г., на основании надписи на чудотворной Свинской иконе (от XIII в.), собственных наблюдений и других неизвестных нам источников 7 . Не маловажный исторический интерес из книг этого периода имеют монастырские Синодики 80, 81, 82 и Вкладная книга 1699 года, 83. Как ни сухи и ни отрывочны сообщаемые ими сведения, всё-таки в общей совокупности они проливают значительный свет на лица, события, жизненные отношения и обстановку на малоизвестной литовской окраине московского государства в XVI–XVII вв. В особенности интересны в этом отношении показания Вкладной книги 8 Второй новейший отдел рукописей Свинского монастыря содержат 28 номеров 42–70) 9 , обнимает конец XVIII и начало XIX в. и относится к эпохе возрождения у нас монашества учениками и подражателями Паисия Величковского , старца молдавского (1794 г.) 10 . Его аскетические идеи и писания, после его смерти перенесены были в Россию, и здесь они нашли себе приют в числе других русских обителей, в Свинском монастыре. С Свинском монастырём в начале XIX в. связаны были имена значительной части учеников Паисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

52. Никита Стифат и Симеон Новыи Богослов. Рукопись в лист, 37+6+167 лл. (+7 чистых); полууставным письмом XIX в. На л. вне счёта запись: «Написана книга сия 1817-го года в апреле, а переплетена в Москве 1818-го в марте». И рукопись и переплёт от личной сохранности. л. 1. Оглавление: Житие и жителство иже во святых Отца нашего Симеона Нового Богослова , списанное преподобнейшим Никитою Стифатом учеником его и преложенное на общий язык кратчае. Нач. «Добродетель есть вещь некая горяча, и зело прилична, возжещи пламень любве Божия, и сотворити душу всю огненну». На поле отмечаются страницы греческой книги, с которой сделан перевод; всего помечено 23 страницы. л. 1 (по второму счету). Никиты монаха п пресвитера обители Студийския, наимеиуемого Стифата, Предуразумение вводително в настоящую книгу преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова . Нач. Разумения и Богословия обдержащаяся в настоящей книзе блаженнейшего и преблаженного отца нашего Симеона, не суть, якоже непщую, удобопостижна всем, занеже суть зело высока. л. 1 (по третьему счету). Преподобного Отца Нашего Симеона Нового Богослова ина Словеса стихами зело полезна. Часть 2. Всего 55 Слов. Нач. Слово 1. Заглавие: Яко душам очистившимся слезами и покаянием, прикоснувся божественный духа огнь, емлется их и множае очищает, просвещая часто их помраченныя от греха, и язвы исцеляя, в совершенно приводит срастение язвы: яко божественною добротою изблистоватися тем. Нач. Есть огнь божественный, воистинну, егоже рече владыка, яко прииде. да ввергает. На кую землю, рцы ми; в человеки отнюд земная мудрствующыя. На полях Словес делаются всюду исправления пояснительного характера: Слово 22: превыше существа сый, како содержим бывает во утробах – вместо последнего слова – на поле: во внутренних. Слово 39: деяния же мерская и блудна похотения – на поле к последнему слову добавлено ρεξεις. Слово 43: Слезы по многим проливаемы бывают образом – последнее слово пояснено: τος τρπους. Обили таких пояснительных примечаний указывает, что перевод «Словес» дело недавнего времени. Это перевод Паисия Величковского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

53. Никита Стифат и Симеон Новыи Богослов. Рукопись в лист, 35+5+167 (+3 белых) лл., на бумаге знак «1822» фабрики Потоцкого, полууставом, в кожаном переплёте. И рукопись и переплёт отличной сохранности. 54. Паисий Величковский. Послание к иерею Димитрию. Рукопись 4°, на тонкой бумаге скороп. нач. XIX в., 16 л., первые 4 л. попорчены. Полное заглавие: Авраамских дел подражателю, заповедей Божиих усердному делателю, моему вседражайшему другу, господину отцу Димитрию иерею – о Господе радоватися. Нач. О имени Господа нашего Иисуса Христа, подобает бо, якоже рече Иоанн Лествичник , от Бога к Божию угоднику... (ум)ыслих к тебе... В конце заключение: Превожделенного лицезрения твоего, – искренний желатель, и всегдашний друг, о имени Христове собранного братства недостойный предстоятель Иеромонах Паисий». Там же запись: «Переписано 1807 года июня 7 дня в Саровской П.». 55. Каллист Тиликуди. Рукопись нач. XIX в., 4 , полууставом. 9+115 лл. Вя кожаном переплёте. л. 1. Заглавие первой статьи. «Господи Каллиста Тиликуди о безмолвничестем обучении». Нач. Невозможно есть покаятися, кроме безмолвия. л. 1 (по другому счёту). «Преподобнейшего отца нашего Каллиста Антилинуди, святейшего и прснопамятного патриарха главы». Нач. Глава 1. Оглавление. Яко и глаголемый рай образ есть внутренняго человека. Из труда Каллиста здесь даётся третья книга, состоящая из 116 глав. Перевод того же времени и происхождения, что и другие аскетические переводы, соединённые с именем Паисия Величковского . 56. Илия пресвитер и екдик. Цветособрание советовательно любомудрцев тщаливых, излюбомудрствовано и сотворено Илиею малейшим пресвитером и екдиком. Источник точащ нравоучительных росу словес зде обрящеши, аще приидеши искренне. Рукопись 4 , 49+101 лл., полуустав XIX в., писана 1819 г. месяца иулия. л. 1. Нач. А Достоит всякому христианину, право верующему в Бога, не быти без попечения, но всегда чаяти и ржидати искушения. л. 28. Тогожде деятелны и зрительны. Цветник зде плод исполнен, духовна деяния и ведения. Нач. 33. Начатки от гумна и от точила древле убо древним приносити во храм повелено бысть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

л. 5 Гравюра – портрет Паисия Величковскго . л. 6. Максима Исповедника из седми сот глав вторые сотницы глава 1. Нач. Един есть Бог , зане едино есть Божество. л. 8. Преподобного и Богоносного отца нашего аввы Фалассиа ливийского и африканского о любви и, воздержании и умнем жителстве к Павлу Пресвитеру. Нач. Сотница первая: ея же краегранесие сие: духовну брату и возлюбленну господину Павлу Фалассий... Сотницы 1, 2, 3, 4. л. 33. Толкование на Господи помилуй зело полезно к ведению вся кому христианину, сего ради и преведеся с еллинногреческого. Нач. Сие, Господи Иисусе Христе, помилуй мя. л. 37. Иоанна архиепископа Константина града Златоустого о молитве. Слово 1. Нач. Обою ради подобает рабов Божиих блажити. л. 55. Преподобного отца нашего Каллиста Антиликуди, святейшего и приснопамятного патриарха, главы. Глава 1. Яко и глаголемый рай, образ есть внутреннего человека. л. 122. (На синей бумаге, 8°). О молитве слово 3. Отрывок. л. 122 об. Тогожде святого Иоанна Златоустого слово, како воставати в нощи молитися. Нач. Щит приими о человече, рекше святыя молитвы. л. 127. Толкование на Господи помилуй. Тоже, что на л. 33. л. 131 От жития святого и блаженнейшего архиепископа Фессалонитского Григориа чудотворца Паламы, яко подобает всем обще христианом молитися непрестанно. Нач. Да не вознепщует кто, братие моя христиане, яко освященнии и мопаси точию должни суть молитися. л. 138. Отрывок. Нач. Вопрос: Естли кто скажет, что мне не зазирает моя совесть. Ответ. Сие случается и в болезнях телесных. 60. Сборник аскетических статей. Рукопись 4°, на синей бумаге полууст. и скорописью нач. XIX в., 126 л. Происходит из школы Паисия Величковского . л. 1. О молчании. Филофея Синаита глав. 6. Нач. Первая дверь, вводящая в мысленный Иерусалим. л. 4. смиренномудрии. Сие сугубо или двояко есть. Едино от понуждения бывает, а другое по благодати даётся. От понуждения бывающем. Григория Синаита глав. 117. Нач. Молчание убо в разуме раждает смиренномудрие. л. 21. О втом благодатном смиренномудрии. Апостол, 1-ое Петрово, глав. 5 стих. 5. Нач. Вси друг другу повинующеся, смиренномудрие стяжите.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Как уже было сказано, не отрицая самой возможности обучения внешним наукам, старец Иоанн Вишенский все же, прежде всего, призывал к внутреннему «исканию безсмертное правды», 249 «врата, которие до разума духовнаго отверзаются» 250 и «слдом разума Христова поидоша; его же обртше, тогда истинну навыкоша и пути спасения быша». 251 Только таким способом, по мысли старца, можно «власное науки Духа Святаго зажити». 252 Эта простая и одновременно сложная аскетическая истина находила отзвук в сердцах многих простых людей того времени, стремившихся в чистоте сердца познать «правду Христову». Постижение этой истинной науки, по убеждению подвижника, совершается путем иноческой аскезы: обнищанием во Христе, борьбой с искушениями, очищением души от страстей, иссушением плоти, непрестанной Иисусовой молитвой, отсечением своей воли и преданием себя на волю Божию, терпением бесчестья в миру. 253 По словам Ю. Пелешенко, «Иоанн Вишенский, как и Григорий Палама , считает созерцание, мистическое постижение души путем единения с Богом, постижение душой человека божественных истин». 254 По сути, Иоанн Вишенский опередил свое время, став задолго до преподобного Паисия Величковского одним из предвестников нового «филокалического возрождения» в православии (XVIII-XIX вв.). Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Произведения старца Иоанна сплошь проникнуты аскетическо-исихастскими мотивами. В поучении о постижении науки, приводящей к «царствующей бессмертной и вечной правде» (глава 9), следом за многими исихастскими отцами, Иоанн Вишенский научает: «Первое: обнищати по Христ. Второе: отрещися себе и душу свою в жизни сей возненавидти. Третее: ярем креста Христова, искусов, борбы, подвигов во мысли и плоти к духом лукавым поднебесным во терпении взявши, преплыти, и тснотою алчбы и жажды со вниманием непрескомое молитвы Иисусовы тиснутися, и плоть и кровь потом тла и подвигом мысльнаго внимания во бднии нощном, и дневном трезвнии, и присдний мстном и безмолвном увялити и изсушити. Четвертое: любов и память мира сего уморити, к будущему же вку око мыслное неуклонно устремити, Царя Небеснаго усердно желати, каятися, плакати, память смертную всгды в клти сердечной, видти и безпрестанно поминати и на всяк час черту и день отходу надятися и готовитися. Пятое: от всея силы, крпости, мысли, душа и сердца волю Божию погнати, свою же убити и запамятанем погребсти, заповди Христовы от всего усердия и любве хранит и, хранящи, всегда во предняя успвати, сотворенное же забывати, яко ничтоже сотворив. Шестое: безчестия и смерти крестное вомняти, поносное в мир сем желати и искати.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010