И далее следует ценнейший аскетический совет: – «Не должно оставлять деятельную жизнь и тогда, когда бы в ней человек имел преуспеяние и пришел бы в умозрительную: ибо она содействует умозрительной и ее возвышает» (Летопись С.-Д. м-ря. СПБ. 1903. Стр. 146)… Так толковал подвижническую жизнь преп. Серафим. Но сам он был духовным наследником и о.о. Пахомия и Назария, не бывших типичными представителями саровского духа. Их нужно отнести к тем редким единицам, понимавшим и практиковавшим внутреннее делание, которое сохранилось в глубине монашества с древних времен. Величавый же Саров воплощал в себе всецело ту суровую школу аскетического внешнего делания, которая господствовала до Паисия Величковского : уставной строгой службы и жестокой жизни, но без истинного понимания внутреннего делания. Серафим Саровский был, может быть, самым ярким и самым совершенным представителем, как мы только что сказали, вновь возрожденного внутреннего делания, настолько ярким, что за ним как бы даже скрываются величайшие аскетические подвиги, предпринятые им, как например, 1000 дневнонощное стояние на камне, невероятный пост и др. подвиги. (Все виды подвигов древних отцов пустынников). Наиболее типичное и характерное столкновение этих двух течений, старого и нового, мы видим в том непонимании и в том непризнании преподобного Серафима братией монастыря и его настоятелями, которые, несмотря на всю парадоксальность, продолжались не только при жизни Преподобного, но и по его смерти. В Дивеевской Летописи (Летопись С.-Д. м-ря СПБ. 1903. Стр. 187 и 248) многократно упоминается о недоверчивом и неприязненном отношении к Преподобному со стороны монастырского начальства. К нему вторгаются ночью с обысками. Такие же обыски постигают и приходящих к нему дивеевских сестер. Характерен случай (уже после смерти Преподобного), когда батюшка Серафим является в видении исцеленной им монахине Магдалине, приехавшей в Саров на богомолье. В видении он говорит ей: «Теперь иди в Дивеев». – «Зачем же идти мне туда, там нечего делать». Но батюшка несколько раз повторил приказание идти в Дивеев и добавил: «Все мое там, и я сам постоянно и более всего там пребываю». Когда мать Магдалина проснулась, то все это передала Саровскому пещернику, о. Парфению, прося записать все случившееся исцеление. Он решительно отказался, говоря: «Ступайте в Дивеев, там запишут непременно, иди, иди в Дивеев, это великая благодать, тебе и сам о. Серафим на то указал. Там запишут, потому что там более всего почитают его. И Бог знает, что еще будет из нас и из Дивеева. У нас вот три раза видели горящие свечи на могиле его, да и то мы не верим, пока на гробе его разве что-либо ясно случится» (Летопись С.-Д. м-ря СПБ. 1903. Стр. 581).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Феодора, Клеопу (учеников Паисия Величковского) и их спостника о. Леонида, незадолго перед этим бывшим строителем этой обители. Это три великих имени в истории русского монашества. Встреча с о. Леонидом была промыслительна. Когда о. Моисей после основания им оптинского скита (в 1825 г.) сделался настоятелем всей обители (1826), в скит прибыл о. Леонид (1829) и положил начало старчеству. Благодаря тому, что о. Моисей прошел тот же духовный путь внутренняго делания, что и о. Леонид, между обоими строгими подвижниками было глубокое взаимное понимание, полное единодушие в полном смысле этого слова. И если епархиальное начальство не понимало сущности старчества и преследовало старца Леонида (в схиме Льва), то о. Моисей, бывший и сам на одинаковом духовном уровне со старцем Львом, понимал великое значение старчества и между Старцем и Настоятелем никогда не бывало малейшего трения. Таким образом старчество, процветавшее в Оптиной, обязано всецело своим существованием отцу Моисею. Сам строгий постник и подвижник, о. Моисей преисполнен был самой нежной любовию к людям и был сострадателен к их погрешностям. Вот один из множества примеров: в обители работал печник, плутовавший и неисправно работавший. О. Архимандрит решил его расчитать, но печник просил прощения и обещал исправиться. О.Архимандрит простил его и снова нанял. Эконом, узнав об этом, говорит о. Моисею: «Батюшка! Вы опять того печника наняли, ведь он плут, как и Вам хорошо известно». – «Да, ведь он бедный человек, я видел, что на нем и рубашки-то нет, а только кафтан, надобно ему помочь, притом он обещал исправиться». «Батюшка, когда же он исправится? Он известный негодяй!» «Как! человек хочет исправиться, а ты говоришь, что он негодяй. Сам ты негодяй! Ступай!» Так эконом и ушел. Неподражаемо было искусство о. Архимандрита говорить с каждым в его тоне; с образованными на их языке, а с средними сообразно с их понятиями и их образом речи. Он хорошо понимал потребность каждого. С удивительным искусством старался он всегда избегать среди бесед разговора о людях в смысле их осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Около 1836 года с оптинским старцем Макарием знакомятся Киреевские и на долгие годы становятся его искренними последователями и духовными чадами. Когда в 1845 году И. В. Киреевский стал редактором «Москвитянина», он опубликовал в журнале подготовленное преподобным Макарием «Житие Паисия Величковского». В 1847 году это житие вышло отдельным, значительно дополненным изданием. При участии И. В. Киреевского в Оптиной пустыни было подготовлено к изданию целая серия святоотеческой литературы, бесценной жемчужины христианской мысли. О кропотливом труде по подготовке рукописей к изданию свидетельствуют его дневники и переписка (6) . Иван Васильевич редактировал переводы. Киреевские участвовали практически во всех изданиях, подготовленных в конце 50-х — начала 60-х годов XIX века в Оптине пустыни (7) . Доверительные отношения, которые сложились у Киреевских с оптинским старцем Макарием, показывают строки из одного письма Ивана Васильевича: «…душевное здоровье всех нас зависит от Вашего телесного. Смотрите на себя как на ближнего. Одного вздоха Вашего обо всех нас вообще к милостивому Богу довольно для того, чтобы Он всех нас прикрыл своим теплым крылом. На этой истинной вере почивайте, милостивый Батюшка, на здоровье всем нам. Отгоните от себя заботливые мысли, как врагов не только Вашего, но и нашего спокойствия, и, ложась на подушку, поручите заботы об нас Господу, Который не спит. Прошу Вас благословить меня написать и окончить сочинение, и чтобы оно было на пользу другим и мне самому. Мне хочется обозначить незаметные нити, которыми связываются наши понятия религиозные со всеми другими понятиями нашими о науках и жизненных отношениях…» (8) . Старец Иосиф в статье «Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни» писал: «Известно, что это был ум могучий и всесторонне образованный, стоявший на высоте современной ему западноевропейской философствующей мысли. Но, однако, он не удовлетворился своими знаниями: душа его искала высшей правды. Беседы с о. Макарием осветили и раздвинули его умственный кругозор и вместе с тем увенчали его философские знания покровом сердечной веры» (9) .

http://pravoslavie.ru/114861.html

" Покайтесь, пока не поздно. О, если бы весь мир воскликнул. Господи, помилуй " , - быть может, и отсрочилось бы время, а теперь катимся к врагу как на салазках " , - говорила странница Ксения, подвизавшаяся в семидесятых годах XVIII в. Особенно много предсказаний о смертях и бедах в житии странника Алексея Михайловича Крайнева. Он, как грозный вестник, появляется к тем, кого ждет несчастье или смерть. Среди легенд о предсказании смерти князя Григория Александровича Потемкина существует одна, наиболее достоверная, переданная Павлом Потемкиным в письме его к Григорию Андреевичу Полетике, вот она: " Покойный светлейший давно был взволнован окружающим. В последние дни, бывая на антресолях Зимнего дворца, он четырежды споткнулся, вызвав улыбку государыни и слова: " Берегитесь, князь, вспомните Цезаря в сенате " . Перед самым отъездом своим в Яссы князь долго молился в образной перед Владычицей Казанской, любимой им особенно. После сего спустился в гостиную, где изволил читать Священное Писание. Во время чтения к нему подошел его секретарь Попов и доложил, что князя желает видеть странник Иван Сорокин, тот самый, что предсказал смерть владыке Амвросию Коломенскому. Князь велел привести странника, и когда тот поклонился светлейшему в ноги, изволил сказать: " Ну что, Иваныч, мою смерть сегодня предскажешь? " А странник ответствовал: " Угадать изволил, князенька, живым тебе в Петербурге не быть, а умрешь ты посреди степи " . Князь изволил выслать Попова и со странником говорил два часа; сам проводил его до дверей. Этот разговор, - добавляет Павел Потемкин, - слышал я из уст камердинера покойного светлейшего, Василия " . С именем светлейшего князя Таврического связаны почти все духовные подвиги, возникшие в XVIII веке. Он привнес на Русь творения начальника старчества Паисия Величковского, он издал " Добротолюбие " , помогая преосвященному Гавриилу в переводе его на славянский язык, он покровительствовал юродивым. Он особенно любил странников и паломников, во множестве живших во флигелях его дворцов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1817 г. он был рукоположен в иеромонаха. По прибытии в скит, он сделался ближайшим помощником старца Леонида. Прот. С. Четвериков пишет: " Семь лет продолжалась совместная жизнь и деятельность старцев Леонида и Макария. Тесная духовная дружба связывала их. Нередко они даже писали общие письма своим духовным детям за своею общею подписью. Между тем они были совершенно не похожи друг на друга ни по внешности, ни по характеру. Отец Лев, из купцов, крупный и представительный, был прям, грубоват и резок и отличался не столько начитанностью в духовных писаниях, сколько духовно-практическою мудростью. Отец Макарий, из дворян, был слабого сложения, некрасив, с неправильностью в устройстве глаз и в речи, обладал мягким и кротким характером, эстетическими наклонностями, в молодости даже играл на скрипке, знал и любил церковное пение, любил цветы, был очень начитан в церковной литературе, имел склонность к ученым, кабинетным занятиям. Оба старца как бы дополняли друг друга. Со смертью о. Леонида (Льва) бремя старчества легло всецело на одного о. Макария и он нес это бремя в течение 19 лет до самой своей кончины, последовавшей 7 сент. 1860 г. При нем деятельность Оптинского старчества получила новое направление. Отец Леонид являлся по преимуществу руководителем душ, прибегавших к нему за помощью, и целителем их немощей и болезней. Он имел дело большею частью с иноками и крестьянами. При о. Макарии впервые началось сближение с Оптиной пустынью представителей русской науки и литературы. Произошло это, главным образом, на почве издательства Оптиной пустынью рукописей старца Паисия Величковского, хранившихся в скитской библиотеке и занесенных туда в разное время разными лицами " . Почин в этом деле проявили супруги Иван Васильевич и Наталия Петровна Киреевские, жившие в своем имении Долбино, Бельского уезда, в 40 в. от пустыни. Они были духовными детьми старца Новоспасского м. Филарета, от которого много слышали о старце Паисии и его творениях. Они сблизились с отцами Моисеем и особенно с Макарием, бывавшим и в их имении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

л. 24 об. 8. Другия чистыя же непарительныя сердечныя, или зрительныя молитвы действие святое. Исихия пресвитера глав. 71. Нач. Кто убо есть в роде сем всеотнюдь избавивыйся встраственных помышлений и чистыя выну и невещественныя сподобивыйся молитвы. л. 26 об. 9 Молитва зрительная с естественным видением чувственной и мысленной твари. Исихия пресвитера глав. 29. Нач. Аще со смирением, мудрованием, и памятию смерти и самоукорением и противоглаголанием и призыванием Иисуса Христа. л. 28 об. О чувственной твари. Ильи екдика от разуметельных глав 17. Нач. Нужно есть имущему убо от молитвы отрешатися, в некоем естественном видении почивати. л. 30. О мысленном видении. Исихия пресвитера вторыя сотницы глава 4. Нач. Обыче бо сердце непрестанно блюдомо и не попущаемо зраки и образы и мечтания приимати темных и лукавых духов, помыслы световидны из себе израждати. л. 31. Молитва 10 с духовным видением, еже о промысле и суде словес Божиих. Ильи екдика от разуметельных глав 52. Нач. Молитва яже с духовным видением, земли обетована есть: в нейже течет, яко млеко и мед, разум яже о промысле и суде словес Божиих. л. 34. Как в молитве претерпевати, о том следующия пособия. 1: в посте. 2: со благдарением, чрез что бываим непадальны и больших сподобляемся даров. 3: тесно, сиречь с верою во нужде и подвизе, собираия ум, и помыслы, молитися безъмечтанно не парително. 4: часто трезвитися, чрез что очищая помыслы, стяжаваем терпение. 5: болезнено или в чувстве. 6: чисте молитися в правоте сердца. Ефрема Сирина слово 66, лист. 117. Нач. В посте готов, в молитве терпелив. 59. Сборник аскетических статей, преимущественно об умной молитве. Рукопись 4°, 140 л., из них 8 л. чистых, полууставом и скорописью, на белой, синей и серой бумаге нач. в. Л. 5 представляет гравюру с портретом Паисия Величковского с подписью внизу: «Молдовлахийских Нямецкого и прочих монастырей Великий Старец схимонах и архимандрит Паисий Величковский скончался 1794 года ноября 15 дня и погребен в Нямецком монастыре». Старец с седой бородой и длинными седыми волосами с клобуком на голове – изображён в пояс. На л. 35 об. приписка после статьи – Толкование на Господи помилуй: «Переведено молдавской области в Вознесенском Нямецком монастыре Схимонахом Онорием». Эта же приписка повторена после той-же статьи на л. 130.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Так они забыты были и в России во времена Паисия Величковского (XVIII в.). Но этот великий старец снова возродил духовное делание и старчество, которые и стали процветать у нас во многих монастырях. И, хотя это было возрождением древней традиции той же России, но для большинства они казались, в особенности старчество, малопонятным новшеством. Прот. Сергий Четвериков говорит, что в нашем дореволюционном прошлом русское монастырское старчество мало было изучено и недостаточно оценено русским обществом. Но не только оно, это общество, имело смутное представление о старчестве, но и наша молодая богословская наука не успела разработать этот вопрос. Так, «вопрос о старчестве в древнерусских монастырях совершенно не затронут в нашей научной литературе. Но судя по житиям, оно было общераспространенно, говорит проф. Серебрянский. Кроме того, при ознакомлении с литературой, связанной с вопросом о старчестве и внутреннем делании, автору пришлось встретиться с некоторыми мнениями, не вытекавшими из научных исследований, а высказанных а priori, но тем не менее другими уже повторявшимися, как установившееся в науке положение. К числу таких мнений относится мысль о разрыве древней русской святости с восточной традицией, будто бы происшедшем в XIV и XV веках. В это время на Афоне и в Византии наблюдался расцвет созерцательного подвига, получившего в XIV веке наименование «исихазма», но согласно этому априорному утверждению исихазм не мог «по историческим и географическим» причинам проникнуть к нам, а потому и характер древних русских подвижников с этого времени развивался самостоятельно и своеобразно, образуя «особую ветвь святости в Православии». Еще одно обстоятельство, которое надо здесь отметить, – это почти всеобщее отрицательное отношение к исихазму, или, в лучшем случае, равнодушие к нему, наблюдаемое, как в прошлом столетии, так и в начале настоящего1 и только в последнее время стал проявляться интерес к исихазму. Это можно объяснить тем, что русская богословская наука, возникшая со времен петровских реформ под влиянием западных гуманитарных наук, не вышла еще окончательно на самостоятельный путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Паисий учил не идеям, основанным на умственных построениях, новел к переживанию духовных опытов, которые распространяются на жизнь Церкви как постоянная основа, на которой зиждется духовная жизнь ее избранных сынов – монахов. Опять-таки не случайно, что век спустя Иван Васильевич Киреевский (1806–1856), 521 неудовлетворенный идеалистической философией Шеллинга, в ходе бурной дискуссии «О возможности и необходимости новых начал в философии» 522 приходит в конце концов к " духовной философии восточных отцов Церкви». 523 Однако к познанию мысли и учения этих отцов Киреевский приходит через духовный мир, созданный Величковским. Новые начала, которые ищет Киреевский для оживления философской мысли в России, это не что иное, как обновляемый мир православного мистического опыта, открытый ранее старцем Паисием при изучении святоотеческих писаний, найденных на Афоне. Через мистический опыт старец Паисий приходит к познанию богословский истины, т. е. к созерцанию Божественных энергий и причастию к ним. Это созерцание составляло сторону богопознания, которая была совершенно неизвестна православному богословию XVIII в., находившемуся под глубоким влиянием схоластики. Особое значение имеет развитие именно этого богословского знания для славянского мира. До XIV в. у Паисия еще не было полной возможности понять учение современных великих богослововисихастов Византии о несозданных энергиях, ибо отсутствовала богословско-терминологическая база для этого. Базу эту он получил в последние десятилетия XIV в., 524 когда сербский сятогорский монах Исаия перевел с греческого на славянский язык сочинения, подписанные именем Дионисия Ареопагита . 525 Сочинения эти были средством для углубления в мистическое богословие. В России встречаемся с обновлением и усилением богословия мистического опыта в деятельности и учении преп. Нила Сорского . 526 Затем, хотя встречаются отдельные случаи сохранения этого богословия, 527 круги, официально представляющие догматическое учение Церкви, сторонились его. Огромная переводческая деятельность школы Величковского 528 вновь извлекает на свет забытое богословие, которое, однако, являлось единственной положительной основой для диалога с Западом и западниками и единственным способом отмежевания православной традиции от западных идеологических и богословских течений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

58. Аскетический Сборник, содержащий отеческия выписки об умной молитве. Рукопись 4°, в 42 л., полууст., переходящим в скоропись, на синей бумаге, нач. XIX в., в бум. современном ркп. переплёте. По происхождению Сборник относится к школе Паисия Величковского . Заглавия нет. Начинается Сборник изложением условий умной молитвы: «Нижеследующия к молитве пособия». л. 1. Нужно иметь намерение яко начало. Кассиана Римлянина в слове o разсуждении лист. 185 об. Нач. Конец убо прочее нашего Обета царствие Божие. л. 5. Пособие к молитве; усердие. Апостол к Филиписием, глава 2 ст. 13 Нач. Бог бо есть действуяи в вас, и еже хотети, и еже деяти. л. 5 об. Пособие к молитве, трезвитися не скитаяся. Исихия пресвитера 2 сотницы глав. 2. Нач. Требует молитва трезвения, якоже светище света светильнична. л. 7. Колико есть образов молитвы. Марка постника от 9 слова глава 22. Нач. Мнози убо суть молитвы образи, ин иного разнствует. л. 8 об. Скверна молитвы мечтания. Лестничника от 28 слова лист 176 нач. Скверна есть молитва , Богу предстояти, и безместна помышления мечтати. л. 10. 3 Молитва с пленением в неполезна попечения. Нач. Лествичника от 15 слова. Ино прилог, ино сочетание, и ино сложение, и ино пленение. л. 11. 4 Молитва парительная. Григория Синаита от особых седми глав. 3. Нач. Яко никтоже может собою удержати ум, аще не от духа удержан будет. л. 12 об. 5 Молитва с пороком якового либо прилога, Исаака Сирина слово 39. Нач. По нестяжании бо отрешающем помышления наша от уз, пребытности хощет молитва. л. 13 об. Молитва 6. Терпеливо-трудная, сиречь от прилежного понуждения теснособранная. Мелетия Галисийского. Нач. Дело, глаголю, молитвы, срастворено имей, и совокуплено отвсюду, и совплетено, с божественным и честным терпением. л. 18. Молитва 7. Чистая 1 деятельная, или пребытная чрез долгое обучение от частного трезвения, от частного внимания, от частныя памяти и призывания; и очищения сердца. Лествичника от 28 слова лист 175 на обор. Нач. Дая бо глаголет, молитву чисту без лености молящемуся скверненне, и утружденне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

л. 16. Како самого настоятеля и братии друг друга обличати. – Выписки из тех же источников. л. 19 об. Какко обиды претерпевати. Выписки преимущественно из Златоуста и Марка постника. л. 21 об. О еже терпети от настоятеля досады и укоризны. – То же самое о братии. Выписки из тех же источников, а также преподобного Аммона, преподобного Исаии, св. Максима, Кирилла Иерусалимского . 66. О молчании и безмолвии. Рукопись в лист, 14 л., на синей толстой бумаге с клеймом 1809 г., без переплёта. Полное заглавие рукописи таково: Со Богом о молчании и безмолвии и житии тихом составлятися могущем, прежде всякого дела, от удержаний языка и кротка сердца. В немже и мала похвала от невежднических устен приносима Преподобному Отцу Исааку Сирину . егоже к концу и оглавление богомудрых словес его. Нач. Величайша согрешения и зело неудобоисцелна яже в начале в душы окаянных человек всея вселукавый враг и спасение нашего и чести, и безмертныя оныя святыя жизни сатана проклятый. Рукопись по своему происхождению увязана с Паисием Величковским . 67. Образ примирения грешного человека с Богом. Рукопись 1794 V., скороп., 4°, 233 лл. и 4 л. не нумерованных. На первом не нумерованном листе запись: «Списана сия книга с печатной 1794 года Брянского народного училища учителем Афанасьем Казмачок Вохловым, а переплетена в Киеве в бытность мою там 1795 года. Полное заглавие рукописи следующее: «Образ примирения грешного человека с Богом чрез десятодневное, и на всяк день по три краты в нем же, и самем собою безпамятным о себе грешником разглагольствие, с размышлением благодеяний Божиих, правилом ноне единожды в месяц приуготовления к доброй смерти, злобы греха, нужд жития человеческого, Евхаристии Пресвятыя, смерти, суда, геенны, и блаженства вечного, со рыданиями на всяк день, приуготовлением к тайне святого покаяния, и возбуждением к жалению о грехах сердечьному». За этим заглавием выписана аппробация книги, данная Сильвестром Лубинецким Руднецким экзархом киевской митрополии 8 мая 1756 г. 68. Словеса душеполезна. Рукопись конца XVIII в., скороп. 4°, 14 л., разбита, без переплёта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010