Старец Макарий, внимательно следивший за деятельностью Киреевского, очень сожалел о том, что тот прекратил редактирование «Москвитянина». Он писал: «Издание журналов «Маяка» и «Москвитянина» идет в духе религиозном… Последнего издатель мне знаком – г-н Киреевский. Но, к сожалению, он, по болезни своей, оставляет оный на попечение других, а он имел надежду провести религиозное и нравственное направление и соединить их, как и необходимо, с наукою, – тогда как в ученом мире наука непременно разъединяется с религиею. Это, пройдя опытом, он хотел доказать убеждением, и, конечно, успел бы в столь полезном для человечества предприятии, но сил физических не достало». Игумен Моисей и старец Макарий решили выпустить напечатанное в «Москвитянине» житие старца Паисия отдельной книгой с прибавлением его сочинений, портрета и снимка с автографа. Это дело они поручили Наталье Петровне и даже послали ей деньги на печатание. 7 мая 1845 года игумен Моисей писал из Оптиной Наталье Петровне: «Получа почтенное ваше писание от 26 апреля с возвращением денег, посланных на напечатание по желанию нашему из журнала «Москвитянина» особо жизни и писем блаженного старца Паисия, которое достопочтеннейший супруг ваш Иван Васильевич, купно и вы, благоволили вменить себе во утешение – напечатать безденежно и доставить к нам просимое количество, – я приятною обязанностью поставляю принести вам и супругу вашему глубочайшую признательность за таковое ваше благожелательство к душевному назиданию многих. Узнав из письма вашего о болезни Ивана Васильевича, – сердечно соболезнуем и по долгу христианской любви молим общебратственно Премилосердого Господа о исцелении его от болезни». Старец Макарий приписал: «Примите и от меня, почтеннейшая Наталия Петровна, усерднейшие благодарения за память вашу; жалею о болезни Ивана Васильевича, дай Бог ему крепости, силу и разум в подвиге его издания». В 1846 году, в марте и в июле, старец Макарий навещал Киреевских в Долбине. При одном из этих посещений он в разговоре «коснулся о недостатке духовных книг для руководствующихся в деятельной христианской жизни». Далее выяснилось, что и у оптинских старцев, и у Киреевских имеются различные рукописи, из которых самое ценное – творения св. Отцов, переведенные с греческого языка старцем Паисием. Супруги Киреевские предложили издать их, тем более что и начало было уже положено «Житием и писаниями молдавского старца Паисия Величковского ». Эта книга была уже в типографии.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Старец может иметь священный сан или не иметь его, он может быть монахом и не быть им, он может быть мужчиной или женщиной, он может быть молодым человеком или пожилым. Паисий Величковский и Иван Иванович Троицкий стали духовными руководителями, когда им было около тридцати лет, Адриану Югскому – чуть более тридцати, Гавриилу Зырянову – тридцать семь, одному из старцев зосимовской традиции преподобному мученику Игнатию (Лебедеву) – чуть более сорока, Зосиме Верховскому – пятьдесят, отцу Петру Томаницкому – за семьдесят. Разброс очень большой, нет никаких формальных ограничений, которые можно было бы предъявить к духовному руководителю. Единственный критерий – это его духовный опыт. Здесь мы можем, кстати, провести определенные параллели с умной молитвой, но сейчас не будем этого делать. Есть определенные примеры в истории аскетики, когда она выходила за пределы монашества. Но сейчас нам интересней поставить другой вопрос: если нет никаких формальных ограничений н, то, кто может быть старцем, как объяснить, что среди признанных Церковью духовных руководителей преобладают именно монашествующие? То есть надо поставить вопрос о старчестве и монашестве. Прав ли был Экземплярский, когда считал, что старчество – сугубо монашеская практика? В этом контексте можно ответить на этот вопрос таким образом: духовное руководство – это один из элементов духовного трезвения, то есть борьбы со страстями, очищения внутреннего человека. Мы видели, что духовное руководство, как и остальные практики, родилось вместе с христианским аскетизмом. Однако монашество – это такое особое, если можно так сказать, церковное сословие, которое было призвано хранить первохристианский идеал святости в новую эпоху. Поэтому духовное делание, внутреннее очищение человека стало его главным и, грубо говоря, профессиональным занятием. Поэтому понятно, что и молитва, и духовное руководство имели для монахов настолько важное значение, что получили мощный импульс для своего дальнейшего развития. Монахи из поколения в поколение оттачивали технику этих монашеских практик. И в монашестве, в паламизме молитва вышла на высочайшее теоретическое осмысление, и так же оттачивались грани духовного руководства или старчества. Монашество хранит тонкую и высокую культуру духовного трезвения, совершенствуя составляющие её аскетические практики – молитву, духовное руководство, внешние подвиги. И хранение духовной культуры православия стало назначением и основным призванием монашества в Церкви.

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-chto-ta...

О тех же, которые страшатся приступить к Иисусовой молитве, старец Василий Поляномерульский (наставник Паисия Величковского) говорит: «Некоторые, будучи незнакомы опытно с умным деланием, мнят, что имеют дар рассуждения и оправдывают себя, или лучше сказать, отклоняются от обучения этому священному деланию тремя предлогами, или изветами: во-первых, отсылая это делание исключительно к святым и бесстрастным мужам, думая, что оно принадлежит только им. Во-вторых, по причине совершенного оскудения опытных наставников и учителей. В-третьих, из-за опасности прелести. Но эти доводы неосновательны: первый потому, что первая степень преуспеяния для новоначальных монахов состоит в умалении страстей трезвением ума и блюдением сердца, т.е. умной молитвой, подобающей деятельным. Второй безрассуден и неоснователен: потому, что за недостатком наставника и учителя, Писание нам учитель. Третий заключает в себе самообольщение: вместо того, чтобы из Писания познавать прелесть и предостережение от нее, это Писание извращается и представляется в основание к уклонению от умного делания. Бели же ты страшишься этого делания и обучения ему от одного благоговения и простоты сердца: то и я на этом основании страшусь, а не на основании пустых басен, по которым «волка бояться, так в лес не ходить». И Бога должно бояться, но не убегать и не отрицаться от Него по причине этого страха». Современное духовничество, как мы вскоре увидим, родилось из древнего монастырского старчества и является его вторичной формой. Благодаря родственности этих двух явлений, духовничества и старчества, у многих малоопытных священников, знакомых с аскетической литературой только теоретически, всегда может явиться соблазн «превышения власти», – перехода грани духовничества, чтобы старчествовать, в то время, как они, в сущности, и не понимают, в чем состоит истинное старчествование. Это таит опасность причинить непоправимый вред душе опекаемого. Известны случаи даже самоубийства как результат такого повреждения. В лжестарчестве воля одного человека порабощается воле другого, вопреки указанию ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

л. 187 об. Тогожде святого Иоанна Лествичника Слово особнейше к Пастырю объемлющо: какову Предстоятелю словесных овец быти подобает. Нач. В долней убо сей книзе, аз тя, Божественне Отче, всех последня учиних. 45. Житие Григория Синаита . Рукопись 4 , полууст., XIX в., 45 л., в бум. перепл. Письмо школы Паисия Величковского . Полное заглавие рукописи следующее: Месяца ноебвриа 27. Житие и жительство иже во святых отца нашего Григория Синаита . Списано святейшим архиепископом Констаниня града кир Каллистом. Нач. Еже убо благия мужы похвал и хвалений хотети сподобляти и венцы о них плести и изящества (на поле первшества) сих воспевати и возвышати якоже по силе глаголати увещавает, успешно есть и полезно. 46. Блаженного Диадоха Словеса постническа. Рукопись 4 , 67 о., на тонкой бумаге нач. XIX в., полууставом. Из школы Паисия Величковского . Нач. 1 главы. Всякого духовного, братие, да преходит видения, вера, надежда, любовь. 47. Святый Варсануфий. Вопросы и ответы. Рукопись в лист, 5+343 л., полууставом, XIX в., в отличном кожаном переплёте, отличной сохранности. Перевод творений св. Варсануфия сделан по настоянию Паисия Величковского и старца архимандрита Софрония иеромонахом Дорофеем в Нямецком монастыре около 1799 года. Наш список сделан в 1828 году, как о том свидетельствует запись в конце книги: «На день преподобного отца нашего Илариона Нового и святого Стефана чудотворца, помощию Божиею кончил: Слава Тебе. Марта 28, 1828 года. С. М. Иеромонахом И. (Павлом)». 48. Преподобного Марка о покаянии. Рукопись 4 , 94 л., на синей бумаге нач. XIX в., полууставом. Письмо школы Паисия Величковского . В конце 6 слова приписка: «Переведено модавской области в Вознесенкском Нямецком монастыре Схимонахом Онорием». Полное заглавие следующее: «Преподобного и Богоносного отца нашего Марка о покаянии всем всегда приличествующем, егоже силу действия вернии и прежде делания благодатию крещения прияша». Слово 1. Нач. Господь наш Иисус Христос , Божия сила и Божия Премудрость, боголепно, якоже весть сам о всех промышляя спасения, различными велении (на поле: догматы) закон свободы положив, едино намерение подобающее все определил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Бирин Афанасий, сотский. 127. Благовестов Иван, ученик. 129. Богдановский Дмитрий, ученик. 32. Быков Иван, ученик. 32. Быков Иван, ученик. 105. Быстрицкий Семен, префект, 18, 35, 56, 57, 62, 66–70, 73, 81, 114. Беляевский Василий, ученик. 82. Беляевский Иван, ученик. 32. Варваринский Дмитрий, ученик. 114 Варлаам (Леницкий), епископ Суздальский. 5 Васильев Иван, пономарь. 58. Введенский Алексей , учитель. 89–99 и в конце книги дополнение. Великосельский Афанасий, см. иеромонах Антоний. Величковский Фёдор, ученик. 32, 33. Венедикт, игумен, учитель. 77–78. Взорновский Иван, ученик. 71. Виктор (Онисимов), епископ Владимирский и Суздальский. 85, 90. 101, 102. Виноградов Иван, ученик. 71, 72, Волгин Иван, ученик. 137. Волицкий Гавриил, ученик. 131–32. Володский Алексей, учитель. 91–92, 99, 190, 129. Гарин Иван, ученик. 187. Гедеон, иеродиакон. 29. Гедеон, иеродиакон Суздальского монастыря. 123. Геннадий (Драницын), епископ Суздальский. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20 прим. 2, 22, 27, 23, 29, 39, 31, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 46, 47, 43, 06, 70, 7 2, 73, 78, 79, 94, 102, ПО, 111, 130, 134, 135, 149. Гервасий (Линцевский), архимандрит, ректор. 23, 26, 63–66, 74, 75, 84, 88, 89, 106. Глазов Ефим, ученик. 126–28. Глоарский Михаил, ученик. 100. Глебов Алексей, учитель. 86–87, 89, 105. Григорьев, поручик. 40, 41. Григорьев Михаил, священник. 137. Гуляев Козьма, ученик. 130. Денис, целовальник. 127. Димитрий, диакон. 53. Димитрий, поп. 136. Димитрий, сын священ, с. Бородина. 94. Димитрий (Грозинский), архимандрит, ректор. 26, 27–29, 31, 44, 40, 06, 78. Диомидов Макар, ученик. 135. Дмитриев Алексей, ученик. 72. Доброгорский Семен (в монашестве Соломон), ректор. 21, 20, 34, 35, 37, 39, 45–63, 64, 60, 67, 68, 69, 73, 74, 82, 83, 114, 119, 121, 133, 136, 137. Ежев Андрей, ученик. 187. Елизавета Петровна, императрица. 3. Елисеев Пётр, ученик, 114. Емельян, целовальник. 127. Ефремов Алексей, купец. 124. Ефрем, архимандрит Спасоевфимиева монастыря. 33, 73. Жарковский Василий, ученик. 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь монашество перестало являться идеалом общества как было в древней Руси, когда оно привлекало к себе одухотворенные элементы. Высшие слои общества увлекались идеями, принесенными с Запада среди простонародья распространились всевозможные секты. Монашество же обескровленное и обездоленное в большинстве являет собою картину распада. Так, назначенный благочинным игумен Валаамского монастыря Назарий в 1795–96 гг. жалуется на общее бродяжничество монашествующих. Но еще в 1786 г. и сам м. Гавриил делает распоряжение, чтобы монашествующие по дворам не шлялись. Настоятели смотрят на свою должность, как на источник дохода. Пьянство является общим бичем (Сведения взяты из «Христианского Чтения» за 1901 г., ч. 2-я, стр. 500 и др). Но вместе с тем, в середине XVIII столетия при этом полном упадке и вымирании неожиданно наступают признаки весны. Так после строгой и суровой зимы вдруг начинают пробиваться из недр земли новые, молодые побеги свежей растительности. Пролился теплый благодатный дождь. Повеяло духом. Началось Воскресение. И яркая, благоуханная весна вступила в свои права. Две сильныя личности дали толчок этому возрождению: один – Архимандрит Паисий Величковский за пределами России возобновляет учение о духовной молитве, другой – Преосвященный Гавриил, митрополит С.-Петербургский создает питомники, откуда это учение могло распространяться. Переведенное Паисием Величковским и изданное митрополитом Гавриилом «Добротолюбие» послужило основанием этому движению. Настоящий труд позволяет нам вкратце коснуться того великаго значения, какое имел Паисий Величковский для жизни всей религиозной России за 2 последние столетия. Повторим слова оптинского составителя его жизнеописания: «Мы, россияне, должны чувствовать излиянную на нас Промыслом Божиим через него духовную пользу, не для одного монашества, но и для укрепления всей Православной Церкви» (Житие и писания молдавского старца Паисия Велич. Москва, 1847 г). Схиархимандрит Паисий, в миру Петр Иванович Величковский, сын священника был, как он сам любил выражаться, «родимец Полтавский» (1722–1794).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

258 Преподобный Исаак Сирин , епископ Ниневийский (t VI), родом сириец, в ранней юности удалился в монастырь, затем уединился в пустыне. Был поставлен епископом города Ниневии, но вскоре оставил кафедру и пустынножительствовал до конца жизни. «Святой Исаак всю жизнь свою посвятил уединенному изучению души своей, и ничьи поучения не исполнены таких глубоких психологических сведений, как поучения святого Исаака; прошед сам степени духовной созерцательной жизни, святой Исаак представляет наставления о созерцаниях возвышенные и основанные на твердых опытах. Духовная жизнь изображена в его поучениях в приложении к самым неуловимым состояниям души» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение... Т 3. С. 135). Древнейшие славян, переводы поучений прп. Исаака Сирина , находившиеся в Киево-Печерской лавре и на Афоне, были списаны и использованы при работе над собственным переводом с греч. прп. Паисием Величковским (см.: Книга святого Исаака Сирина . Нямец: Изд. Нямецкого молдовлахийского монастыря, 1812). Еще один славян, перевод (XIV) поучений прп. Исаака хранился в библиотеке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сам И. В. Киреевский принимал участие в изд. книги «Святого отца нашего Исаака Сирина , епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским » (М., 1854). 259 Московский Стоглавый Собор, созванный в царствование Ивана IV Васильевича Грозного в 1551 г., был посвящен решению следующих церковных вопросов: 1) о каноне богослужения, богослужебных книг, иконописания, крестного знамения и др.; 2) о церковном управлении и духовном суде; 3) об управлении церковным имуществом; 4) о благочестии мирян. Царь Иван Грозный предложил Собору вопросы, сто ответов на которые составили сб. «Стоглав», и давший название Собору. Постановления Собора о двуперстии, сугубой аллилуйи, хождении «посолонь» были отменены Собором 1655 года. 261 Отношение к монастырскому землевладению, злоупотребление которым нередко пагубно влияло на монашествующих, было вторым противоречием между прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Великое дело издательства творений св. Отцов началось с выпуском в свет книги «Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского ». К материалу, напечатанному перед этим в «Москвитянине», было прибавлено: А) предисловие, заключающее в себе краткое сказание о жизни и иноческих подвигах учеников старца Паисия и некоторых ему современных старцев духовной жизни, с которыми он был в духовном и единомысленном общении и Б) всех известных писаний старца Паисия. Это святое дело продолжалось и при преемнике старца Макария – старце Амвросии. Бог, – как говорил о. Макарий, – посылал средства на благое дело через добрых людей, и одно за другим было издано большое количество книг. Занятия о. Макария состояли в приготовлении к печатанию славянских переводов (снабжение примечаниями малопонятных мест) и перевод некоторых на русский язык. Деятельность в этом отношении о. Макария была изумительна. Он жертвовал для этого дела своим кратким отдыхом, и, не отказываясь от своего старческого подвига в отношении приходящего народа, он неотступно следил за своими помощниками из скитской братии. Всякое слово взвешивалось, обсуждалось и без благословения старца ни одно не вписывалось в рукопись, приготовляемую для типографии. Сотрудниками старца были: о. Ювеналий, о. Леонид и о. Амвросий. Впоследствии – о. Климент (Зедергольм) , магистр греческой словесности. Ввиду того, что издания эти совершались на средства благотворителей, старец Макарий и игумен Моисей щедро рассылали книги во все библиотеки, как академическия, так и семинарския, почти всем архиереям, ректорам, инспекторам семинарий и академий, а также во все общежительные монастыри на Афоне. Вот заглавия изданий, вышедших с 1847 до 1860 года. 1 . Житие и писание Молдавского старца Паисия Величковского . 2 . Четыре огласительных слова к монахине. 3 . Преподобного отца нашего Нила Сорского , предание ученикам своим о жительстве скитском. 4 . Восторгнутые классы в пищу души. 5 . Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответ на вопрошание учеников (по-славянски).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Ночи вечные лампады Невидимы в блеске дня, Стройно ходят там громады Негасимого огня. Но впивайся в них очами И увидишь, что вдали За ближайшими звездами Тьмами звезды в ночь ушли. Вновь вглядись — и тьмы за тьмами Утомят твой робкий взгляд: Все звездами, все огнями Бездны синие горят. В час полночного молчанья, Отогнав обманы снов, Ты вглядись душой в Писанья Галилейских рыбаков. И в объеме книги тесной Развернется пред тобой Бесконечный свод небесный Лучезарной красотой. Узришь — звезды мыслей водят Тайный хор свой вкруг земли; Вновь вглядись — и там вдали Звезды мыслей тьмы за тьмами Всходят, всходят без числа, И зажжется их огнями Сердца дремлющая мгла. Да, истинное учение Христово способно зажечь и холодные сердца. Всех идущих за Христом покрывает и спасает благодать Божия» (11) . Журнал «Православное книжное обозрение» Рейтинг: 9.8 Голосов: 182 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 . Иосиф (Литовкин), преп. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский, К. Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни//Душеполезное чтение. 1898. Ч. I. С. 157-162. Опубликовано: Собрание писем оптинского старца Иосифа. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. С. 723. 2 . Варсонофий Оптинский, преп. Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 268-275. 3 . Письмо от 10 июля 1850 г./Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Л., 1952-. Т. 14. С. 194-195. 4 . Шенрок В. И. Материалы для биографии Н. В. Гоголя. М., 1897. Т. IV. С. 826. Письмо от 29 июля 1850 г. 5 . Варсонофий Оптинский, преп. Духовное наследие… С. 104-105. 6 . Киреевский И. В. Разум на пути к истине: Философские статьи, публицистика, письма. Переписка с преподобным Макарием (Ивановым), старцем Оптиной Пустыни. Дневники. М., 2002. 7 . Иван Васильевич непосредственно участвовал в подготовке почти всех святоотеческих творений, изданных в эти годы в Оптиной пустыни: «Преподобного отца нашего Нила Сорского предание ученикам своим о жительстве скитском» (М., 1849); «Восторгнутые класы в пищу души» (М., 1849); «Преподобных отцов Варсонуфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» (М., 1852), «Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена и пресвитера, бывшего от ограды святого Маманта, три слова» (М., 1852); «Огласительные поучения преподобного и богоносного отца нашего Феодора Исповедника, игумена обители Студийской, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1853); «Преподобного отца нашего Максима Исповедника толкование на молитву «Отче наш» и его слово постническое по вопросу и ответу» (М., 1853); «Святого отца наешго Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1854); «Преподобного отца нашего аввы Фалласия главы о любви, воздержании и духовной жизни» (М., 1855).

http://pravoslavie.ru/114861.html

Ту часть предания старца Паисия, которое было связано с просветительной деятельностью и старческим служением, впитало в себя валаамское, глинское и оптинское монашество. Именно в Оптиной пустыни в середине XIX века преподобным Макарием было начато издание переводов старца Паисия Величковского , а впоследствии и многих других святоотеческих творений, дающих верное руководство в духовной жизни. В оптинской издательской деятельности участвовали такие известные представители русской культуры и государственной власти, как Иван Киреевский, Степан Шевырёв, Тертий Филиппов. Оптинские святые старцы многих привели ко Христу, взрастили для Царствия Небесного множество духовных чад, всех уровней образования, всех званий, состояний и родов занятий – крестьян, ученых, писателей, сановников. Тем самым русские иноки способствовали воцерковлению обмирщенной российской жизни и культуры в целом и подготовили то явление, которое с полным правом можно назвать Православным Возрождением XIX века. Таким образом, преподобный Паисий Величковский явился выразителем и продолжателем исихастских традиций. Пройдя путем евангельских заповедей и внутреннего молитвенного делания, он сам исполнился великой святости, многих своих последователей привел ко спасению и возродил духовную жизнь Молдавии и России. Преподобный старец Паисий указал христианский идеал и дал руководство для подвизающихся на пути обожения. 1 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. 8. С. 18. 2 Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой//Умное делание. Валаамский м-рь, 1936. С. 239. 7 Хоружий С.С. Владимир Соловьев и мистико-аскетическая традиция Православия//Богос- ловские труды. М., 1997. Сб. 33. С. 235. 43 Парфений (Аггеев), схимонах. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. М., 2008. Ч. 2. С. 251. 48 Цит. по: Переводческая деятельность старца Паисия//http://paisius-niamets. orthodoxy.ru/prp.html Читать далее Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010