Апостольский подвиг святых братьев Кирилла и Мефодия История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Потребность в учителях для Великой Моравии В 863 г. князь Великой Моравии святой Ростислав направил посланников в Константинополь к императору Михаилу III с просьбой, чтобы тот прислал в его страну проповедников Евангелия, знающих славянский язык. Дело в том, что в IX веке большая часть мораван, чехов и словаков поменяла языческую религию на веру во Христа. Миссионеры приходили на земли славян в основном из королевства восточных франков и совершали богослужение на непонятной местному народу и плохо понимаемой самими германоязычными священниками латыни. Еще при Карле Великом в Вюрцбургской епархии, западная часть которой была населена славянами, для тех из них, кто уже принял крещение и кого еще предстояло крестить, «выстроено было 14 новых церквей» . Будучи еще королем Баварии, Людовик Немецкий в 829 г. включил Моравию в епархию с кафедрой в Пассау. В 831 г. епископ Пассау Регинар крестил князя Моймира, после чего началось массовое крещение мораван священниками, прибывшими в основном из Баварии. «Втягивая славянские земли в свою церковную организацию, немецкое духовенство втягивало их и в политическую зависимость от Германии и ее государей… По поводу, например, …неисправного платежа церковной дани немецкое духовенство не прочь было искать суда и управы у своих немецких, а не славянских властей» . Поэтому сменивший Моймира князь Ростислав, недовольный прогерманской ориентацией пришлого духовенства, изгнанного им из Великой Моравии восвояси, обратился через направленных в Рим посланников к папе Николаю с просьбой о том, чтобы он направил в его страну учителей, которые бы могли подготовить к священству благочестивых христиан из славяноязычных мораван, словаков или чехов, но в этом ему было отказано папой, приверженцем учения о пресловутом триязычии, что, мол, богослужение можно совершать лишь на тех языках, на которых была по приказу Пилата сделана надпись на Голгофском кресте «Иисус Назарей Царь Иудейский» (Ин 19, 19): еврейском, греческом и латинском, что служило предлогом для монополии латыни в богослужении на Западе. Папа опасался, что славяноязычные священники станут служить по-славянски или, что считалось еще более опасным, введут в своих церквах византийский обряд.

http://pravoslavie.ru/150773.html

Между тем, после заключения мирного договора между королевством восточных франков и Великой Моравией страну снова наводнили клирики из Баварии с их прежней нетерпимостью к славянскому богослужению. В Рим шли жалобы и обвинения в адрес Мефодия. Ему инкриминировали впадение в ересь, искажение Символа веры. По своему невежеству обвинители святителя за нововведение выдали опущение в символе латинского filioque. С некоторых пор интриганы стали получать поддержку со стороны Святополка. Одной из причин перемены в отношениях между правителем Моравии с его дружиной и святым Мефодием могли стать «слишком суровые требования соблюдения норм христианской морали со стороны Мефодия… Однако… этого было бы недостаточно для изменения общего отношения моравской знати к Мефодию и его делу. О том, что это отношение изменилось, говорят два следующие факта, которые можно извлечь из булл Иоанна VIII, адресованных Святополку. Из буллы 879 г. видно, что Святополк нашел нужным собрать обвинения противников Мефодия и передать их на рассмотрение курии… В следующем, 880 г., новый посол Святополка — Земижизна — передал папе просьбу моравского князя, чтобы ему… было разрешено слушать богослужение не на славянском языке, а на латыни» . Трудно сказать, знал ли Святополк латинский язык, но хорошо известно, что в культурном отношении он был основательно германизирован, усвоил обычаи, вкусы и взгляды немецкой аристократии и, вероятно, также ее приверженность латинской мессе, что не мешало ему отстаивать свою власть над Моравией, отбиваясь от посягательств на нее с германской стороны. Как бы то ни было, в 879 г. Мефодий снова был в Риме, и там ему пришлось оправдываться в возводимых против него обвинениях. И он блестяще справился с этим, заполучив папскую буллу с разрешением служить по-славянски. При этом, правда, предписывалось читать за Литургией Апостол и Евангелие вначале по-латыни и потом уже по-славянски. Казалось, славянизация богослужения в Великой Моравии была санкционирована Римом, но было принято еще одно решение, которое можно расценить как своего рода «держание камня за пазухой»: папа Иоанн поставил на кафедру Нитры суффраганом архиепископа Паннонии Вихинга, «родом алеманна, близкого немецкому королю Арнульфу человека и главу немецкой партии в Моравии. Этого Вихинга рекомедовал папе сам Святополк» . Ему и суждено было в скором времени сыграть зловещую роль в искоренении славянского богослужения.

http://pravoslavie.ru/150773.html

Знатным хазарам, которые слышали долгие споры иудеев, мусульман и христиан, так понравились речи молодого византийского проповедника Константина, что двести из них приняли христианскую веру. В знак признательности хазары отпустили из каганата вместе с Мефодием и Константином более двухсот греческих пленников. Братья двинулись в обратный путь в Константинополь. Принимали возвратившихся посланников в царском дворце с триумфом, как настоящих апостолов. Мефодий стал игуменом Полихрониева монастыря на Малом Олимпе, а Константин поселился при церкви. И вновь недолгим был их отдых. О буквах для великой Моравии Великую Моравию (сейчас это территория Чехии) давно крестили немецкие миссионеры. Они тоже занимались переводами на славянский, но переводили только самые необходимые для прихожан молитвы и поучения. В храмах же верующие слышали только латынь, не понимали её, и поэтому немецкие священники могли объяснять им христианское учение так, как им хотелось. Проверить, правду ли они говорят, неграмотным крестьянам всё равно было невозможно. В 862 году к царю Михаилу обратился моравский князь Ростислав: «Наш народ отверг язычество и принял закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке. Пошли к нам епископа и учителя!» Царь Михаил откликнулся на просьбу Ростислава и первым делом позвал образованного в языках Константина Философа: — Ведь вы с братом родом из Солоников (это ещё одно название города Фессалоники, родного для Кирилла и Мефодия), а солуняне все хорошо говорят по-славянски. Вот вам и идти к славянам в Моравию. Константин был в то время нездоров, но согласился отправиться в далёкую страну. Спросил лишь: — Имеют ли жители Моравии буквы на своём языке? Михаил ответил: — Нет, не имеют. — Как же я буду проповедовать им? — огорчился Философ.— Это всё равно что записывать беседу на воде. К тому же, если славяне неправильно меня поймут, получится, что я проповедую ересь — неправильное церковное учение! — Если захочешь, Бог даст тебе то, что ты просишь! — уверил Константина византийский царь. Он понимал, что создание письменного славянского языка нужно не только Моравии — новый язык поможет Византийской империи обратить в христианство тысячи и тысячи славян-язычников!

http://foma.ru/kirill-i-mefodij-udivitel...

Арабы захватили Сиракузы. Основание Бургаса на побережье Черного моря. Венгры и кабары возле Вены. Смерть св. Мефодия. Начало гонений в Моравии на сторонников Константинопольской патриархии. Паннонским архиепископом стал немецкий священник Вихинг. 886.08.29 Смерть Василия I от ран, полученных на охоте. Императором стал сын Василия Лев VI Философ.  Низложение патриарха Фотия. Патриархом стал брат императора Льва – Стефан. Ученики Мефодия изгнаны из Моравии и находят убежище в Болгарии В Болгарии царь Борис отказался от престола и ушел в монастырь. Новым правителем Болгарии стал его сын Владимир. Война Византии с болгарами. Нападение венгров и франков на Великую Моравию. Владимир сделал попытку реставрировать язычество. Вернувшись из монастыря, Борис отлучил Владимира от власти. Правителем Болгарии стал Симеон I, воспитанный при византийском дворе. Начало тридцатилетней войны между Византией и Болгарией.  Нападение венгров на Паннонию. Папа Стефан V запретил славянскую литургию. 894–896 Болгаро-византийская война. Битва при Булгарофигоне. Панония стала Венгрией. Византия в Х веке Развернуть таблицу 900 Набег венгров на Италию. Союз венгров с Византией. Примирение Церквей: восточной и западной. Несмотря на то, что церковь не разрешала жениться в четвертый раз, Лев женился на Зое Карбонопсине, которая родила ему сына Константина. Византия потеряла Сицилию в войне с арабами. Посольство римского папы Сергия в Багдад для соглашения в борьбе с Византией. Взятие арабами одного из крупнейших городов империи — Солуни. ПОсле отхода войск болгарский царь Симеон передвинул границы  Болгарии  к Солуни. 906.01 После долгих проволочек патриарх Николай крестил Константина. 906.04 Против воли патриарха придворный священник Фома обвенчал Льва и Зою. За этот грех патриарх Николай запретил Льву вступать в церковь. Разрушение Великой Моравии венграми. 907.02.01 Низложение патриарха Николая за то, что он не признавал четвертый брак. Сослан в Галакрин. Новый патриарх Евфимий. Церковный собор, созванный Евфимием, признал законным четвертый брак Льва.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Та же часть белых хорватов – прарусинов, которая осталась на южных склонах Карпатских гор, сохранила свое древнее самоназвание – русины, войдя в состав Великой Моравии (а частично и в Древнее Болгарское царство) задолго до учреждения Киевской Руси. Соляной путь в то время пролегал из Болгарии в нынешний русинский Солотвин (город в Закарпатье), а потому это был один из наиболее удобных путей для святых Кирилла и Мефодия в Моравию (так как именно Закарпатье и входило в это государство). И наоборот, это был кратчайший путь и для учеников равноапостольных братьев, когда им пришлось бежать из Моравии в Болгарию. Мало кто знает, что довольно было в то время переплыть речку Тису в районе нынешнего закарпатского русинского Тячева-Солотвина, чтобы сразу же и попасть из Моравии в Болгарию. О местных жителях Подкарпатья свидетельствовали кочевые мадьярские племена, которые в конце века, хотя и с трудом, но перешли Карпатский хребет и нашли здесь местное население с именем русины. Именно русины вместе с болгарами через 100 лет после своего крещения шли крестить Киевскую Русь. Среди них был и преподобный Моисей Угрин (русин из Угрии). После прихода мадьяр, к началу века, русины постепенно были вытеснены пришельцами из своих низин в горы и стали на длительное время неизвестным народом, зажатым со стороны Европы мадьярским государством, а с востока – высоким Карпатским хребтом и почти 150-километровым густым лесным массивом. Русины под Карпатами на длительное время были мало заметны историкам. Но это произошло неслучайно. Бог оберегал древний славянский русинский народ от ассимиляции с титульными нациями, которые часто становились для русинов старшими братьями. Любопытный исторический факт: закарпатский русин, не выходя из своего дома, становился гражданином почти шести государств, которые поочередно старались выдавать его за своего исконного жителя. В 1917 году в России произошел большевистский антиправославный переворот. К власти пришли открытые антихристиане, которые не спешили отдать людям землю, но стали массово уничтожать храмы, монастыри, духовенство и даже язык.

http://pravoslavie.ru/560.html

Данной цитатой предваряется история Польской Православной Церкви по той простой причине, что в ней бросается яркий свет на понимание фактов, подлежащих описанию. 1. Древнейший период истории Церкви: распространение христианства на польских землях; епархии в Галицком и Волынском княжествах; усиление католической пропаганды в XIV в. (брак королевы Ядвиги с князем Ягайло. Городельский сейм) Христианство проникало в районы, входящие в нынешнюю Польшу, с трех сторон: с юго-запада — из Моравского княжества, с запада — из Германской империи, и с востока — из Киевской Руси. До объединения в Центральной Европе отдельных славянских племен в единое Польское государство под властью Мешко I (Мечислава) здесь существовали небольшие княжества (например, Вислян, Полян), куда христианство проникало в разное время. Так, в IX столетии оно пришло в княжество Вислян. Начало благовестил христианской веры на этой территории связывается с просветительной деятельностью апостолов-славян святых братьев Кирилла и Мефодия. С миссионерской целью в 863 г. они прибыли из Константинополя в Моравию. Утверждая христианство в Моравии посредством перевода священных и богослужебных книг на славянский язык, святые братья, как об этом еще будет сказано в очерке о Чехо-Словацкой Православной Церкви, направили слово благовестия в соседние славянские страны. Эта деятельность особенно усилилась с того дня, когда святой Мефодий был поставлен архиепископом всей Великой Моравии. Естественно, что польские земли как сопредельные Великой Моравии были одними из первых, на которые должна была обратиться спасительная миссия сего святого мужа. Со времени же расширения Велико-Моравского княжества при Святополке (870—894), когда в его состав вошли коренные польские районы—Силезия, Краков, Малая Польша и следовательно сделались частью Велеградской или, как иногда называют славянские историки, «Мефодиевской» епархии, влияние святого Мефодия стало здесь непосредственным и постоянным. Необходимо отметить, что позднейшие польские исследователи не отрицают, что миссионерская деятельность святых братьев и затем их учеников, если не прямо, то косвенно, но простиралась на польские земли. Вопрос ставится лишь о том, что конкретно принесла эта деятельность и насколько твердо упрочен был здесь славянский церковный обряд. Решить это в какой-то мере помогают проводимые в последнее время археологические работы, и прежде всего в районе Кракова. Памятники прошлого свидетельствуют, что в XII веке в городе Кракове и его окрестностях еще сохранялся древний славянский обряд. Одним из таких памятников служит храм святого Креста «на Клепаре», построенный в византийском стиле еще до крещения князя Мешко I. Согласно свидетельству летописца Чарницкого, приведенному в холмском греко-униатском месяцеслове на 1866 год, в этом храме еще в XIII столетии совершались богослужения на славянском языке .

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

Теперь настало время просветительной деятельности Мефодия. Евангелие быстро распространялось в Славянской земле и святое учение приносило обильные плоды. Язычество и суеверие исчезало и Государство святостию цвело. Злобы своей к св. Мефодию не покидали его враги. Они писали к Греческому Императору и Патриарху, что Мефодий сблизился с Римским престолом. Греческий Император вызвал Мефодия в Константинополь для объяснения. Радовались было враги Мефодия успеху, но напрасно. Император встретил св. мужа торжественно и отпустил его обратно в Моравию с дарами, при чем даны были священные сосуды для церквей, облачения и другие предметы священного богослужения. Возвратясь в Моравию, Мефодий занялся переводом священных книг на славянский язык, коих не успел окончить его брат. Он перевел все книги ветхого завета, за исключением книги Маккавеев; набирал детей и обучал их славянскому языку. Следовательно он положил первое основание начальной школы в Моравии. От Хорватии и Далматии до границ Польши Славяне слушали слово Божие на родном своем языке. Вслед за сим Чешский князь Боривой и супруга его Людмила приняли св. крещение в древней столице Велеграде, а за ними и весь чешский народ. Доселе еще живы памятники чистой веры Богемии: храм св. Климента под Прагою и храм св. Георгия в замке, построены князем Боривоем и его супругою. Шестьнадцать лет святой муж трудился, по кончине своего брата Кирилла, в Славянской земле. Как видно выше, много он перетерпел при распространении святого Христова учения в стране языческой, даже жизнь его в некоторых местах была в опасности, но доброе дело восторжествовало и теперь мы видим и пользуемся плодами св. мужей Кирилла и Мефодия и будем пользоваться этими плодами долго, долго… Чувствуя свою кончину, св. Мефодий дальнейшее ведение дела Христова препоручил ученику своему Горазду и о Бозе почил 6-го Апреля 885 года в Велеграде, древней столице Моравии, и похоронен в великой Моравской церкви, на левой сторону, за алтарем Св. Богородицы (этот Велеград разорен Венграми в 904 году; находился от нынешнего Велеграда в пяти верстах). По кончине св. мужа, поднялась целая буря нападений на учеников его и его учение. Папа Иоанн X, по проискам немцев, объявил учение Кирилла и Мефодия ересью, запретил богослужение славянское и для совершения его запретил поставлять священников. Теснимые отовсюду ученики св. Мефодия удалились в Болгарию и там по примеру св. мужей служили святому делу Христа. Из Болгарии, при принятии Христовой веры в России, перешли к нам и Славянские письмена. Школы основанныя в Моравии и Болгарии св. мужами и их учениками были прародительницами школ, устроенных св. Князем Владимиром, Ярославом и теперешних церковно-приходских и народных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время визита в 869 г. св. Кирилл скончался. Мефодий в 870 г. был  рукоположен Папой Адрианом во епископа Паннонского, и на территории соседней с Моравией Паннонии возникла самостоятельная епархия, непосредственно подчиненная Риму. Новое высокое положение миссионера не облегчило его деятельность. По возвращении в Моравию св. Мефодий был схвачен противниками и в течение двух с половиной лет содержался в заточении. Благодаря вмешательству Папы Иоанна VIII его освободили. Однако Папа запретил совершать богослужение на славянском языке. В 880 г. славянское богослужение было разрешено с серьезными ограничениями: Евангелие и Апостол читали сначала по-латыни, потом – по-славянски. В 885 г. св. Мефодий скончался. После его смерти Папа Стефан V окончательно запретил богослужебное использование славянского языка. Ученики св. Мефодия были изгнаны, некоторые из них проданы в рабство. Византийское христианство в Моравии стало угасать . Итог моравской миссии свв. Кирилла и Мефодия парадоксален. Формально она завершилась неудачей. Однако результаты моравской миссии не исчерпывались потерей для Византии Моравии. Через труды святых братьев было достигнуто духовное и культурное просвещение всего славянства. Константинополь вспомнил о кирилло-мефодьевском наследстве, когда столкнулся с притязаниями Рима в Болгарии . Бесценный опыт моравской миссии начнет осуществляться руками учеников свв. Кирилла и Мефодия, которые развернули в Болгарии широкую просветительскую и переводческую деятельность. По мнению Г.М. Прохорова, «учителям славян выпала редкая в истории удача – гораздо большая, чем Иерониму Стридонскому или Кириллу Каппадокийскому: они стали зачинателями целой семьи славянских национальных культур» . Создание центра духовного просвещения славян, переместившегося после кончины св. Мефодия из Великой Моравии в Болгарию, изменило разом всю обстановку в славянском мире и в Европе в целом. Единая вера и единый богослужебный и литературный язык спаяли славян и дали им возможность с новой силой осознать свое единство . Заложенные святыми братьями основы славянской письменности, включая Библию и литургические тексты, сыграли существенную роль в христианизации Руси. Значение святых Кирилла и Мефодия далеко превзошло их собственные усилия .

http://bogoslov.ru/article/1236057

В 880 г. в Нитре была учреждена епархия, состоявшая в юрисдикции равноапостольного Мефодия. В церквах Великой Моравии богослужение совершалось как на славянском, так и на латинском языке. Высшая юрисдикция при этом признавалась за епископом Рима, а не патриархом Нового Рима. В булле 885 г. папа Стефан запретил совершать мессу и все вообще церковные обряды, а также читать тексты Священного Писания на славянском языке В 881 г. святой Мефодий вместе с ближайшими учениками прибыл в Константинополь по приглашению императора Василия Македонянина. После трехлетнего пребывания в родной ему империи он отправился в сопровождении учеников в обратный путь. В его отсутствие Вихинг сумел убедить нового папу Стефана V во вредоносности славянских опытов Кирилла и Мефодия, в свое время получивших поддержку папы Адриана. В булле 885 г. папа Стефан запретил совершать мессу и все вообще церковные обряды, а также читать тексты Священного Писания на славянском языке. На нем разрешалось лишь произносить проповеди, как собственно обстояло дело и с другими национальными языками на христианском Западе, где давно уже по разным причинам старались удерживать народ от ознакомления с аутентичным текстом Священных книг и тем самым от адекватного уразумения подлинного вероучения Христа. Весной 885 г. святой Мефодий тяжело занемог. Предвидя скорую смерть, он выразил пожелание, чтобы Паннонскую митрополию после него возглавил его ученик Горазд. 4 апреля, в Вербное воскресенье, его, уже не встававшего с одра, принесли в кафедральный храм Велеграда, и он произнес там проповедь. Его телесные силы были исчерпаны, и в тот же день он преставился. Отпевали его на славянском, греческом и латинском языке. После преставления святого Мефодия в 885 г. в Моравии подняло голову немецкое духовенство, стремившееся вытеснить из церковного употребления славянский язык. Происки ревнителей пресловутого триязычия, стремившихся искоренить из богослужения церковнославянский язык, привели в 886 г. к изгнанию из страны учеников святых братьев Кирилла и Мефодия руками папских легатов. Святополк не смог или не захотел защитить их и отстоять природный язык своего народа в богослужебной практике. Ученики святых братьев подверглись заточениям, некоторые из них казнены, другие — Горазд, Климент, Наум, Савва и Ангелярий Охридские и Лаврентий — в 886 г. были изгнаны из Моравии, вскоре после этого изгнания павшей под ударами венгров. Изгнанники продолжили дело Равноапостолов в Болгарии и соседних с нею славяноязычных землях на Балканах.

http://pravoslavie.ru/150773.html

По всей вероятности, уже в это время на слав. язык были переведены Слово на открытие и перенесение мощей К., написанное равноап. Кириллом непосредственно после события 861 г. («Корсунская легенда» - «Слово, имуще беседу историческу»), и служба в честь этого события. Значительно менее вероятно, что это произошло после 885 г. в Болгарии; версия, предложенная Е. В. Ухановой, о том, что служба представляет собой рус. сочинение, написанное на рубеже X и XI вв. в связи с перенесением части мощей К. из Херсона (Корсуни) в Киев при равноап. кн. Владимире ( Уханова. 1997/1998, 1998; Культ св. Климента. 2000; Обретение мощей св. Климента. 2000; Толстая, Уханова. 2002), не получила признания в науке, как зарубежной (см.: Йовчева. 2005), так и отечественной ( Назаренко. 2013. С. 144; Карпов. 2014. С. 57-58). Почитание К. в Великой Моравии подкреплялось и тем обстоятельством, что слав. первоучитель был погребен в 869 г. в Риме в посвященном К. храме (Сан-Клементе). Вероятнее всего, именно в честь К. получил монашеское имя ученик святых Кирилла и Мефодия свт. Климент Охридский . В наст. время неизвестны посвящения храмов в Великой Моравии, остатки к-рых сохранились лишь в виде фундаментов (за исключением «великой церкви» во имя Богоматери в ее столице, к-рая упомянута в древнейшем проложном Житии св. Мефодия), но, несомненно, ряд церквей мог быть освящен во имя К. Об этом косвенно свидетельствует, в частности, лат. Житие св. блгв. кн. Вячеслава (Вацлава) и св. кн. Людмилы Чешских, написанное в кон. X в. мон. Кристианом ( Кристианова легенда ). В нем сообщается, что 1-й чеш. князь-христианин Борживой , принявший крещение от св. равноап. архиеп. Мефодия , построил в своем городе (совр. Леви-Градец, близ Праги) храм во имя «благословенного Климента, папы и мученика» (ротонда, лежащая в основании существующего здания, датируется более поздним временем (X в.?) и, по всей видимости, сменила первоначальную постройку). К числу древнейших славянских лит. памятников, посвященных К., относится, написанное свт.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010