Каждый учёный рассматривает её со своей точки зрения и приходит, в большинстве случаев, к заключениям частного характера. в значительной степени расходящимся с выводами других. Большим значением обладают, безусловно, суждения историков, в особенности тех. кто специально занимался данными вопросами, таких как Ф. Дворник (Dvornik 1933. Р. 226–236). Ср.: Gelj F. Византийское посольство Великой Моравии на политическом фоне тогдашней Европы//Magna Moravia 1965. Р. 85–119, и Grivec F. Konstantin und Methody Lehrer der Slaven. Wiesbaden, 1960. S. 54–57. 516 В. H. Флоря (в статье: В. Н. Флоря. К вопросу о целях моравского посольства в Константинополе (начала 60-х годов IX в.)//Славянские древности. Этногенез. Материальная культура Древней Руси. Киев, 1980. С. 107–117) высказывает мнение, согласно которому Ростислав выражал намерение подчинить Церковь Моравии Константинопольской Патриархии при том условии, что полномочия последней простираются вплоть до границ Великой Моравии, и, таким образом, соблюдена её географическая непрерывность. Достижение этой цели предполагалось осуществить за счёт расширения Великой Моравии до границ Болгарии, уже находившейся под юрисдикцией Вселенской Патриархии. Далее В. Н. Флоря отмечает, что о Великой Моравии не так уж много знали в Византии, этим могла быть обусловлена определённая осторожность действий, предпринятых после получения послания Ростислава. Вместо епископа в Моравию были посланы патриарший клирик, Кирилл, и простой монах, Мефодий. Несмотря на то, что факты и обстоятельства, указанные В. Н. Флорей, в основном верны, всё же его доводы не представляются достаточно убедительными. 517 Именно это ожидание является обстоятельством, ослабляющим силу довода В. Н. Флори (см. предыдущую сноску) о том, что в Византии мало что было известно о Моравии. 522 Составитель жития употребляет выражение ипаук съ инми съпоспшннки. Понимаются ли здесь «сотрудники» или «приверженцы» зависит от того, стоял ли в греческом языке определённый артикль перед этим словом или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Полный корпус переводов, осуществленных уже главным образом святым Мефодием с помощью учеников, включает богослужебный Апостол, полный текст Нового Завета и значительную часть Ветхозаветных книг. Какую именно — об этом судить можно лишь предположительно. Из «Жития Кирилла» известно, что были также переведены «отеческие книги»: агиографический или гомилитический сборник. Святой Мефодий также перевел «Номоканон Иоанна Схоластика», существенно сократив его. Переводческая деятельность святых братьев вызвала острое недовольство со стороны духовенства Моравии, состоявшего в основном из выходцев из Баварии, рьяных приверженцев пресловутого «триязычия». Кирилл назвал это экзотическое учение «триязычной ересью». Судьба славянского богослужения в Великой Моравии Церковь Святой Маргариты — единственный памятник архитектуры, предположительно сохранившийся со времён Великой Моравии Правящий слой Германии не остался безучастным наблюдателем происходящего в Великой Моравии, грозившего сорвать или затормозить процесс порабощения славянства в Центральной и Восточной Европе — Drang nach Osten (натиск на Восток). В 864 г. войско Людовика Немецкого снова вторглось в Моравию и, развивая успех, понудило Ростислава разрешить священникам из Германии возвратиться в его страну. Но в следующем году святой Ростислав отверг чужеземный диктат, и святые братья продолжили свой апостольский труд, внедряя шаг за шагом славяноязычное богослужение. Для успеха христианского просвещения славян Великой Моравии требовалось, чтобы дело это получило поддержку со стороны церковной иерархии. И вот, чтобы заполучить таких епископов, как предполагается, из числа своих учеников, подготовленных ими для архипастырского служения, святые братья в 866 г. выехали из Моравии, заручившись для этого поддержкой князя Ростислава. Известно, что в начале путешествия они прибыли в паннонское княжество Коцела, расположенное по берегам Блатенского озера (Балатон), и Коцел сам изучил созданное святыми братьями письмо и отдал в обучение им 50 человек, которые, вероятно, сопровождали своих учителей в их дальнейшем путешествии. Вопрос о том, куда они направились дальше — в Константинополь, в Рим или в иное место, — остается дискуссионным.

http://pravoslavie.ru/150773.html

И. предпринял попытку восстановить самостоятельную церковную организацию в Великой Моравии , независимость к-рой была ликвидирована после смерти архиеп. св. Мефодия (885) и запрещения богослужений на слав. языке папой Стефаном V (VI) (886) при поддержке кн. Святополка (Свентоплука; 870-894). В конфликте между преемником Святополка Моймиром II (894 - ок. 906) и Арнульфом Каринтийским Вихинг, еп. Нитры, управлявший Церковью в Вел. Моравии, выступил на стороне герм. правителя и оставил кафедру. Моймир II обратился к И. с просьбой восстановить в Вел. Моравии архиепископскую кафедру, независимую от Зальцбургского архиеп-ства. И. направил в Вел. Моравию архиеп. Иоанна и епископов Бенедикта и Даниила, которые от имени папы рукоположили архиепископа и 3 подчиненных ему епископов (имена неизв.). В ответ архиеп. Майнцский Гаттон и архиеп. Зальцбургский Теотмар отправили в Рим послания с требованием вернуть Вел. Моравию в юрисдикцию еп-ства Пассау (900). В послании архиеп. Теотмара отторжение Вел. Моравии от еп-ства Пассау объясняется «враждебностью славян», схизматическая деятельность которых представляет опасность не только для Церкви, но и для гос-в. Архиеп. Гаттон, отрицая существование в прошлом архиепископской кафедры в Вел. Моравии, представлял славян как подданных герм. императора и угрожал насильственным пресечением «схизмы». Сведений о судьбе назначенных И. иерархов после распада Вел. Моравии в нач. X в. нет. В Liber Pontificalis сообщается, что понтификат И. продолжался 2 года и 15 дней. Точная дата кончины папы неизвестна; вероятно, он скончался между янв. и маем 900 г. (An. Pont. 2007. P. И. был похоронен недалеко от бокового вост. входа в базилику св. Петра (Porta Guidonea), где еще в XII в. находилась посвященная ему стихотворная эпитафия. Ист.: PL. 131. Col. 27-40; LP. Vol. 2. P. 232; Jaffé. RPR. N 2703-2707; Pontificum Romanorum... vitae/Ed. I. M. Watterich. Lipsiae, 1862. T. 1. P. 31, 84; Mansi. T. 16. Col. 449-457; T. 18. Col. 189-210, 221-234; Dümmler E. Auxilius und Vulgarius: Quellen u. Forschungen zur Geschichte des Papsttums. Lpz., 1866.

http://pravenc.ru/text/469688.html

На это германские власти отреагировали интригами, подстрекая Святополка, племянника Ростислава, к войне с дядей, чтобы отнять у него власть над Великой Моравией. В 870 г. святой Мефодий со своими учениками прибыл в Паннонию на свою кафедру и был радушно встречен князем Блатенским Коцелом, который горячо поддержал святителя в деле славянизации местной Церкви. Тем временем в Моравии произошли перемены. Страна подверглась агрессии со стороны королевства восточных франков, войско покровителя равноапостольных братьев князя Ростислава было разбито Людовиком Немецким, а сам он захвачен в плен, ослеплен и заточен в баварскую тюрьму, из которой уже не вышел. Править в Моравии стал его племянник Святополк, вначале ставленник франков, но позже восставший против их господства. Когда восстание было подавлено, Людовик Немецкий назначил править в Моравии двух маркграфов Вильгельма и Энгельшалька, и тогда, в 872 г., интриги баварского духовенства Моравии и Паннонии против архиепископа Мефодия привели к его аресту и, по приговору баварских епископов, к заключению в монастырскую тюрьму в Райхенау. Более двух лет спустя новый папа Иоанн VIII, узнав о горестной участи святого Мефодия, решил вмешаться, потребовал в своих буллах, адресованных королю восточных франков Людовику, без промедления освободить узника, которого он, когда требование его было выполнено, вернул на кафедру, и даже запретил епископов, осудивших невиновного, в служении на два с половиной года — на тот же срок, который провел в заточении святой Мефодий. После освобождения он в 874 г. прибыл в Паннонию, а затем, после смерти князя Коцела, в столицу Моравии Велеград, где снова правил изгнавший немцев из своей страны Святополк. Святой Мефодий, его ученики, священники, поставленные им в Моравии и Паннонии, совершали богослужение по-славянски. В 874 г. Мефодий крестил чешского князя Буревоя (Борживоя) и его супругу святую Людмилу. Открывалась перспектива включения Чехии в состав славянской Архиепископии, расположенной в центре Европы.

http://pravoslavie.ru/150773.html

4 . Рассказ о пребывании Мефодия в Царьграде заключается тем, что царь исполнил все желания и просьбы Мефодия и ни в чем не отказал, что, облюбив и щедро одарив его, царь с великой честью проводил его, т.е. отправил до своего стола (архиепископского в Моравии). «Такожде и патриарх», лаконически заканчивает житие. Какие желания и просьбы мог предъявить царю Мефодий? Конечно, не о подарках, до которых не был охотник; не о средствах для благополучного путешествия обратно, ибо они сами собой разумеются со стороны императора, пригласившего Мефодия в Царьград. Желания и просьбы могли относиться лишь к тому, что было более всего дорого и важно для Мефодия, т.е. к делам его служения. Мог, конечно, просить Мефодий и церковных принадлежностей для служения и тому подобное. Но еще важнее этого было испросить содействие императора к улучшению трудного положения Мефодия в Моравии среди недругов, интриговавших против него при дворе Святополка. Мефодий мог просить императора напомнить Святополку о бывших отношениях Моравии к Византии, к греческой церкви, уважать учение православия, проповедуемое Мефодием, оберегать моравскую церковь от ее латино-немецких недругов. И мы увидим, что по возвращении из Царьграда Мефодий чувствовал себя в лучших отношениях к Святополку, хотя на это повлияли и политические перемены в самой Моравии. Наконец, нельзя сомневаться в том, что и Фотий оказал дружбу, участие и внимание к Мефодию во время свиданий с ним в Царьграде. Но лаконизм, с каким выражается о том автор жития, едва ли есть простая случайность, и требовал бы предположительного выяснения, от которого, впрочем, воздерживаемся. Важные для нас здесь другие предположения, кажущиеся нам очень вероятными. Так, нельзя не предполагать, что одним из наиболее важных предметов в беседах Фотия с Мефодием была речь о символе. Фотий, вторично выступивший на защиту никео-цареградского символа перед папой и, следовательно, перед всем западом, без сомнения, рад был слышать, что защитником и исповедником его является и Мефодий, вопреки нападкам немецкой иерархии. Из бесед с Фотием Мефодий мог вынести более твердую решимость быть не только исповедником православного символа, но и обличителем исказителей его, каким его затем увидим. Не менее вероятно, что Мефодий получил теперь от Фотия лучшие греческие экземпляры всего кодекса священных книг и других (например, Номоканона), к переводу которых приступил немедленно по возвращении из Царьграда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

133 Известно, что Девин-город находился там, где теперь венгерское местечко Тебен (близ Пресбурга, при впадении Моравы в Дунай); на счет второго города можно догадываться, что он был на месте нынешнего Градище, Градиша (в 8 милях от Ольмюца). Название Велеграда может относиться к обоим городам летописи, но вероятнее оно принадлежало второму, и этот-то город Велеград был столицею и моравского княжества, и моравской архиепископской епархии. В этом нас убеждают: самое положение города в центре Великой Моравии и еще более некоторые выражения грамот. Так на пример: в грамоте 1228 года говорится о нынешнем городе Градише: Welehrad civitas primo modo burgus. 134 Но что этот город, пришедший в последствии в упадок, до того, что обратился в малое местечко (modo burgus), был некогда большим городом (civitas), – это доказывается описанием прежних его границ, который еще в начале XIII века далеко простирались за его новый округ. 135 Итак, с достоверностью можно заключить, что этот большой город (Велеград) был столицею княжества, когда враг-летописец не упоминает о другом значительнейшем; чего бы он не пропустил сделать, если бы такой город действительно существовал. Все эти обстоятельства, самое местоположение и даже слова: modo burgus не дозволяют предполагать, чтобы Девин-город был столицею Моравии, и чтобы название Велеграда могло к нему относиться. 136 Одним словом, все приводит нас к заключению, что столицу моравского архиепископства должно искать близ Ольмюца, а не на Дунае. 3. После Мефодия По смерти архиепископа Мефодия, которая, по словам Иоанна, экзарха болгарского, 137 постигла его 6 апреля 885 года в Моравии, 138 где он и погребен, пало моравское княжество, защита греко-славянского вероисповедания; вместе с ним пало и самое вероисповедание, вытесненное в иных местах силою, в других происками, как это тотчас увидим. Германцы сильно заботились о раздроблении святополкова княжества на многие малые владения. Святополк умер в 894 году, оставив свое государство двум сыновьям: Моймиру и Святополку. Они вскоре начали враждовать между собою. Этим воспользовались германцы; но не могли одолеть славян, до тех пор, пока к собственному своему и всей Европы долговременному бедствию не призвали мадьяров. С их помощью уничтожена самобытность Моравии. После того легко уже было погасить греко-славянское вероисповедание за Карпатами. По эту сторону Карпат германские Оттоны истребили это вероисповедание в Богемии, Моравии, Силезии и Польше; позднее старались они распространить папскую власть и на Руси, как о том будет сказано ниже со всеми подробностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > В поисках могилы святого Мефодия 27.05.2008 757 Время на чтение 14 минут Вот уже более ста лет археологи спорят о том, где же был похоронен святой равноапостольный Мефодий, архиепископ Моравский? Обзор этой любопытной дискуссии представлен в статье преподавателя Московской духовной академии В. В. Буреги. Сведения о смерти и погребении святого Мефодия сохранились в двух письменных источниках: " Житии Мефодия " и " Проложном житии Кирилла и Мефодия " . Оба памятника были созданы в Моравии вскоре после смерти святителя (†885). Первый из них сообщает, что святой Мефодий скончался " на руках иерейских... в 3 день месяца апреля в 3 индикт в 6393 год от сотворения всего мира " . Ученики, совершив " службу церковную по-латыни, по-гречески и по-славянски,... положили его в соборной церкви " " Проложное житие " более точно определяет место погребения святого Мефодия: " лежит же в великой церкви моравской с левой стороны в стене за алтарем Святой Богородицы " Оба источника ясно говорят о том, что святитель был похоронен в своем кафедральном соборе. Однако в обоих текстах не назван город, в котором этот храм находился. Вполне естественно предположить, что соборная церковь должна была располагаться в столице Великой Моравии рядом с резиденцией князя. Столь скудные письменные сведения о могиле святого Мефодия не позволяют однозначно установить это место. И неудивительно, что в науке еще со второй половины XIX века ведется дискуссия о возможном месте погребения святителя. Долгое время считалось, что разрушенная венграми в начале Х века столица Великой Моравии располагалась в районе современного чешского города Угерске-Градиште. Начиная с 20-х годов ХХ века велись активные археологические раскопки в Старе Место близ Угерске-Градиште, а с 1959 год - в местности Сады (неподалеку от Старе Место). Раскопки подтвердили наличие здесь крупного городского центра IX века. Однако бурное развитие чешской археологии во второй половине ХХ века привело к открытию целого ряда других великоморавских памятников. Так с 1954 и до 1990 года под руководством профессора Йозефа Поулика велись раскопки неподалеку от поселка Микульчице (близ Годонина). Здесь был обнаружен великоморавский центр, по своим размерам значительно превосходящий поселение близ Угерске-Градиште. Достаточно сказать, что в Микульчице был открыт фундамент трехнефной базилики византийского типа - на сегодняшний день самого большого известного нам великоморавского храма (его внешние размеры составляют 36,5 на 12 метров). Часть исследователей полагает, что именно в Микульчице находился политический и церковный центр Великой Моравии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Конфликты с франкским духовенством обострились после прихода к власти племянника Ростислава – Святополка, при котором в Моравии возобладало немецкое влияние. Латинско-немецкое духовенство препятствовало распространению славянского языка как языка церкви. Мефодия заточили в швабский монастырь Райхенау и судили, но он оправдался. Тем временем папа Иоанн VIII запретил моравским немецким епископам совершать литургию, пока Мефодий не будет освобождён. Правда, тот же папа в итоге запретил богослужение на славянском языке, разрешив только проповедь. В 874 г. Мефодий был восстановлен в правах архиепископа, продолжал богослужение на славянском языке и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу. В 879 г. немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Мефодий отбыл в Рим, блестяще оправдался от всех обвинений и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке. Мефодий продолжил переводческую деятельность. В 80-х годах IX в. он вместе с учениками перевел на славянский язык Ветхий Завет . В 885 г. Мефодий скончался, после чего славянская письменность в Моравии была запрещена, а его ученики во главе с епископом Гораздом были вынуждены бежать в Болгарию и Хорватию. Славянская азбука, созданная братьями, получила распространение в Болгарии, а впоследствии в Хорватии, Сербии и Древнерусском государстве. Созданная в Моравии епархия прекратила свое существование вместе с государственным образованием, павшим под натиском венгров. С Моравской миссией связывали в XII в. крещение и мифического сербо-хорватского государя Светопелека («Летопись попа Дуклянина»). 8. Распространение славянской письменности Из Великой Моравии славянская письменность и христианство распространяются в Чехию и Южную Польшу. В конце X в. в Праге была создана Legenda Christiani, согласно которой верховный князь чехов Борживой был обращен Мефодием в христианство при дворе великоморавского князя Святополка. В Чехии был заложен храм в честь Климента, папы Римского, созданы жития первых славянских святых Людмилы и Вацлава, а Сазавский монастырь сохранял традиции славянского богослужения до XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Латинские епископы высказались против славянского богослужения, оказавшись приверженцами «триязычной ереси» От намерения возвратиться в Константинополь с тем, чтобы назад в Моравию выехали поставленные в столице империи епископы славянского происхождения и языка, их могло отвадить известие о низложении их покровителя патриарха Фотия, и они повернули в Италию, остановившись в конце 866 г., зимой, в Венеции, где они могли надеяться на епископскую хиротонию подготовленных кандидатов из мораван и болгар от патриарха Градо, но на состоявшемся там заседании синода латинские епископы высказались против славянского богослужения, оказавшись столь же узколобыми приверженцами «триязычной ереси», как и римские прелаты. Константин ответил на выдвинутые против него обвинения речью, которая в изложении приведена в его «Житии». Суть его аргументов такова: если все народы достойны хвалить Бога, то они достойны и того, чтобы иметь собственное письмо и обращаться к Богу на своем природном языке. Из Венеции папа Николай, в юрисдикции которого состояла Церковь в Моравии, вызвал святых братьев в Рим, но, пока они находились в пути, 13 ноября 867 г. он умер, и гостей из Моравии встречал уже и с большим торжеством пап Адриан II, чему немало способствовало то обстоятельство, что гости везли с собой в дар Вечному городу часть обретенных ими мощей священномученика Климента — третьего епископа этого города. К немалому огорчению ревнителей «триязычной ереси», папа Адриан с пониманием и, как можно думать, с одобрением отнесся к переводу Священных и богослужебных книг на славянский язык. Славянские книги были возложены им на престол церкви Санта-Мария-ла-Маджоре, а затем в базилике апостола Петра в Ватикане совершена была литургия на славянском языке. По-славянски отслужили литургию также в базилике апостола Павла фуори-ле-Мура. Константин сослужил там епископу Орте Арсению и Анастасию Библиотекарю, знаменитому эрудиту и антипапе. Адриан II, как сказано в «Житии Кирилла», «святи... на поповьство бл(а)ж(е)наго Мефодия» ; по указанию Адриана субурбикарные епископы Порто Формоза (впоследствии папа) и Веллетри Гаудерих хиротонисали в пресвитеры трех спутников святых братьев, и двое из них посвящены были во чтецы. Таким образом равноапостолами достигнут был умеренный успех: первоначальный план заключался в том, чтобы были поставлены епископы для Церкви Великой Моравии, что позволило бы ей избавиться от диктата баварской иерархии, приверженной вместе со всем немецким духовенством злополучному «триязычию». Понадобились дополнительные переговоры на эту тему с папской курией, из-за которых пребывание в Риме гостей из Моравии затягивалось.

http://pravoslavie.ru/150773.html

Просветительская и переводческая деятельность братьев свв. Кирилла и Мефодия протекала в Великой Моравии. Что касается проповеди в Болгарии, то в их житиях ничего об этом не говорится. Славянскую грамоту туда принесли уже после смерти св. Мефодия в 885 г. его ученики, изгнанные из Моравии. Об обстоятельствах крещения князя Бориса-Михаила мы уже говорили выше. Только «Успение св. Кирилла» рассказывает о крещении им болгар на реке Брегальнице. Памятник появился не раньше середины XII в., и сам просветитель здесь назван болгарином. 572 В действительности древнейшим сочинением, которое упоминает о проповеди св. Константина-Кирилла в Болгарии, является «Повесть временных лет». Из текста не ясно, о каком времени идет речь. В статье 898 г. сказано: «Констянтинъ же възвративъ ся вспять, иде учити Българска языка, а Мефодии оста в Моравии. Посемь же Коцьлъ князь постави Мефодия епископа въ Панонии». Выше приводились слова папы римского, одобряющего славянские книги. Торжественная служба по ним была совершена в Риме, куда свв. братья прибыли в декабре 867 г., но «Повесть временных лет» не упоминает об этой поездке. Согласно всем источникам, Константин скончался в Риме 14 февраля 869 г., за пятьдесят дней до смерти постригшись в монахи под именем Кирилла. В «Житии св. Мефодия» говорится, что он после кончины брата поехал не назад в Моравию, а в Блатенское княжество к Коцелу. Вскоре он вернулся в Рим, где и был посвящен в епископы Паннонии (Моравия вошла в его диоцез). 573 «Повесть временных лет» не сообщает о пострижении и смерти Константина и не называет его монашеское имя, Кирилл. Здесь говорится только о его миссии у болгар и рукоположении Мефодия. Получается, что Константин из Моравии уехал в Болгарию, а Мефодий в это время был поставлен князем Коцелом (sic!) в епископы Паннонии. Л. Мюллер указал, что точно такая же формулировка и в Начальном своде, и в «Повести временных лет» применена к поставлению Илариона в митрополиты в 1051 г. 574 Русские летописцы явно игнорировали все канонические особенности процедуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010