Другим широко известным суеверием является так называемая «четверговая соль», которая готовится особым образом в ночь на Великий Четверг, и которой приписывают особую целебную силу. Процесс приготовления обычно выглядит так: обыкновенную каменную соль запекают несколько часов вместе с квасной гущей или ржаным хлебом. От этих манипуляций она меняет текстуру и приобретает характерный черный цвет. «Четверговая» соль известна давно, о ней свидетельствует Стоглавый Собор 1551 г.: «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом» . «Четверговую» соль хранили весь год, использовали ее для снятия сглаза и как универсальное средство для лечения разных болезней. Соль могли давать больному скоту, растворив щепотку в поилке. Также ее использовали в качестве оберега, нося на груди в ладанке. Нередко священники, идя на поводу у этого поверья, освящали соль в храмах в Великий Четверг. Это встречается и сейчас. Однако данное не прописанное церковным Уставом, действие не имеет ничего общего с той практикой, которая имеется в Церкви. В Требнике, действительно, содержится «Молитва над солию», но прочтение ее не наделяет соль никакими целебными или чудодейственными свойствами. Церковь благословляет соль как важнейший продукт питания, и никакие богослужебные книги не предписывают делать это в какой-либо конкретный день, в частности, в Великий Четверг. Не менее известным суеверным почитанием выделяется «четверговая» или «страстная» свеча, с которой стоят на службе во время чтения двенадцати Страстных Евангелий, а затем, не гася, несут домой, где коптят ею кресты на косяках дверей и окон. Данное действие, согласно поверью, является напоминанием о помазании евреями косяков дверей кровью жертвенного агнца во время ветхозаветной Пасхи и, подобно этому знамению для ангела, поражающего первенцев египетских, но не заходящего в дома евреев, должно оберегать дом в течение всего года. Свечу также нужно хранить весь год и зажигать в особых случаях. Несомненно, данное «свечное» суеверие, насаждаемое порой даже священнослужителями, не имеет ничего общего ни с православной традицией, ни с церковными канонами.

http://azbyka.ru/garden/krestjanskie-sue...

1 50-е правило Карфагенского Собора даже разрешает в Великий четверг приступать к Евхаристии не натощак, как раз по причине совершения этой литургии вечером; впрочем, упомянутое правило отменено 29-м правилом Трулльского Собора, согласно которому литургия Великого четверга с точки зрения строгости евхаристического поста не должна отличаться от других вечерних литургий. Совершение литургии на вечернях, доныне сохраняемое в православной традиции в сочельники Рождества Христова и Богоявления, в будние дни Великого поста и в Великую субботу, является признаком особого поста – полного неядения от полуночии до вечера. Затруднительность соблюдения такого поста и стала главной причиной переноса совершения этих литургий на утреннее время. В этом смысле идея «восстановления» вечернего времени совершения, скажем, литургии Преждеосвященных Даров с одновременным отказом от соответствующего удлинения евхаристического поста («можно завтракать») является непониманием самого смысла совершения литургии на вечерне согласно нашему Типикону. Литургия Великого четверга, однако, представляет собой исключение – вечернее время ее совершения в древности могло одновременно сочетаться с существенным послаблением поста этого дня, поэтому смысл совершения литургии Великого четверга на вечерне – не в удлинении поста для наиболее строгих постных дней года, а воспоминание установления Евхаристии именно на вечере, а не за утренней или обеденной трапезой. 2 Поскольку согласно богослужебному уставу количество святоотеческих текстов, предназначенных для литургического использования (т. н. уставных чтений), исчисляется сотнями, включение в Требник только этих двух слов явно указывает на их исключительную литургическую ценность. 3 В современной практике запасные Дары заготавливаются вовсе не обязательно в Великий четверг, но, например, на Руси приготовление запасных Даров не в Великий четверг было редким явлением и даже прямо запрещалось (как, напр., вОтветах еп. Нифонта Новгородского (1130–1156) – Русская историческая библиотека. Т. 6. С. 28). Известен случай, когда во время моровой язвы 1552 г. в Новгороде закончились запасные Святые Дары, заготовленные в Великий четверг, и митрополит Новгородский Серапион даже не решился заготовить Дары посреди года, предварительно не получив разрешения от Московского митрополита (каковое и было дано свт. Макарием Московским ). Современная практика заготовления запасных Даров в любой день была официально закреплена Учительным известием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

—Но вот наступило третье воскресенье Великого поста: на аналое в центре храма крест… —Крестопоклонная неделя — единственная, память которой не ограничивается воскресным днем, но простирается на следующую, четвертую седмицу Великого поста. С воскресенья по пятницу в центре храма на аналое находится крест, и только в пятницу совершается последнее поклонение кресту, и его уносят в алтарь. Эта традиция тоже имеет древние корни: в Византии существовал праздник перенесения частицы Святого Древа — Креста Господня — из Апамеи в Константинополь. Сейчас этот праздник забыт, но неделя осталась Крестопоклонной, и ей был придан новый смысл: четвертая седмица — это середина поста, среда — его преполовение, мы устаем на этом нелегком пути, и служба Кресту, воспоминание о Крестном подвиге необходимы, чтобы укрепить наши духовные силы и воодушевить нас. —Мы приблизились к пятой седмице поста: нас ждет встреча с великой подвижницей покаяния… —…И затем с Пресвятой Богородицей. На пятой седмице у нас есть еще два особых дня с совершенно уникальным богослужением. Четверг пятой седмицы — служба Великого канона, и суббота — служба акафиста. В четверг в храме вновь полностью прочитывается канон Андрея Критского, который читали по частям на первой седмице Великого поста, и к нему прибавляется чтение жития Марии Египетской — по трад иции, на современном русском языке — как пример всецелого, полного покаяния человека. Почему именно в четверг пятой седмицы читается Великий канон? Примерно до VIII века в этот день было принято вспоминать об одном из страшных землетрясений, случившемся некогда в Византии. А в конце VIII века также случилось землетрясение, но монахини прочитали Великий канон, и трус прекратился. После этого канон стали читать именно тогда, когда вспоминали Божий гнев, землетрясение — в четверг пятой седмицы Великого поста. И день этот стал днем сугубого покаяния. Суббота акафиста, или память Похвалы Пресвятой Богородицы,— день, когда читается акафист Богородице, возникший примерно в VI веке; предположительно, преподобный Роман Сладкопевец написал его основу, а затем были добавлены воззвания «радуйся». Акафист изначально был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, и его пели именно в этот праздник, затем (X–XII века) он закрепился за пятой субботой Великого поста. Таким образом, событие Благовещения мы вспоминаем дважды за этот пост.

http://pravoslavie.ru/77630.html

Комментарии 3. Если концентрация 40Ar в атмосфере составляет 1%, то представляется в высшей степени невероятным, чтобы капля лавы за те несколько секунд, что она летит по воздуху, успела «насытиться» этим газом. ... Алексей Владимирович Гоманьков — 20 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног Статья Великий четверток, то есть четверг Страстной седмицы, посвящен воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Господа Иисуса Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во время которой Господь установил таинство Евхаристии и омыл ноги ученикам, ночного моления Христа в Гефсиманском саду и, наконец, предательского лобзания Иуды, послужившего знаком для взятия Господа под стражу (Мф 26. 17-56; Мк 14. 12-50; Лк 22.1-53; Ин 13; 18. 1-11). Великий четверг, непосредственно примыкая к трем главным дням церковного года - Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. Это, в первую очередь, связано с особым статусом Божественной литургии, совершаемой в Великий четверг, которая посвящена Тайной вечере вдвойне: и вообще, как всякая евхаристическая литургия, и особенным образом, как день ежегодного воспоминания последней трапезы Христа с учениками, во время которой и было установлено таинство Евхаристии.

http://bogoslov.ru/article/398148

676 Страстная неделя (седмица) – последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе, во время которой вспоминается Тайная вечеря, предание на суд, страдания, распятие и погребение Иисуса Христа. 677 ...Великий Четверток единожды... – Страстной четверг, Чистый четверг. В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих». В Великий четверток вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. На Страстной седмице в понедельник, вторник и среду верующим разрешается только сухоядение. В Великий четверг трапеза совершается раз в день, после вечерни. В Страстную Пятницу – полное воздержание от пищи и питья. 678 ..искусный в славянском, латинском, греческом, еврейском и польском языках... – Димитрий Ростовский , безусловно, блестяще владел латинским и польским языками, его познания в греческом и еврейском были более скромными. 680 ...от того бо времени, егда восприя на ся иноческий образ и обеща Богови извольную нищету, даже до преставления своего не токмо нимало не печашеся о стяжании многаго имения и не собираше... злата и сребра, но ниже изволяше имети излишних одежд или других каких-либо вещей, кроме самых нуждных... и все, егда бысть во игуменах и архимандритах, такожде и во все время пребывания его во архиерействе келейныя приходы ово на свои, ово на монастырская истощеваше потребы... – Воспроизведение текста Духовной митрополита Димитрия Ростовского . 681 Крестовая палата – Крестовая палата входила в жилое помещение митрополита (Самуилов корпус), находилась посреди Архиерейского двора у небольшого пруда. Здание было построено в XVI в., перестроено в XVII и XVIII вв., при митрополите Самуиле его сделали трехэтажным. Жилые покои митрополита состояли из Крестовой палаты, сеней и жилых келий, кроме того, в корпусе была небольшая домовая церковь Всех Святых. Однако святитель Димитрий Ростовский жил в «Доме на погребах». 684 ...преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому... – Стефан Яворский (1658–27.11.1722), в миру Симеон Иванович Яворский. Получил образование в Киево-Могилянской академии, затем учился во Львове, Люблине. Познани и Вильне, игумен Свято-Никольского Пустынного монастыря (1697–1700). митрополит Рязанский и Муромский (1700–1701). местоблюститель Патриаршего престола (1701–1721). президент Духовной коллегии (Святейшего правительствующего синода) (1721–1722).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из Книги праздничной узнаем, что в понедельник, вторник, четверг 1-й недели поста, а также в Великий Пяток трапеза братии не полагалась, то есть полное неядение (л. 80, 84, 102 об.). В понедельник, среду, пятницу всех четырех постов: Великого, Рождественского, Успенского и Петрова полагалось сухоядение, невареная пища. Приведем перечень блюд этих дней: хлеб братский (вероятно, ржаной), сухари, квас братский (мог быть другой), вода, капуста с хреном, толокно, каша терта с соком (свекольным?) или тесто (соложеное тесто – запаренная кипятком мука, изготовленная из проросшего, а затем пропаренного зерна), репа, грибы (Предметно-терминологический указатель). Обычно предлагалось одно овощное блюдо, одно мучное и питье. Во все 4 поста перечень блюд почти один и тот же, только в Рождественский и Петров посты добавлено еще ботвинье (зелень корнеплодных растений), а в Успенский – огурцы. Во вторник и четверг Великого и Успенского постов полагалась вареная пища без масла: хлеб братский по четвертинке, сухари, квас, шти борщевы с соком, горох или каша сочена (с медом?). Во вторник и четверг Рождественского и Петрова поста ели рыбу, если не было Аллилуйя. Рыбу также ели в субботу и воскресенье этих двух постов. В Великом посту и Успенском в субботу и воскресенье пища была с маслом, вместо братского хлеба – пшеничный, квас ячной, остальное все то же, что во вторник и четверг. В Вербное воскресение и в Благовещение ели рыбу. Рыбу ели также в первое воскресение Великого поста – был царский заздравный корм. И в пяти субботах Великого поста были заупокойные кормы с рыбой: первая и вторая – по царе Иване Грозном, третья и пятая – по царевиче Иване Ивановиче и четвертая – по игумене Христофоре. Нужно отметить еще, что на Федоровой неделе (1 неделе Великого поста) в среду и пятницу пища предлагалась следующая: хлеб белый с гуньбою (тмином), ячной квас и по ставцу взвару с ягодами и со пшеном (рисом) (л.83:86). Взварец приготовляли из вареного риса и изюма, следовательно, по своему составу повторяет коливо, но жидкое, вероятно, с добавлением рисового отвара 37 . В пятницу было благословение и вкушение колива. М.Н. Скабалланович отмечает: «А благословение колива для вкушения уставом положено в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. Из мучеников у нас чтится благословением колива обычно только Феодор Тирон» 38 . Как видим, это соответствует практике Кирилло-Белозерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

321 Кроме того, и Василий Великий (правило 40 из пространно изложенных) порицает торговлю, устраиваемую в церквах мучеников и святых в дни празднования их памяти: «Христиане не для чего иного собираются в храмах и окрестностях храмов, как для того, чтобы помолиться и вспомнить, как святые боролись и подвизались за благочестие до смерти, и чтобы самих себя побудить к подобной ревности. He для того они собираются, чтобы устроить празднество и сделать храм рынком и торжищем». Он добавляет еще и следующее: «Бог так гневается на продающих и покупающих в храмах или во дворах храмов, что Иисус Христос, Который всегда и везде был кроток и смирен сердцем, только на продающих и покупающих возле святилища поднял бич, чтобы ударить их, поскольку такие торжища превращают дом молитвы в вертеп разбойников и воров» (PG 31, 1020BC). Еще обрати внимание, что разбойниками и ворами Господь назвал продавцов и вообще торговцев за ту несправедливость и обман, которые они допускают в своих торговых делах. 322 Еп. Филон говорит (Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 1. С. 163): «Даже иудеи не моются со своими отцами, чтобы не увидеть наготы отца, как Хам увидел наготу Ноя. Потому, следовательно, и детям христиан не подобает мыться со своими отцами». А св. Диадох , еп. Фотикийский (гл. 52. См.: Добротолюбие. С. 216), учит: «Удаляться от бань есть дело мужественное и целомудреннейшее, особенно для тех, которые предпочитают стать едиными с красотой целомудрия, иными словами, для священнослужителей и монахов, давших обет девства, потому что приятная влажность бани расслабляет и изнеживает тело, а нагота в бане приводит на память ту бесславную наготу, которую ощутил Адам после преслушания» (PG 65, 1183BC). И сказать вообще, бани не доставляют никакого блага, но только услаждают плоть и вызывают непристойные фантазии. Исключение делается лишь для того, кто моется вынужденно, по болезни. 327 Обрати внимание, что под четвергом, о котором говорит здесь правило, некоторые поняли один только Великий четверг: в этот день оглашенные, намеревавшиеся креститься вечером в Великую субботу, по обычаю рассказывали на память своим наставникам о догматах веры, которые они изучили. Толкователи пришли к такому пониманию исходя из предыдущего 45-го правила того же Лаодикийского собора, – в нем говорится о принимающих крещение в Великую субботу. Однако мне представляется более удачным изложенное выше понимание правила, потому что оглашенные после включения их в список просвещаемых должны были не только в Великий четверг, но и вообще в каждый четверг рассказывать то, что изучили в остальные дни недели, чтобы не забывать этого. A тο, что между записью просвещаемых и крещением проходила не одна неделя, но много, явствует из ектении просвещаемых, которую начинают произносить со среды средопостной (так называется в церковном Уставе средняя (четвертая) седмица Великого поста, следующая за Крестопоклонной Неделей) седмицы Четыредесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Предназначавшиеся для мертвецов продукты съедали сами хозяева на Пасху, полагая, что погостившие покойники уже отведали подношений. Целью таких жертвоприношений едой было задобрить умерших пращуров, заручиться их покровительством . Стоглавый Собор (1551 г.) осудил тех, которые утром Великого четверга приглашали — «кликали» умерших предков: «А в Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласы [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом. И о том ответ. Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении» . Обычай оставлять в бане ведро воды и веник для «родителей» или для «хозяина» (банника) просуществовал в России до конца XIX в. В качестве примера пережитков языческих представлений об умерших можно также привести существовавшее среди украинских крестьян верование, что в Великий четверг «мертвецы встают из своих гробов и собираются в церковь по звуку колокола, который ударяет всего только один раз. Собравшись вместе, они становятся перед храмом. Из среды их выходит священник и громогласно произносит какую-то молитву, по окончании которой двери храма отворяются сами собой. После этого мертвецы входят в храм и собор священников начинает совершать литургию… По окончании литургии мертвецы христосуются друг с другом и затем выходят из храма… Священник произносит молитву, после чего двери храма сами собою затворяются и мертвецы возвращаются на кладбище» . Как писал И. П. Калинский, в народных поверьях и обычаях, приуроченных к Великому четвергу, «весьма явно пробивается древнеязыческое понятие наших предков о целебной силе огня и воды и о влиянии этих стихий на здоровье человека, особенно ввиду наступающей весны, которая считается временем возбуждения и оживления всех сил природы.

http://sueverie.net/voda-i-ogon-o-dvux-n...

Великий канон Андрея Критского — читает Патриарх Пимен Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен 10 марта, 2013 Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971 — 1990). Запись 1980 года. Великий покаянный канон преподобного Андрея, архиепископа Критского читается во время Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг первой недели по частям. ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.08 Вторая песнь: Вонми небо — 4.23 Третья песнь: На недвижимом Христе — 3.01 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи — 5.55 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче — 3.48 Шестая песнь: Возопи всем сердцем моим к щедрому Богу — 3.08 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? — 2,27 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою — 4.40 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят — 4.29 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное — 8.04 Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.33 Вторая песнь: Вонми небо — 6.30 Третья песнь: Утверди Господи — 4.39 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи — 5.19 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче — 4.23 Шестая песнь: Возопих всем сердцем моим к щедром у Богу — 3.29 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? — 2.16 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою — 4.26 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят — 4.07 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное — 6.32 Среда первой седмицы Великого поста. Чтение канона в Московском Сретенском монастыре ( pravoslavie.ru ) Скачать Четверг первой седмицы Великого поста . Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971 — 1990). Запись 1980 года. 1 Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.18 Вторая песнь: Видите, видите, яко Аз есмь Бог — 4.39 Третия песнь: Утверди Господи — 3.22

http://pravmir.ru/velikij-kanon-andreya-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Филипп де Шампань. Тайная вечеря Четвертый день Страстей. Великий четверг 4 мин., 01.04.2010 Четверг — ключевой день Страстной седмицы, последний перед арестом Спасителя. События в Храме и проповеди последней недели поколебали веру не только окружавшего Его народа, но и некоторых учеников, ожидавших от Спасителя, что тот выступит как революционер и земной правитель. Среди таковых был и Иуда, решившийся на предательство... Вечером Иисус собрал ближайших учеников на пир по случаю предстоящей в субботу иудейской Пасхи. На нем Он лично устанавливает важнейшее таинство Церкви, сохраняемое ею до сих пор — Евхаристию (Причастие). Дав ученикам вино и разломив для них хлеб, Спаситель говорит: «Приимите, ядите, это Тело Мое за вас предаваемое, и Кровь Моя, за вас изливаемая» (см. Мф 26:26-28). Тогда же Спаситель косвенно называет Своего предателя и предрекает Свои страдания и смерть После Тайной вечери Иисус молится в Гефсиманском саду в предместье Иерусалима. Именно там Его застигает Иуда с людьми первосвященника Каиафы. Арестовав Иисуса, они приводят его в Синедрион, на суд высшего иудейского совета. Судьи не могут найти необходимых по закону свидетельств против Иисуса, однако после недолгого совещания передают Его в руки римских властей, требуя казни. Тайная вечеря. Фрагменты фресок Джотто, до 1305 года Он отказался без противоборства, Как от вещей, полученных взаймы, От всемогущего и чудотворства, И был теперь как смертные, как мы. Борис Пастернак В Великий Четверг совершилось то, что теперь совершается каждый день на протяжении вот уже двух тысяч лет в Церкви Христовой: Тайная вечеря, последняя трапеза Господня с учениками перед Его страданиями и смертью... В этот день Он сказал своим ученикам слова, которые звучали и звучат странно по сей день. Говорили же римские язычники про христиан, что они приносят человеческие жертвоприношения. В Таинстве Евхаристии мы соединяемся со Христом. Но почему именно так — через вкушение Тела и Крови? Дело в том, что Господь дал нам приобщиться к Себе тем образом, какой наиболее естествен для нас: в виде питья и пищи. И это уподобление самым простым и естественным человеческим действиям говорит нам о том, что быть готовым к Причастию — это прежде всего проголодаться, возжаждать Христа. Человек ест, когда он голоден, — и так же он причащается, когда испытывает жажду Бога.

http://foma.ru/chetvertyij-den-strastej-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010