Молитвословия В. п. отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва ев. Ефрема Сирина (IV в.) «Господи и Владыко живота моего...». Во время В. п. в среды и пятницы, а также в Понедельник и Вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается Литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой Пятницы); по субботам и в шестое воскресенье совершается Литургия Иоанна Златоуста ; в остальные воскресенья, а также в четверг и субботу Страстной седмицы – Литургия Василия Великого ; в понедельник, вторник и четверг Литургия не совершается. В первые четыре дня В. п. на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресенье В. п. имеет особое воспоминание: 1-е – память восстановления почитания икон в 842 году в Византии (Торжество Православия), 2-е – посвящено св. Григорию Паламе , византийскому богослову–исихасту (XIV в.); 3-е – поклонению Кресту, 4-е – св. Иоанну Лествичнику , 5-е – св. Марии Египетской, 6-е – Входу Господа Иисуса Христа в Иерусалим. В четверг пятой недели на утрене снова читается канон св. Андрея Критского , а также канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение получило название «стояние Марии Египетской»). Суббота пятой педели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 году от вражеского нашествия, в память чего читается Великий Акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы», или «Суббота Акафиста»). Суббота шестой недели посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря ( Ин. 11, 1– 46 ). Последняя неделя В. п. называется Страстной седмицей. Тексты богослужений В. п. содержатся в Триоди постной, Великий Пяток (Великая Пятница) – пятница Страстной седмицы, в этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Великий Четверток (Великий Четверг) четверг Страстной седмицы, в этот день воспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Далее, за литургией Великого четверга, как правило, стремятся причаститься даже те, кто привык к редкому приобщению – это отражено, в частности, в том, что из всего лишь двух святоотеческих проповедей, помещенных в современном русском издании Большого Требника 2 , одно слово – это знаменитое Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста на Святую Пасху, а другое – слово на Великий четверг, где сказано, с каким внутренним состоянием следует причащаться (см.: Большой Требник. Гл. 67=Приложение 1 к настоящей заметке). В византийской практике было принято запасать Святые Дары для приобщения больных в течение всего года именно в Великий четверг -соответствующие предписания доныне печатаются в Служебнике (см. Учительное известие, разд. «Како хранити Божественные Таины больных ради») 3 .Наконец, к литургии Великого четверга могут быть приурочены и некоторые особенные чины, совершаемые только в этот день – в первую очередь, чин освящения мира и чин умовения ног, но также и омовение св. престола и общее маслоосвящение. Освящение мира Совершение освящения мира во время Божественной литургии Великого четверга, а не какого-либо другого дня года (если только не возникают экстраординарные обстоятельства) связано с древней традицией преимущественного совершения таинства Крещения в пасхальную ночь или вечером в Великую субботу. Поскольку Великая пятница не может выступать в качестве подготовительного дня, будучи заполнена молитвой и священными воспоминаниями, то таким днем и оказывается Великий четверг. В этот день окончательно подготавливается, то есть освящается необходимое для таинства Крещения вещество – св. миро (в латинской традиции в Великий четверг освящается не только миро, но и крещальный елей). Подробнее о чине освящения мира см. в статье свящ.Сергия Ванюкова . Омовение св. престола Подготовительный характер имеет и чин омовения св. престола в Великий четверг, некогда совершавшийся в Византии в кафедральных храмах, а на Руси – повсеместно. В современном греческом Евхологии этот чин все еще печатается, а из русского Требника он почему-то выпал, но в богослужебном сборнике «Освящение храма», выпущенном Издательским Советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2006 г., этот чин содержится.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Не зря все было " Страстная седмица 18.04.2006 401 Время на чтение 9 минут Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. В Богослужении Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть для жизненных наслаждений ради Него, чтобы пожить с Ним. Все страстные события умещаются в три дня: Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота, и есть один важный контекст трагических событий последних дней Господа на земле, он связан с работой сатаны. Информационная служба Псковской епархии разговаривала о Страстной седмице с одним из старейших священнослужителей Епархии, настоятелем храма Святой великомученицы Варвары в Печерах протоиереем Евгением Пелешевым: " В то время ведь не было никаких репортеров и журналистов, и мы верим тому, что написано в Евангелие. Я его хорошенечко просмотрел снова, и там повествуется, что после Входа в Иерусалим Господь учил народ в Храме, к Нему приходили люди, рядом были и ученики. Церковь призывает нас подготовиться к страстным дням: со среды начинают поносить Иуду. Он в среду сходил к первосвященникам и сказал, что вы мне дадите, и я вам Его предам. Договорились о цене предательства Иисуса Христа тридцать сребреников. Великая Среда - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В понедельник и вторник служится Литургия Преждеосвященных Даров, последняя - в среду, и читается в последний раз великопостная молитва: " Господи и Владыка живота моего... " Самый важный день, можно сказать, для спасения человечества - Великий Четверток, Чистый Четверг, потому что Господь в этот день установил Таинство Евхаристии и оставил себя Церкви на все времена: " ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем " . В этом Таинстве мы со Спасителем соединяемся самым теснейшим образом через причащение. Для нас, как верующих людей, для Церкви этот Четверг является самым спасительным. Господь воскрес, а потом вознесся, оставив землю, но Себя Он оставил в Таинстве Причащения. Великий Четверг сугубо почитается в Церкви, и люди к этому дню особенно приготавливаются и причащаются. Я ребенком жил в Эстонии и ходил в эстонскую школу, тогда там не было советской власти, и учительница нас готовила к этому дню. Мы шли маршем в церковь нашу деревенскую, исповедовались и причащались в Великий Четверг. У нас и урок начинался с молитвы " Царю Небесный " , а заканчивалось учение благодарственной молитвой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Вместо причастна, во время причащения и вместо «Да исполнятся...» – «Вечери Твоея тайныя...», «Аллилуия» (трижды). После «Спаси, Боже, люди Твоя...» поем: «Видехом Свет Истинный...». Примечание. «В причастна же место поем тойже тропарь: Вечери Твоея тайныя: И поем множицею, дондеже причащаются братия Божественных Таин. И потом Аллилуиа трижды. И вместо, Да исполнятся, поем тойже тропарь: и Аллилуиа» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). Отпуст краткий: «Иже за превосходящую благость...» (святые дня и храма не поминаются). Примечание. «Таже входим в трапезу и ядим варение с елеем. Пием же и вино, и ино сухоядение, занеже поется Аллилуия. Студийския же обители Типик повелевает в Великий Святый Четверток ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино. Святыя же Горы Типик повелевает во Святый Великий Четверток ясти варения два с елеем и вина по три чаши. И сия вся како разсудит настоятель, зря свою о Христе братию произволяющу к душеспасительной пользе» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). В четверг вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Пятка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 5-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари, сколько их есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию. По Трисвятом – кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ради Распятаго...» (см. на утрене Великого Пятка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Примечание. Ради умилительного трипеснца это повечерие не следует опускать и в том случае, когда последование святых Страстей совершается в четверток вечером. 1 См. в четверг 5-й седмицы Великого поста (5 апреля). 2 Так по Служебнику. В некоторых изданиях «Служб на каждый день Страстной седмицы» в Великий Четверг на утрене и на изобразительных указан отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...», что менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня (см.: Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты//Богослужебные указания на 1998 год. С. 416–417).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-02/

Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног Источник Скачать epub pdf Содержание Божественная литургия и вечерняя трапеза Освящение мира Омовение св. престола Общее маслоосвящение Умовение ног     Новая статья из цикла продолжающихся публикаций доцента МДА священника Михаила Желтова посвящена богослужебным особенностям Великого Четвертка. К статье прилагаются «Чин омовения Святые Трапезы», «Чин омовения ног», «Слово святителя Иоанна Златоустог о во святый Великий Четверток», а также «Порядок совершения общего маслоосвящения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке». Великий четверток, то есть четверг Страстной седмицы, посвящен воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Господа Иисуса Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во время которой Господь установил таинство Евхаристии и омыл ноги ученикам, ночного моления Христа в Гефсиманском саду и, наконец, предательского лобзания Иуды, послужившего знаком для взятия Господа под стражу ( Мф 26. 17–56 ; Мк 14. 12–50 ; Лк 22.1–53 ; Ин 13; 18. 1–11 ). Великий четверг, непосредственно примыкая к трем главным дням церковного года – Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. Это, в первую очередь, связано с особым статусом Божественной литургии, совершаемой в Великий четверг, которая посвящена Тайной вечере вдвойне: и вообще, как всякая евхаристическая литургия, и особенным образом, как день ежегодного воспоминания последней трапезы Христа с учениками, во время которой и было установлено таинство Евхаристии. Божественная литургия и вечерняя трапеза Особый статус литургии Великого четверга проявляется в целом ряде ее особенностей. Эта литургия традиционно связана с вечерним богослужением 1 , поскольку является воспоминанием вéчери, то есть ужина. С этим воспоминанием связано и то, что особый статус имеет также трапеза Великого четверга – в древности существовал даже обычай (впрочем, осужденный 50-м правилом Лаодикийского Собора) вовсе разрешать пост в Великий четверг, а в позднейших Типиконах (в том числе – и в принятой ныне в Русской Церкви редакции) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Вместо причастна, во время причащения и вместо «Да исполнятся…» – «Вечери Твоея тайныя…», «Аллилуия» (трижды). После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Видехом Свет Истинный…». Примечание. «В причастна же место поем тойже тропарь: Вечери Твоея тайныя: И поем множицею, дондеже причащаются братия Божественных Таин. И потом Аллилуиа трижды. И вместо, Да исполнятся, поем тойже тропарь: и Аллилуиа» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). Отпуст краткий: «Иже за превосходящую благость…» (святые дня и храма не поминаются). Примечание. «Таже входим в трапезу и ядим варение с елеем. Пием же и вино, и ино сухоядение, занеже поется Аллилуия. Студийския же обители Типик повелевает в Великий Святый Четверток ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино. Святыя же Горы Типик повелевает во Святый Великий Четверток ясти варения два с елеем и вина по три чаши. И сия вся како разсудит настоятель, зря свою о Христе братию произволяющу к душеспасительной пользе» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). В четверг вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Пятка из Триоди, творение прп. Андрея Критского , глас 8-й (песни 5-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари, сколько их есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию. По Трисвятом – кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ради Распятаго…» (см. на утрене Великого Пятка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Примечание. Ради умилительного трипеснца это повечерие не следует опускать и в том случае, когда последование святых Страстей совершается в четверток вечером. 1 См. в четверг 5-й седмицы Великого поста (5 апреля). 2 Так по Служебнику. В некоторых изданиях «Служб на каждый день Страстной седмицы» в Великий Четверг на утрене и на изобразительных указан отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть…», что менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня (см.: Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты//Богослужебные указания на 1998 год. С. 416–417).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В Великий Четверг Патриарх совершил чин умовения ног в Храме Христа Спасителя 28 апреля, 2016. Новостная служба Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие — Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и омыл ноги Своим ученикам 28 апреля. ПРАВМИР. В Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Глава Русской Церкви омыл ноги 12 священнослужителей в знак смирения и служения народу Божию. Об этом сообщается на сайте Московского Патриархата. Чин умовения ног проводится по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (Ин. 13:1-17). После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении протодиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти». В Великий Четверг Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие — Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил новозаветное таинство Евхаристии (причащения) и омыл ноги Своим ученикам. Чин умовения ног в Великий Четверг начали практиковать в Иерусалиме в VI-VII веках. В ХХ веке в Русской Православной Церкви этот чин не совершался, в 2009 году он был возрожден в богослужебной практике Патриархом Кириллом. Сейчас чин омовения ног совершается при архиерейском служении в кафедральных соборах и некоторых монастырях. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/v-velikiy-chetverg-pat...

Состав: 1) последования Четыредесятницы и Пятидесятницы (1–23 об.), здесь недостает нескольких листов; каноны: 2) великий, творение Андрея Критского , певаемый на утрени в четверг пятой недели вели поста (25–63 об.); 3) Ангелу хранителю (64–67); 4) благодарственный Пресвятей Богородице Одигитрии (67 об.–72); 5) отрывки из богослужения великой субботы (73–74); 6) в великий пяток «вечер» (75–75 об.); 7) канон на утрени в великую субботу (75 об.–81 об.), несколько отличный от напечаанного в Цвеной Триоди, изданной в Киево-Печерской лавре в 1631 году; 8) апостольское и евангельское чтения на литургии в великую субботу (81 об.–83 об.); 9) стихиры на «Господи воззвах» на вечерне в великую субботу (84–85); службы: 10) в неделю Пасхи (86–95 об.), неполная: нет конца канона; в числе стихов, сопровождаемых пением «Христос воскресе», есть пять таких, которых нет в Цветной Триоди, употребляемой при богослужении в настоящее время; 11) во вторую неделю по Пасхе (95 об.–104); 12) в третью неделю по Пасхе (104–112); 13) в четвертую неделю по Пасхе (112–120 об.); 14) в среду четвертой недели по Пасхе, «в преполовление» (120 об.–131 об.); 15) в пятую неделю по Пасхе (131 об.–138 об.); нет конца евангельского чтения на литургии; 16) в субботу Цветоносную (139–144 об.); 17) в пятницу шестой недели вели поста (145–150 об.); оканчивается апостольским чтением на литургии; 18) Кириллу Белозерскому 9-го июня (151–170 об.); 19) в великий четверг (171 –176 об.); 20) в великий четверг «вечер» – последование страстей Господа Иисуса Христа (177–196 об.); 21) в субботу шестой недели по Пасхе (196 об.– 201); 22) в четверг шестой недели по Пасхе, в день Вознесения (201–206 об.); 23) в седьмую неделю по Пасхе (206 об.–212 об.); 24) в неделю Пятидесятницы (212 об.–224), неполная: нет одного листа между 218 и 219 листами, без молитв коленопреклонных на вечерне; 25) в неделю Всех Святых (224–233 об.); отличная от службы в ту же неделю, напечатанной в Триодях Цветных, изданных в Киеве в 1631 г. и в Москве в 1660 и 1886 гг.; в тропарях канона поименовываются мученики и мученицы; 26) Никифора Влемида мудреца избранные псалмы с припевами, т. е., величаниями (234–249 об.); отметим псалом «на сбор бесплотных», которого почти каждый стих сопровождается особым «припевом»; 27) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, с коленопреклонными молитвами (250–257 об.); молитвы те же, что в рукописи за 861 на лл. 58–67; разница лишь в том, что четвертая молитва здесь короче, чем там, и текст второй части ея совершенно отличен от того; 28) таблицы из Пасхалии зрячей (258–259).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В статье рассматриваются свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, к службам Великого Четверга в данном случае относим утреню, часы (включая изобразительны) и вечерню с Божественной литургией этого дня, а также несколько дополнительных чинопоследований: освящения мира, омовения св. престола, умовения ног, общего Елеосвящения, заготовления запасных Святых Даров. Содержание Иерусалим Константинополь Особые чины Великого Четверга     Четверг Страстной седмицы (по-церковнославянски – Великий Четверток) в современной богослужебной традиции Православной Церкви, без сомнения, является одним из важнейших дней года. Утром в этот день, согласно сложившейся практике, совершается воспоминание Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками в преддверии Его спасительных Страстей. А вечером совершается уникальное последование Двенадцати Евангелий, посвященное самим Страстям. Настоящая статья содержит очерк того, как развивалось богослужение Великого Четверга в православной традиции 1 . Первые бесспорные свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, празднуемой в воскресенье, относятся к IV веку 2 . Но до IV века, в свете известных разногласий в доникейской Церкви о дне празднования Пасхи и самом содержании праздника 3 , почитание предпасхального четверга если и существовало, то не было повсеместным 4 . В любом случае, после IV века во всем христианском мире Великий Четверг становится днем обязательного совершения полной евхаристической литургии (чем резко выделяется среди будних дней предпасхального поста) и занимает свое особое место в кругу литургических памятей. Иерусалим В частности, в Иерусалиме уже в конце IV века, по свидетельству знаменитого «Паломничества» Эгерии 5 , в Великий Четверг совершались не только обычные ежедневные службы ранним утром («с первого пения петухов до утра») и в третий и шестой часы дня, но и полная литургия 6 вместо вечерни в главном храме, Мартириуме, а сразу после нее – еще одна литургия 7 , по несколько сокращенному чину 8 , за которой «причащаются все (communicant omnes)». Эта вторая литургия совершалась на престоле, устроенном за Голгофой 9 , причем там, по словам Эгерии, литургию служили только раз в году, и именно в Великий Четверг 10 . После литургии все переходили в ротонду Воскресения, там возносилась молитва , и епископ преподавал благословение оглашенным и затем верным. Народ расходился по домам вкусить пищу, но ненадолго: спустя непродолжительное время начиналось особое богослужение, во время которого вся христианская община города последовательно обходила места Страстей Христовых – с пением гимнов по дороге и чтением соответствующих евангельских отрывков на этих местах. Это богослужение продолжалось всю ночь, именно оно лежит в основе позднейшего последования Двенадцати Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Закрыть «Вечери Твоея тайныя днесь…» В Великий Четверг Православная Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии 02.05.2024 5 Фото: Из интернет-источников Пятый день после Входа Господа в Иерусалим или четвертый день Страстной седмицы называется в церковной традиции Чистым Четвергом. В этот день Церковь вспоминает умовение Господом нашим Иисусом Христом ног своих учеников и установление Таинства Евхаристии или Причащения. Великий или Чистый Четверг - это один из самых важных дней для спасения человечества - именно в этот день Господь Иисус Христос оставил себя Церкви на все времена, сказав " ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем " . На Тайной Вечери, где было установлено Таинство Евхаристии, Господь остался на прощальную, самую большую беседу со своими учениками, которых долго наставлял. Потом Он пошел в Гефсиманию молиться со своими учениками. Уже поздно вечером Его в Гефсимании предал Иуда. Православная Церковь считает этот день важной частью подготовки к Пасхе, празднованию Воскресения Христова. В Чистый Четверг все православные верующие традиционно приходят в храм на богослужение, за которым, очистив свою совесть исповедью, приступают к Святым Христовым Таинам. Богослужение в этот день начинается с утрени, во время которой после шестопсалмия и " Аллилуия " поется тропарь: " Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся... " Совершается Литургия Св. Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером Таинство Причащения. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: " Да исполнятся уста наша... " , поется одна и та же песнь: " Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими... " В этот день Святейший Патриарх совершает освящение мира, употребляемого для совершения Таинства Миропомазания, при освящении храмов и антиминсов. Вечером Великого Четверга служится самая длинная служба в году - утреня с чтением 12-ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о событиях Страстей Христовых - от предательства до смерти и погребения.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/02/ve...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010