к. Вы сами вверг ли себя в огонь, то и вините в том сами себя». На суде Божием время милосердия, время благодати, призывающей на покаяние, кончится, не найдется более средств ко спасению, не будет таинств для очищения от грехов и освящения души; вместо милосердия явится правосудие, вместо долготерпения праведное воздаяние по делам. Взалкахся и не дасте Ми ясти, возжадахся и не напоисте Мене, странен бех и не введосте Мене, наг и не одеясте Мене, болен и в темнице и не посетисте Мене. Тогда отвещают ему и тии глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом Тебе? Тогда отвещает им глаголя: аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. И идут, – так заключил Господь величественное изображение страшного суда, – сии в муку вечную, праведницы же в Живот Вечный. Окончив беседу, Господь Иисус Христос обратился к ученикам с напоминанием о том, о чем он неоднократно предсказывал им ( Мф. 16, 21; 17, 22; 20, 18 ). Чтобы показать им, что идет на страдание, по выражению святителя Иоанна Златоуста , «все предвидя» и совершенно добровольно ( Ин. 10, 18 ), он в этот раз определенно означил самый день смерти своей: весте, яко по двою дню Пасха будет и Сын Человеческий предан будет на пропятие. День, в который Богочеловек в беседах в храме и на горе Елеонской открыл будущие судьбы Иерусалима, израиля и всего мира, – этот знаменательный день приближался к вечеру. Учитель и ученики встали и пошли в место ночного покоя. Четвертый день – Великая Среда Вечеря в доме Симона прокаженного Мф. 26, 6–13 ; Мк. 14, 3–9 На другой день в Вифании совершилось такое же знаменательное событие, какое произошло там за шесть дней до Пасхи в доме Лазаря ( Ин. 12, 1–8 ). В этом событии, как и тогда, Господь указал особый глубокий смысл, предвещавший смерть и погребение Его. В Вифании жил некто Симон, один из искренних друзей и почитателей небесного Учителя. Хотя он и носил название прокаженного, но теперь, без сомнения, был свободен от проказы, иначе он, по закону Моисееву, не мог бы жить в своем доме и принимать гостей ( Лев. 13, 46 ; Чис. 5, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Описание порядка совершения общего маслоосвящения в Успенском соборе Московского Кремля можно найти в Приложении 3 к настоящей заметке 9 . Умовение ног Евангельским основанием чина умовения ног, также совершаемого в Великий четверг, служит рассказ ап. Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу ап. Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве ( Ин 13. 2–20 ). Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство Крещения. Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения Крещения в древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служит несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении сщмч. Иринея Лионского «Против ересей» (IV. 22. 1), а также зафиксированная в IV веке на латинском Западе (но не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон) практика совершать умовение ног вместе с Крещением (но не вместо него) 10 . На Востоке такая практика не засвидетельствована, однако в сирийской традиции толкование рассказа евангелиста Иоанна об умовения ног как прообраза таинства Крещения было достаточно распространено, а в греческой святоотеческой письменности, после некоторых колебаний 11 , было также воспринято и приводится, например, у прп. Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении православной веры» (IV. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Приложение I-oe. Праздники переходящие Вход Господень в Иерусалим См. в 1-й части неделю Ваий, 6-ю великого поста. Страстная седмица. Великий четверг, пятница и суббота 1. Тайная вечеря За два дня до праздника Пасхи (в среду), старейшины еврейского народа и книжники собрались в доме первосвященника Каиафы и в совете своем положили взять Иисуса Христа хитростью и убить, только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Неожиданно в собрание их явился один из двенадцати апостолов, по имени Иуда Искариотский, и сказал: «что вы дадите мне? И я вам предам Его». Они предложили ему тридцать сребреников – цену обыкновенного раба. Иуда согласился, и с этого времени стал искать удобного случая, чтобы предать Господа Иисуса Христа врагам Его. Утром в четверток Господь повелел апостолам Петру и Иоанну приготовить все нужное для празднования Пасхи, а на вопрос их: «где приготовить?» сказал: «вот, при входе вашем в город, встретится вам человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель повелел сказать: время Мое близко; где горница, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет горницу, большую, устланную: там приготовьте». Они сделали, как повелел им Иисус, и приготовили Пасху. При наступлении вечера, Господь Иисус Христос пришел в приготовленную горницу и возлег за стол вместе с двенадцатью Своими учениками. Господь всегда любил Своих учеников, но в эти последние часы чувства любви к ним возросли до высшей степени и выразились самым трогательным образом. Господь встал с Своего места, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги учеников и отирать полотенцем, которым был препоясан. Все безмолвно повиновались, но когда очередь дошла до Петра, то он воспротивился. «Господи, Тебе ли (Мессии, Владыке живых и мертвых) умывать мои ноги!» Господь сказал ему: «что делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после». Петр воскликнул: «не умыть Тебе ног моих вовек» (т. е. никогда)! Господь ответил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». – «Господи, – воскликнул Петр, – не только ноги мои, но и руки и голову!» Но Господь сказал: «омытому нужно умыть только ноги, потому что чист весь, – и вы чисты, – прибавил Он, обращаясь к другим ученикам, но не все» (первое вразумление иуде). Совершив умовение ног, Господь сказал: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т. е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я делал вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«…Пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу… возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Это место не только по содержанию, но и по употребляемой здесь лексике очень напоминает третью главу Евангелия от Иоанна. Там Иисус говорит Никодиму: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (ст. 16). Можно сказать, что в 13-й главе явный повтор: в 3-й главе — Бог возлюбил мир, в 13-й — Иисус возлюбил сущих в мире. С момента, когда наступает час Его перехода к Отцу, существительное «любовь» и особенно глагол «любит» становятся ключевыми в рассказах о прощальной беседе Иисуса с учениками и страстях Христовых в Евангелии от Иоанна. Примечательно, что в четвертом Евангелии гораздо больше глаголов, чем существительных, это отличает язык Иоанна от языка любого другого евангелиста и вообще языка любого другого писателя. Любовь — это не что-то застывшее, она являет себя в динамике, и эту динамику может передать только глагол. И дальше, когда речь будет идти о любви, Иоанн постоянно будет употреблять не существительное «любовь», но именно глагол «любить». «До конца возлюбил их…» Слово «конец» играет очень большую роль в Евангелии. Оно употреблено здесь не в значении «прекращение чего-либо», а в смысле «доведение до конца, завершение». «До конца» — это значит «до полноты»: конец наступает тогда, когда сосуд наполняется чем-либо до краев. Иисус возлюбил до максимума, до такой степени, что больше уже невозможно. И затем, во время описанной синоптиками вечери, той самой, когда, по Иоанну, «диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его… встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду и… препоясался». Момент, когда Иуда уже испытывает желание предать Учителя, передан и в Евангелии от Луки, и в Евангелии от Марка. Иуда принимает решение не в конце вечери, когда уходит, а до начала её, до того момента, когда ученики приступают к ее подготовке. У синоптиков мы читаем, что он идет к старцам договариваться, Иоанн же просто говорит, что диавол уже вложил в сердце Иуды решение предать Иисуса. И опять ситуация, описанная в Евангелии от Иоанна, четко соответствует сказанному синоптиками. И синоптики и Иоанн рассказывают об одном и том же. Если бы на месте рассказа об умовении ног в Иоанновом Евангелии стоял рассказ о Тайной Вечере, то было бы совершенно ясно, что Иоанн в точности повторяет других евангелистов. Но совпадает все, кроме одного — рассказа об умовении ног. Впрочем, в более широком смысле и тут можно говорить о повторе: в литургической практике Тайная Вечеря повторяется в виде таинства Евхаристии, умовение ног — в виде ритуала, когда в Великий четверг епископ совершает чин омовения ног двенадцати священникам, участвующим в нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Слава, Богородичен: Нет у нас дерзновения из-за множества согрешений наших,/но Ты умоли от Тебя Рожденного, Богородица Дева!/Ибо силу многую имеет моление Матери ко благосклонному Владыке./Не презри мольбы грешных, Всечистая,/ибо милостив и имеет силу спасать/Тот, Кто принял за нас страдание. И ныне, тойже. И ныне: повторяем то же. Антифон 9. Глас 3: Поставиша тридесять сребреников, цену цененнаго,/Егоже оцениша от сынов Израилевых./Бдите и молитеся, да не внидете во искушение,/дух убо бодр, плоть же немощна:/сего ради бдите. Назначили тридцать сребренников,/цену Оцененного,/Которого оценили они/от имени сынов Израилевых./Бодрствуйте и молитесь,/чтобы не впасть в искушение:/дух бодр, плоть же немощна./Поэтому бодрствуйте! (2) Даша в снедь Мою желчь,/и в жажду Мою напоиша Мя оцта:/Ты же, Господи,/возстави мя, и воздам им. Дали Мне в пищу желчь,/и в жажде Моей напоили меня уксусом:/но Ты, Господи, восставь Меня,/и Я воздам им. (2) Слава, Богородичен: Иже от язык, поем Тя, Богородице Чистая,/яко Христа Бога нашего родила еси,/от клятвы человеки Тобою свобождшаго. Слава, Богородичен: Мы, призванные от народов,/воспеваем Тебя, Богородица чистая,/ибо Ты родила Христа Бога нашего,/от проклятия людей чрез Тебя освободившего. И ныне, тойже. И ныне: повторяем то же. Затем малая ектения, [молитва 5] и возглас: Ибо Ты Бог наш: Седален, глас 8: О како Иуда иногда Твой ученик,/предательству поучашеся на Тя,/свечеря льстивно, наветник и неправедник,/шед, рече священником:/что ми подаете, и предам вам Онаго,/закон разорившаго, и осквернившаго субботу?/Долготерпеливе Господи, слава Тебе. О, как Иуда, некогда Твой ученик,/замыслил против Тебя предательство!/Коварно разделив с Тобою вечерю,/злоумышленник и беззаконник,/пошел и сказал священникам:/“Что вы дадите мне, и я вам предам Его,/нарушившего закон и осквернившего субботу?”/Долготерпеливый Господи, слава Тебе! Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. Священник: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие: И читает четвертое Евангелие

http://foma.ru/velikij-chetverg.html

Чин омовения св. престола появился в богослужении Константинополя как составная часть приготовлений к празднованию Пасхи – начиная с Великого четверга, храм мыли и прибирали для того, чтобы достойно встретить главный праздник церковного года. Приготовления эти начинались с омовения св. престола, а поскольку он является великой святыней, омовение его сопровождалось каждением и соответствующими молитвами. Помимо Великого четверга, он использовался и для переоблачения св. престола, когда его срачица или вервие почему-либо приходили в негодность. Помимо практического значения, чин имеет и символическую ценность – он является воспоминанием того, как ученики Христовы приготовили горницу для совершения Тайной вечери ( Мф 26. 19 ; Мк 14. 16 ; Лк 22. 8–13 ). Чин предназначен для совершения во время часов Великого четверга и состоит из следующих элементов: 1) каждения св. престола, 2) чтения первой молитвы чина, разоблачения св. престола с пением псалмов (если чин совершается архиереем, престол разоблачается полностью, если иереем – только до срачицы, которая, как и обвязывающее ее вервие, не может быть снята без благословения архиерея), 3) собственно омовения и намащения престола розовой водой, 4) обратного облачения его и 5) чтения второй молитвы чина. Текст чина по книге «Освящение храма» приведен в Приложении 2 к настоящей заметке. Общее маслоосвящение Кроме подготовки необходимых веществ для Крещения и уборки храма к Пасхе, в Великий четверг могло происходить и принятие кающихся, исполнивших меру своего покаяния и допущенных к принятию СвятыхТаин на Пасху. С этим связано то, что в Великий четверг могли совершаться совершенно особые чины покаянного характера: например, в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в армянском обряде) служба 3-го часа в Великий четверг имела характер покаянной, в традиции древнего Медиолана в Великий четверг торжественно совершалось таинство Покаяния, а в Византии к Великому четвергу был приурочен обычай совершать общее Маслоосвящение, или соборование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Исидор говорит, что в его время в западных храмах существовал обычай измывать в великий четверг алтари, стены храма и полы, а также измывать и очищать сосуды, посвященные Господу 260 . Комментируя этот обычай древнехристианской церкви, Гоар полагает, что он (обычай) был установлен в воспоминание о высоком смирении Христа Спасителя, проявленном Им при умовении ног Своим ученикам 261 . Существовавший издревле и в церкви восточной обряд омовения престола в великий четверг, совершался здесь по особому чинопоследованию, списки коего дошли до нас от XI в. 262 С этого времени, чин омовения св. престола в великий четверг – «Τξις γινομνη τ μεγλ πμπτ, ν τ κπλσει τς αγας τραπεξης» встречается в греческих евхологиях довольно часто 263 . Из церкви греческой чин омовения св. трапезы в великий четверток перешел и в нашу русскую богослужебную практику, и начинает встречаться в наших богослужебных памятниках уже с XII в. 264 В рассматриваемый нами период времени, этот чин имел, очевидно, широкое распространение в русской церкви, так как встречается во многих рукописных требниках этого времени 265 и в старопечатных по требниках дониконовского периода 266 , в нескольких, при том, редакциях. По самой распространенной редакции рассматриваемого чинопоследования, омовение престола в великий четверток совершалось таким образом. По окончании шестого часа, святитель входил в алтарь, кадил окрест св. престола, и, став пред ним, читал первую молитву чинопоследования: «Господи, Боже наш, иже животворною Ти смертию смерть умертви«. По прочтении этой молитвы, священники снимали с престола одежды (индитию и «тельник», т.е., срачицу) и крыльями выбивали из них пыль. После этого, возливали на престол теплую воду, омывали доску и столпцы его, и отирали губками. Оставшуюся от омовения воду, собирали в чистый сосуд и выливали под престол. Таким же образом омывали, затем, престол розовой водой (родостагмой) и облачали его в обычные одежды. Архиерей вторично кадил вокруг престола и читал пред ним вторую молитву чинопоследования (тайно – «к себе»): «Милостивый и щедрый Боже, иже неизреченныя ради благости к службе пресвятого и пречистого Ти алтаря, наше недостоинство восприемый«.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Вечеря Царствия Великий четверток, великий четверг, воспоминание Тайной вечери. Прими, Господь, нас как причастников. 21 апреля, 2011 Великий четверток, великий четверг, воспоминание Тайной вечери. Прими, Господь, нас как причастников. Великий четверток, великий четверг, воспоминание Тайной вечери . Вечери Твоей тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда. Прими, Господь, нас как причастников. Не только то, что мы сегодня причастимся — но и причастниками к Твоему делу ради нашего спасения. Спасение наше тоже тайна: кто из нас знает, что он спасён будет. Христос собрал Своих учеников в горницу в последний раз перед страданием, совершает Пасху — другая будет уже в Царстве Небесном, на земле все окончено. Установлена Евхаристия , потом она будет совершаться в продолжении всей жизни на земле, будучи, по сути дела, продолжением последней земной Евхаристии, когда Христос Сам был и говорил о том, что Он отдает Тело и Кровь Свою за спасение нас, грешных. Велика жертва, всего себя истощил Христос ради нашего спасения. Другая Пасха будет в Царстве Небесном, когда Христос будет Жених нашей души, и это будет неизреченным блаженством и радостью. Что же происходило тогда на Тайной вечере? Об установлении Евхаристии мы уже говорили, что Тело и Кровь Свою предаёт Христос, и мы будем питаться Телом и Кровью Христовыми, небесной пищей. На Тайной вечере Христос умывал ноги ученикам Своим, тем самым показывая пример смирения. Он, Господь и Учитель, умывает ноги, служит ученикам. Так и мы должны служить друг другу. Кто хочет быть большим, да будет всем слугой. Апостол Петр запротестовал по своему смирению : «Не умоешь ног моих вовек». — «Если не умою, не будешь иметь части со Мной». Омовение ног Петр был горячий, иногда бросался из одной крайности в другую, говорит: не только ноги умывай, но и всё остальное. Но нужно было только ноги, потому что всё остальное было чисто. — И вы чисты, но не все, — обратился Христос к остальным ученикам.

http://pravmir.ru/vecherya-carstviya/

На Светлой седмице кафизм нет вообще (даже шестопсалмие не читается). Но Псалтирь отлагается не полностью: хвалитные псалмы положено петь даже на утрени первого дня Пасхи. 5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время служить Благовещение? В этом году такое едва не случилось. Смысл в том, что чтение Великого канона совершается на утрени не четверга, а вторника. Великий канон читается во вторник, а в четверг, естественно, служим праздник Благовещения. За счет этого смещается весь порядок чтения кафизм. Понедельник: на утрени – 4,5,6-я кафизмы; на 1-м Часе – 7-я кафизма; на Часах – 8,9,10; на вечерне – 11-я. Вторник: на утрени Великого канона – 12-я кафизма. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах – 13,14,15-я; на вечерне – 16-я. Среда: на утрени – 19,20,1-я. Дальше 2,3,4,5. Четверток: на утрени – 6,7,8-я кафизмы. На 1-м Часе – 9-я; на Часах – 10,11,12-я. Пятница: на утрени – 13,14,15-я кафизмы. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах 19,20. На 9-м Часе кафизмы нет. На вечерне – 18-я. Субота: на утрени – 16,17-я, на Часах кафизм нет; вечером – 1-я кафизма. Воскресенье: на утрени – 2,3,17-я кафизмы, на Часах кафизм нет. Я пропустил две вечерни: в среду и в четверг. Но в четверг – Благовещение. Под Благовещение в среду вечером – праздничная великая вечерня, которая, согласно уставу, без кафизм. Рядовой кафизмы на праздник не положено, а «Блажен муж» не положен из-за поста. Вот и получается вечерня без кафизм. В этом году получилось очень интересно: вечерня под Благовещение, которая служилась в среду днем, по уставу без кафизмы, но поскольку это среда, то Литургия Преждеосвященных; во время кафизмы обычно переносятся Св. Дары с Престола на Жертвенник. В этом году, пожалуй, единственный случай, когда пришлось спеть все стихиры на «Господи, воззвах», чтобы иерей с диаконом успели перенести Дары и покадить весь храм. Если поются точно десять стихир, то успеваешь секунда в секунду совершить все священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Оказывается, в Чистый четверток «поведали» мертвым, т.е. предлагали или поставляли для мертвых мясо, молоко и яйца; в тот же четверток топли мыльницы, поддавали пару (на печь льют), сыпали посреди бани пепел, вешали чехлы и убрусы, чтобы навья могли обтереться, и говорили: «мойтесь». Потом находили на пепле след, подобный куриному, и говорили: «приходили к нам навья мытся». Составитель слова «к невежам» утверждает, что приходли мыться не покойники, а бесы. Здесь наиболее ярко связываются два миросозерцания – древнее языческое и новое христианское: по языческому верованию трапеза и баня изготовлялись для мертвых, которые и пользовались услугами живых, христианин же утверждал, что в баню приходят бесы, они же с удовольствием вкушают предлагаемую пищу. Итак, древние языческие навья в христианскую эпоху переходят на положение бесов. Отмечаем двоеверие обличителя: он все-таки убежден, что бесы-навья могут есть и мыться в бане. Кроме Чистого четверга, топли баню для умерших еще в Великую субботу и пятьдесятную, как видно из исповедных вопросов «В великую субботу, и в пятдесятную егда памят творим оусопшим, бани не велел ли еси топити?» 694 В Чудовской ркп. Имеется указание на обычаи, частию известные и в настоящее время. «И водоу к коутьи заупокойней ставляють на столци» 695 . В настоящее время вода и кутья стоят только во время нахождения покойника в доме; до сорока же дней стоит одна кутья. Из приведенного места можно заключить, что при кутье всегда ставили воду. «Исметье оу ворот жгоут в великой четверг, молвящ тако оу того огня душа приходяще согреваются» 696 . В ркп Румянцевского Музея (дата 1754 г.), в слове, направленном против суеверий, есть следующее, в высшей степени характерное место: « в великий четверток постели для блох сожигают и хмели палят, платия моют до солнца, и моются сами» 698 . Под сожигаемой в Великий четверг постелью надобно разуметь сено и солому, которыми обычно бывать набиты сенники или мешки, на которых спят. Обличитель полагал, что, сжигая соломенные постели, хотели сжечь блох, вслед за этим он обличает обычай мыться в Великий четверг и вообще заниматься обычными делами: по-видимому, он желал праздничного времяпрепровождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010