В 10 час. принимал доклады: Игнатьева, Барка и Рухлова. Завтракали: Костя и Мордвинов (деж.). Погулял и хорошо поработал на башне. В 6 1/2 поехал с Ольгой и Татьяной в город. Обедали с Мама и поехали вместе в Мариинский театр на инвалидный спектакль. Шел интересный “Измаил”. В зале было множество раненых офицеров и нижних чинов. Пьеса прошла с большим подъемом, гимн пели очень часто. В 12 1/2 представление окончилось и мы вернулись в Царское Село в час ночи. 14-го марта. Вербная Суббота. В 10 ч. принял Маркова, затем Воейкова. Погулял четверть часа. Принял Сухомлинова и Фредерикса. Он и Петя завтракали. В 2 1/2 явилась депутация от Константин [овского] арт. училища. Принял Максимовича, разобравшего бумаги гр. Витте. Поработал на башне. У Алексея болела голова и он не выходил. В 6 час. у меня был Горемыкин. Поехал с дочками ко всенощной. После обеда долго занимался. 15-го марта. Вербное Воскресенье. Сегодня за обедней пели галичане — сельские учителя и учительницы очень хорошо. День стоял морозный, солнечный. После завтрака принял флиг.-адъютанта Врангеля — Конного полка и проф. Рейна с докладом. Посидел наверху с Алексеем, у него простуда и он не должен слезать с постели. Поработал с Нагорным на башне, кот. успешно подвигается в высоту. Весь вечер занимался. 16-го марта. Понедельник. Утром у меня был Андрей, а затем Григорович. Начали говеть в пещерном храме. Погода была солнечная, морозная — совсем как в феврале. После завтрака принял Кривошеина. Работал полтора часа на башне. Вечером едва справился с массой бумаг. Вчера Черноморский флот начал обстрел фортов Босфора с дальнего расстояния. 17-го марта. Вторник. Завтракали: Кирилл — назначенный командиром Гвар. Экипажа и Саблин (деж.). Гуляли вместе. Работал в саду. Весь вечер занимался до чая. 18-го марта. Среда. Утром принял Граббе по возвращении из Перемышля. Затем, Щегловитова. Солнечный морозный день. После завтрака принял Камчатского губернатора Мономахова. Погулял и недолго поработал; до чая заехал к Ане. Вечером исповедывались. 19-го марта. Великий Четверг.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Разбирая указанные затруднения, некоторые писатели утверждали, что именно рассматриваемая пятница и была 14-й день месяца Нисана. Потому-то, думали они, первосвященники и старейшины не хотели входить в преторию, чтобы можно было им есть агнца пасхального вечером. Господь наш, говорили они, не вкушал истинного агнца пасхального, предписанного законом, но совершил только вечерю в память этого агнца, ибо Он предвидел, что вечером будет взят врагами и что поэтому Ему невозможно будет вкушать агнца пасхального по закону. Защитники этого мнения, чтобы усилить свои доказательства, употребляли еще аналогии. Прилично было, говорили они, Спасителю нашему, Первообразу прообразовательных агнцев, Которого святой апостол Павел называет Агнцем пасхальным, закланным от нас ( 1Кор. 5:7 ), умереть в тот самый час, когда был закалаем прообразовательный агнец пасхальный. Конечно, аналогии ничего не доказывают; но когда они так поразительны, как выставленные теперь, то придают некоторую силу мнениям, особенно, когда говорится о Пасхе, которая была богата символами. Кроме того, ссылаются на новейшие астрономические вычисления, по которым 14-е число месяца Нисана было в пятницу в 33 году нашего летосчисления, а этот год многими хронологами признается за действительный год смерти нашего Спасителя; тогда как по другим вычислениям 14-е число месяца Нисана рассматриваемого года приходилось в четверг. Как бы то ни было, мы не имеем никакого основания думать, что иудеи были хорошие астрономы и могли делать сложные астрономические вычисления с такою точностью, до какой не только тогда, но даже ныне можно достигнуть с большим трудом. Известно, как трудно было христианам, даже в то время, когда, под правлением христианских императоров – все пособия науки находились в их распоряжении – определить в каждый год, по правилам астрономическим, тот день, в который надлежало праздновать христианскую Пасху. И мы впали бы в большие ошибки, если бы стали судить об астрономических сведениях иудеев по удивительной точности их юбилейного периода, которая давала их хронологии такую степень верности, какой не имеет даже хронология григорианская. Юбилейный период их установлен был Моисеем по откровению Божию: он был результатом таких соображений, которых иудеи не знали. Они так мало упражнялись в астрономических знаниях, что, если верить раввинам, каждый месяц подстерегали на горах явление новой луны для точнейшего определения своих праздников; этот метод часто, конечно, поставлял их сведения в зависимость от облаков и туманов. Таким образом, астрономические вычисления в рассматриваемом вопросе не могут быть приняты во внимание по невозможности приложить их к делу с какою-нибудь достоверностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Может быть, оно было пространно сверх меры и утомительно для вас. Но мы не все сказали, что хотели, и что можно сказать против нарушения постов церковных, и надеемся, что ваша вера дополнит недосказанное нами. Может быть, оно было жестоко для вашего слуха, ждущего от нас слова мягкого и услаждающего. Мы говорили не от себя, а именем Церкви, допускающей нас на эту священную кафедру. Ценя и принимая наше слово, не как наше, а как слово Церкви, блюдите пост, храните эту «драгоценность отцов». Храня это дорогое наследие, вы не расточите сокровищ души своей, а приумножите их. А утеряв его, можете дойти до такого состояния, что окажетесь и нищими, и бедными, и нагими. Аминь. Антоний, архиепископ Волынский Слово в Великий Четверг о любви к ближним Желанием возжелех сию пасху ясти с вами ( Лк.22:15 ). Среди печальных воспоминаний Страстной седмицы один только нынешний день, четвертый, преизобилует событиями и воспоминаньями – не то, чтобы совсем радостными, но утешительными. В этот день мы, слушатели евангельских чтений и песнопений церковных, несколько отвлекаемся от мрачных картин иудейской злобы на Спасителя и вводимся в горницу Сионскую, зрим Христа среди друзей Его, слышим глаголы любви Его, внимаем тому, как Он «возлюбль Своя сущия в мире до конца возлюби их” ( Ин.13:1 ). Сообразно с более светлыми евангельскими воспоминаниями и храмы Божии, и напевы церковные, и состав службы в день сей принимают вид и дух праздничный. Не скорбь, а тихая, примиряющая надежда и смиренное благодарение вселяются в наши сердца: мы преклоняемся в сознании собственной немощи пред величием любви Христовой, которая и в эти страшные дни, почти в самый час предания, восторжествовала над ужасною скорбью оклеветания, заушений, оплеваний, распятия и смерти, восторжествовала настолько, что могла во всей божественной красоте, с отеческою нежностью излиться на учеников Христовых. Сия-то торжествующая любовь и есть причина церковной радости во дни скорбей. Вот Господь устрояет ученикам праздничную вечерю, умывает им ноги, как последний раб; Он говорит им об общей их измене, но сейчас же прощает им их немощь и Сам же утешает их в том, что Он ими же будет оставлен.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Кроме дней воскресных, школьные занятия прекращаются в следующие дни: 8 и 14 сентября, 26 октября, 8, 21 и 30 ноября, 24–27 декабря, 1, 5–7 и 30 января, 2 февраля, в субботу сырной недели, в чистый понедельник, 25 марта, в великий четверг, в великую пятницу и великую субботу, в понедельник, вторник и среду Светлой Седмицы, 23 апреля, в четверть на Вознесение Господне, 21 мая, в день Святаго Духа, 29 и 30 июня. Каникулы продолжаются с конца экзаменов, до 1 сентября, когда начинаются новые учебные занятия. К настоящему школьному канонисму приложен следующий образец контракта, заключаемый между ефориями школ и учителями. «Между собравшимися членами ныне действующей и утверждённой патриархией ефории учебных заведений N с одной стороны и с г. N с другой сегодня (точное обозначение времени) состоялось следующее соглашение: 1) Ефория учебных заведений П-ской общины приглашает г. N в качестве учителя на один год, начиная с 1 сентября 189... года и кончая 31 августа следующего года, за установленное по взаимному соглашению жалованье в ... гросиев, которое должно уплачиваться в конце каждого месяца в размере одной двенадцатой части общей суммы. 2) Г. N., принимая на себя преподавание предложенных ему предметов по программе и расписанию школы, утверждённым патриаршей центральной педагогической эпитропией, по ... часов в неделю и за выше означенное жалованье, обещается неопустительно и точно исполнять свои обязанности, строго согласуясь с программой школы. 3) Обе, заключающие контракт стороны обязываются во всех взаимных отношениях согласоваться с соответствующими пунктами действующего общего школьного устава. На этих условиях и составлены два экземпляра контракта с подписью обоих сторон, из коих каждая получила по экземпляру». Далее следуют подписи членов ефории и учителя. В заключении устава сказано, что он имеет силу в течение пяти лет, после коих, если потребуется, может быть исправлен и дополнен, по распоряжению патриаршей педагогической эпитропии, – причём всякое предписание прежних школьных уставов, утверждённых патриархией, не признаётся действительным, если оно не согласно с этим уставом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

421 Patr. c. compl. T. CX. Homiliae in Evangelia et epistolas. Praefatio ad Lotharium Augustum. col. 135. Еще Homiliae de festis praecipuis, item de virtutibus. col. 9–134 422 В сборнике P. Мавра из бесед Григория Двоеслова заимствованы следующие беседы: IV на день св. Пасхи, составляющая сокращение 21 беседы св. Григория, VI на второй день Пасхи – y Григория 23-я, X на четвертый день Пасхи – у Григория 24-я, XVIII на Фомину неделю из 26-й беседы Григория, XLVII на Вознесение из 29-й беседы Григория, LXXVII на вторую неделю по Пятидесятнице напоминает 40-ю беседу Григория, и в несколько измененном виде повторяет ей главные представления. P. c. c. T. CX. col. 141.. 294 423 В. Rabani Mauri Fuldensis abbatis et Moguntini archiepiscopi Commentariorum in Ezechielem libri viginti Patr. с. compl. T. CX. см. L. I–IV. XIV-XVI 425 Eligii Noviomensis ep. H. XIII in die coenae Domini. P. c. c. T. LXXXVII. col. 641–2. S. Greg. M. H. XIX n. 7 и XXXVIII. n. 16 431 Gesta Romanorum cum applicationibus moralisatis ac mysticis de virtutibus et vitiis, uno cum pluribus exemplis quibuscunque concionatoribus perquam necessariis ac louge utilissimis 432 Именем " постилл» в латинской литературе называются изъяснительные беседы (а иногда вообще проповеди), которые не имеют одной темы и сосредоточенной формы, а изъяснение и применение или нравственный урок прилагают к тексту в порядке его слов и отделений. «Post illa verba textus». Название это идет из VIII века 434 P. c. c. T. СХ. Другой сборник Р. Мавра «Homiliae de festis praecipuis item de virtutibus», сост. по приказанию Гайстульфа архиепископа Майнцского, напоминает собой форму проповедей Петра Хрисолога , Льва и Максима; каждая проповедь в сжатом слове раскрывает одну какую-либо мысль и не разбивается на отделения по порядку стихов текста 436 См. напр. беседу Елигия Нойонского в Великий четверг (Hom. VIII Patr. c. c. T. LXXXVII col. 614–26.) Здесь и манера изъяснения Писания григорьевская, и понятия как бы взятые из его бесед: тридцативосьмилетний недужный представляется типом рода человеческого; 38 лет лежал он в недуге, то есть, сорок без двух: сороковым числом означается течение нашей жизни и наше обращение; потому и до Пасхи, означающей вечную жизнь мы соблюдаем сорокадневный пост, знаменующий настоящую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Чем вернее в богослужебных книгах будут воспроизводиться библейские слова и выражения, тем прочнее будет ассоциация в уме слушателя и тем понятнее для него будет то или другое место богослужебной песни или тропаря». 98 Четвертый параграф касается возможности расстановки знаков препинания в соответствии с нормой русского литературного языка. Идея изменения славянской пунктуации по русскому образцу неоднократно высказывалась в конце XIX-haч. XX в. в статьях участников дискуссии о богослужебном языке. Так, например, о введении русской пунктуации пишет в своей рецензии на «Учебный Октоих» и «Учебный Часослов» Н.И. Ильминского еп. Августин (Гуляницкий) (Августин 1888). «В тех же видах сделать наш богослужебный текст наиболее понятным, проф. А.А. Дмитриевский возбудил вопрос, нельзя ли в наших богослужебных книгах ввести обычную, а не славянскую пунктуацию (то есть знаки вопросительный и восклицательный и пр.) или, по крайней мере, расставить знаки препинания соответственно смыслу речи. Теперешняя наша пунктуация часто воспроизводит греческую, имевшую целью отметить лишь стихотворные строки, и, конечно, иногда может скорее затемнить речь, чем облегчить ее понимание. (...) Комиссия решила вопрос о введении русской пунктуации представить на благоусмотрение Высшей церковной власти, полагая, что если такое введение признано будет желательным, то его может сделать легко сама типография 99 при печатании». 100 В пятом параграфе рассматриваются те части Постной Триоди, которые остались неисправленными, и причины того, почему Комиссия не может их исправить в настоящий момент. «Комиссией рассмотрен и исправлен текст всей Постной Триоди. Остались неисправленными лишь следующие части: а)      Каноны: на утрени 1-й в Неделю 2-ю Великого Поста, на повечерии в Неделю православия, в Великий четверг и пятницу, потому что ни в греческих, ни в славянских триодях прежних редакций, доступных Комиссии, этих канонов не оказалось. б)      Все синаксари. По мнению Комиссии, синаксари не представляют из себя в собственном смысле богослужебного текста. Это лишь просто назидательное чтение, подобное чтению толкового Евангелия, проповедей и т.п. Нет особенной цели, ни оснований удерживать для синаксарей славянского языка, а прямо перевести их на современный русский (может быть, в некоторых местах переделав их) и издать в виде особой книжки или печатать в виде приложения к Триоди и славянским шрифтом. (...)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

После обедни, в дни своих именин или именин царицы, царевичей и царевен, государи жаловали боярам и царедворцам именинные пироги. Для этого они выходили в столовую или переднюю палату дворца, а летом на крыльцо перед сенями последней палаты, и здесь лично раздавали каждому по пирогу. Духовным властям и монахам жаловались коврижки или пряники. В самой обширной и великолепной Грановитой палате происходил праздничный «стол». Порядок и обряд его были те же, что и при обыкновенном царском комнатном столе, отличаясь роскошью и великолепием. Нужно заметить, что обыденной стол царя отличался умеренностью и простотой. Царю Алексею Михайловичу подавали обыкновенно самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяную брагу или легкое пиво с коричным маслом, а иногда только одну коричную воду 53 . Во время же постов он лишал себя и этих скромных блюд, в собственной жизни давая пример строгого и неуклонного исполнения всех установлений церковных. «Великим постом, – говорит Коллинс, – царь Алексей обедал только по три раза в неделю, а именно, в четверток, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску чернаго хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост и соблюдал все семь недель поста. Кроме постов, он ничего не ел по понедельникам, средам и пятницам». «В постные дни, – подтверждает то же самое Котошихин, – в понедельник, и в среду, и в пятницу, и в посты, готовят про царский обиход ествы рыбныя и пирожныя с маслом с деревянным, и с ореховым, и с льняным, и с конопляным; а в Великой и в Успеньев посты готовятся ествы: капуста сырая и гретая, грузди, рыжики соленые, сырые и гретые, и ягодныя ествы, без масла, кроме Благовещениева дни, и ест царь в те посты, в неделю, во вторник, в четверг, в субботу, по одиножды на день, и пьет квас, а в понедельник и в среду и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего, разве для своих и царицыных и царевичевых и царевниных именин». II Когда наступало время обеда, то, по свидетельству Олеария, к столу не трубили, как это делалось обыкновенно при других дворах, но один из прислужников бежал на кухню и в погреб и громко кричал: «Государю кушанье». Тогда тотчас же бывало все готово. В столовой накрывался скатертью царский стол, а в соседней комнате приготовлялся кормовой поставец, на который кушанье ставилось прежде, нежели подавалось государю. Такой же поставец приготовлялся и для вин. Кормовым поставцом заведовал и кушанья отпускал с него государю дворецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Вот что говорит блаженный Апостол о этих отношениях: умоляем, также, вас, братья, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра друг другу, и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» ( 1Сол. 5:14–22 ). Видите, сколько даров можем мы приносить Богу и ближним. Вступим в эту область новых отношений, Нового Завета, Тогда новую жизнь будем мы вносить в в строй отношений служебных, тогда к сегодняшнему благодарению и молению за Царя нашего приложим и истинную жертву любви к нему. Аминь. Слово в Великий Четверг о любви к ближним 4 Желанием возжелех сию пасху ясти с вами ( Лк. 22:15 ). Среди печальных воспоминаний Страстной седмицы один только нынешний день, четвертый, преизобилует событиями и воспоминаниями – не то чтобы совсем радостными, но утешительными. В этот день мы, слутатели евангельских чтений и песнопений церковных, несколько отвлекаемся от мрачных картин иудейекой злобы на Спасителя п вводимся в горницу Сионскую, зрим Христа среди друзей Его, слышим глаголы любви Его, внимаем тому, как Он «возлюбл Своя сущия в мире до конца возлюби их» ( Ин.13:1 ). Сообразно с более светлыми евангельскими воспоминаниями, и храмы Божии, и напевы церковные, и состав службы в день сей принимают вид и дух праздничный. Не скорбь, а тихая, примиряющая надежда и смиренное благодарение вселяются в наши сердца: мы преклоняемся в сознании собственной немощи пред величием любви Христовой, которая и в эти страшные дни, почти в самый час предания, восторжествовала над ужасною скорбью оклеветания, заущений, оплеваний, распятия и смерти, восторжествовала настолько, что могла во всей божественной красоте,  с отеческою нежностью излиться на учеников Христовых. Сия – то торжествующая любовь и есть причина церковной радости во дни скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Эти слова отчасти также говорят о том, что Христос их сказал в конце вечери, за одной из последних чаш, но они не относятся непременно к самой последней – пятой или четвертой. 46 В Памятнике, родственном Постановлениям – Testamentum D. N. J. Chr., – когда-то было что-то похожее на сообщение эфиопского памятника, но теперь от этого остались одни только следы: Feria quinta ultimate hebdomadae (в великий четверг) offeratur calix et panis... Offeratur lucerna in templo a diacono, qui dicit: «Gratia Domini nostri cum omnibus vobis», – et omnis populus respondet – «et cum spiritu tuo». Psalmos spirituales dicunt puerili et cantica ad accensionem lucernae. Universus populus psallens voce consona respondet: alleluia (XI). Потом после ряда интерполяций следует замечание (XII): Episcopus ante oblationem sacrificii congruenter dicat dicenda ad oblationem, cum alba induti ab invicem suscipientes dicant alleluia (издание Rahmani. 1899, p. 135). В Canones Hippolyti лишь осталось: fit vel coena ab aliquo pauperibus paratur κυριακ tempore accensus lucernae, praesente episcopo surgat diaconus ad accendendum... Psalmos recitent, antequam recedant. – H. Achelis. Die Canones Hippolyti. 1891 (in Texte und Untersuchungen. Bd. VI. Heft 4. S. 105–106), другой немецкий перевод Canones см. у Riedel. Die Kirchenrechtsquellen des Patriarchats Alexandrien. 1900. 48 Правда, Адольф Гарнак – (см. цит. изд. Учения, 36, прим.) считает второе предложение обращением христианской общины еще к неверующим, приглашением вступить в общину, но присутствие такого обращения на «вечере Господней» совершенно непонятно. 55 Цит. по изданию: Отто. Corpus apologetarum (Iustini opera, I-1, 1876, ed. 3, cap. 66, pp. 180–182). 63 Ut in quibus gratus exstitit homo, in his gratus ei(s) deputatus, eum qui est ab eo percipiat honorem... 69 I, 21–25: πιβλλουσι τ κεφαλ ξελθντος (гностика).. μρον κα δωρ τν πκλησιν κοινν χοντες. В этой главе Ириней много раз употребляет термины, аналогичные πκλησις: πιλγω (3), πικαλομαι (там же), π ησις (4) – πκλησις у него не только молитва, содержащая призывание, но и мо­литва, которую просто произносят, проговаривают при каком-либо священ­нодействии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Разделы портала «Азбука веры» ПАРИМИИ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ И ВЕЛИКОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ Сырная седмица Пятница Первая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Вторая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Третья седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Четвертая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Пятая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Шестая седмица Великого поста (Ваий) Понедельник Вторник Четверг Пятница Суббота Ваий Страстная седмица Великий Понедельник Великий Вторник Великая Среда Великий Четверг Великая Пятница Великая Суббота СЕПТЕМВРИЙ 1 СЕПТЕМВРИА. ПРЕПОДОБНАГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА И НОВЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ГОД. 1. Пророчества Исаина чтение. Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищым посла мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущыя, дати плачущым Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущым, украшение славы вместо, духа уныния: и нарекутся родове правды насаждение Господне во славу. И созиждут пустыни вечныя, запустевшыя прежде воздвигнут: и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды. И приидут инороднии, пасущии овцы твоя, и иноплеменницы орателие и виноградарие ваши: вы же священницы Господни наречетеся, служителие Бога вашего, речется вам: крепость язык снесте и в богатстве их чудни будете. Сице землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их. Аз бо есмь Господь любяй правду и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреде людий: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословено от Бога, и радостию возрадуются о Господе. Ис 61:1–9 2. Левитских книг чтение. Глагола Господь сыном Израилевым глаголя: аще в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите я: и дам вам дождь во время его, и земля даст рождения своя, и древа польная отдадят плод свой.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010