Не знаю, как по твоей душе молитва с поклонами? Случалось слышать, что это только выражение души и важно только как выражение. А мне представляется, что это вместе и способ. Кажется, за меня и великие молитвенники. Они молились по целым ночам, творя то малые, то большие поклоны. К чему-нибудь они считали это нужным? Не означало же это только излияние души. Нет сомнения, что может быть молитва молитвою одной души. Такова молитва созерцательная. Впрочем и та, как видим по сочинениям о ней, не была без участия внешних действий; и в ней требовалось напряжение телесному организму и даже, может быть, более тяжкое, чем в обыкновенной молитве. Всего прежде не надобно забывать, что если я возмусь за созерцательную молитву, то вместо созерцаний выйдут одни мечтания, одно брожение мыслей, без сокрушения, без глубокого сознания нечистот души. А молитва без ощущения виновности и недостоинства – худая молитва, даже может обращаться во вред душе, приводить может к направлению мыслей и воли – гордому. Сего упаси Боже. Так лучше молиться просто, так, как обыкновенно молятся, и как Бог устроил нас. Будем чаще посещать храм Божий – точнее следовать чину Церкви, повторять сердцем простые молитвы Церкви. В молитвах церковных немного мыслей, но много жизни и теплоты; они просты, но те из них и сильнее действуют на душу, более плодотворны, которые более прочих просты. Попались две-три молитвы, сильно поражающие бесчувственную душу: повторяй их с поклонами. Согреетесь» 13 . В этих строках как бы приоткрывается вся душа Филарета, его глубинное понимание православной духовности и тонкое прочувствование подлинной церковности. В письмах к А.В. Горскому преосвященный Филарет делится с ним своими думами. Например: «большею частию бывает со мною так, что когда думаю и говорю о чем с решительною уверенностию, тогда-то оказываюсь или вовсе неправым, или далеко не столько правым, сколько казалось прежде. Отчего это? Верно от того, что так как в душе нашей истина смешана с ложью, свет с тьмою, то верная уверенность может быть только смиренною уверенностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Он отправляется к епископу, и тот дает вполне здравый совет: так как человек пришел не на исповедь, а просто сообщить о своем желании совершить тяжкое преступление, покаяния не было, прощения за свои злодейские мысли не просил, то нужно сообщить обо всем полиции и сдать потенциального преступника властям. Но отец Джеймс решает принять вызов, как волю Божию. И вот тут, пожалуй, самый важный вопрос фильма, самая главная идея, главная проблема жизни каждого христианина, вопрос, поставленный перед нами еще Христом. Как поступить: принять судьбу (простите, но не могу подобрать иного слова, хотя оно передает только часть смысла) или сойти с пути, ведущего на Голгофу. Зачем и для чего живет человек? В чем смысл жизни христианина? Можно написать много красивых и правильных слов, и они уже написаны в сотнях толстых книг. Когда мы читаем евангельскую историю, то понимаем, что Христос как истинный Бог знал свою дальнейшую судьбу и принес Себя в жертву ради спасения всех людей. А тут-то ситуация бытовая и совсем не столь возвышенная. Есть сумасшедший, решивший совершить преступление. Как быть? Остановить его или принять вызов, чтобы попытаться спасти душу несчастного, возможно ценой собственной смерти. Да и получится ли спасти его душу? Может, гибель будет напрасной? Может, я умру, так и не успев ничего сказать убийце? Зачем же тогда весь риск? В конце XIX или начале ХХ века (точно уж не помню) произошла такая история. Великий князь Константин Константинович решил отправить своих детей в деревню Прыски рядом с Оптиной, чтобы маленькие великие князья познали, как и чем живут их сверстники-крестьяне, чем дышит народ, что такое настоящая Россия. Сейчас такой поступок вызвал бы осуждение образованной и материально обеспеченной части публики. Ну каким только гадостям не научат темные, невежественные и недалекие крестьяне детей, над воспитанием которых трудятся аристократы-родители и лучшие иностранные гувернеры. Но нужно знать общую атмосферу, царившую вокруг Оптиной. Лучше всех ее описал Гоголь: «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше».

http://pravmir.ru/film-golgofa-da-ili-ne...

Иногда уныние имеет довольно ярко выраженные физические симптомы. Оно сопровождается тяжелым сном и тяжелым пробуждением. Резко повышается утомляемость, появляется одышка. Кроме того, наблюдается фактически полная атрофия воли. Трудно заставить себя делать повседневную работу, тяжело сосредоточиться. Внимание становится несобранным и рассеянным. Часто посреди фразы или какого-то дела человек будто отключается на несколько секунд, а включившись обратн, не может вспомнить, о чем говорил или что собирался сделать. «Пишешь, что иногда такая скука нападает, что не знаешь, что и делать. Скука бывает от безделья, а если ты занят и у тебя дело есть, то это не скука, а тоска – нежеланная гостья монаха и живущего с монахами. Иначе называется она «уныние» – бес полуденный. Помнишь, говорится в Библии про Саула: И возмущал его злой дух ( 1Цар. 16, 14 ). Давит душу тяжело, апатия в мир тянет, к людям. Монахов сей бес сильнее еще давит и душит, особенно кто поддастся ему. Ну, тогда хоть криком кричи, на стену полезай, волосы рви. И у-у, как лихо! Главное, тут молитва на ум не идет, бесчувствие, безвкусие духовное нападает. Нужно преодолеть себя, переломить, встать на молитву и класть земные поклоны с молитвою Иисусовою, а потом вслух по-церковному читать псалтырь – кафизмы одну или две. Мне всегда это помогает. Миротворно и умилительно также бывает чтение в эти минуты про Страсти Христовы, особенно Гефсиманская ночь: Начал скорбеть и тосковать… Душа Моя скорбит смертельно ( Мф. 26, 37–38 ). О Господи, Господи! Сделай так, чтобы когда затоскуем мы по Тебе, Радости нашей, тосковали с Тобой бы… Вас гнетет только бесенок полуденный, а нас, монахов, целый бесище. Только нюни-то тут и распусти – он тебе покажет. А как разорешься на него, растопчешься, задашь хорошую встрепку, небось струсит, сразу сбежит. Потом прогоню полуденного-то и начну ко Господу вопить… И дивно, непостижимо, неведомо откуда придет помощь, подкрепление и такая нежная, такая теплая, сладкая ласка, что ни на какие мирские радости и неги не променяешь ее. И не страшно тогда одиночество, и никого, ни знакомых, ни друзей – никого не хочется видеть, хотя одни враги лишь кругом жили, и те не страшны… Ты пишешь, что всё тебя оставляет тогда: молитвы нет, душа наполняется страстями, ум – сомнением, сердце – унынием, дух никнет. Это есть явный штурм души сатаною, страшный и жуткий, бывает и длительный. Подобные штурмы испытывали и великие святые подвижники. Помню, с владыкой Арсением гостили на Угреши. Прав митрополит Макарий, он как раз переживал подобный штурм, он сказал нам: «Помолитесь обо мне, трудно, тяжко, совсем никну, дух безнадежья полнейшего томит меня». И мы ничем не могли утешить, никак. Об этом безнадежье и туче писала схимонахиня Серафима. Она молилась о нем, и у него прошел этот дух безнадежья и никновения. Но зато на нее сугубо напал дух сей. Так что она криком кричала молитву Иисусову».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вот что именно говорится в Никононом Уставе: «на утрени на куюжду славу три, на песнь Богородице едино, на “Хвалите Господа”, на “Слава в вышних” поклоны три, на “Трисвятое” поклона три, на конце поклоны три велики исполняются, вкупе поклонов тридесять седьм. Сие количество поклонов егда чтут три кафизмы на утрени. В начал перваго часа поклоны три, на конец псалмов поклона три, на Трисвятое поклоны три и отпуст. Вкупе перваго часа поклонов пятьнадесять, Такожде и прочии часове со павечерницею и прочими по образу перваго часа имут коленопоклонении. На вечерни же: вначале поклоны три и на конце псалма поклоны три, на кафизме гранесословия на куюждо славу поклоны три, на “Трисвятое” поклоны три, и на отпусте. “Богородице Дево” поклон един, на “Крестителю Христов” поклон един, на “Молите за ны” поклон един, на конец три великие поклоны, “Трисвятое” поклоны три и отпуст. Вкупе поклоны двадесять седьмь. Сей образ нощедневнаго коленопоклонения всю годину». Здесь, в этом, Никоновом Уставе о поклонах, находится великое различие не только с иерусалимским, но и с нашими московскими, изданными до патриарха Никона . По московским Уставам в конце каждой службы после трех поклонов великих требуется полагать еще 12; а в Уставе Никона Черногорца в конце утрени и вечерни велено полагать только три поклона великих, о двенадцати же малых ничего не говорится. Во Уставах московских патриархов на утрени, на песнь Богородицы на кийждо стих по единому поклону полагати повелевается, и всех поклонов на песнь полагается шесть; а у Никона Черногорца на песнь Богородицы едино поклонение творити повелевается. В Уставах московских патриархов на Екса, т. е. на шестопсалмии, возбраняется поклоны полагати; даже и на среди псалмов, на славе по аллилуйя, возбраняется поклоны полагати; а в Студийском Уставе, по свидетельству Никона Черногорца, чрез весь великий пост, егда чтутся 6 псалмов, даже до скончания их велено земные поклоны полагать». Я продолжал: «Различие в указании числа поклонов на «Честнейшую херувим» встречается и в московских Уставах, напечатанных при первых патриархах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Разделы портала «Азбука веры» Поклон – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом . Бывают поклоны великие , называемые также земными , – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые , или поясные , – поясное преклонение главы и тела. Церковь никогда не отделяла души от тела. Поклоны – это молитва тела. «Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться» (праведный Иоанн Кронштадтский ). Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении , когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения. Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны с крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина , разделенной на три стиха. Церковный Устав требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения. О недопустимости земных поклонов в дни воскресные и великих праздников Не положены земные поклоны в дни воскресные ( 20е правило 1го и 90е правило 6го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы , также причастникам в день причащения . Также см. в Типиконе : “[Не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятьдесятницу всю, колена не преклоняют]”. 1 Стояние на коленях ни во время Литургии, ни во время Всенощного бдения Уставом не предусмотрено. Следует различать поклоны и редкий обычай стояния на коленях. Преклоняя колени в земном поклоне мы выражаем смирение и благоговение перед Творцом вселенной, сразу же поднимаясь мы исповедуем, что Господь уже совершил наше искупление (дал нам всё необходимое для спасения).

http://azbyka.ru/poklon

Хойнацкий, 116 стр.). 267 Обыкновенно, принято закрывать только одну, половину завесы другая же половина закрывается перед возглашением: «Преждеосвященная Святая». Полузакрытие завесы на «литургии преждеосвященной соответствует полному закрытию её на полной литургии и имеет то же значение. Самое же полузакрытие составляет отличительную особенность литургии преждеосвященных, именно, как литургии неполной (Ц.В. 1892, 11; 1895, 44; сн. 1889, 14). 268 Что по «Да исправится» должно совершать поклоны с молитвой пр. Ефрема Сирина (хотя о произнесении этой молитвы и не говорится в Служебнике и Уставе), это можно видеть из того, что эти поклоны иногда прямо называются «великими» (см. Уст., Мр. гл. 24 февр., 25 март., «Служб. 1-й седм.» и «Служб. Стр. седм.»), а «идеже написано великий поклон, да творит великий, по изглаголании св. молитвы: «Господи и Владыко» (см. 555 стр. печатного оригинала). Поклоны по «Буди имя Господне» называются иногда (см. в Уст. послед. среды 1-й седм. Вел. поста) «метаниями», а иногда (см. в Уст. послед; пятка 1-й седм. Вел. поста и послед. Вел. среды) «поклонами»; поклоны же по великом входе во всех местах называются только «поклонами» (см. указ. цитаты). Относительно этих последних поклонов (т.е., по великом входе) в Служебнике говорится так: «По происхождении же св. Даров, исполняему: Ныне силы небесные: творим поклоны три». Принимая во внимание сделанное здесь указание времени поклонов («по происхождении…», «исполняему…») и объясняя это указание в том смысле, что эти поклоны должно совершать во время самого исполнения песни: «Ныне силы небесные», и именно в той её части, которая поётся по перенесении св. Даров, – некоторые думают, что здесь не имеются в виду поклоны «великие» (с молитвой пр. Ефрема Сирина ); так как во время исполнения «Ныне силы небесные» священник не может, конечно, читать вслух всей церкви указанную молитву. Что же касается того, какие именно здесь разуметь поклоны – малые или поклоны до земли, то думают, что должно в данном месте совершать поклоны до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 35. Поклоны как вид богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! В практике молитвенной жизни существует убеждение, что та «молитва, в которой не утруждалось тело, не имеет в себе души». Здесь в первую очередь, имеются в виду поклоны, которые некоторые прямо называют молитвой тела, совершаемой при всех видах как храмовых, так и домашних молитвословий. У такого рода молитвы есть тоже свои правила. Об этом сегодня мы и поговорим. Начнем с того, что поклоны бывают великие, называемые также земными, когда молящийся головой касается земли, и малые или поясные, когда он касается земли рукой. Обычно поклоны предваряются крестным знамением. Класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения устав не допускает, хотя в определенных случаях допускает поклонение без крестного знамения. Устав о поклонах при богослужении Общее правило для совершения поклонов при богослужении таково: Класть поклоны следует прежде чтения молитв и после них, т.е. поклонами надо начинать всякое богослужение и заканчивать. Во время молитвы тоже можно делать поклоны, но только, когда к тому побуждает содержание молитвы. В ином случае, это рассеивает внимание. Если говорить конкретней: Перед началом каждой службы следует делать 3 поясных поклона с молитвами из семипоклонного начала, о котором мы говорили в занятии о чине погребения. 1. Боже, милостив буди мне грешному (крестное знамение и поклон) 2. Создавый мя, Господи, помилуй мя (крестное знамение и поклон) 3. Без числа согреших, Господи, прости мя (крестное знамение и поклон) В обычном начале тоже есть место для поклонов: 3 поясных поклона на Трисвятом и «Приидите, поклонимся…», 1 поклон — после «Отче наш…». Почти всегда совершаются 3 поклона на «Аллилуиа…». Исключения: совершаются крестные знамения без поклонов во время кафисм в воскресенье и праздничные дни и в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» ; Кстати, тоже самое делать следует и в начале шестопсалмия, при пении «Слава в вышних Богу».

http://azbyka.ru/video/35-poklony-kak-vi...

Соединяя с молитвою крестное знамение, мы этим самым умоляем Бога принять наши мольбы ради крестных заслуг Его Божественного Сына. Крестное знамение надо совершать правильно, неторопливо, истово.     Поклоны малые и великие. Поклонение, совершаемое нами при входе в храм Божий и во время молитвы в нем, служит выражением наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви, смирения пред Ним и покаяния. Устав строго различает поклоны малые и великие.    Малые поклоны, иначе называются легкими, или метаниями. Они сопровождаются молитвою: «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя». Малые поклоны творятся в тех случаях, где в Уставе написано просто: «поклон». Совершаются они трижды при входе в храм, при чтении и пении Трисвятаго, «Приидите поклонимся» и «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», в других случаях по указанию Устава, а также, вместо великих поклонов, когда великие поклоны отменяются. Типикон так характеризует малый поклон: «Поклон же именуется, елико может человек право стоя поклониться, не падая коленами, ниже главу преклонять до земли, и сие есть образ легкого поклона, дондеже рукою достигнет до земли». Великим, или земным поклоном называется падение до земли с преклонением колен, причем творящий такой поклон челом касается земли. Земные поклоны в дни воскресные и в период Пятидесятницы, по церковным правилам (1 Всел. соб. 20 пр.; 6 Всел. соб. пр. 90 и св. Петра Алекс. пр. 15), совершенно отменяются и заменяются малыми, или, как они еще называются, «поясными». Стояние на коленях — не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним. Земной поклон выражение глубокого покаянного чувства, вот почему так особенно часты земные поклоны Великим постом, когда они соединяются с произнесением молитвы преподобного Ефрема Сирина, что бывает также в некоторые дни и других постов.     Благословение священнодействующим есть знак преподания благословения Божия людям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

В Типиконе разумеется малый поклон, где написан просто поклон. Поклон же именуется, елико может человек право стоя поклонитися, не падая коленми, ниже главу преклоняти до земли, и сие есть образ легкого поклона (Тип., послед. понед. вел. поста, о поклонех, приклоняя главу: дóндеже рукою достигнет до земли (Предстоятель), при целовании Евангелия на утрени не до земли творит поклоны, но малые, преклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли (Тип., гл. 2)... Малый поклон называется также метаниею. На вечерне совокупльшеся оба лика среди церкве по обычаю поем на стиховне стихиры... И сотворше друг другу метание, идем на места своя (Тип., гл. 9). Архиерей, держа дикирий в десней руце, творит крест над святым Евангелием и метание творит (Чиновн., лит. св. Иоанна Злат.). Протодиакон, пред чтением Евангелия, глаголя «Аминь», творит метание (Там же). В Греческом Типиконе великие поклоны называются великими метаниями (μετνοιας μεγλας), а малые просто, μετνοια, метаниями. В богослужебных книгах поклоны обозначаются так: «поклоны приходные, исходные, отходные (т. е. в храме), келейные, начальные, земные, поясные, поклон в пояс» (Устав о христианском житии, сиречь, о постах и о поклонах, и о праздницех великих, средних и малых. Такожде и о домашней молитве, како достоит за всю церковную службу, лишившимся соборные службы, Псалтирию или поклонами, или молитвами исправляти J794. Вильно). В дни воскресные и в дни Пятидесятницы указано не совершать поклоны (I Вселен. Собор, прав. 20; VI Всел. Собор, прав. 90; св. Петра Александр, прав. 15). Старообрядцы упрекают православных христиан касательно поклонов. В вашей церкви, говорят они, не все поклоны, положенные Уставом, исполняются. На это должно ответить, что в уставах в указаниях о поклонах находится большое различие. Неодинаково количество поклонов в то или другое время молитвословий положено в книгах: у Никона Черногорца в уставе о поклонах, в Студийском уставе, в Иерусалимском уставе и в Московских уставах. изданных до Патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

 - У меня вопрос из двух  частей. Первый такой. Когда делаешь земной поклон перед Чашей, то люди говорят- не делай, нельзя. А второй-как научиться Иисусовой молитве? -Первое-поклоны. Есть правило, что в субботу и в воскресенье, и в великие праздники поклоны отменяются. Допустим, в Великий пост поклоны в храме разрешаются, но в субботу и воскресенье отменяются, келейно можно поклоны делать. Когда с Чашей выходят -  то вышел Христос в Святых Тайнах, и надо сделать ему поклон, но многие не знают этого правила и могут смущаться, ну пройти вперед, чтобы не мешать никому. Отменяются поклоны после Пасхи до Троицы, это для тех, кто весь пост делал поклоны. И особенно на буднях, когда совершается Божественная Литургия, во время «Херувимской» -еще таинство не совершилось, оно совершится тогда, когда пропоется Символ веры и священник скажет «Станем добре, станем со страхом »  и самый главный момент, когда священник скажет: «Твоя от Твоих Тебе приносящая за всех и за вся» и хор поет «Тебе поем, Тебе благословим». На буднях можно на коленях стоять и особенно когда «Достойно есть», можно сделать земной поклон, потому что из хлеба и вина произошло пресуществление в Тело и Кровь Господню. И человек когда приступает к Чаше  - он принимает не часть тела Христова, а в каждого человека входит живой Христос-этим и церковь сильна. Теперь о молитве Иисусовой. Когда человек читает молитву Иисуса со вниманием: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго-должен вложить весь ум в слова молитвы, чтобы было покаянное чувство. Когда нищий и голодный просит: дайте мне хлеба, я голоден несколько дней не ел-так и человек должен со слезами просить прощения. В то время, когда читает человек эту краткую молитву, освящается душа, тело, одежда, воздух и злые духи боятся к этому месту приступить. Эту молитву надо читать с покаянным чувством, не торопясь, продлевать слова, протягивать, и чтобы последние слова «Помилуй мя грешную»-они входили в душу. И вот один человек, он говорил так: кто со вниманием, с покаянным чувством, читает эту молитву Иисусову, то Господь в тайнике сердца говорит ему: чадо мое, прощаются тебе грехи твои с каждым произношением молитвы Иисусовой.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-grekh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010