2) Накануне понедельника, вторника, четверга и субботы Сыропустной седмицы. В Типиконе сказано: „Подобает ведати, яко в седмице Мясопустной... повечерие поется малое. Такожде творим и в седмице Сырной разве среды и пятка“ (Тип., л. 298). На этом повечерии великих поклонов с молитвою Ефрема Сирина также не бывает. 3) Накануне дня, следующего за праздником Благовещения. Об этом повечерии в Типиконе сказано: „Повечерие поем малое в притворе по скору без поклонов и канона, точию на Слава в вышних 3 поклоны и по трисвятом 3 поклоны и по Честнейшую 3 великие поклоны с молитвою: Господи и Владыко, и прочие 12, и на последнем трисвятом 3 поклоны и отпуст“ (л. 204 на обор. 4), Накануне четверга 5 седмицы Вел. поста. Об этом повечерии в Типиконе говорится: „Повечерие глаголем малое в келлиях без поклонов. По трисвятом кондак Андреева канона“ (л. 328). 5) Накануне субботы той же седмицы В. поста. Об этом повечерии в Типиконе замечено: „повечерие малое... поем в келлиях“ (л. 329 на обор.). 6) Накануне понедельника, четверга, пятка и субботы Страстной седмицы (Тип. л. 335, 338 на обор., 340 и 344). На повечерии накануне понедельника кондак: Иаков рыдаше... (л. 335 на об.); накануне четверга кондак: Хлеб прием (л. 338 на обор.); накануне пятка – кондак: Нас ради распятаго; накануне субботы – кондак тот же (л. 344). Поклонов великих накануне четверга, пятка и субботы не бывает, так как в среду Страстной седмицы они прекращаются. Вседневная полунощница св. Четыредесятницы. Утром в понедельник и прочие седмичные дни св. Четыредесятницы отправляется полунощница. Устав её изложен в 9 и 49 гл. Типикона (чит. послед. понед. 1 седм., л. 307. См. также в Часосл.). Полунощницу, по 49 гл. Типикона, поем собравшеся вси в притвор. Иерей: Благословен Бог... Чтец: Аминь. Слава тебе, Боже... Царю небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возгл.: Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Непосредственно за сим (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Впрочем, стоять при богослужении в дни воскресные и в дни от Пасхи до пятидесятницы было преимуществом только тех, которые находились в полном общении с Церковью , а так называемые кающиеся не могли освобождать себя от коленопреклонений и в эти дни 15 . О богоугодности коленопреклонений древний писатель так говорит: «Грешники, когда молятся коленопреклонно, больше подвизают Бога на милость, чем когда молятся стоя» 16 . Тертуллиан , упомянув о том, что при Марке Аврелии, во время похода против варваров, христианские воины коленопреклонной молитвой испросили у Господа дождь, прибавляет: «Когда и мы постимся и коленопреклонимся, засухи всегда прекращаются» 17 . По слову святого Амвросия Медиоланского : «Коленопреклонение больше прочих подвигов имеет силу утолять гнев Бога и привлекать Его милость» 18 . Впрочем, телесное коленопреклонение может быть богоугодно только под тем условием, если с ним соединено духовное. «Истинное коленопреклонение, говорит блаженный Иероним , по нашему мнению, заключается в духе» 19 . Вот почему дьякон иногда возглашает: «преклонив колена душ и телес наших, Господу помолимся». Те, которые преклоняют колена пред Богом без сердечного благоговения, без глубокого чувства своего недостоинства и греховности, с рассеянностью мыслей и с лицемерием, те поступают не лучше распинателей Иисуса Христа, о которых говорится: «И, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» ( Матф.27:29 ). 3. Поклоны малые и великие Поклоны, называемые в уставе малыми и просто поклонами (иначе поясные), и поклоны великие (земные), принадлежат к употребительнейшим телесным движениям для выражения чувства благоговения, смирения и благодарности к Богу. По церковному уставу, малый поклон совершается через такое наклонение головы, при котором можно рукой достать до земли (гл. 2.), или «сколько может человек прямо, стоя поклониться, не припадая коленами, и не преклоняя голову до земли» 20 . Поклон земной или великий совершается «сколько может голову до земли довести». Чтобы земной поклон был правильный и вполне соответствовал своему наименованию – великий, для этого, по церковному уставу, требуются два условия: с одной стороны, перед каждым земным поклоном мы должны принимать прямое положение тела, распрямляться во весь рост 21 ; с другой стороны, мы не должны сокращать земного поклона через «некое прибавление, как иные скамейцы подставляют себе, иные же другое что, и свою леность этим удобряют, и хотят наравне с трудившимися сравняться во святых великих поклонах».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Устав службы по триоди правлен меньше, но приёмы и характер исправления одинаковы с прежними, а потому, опуская подробности, отметим только редакцию правила о великопостных поклонах. В уставе 1641 г (лист 927) дело представляется так: «и творим поклоны 4 великие с молитвою святого Ефрема Господи владыко... и прочих 12 и посем молитву всю вкупе Господи владыко... и поклон един». По этому изложению, благодаря, может быть, неточности редакции, выходит, что клали 17 поклонов. В правленом экземпляре вместо четырёх первых поставлено три, а последний поклон квалифицирован словом «поклон великий». В среду сырную на утрене положены «поклоны четыре великие с молитвой св. Ефрема и прочих тринадцать». В итоге опять 17 поклонов. В правленом экземпляре вместо четырёх поставлено – три, вместо тринадцати – двенадцать. На листе 946 оборот сказано ещё определённее: «и творим поклонов 17 с молитвой: Господи владыка». Как известно, патриарх Никон начал свою деятельность по исправлению богослужебных книг с того, что издал память относительно поклонов на св. четыредесятнице, чтобы православные не клали одних земных многочисленных поклонов (числом до 17), как делалось у нас тогда, но клали поклоны поясные, кроме только четырёх земных (Макарий Патриарх Никон в деле исправления церковных книг – 15). Но из приведённых справок оказывается, что обычай, против которого восставал Никон, имел основание в тексте наших уставов: о семнадцати поклонах на великопостной молитве говорится определённо, но, сколько из них должно быть больших и сколько малых, не видно. Придерживаясь подлинного текста, нельзя выводить ни того, что все они были земные, ни теперешнего порядка. Этот последний устанавливается в поучении о поклонах, которое печатается в уставе великопостном, но эта статья была составлена при патриархе Никоне в разъяснение возбуждённого им вопроса о поклонах, а в уставы вошла с издания 1682 года. В уставе 1641 г. её ещё нет, и уже в правленом экземпляре рукой справщика замечено на листе 952 оборот «зде написати поучение о поклонех». В уставе 1682 г. оно действительно и положено на этом месте. Теперешний текст молитвы: «Господи владыко» также установился незадолго перед тем, и в уставе 1641 г. читается иначе. Кроме того, по уставу 1641 г. на 12 малых поклонах положено говорить втайне: «Господи Иисусе Христе сыне Божий помилуй мя грешного». В правленом экземпляре положено по-теперешнему: «Боже, очисти мя грешного». Таким образом, теперешнее чтение молитвы св. Ефрема, порядок и число поклонов и слова, произносимые на промежуточных 12 поклонах, – всё это установилось в конце XVII века и тесно связано с изданием устава 1682 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В день Благовещения после литургии, вечером, или отправляется вечерня и малое повечерие (если в этот день вечерня не совершалась до литургии), или одно повечерие (если в этот день вечерня была до литургии). Если 26 марта полагаются великие поклоны: то эти поклоны бывают и на вечерне и на повечерии 25 мар.; затем на утрени поется «Аллилуиа» с троичными гласа. – В частности: 1) когда Благовещение случится во вторник, среду, четверток и пяток Четыредесятницы, а также во вторник, среду и четверток Страстной седмицы, то накануне праздника вечерня следует непосредственно за чтением часов (3-го, 6-го и 9-го) и изобразительных. На вечерне к стихирам Триоди – на «Господи воззвах» присоединяются стихиры праздника, кроме того на этой вечерне бывает вход, читаются паремии дня (Триоди) и праздника (три). В среду и пяток после паремии следует «Да исправится», и поклоны 3 великие, и прочее Преждеосвященных, а в прочие дни после паремии – «Сподоби Господи», стихиры «на стиховне» – Триоди, «Слава, и ныне» – праздника, по «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника. В дальнейшем последовании вечерня совершается как вседневная, заканчиваясь сугубой ектеньей и молитвой св. Ефрема Сирина с 3-мя великими поклонами. Всенощное бдение начинается великим повечерием, за которым следует утреня. В начале великого повечерия полагается каждение и пение «С нами Бог», по 1-м «Трисвятом» – поется тропарь праздника, по 2-м «Трисвятом» – кондак праздника, после чтения: «Слава в вышних Богу», – следует лития, с пением стихир литии праздника; далее идет праздничный порядок службы, кончая каноном, кроме той особенности, что на утрени читаются 3 кафизмы, причем по 1-й кафизме ектеньи не бывает и седальны читаются из Триоди; а также к канону праздника присоединяется и трипеснец Триоди (тропари трипеснца читаются с припевом: «Слава Тебе, Боже наш») и на 9-й песне канона «Величит душа моя» не поется (как это бывает во все двунадесятые праздники), припевы же праздника поются: святилен, хвалитные стихиры положены праздничные. Конец утрени удерживает характер вседневной: «Славословие» читается, после просительной ектеньи положены стихиры на стиховни из Триоди (но на «И ныне» стихира праздника); заканчивается утреня сугубой ектеньей и молитвой св. Ефрема Сирина с 3-мя великими поклонами. На первом часе полагается кафизма, а в конце его – молитва св. Ефрема Сирина . В день праздника на часах 3-м, 6-м и 9-м полагается чтение рядовых кафизм, на 6-м часе читается обычная паремия (Триоди), после 9-го часа следует чтение изобразительных, заканчивающихся молитвой св. Ефрема Сирина , затем – молитва «Всесвятая Троице» и отпуст часов, как пред литургией Преждеосвященных Даров. Литургия (св. И. Златоуста) начинается вечерней; на вечерне кафизма не читается, к стихирам Триоди присоединяются стихиры праздника, по вход (с Евангелием) читаются две паремии дня и две праздника, затем следуют: малая ектенья, возглас «Трисвятого», а далее отправляется обычно литургия св. И. Златоуста;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но что говорить о совершенстве подвигов? Где они? Ничего нет во мне, кроме грехов. А что хуже всего – гордость сердца моего препятствует и сознаться в этом; мудрствования ума отыскивают тысячи предлогов и извинений в них. В глазах братьев своих отлично вижу все сучки и порошинки, лишь в своих –не примечаю целых бревен. О, Господи мой! Дай мне эту великую благодать, чтобы я видел свои собственные грехи, и, сознавая свою греховность, не дерзал судить и осуждать своих братьев. Поклоны Что до поклонов, то вот что сказано о них в церковном уставе: «великие поклоны, с молитвой св. Ефрема, совершаются следующим образом. Когда настанет время их, тогда каждый, воздев руки, вместе с тем и умственные свои взоры возводить к Богу. Потом начинает молитву с умилением, страхом божиим и со слезами, говоря: «Господи и Владыко живота моего» и пр., стоя прямо и неуклонно взирая к Богу душевно и телесно; кончив первую часть молитвы, совершает поклон великий, до самой земли. Затем, встав и стоя, как и прежде прямо, душевно и телесно взирая к Богу, молится, говоря вторую часть молитвы: «дух же целомудрия» и пр., и, кончив, делает другой, такой же точно поклон. Так третью часть молитвы и поклон. Потом, встав и вздохнув, 12 поклонов малых. По окончании их, стоя также как и сначала, говорит всю молитву и, кончив ее, делает один поклон великий». Вообще устав, не допускающий никакого бесчиния и беспорядков, и в отношении поклонов назначает самые строгие и точные правила. Он подвергает великой ответственности пред Богом и судом Церкви как священника, если он без должного внимания читает молитву и небрежно совершает поклоны, так и всех православных, если они совершают их с бестолковой торопливостью, не вслушиваясь в слова молитвы и не подражая примеру священника. И именно подтверждает: «Где указано три великих поклона – и делай три, где один великий – и делай один (в заключение), а не так как иные и тут делают три, увлекаясь неразумной и ни к чему ненужной ревностью». Так и должно быть, потому что молитва не ветер, колыхающий вершины дерев, а действие разумное и сознательное. Будет ли же разум, сознание и даже хоть какой-нибудь смысл, если каждый, стоящий в церкви, будет болтать и кивать головой, не обращая никакого внимания на то, что читается или поется, будет падать в землю тогда, когда требуется самое сосредоточенное, никем и ничем не возмущаемое внимание? Нет, выйдет лишь путаница, бестолочь, бесчиние. Читается одна общая молитва для всех, и должны безмолвно, не колеблясь и не шевелясь, выслушать ее все, а потом совершить один общий поклон, не борзяся, как замечено в уставе. А что значит: «борзый, борзая» – это, думаю, поймет каждый, поймет также, что и «борзая молитва», кроме греха и соблазна, ничего другого произвести не может. Общее содержание всех великопостных молитв и песнопений

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

а еже статиа чернильна сим образом» (чернильный кружек в нем) «и письмо в не чернильно, и то чести себе в келии размерено, на 8 недель (Описание рукописей Слав. Моск. Синод. библиот. Отд. 1, стр. 322, 323 и 272). Это разделение рукописи совпадает с указанным разделением печатного Апостола. Чернильный кружок со словом: «неделя» стоит в рукописи, как в печатном апостоле, пред «Сказанием Деяний апост.; «понедельник» – пред 7-м зачалом (гл. 3); («вторник» – пред 14-м (5: 12, в печатном 5, 18); «среда» – в 17-м зачале (7: 47); «четверг» – пред 22-м зачалом (9: 20), но в печатном пред 23-м зачалом (10: 18). Круги и в них – пон., втор, и т. д. писаны в Новом Завете XIV в.) св. митр. Алексия. 394 Слово «Премудрость» говорится и в других службах пред отпустами, в которых не положено молитвы: «Сый благословен Бог наш», и произносится «Премудрость» для самого отпуста, где также проповедуется: «Христос истинный Бог наш», как и в той молитве (Сим. Сол., см. Нов. Скр., ч. 2, гл. I, § 36). 395 Совершив молитву («Господи и Владыко живота моего»), творит поклон великий, елико мощи главою до земли довести... Великий не просто глаголет великий, но есть величество, елико человек может право стоя, и нимало наклоняся главою на землю поклонится, и без некоего прибавления, еже инии скамейцы преставляют себе, инии же ино что, и свою леность сим удобряют, и мнятся с право трудившимися сравнятися во святых великих поклонех (И се есть образ великих поклонов) (Тип. послед. пон. 1-й седмицы Вел. поста, о поклонех). Эти великие поклоны сопровождаются коленопреклонением γονυκλισα (там же см. утреню). Поклоны до земли иногда совершаются и без молитвы; «Господи и Владыко живота моего», так, после 9-го часа в великом посту, после пения: Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем», поклон един вси равно до земли... И паки: «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем», и поклон до земли и т. д. (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Вел. поста). Малые поклоны, называющиеся также легкими, совершаются с молитвою: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Часы отличаются от обыкновенных следующим: 1) на каждый час положена кафизма, за исключением первого часа во все понедельники и пятки, и девятого часа во все пятки. 2) Вместо рядовых тропарей – одни общие, положенные на весь пост, и читаются следующим образом: иерей, став перед царскими дверьми, читает тропарь, а потом сказывает стихи к нему, после него читают чтецы тот же тропарь два раза. Так как эти тропари Великим постом слышатся непрестанно, и в пих самым ясным образом выражается значение часов, то считаю нелишним привести их здесь. Тропарь первого часа: «Царь мой и Бог мой! и в самое раннее утро услышь голос мой». Третьего часа: «Господи! Ты, который в третий час ниспослал на своих апостолов пресвятого Твоего Духа, не отними его от нас, благий, но вдохни в нас молящихся новую жизнь». Шестого часа: «Христе Боже! Ты, который в шестой день и час пригвоздил на кресте дерзновенный грех адамов, раздери рукопись (запись) и наших грехов, и спаси нас». Девятого часа: «Христе-Боже, в девятый час плотию вкусивший из-за нас смерть, умертви мудрования нашей плоти и спаси нас». 3) На каждом часе после молитвы: «Иже на всякое время» и пр., великие поклоны. 4) На шестом часе читается всегда паремия, которой предшествуют тропарь пророчества и прокимен. Чтобы иметь понятие об этих тропарях пророчества, приведу один, в понедельник первой недели. «Господи, Господи! Все в благоговейном трепете перед Тобою, все приклоняется перед Твоим могуществом. Бессмертный! перед Тобою припадаем, Святый! Тебе молимся, спаси наши души за молитвы святых Твоих». Все паремии на шестом часе из пророчеств Исаии. Так и возглашает чтец: «Пророчества Исаина чтение». Вслед за часами вечерня. Переходом к ней служат: пение блаженных, чтение трех кратких тропарей (например, первый: «Небесный хор так воспевает Тебя: свят, свят, свят Господь Саваоф 233 , полны небо и земля славы Твоей.), Символа Веры , молитвы «Ослаби, оставиви» и пр., молитвы Господней, кондаков и великие поклоны. Непосредственно за последним поклоном чтец и начинает вечерню воззванием: «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

759 Указание на великие поклоны смотри в Типиконе, в послед. 24-го февр., аще случится в понедельник 2-й, З-й и 4-й Недели Велик. пост. и в Тип., в послед. 25-го марта, и в особой книге на среду 1-й седм. Вел. поста. 760 После пения: «Да исправится» и после перенесения Св. Даров на престол, при совершении трех великих поклонов, произносить по обычаю молитву: «Господи и Владыко живота моего». Но находят, что это по предписано Уставом, что великие поклоны указываются довершать и без этой молитвы, что в Типиконе, а главное в отдельно напечатанных службах 1-й и страстной седмиц Великого поста, где от слова и до слова печатаются вполне молитвы, даже по несколько раз на одной и той же странице, там нет указания, чтобы по «Да исправится» и по перенесении Св. Даров, читалась молитва: «Господи и Владыко живота моего» (Литовок. Епарх. Ведом. 1874 г., 12–24 марта). С этим можно согласиться. (См. выше). 761 В Типиконе, изданном в Москве 1848 г., в последовании 24 февраля в понедельник 2-й седмицы Великого поста и в храмовых главах 34, 35 указано, что малые ектении не глаголем. В том же Типиконе 1848 г. назначена 9 марта малая ектения. В Литовских Епархиальных Ведомостях (1874 г. 12, стр. 90) признано это указание ошибочным. 762 При архиерейском служении, когда чтец сказывает прокимен, архиерей идет на ее место и отдает омофор диаконам и садится на ем месте. Один же из диаконов, разоблачавших архиерея, держит омофор обеими руками. При пении Аллилуиа бывает каждение. По чтении же Евангелия архиерей сходит с его места, будучи поддерживаем под руки двумя архимандритами и игуменами и лровождаем до Царских врат и, благословив их рукою, выходит в Царские двери, берет трикирий и дикирий и благословляет народ. Певцы поют: «Ис полла эти деспота» (Если присутствует при литургии Государь император, то протодиакон, по прочтении Евангелия, несет Ему Евангелие для целования). Потом архиерей осеняет находящихся в алтаре, отдает трикирий и дикирий, целует св. Евангелие и говорит: «Мир ти, благовествующему». Протодиакон же целует правую руку его. Архиерей, взяв святое Евангелие из рук протодиакона, ставит Евангелие на престоле, на ей стороне его, выше антиминса. Прочие сослужащие в то время Евангелия не целуют (Чиновн., лит. преждеосв. Даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Это пишет из монастыря полубольной, пожилой, замученный жизнью Леонтьев. Весь он в одной этой фразе. Вот, приехал, молится, бьет поклоны, ведет с «братьями во Христе» благочестивые беседы, готовится принять монашество – и все для того только, чтобы «заглушить тоску» по «борьбе, по жизни». Веры тут, конечно, немного, но тоска слышится огромная. Эта «тоска по жизни» не уймется даже на смертном одре. В мучительной перекличке – «надо покориться – еще поборемся», которую со страхом слушает у постели умирающего красивая Варька в красном сарафане, – слышна та же тоска... Леонтьев-человек, когда поверхностное «ницшеанство» его ранней молодости, самонадеянное «все позволено» не обжегшего еще лапок, гордого, даровитого, жадного до впечатлений птенца, жалевшего, что вдруг «не будет на моем веку ни одной большой войны», сойдет с него под жестокими ударами жизненных разочарований, – как-то сразу, сразу, с размаху опустится в жесточайший душевный мрак. «Как душно везде. Даже великие люди – как кончали они? Смертью и смертью. К чему же привела их жизнь? Как жива передо мной картина, где Наполеон в круглой широкой шляпе и сюртуке стоит, заложив руки за спину. Как ему скучно! И еще картина: m-me Bertrand с высоким гребнем, рак внутри, раскрытый рот и смерть. Еще я вижу Гете в старомодном сюртуке, старого Гете, женатого на кухарке. Как душно в его комнате. Шиллер изнурен ночным трудом и умирает рано. Руссо, муж Терезы, которая не понимает, кто ее муж. И это еще все великие люди. Не ужас ли это, не ужас ли со всех сторон? » Этот душевный мрак, этот страх, этот ужас перед жизнью – очень искренен, но – хоть до самого конца дней Леонтьева он остается не исцеленным – от него есть лекарство. Тоска Леонтьева по жизни, по блестящей борьбе совсем другой природы, чем «скука Наполеона», чем «ужас старого Гете, женатого на кухарке», которые Леонтьев так пронзительно изобразил. То, что снедает Леонтьева, «не менее больно, но гораздо более мелко». Перед Наполеоном, зевающим от скуки на св. Елене, действительно предел того, что больше некуда. Но Леонтьев оттого и скучает, оттого и бьет поклоны на монастырской всенощной, оттого и ужасается, что нет для него наполеоновских «обстоятельств», что он «Кромвель без меча», был бы меч, были бы обстоятельства – он бы не скучал, он бы знал, что делать. «Это тоже очень современная психология, психология нынешних хозяев мира». Есть рассказ Анжелики Балабановой о том, как скучал в Женеве молодой Муссолини, как он боялся жизни, как она, Балабанова, провожала его вечером домой, потому что «идти одному ему было страшно».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   Читание молитв по книжке много рассеивает. Лучше на память заучить их. Равно перелистывание, чтоб найти тот или другой икос и кондак, тоже должно рассеивать внимание. Попробуйте делать так: молитвы утренние и вечерние заучите на память, с пониманием их и чувством того, что в них говорится. Читать их потом так, как бы они шли из сердца. Из Псалтири тоже выберите, какие псалмы понятны и ближе к сердцу, и заучите. И их тоже читайте на молитве на память поряду. Их читайте и так — идя куда и делая что. Дневное Евангелие читайте после молитвы, с размышлением и выводом для себя нужного. Помянник составьте по образцу печатного (в Следованной псалтири), по своим нуждам и обстоятельствам и говорите его на память.    Акафисты все обратите в поклоны, не читайте по книжке, а мысленно обращаясь к тем, кому у вас положено и кладите поклоны. За то, что не будете читать слова, прибавьте по поклончику. Прочее все хорошо.    Чем меньше будете иметь нужду в молитвеннике, тем лучше. Навыкайте паче всего быть в памяти Божией и памяти смертной. Жертва Богу — дух сокрушен. Тогда и считайте, что хорошо помолились, когда отходите от молитвы с сокрушением и самоуничижением полным. И днем, вместо перебирания четок, старайтесь быть умно пред Богом, молитвою Иисусовою. Как Ангелы всегда пред лицем Бога, так и нам надо стараться. Они приносят жертву хвалы, а мы — сокрушения.    То, что вам пришлось выйти замуж повыше своего состояния, не есть гордость. Бог дал. Но этим гордиться можно. Так если гордитесь, перестаньте гордиться. Другой никто этого видеть не может, кроме вас да Бога. Молитесь Богу, чтобы Он дал дух сокрушения и смирения и Он даст. Между тем сами собирайте смирительные мысли, и держите их в душе. Гордость самая пагубная страсть, и тем пагубнее, что чиста со вне. Что вам старцы говорили про гордость еще в детстве, это значит, что Бог хочет, чтоб вы сами смирились и готов дать смирение, если взыщете. Но в том, что вы теперь в высшем положении и богаче, не есть нарушение старческих слов. Гордость в чувствах, а не во внешнем положении. И великие цари есть — смиреннейшие. Св. Давид из пастухов царь, а говорил: аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010