1-й час читается без кафизмы. Постный тропарь: Заутра услыши... со стихами, надобно читать, как в среду Сырной седм., а не петь. По трисвятом кондак; Душе моя... Прочие часы читаются также с постными тропарями, но также и без пения. Кафизмы на них полагаются, но читать их надобно поскору труда ради бденного и без пения, установленного на каждом антифоне кафизмы. Поклоны не полагаются. По трисвятом кондак: Душе моя, душе моя... Блаженны поскору и без пения; по трисвятом кондак: Душе моя, душе моя... Изобразительны надобно оканчивать таким образом: после кондака – Господи, помилуй 40. Молитва: Всесвятая Троице... Премудрость. Достойно есть... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим.., Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне; Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст (ср. устав о службе в Великие четверток и субб.) 704 . В этот день совершается литургия преждеосвященных даров. На вечерни, предшествующей сей литургии, 12-я кафизма. Глава 21. О богослужении постных дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (11 и 12 мр. гл. 24 февр., Типик., л. 190 на обор. и 192) Вечерня накануне праздника, случившегося в понедельник 2, 3 и 4 седмиц. Вечерня накануне праздника, случившегося во вторник, среду и пяток 2 и 3 седмиц, а также и четверток 2 и 3 седм., если в среду почему-либо не совершается литургия преждеосвящен. даров. Вечерня накануне праздника, случившегося в четверток 2 и 3 седм., если в среду совершается литургия преждеосвящен. даров. Вечером после 9 часа поется вседневная вечерня в следующем порядке: После молитвословий из последования изобразительных, отправлен ных по великопостному уставу, и именно после молитв: Господи и Вла дыко... и Боже, очисти мя грешнаго, сопровождаемых 16 поклонами, без начального возгласа (Благословен Бог) поется вечерня в следующем порядке: После молитвословий изобразительных, отправленных по вели копостному уставу, и именно после: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя грешнаго, сопровождаемых 16 поклонами, трисвятаго, Пресвятая Троице..., Отче наш… с возгласом, Господи, помилуй 12 и и Всесвятая Троице..., без отпуста, поется вечерня в соединение с литургией преждеосвященных даров. Примеч. Если часы с изобразительными отправлены во храме (а не притворе) и вслед за ними тотчас начинается вечерня с литургией преждеосвященных даров, то после изобразительных с точки зрения Типикона отпуста не должно быть. Он действительно и не показан в 12 мр. гл. 24 февр., Тип., л. 192.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

стр. 343 Здесь сказано, что «на всех часах в среду и пяток 4-й (Крестопоклонной) седмицы поется кондак кресту». Следует присоединить, что и в понедельник этой же седмицы бывает то же (Тип., нед. 3-я поста веч., зри). стр. 345 На этой странице читаем: «в день же Благовещения в Четыредесятницу полагается 3 поклона только на 1 часе, а на прочих часах вовсе не бывает поклонов». – По поводу этого недоразумения или лучше неточного понимания указания Типикона, на которое автор «Пособия» ссылается и которое гласит: «поем час 3-й и 6-й с кафизмами, без поклонов» (Тип. 25 мар.), мы, в 1899 году в 10 «Холмско-Варш. Еп. Вестника», поместили обстоятельную статью, доказывающую, что великие поклоны на всех часах в день Благовещения, случившийся в дни великого поста, кроме суббот и недель, должны следовать. Статья эта была напечатана по поводу личных споров с непонимающими, а также, – в виду отведенного на страницах «Церковн. Вестн.» за 1888 год в 15 по этому вопросу места, где то же доказывается, что и в «Пособии». Итак, обратим прежде всего внимание на само расположение указаний Типикона относительно особенностей часов в день Благовещения; мы видим, что выражение: «без поклонов» отделено от слов: «с кафизмами» запятой; после всего этого стоит точка и непосредственно за этим в Типиконе напечатано: «Тропарь и кондак праздника». Очевидно, что здесь речь идет не о великих поклонах, которые во всяком случае, должны следовать в конце каждого часа, а не пред тропарем, как это видим в Типиконе. Здесь, следовательно, речь идет о тех поклонах, которые следуют на каждой «Славе» кафизмы. Пусть кто-нибудь не подумает, что это мелочь, на которую Типикон не стал бы обращать внимание. Типикон строго различает поклон от великого поклона и ясно предписывает правила для тех и других. Мы, например, видим такое выражение: «Таже Трисвятое без поклонов» (Тип. понед. 1 нед. вел. поста, велик. повеч.). В начале утрени и на шестопсалмии вовсе не положено поклонов (Тип. гл. 9 и понед. 1-й седм. вел. поста, также Следов. Псалт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Высокое ли уважение, которое Иван Осипович невольно чувствовал к его искусству, другое ли какое обстоятельство — мы этого не беремся решить. Довольно, что не прошло двух дней — и в Мандрыках воскресли Орест и Пилад нового мира. Но еще непонятнее была власть кухмистера над нашим педагогом, так что от природы скромный, застенчивый учитель, не бравший ничего в рот, кроме лекарственной настойки на буквицу и herba rabarbarum, невольно плелся за ним по шинкам и по всем закоулкам, куда разгульный кухмистер наш показывал только нос свой. Ивану Осиповичу нравилось романическое положение его местопребывания. Скоро осмотрел он обступившие в неровный кружок просторный господский двор — кухню, сараи, амбары, конюшни и кладовые, с особенным удовольствием остановился на густо-разросшемся саде, которого гигантские обитатели, закутанные темнозелеными плащами, дремали, увенчанные чудесными сновидениями, или, вдруг освободясь от грез, резали ветвями, будто мельничными крыльями, мятежный воздух, и тогда по листам ходили непонятные речи, и мерные величественные движения всего их тела напоминали древних лицедеев, вызывавших на поприще Мельпомены великие тени усопших. Но глаза нашего учителя искали своего предмета и лепились около не столь высокопарных жильцов сада, зато увешанных с ног до головы грушами и яблоками, которыми кипит роскошная Украйна. Отсюда продирались они к кухне, за которою стлались плантации гороху, капусты, картофелю и вообще всех зелий, входящих в микстуру деревенской кухни. Не без особенного удовольствия вошел он в чистую, опрятно выбеленную и прибранную комнату, определенную для его помещения, с окошком, глядевшим на пруд и на лиловую, окутанную туманом, окрестность. Мы имели уже случай заметить нечто о влиянии нашего учителя на мандрыковских красавиц: потупленные взгляды, перешептывание, низкие поклоны показывали, что овладение им считала каждая из них немаловажным делом. Впрочем, не мешает припомнить любезному читателю, что на Иване Осиповиче был синий фабричного сукна сюртук с черными, величиною с большой грош, костяными пуговицами; итак, ему очень было простительно перетолковать в свою пользу перемигиванья чернобровых проказниц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

— Не надо плакать. — Алиса обняла Белку. — Мы тоже не хотели тебя обидеть. Мы знаем, что ты хорошая. — Я тебя гнал не потому, что ты плохая, — сказал Ручеек, — я тебя гнал, потому что ты поклонка. Ты расскажешь лишнее своим братьям или этому пигмею… И нам будет плохо. — Я никому ничего не расскажу. Честное слово. Я клянусь лесной чащей, священным белым деревом, небесной оленихой, дрожащей трясиной, что никому ничего не расскажу… — Ну хорошо, хорошо, — сказала Ирия. — Оставайся. Начинай, Ручеек. Но Ручеек ничего не успел сказать, потому что вдруг Белка, у которой был удивительный слух, встрепенулась, вырвалась из объятий Алисы и прошептала: — Они идут. Не говоря ни слова, Ручеек метнулся к щели, перемахнул через стену и исчез. Дверь в зал распахнулась. Вошел старый воин. Он нес факел. — Уважаемые поклоны, — сказал он, — Великие Кроты велят вам спуститься к ним. Тут он заметил горящую свечу и сидевшую на скамье Белку. Девушка подбежала к нему и тихо сказала: — Сук, не говори никому, что ты меня здесь видел. — Ясное дело, — ответил он. Белка скользнула мимо него, и ее легкие шаги простучали по лестнице. Глава 11. Кроты рассердились Братья Кроты ждали пленников в главной комнате замка, которая находилась за каменной перегородкой на первом этаже. Комната была похожа на дольку арбуза: одна стена полукруглая, вторая — прямая. В глубине, у выгнутой стены, стояли три деревянных, покрытых резьбою трона. Средний, самый большой, был пуст. На двух поменьше, по сторонам, сидели близнецы. Перед ними стоял длинный, похожий на полумесяц стол. На нем — миски и кружки с едой и питьем. А между ними, за ними, перед ними — сотни горящих свечей. Свечи были вставлены в старые подсвечники, различные бутылки, вазы и вазочки, даже в химические колбы, словно в этом замке жил сумасшедший коллекционер, собиравший предметы, в которые можно вставить свечу. Алису так и подмывало спросить, зачем нужно столько свечей и кто собирает такие подсвечники. Но она не спросила, она понимала, что в этом мире порой лучше обойтись без вопросов. Так она никогда и не узнала, что этот обычай родился в замке после того, как Старый Крот в бою потерял глаз, а второй стал слабеть. Бандиту казалось, что он плохо видит, потому что зал плохо освещен, и он велел вечерами зажигать столько свечей, сколько поместится на столе. Вот и собирали его слуги где придется разные вещи, которые хоть как-нибудь могли сойти за подсвечник. Чем хуже становилось зрение у Старого Крота, тем больше свечей зажигали на столе. Говорят, что Крот истратил на свечи половину своих сокровищ, и после его смерти в подвалах осталось столько свечей, что его сыновьям ничего не оставалось, как жечь свечи, хотя у них со зрением все было в порядке. Так родилась традиция. А традиция — это то, что никому не нужно, но от чего трудно отказаться.

http://azbyka.ru/fiction/gorod-bez-pamja...

В соборном служении ни литургии преждеосвященных Даров, при пении «Да исправится молитва моя», когда должны преклонять колена сослужащие иереи, — при пении ли всех стихов, или попеременно, согласно указанию устава, или же только при последнем стихе вместе с первенствующим? Правильнее будет преклонять колена всем иереям вместе с предстоятелем при последнем стихе, так как в этом случае точно соблюдается указание устава относительно действования иерея; попеременно же становится на колени в указанный момент преждеосвященной литургии, по требованию устава, народ. Стоят на коленах во все времена пения «Да исправится молитва» введено лишь обычаям — и притом по преимуществу там, где народ в пении вовсе не участвует (см. Никольский «Пособие к изуч. устава», 1894 г., стр. 476). Церковным уставом положено в известное время богослужения делать великие поклоны, но не сказано — с молитвой св. Ефрема или без оной; как следует поступать правильнее — читать или не читать эту молитву при поклонах? Молитва св. Ефрема произносится после пения «Да исправится» и после перенесения св. Даров на престол по обычаю, так как в уставе о ней при этих случаях действительно ничего не говорится (Никольский «Пособие к изуч. уст.», прим. 1 и 2 на стр. 477). (Ц. В-к, 1894 г., Правильно ли делают в некоторых местах, что в то время, когда при пении «Да исправится молитва моя» на литургии преждеосвященных Даров священник встает на колена, он передает кадильницу диакону и тот стоит кадит пред жертвенником, хотя служебником этого и не указывается? Хотя, действительно, служебник этого не указывает, но это действительно принято обычной практикой, как свидетельствуют разъяснения наших литургистов и знатоков устава (как прот. Никольский, свящ. Неополитанский, Булгаков и др.) (Ц. В-к, 1902 г., Почему на литургии преждеосвященной завеса, при пении «Ныне силы небесные»… задергивается лишь наполовину? Это полузакрытие завесы соответствует полному закрытию ее на полной литургии и имеет то же значение. Самое же полузакрытие составляет отличительную особенность преждеосвященной литургии, именно как литургии не полной (Ц. В-к, 1895 г.,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но что говорить о совершенстве подвигов? Где они? Ничего нет во мне, кроме грехов. А что хуже всего – гордость сердца моего препятствует и сознаться в этом. Мудрствования ума отыскивают тысячи предлогов и извинений в них. В глазах братьев своих отлично вижу все сучки и порошинки, лишь в своих не примечаю целых бревен. О, Господи мой! Дай мне эту великую благодать, чтобы я видел свои собственные грехи и, сознавая свою греховность, не дерзал судить и осуждать своих братьев. (См. Письма Беллюстина о церковном богослуж.) 12 Господь говорит здесь не об общественной молитве, но о домашней. Фарисеи из лицемерия, тщеславия и гордости, из этой домашней молитвы сделали площадное представление: они совершали ее в синагогах и на улицах. 14 «Великие поклоны с молитвою Ефрема Сирина , – сказано в церковном уставе, – совершаются следующим образом. Когда настанет время их, тогда каждый, воздев руки, вместе с тем и умственные свои взоры возводит к Богу. Потом начинает молитву с умилением, страхом Божиим и со слезами, говоря: Господи, и Владыко живота моею и пр., стоя прямо и неуклонно взирая к Богу душевно и телесно; кончив первую часть молитвы, совершает поклон великий, до самой земли. Затем став и стоя, как и прежде, прямо, душевно и телесно взирая к Богу, молится, говоря вторую часть молитвы: духа же целомудрия и проч., и, кончив, делает другой, такой же точно, поклон. Также и третью часть молитвы: ей, Господи Царю и поклон великий. Потом встав и вздохнув, 12 поклонов малых. По окончании их, стоя так же, как и сначала, говорит всю молитву и, кончив ее, делает один поклон великий». 15 На чем основывается обычай петь пасху в повечерие Великого поста? Если смотреть на этот обычай, говорит один из иерархов отечественной церкви, в связи с обычаем прощаться, то нельзя не заметить, что одно из сильных побуждений к соединению прощания с пением пасхи заключается в предчувствии пасхальной радости. Сильная радость, расширяя наше сердце, дает в нем метсо миру и любви. Она всегда располагает к дружелюбию, к общительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, после которых непосредственно следует 1-й час. Часы совершаются великопостные, с великими поклонами; 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, но на них перед каждым часом не бывает благовест; на всех часах стихословия кафизм не положено; постный тропарь «Заутра услыша...» на 1-м часе и постные тропари и на других часах не поются, а читаются. После молитвы 9-го гласа «Владыко, Господи...» сряду бывают изобразительные, но они начинаются не пением «Блажен», как в дни Великого поста, а самыми изобразительными псалмами: «Благослови, душе моя...» и «Хвали, душе моя...», и затем, после «Единородный Сыне...», следуют «Блаженны» поскору (без пения): «Во Царствии Твоем...», «Помяни нас, Господи», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик небесный...» и проч., как в Великом посту, кончая великими поклонами. Вечерня непосредственно после этих поклонов следует: «Приидите, поклонимся» трижды, «Благослови, душе моя...» ( Пс.103 ), и совершается вечерня обычная, вседневная, но с некоторыми особенностями великопостной вечерни. После «Свете Тихий» и прокимна (прокимен поется) на этой вечерне полагается паремия и прокимен перед и после нее; по «Трисвятом» же и «Отче наш» не поются, как в Великом посту, тропари «Богородице Дево, радуйся...» и проч., а положен тропарь: в среду – святого Минеи, в пяток – Триоди («Боже отец наших...»), «Слава и ныне», Богородичен по гласу тропаря; после следующей затем ектении («Помилуй нас, Боже...») и возгласа («Яко милостив...») положены «поклоны три великие» и молитва «Всесвятая Троице...», и далее, как на великопостной вечерне. Литургии в среду и пяток сырные не бывает. В среду и пяток сырные разрешается пост и дозволяется вкушать, как и в течение всей сырной седмицы, сыр, яйца и рыбу. В среду сырную вечера (накануне четвертка) повечерие поем малое и «поем канон Минеи на ряду в субботу хотящего прилучитися святаго». В пяток (накануне субботы) на малом повечерии «поем канон усопших, Октоиха, на ряду гласа». В субботу сырную утреня совершается с великим славословием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

сырн. вторн., вечерня). После отпуста на великом и малом повечериях совершается в монастырях так называемое «Обычное прощение». Предстоятель, сотворив поклон на землю, просит у стоящих в храме прощения себе: «Благословите отцы святии, простите ми грешному». И братия отвечает: «Бог простит ти, отче святый» и затем произносит ектению ту же, которую произносит и в конце полунощницы, именно: «Помолимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем». Певцы поют: «Господи, помилуй». После нее предстоятель возглашает: «Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Певцы поют: «Аминь». Затем каждый из братии делает поклон предстоятелю, произнося: «Благослови, отче святый, и прости ми грешного», и, отходя от него, сперва говорит молитву: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи», потом произносит более пространное «прощение»: «Прости мя, отче святый» и т. д. Полунощница Полунощница бывает вседневная, кроме субботы, субботняя и воскресная. Вседневная и субботняя полунощницы продолжительнее воскресной. Первые содержат в себе по две части, а последняя состоит из одной. П О Л У Н О Щ Н И Ц А Вседневная Субботняя Воскресная Устав изложен в Часослове, Устав изложен в Часослове, Устав изложен в Часослове, в Следованной Псалтири, в Следованной Псалтири, в Следованной Псалтири, в Тип., гл. 9 и послед. в Типиконе, гл. 7-й. пон. 1-й седм. Вел. поста. Благословен Бог наш. Благословен Бог наш. Благословен Бог наш. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Царю небесный. Царю небесный. Царю небесный. Трисвятое. Трисвятое. Трисвятое. Отче наш. Отче наш. Отче наш. Господи, помилуй, 12-ть Господи, помилуй, 12-ть Господи, помилуй, 12-ть Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Приидите, поклонимся Приидите, поклонимся Приидите, поклонимся трижды. трижды. трижды. На 50-й: Помилуй мя На 50-й: Помилуй мя На 50-й: Помилуй мя 17-я кафизма. 9-я кафизма. Канон Пресвятой Троице Верую. Верую. Троичное величание: Достойно. Трисвятое. Трисвятое. Трисвятое. Отче наш. Отче наш. Отче наш. Тропарь: Се Жених грядет. Тропарь: Несозданное Ипакои рядового гласа естество Октоиха или Триоди Слава: День он страшный. Слава: Вышния силы. И ныне – Богородичен: И ныне – Богородичен: От Тебе необоримую. одра и сна Господи, помилуй, 40 Господи, помилуй, 40 Господи, помилуй, 40 Иже на всякое время. Иже на всякое время. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Честнейшую Херувим. Честнейшую Херувим. Честнейшую Херувим. Именем Господним Именем Господним Именем Господним благослови, отче. благослови, отче. благослови, отче. Боже, ущедри ны. Боже, ущедри ны. Боже, ущедри ны. (Во всю Великую Четыредесятницу: Великие поклоны Молитва: Владыко Боже. Молитва: Владыко Боже. Молитва: Молитва: Всемогущая и Животворящая Святая Троице. Молитва: Величая, величаю Тя. Приидите, поклонимся, Приидите, поклонимся, трижды. трижды. благословите.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

898 Служба Великого канона переносится на вторник в том случае, если празднику Благовещения случится в среду или четверток 5-й седмицы Великого поста. 899 В Типиконе, изданном в Москве 1848 г., напечатано (в послед. 25 марта, аще случится в понедельник Светлыя Недели) после «Свете тихий», прокимна и Евангелия, та же ектения. Такое указание означает на вседневной вечерне после прокимна ектению: «Исполним молитву нашу Господеви». Но это указание есть типографская ошибка. Следует напечатать не «ектения», а «ектении». В Типиконе при указании: «ектении» разумеется сперва ектения: «Рцем вси» и после «Сподоби, Господи» ектения: «Исполним молитву нашу Господеви» Таков Устав и для вечерни в пасхальную седмицу (Тип., послед. дня Пасхи – вечер). 900 После полиелея поется величание: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Ирмол.). 901 В Типиконе, в последовании 25-го марта находится такое указание: «И час первый с кафизмою». Это указание относится к Благовещению, случившемуся в те дни седмицы, в которые на великопостных часах положено чтение кафизмы, именно – ко вторнику, среде и четвергу, но не к понедельнику п пятку, когда чтение кафизмы на 1-м часе не положено (Тип., гл. 17). 902 При архиерейском служении, например, в Успенском соборе в Москве, начало вечерни говорит сам архиерей, и псалом; вечерних молитв не говорит, токмо в начале часов: «Господи, ниспосли», да в начале вечерни: «Боже, Боже наш»; да входная: «Вечер и заутра»; а после паремии ектения малая, а возгласа не говорит. Таже: «Господи, спаси благочестивыя», по чину и прочая литургии» (Чин свящ. и обряд, в Больш. Успенск. соборе, см. 15). 904 Типикон указывает в дни Петрова поста на утрени петь, вместо: «Бог Господь», «Аллилуиа». Так, в последованиях на дни, не имеющие праздничного знака (1-го, 3-го июня и др., сказано: «Аллилуиа» или тропарь (См. подобные указания 4-го и 3-го августа), т. е., и то и другое можно петь. В Петровом посту, при пении «Аллилуиа», полагают великие поклоны (Тип., послед. 14-го ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Очевидно, что считается, что таким образом адепты, получив благословение того и другого, достучатся и до бога. Постепенно подсознание станет осознавать гуру и «его божественную милость» как главных людей в жизни. 9 . Укладывание божеств на отдых Переоденьте божества в ночные одежды, или, по крайней мере, снимите с них украшения и гирлянды. Подготовьте постели божеств и пригласите их светлостей принять отдых. Уложите их в кровати и мысленно помассируйте их стопы. Пожелайте божествам спокойной ночи. Если постели нет, то просто пожелайте им спокойной ночи. Предложите поклоны и выключите свет. Заготовьте кровати, конечно, и приглашайте Богов отдохнуть, без вас они, конечно, этого не сделают). И куда без кроватей? Я думаю, здесь также излишне что-либо комментировать. Немного отойдем от цитирования. Мы уже видим, что гаудия-вайшнавы – это отнюдь не веротерпимая религия. Гаудии считают свою школу единственно спасительной в век Кали-юги.По отношению к представителям прочих школ индуизма среди них принято употреблять термин «майавади», что сам по себе довольно оскорбителен – слово это означает «последователи ненастоящего учения»; именно так кришнаиты именуют тех, кто отрицает их взгляды, в частности, веру в попадание в мир коров (Голоку) как наивысшее спасение. Богов других религий кришнаиты называют полубогами. Сам Прабхупада говорил, что он практически один человек в Индии, кто не признает других богов как богов, а считает их лишь служителями Кришны, то есть полубогами, ложными, лживыми. Так, в традиционном индуизме Шива, Брахма и прочие боги почитаются как полноценные божества. Кришнаиты перевирают значение индийского слова deva (бог), переводя его как «полубог», при том, что в первой из Вед, Риг-Веде, сказано: «Нет ведь среди вас малого, О боги, нет подростка: Все вы одинаково великие» (Риг-Веда VIII, 30. Ко Всем Богам). Шива, называемый кришнаитами наравне с прочими богами «полубогом», именуется в индуизме, напротив, «маха-дева» – «великий бог». Посмотрим, что говорит об иноверцах сам Прабхупада.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/indijski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010