Кроме того, в Типиконе, под 24 и 25 числом нет указания относительно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее следует помнить, что весь суточный круг без часов немыслим. Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются «Блаженны». Псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа...» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа...» опускаются, и хор сразу поет «Во Царствии Твоем...». Все остальные стихи поются с припевом: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем по прочтении «Честнейшую...» священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: «Всесвятая Троице...». По окончании ее священник произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до середины. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови». И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у Престола: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя» 22 . Затем священник произносит литургийный возглас: «Благословено Царство...», начертывая крест Евангелием над Антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то переход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы св. Ефрема Сирина начинается вечерня со слов: «Приидите, поклонимся...» и т.д. Если праздник случится в Великий пост , то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На «Господи, воззвах...»– стихиры на 10: Триоди – 2, подобны – 3 и праздника – 3 (2 из них повторяются), «Слава, и ныне» – праздника. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3): 1) Быт. 28; 2 ) Иез. 43–44; 3 ) Притч. 9 . Затем «Да исправится молитва моя», великие поклоны (три) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на «Господи, воззвах...» – стихиры на 8: Триоди – 3 и праздника – 5, «Слава, и ныне» – праздника. Вход. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение случится в одну из суббот поста, то читаются 7 паремий: 2 дневных и 5 праздника, а если праздник случится в воскресенье, то читаются 5 паремий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благовещения: 1) Исх. 3 (о купине); 2) Притч. 8 (о вечном бытии Сына Божия).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Таким образом, встает проблема грехов органов чувств вообще и каждого из них в отдельности. Эта тема нашла свое продолжение в русской богословской традиции. Ей посвящена отдельная работа епископа Виссариона (Нечаева) (1823–1905) «Грехи чувств»/М., 1888/, в которой анализирует грехи отдельных органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, внутреннего чувства. Чего стоит один такой грех слуха, как подслушивание. И не только как удовлетворение своего любопытства: еще в конце XIX века были живы некоторые суеверные формы подслушивания, которые являлись остатками соответствующих языческих ритуалов/ Виссарион (Нечаев) . 1888, с.11/. Вместе со слухом подобные проблемы имеет и речь. Воистину, язык глупого – гибель для него (Пр. 18:7). И наоборот: «Заградивший уста свои от глаголания и сидящий в келии своей в безмолвии и молчании с молитвою – каждочасно зрит Господа»/Исаия авва. 1996, с.205/. По святоотеческой традиции молчание есть таинство будущего века, а слова есть орудия этого мира/ Исаак Сирин . 1993, с.180/. Безмолвие постоянно практиковалось в христианском монашестве, где оно ставилось очень высоко. Необходимо сказать и о двигательной, кинестетической составляющей работы с органами чувств, она настолько же важна, как и все остальное: «Истинное благочестие требует, чтобы мы служили Богу всем существом нашим, не душею только, но и телом. Оно было бы неполно, если бы заключалось в одном духе, и не проявлялось в телесных подвигах»/ Виссарион (Нечаев) . 1895, с.16/. Христианин и в повседневной, и в духовной жизни должен утруждать свое тело. Кроме того существуют особые физические действия, в первую очередь во время богослужения, служащие к прославлению Бога и в телах наших ( 1Кор. 6:20 ). К ним относятся следующие: стояние, коленопреклонение, поклоны малые и великие, главопреклонение, падение ниц, воздеяние рук, поклонение лицом на восток, крестное знамение/там же, с.3/. Коленопреклонение и восстание, по объяснению Василия Великого , знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа/Поклоны. 1898, с.244/. Последнее особенно важно, ибо обыденное сознание видит в коленопреклонении только первую его часть, указывающую на грехопадение человека. Но то, что человек восстает после коленопреклонения обновленным, обыденное сознание не видит и не понимает.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Поэтому те, кто читают упомянутые молитвы утром, поступают дурно, грешно и вопреки правилам. Но и те, которые в самый день Пятидесятницы, светоносный и носящий имя Господнего, остаются без пищи и постятся до вечернего слушания этих молитв, на самом деле суеверны и поступают нехорошо. Ведь, согласно божественному Златоусту, нет никакого препятствия человеку, после того как он насладился трапезой телесной, прийти и на духовную трапезу слова и молитв (Беседа 10 о статуях и слово 2 после календ) (Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 10. 1//PG 49, 111; De Lazaro 1. 9//PG 48, 974). Тому же он учит и в толковании 10-го стиха 8-й гл. Второзакония, в котором говорится: И будешь есть, и насытишься, и благословишь Господа Бога твоего (Цепь толковников. Т. 1. С. 1463). He вызовет ли недоумения то, что ап. Павел коленопреклоненно молился в дни Пятидесятницы? А именно, в 20-й гл. Деяний написано, что Павел миновал Эфес, иначе говоря, по пути пожелал увидеть эфесян, поскольку спешил оказаться в Иерусалиме в день Пятидесятницы ( Деян. 20:16 ), а после этого прибавляется: Сказав это, он [Павел] преклонил колени свои и со всеми ими помолился ( Деян. 20:36 ). И вновь в следующей 21-й гл. пишет тот же Лука: придя в Тир, на берегу, преклонив колени, помолились ( Деян. 21:5 ). Однако разрешить этот вопрос легко: устройство Церкви тогда еще не было упорядочено и находилось как бы во младенчестве, потому что тогда только закладывались самые основания и в Церкви еще не утвердились ни совершенство, ни полная акривия. Обрати внимание на то, что настоящее правило не говорит о тех коленопреклонениях, которые мы обычно называем великими поклонами и которые в собственном смысле называются припаданиями (такие поклоны, когда они совершаются, например, ради целования святых икон, а главным образом – ради Страшных Таин, не запрещаются в воскресенье и в течение всей Пятидесятницы ни 10-м правилом Никифора, ни священными песнопениями, в которых иногда говорится: «Тебе припадаем, воскресшему из гроба», иногда: «Приидите, поклонимся и припадем Христу воскресшему» и т. п.). Я сказал, что Никифор не запрещает коленопреклонения, совершаемые ради целования святынь, поскольку обычные коленопреклонения запрещает и он в том же самом правиле, говоря дословно так: «Ради целования должно преклонять колена и в воскресенье, однако обычных коленопреклонений совершать не должно», как написано во многих рукописных кодексах. Запрещает их и божественный Исаия: в послании к Феодоре он говорит, что если она совершает коленопреклонения в воскресенье и Пятидесятницу, то подлежит тягчайшему наказанию. И свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы также запрещают их, по некоторым, как они говорят, таинственным и неизреченным причинам (Callist. et Ign. Xanthopul. Op. ascet. 39//PG 147, 712). Уставы возбраняют эти великие поклоны в воскресенье, в субботы и во время всей Пятидесятницы. А причина этому – то, что упомянутые припадания содержатся и в запрещенном правилами коленопреклонении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

А что значит «приложиться к иконе»? Для многих выражение «приложить руку» представляется более ясным. К иконе мы должны приложить свое сердце, но только не в материальном смысле. Прикасаемся мы к иконе губами и лбом. Этим действием мы выражаем свое почтение, уважение и любовь к образу. Для верующего человека икона — это живое олицетворение того, кто на ней изображен. Это аналогично тому, как семьянин, находясь в далекой командировке, достает фотографию своих родных, и он уже не фотобумагу видит перед собой, а свою любимую семью. Не исключено, что ему захочется прижать ее к себе или даже поцеловать. Точно такие же чувства испытывает верующий человек, когда стоит перед иконой. По сложившейся традиции, перед тем как приложиться к образу, мы дважды крестимся с поклонами и в третий раз так делаем уже после того, как приложимся. Поклоны могут быть как поясные (когда мы самым обыкновенным образом кланяемся) и земные (когда кланяемся до земли, вставая для этого на колени). Только в воскресные дни и в великие праздники земные поклоны по церковным правилам делать не положено. Иногда бывает так, что некоторые люди, забыв весь этот алгоритм, начинают смущаться, что делают что-то неправильно. Но важно не то, сколько раз мы перекрестимся и в правильной ли последовательности все сделаем. Еще раз повторюсь, что самое главное — приложить свое сердце, чтобы не уйти от святыни (для верующего человека каждая икона — святыня) без пользы. Нет ничего предосудительного, если человек перекрестится только один раз или прикоснется к иконе только губами. Не нужно цепляться за обрядовую сторону. Главное, чтобы человек в душе понимал, что он делает. Один мой знакомый рассказывал мне, что его не совсем верующий друг прикладывается к иконе «пока рукой». Понятно, что иногда в храмах иконы висят так высоко, что, кроме прикосновения к ним рукой, по-другому и не приложишься. Но через некоторое время я сам увидел, как это бывает, когда, будучи семинаристом, проводил экскурсию по Жировичскому монастырю. Судя по вопросам, которые задавал мне немолодой мужчина, было понятно, что он вовсе не атеист. Но к Жировичской чудотворной иконе он прикоснулся только рукой. По выражению его глаз и всего лица было видно, что он испытывал благоговение и трепет перед святыней. Понять его можно. Все-таки воспитывался он в непростое время — в богоборческое. И сейчас, чувствуя в душе стремление к Богу, ему очень трудно перебороть себя и следовать всем церковным традициям. Со временем этот комплекс у него пройдет, как и у друга моего знакомого. И если они сейчас прикладываются к иконе рукой, то потом они с такой же искренностью будут это делать, как все. Просто до некоторых вещей нужно дорасти. И примеры «вчерашних атеистов» заставляют нас задуматься: с такими же ли чувствами мы подходим к святыне или же делаем это просто по привычке?

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

Когда мы почувствуем великую нужду в милости Божией, тогда будем творить молитву много раз от всего сердца и ощутим в своем сердце сладость Божественного утешения сладчайшего Иисуса. Тогда наше сердце крепко обымет и ум, и все наше существо. Только тогда молитва не приносит утомления. Когда мы достигнем истинного ее смысла, тогда она приносит нам отдых, и мы молимся без принуждения. Но нас принуждает совесть, которая дает сердцу всю духовную смелость и духовные крылья, и тогда сердце, каким бы окаменевшим ни было, в час молитвы разрывается от плача и изводит обильные слезы. Необходимость молитвы человек чувствует так же, как младенец, который открывает свои уста и спешит в объятия своей матери, чтобы прильнуть к ее сосцам, чувствует голод и в то же время безопасность и материнскую любовь. Никто не сомневается в том, что враг постарается рассеянием ума сразиться с тобой. Но когда молитве будет предшествовать святоотеческое чтение (сборник ЭвергетинОс 48 или Патерик), то и малые и большие трудности и заботы дня отступят, тебя окружит духовная атмосфера, и ты будешь молиться сосредоточенно. Если враг сразится с тобой хульными помыслами (по своей обычной злобе и зависти), не смущайся, но используй демона для своей пользы, говоря: «Хорошо, что ты принес мне эти помыслы, чтобы я творил молитву. Иначе же я забываю молиться непрестанно». Тогда враг тотчас отступит, потому что он привык творить только зло. Я рассказал об этом, потому что враг обычно приносит хульные помыслы чувствительным людям, чтобы сделать их более чувствительными, смутить и прервать их молитву. В особенности же это бывает с теми, кто с гордостью подвизается в бдении сверх своих сил, с пребывающими в истощении и не имеющими сил изгнать вражьи помыслы. Они думают, что хульные помыслы – их собственные, и оттого страдают без вины, тогда как виновником являются не они, а враг. Посему необходимо, чтобы юноши подвизались в молитве со смирением и рассуждением и приготовлялись к ночи с помощью беспопечительного дня, духовным чтением и скудной пищей, которая тоже помогает, и, насколько это возможно, она должна быть несоленой, дабы избежать обильного питья. Потому что вода производит отечность, что препятствует молитве. Очень помогает, когда вечерняя трапеза, какой бы легкой она ни была, совершается в четыре часа по европейскому времени 49 . После этого – чтение святых отцов или что-либо иное, часа на три. Очень полезно в промежутках класть поклоны малые и великие, на каждую четку, чтобы разогреть масло в механизме. Когда они устанут, пусть садятся и творят молитву, приводя себе на память свое убожество и великие благодеяния, которые сотворил им благий Бог . Тогда ум сам собирается в сердце, и человек просит милости Божией всем сердцем, всей душой и всем помышлением своим, не прилагая к этому труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Великим княжнам подавали английский выезд, а Наследнику — низенькие саночки с ямщиком в круглой шапке. Государь почти никогда не ездил кататься. Ее Величество ездила с кем-нибудь из фрейлин или с Анной Александровной Вырубовой. Раз я помню Вырубову, когда она была с визитом у моей матери. Полная и розовая, вся в пушистых мехах, она как будто преувеличенно ласково смотрела на нас, детей, и не очень нам понравилась. Благодаря нашим наблюдениям Великие Княжны скоро заметили нас и знали в лицо, и всегда, увидав кого-нибудь из нас на улице, на следующий день говорили моему отцу: — А мы Вашу дочь видели (или Вашего сына). Вскоре они все знали нас по именам, постоянно посылали поклоны, иногда персик или яблоко, иногда цветок или просто конфетку, если же кто-нибудь из нас захварывал, — а со мной это случалось часто, — то непременно каждый день, даже Ее Величество, справлялись о здоровье, присылали святую воду или просфоры, а когда меня остригли после брюшного тифа, Татьяна Николаевна собственноручно связала голубую шапочку. И вовсе не мы одни пользовались каким-либо исключительным расположением Царской Семьи: свои заботы и внимание они распространяли на всех, кого знали, и часто в свободные минуты Великие Княжны шли в комнату какой-нибудь судомойки или сторожихи, чтобы понянчить там детей, которых они все очень любили. До осени 1911 года мы, дети, не видали Царскую Семью иначе, как на улице, и только слышали о них от наших родителей. Мой отец всегда говорил нам, что любит Их Высочества не меньше нас, своих детей. Рассказывал, как они трогательно дружны между собой, как, в особенности, Анастасия Николаевна любит Ольгу Николаевну, всюду ходит за ней и с уважением и нежностью целует у нее руки; как они просты в своей одежде и в образе жизни, так что Алексей Николаевич донашивал старые ночные рубашки своих сестер. Вскоре после нашего переезда в Царское Село моя мать ездила представляться Императрице Александре Федоровне. — Во-первых, оденьтесь как можно проще, — сказала моей матери одна из фрейлин — наша родственница Ольга Евгеньевна Бюцова.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-o...

Полунощница бывает вседневная, кроме субботы, субботняя и воскресная. Вседневная и субботняя полунощницы продолжительнее воскресной. Первые содержат в себе по две части, а последняя состоит из одной. Полунощница совершается (та или другая, смотря по дню седмицы) на разные праздники: великие, средние и малые, если только не будет на эти праздники совершаемо всенощного бдения. При совершении всенощного бдения не положено полунощницы. Полунощница Вседневная Субботняя Воскресная Устав изложен в Часослове, в Следованной Псалтири, в Типиконе, гл. 9 и последовании пон. 1-й седмицы Вел. поста. Устав изложен в Часослове, в Следованной Псалтири Устав заложен в Часослове, в Следованной Псалтири и в Типиконе, гл. 7 Благословен Бог наш. Слава Тебе, Боже. Царю небесный. Трисвятое . Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз. Слава и ныне. Приидите , поклонимся , трижды. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже. 17 кафизма.Верую. Трисвятое . Отче наш. Тропарь: Се Жених грядет.Слава: День он страшный.И ныне – Богородичен: Тебе необоримую. Благословен Бог наш. Слава Тебе, Боже. Царю небесный. Трисвятое . Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз. Слава и ныне. Приидите , поклонимся , трижды. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже. 9 кафизма.Верую. Трисвятое . Отче наш. Тропарь: Несозданное естество.Слава: Вышния силы.И ныне – Богородичен: От одра и сна. Благословен Бог наш. Слава Тебе, Боже. Царю небесный. Трисвятое . Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз. Слава и ныне. Приидите , поклонимся , трижды. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже. Канон Пресвятой Троице.Троичное величние: Достойно. Трисвятое . Отче наш. Ипакои: рядового гласа Октоиха или Триоди. Господи, помилуй, 40 раз.Иже на всякое время.Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, 40 раз.Иже на всякое время.Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, 40 раз. Слава и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны. (Во св. Великую Четыредесятницу:Великие поклоны). Слава и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны. Слава и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пользуясь своим «пролетарским происхождением» (т. е. современным аристократизмом) и революционными заслугами своих погибших сыновей-матросов, она отваживалась даже ходатайствовать перед великими мира сего за арестованных «попов» самого различного ранга. В годы этой её кипучей деятельности она намозолила глаза не только Пешковой, Винаверу и всем прочим сотрудникам Красного Креста, но и самому «Всесоюзному Старосте», т. е. Председателю ВЦИК Михаилу Ивановичу Калинину, в приёмной которого беспрестанно разгуливала в связи с разными «ходатайствами». С М. И. Калининым она обращалась совершенно запросто, на «ты», величая «голубчик ты мой, Михаил Иваныч», и нередко добивалась желаемого, так как, учитывая «нрав» Дарьюшки, «голубчику Михаилу Иванычу» редко удавалось отбояриться от прилипчивой просительницы. Только вот ничего она не добилась у своего друга М. И. Калинина относительно заключённого Патриарха Тихона, который, сидя в ГПУ, и не подозревал, что, наряду с королями, президентами, папой Римским, архиепископом Кентерберийским и многими дипломатами в различных странах, хлопочущими об облегчении его участи, носится по Москве ещё и самая заурядная и неприглядная старая баба «Дарьюшка», озабоченная теми же думами и хлопотами, что и все те великие люди в Европе и Америке. Но если, как говорил Святейший, он существовал «молитвами православных», то в освобождении его, несомненно, была немалая доля и Дарьюшкиных молитвенных трудов. Многополезная для Церкви деятельность «Дарьюшки» в конце концов закончилась 15(28) октября 1929 г., когда гражданским властям, видимо, надоело уже возиться и миндальничать со столь надоедливой матросской мамашей. Втолкнутая ночью указанного числа в Бутырский «вокзал» «Дарьюшка», разгрузившись от своих пожитков, сваленных на пол, начала истово креститься и, кланяясь на все стороны – таким же, как и она, радостно и с искренним чувством провозгласила во всеуслышание: – Слава Тебе, Господи!.. Наконец-то, Господи, сподобил! Уж сколько же я возле этих Бутырков натопталась, а в серёдку, бывало, все никак не попаду, a теперь... Слава Тебе, Господи! – и опять кресты и поклоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

– Отцы и братия, есть одна редкая птица, которую очень трудно поймать и которая называется любовью. Имейте любовь между собою, ибо без нее мы напрасно пребываем в пустыне. При монашеском постриге он сказал мне: – Правило монаха – триста земных поклонов в день, а вы кладите сколько сможете и восполняйте недостающее смирением. Он любил славословить Бога на лоне природы. Много раз я видел, как он останавливается в горах, любуясь природой и отбивая великие поклоны до земли с большим, каноническим крестным знамением, а затем садится на землю и молится молитвой «Господи Иисусе». Он был всегда с четками в руке и передвигал узелки и тогда, когда говорил с кем-нибудь, – доказательство того, что он молился непрестанно и не считал это поводом к тщеславию, как говорят сегодня некоторые, но обязанностью или заповедью, данной нам при постриге, – молиться непрестанно. Таким образом, Батюшка говорил, чтобы мы молились и устами, и умом, как можем, только чтобы молились непрестанно. Иногда ему нравилось быть в лесу с кем-нибудь, чтобы можно было пропеть славословие или другое какое духовное песнопение. Говорил, что тогда, когда к тебе придет помысл уйти в мир (спуститься в долину), ты поворачивай в гору, в лес, ибо там тебе нечем соблазниться – «чем тебя соблазнит дерево или куст?» – в то время как в мире чего только не увидишь и не услышишь. Однажды мне захотелось пойти навестить своих родственников и послужить в моем селе диаконом, потому что меня звал сельский священник, и я спросил его мнения, а Батюшка мне сказал: – Если пойдешь, будешь Антоний, а если не пойдешь, будешь авва Антоний. Однажды у него были неприятности с секуритате, запретившей ему принимать людей в своей келии, но только в храме, и он сказал: – Ну если б я только захотел, я бы позвонил разок кое-кому, и вся эта ситуация вмиг изменилась бы, но я не возлагаю упование на людей. Ибо чей же я буду служитель, если не потерплю немножко невзгод ради Христа? Батюшка очень любил слушать церковные песнопения из всенощного бдения, когда поют красиво и хором, и говорил, что великая награда будет тем, кто поет с любовью на клиросе, ибо пользу получают и сами они, и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

О преуспевающих и могущих все терпеть Те, которые благодатью Божиею могут безболезненно, с молчанием, непрекословно всякое трудное послушание исполнять, в малых же и ничтожных вещах небрегут и не терпят благосклонно повиноваться, поэтому за мнимое малое и ничтожное повиновение окажутся большему осуждению, нежели кто лютые и великие преступления соделывает. Ибо тот, от великого насилия страстью влекомый, не может устоять, поэтому и не дивно такому победиться. Эти же легко могут с помощью Божиею побеждать и сносить труднейшее, небрежения же ради и невнимания в малом и удобном себя низлагают, то как избежит осуждения? Истинный и совершенный послушник должен быть мертв ко всякому своему мнению и рассуждению. И к отцу своему столько иметь любви и веры, что не только все повеленое им в точности исполнять, но, и в разлуке находясь, делать только то, что знает угодно есть отцу своему и обладателю духовному. Свое же мнение и хотение, даже если и добрым казалось бы ему, но если знает, что неугодно есть отцу его, то должен неминуемо отметать. Как младенцу приличествуют не те законы, которые совершенному, так и послушники разнствуют между собою в духовном преуспеянии; и сколько может кто вмещать, столько и обязан каждый неослабно подвизаться, не уподобляясь и не подражая немощным и немогущим; если же не будет тщательно соблюдать себя от нерадения, то великому будут подвержены осуждению. По исполнении же всякого послушания должен внимать себе и готовым быть ко всякому внезапному и безвинному наказанию и нападению от отца, чтобы с благодушием претеревать по подобию святых мучеников. Потому что отцу духовому и руководителю неминуемо должен на могущих благодатью Божиею все терпеть в некое время и безвинно нападать, и осуждать, и поносить, и лишать, и изгонять, отлучать от трапезы и от братства, и духовными епитимиями томить: то есть, налагать на них то поклоны, то бдение, то излишнее моление и пост, – или искушая, чтобы познать истинно, как ученик его подвизается, претерпевает ли добре или расслабляется, или чтобы прочие, видевши безвинное наказание, воспользуются его смиренномудрым терпением и великодушным подвигом, и чрез то двойной сплетается ему венец, или за терпение, или за пользу братий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010