Но есть люди, которые не понимают ни цели своей жизни на земле, ни также значения теперешней величайшей службы Богоматери – христианам. Как известно, целые народы, по своей духовной слепоте, не видят, что милосердие Божие и всепрощение Христа – беспредельны только благодаря заслугам, молитвам и предстательству Матери Божией, Которая стоит между людьми и Христом. Наши горя и страдания возбуждают боль ее настрадавшегося сердца и Она, как дерзновенная ко Господу, Сыну Своему, истинная раба Его и смиренная Мать–Царица, просит за нас, рожденных и живущих в грехе, слабых духом и разумом, слепых очами сердца, мучимых и сбиваемых с пути врагом. Христос Спаситель, положивший жизнь Свою в доказательство любви к людям, упросивший Отца Небесного ниспослать на землю Духа Святого для просвещения слабого человеческого разума и утверждения веры, не имеющий более иных путей к вразумлению падшего человечества, но несомненно все еще не желающий смерти грешника, – с любовию и радостию слушает призывающий, ласковый и любящий голос Матери Своей, дающий Ему возможность, по Правосудию, ради Ее заслуг на земле и славы на небе, еще ниспослать милости погибающим в страстях людям. И что же? Между этими людьми есть такие, которые не сознают всей своей преступности пред Богом, своей греховности, нечистоты, своего ничтожества, не видят, до чего они бездушны, жестоки, лицемерны, сребролюбивы, погружены в житейские расчеты и наслаждения, не чувствуют, как далеки они от Бога и воображают себе, будто они спасены уже страданиями Христа, как бы не грешили... Богородицу они ставят на ряду с человеческим ничтожеством. Безумные слепцы! Они лишают себя последней надежды на прощение. Кто не чувствует на себе забот и милостей Божией Матери, тот совершенно слеп духовно. Некоторые великие подвижники, пустынники и старцы, имели у себя один только образ Богоматери, пред Которым неустанно клали поклоны, прося вознести их молитвы и воздыхания ко Христу и испросить им и другим христианам дары Духа Святаго. Исцеляя болящих, они свидетельствовали, что Царица Небесная, а не они, дарует им милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Старец был высокого роста, внешне казался суровым и строгим, но главными чертами его характера были незлобие и простота евангельская. Никто не знал о железных веригах, которые носил старец на себе до самой кончины. Вериги опоясывали его наподобие диаконского препоясания орарем пред святым причастием и сжимали плечи, поясницу. На молитве старец, несмотря на вериги, совершал частые земные поклоны с изумительной и для молодого человека легкостью. Почти всегда молитва его орошалась обильными слезами сокрушения, умиления и той крепкой веры, которая во всяких душевных состояниях, припадая к Спасителю своему, держится края ризы Его и вопиет: «Господи, хощу или не хощу, спаси мя!» Воздержание отца Агапита было разумно строгое. В среды и пятки он ничего не вкушал, а в дни святой Четыредесятницы говел и по целым неделям. Сам упражняясь в воздержании, боголюбивый старец требовал того и от своего келейника и всем советовал, по крайней мере, не вкушать рано; ибо начало дня, говорил старец, должно быть сретаемо по долгу христианскому молитвенным возношением к Богу. Однажды придя из церкви в свою келью, он взял просфору в левую руку и, прикрыв ее правой, сказал, обратившись к келейнику: «Кто предварил день молитвою и не завтракал, тот будет кушать благословенный хлеб». Келейник смутился при сих словах, но, желая оправдаться скрытностью, возразил: «А кто же завтракал?» «Лжешь, не так глядишь!» – отвечал отец Агапит. Когда виновный искренно признался в своей невоздержности, он простил его и снова, во избежание своеволия, повторил ему заповедь свою, смиренно умоляя: «Господа ради не ешь рано до литургии, от сего ум будет светлее и тело здоровее... Скоты рано едят... Старца же не обманывай! Тогда благословение Божие пребудет с тобою во всю жизнь. Божественный дух истины, – присовокупил он, – влечет нас в рай – вечное блаженство, а преисподний дух лжи влечет в ад – вечную муку». Отец Агапит обладал даром прозорливости. Так однажды пришел к нему какой-то чиновник, очень растолстевший, и едва мог пройти в узкую дверь кельи. Келейник, проводив его, сказал с улыбкой: «Экий толстый!», но старец иначе рассудил: «Толстый! Да; ибо горячей любви полный. Едва в келью зашел и зарыдал, слушает, вспоминает о жизни и льет обильные слезы, а мы с тобою тонкие, сухие, перепостились и нет слез о грехах. Никогда не суди по взгляду о ближнем, – присовокупил старец. – Не лучше ли каждому следить за самим собою и учиться познавать ближе самого себя?»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Советы молодым Из бесед с архимандритом Софианом (Богиу) Архимандрит Софиан (Богиу; 1912–2002), 100 лет со дня рождения которого исполняется в этом году, был одним из самых почитаемых румынских духовников. Знаменитый иконописец, он писал Божественные образа не только на холсте, но и восстанавливал, возрождал образ Божий в душах людей, покрытых мраком суеты и задетых червем греха. Предлагаем читателям ответы архимандрита Софиана на вопросы молодежной студенческой аудитории, касающиеся молитвы и молитвенного делания. Архимандрит Софиан (Богиу) – Когда человек молится, Бог слышит его? – Это верно, что человек, когда молится, чего-то ждет от Бога – помощи, которую никто ему оказать не может, кроме Него. Часто связи с людьми оказываются бесполезными. А когда он начинает молиться и на деле следовать советам Божиим, тогда ощущает сильную помощь. Бог никогда не учит нас плохому, Он всегда учит тому, что полезно для нас. – Что вы можете сказать о силе молитвы, которой обладали церковные люди во времена гонений? – В тюрьмах за нами так сильно следили и так притесняли, что мы не могли обращаться никуда – только вверх, по вертикали, к Богу. Человек сильнее всего молится в напастях. А в тюрьме действительно были великие напасти! Молитвы узников принимались Богом, узники были угодны Богу, и потому Он их укреплял. Так что при всех ужасах, при всей злобе, которые обрушивались на несчастных заключенных, они все-таки сохраняли в душе безмятежность и радость, которой неоткуда было прийти, кроме как свыше, от Бога. Молитвы узников были, наверное, сродни молитвам святых пустынников и мучеников, сжигаемых на костре: под ними пылал костер, а они были веселы, они служили Богу и благодарили Его за эту свою жертву, которую они приносят Ему, пред Ним. Примерно такими же были и эти молитвы в тюрьмах для очень многих узников. А нам, внешним, их молитвы и пережитое внушают мысль, что нужно смиряться, браться за труды, нести подвиги, насколько это возможно: посты и молитвы, поклоны, терпение оскорблений, наносимых нам в жизни, терпение безропотное. И тогда наши молитвы принимаются Богом, как молитвы узников.

http://pravoslavie.ru/52653.html

   После пения «Да исправится» указано совершать великие поклоны три, при чем читается молитва: «Господи и Владыко живота моего».    После великих поклонов, в дни памяти великих святых и в дни храмовых праздников произносится прокимен и читаются Апостол и Евангелие. На Страстной Седмице читается одно Евангелие. При этом указано отверзать царские врата. Следовательно, по Уставу на пение «Да исправится» они не отверзаются, но на практике твердо вошло в обычай их отверзать.    После чтения Евангелия или после великих поклонов, если Евангелие не читалось, следует обычный порядок литургии: произносятся — сугубая ектения, ектения об оглашенных и две малых ектении верных. Во время сугубой ектении произносится та же тайная молитва, что и на полной литургии и разворачивается Антиминс так же, как и на полной литургии. Произнесение заупокойной ектении, как это бывает на полной литургии, многие считают на литургии Преждеосвященных Даров неуместным, поскольку эта литургия не может считаться умилостивительной жертвой за усопших, но некоторые считают допустимым это поминовение, как всякое другое моление. Во время ектении об оглашенных, как обычно, распростирается весь Антиминс и предстоятель при конечном возгласе назнаменует крест на Антиминсе губою, целует ее и полагает на правой стороне Антиминса вверху. Так как в древности между оглашенными находились такие, которые готовились в Великую субботу на Страстной седмице принять св. крещение, то со среды крестопоклонной произносится об этих «готовящихся ко святому просвещению братиях наших» особая ектения с особой тайной молитвой о них и конечным возгласом священника: «Яко Ты еси просвещение наше…» На следующих затем двух малых ектениях читаются особые тайные молитвы, и вторая ектения заключается особым возгласом священника: По дару Христа Твоего, с ним же благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.    Затем, вместо Херувимской, поется особое песнопение:     Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится, верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Из этих часов одни вседневные – обычные 517 , другие великопостные, третьи царские 518 . Βο-2-х, бывают часы без псалмов, а состоят из одних церковных песнопений. Таковы часы пасхальные. Особенность великопостных часов, в сравнении со вседневными, состоит в том, что: 1) великопостные часы: 3-й, 6-и и 9-й совершаются вместе; 2) что на часах бывает чтение кафизм: 3) чтение паремии на 6-м часе; 4) пение тропарей и кондаков, применяемых к воспоминаниям каждого часа (а не дневных святому или празднику); 5) поклоны великие. Особенность царских часов составляет то, что 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются почти всегда 519 вместе, что на них бывает на каждом часе: 1) чтение паремии, 2) – Апостола, 3) – Евангелия, 4) пение особых трех тропарей, по дважды на каждом часе. Ч А С Ы Первый час Третий час Шестой час Девятый час Благословен Бог Благословен Бог Царю небесный. Царю небесный. Трисвятое. Трисвятое. Отче наш. Отче наш. Господи, помилуй, Господи, помилуй, 12-ть раз. 12-ть раз. Слава и ныне Слава и ныне Приидите, Приидите, Приидите, Приидите, поклонимся, поклонимся, поклонимся, поклонимся, трижды 520 трижды 520 трижды 520 моя внуши, Господи, правду имя Твое спаси возлюбленна мою 521 . мя... 521 . селения Твоя, Господи 521 . прибежище был еси Господи, воздвигох Боже, молитву мою. еси, Господи, землю душу мою. и суд воспою Тебе, мя, Боже. в помощи Вышняго. Господи, ухо Твое. Господи. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, трижды. трижды. трижды. трижды. (На великопостных (На великопостных (На великопостных (На великопостных часах – часах – часах – часах – Тропарь постный. Тропарь постный. Тропарь постный. Тропарь постный. Если положена Если положена Если положена Если положена кафизма, то пред кафизма, то пред кафизма, то пред кафизма, то пред Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. По конце кафизмы: По конце кафизмы: По конце кафизмы: По конце кафизмы: Слава и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

◊ Не должно внимать чужим недостаткам, но всегда взирать на свои грехи, и не осуждать других, а себя обвинять и укорять. Чрез сие можем получить в своей жизни исправление. ◊ За дела, противные воле Божией, должны будем наследовать червь неусыпающий, огнь неугасаемый, смолу кипучую (см.: Мк. 9, 44 ; Ис. 66, 24 ). Представляя сие в уме вашем, можем побеждать страсти, воюющие на дух наш. ◊ Не доставят пользы, ни вериги, ни вретища, ни пост, хотя бы кто ел по одному разу в неделю, ни продолжительные бдения и стояния, ни множество поклонов, ни все телесные изнурения; «ибо телесное обучение, – по слову апостола, – вмале есть полезно» ( 1Тим. 4, 8 ), если нет добродетелей духовных. Надобно иметь между собою нелицемерную любовь, быть в послушании, в терпении со смирением. Железо же, голод и поклоны нас не спасут. Бог ищет мира и любви чистосердечной; ибо «плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание; на таковых несть закона» ( Гал. 5, 22 ). ◊ Вера, надежда, любовь – три Евангельские добродетели. Вера – покуда живем, верим, но не видим, а когда увидим, прейдет, как и надежда, коею в жизни нашей подкрепляемся, любовь же умножаться будет в век. Когда «узрим Бога, якоже есть», тогда совершенная любовь будет! К этому надобно приуготовиться в здешней жизни, чтоб очистить душу от всех мнимых мыслей и чувств, препятствующих возрастанию в нас Божественной любви. Сподоби мя, Господи, любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою! ◊ На что мы ни посмотрим, – все есть творение Божие, даже и то, что сделано руками человеческими. Ум человеку дан от Бога, а без ума ничего не сделаешь. Много на нас милости Божией, неизреченно Его милосердие! «Се, удаляющии себе от Тебе погибнут... мне же прилеплятися Богови моему благо есть» ( Пс. 72, 27–28 ). ◊ Можно разбирать мысли, отвергать недостойные, а принимать одни добрые, так и дела-то согласны будут; а ежели принимать всякую мысль, то их такая куча найдет, как саранча. Одни только мысли иметь надобно: что я и что Бог . А кто я? Комар, прах, земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23) Прочие иереи придерживают Евангелие левыми руками, оставляя правые руки свободными для совершения на себе крестного знамения при молитве (О тайне св. елея, прот. М.Архангельского , 270 стр.). По указанию Требника П.Могилы, прочие иереи правые руки возлагают на Евангелие. – Нет надобности, при совершении таинства одним священником, поддерживать Евангелие диакону; псаломщик же ни в каком случае не может поддерживать Евангелие, как не имеющий права прикасаться к нему (Ц.В. 1896, 8). – Сн. 14 прим. 24) Предстоятель не возлагает руки, но читает во всеуслышание молитву, называемую разрешительною, в которой принимают молитвенное участие и прочие священники тем, что придерживают святое Евангелие руками (Пособие, 736–737 стр.). 25) Отсюда видно, что возложение Евангелия (сн. выше, 4 примеч.) служит образом возложения руки Самого Господа, 26) Выражение этой просительной молитвы: «молюся с ними» (т.е., сослужителями), указывает, что прочие иереи принимают внутренне духовно-молитвенное участие в этой молитве, читаемой предстоятелем «велегласно» (О тайне св. елея, прот. М.Архангельского , там же, 211–212 стр.). – При совершении елеосвящения одним священником, нет надобности произносить неуместные в этом случае слова о лежащем на главе больного Евангелии (как сказано в молитве): «еже сослужители мои держат на главе раба Твоего и молюся с ними» (Пособие, 737 стр.). – Обычно, во время чтения этой молитвы, больной постоянно повторяет: «Господи помилуй» (там же). 27) Делать те или другие поклоны (малые, средние, великие) больной может, по отсутствию определённого относительно этого указания в «Последовании», смотря по состоянию своих сил (О тайне св. елея, прот. М.Архангельского , 214 стр.). – В заключительном акте елеопомазания в «Последовании» ничего не говорится о том, чтобы присутствующие падали на землю и лежали ниц во всё время чтения молитвы (Ц.Вед. 1902, 38). 28) Так как обращение и испрошение больным прощения положено именно у священников, а не у предстоящих мирян, то, в случае совершения таинства одним иереем, следует в соответствующих местах множественное число заменять единственным (Ц.В. 1895, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

опущенными вниз), сердечныма очима зряще к востоксшъ, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную» (Типик. гл. 9 и л. 407). Для того, чтобы молящиеся имели возможность сосредоточиться лучше над читаемым, Устав предписывает тушить свечи в храме и не делать даже поклонов, при чтении, после трех первых псалмов, «Аллилуия» 7 . В наших же храмах поведение молящихся как раз обратно приведенному сейчас предписанию Церковного Устава: некоторые удаляются совершенно из храма, многие сидят, а большинство, пользуясь полумраком храма, ведет во время шестопсалмия самые оживленные разговоры, нередко даже со смехом... Установленные церковью для поддержания внимания молящихся возгласы дьякона и священника: «Вонмем», «Премудрость», т.е. «будем внимательны», потому что предлагается премудрость Божия, или – «Премудрость прости услышим…», т. е. будем, стоя прямо (ρθο), слушать премудрость Божию, или – «Станем добре, станем со страхом, вонмем», или – «Горе имеем сердца» и др. обыкновенно не производят на рассеянных богомольцев достодолжного впечатления, и большинство из них остается глухими – продолжает сидеть или вести игривую беседу с своим соседом 8 . Приглашение дьякона: «Главы наши Господеви приклоним» и возглас священника: «Мир всем со стороны немногих из богомольцев встречаются подобающими и вполне естественными ответами – или преклонением головы, или поклоном. Как обыкновенно встречают готовящиеся приступить к принятию Тела и Крови Христовых возглас дьякона: «Со страхом Божиим и верою приступите» и появление затем священника со св. чашею, – это знает каждый из нас. Давка и сутолока, с какими причастники подходят к св. чаше в наше время, не свидетельствуют не только о их вере и страхе Божием, но даже о том, что они находятся в святом месте. Но посетители храмов Божиих в наше время не только не своевременно входят и выходят из храма, сидят не в положенное, по Уставу, время и разговаривают за богослужением, но не своевременно, а главное беспорядочно преклоняют колена 9 и не умеют должным образом класть на себе крестное знамение и творить малые и великие поклоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Мой Старец настаивал на бдении, на прекрасном бдении, на том бдении, которое очищает ум и делает его боговидным. Бдение дает возможность уму подниматься до третьего неба и осязать духовно неизреченные тайны горней жизни. Совершая под водительством Старца бдение с молитвой, мы вкушали в нашей душе эту горнюю жизнь, Царство Божие, горний Иерусалим. И думали: «Когда же мы уйдем отсюда и станем его вечными причастниками?» Ночью, на бдении, когда нас посещали благодать и милость Божия, мы воспринимали множество Небесных явлений, представляя их, конечно, на суд Старца, дабы не ошибиться в их истинности, – и все они духовно преображали нашу душу. Днем, на послушаниях, мы летали от радости и душевной бодрости. Старец нам говорил, что осеннее время особенно хорошо подходит для умного делания, потому что сама природа ему помогает. Не слишком холодно, не слишком жарко, природа неким образом меняется – и все это помогает подвижнику. И правда, мы бдели ночью, и когда Бог давал благословение, мы становились немного причастными полету Старца к Богу. Но разве мы могли познать всю глубину, высоту и широту молитвы этого человека, многими часами удерживавшего ум в сердце? Нет, нисколько. Мы страдаем неведением молитвы и созерцания. Мы не можем понять ценности монашеского жительства, ибо не понуждаем себя жить согласно правилу отцов, учивших нас этому. Без чина бдения и внимательной монашеской жизни монах останется лишенным высоких и исключительных дарований Божиих. Речь идет не просто о бдении в узком смысле слова, но о бдении в духе, бдении в ведении, бдении в Боге, бдении с трезвением и молитвой. Такое бдение дает великие дарования монаху, прилагающему труды. Бдение – это труд. Монах бьется со сном, с бесами, приходящими разрушить молитвенное бдение. Они возбуждают страсти, особенно рассеяние. Монах трудится, совершая земные поклоны, собирая рассеивающийся ум и приводя его к соприкосновению с Высочайшим Умом. Цель монаха – соединить свой ум с Богом, чтобы благодаря этому соприкосновению человек в глубине души – превыше всякого постижения – ощутил Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Пусть служит нам и епитимья; не вред причинит она нам, а приобретет награду и принесет величайшую пользу, когда мы, например, осудим себя на строгие посты, на земные поклоны, или на другое какое-нибудь трудное дело. Таким образом отовсюду мы приобретем великие выгоды: и здесь будем вкушать сладость добродетельной жизни, и будущие получим блага, и будем всегдашними друзьями Божиими. А чтобы опять не случилось того же, – чтобы вы, подивившись сказанному здесь, по выходе отсюда, не бросили беззаботно книгу ума вашего, и не подали бы диаволу случая изгладить написанное в ней, для того пусть всякий, придя домой, призовет жену свою, расскажет ей то, что выслушал, возьмет ее в помощницу, – и с этого же дня вступит на это прекрасное поприще, укрепляя себя елеем Святого Духа. Если во время этого подвига ты и упадешь не один раз, не отчаивайся, но опять вставай, и подвизайся, и не отступай до тех пор, пока не увенчаешься блистательным венцом победы над диаволом и стяжания добродетели не скроешь в безопасном хранилище. Когда же утвердишь себя в навыке такого благого любомудрия, то уже не будешь более преступать каких-либо заповедей по нерадению, потому что привычка по крепости подобна будет природе. Как легко спать, есть, пить, отдыхать, так же легко для нас будет и исполнение добродетели. В награду за это мы получим чистое удовольствие, достигнем тихой пристани и будем наслаждаться постоянным спокойствием. Минь. Т. VII. С. 201–202. Творения. Т. VII. С. 121–122 385. Крещение Господне БЕСЕДА XII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 3:13–17 . С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его. Да и чему удивляться, если принял крещение и вместе с другими пришел к рабу Тот, Который благоволил столько времени быть в девической утробе, родиться с нашим естеством, принять заушения и крест, и претерпеть все, что претерпел Он? То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием этого. Минь. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010