Устав Выгорецкого общежительства предъявлял насельникам строгие правила – богомоление, которое было соборное и келейное, пост, девственное житие, трудоделание, так что никто не должен был оставаться без дела, нестяжание, в силу которого всякий, поступающий в общежительство должен был отдать свое имение в общую пользу, равно и все то, что будет приобретено им потом, и послушание старшим. Иной вопрос – как выполнялись эти требования. То, что можно было выставить напоказ, выполнялось более аккуратно. Так, каждый день здесь служили вечерню, утреню, часы, молебен, в праздники всенощное бдение, большую повечерницу, а в праздники двунадесятые, кроме того, чин возвышения панагии, причем в виду присутствия посторонних, моление продолжалось семь и восемь часов. С ударом колокола, по два в ряд шли в часовню и становились на своих местах: «юные, иже от мира приходили», бельцы с надзирателями за каждым пятком, «старцы и схимники», одетые в старинное монашеское платье, с лестовками и костылями в руках. Во время молений все должны были стоять чинно, не смеясь, не разговаривая, не оглядываясь по сторонам, известным образом держать руки, ноги, глаза, в определенное время класть поклоны: малые, великие, средние. 469 Гораздо слабее было с тем, что не подлежало наблюдению посторонних глаз, так что вообще дисциплина Выголексинского «монастыря», порядок и строгая жизнь, заводимые здесь настоятелями, не могли иметь той прочности и твердости, как в монастырях, имеющих законное происхождение, и примеры нарушения коренных правил общежития подавали сами настоятели. 470 Внешнее положение Выговской пустыни при Денисовых достигло цветущего состояния. Скотоводство и землепашество на Выге, Лексе и особенно на Чаженге; лето-зимние морские промыслы на Груманте, на Новой земле и в других местах; заводы кирпичный, кожевенный, лесопильный, пристань на Пигматке, куда приезжали старые и новоманерные суда; торговля предметами местной промышленности – льном, звериными шкурами, маслом, рыбою, торговля, которая велась с Петербургом, Москвой, Нижним, Рыбинском, Казанью, Архангельском и другими значительными внутренними городами России; далее – сборы с разных «христолюбцев» и особенно купцов, сборы, за которыми ездили с письменными воззваниями в руках, 471 и от которых не была свободна даже отдаленная Сибирь, доставлявшая не только медь и железо, но и золото «слитками»; 472 громадные вклады на помин души за чтение «неумолкаемой»; подаяния богомольцев, массами стекавшихся сюда в храмовые праздники, а также на праздник «ивановский», что бывал на Лексе 24 июня, когда совершалось перекрещивание взрослых и крещение младенцев; 473 наконец, выручка от продажи мнимо-евхаристических даров, будто бы принесенных сюда одним соловецким выходцем 474 – вот те источники, из которых почерпались средства на содержание и обеспечение пустыни. Каковы же должны были быть её доходы?!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Не разгорится печь, если не подложишь огня, не разгорится и похоть, если не дашь пищи: не станешь засматриваться на красивые лица, не станешь ходить на зрелища, не будешь пресыщать плоть, не станешь топить ум в вине. И этого достаточно, скажешь? Нет. Этого еще недостаточно, а нужно присовокупить и нечто другое: непрестанную молитву, пост, общение со святыми, непраздность, страх Божий, память о будущем Суде и нестерпимых вечных муках. Соблюдая все это, ты сможешь обуздать свирепую плоть. 14 . «И пред Ангелы воспою Тебе» ( Пс. 137: 1 ). Что значат сии слова? А значат они вот что. Буду петь вместе с Ангелами, буду соревноваться с ними, буду ликовать вместе с горними силами. Хотя я и отличен от них по природе, однако постараюсь усердием сравниваться с ними. «Когда молишься, вниди в клеть твою» ( Мф. 6: 6 ). Но прежде еще затворения двери твоей Господь хочет, чтобы ты затворял двери ума своего, сердца. Когда приступаешь к молитве, тогда все оставь и к Нему единому взирай. Не будешь ограничивать молитву свою положением тела (поклоны, коленопреклонения и проч.), но паче будешь воссылать ее из горящего сердца, со всякой тихостию, с сокрушением и слезами. 15 . Благодарить будем Бога всегда. Ибо крайне неразумно, ежечасно на деле наслаждаясь Его благодеяниями, даже и словом не исповедовать Его благости. Бог ни в чем нашем не нуждается, а мы имеем нужду во всем Его. Если, содержа в памяти благодеяния людей, сильнее согреваемся любовью к ним, тем паче непрестанно помня благодеяния Божии, будем любить Его всей душой. Потому и святой Павел сказал: «Благодарнии бывайте» ( Кол. 3: 15 ). Блюдение дара благо деяний Божих есть наилучший способ возгревания к Нему любви. 16 . Читай слово Божие и слушай Его со вниманием. Кто слушает слово Божие и читает Его с любовью, тот доставляет душе великие и спасительные блага. Заботясь о чтении слова Божия, уста наши не оскверняются укоризнами, осуждением, срамословием и ругательствами. Мы становимся страшными для демонов и привлекаем на себя благодать Божию; взор наш делается проницательнее, зрение, уста, слух и все члены научаются Богу служить истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

После «да исправится» великие поклоны, сугубая и другие ектении, как это в литургии Златоустого. Если же праздник, то перед ектениями чтение Апостола и Евангелия в честь празднуемого святого. Во время чтения последней, пред великим входом, ектении, иерей молится: «Владыко снятый преблагий, молим Тя в милости богатаго, милостива быти нам грешным, и достойны нас сотвори подъятия единороднаго Твоего Сына, и Бога нашего, Царя славы: се бо пречистое Его Тело, и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложитися хощет трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносима; ихже причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленным оком озаряеми, сынове света и дне будем, (возглашает) по дару Христа Твоего, с нимже благословен еси, с пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». И поется: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится, верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа». «Владыка святый, премилосердый! молим Тебя, так щедрого в своей милости, будь милостив к нам грешным; сотвори, чтобы достойны мы были подъять единородного Твоего Сына и Бога нашего, Царя славы. Потому что вот пречистое Его Тело и жизнь дающая Кровь, невидимо окружаемые и охраняемые множеством воинства небесного, имеют быть перенесены в настоящий час и предложены на этой таинственной трапез. Даруй нам причаститься их без осуждения, чтобы мы, озаряемые ими внутренно, сделались сынами света и дня (возглашает) по дару Христа Твоего, с которым Ты благословен, а также с пресвятым и благим и жизнь дающим Твоим Духом, теперь и всегда и в вечные веки». Народ: «Аминь». И поет песнь входа: «Теперь невидимо служат с вами небесные силы, потому что вот идет Царь славы; вот жертва тайная, совершенная дориносится 248 . Приступим с верой и любовью, чтобы сделаться причастниками жизни вечной. Аллилуиа (трижды)». Во свидетельство глубочайшего благоговения иерей переносит божественные дары с жертвенника на престол на голов и держа правой рукой. Весь народ преклоняется до земли и остается в таком положении до тех пор, пока не перенесут их на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Двенадцатая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в Великий понедельник. Обозревая эту главу, находим, что общий ход и порядок богослужения в этом случае такие же, какие в 3 марк. гл. указаны для понедельника 4, 5 и 6 седм. Великого поста. Но здесь в состав великой вечерни накануне праздника входят молитвословия троякого рода: а) праздника Благовещения, б) Ваий и г) дневные из Триоди. В частности, на вечерни: Блажен муж – 1-й антиф.; прокимен дня; паремии праздника 3; в литийных стихирах Слава, и ныне, Благовествует Гавриил..., как, впрочем, и там. На утрени кафизм три и малая ектения по 3-й кафизме (это потому, что только после неё положены седальны праздника, тогда как после первых двух дневные). Степенна, евангелие и стихира так же, как и там. Дневное евангелие при празднике Благовещения оставляется, как в понедельник, так и во вторник, среду и четверток Страстной седмицы. Канон поется праздника с ирмосом на 14, ирмос по 2; а в тех песнях, в которых есть трипеснец, канон праздника с ирмосом на 6, ирмос по 2, и трипеснец на 8. Катавасия – праздника; но в тех песнях, где есть трипеснец, катавасия Триоди. На 9 песни припев праздника, а к тропарям трипеснца: Слава тебе, Боже наш, слава тебе; в конце – ирмос Триоди, припев праздн. и ирмос: Яко одушевленному... Пред хвалитными стихирами, следуя указанию основной благовещенской главы, надо петь: Всякое дыхание...; после хвалитных стихир и песнопения на И ныне, должно возглашать: Слава тебе, показавшему нам свет, и читать (а не петь) славословие великое; утреню следует оканчивать так, как показано в основной благовещенской главе. На 1 и 9 час, во всю Страстную седмицу кафизмы нет; на 3 и 6 есть и в понед., и во вторник, и в среду; кроме того, во все эти три дня на 3, 6 и 9 часах читается евангелие, а на 6 часе еще паремия; в конце 1, 3, 6 и 9 час. после Честнейшую 3 великих поклона (сравн. 35 хр. гл. л. 420). К 9 часу присоединяются блаженны просто без пения и другие молитвословия изобразительных. Об окончании изобразительных и начале вечерни этого дня сказано так: „И поклоны 3 великие и молитва Всесвятая Троице и абие Приидите поклонимся 3 и поем вечерню без поклонов и без кафизмы“; но это не то означает, что вслед за молитвой Всесвятая Троице надобно читать: Приидите поклонимся, а то, что, окончив изобразительны молитвою Всесвятая Троице, тотчас без отпуста и без выхода из храма, следует начинать вечерню; начинать же ее надобно так, как всегда она начинается, когда соединяется с литургией, т. е. возгласом: Благословенно царство…, за которым следует: Приидите поклонимся... На вечерни читать паремий четыре: 2 дневные и 2 праздника, и т. д. На литургии Златоустаго апостол один праздника, а евангелий два – праздника и дневное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

И вот тут-то пастырю и приходится иногда, можно сказать, двоиться: с одной стороны – соборное правило, запрещающее земные поклоны по воскресным дням, с другой же – как запретишь глубоко верующему человеку выражать свои религиозные чувства тем или иным, принятым святой Церковью, образом?! Да и за богослужением, наконец, бывают столь великие и священные минуты, например во время канона, особенно при пресуществлении Святых Даров, что даже сам пастырь, стоящий в виду всех верующих, невольно преклоняет колена и падает ниц. Вообще, нельзя более медлить с заботой о поднятии на должную и подобающую святыне высоту величия и торжественности церковных благочиний, чтобы, таким образом, всякий верующий христианин мог находить для себя в храме Божием, действительно, отраду и утешение, а не чувствовал бы скуки и усталости. Хоровое, а ещё лучше – общее пение и осмысленное чтение будут играть в этом случае немаловажную роль, а посему-то и следует вменить псаломщикам в непременную обязанность – обучать детей пению в школах и образовывать из них церковные хоры. Желательно, чтобы псаломщики были деятельными сотрудниками священника, а для этого нужно улучшить их материальное положение. Не менее важное значение должны иметь в этом отношении такие отправления торжественных соборных богослужений, совершаемых сонмом всего духовенства известного округа при участии диакона и церковных хоров, например, в храмовые праздники. Собрание духовенства для отправления торжественных соборных богослужений будет иметь ещё и иное значение, именно: оно даст возможность пастырям возможно чаще обмениваться своими соображениями и пастырской опытом по вопросам, касающимся религиозной жизни прихода, церковного благоустроения и пастырского воздействия на пасомых. Хорошо было бы ещё возбудить вопрос о дозволении общей исповеди, с подразделением кающихся лишь по возрасту и полу: пусть бы каждая группа кающихся общие свои грехи исповедовала перед духовником открыто, особенные же или тяжкие – тайно; разрешение грехов получал бы, конечно, каждый в отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§58. Епитимия должна быть также соразмерна с степенью наклонности грешника ко греху и с его свойствами. Если священник станет назначать легкие епитимии за грехи тяжкие, то они, как слабые лекарства против сильных болезней, не принесут никакой пользы для кающегося. Посему не совсем, как должно, поступают те духовники, которые за тяжкие грехи назначают чтение например однократное какой-либо молитвы, или положение за один раз определенного небольшого количества поклонов (напр. 7, 10, 12) и т.п. Исполнивши такую епитимию, иногда почти тут же непосредственно после исповеди, грешник скоро забывает о тяжести своего греховного положения, а потому и на будущее время нисколько не делается внимательнее к себе самому и к своей жизни и поведению. Только та епитимия может вполне соответствовать своему назначению, которая более или менее постоянно напоминает грешнику об опасности его греховного состояния. А потому во всех отношениях достойно и благодетельно поступают те духовники, которые назначают для кающихся в качестве епитимий те же самые например поклоны, но с обязательством полагать их в такие или другие дни на месяц, или на два, или на полгода, или те же молитвы, но с обязательством прочитывать в определенные дни утром или вечером, – или известного рода периодическое воздержание от одной какой-либо пищи, или совершенный пост в такие или другие дни седмицы, месяца или года, или подаяние милостыни в определенное время, и т.п. С другой стороны опасно назначать кающимся какие-либо великие и продолжительные епитимии за грехи легкие и незначительные. Ибо от этого вместо исправления, иной может прийти еще в большее уныние и даже ожесточение, и затем  с отчаяния и горя предаться еще большим порокам и беззакониям. Такого же рода действие могут производить и все те епитимии, которые требовали бы упражнений невозможных к исполнению, как например когда бы духовник потребовал от кающегося, чтобы он ежедневно, в течение целого года, содержал пост самый строгий, или же каждый день полагал по 1,000 поклонов в течение Великого поста и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

...Спрашиваешь насчет молитвенных правил. Как тебе их назначать? Ведь ты больная. Назначь тебе какое правило, пожалуй, не осилишь и будешь смущаться. — По моему мнению, довольно с тебя того, если будешь неопустительно ходить ко всем церковным службам. Пожалуй, прибавь к сему еще келейное правило, т. е. пятисотницу. А как совершать это правило, спроси м. казначею Магдалину. А в какое время совершать, это как для тебя удобнее. Если трудно тебе будет класть великие поклоны, клади вместо них малые. А по болезни в случае нужды можно совершать это правило и без поклонов, даже и сидя, и хоть и лежа. Проговаривай только молитвы со вниманием и усердием (преп. Иосиф). Молитвы или правило, когда исполнишь, благодари Бога, а не исполнишь, зазри (осуждай) себя (преп. Анатолий). Правило не для всех одно может быть полезно, потому что схимники не одинаковы по различной крепости телесной, и неодинаковому разуму, и ведению духовному. Каждый из них должен смотреть на свои силы телесные и душевные и по своей мере простираться и к деланию духовному, внешнему и внутреннему, всегда памятуя то, что внешнее и видимое подобно только листвиям, а внутреннее — плодам и что телесные добродетели — только орудия душевных... (преп. Макарий). ...Главное, иметь в предмете, чтобы исполнять правило со смирением и не думать о себе, что «я правило исполняю — и довлеет мне». Я писал к тебе, что хотя ты и будешь исправлять правило, но не будешь нудить себя к терпению, смирению и любви, послушанию и прочим добродетелям, то одни правила не принесут тебе никакой пользы. Для того и правила, чтобы мы, занимаясь оными, меньше имели праздности и ко грехам поползновения и молились бы, дабы исправить жизнь нашу по заповедям Божиим, ибо без любви и смирения никакие наши дела и подвиги не приятны Богу. Снисходя на твое стужение, я советую тебе, кроме церковного правила, читать в келье по одной кафизме, и ежели ты не была в церкви на правиле канонов и акафиста, то можешь оные прочитать, какие по чину вашей обители читают в церкви, пятисотное четочное правило, о котором ты от нас слышала, от Апостола две главы и от Евангелия одну главу, и все оное проходить без возношения и мнения, а с сокрушенным и смиренным сердцем. Прочее свободное время употреблять на чтение отеческих книг и на рукоделие. А бывая в сообращении с ближними, познавать действие своих страстей, противоборствовать им и, познавая свою немощь, смиряться (преп. Макарий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

6, 12). Неправду говорят враги, что ты прежде много молилась и не была услышана. Была услышана, но оставила должное хранение и понадеялась на себя, а, может быть, кого-нибудь и осудила, от таких причин и возобновилось прежнее искушение. А если будем поступать по ветхозаветной заповеди, «делати и храните», то силен Господь сохранить нас (прей. Амвросий). Один брат спросил другого: «Кто тебя обучил молитве Иисусовой?» А тот отвечает: «Бесы». — «Да как же так?» — «Да так, — они беспокоят меня помыслами гре­ховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык» (преп. Амвросий). А когда тебя начнет копать (т. е. когда во время молитвы станет беспокоить раздражительность на кого-либо), молись так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных! (преп. Амвросий). Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!» (преп. Амвросий). Прелесть Спрашиваешь меня о молитве Иисусовой, но как я сам не искусный в сем делании, то и не могу дать тебе решения. Святые отцы учат, но и предостерегают от прелести, а мы принимаемся и ищем высоких; весьма много впали в прелесть от самочиния и самомнения. Призывать Иисуса со смирением и на страсти хорошо, но при оном воспаляться гневом несовместно, то как бы не попасть в прелесть? (преп. Макарий). Молитва за врагов ...Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря: ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имя рек), прости, Господи Человеколюбие, не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам недостойным (преп. Антоний). От нападения вражия будем обороняться молитвою. Молитесь за творящих напасть. Притом же пренужно иметь престрогую осторожность в словах ропота против распоряжения власти. Одно слово, выпущенное неосторожно, может подвергнуть многим неприятным последствиям. И нужно нам позаботиться, чтобы не подать вины, особливо ищущим оной (преп. Моисей). Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: «Не ведят бо, что творят». Делай и ты то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься (преп. Амвросий). Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: «спаси, Господи, такую-то... и молитвами ее помилуй и меня грешную». Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   4. правило соборное Святой Восточной Церкви: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию, а также всенощные бдения с чтениями на все Господские, Богородичные и великих святых праздники, а на меньшие праздники — полиелей и славословие тоже с чтениями и весь прочий церковный чин и последование по соборному Уставу, как мы привыкли на Святой Горе Афонской, должно совершать в этой обители нашей во всем без какого-либо отступления, без опущения, без всякой спешки, в свое время. ктиторов и благодетелей святой обители неукоснительно должно поминать на богослужении] по чину и Уставу Святой Церкви, как живых, так и преставившихся. Начальник и все братья, каждый по своему чину, должны всегда быть на соборном церковном правиле в мантиях, рясах и клобуках, и никогда никто не должен от этого отступать, кроме как по благословной причине, например из-за недуга или по необходимому послушанию. Если же кого из братьев не окажется на церковном правиле, настоятелю должно в трапезной при всей братии расспросить его об этом, и если он не представит благословной причины, настоятель при своем обычном духовном словесном наставлении должен дать такому брату соответствующую епитимию — делать поклоны всю трапезу или не вкушать в тот день.    5. Настоятель и вся братия должны каждый день собираться в трапезную и все вместе вкушать во славу Божию посылаемые Богом, общие для всех пищу и питие, не порочащие иноческий обет, строго храня общий Устав Святой Церкви о разрешении и неразрешении. На трапезе братья должны сидеть по своему чину в мантиях, рясах и клобуках, вкушать пищу с великим и крайним молчанием и страхом Божиим, внимая чтению, которое в трапезной должно быть каждый день непременно, из житий святых, из отеческих и поучительных книг по Уставу Церковному. А во все воскресные дни в течение всего года, в Господские великие праздники, в дни празднуемых святых, а если возможно, что еще лучше, то и каждый день непременно должна быть Панагия. Весь чин трапезы в нашем общежитии должен совершаться по обычаю святогорскому, и никоим образом по келиям никогда да не будет позволено есть ни настоятелю, ни братьям, кроме как при недуге или по крайней старости, и все да вкушают одну общую пищу. Если же у кого из братьев будет больной желудок и он не сможет вкушать общую пищу, такому, по учению святых отцов и по рассуждению настоятеля, должно давать пищу, полезную ему при такой его крайней нужде, однако и ее он должен принимать вместе со всеми братьями в трапезной, а не в келии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тут-то вот и пригодны правила монастырские: исполняй их неленостно – и приобретешь навык и любовь к подвигу молитвы. Непрестанная молитва необходима нам, ибо мы непрестанно окружены врагами. Но как это можно непрестанно молиться? Это не значит, по учению отцов и подвижников, чтобы всегда стоять да класть поклоны, а – про себя, или умом, или устами взывать ко Господу или святым Его. И ежели и стоять, да в рассеянии быть, телом молиться, а умом что-нибудь земное созерцать, – труд бесполезный, как древо без плода. Восстав поутру, первое дело – сотворите молитву. Без молитвы никуда не входите, хотя бы в коридор за водой. Занимаетесь ли рукоделием или ходите, имейте непрестанно в устах молитву, говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешную; Матерь Божия, заступница наша, милостива буди мне недостойной; ангеле Божий, хранителю мой добрый, не отступайся от меня». Дело в руках – молитва в устах, в уме, в сердце. Можно молиться и разговаривая с другими, только бы разговоры были не праздные: имя Божие, с благоговением произносимое, – та же молитва. Скорбь ли какая придет, не ропщите, не жалуйтесь: пади пред Господом и со слезами помолись, скажи: «Господи, я достойно стражду». Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: «Мне велено молиться, хоть и не хочется», – и молитесь, чрез это успокоитесь и утешитесь. Сему подобным образом и можно молиться непрестанно. ◊ Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению. Покайтесь, взывал Предтеча, приготовляя народ к сретению Господа; словом покайтесь Сам Господь предначал Свое спасительное учение и потом, посылая Своих апостолов на проповедь , заповедал им везде и всегда говорить: покайтеся. Пойдемте же и мы ко Господу, сотворившему нас, Господу праведному, но всегда готовому помиловать нас ради слез наших сокрушительных. Не подумайте, что слезы покаяния нужны только тем, кои запутывались в страстях бесчестия и больших грехах. Нет! Нет! Всем нам и тем, кои, по мнению нашему, живут исправно, – всем необходимы слезы покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010