Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 35. Поклоны как вид богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! В практике молитвенной жизни существует убеждение, что та «молитва, в которой не утруждалось тело, не имеет в себе души». Здесь в первую очередь, имеются в виду поклоны, которые некоторые прямо называют молитвой тела, совершаемой при всех видах как храмовых, так и домашних молитвословий. У такого рода молитвы есть тоже свои правила. Об этом сегодня мы и поговорим. Начнем с того, что поклоны бывают великие, называемые также земными, когда молящийся головой касается земли, и малые или поясные, когда он касается земли рукой. Обычно поклоны предваряются крестным знамением. Класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения устав не допускает, хотя в определенных случаях допускает поклонение без крестного знамения. Устав о поклонах при богослужении Общее правило для совершения поклонов при богослужении таково: Класть поклоны следует прежде чтения молитв и после них, т.е. поклонами надо начинать всякое богослужение и заканчивать. Во время молитвы тоже можно делать поклоны, но только, когда к тому побуждает содержание молитвы. В ином случае, это рассеивает внимание. Если говорить конкретней: Перед началом каждой службы следует делать 3 поясных поклона с молитвами из семипоклонного начала, о котором мы говорили в занятии о чине погребения. 1. Боже, милостив буди мне грешному (крестное знамение и поклон) 2. Создавый мя, Господи, помилуй мя (крестное знамение и поклон) 3. Без числа согреших, Господи, прости мя (крестное знамение и поклон) В обычном начале тоже есть место для поклонов: 3 поясных поклона на Трисвятом и «Приидите, поклонимся…», 1 поклон — после «Отче наш…». Почти всегда совершаются 3 поклона на «Аллилуиа…». Исключения: совершаются крестные знамения без поклонов во время кафисм в воскресенье и праздничные дни и в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» ; Кстати, тоже самое делать следует и в начале шестопсалмия, при пении «Слава в вышних Богу».

http://azbyka.ru/video/35-poklony-kak-vi...

Великая Четыредесятница В молитвах и песнях Триоди Постной в дни Четыредесятницы так же постоянно представляются нам побуждения к покаянию и пощению, как и в дни приготовительные к посту. Но, вместе с тем, в дни Великого поста в песнях и молитвах Триоди мы слышим вопль кающейся души, горько плачущей о грехах. Самый звон в службах Великого поста, кроме суббот и недель (воскресений) и некоторых праздников, отличается от звона в другое время года: бывает печальнее, реже. На службах седмичных дней Великой Четыредесятницы, кроме суббот и недель (воскресений), полагаются великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего». Литургия полная, т.е. св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого , совершается только в дни субботние, воскресные и в день Благовещения. В дни воскресные 1, 2, 3, 4 и 5 седмиц Великой Четыредесятницы всегда совершается литургия св. Василия Великого , хотя бы случился в них праздник Благовещения. В другие же дни или совершается литургия преждеосвященных Даров, или вовсе не бывает литургии, а совершаются так называемые часы, состоящие из служб 3, 6 и 9 часа, чина Изобразительных и вечерни. Повечерие совершается великое на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, кроме повечерия на субботу и на дни, в которые бывают праздники с полиелеем, повечерие оканчивается молитвою «Владыко многомилостиве», с главопреклонением всех на землю. На утрени, кроме суббот и недель (воскресений) и праздников – Благовещения, храмового праздника и праздника с полиелеем (24 февраля, 9 марта): а) вместо «Бог Господь» и тропарей святым поются «Аллилуиа» и троичны гласа; б) стихословятся большей частью по три кафизмы; в) после 50 псалма читается молитва «Спаси, Боже, люди Твоя»; г) канон поется с песнями Св. Писания, иначе сказать, с ним стихословится «Господеви поем»; д) светильны поются троичные гласа; е) великое славословие не поется, а читается; ж) вместо ектении «Помилуй нас, Боже», кроме праздников Благовещения, храма, с полиелеем (24 февраля, 9 марта), произносится «Господи, помилуй», 40 раз; з) после возгласа иерея «Сый благословен», вместо многолетия читается молитва «Небесный Царю» и совершаются великие поклоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Богослужебные и житийные тексты Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина Празднику Воскресения Христова предшествуют семь недель 31 Великого поста. Первая часть Великого поста – Четыредесятница – установлена в память о тех сорока днях, которые Христос постился в пустыне [ Мф.4:1–2 ; Лк.4:1–2 ]. Седьмая неделя посвящена воспоминаниям о Страстях Христовых и называется Страстной седмицей. В великопостном богослужении преобладает тема покаяния. Каждая из основных частей великопостного чина включает молитву преподобного Ефрема Сирина 32 . Во время чтения этой молитвы священник и молящиеся совершают поклонывеликие (земные) и малые (поясные). Гди и влко живота моег, дхъ праздности, 1) и не даждь м. Дхъ же и любв дарй ми раб твоем. Ей, гд и црю, дарй м зрти мо и не сждати брата моег, к блгословенъ во вки вквъ. Аминь. Примечание: 1) властолюбия. Замечательное поэтическое переложение этой молитвы принадлежит А.С. Пушкину: Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Канон Канон 33 (κανν – норма, правило) – форма литургической поэзии, сложно организованный ряд кратких песнопений – ирмосов (εрμς – связь, сплетение) и тропарей (τрοπριον – обращение). Каноны входят во многие церковные службы, содержание их различно. Канон состоит из девяти песен, каждая из которых включает ирмос и несколько тропарей. Вторая песнь канона, как правило, опускается. Ирмосы задают общую тему песни, представляя собой вариацию на определённый фрагмент Св. Писания (эти фрагменты называются библейскими песнями). Библейских песен девять:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Старец Николай (Цариковский), духовник Киево-Печерской лавры (1829–1899) Отец Николай поступил в Киево-Печерскую лавру в четырнадцать лет, после кончины своих родителей. Первым духовным наставником юного послушника стал его дядя, лаврский монах отец Израиль, который обучался у учеников преподобного Паисия Величковского умному деланию – непрестанной молитве Иисусовой. Отец Израиль передал племяннику тетради с наставлениями преподобного Паисия и его учеников. Узнав скромного, безропотного послушника, архимандрит Мефодий, духовник братии, предсказал, что это будет великий старец. В 1860 году Василий Цариковский (такое имя носил старец в миру) был пострижен в рясофор с именем Феодосий, а в 1862 году – в монашество с именем Руфин. В 1870 году был рукоположен во иеромонаха, вскоре был назначен помощником смотрителя лаврской странноприимницы, затем был определен на должность «кружечного» соборной лаврской церкви – это одна из самых значительных и ответственных должностей в Киево-Печерской лавре. 9 апреля 1883 года над иеромонахом Руфином совершили чин пострижения в великий ангельский образ с именем Николай, а вскоре он был определен на должность лаврского духовника. Так началось великое старческое служение. Он стал не только духовным руководителем множества иноков, старцев и мужей, но и бесчисленного числа паломников-богомольцев, которые шли в лавру за многие тысячи верст, чтобы, поклонившись святыням, поисповедовать, побеседовать, или получить только благословение у святого старца-схимника, слава о котором шла по всей Руси. В нашей книге мы печатаем беседы, которые отец Николай проводил с паломниками, пришедшими к нему на исповедь. Духовные беседы ◊ Как только каждый из вас утром пробудится от сна, сейчас благодарите Бога за то, что еще оставлены на покаяние, и просите у Него помощи на труды послушания в течение всего дня. А затем, начиная всякое дело свое, призывайте Бога на помощь. Желаешь ли молиться, поститься, творить поклоны, работать, идти или ехать куда-либо, призывай Господа Бога, Божию Матерь и святых угодников Его и говори: «Господи, благослови и помоги мне грешному!» Ибо Сам Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин. 15, 5 ), то есть без Меня и Моей помощи не можете свято исполнять свои дела и даже подумать ни о чем истинно добром. А если кто скажет: «Я (сам) то и то сделаю» – и не призовет Бога на помощь, то с ним силы и помощи Божией не будет. Тогда и диавол скажет свое «я» и будет старания употреблять, чтобы противиться начатому тобой делу и с успехом вредить ему, и достигнет того, что и молитва твоя будет в грех , вообще все дела так осквернит, что они будут противны Богу, ибо ты на себя надеялся, а не на Бога, и творил их без Его помощи и защиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец Феофан (1744–1819) Монашеский путь отца Феофана начинался в Киево-Печерской лавре. Он был учеником преподобного Досифея, КиевоПечерского затворника, который направил его в Нямецкий монастырь, к преподобному Паисию Величковскому . Молодому послушнику пришелся по сердцу уклад Нямецкого монастыря, и он просил преподобного Паисия оставить его в Молдавии, но тот велел ему возратиться в Киев, послужить еще старцу Досифею, а затем идти в ту обитель, куда тот благословит. Перед своей праведной кончиной преподобный Досифей велел идти отцу Феофану на север, в Соловецкий монастырь. Инок Феофан сначала не исполнил завета своего старца и остался жить в Киеве. Ископав себе пещеру, он думал поселиться в ней, но ему не позволили; потом он удалился в пустыню подле лавры, но и здесь запретили ему жить. Видя неблаговоление Божие за ослушание старцу, он оставил Киев и направился в отдаленную Соловецкую обитель. Он прибыл в обитель при архимандрите Иерониме и был поставлен на послушание в просфорню. Здесь он встретился с иноком Климентом, стремившимся к подвижнической жизни. Беседуя, они говорили о древних пустынножителях на Соловецком острове, о том, как они жили в алчбе и жажде, питались мхом, ягодами и грибами, терпели тесноту, мороз и страхования от врагов спасения. Эти беседы воспламенили в отце Клименте желание безмолвного жития, и он просил у своего старца благословения идти в пустыню. Старец, по испытании, видя его непреклонное желание и зная его терпение, с молитвою отпустил его в уединение. Отец Климент нашел удобное место, выкопал под горой пещеру, начал жить в ней в посте и молитве. Отец Феофан заботился о своем друге и посылал ему все необходимое для жизни. Но вскоре местопребывание отца Климента было открыто одним из монастырских служителей, который донес о пустыннике архимандриту Иерониму. Архимандрит распорядился привести его в монастырь и возвратить в просфорню. С наступлением весны отец Климент опять получил от старца дозволение идти в пустыню. Отец Феофан, потеряв друга, тайно ушел из монастыря и начал искать его по всему острову. Но ему не удалось найти отца Климента, и тогда он близ так называемого Ягодного озера, в десяти верстах от монастыря, выкопал землянку, в которой и поселился. Давнее желание его пустынножительства теперь было удовлетворено; душа его чувствовала себя в пустыне, как совершенно в сродной стихии. Ночью он пел Псалтирь и клал поклоны, а днем занимался трудами и собирал мох и корни для пищи. Диавол страшил старца Феофана разными видениями: иногда, казалось ему, являлись дикие звери, или прилетали во множестве хищные птицы и поднимали крик; иногда представлялось как бы конное войско врагов, иногда даже страдал он от биения. Тогда повергался он пред Богом, прося помощи и заступления, – и Господь спасал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Часть IV. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ Глава 1. ЧИНЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ, ДНИ ИХ СОВЕРШЕНИЯ Суточное богослужение Православной Церкви завершается Божественной литургией. Божественная литургия – главное церковное богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии: умилостивительное, благодарственное, хвалебное, творимое в воспоминание Спасителя и совершенного Им искупления мира, приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и преподание их верующим для вкушения. В Русской Православной Церкви употребляются три чина Божественной литургии: святого Василия Великого , святого Григория Двоеслова , или Преждеосвященных Даров, и святого Иоанна Златоустог о. Божественная литургия святого Василия Великого совершается 10 раз в году: в навечерия или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 1 января, в воскресенья 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е Великого поста, в Великие четверток и субботу. Божественная литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом дни Великого поста. Она может также совершаться в честь почитаемого святого, если память ему случится в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы, но только в том случае, когда этому святому Уставом указан полиелей. В предпразднство Благовещения она совершается, если предпразднство бывает в среду и пяток. Непредвиденных Божественных литургий Преждеосвященных Даров быть не может, так как дни совершения их точно определены Уставом. Есть дни в году, когда не полагается совершать Божественную литургию, например в среду и пяток Сырной седмицы, потому что «в та два дни поем аллилуиа с поклоны, вечер и утро». К этим дням вполне приложима указанная известным православным канонистом Феодором Вальсамоном (XII в.) причина неслужения полной Божественной литургии во время Святой Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: «Постные дни учинены быть для плача и умиления, во очищение грехов каждого; приносить же Богу жертву есть торжествовать, а торжествовать не что иное есть, как веселие. Како убо может кто и плакать и купно радоваться?» Кроме указанных двух дней, Божественной литургии по той же причине не полагается Уставом в понедельники, вторники и четверги Великого поста, в Великий пяток, в пяток перед Рождеством Христовым и Богоявлением, если эти праздники случаются в воскресенье и понедельник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не очередную годовщинку надо бы нынче править, а упасть бы на колени каждом властному и лихому чиновному, и нещадно биясь лбом о церковную паперть, просить прощения у матери - сырой земли - и ее насельщиков, тех самых мужичонков и бабеней, наших защитников, кормильцев и поильцев, что горбатят, бессловесные, на ней от зари до зари. Ведь пропадет крестьянство, иль вовсе иструхнет, сойдет на мелочевку, то и некому станет нашей Родины защитить. Вовсе отринули мы крестьянина от себя, отряхнули, как прах, стыдимся даже на праздник вспомнить его, окликнуть тревожно по телевизору: " Ау? Жив-нет, курилка!? " И напрасно, ведь на этих суровых пространствах, в этой терпеливой русской груди, где живет мягкая чистосердечная русская душа, в особенной русской крови и зародилось в веках самое богатое, душевное, цветистое и многомысленное в мире слово, коему били поклоны и слагали свои гимны наши святые отцы, великие князья и многомудрые божьи посланники от Аввакума до Шолохова: а среди них мы увидим и Ломоносова, и Пушкина , Гоголя и Достоевского, Тургенева и Есенина...Сохраним русскую землю, излечим от хвори и скорби русского пахаря, возлюбим его от всего сердца, поймем его величие, поможем в его нужде последней копейкой из казенной калиты, - то и годовщинок никаких во спасение языка не надо будет справлять. Ибо язык хранится и пестуется лишь на земле-матери в народе - простеце. А беда грозно, неотвратимо постучалась в ворота, и этого бряка не услышит только гордоус, пересмешник, пустой души человек. Ведь только в последние годы без пожара повыгарывали, запустошились, ушли в нети двенадцать тысяч деревень, замшились, обросли дурниной и чернолесьем десятки миллионов гектаров земли. С гибелью деревни исчезает не только ее побыт, не только нравственный скоп, не только праздничный сердечный лад, но и ощутимо мелеет верхний ходовой пласт языка, выпадают из оборота, уходят в нети метафорические ряды, рвутся, отмирают гибкие прежде, паутинные связи меж душами человека и природы, которые обозначаются лишь словом - и больше ничем.... Не станет пахаря, то слово наше невольно зачерствеет, оскудеет, лишится душевности и духовности, сколько бы денег ни потратили на его позолоту. Да русская речь и не нужна станет вовсе, ибо ростовщик-процентщик, меняла и барыга, мировой плут и ловыга ловко, без переводчика, объясняться и на " распальцовке " , языке несчастных глухонемых. А чиновный человек, возомнив себя " дворянской костью " , будет изъясняться на французском и английском. Нынешняя свобода слова, о которой так радеют демократы, это свобода для избранных, для " золотого миллиона " , расхитившего русский пирог, и потому народ, как свидетель этого бесчиния, вовсе лишний, презренный, темный, " бессловесный " и о нем знать нет никакого интереса. И потому исчезли с экрана русская жизнь в её подробностях и мужик-кормилец с его бесконечными заботами о хлебе насущном.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Слово в неделю сыропустную 16 марта 1975 г. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» ( 2Кор. 6:2 ) Сегодня, дорогие братия и сестры, мы стоим с вами в самом преддверии Святого и Великого Поста, готовясь вступить в сорокавосьмидневный период духовного очищения себя подвигами усиленной покаянной молитвы и воздержания. Уже четыре раза, в канун приготовительных к Посту воскресных дней, мы с сердечным сокрушением внимали трогательным словам покаянных тропарей: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...». Уже дважды, на протяжении минувшей седмицы, подвергаясь смиренно пред величием бесконечной Божественной Любви, творили мы великие, земные поклоны, сопровождая их дивными словами бессмертной молитвы святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего...». И эта удивительная, проникновенная и в то же время глубоко назидательная молитва будет отныне, в течение всей Великой Четыредесятницы, просвещать наш ум, умягчать наше сердце, выражать наше искреннее раскаяние в наших греховных делах, словах и помышлениях. " Нет человека, который не грешил бы« ( 3Цар. 8:46 ), и »если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас« ( 1Ин. 1:8 ). Каждый из нас по опыту собственной жизни не может не знать, сколь велика сила греховных соблазнов, расслабляющих нашу волю, обольщающих нас призрачными удовольствиями, толкающих на злые поступки, отвлекающих от прямой стези подлинно христианской жизни по заповедям Господним. Сколько раз, – если бы только мы были более внимательны к себе, к своему нравственному состоянию, – могли бы или, вернее, должны были мы с печалью повторять о самих себе сказанное святым апостолом Павлом: »не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю« ( Рим. 7:15, 18–19 ). И в то же время мы хорошо знаем, что греховная жизнь несовместима с блаженством общения с Богом. »Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине« ( 1Ин. 1:5–6 ). И в вечный небесный Иерусалим, где в лучах Солнца Правды будут пребывать искупленные и омытые Кровью Божественного Агнца верные Его последователи, »не войдет ничто нечистое, и никто преданный дерзости и лжи« ( Откр. 21:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу 6 февраля. ПРАВМИР. Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и отзывалась, только если ее называли Андреем Феодоровичем. Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Уличные мальчишки глумились над блаженной, она же все эти поношения сносила безропотно. Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Ночь она проводила в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте Имеется проблема: в близком окружении есть люди, которые постоянно выражают презрение и досаждают довольно упорно, разными способами. Какая молитва (или какие молитвы) — помогут лучшим образом преодолеть это и уберечь мир в душе и в сердце? Спасибо 6 Ответов Любая, молитва.  Это же не заговор, а обращение. Иисусова молитва, Отче наш, любые тематические молитве о мире. Здравствуйте, Федор! Прежде всего, нужно выяснить кто эти люди и почему они обижают Вас. Молитва за обидчиков должна идти в сочетании с иными средствами решения проблемы. Если это люди воцерковленные, то к этой ситуации вполне применимы слова Спасителя: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему  ( Лк.17:3 ). То есть уместно и даже необходимо без злобы указать на неподобающее поведение, чтобы побудить обидчика задуматься и покаяться. В любом случае, нужно предпринимать попытки к решению этой ненормальной ситуации. О ненавидящих и обидящих нас Можно молиться и своими словами Феодор, молиться можно, как и в других случаях, любыми словами, т.к. молитва Богу — это не заговор. Но можно говорить о более правильном подходе к такой молитве, который тогда определяет и слова, которыми лучше молиться. Прп. Амвросий Оптинский советует : Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: «Спаси, Господи, такую-то… и молитвами ее помилуй и меня, грешную». Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место. Аналогично советует прп. Иосиф Оптинский : Молиться за ненавидящих и обидящих должно так: «Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, сестру мою возлюбленную (имя), и ее ради святых молитв помилуй и меня, окаянную грешницу» Т.е. здесь человек такими словами как бы выражает смирение, считает обижающего человека выше себя, менее грешным и стоящим ближе к Богу, раз призывает его молитвы. Чем избегает греха осуждения и злобного отношения к обижающему. Т.е. нужно сочувствовать ему, что он такой злобный, а самому злобы не испытывать, и такая молитва помогает от нее избавиться.

http://azbyka.ru/vopros/kak-molitsja-za-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010