Что касается самого различия между теми и другими поклонами, то в Типиконе мы читаем: «Аще ли предстоятель, да не нерадит ни мало о сих; аще ли причетник или людянин до внимает, идеже написано великий поклон, да творит великий неспешно… А идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон» (Тип. Закон. о поклонах и молитве, в Понед. 1 вел. поста). Затем можно видеть из других примеров Типикона, что его выражение: «без поклонов» всецело говорит не о великих поклонах: «начинаем вечерню без кафизмы и без поклонов» (Тип., 25 мар.). Речи здесь о вел. поклонах не может быть. Далее: «Да исправится… и поклоны 3 великие и прочее Преждеосвященных» Следовательно и после «Ныне силы» великие поклоны должны следовать. Если и литургия накануне Благовещения не совершается, велик. поклоны в конце вечерни все же положены (Jbid.), не смотря на приведенное замечание: «без поклонов». В Типиконе же под 26 марта сказано: «повечерие поем малое в притворе по скору, без поклонов», а между тем, тут же, как исключение, приводится целый ряд, как малых, так и великих поклонов. Очевидно, что в этом случае отменяются те поклоны, которые следуют в начале повечерия, т. е. на Трисвятом и «Приидите поклонимся» (Псалт. След., Мал. повеч., – Срав. Тип., Понед. 1 седм. вел. поста, велик. повеч.). To же, мы должны сказать и относительно рассматриваемого случая, т. е. выражение «без поклонов» на чинопоследовании часов в праздн. Благовещения относится к «Славам» кафизмы, а не к великим поклонам. Великие же поклоны на Благовещение сами собой должны следовать, как это присуще великопостному богослужению (Тип., аще 25 мар. в вел. понед. и вторн. 2 февр., аще в среду и пяток сырные), ибо в Богородичный праздник поклоны не отменяются (Тип. гл. 2). Ко всему сказанному прибавим еще 2 примера из Типикона, которые надеемся, рассеют сомнения относительно того, что кафизма может быть читаема без поклонов, как это и положено в праздник Благовещения на часах. 1). В понедельник 1-й седмицы Великого поста сказано в Типиконе: «поем полунощницу без поклонов; точию по Честнейшую Херувим, 3 поклона великие» и т. д. Вслед за этим замечено: «Сие же бывает в 1-й день точию». Само собой понятно, что в этот 1-й день на полунощнице 17-я кафизма все-таки должна читаться, но без поклонов и, – только в этот день поста. Тогда, как в другие дни «поем полунощницу всю с поклоны» и между прочим, «на непорочнах, по коейждо Славе поклоны 3» (Тип., Понед. 1-й седм. Вел. поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

(Псалтирь митрополита Киприана, л. 191 об.). Отдаютжеся (прекращаются) поклоны святыя четыредесятницы въ церкви многая убо koлhonpekлohehiя въ великую среду, а иже посред coбpahiu u 3 beлukiя отпустная (т. е. поклоны на отпусте) въ пятокъ на вечерни бываютъ. Uмyщiu же зanobдь u npouзboляющiu рекше въ великую субботу въ keлiяxъ своихъ творятъ (т. е. поклоны), судивше се (на том основании) , яко за еже имти сей суббот постъ паче всего лта, (въ) субботу елико можетъ койждо творитъ и тако отдаваются, и паки отъ всхъ святыхъ начинаютъ koлhonpekлohehiя. Въ прочая же дни лта, егда нсть праздникъ, по ckohчahiu же 9-го часа въ пятокъ отдаются и даже до вечерни недльныя отъ сподоби господи въ вечеръ сей безъ грха и паки начинаются. Статья эта замечательна по некоторым указаниям на местную практику афонских монастырей относительно поклонов. Именно: поклоны прекращаются в великую среду, но не безусловно, а только в том числе, какое принято для великопостного периода. Так что в великую пятницу на вечерне остаются три великие поклона на отпуске. А в кельях, из уважения к строгому посту великой субботы, произволяющие продолжали поклоны и в этот день. С этого же дня до недели всех святых поклоны оставляются. В прочия недели, когда нет праздника, они прекращаются в пятницу вечером и начинаются „со сподоби Господи“ на вечерне воскресной, согласно с 90 правилом Трульского собора. В связи с этим обычаем мы объясняем себе 39 правило белецкого устава или заповеди, где говорится: въ среду страстныя недли полагается поклонъ (по другому чтению: полагаются поклоны), въ пятокъ тоя недли держати (Голуб. Истор. Р. Ц. I, 514). Мысль та, что, кроме среды страстной недели, поклоны продолжаются и в пятницу, конечно, с исключением четверга. Так как этот обычай противоречил практике иерусалимского устава и потому во многих местах не исполнялся, то в других списках белецкого устава замечания о пятнице нет вовсе, и дело представляется таким образом, что поклоны прекращаются в великую среду. Приложение VI. Синод. устав 330–380 л. 265

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Что правильнее — открывать при пении «Да исправится» молитва моя» царсике двери, или не открывать? В Триоди Постной, в последовании 1-й седмицы, указано открывать царские врата подле «Да исправится»… пред чтением Апостола и Евангелия; в чиновнике указано затворять царские врата после возгласа «Свет Христов просвещает всех», и дальнейшего указания на отверзание их при «Да исправится»… нет (Ц. В-к, 1799 г., Следует ли на литургии преждеосвященных Даров после «Да исправится молитва моя» и после «Ныне силы небесные»… произносить молитву Ефрема Сирина? По общепринятому обычаю, она произносится в указываемые моменты, хотя нельзя не заметить, что в уставе нет на это указания (см. Никольский. «Пособие к изучению устава», стр. 475). (Ц. В-к, 1899 г., В одном из «Церковного Вестника» за 1892 г., на вопрос: следует или не следует на литургии преждеосвященных Даров при совершении великих поклонов читать молитву св. Ефрема Сирина, дан ответ: без сомнения, следует. Между тем, в Типиконе нет прямого указания, чтобы на преждеосвященной литургии эти поклоны совершались непременно с указанною молитвою св. Ефрема Сирина. Как же понимать, поэтому, ответ «Церковного Вестника»? В приводимом в настоящем вопросе ответе «Церковного Вестника» есть ссылка на последование 25 марта, которое значительно помогает разъяснению недоумения относительно поклонов и молитвы св. Ефрема Сирина. Именно, в последовании этом ясно сказано, что по «Да исправится» — «поклоны 3 великие и прочая преждеосвященных». А по смыслу устава о поклонах, великие поклоны во св. Четыредесятницу должны быть совершаемы именно с молитвою св. Ефрема Сирина, так как устав этот называет «невеждами» тех, которые думают, что великие поклоны ничем не отличаются от другого вида (малых или легких) поклонов. Потому, и приводимый вопрошателем ответ «Церковного Вестника» совершенно правилен: так, где сказано «великие поклоны» на преждеосвященной (а это сказано, кроме 25 марта, еще в последовании 24 февраля, если случится в понедельник 2. 3 и 4 недели Великого поста и в особой службе на среду 1 седмицы Великого поста), вместе с тем должна быть совершаема и молитва св. Ефрема Сирина (Ц. В-к, 1900 г.,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Трисвятое . Отче наш. Кондак праздника или святого. Господи, помилуй , 40 раз. Иже на всякое кое время. Господи, помилуй , трижды. Слава и ныне. Честнейшую херувим. Молитвами святых отец наших, или – на великопостных часах: Боже, ущедри ны. Трисвятое . Отче наш. Кондак праздника или святого. Господи, помилуй , 40 раз. Иже на всякое кое время. Господи, помилуй , трижды. Слава и ныне. Честнейшую херувим. Молитвами святых отец наших, или – на великопостных часах: Боже, ущедри ны. Трисвятое . Отче наш. Кондак праздника или святого. Господи, помилуй , 40 раз. Иже на всякое кое время. Господи, помилуй , трижды. Слава и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны. (На великопостных часах – великие поклоны).Молитва: Христе Свете истинный. (На великопостных часах – великие поклоны).Молитва: Владыко Боже, Отче Вседержителю. (На великопостных часах – великие поклоны).Молитва: Боже и Господи сил. (На великопостных часах – великие поклоны).Молитва: Владыко Господи, Иисусе Христе, Боже наш. Служба первого часа есть первая служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу после утрени. При совершении первого часа, сказано в Служебнике: «Иерей благоговейно да размышляет, како Спаситель наш в первый час дне веден бысть в претор от Каифы к Пилату, от беззаконных архиереев и старцев иудейских оболган и от неправеднаго судии осужден бысть». При совершении третьего часа Служебник предлагает иерею размышлять, «како Спаситель наш в третий час дне Пилатом судим бысть, и каковая тамо безчисленная наругания, заушения, по сем же немилостивно у мраморнаго столпа связан сый, лютыя раны, к сему же острым тернием венчание, и иныя нестерпимыя муки претерпе» ( Мф. 27:27–32 ), и как Дух Святый в третий час дня «во огненных языцех на Апостолы, сущия на молитве, сниде и тыя просвети» ( Деян. 11:15 ). При совершении шестого часа Служебник внушает иерею размышлять, «како шестаго часа дне Спаситель наш, неся крест Свой, к пропятию веден бысть, и како немилостивно четырьмя гвоздьми на кресте, люте пригвожден на Голгофе ( Ин. 19:14–18 ), посреде двою разбойников распят висяше; и како воины разделиша ризы Его себе; какоже мимоходящии ругахуся Ему, и разбойник ошую Его висящ, хуляша Его, и како тьма бысть по всей земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ефрема Сирина . Но в существующей практике, обыкновенно, в указанных местах совершаются поклоны с молитвой пр. Ефрема Сирина. Быть может, эта практика опирается на те места Устава, где последний, говоря о поклонах на Преждеосвященной литургии, не делает различия поклонов по «Да исправится», «Ныне силы небесные» и на «Буди имя Господне» (напр.: «во всех пятках» «поклонов не творим, токмо воображенные в преждеосвященной, еже есть, по Да исправится: поклоны 3, по входе св. Даров поклоны 3 и на Буди имя Господне: поклоны 3»; см. также последов. Вел. среды и Служеб.). – В Киево-Печерской Лавре принято в первых двух случаях полагать великие поклоны с произнесением молитвы св. Ефрема Сирина. 271 Произнося «Преждеосвященная…», священник не возносит св. дискос, ибо возношение уже было (см. на 802 стр. 1 пр.), а только прикасается к св. Агнцу рукой, не снимая воздуха. 272 «Аще святаго, или храма, чтен апостол и евангелие; и другий киноник поется, иже есть указан» (Служеб.). 273 Священник отлагает св. воздух, диакон же входит во св. алтарь и, став близ священника, глаголет: Раздроби, владыко, святый хлеб. Священник раздробляет его со многим вниманием, на четыре части, глаголя: Раздробляется и т.д., см. 792 стр. печатного оригинала. «И влагает частицу в потир, ничтоже глаголя: и диакон вливает теплоту в потир, ничтоже глаголя; и стоит мало подале» (Служеб.). 274 «Священник глаголет: Диаконе, приступи. И пришед диакон, творит поклон благоговейно; прося прощения, и глаголет: Се прихожду, «и: Преподаждь ми, владыко, честное и святое тело и кровь Господа». «Священник же; взем св. тайн едину частицу, дает диакону, глаголя: Имя рек, священнодиакону преподается честное и святое и пречистое тело и кровь Господа». «И целовав диакон подающую ему руку, отходит и стоит созади св. трапезы, и приклонив главу, молится, яко и священник». «Подобне взем и священник едину частицу св. таин, глаголет: Честное и пречистое тело и кровь Господа». (Окончание этих и выше приведённых слов – то же, что и на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Честнейшую Честнейшую Честнейшую Честнейшую Херувим. Херувим. Херувим. Херувим. Именем Именем Именем Именем Господним Господним Господним Господним благослови, отче. благослови, отче. благослови, отче. благослови, отче. «Боже, ущедри ны». «Молитвами Святых «Молитвами Святых «Боже, ущедри ны». отец наших», или – отец наших», или – на великопостных на великопостных часах: часах: «Боже, ущедри ны». «Боже, ущедри ны». (На великопостных (На великопостных (На великопостных (На великопостных часах – великие часах – великие часах – великие часах – великие поклоны). поклоны). поклоны). поклоны). Молитва: Христе Молитва: Владыко Молитва: Боже и Молитва: Владыко Боже Отче Господи сил 522 . Господи Иисусе Вседержителю. Христе Боже наш. Взбранной Воеводе (Обиход. Служб. на кажд. день 1 седм. Вел. Поста). Служба каждого трипсалмного часа заключает в себе две части. Первую составляют молитвословия, чтения из Священного Писания, именно – псалмы, иногда паремия, Апостол и Евангелие, а вторую часть – молитвословия и песнопения церковные. Служба того часа, которым начинается ряд служб 523 , начинается возгласоом священника: «Благословен Бог наш», и затем чтец читает: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче паш», «Господи, помилуй», 12-ть раз. «Слава и ныне». После сего взывает: «Приидите поклонимся», трижды. Служба же того часа, который непосредственно следует за другой службой 524 , начинается воззванием: «Приидите поклонимся», трижды. Засим на часах следует чтение трех псалмов. Псалмы на часах вседневных и великопостных одни и те же, а на царских часах иные. Но на каждом часе положены свои особые псалмы, которые сообразуются со временем дня, в которое совершается служба часа, с событиями, воспоминаемыми св. Церковью в то время, и с чувствованиями и помышлениями христианина, долженствующими быть тогда в душе его. Служба 1-го часа есть первая служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы и, исключая немногих дней в году, всегда совершается сряду после утрени. При совершении первого часа, сказано в Служебнике: «Иерей благоговейно да размышляет како Спаситель наш в 1-й час дне веден бысть в претор от Каиафы к Пилату, яко злодей, Благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев Иудейских оболган и от неправеднаго судии осужден бысть» (Извест.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

(Письмо 487. Вып. 3, с. 154) О поклонах Поклоны неотложно должны быть при Иисусовой молитве, и чем больше, тем лучше. Если ты один в келии, то почаще становись на поклоны и твори их сколько хочешь с молитвой Иисусовой. Утром и вечером побольше их клади. (Письмо 241. Вып. 2, с. 58) О поклонах и количестве молитв У вас самих если голова мешает класть поклоны, без поклонов молитесь: поклоны – принадлежность молитвы помогающая, а пе самая молитва. Молитва – то, что ум и сердце имеют к Богу. Изредка кладите поклоны. Молясь же, то на ногах стойте, то на коленях. Если творите молитву Иисусову, то начните не с 3000, а с 1000 и даже 500-и потом прибавляйте. Дальше 3000 не заходите. Разве потребность будет. Но лучше все за раз выполнять положенное число, – и ночью. Днем же так, вперемежку, не в счет почасту творить ту же молитовку. (Письмо 1337. Вып. 8, с. 92–93) Как переходить к молению своими молитвами Всякое правило хорошо Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, – коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: «Боже, милостив буди…» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще – иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами. А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно (см.: Притч. 23, 26 ), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь. (Письмо 2. Вып. 1, с. 8–9; Письмо 509. Вып. 3, с. 189) О молитве по книге «Я стал хуже молиться по молитвенникам». Это не ущерб. Хоть никогда не берите в руки молитвенника. Молитвенники то же, что разговоры, например французские. Пока не выучился кто выражаться свободно, заучивает разговоры, а когда навыкнет говорить, разговоры забываются. Так и молитвенники. Нужны, пока душа начнет сама молиться, а когда сама уже молится, их можно оставить. Только когда своя молитва нейдет, тогда, чтоб расшевелить ее, надо начать печатными молитвами молиться. И когда расшевелится своя молитва, оставлять их. Так делали великие молитвенники. Читывали, кто – псалом один, кто одну «Славу», и затем – вошедши в дух молитвенный, оставляли псалмы. Надо знать несколько молитв па память, также несколько псалмов. Но всегда, как молитва есть на сердце, можно молиться и без молитвенника – своим обращением к Богу, с поклонами. Только бы лености, поблажки не было. Ибо тотчас враг подойдет и будто за руку начнет тянуть от моления. Уразумевайте плутни его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Насколько это возможно, надо избегать вообще любой жирной пищи и соусов, которые засаливают душу, а также солений и консервов, потому что они вредят не только телу, но и душе разжжением и потом, который выделяется из тела и заставляет человека постоянно мыться, потому что иначе он будет распространять зловоние, как турок, не мазанный святым миром. А с помощью подвижнической жизни человек становится некоторым образом невещественным и, хотя не моется, сияет и благоухает. Однако нам нужно обращать внимание не только на саму пищу, но и на установленные часы ее приема, чтобы это оказывало свою помощь в нашем духовном подвиге, потому что и это имеет большое значение. Лучше утром в три часа по византийскому времени (девять часов по мирскому) обедать, а в десять часов по византийскому (четыре по мирскому) ужинать. Ужин должен быть немного недосоленным, как я уже сказал, чтобы не приходилось пить много воды ни во время еды, ни во время переваривания пищи, потому что это вредно. Можно пить воду по прошествии хотя бы трех часов после еды. Тогда не будет пучить желудок, потому что его сок не будет разбавляться большим количеством воды, и он будет хорошо переваривать пищу, и после еды не будет изжоги. Хорошо также избегать разнообразия в пище, не только потому, что поступать так прилично монахам, но и потому, что разнообразие всегда производит расстройство пищеварения, так как часто одни продукты не сочетаются с другими. Поклоны Если есть рано вечером (в четыре часа дня по мирскому времени), то вечером можно с легкостью молиться и даже делать через три-четыре часа после еды земные поклоны – конечно, немного, – но молитву Иисусову и малые поклоны вечером можно творить почти сразу по прочтении повечерия. Обычно большое количество земных поклонов хорошо делать после пробуждения, чтобы разогрелся мотор и наша духовная машина тронулась с места для молитвы. Конечно, этого распорядка нужно придерживаться, пребывая в своей келлии. Находясь в гостях, нужно есть все, что предложат: будь то соленое, будь то кислое, будь то консервы или соления. Также не следует применять своего устава к чужим монастырям или домам. Поэтому хорошо пребывать в своей келлии и постоянно исполнять свой устав, который приносит пользу. В таком случае надо делать то, что можно: класть или великие поклоны, или малые и читать молитву. Однако если кто-то поздно поел, то сразу же после еды земных поклонов ему лучше не делать или если делать, то немного и при этом сильно не наклоняться, но лишь преклонять колени, сохраняя прямое положение тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

«1. Монашеский устав. В период равноденствия (март — сентябрь): Третий час пополудни (девятый час по-византийски): Девятый час и Вечерня. В четыре часа пополудни: ужин — кроме понедельника, среды и пятницы. Повечерие совершаем на заходе солнца. Три часа ночи: подъем. С трех до четырех часов ночи: монашеское правило. В четыре часа ночи начинаем Полунощницу и Утреню. В одиннадцать часов дня: обед (в дни, когда мы вкушаем пищу один раз в день). С одиннадцати до трех часов дня: занимаемся делами и рукоделием. 2. Монашеское правило. 1. Одна четка-трехсотница Господу Иисусу Христу с крестным знамением и малыми поклонами, такими, чтобы доставать рукой до колена. Если колени немного сгибаются, вреда в этом нет — это помогает им не уставать. Поклоны помогают стяжать умиление, потому что преклонением колен мы выражаем наше служение Богу. 2. Сто молитв по четкам Пресвятой Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси мя»,  с малыми поясными поклонами и крестным знамением — как указано выше. 3.  «Слава и ныне, Аллилуйя» (3), «Слава Тебе, Боже » (3) с тремя земными поклонами. 4. Пятидесятый псалом: «Помилуй мя, Боже». Читаем псалом тихо и во время чтения творим земные поклоны — пока не дочитаем его до конца. 5. Тропари Пресвятой Богородице: «Всем предстательствуеши Благая…», «Все упование мое…»и другие — с земными поклонами. 6. Тихим голосом читаем малое славословие:  «Тебе слава подобает, Господи Боже наш. ..», творя в это время великие земные поклоны. 7.  «Достойно есть…»  с земными поклонами. 8.  «Слава и ныне, Аллилуйя» (3), «Слава Тебе, Боже»  (3) и три великих поклона. Во время чтения молитв поклоны можно совершать чуть реже или чуть чаще — в зависимости от расположения. Это — первая часть нашего монашеского правила, посвященная нам самим. Потом повторяем то же самое с молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй раб Твоих»  и « Пресвятая Богородице, спаси рабов Твоих».  Это молитва о мире. Здесь мы можем поминать и имена людей, которые нуждаются в помощи. В третий раз повторяем вышеуказанный чин с молитвой: «Упокой, Господи, души раб Твоих», «Пресвятая Богородице, помози рабом Твоим».

http://pravmir.ru/249925/

1) Часы в том виде, как они изложены, называются великопостными. Отличительными их особенностями, как мы видели, служат особые напечатанные в Часослове тропари и кондаки, кафизмы, паремия на 6 часе, поклоны великие и присоединение к 9 часу молитвословий из последования изобразительных. Часы со всеми этими особенностями Типикон назначает на все так называемые постные дни св. Четыредесятницы, т. е. на понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех первых шести седмиц Великого поста (см. послед. понед. 1 седм. В. поста, Тип., л. 310 и дал.; послед. среды 1 седм. В. поста, л. 317) и, кроме того, за исключением только кондаков, на понедельник, вторник и среду Страстной седмицы 651 . 2) Так как на постные дни св. Четыредесятницы, а равно на понедельник, вторник и среду Страстной седмицы могут падать некоторые особые торжества, напр., праздник Благовещения, то в богослужении этих дней Типикон указывает более или менее значительные или сокращения (собственно для постовых его частей), или дополнения (собственно праздничных принадлежностей), вообще же изменения против обыкновенного состава; но какие бы перемены не были вводимы, во все эти дни всегда и при всех условиях он назначает великопостные часы, из отличительных особенностей которых исключая только тропари и кондаки и заменяя их праздничными (напр., 24 февраля тропарь и кондак Предтечи, Тип., л. 191), а все остальные, т. е. кафизмы, паремию на 6 часе, поклоны великие и присоединение к 9 часу молитвословий из последования изобразительных, удерживая (см. 11 и 12 мрк. гл. под 24 февр., Тип., л. 190–192; 9 март., л. 196 на об. и 197; 25 март., 202 на об. и дал.; 34 и 35 храм. гл., л. 418 на об.–420). 3) С четверга Страстной седмицы чтение кафизм и великие поклоны уже совершенно прекращаются; но и в этот день, равно как в пяток и субботу той же седмицы, к 9 часу Типикон присоединяет молитвословия из последования изобразительных (см. послед. Вел. четверг., л. 339 на об., пятка, л. 343, и субб., л. 345 на об.). Таким образом молитвословия изобразительных составляют всегдашнюю и неотъемлемую принадлежность богослужения всех постных дней шести седмиц св. Четыредесятницы и всех без исключения дней Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010